От условий перевозок мощности грузопотоков характеристики судов зависит

Обновлено: 25.04.2024

Технико-эксплуатационные характеристики судов (ТЭХ) — это степень пригодности судов к транспортировке определенных видов грузов, т.е. конструктивные особенности и грузовые характеристики судна, отвечающие транспортным характеристикам и свойствам грузов. Это и является залогом эффективной и безопасной морской перевозки.

К транспортным характеристикам и свойствам груза относятся его габаритные размеры и объемно-массовые характеристики: объем, вес, удельный объем, удельно-погрузочный объем (УПО-объем 1 тонны груза, который он занимает в грузовом помещении (м3/тн)), плотность, тара и упаковка, средства укрупнения грузов (СУГ), маркировка по ГОСТ.

К технико-эксплуатационным характеристикам судна относятся следующие данные:

  • класс регистра судна, назначение судна, способы грузообработки;
  • линейные характеристики судна, осадка по летнюю грузовую марку;
  • объемно-массовые характеристики судна;
  • грузовые характеристики судна;
  • регистровая вместимость судна;
  • тип и мощность главного двигателя, вид топлива;
  • расход топлива на ходу и на стоянке;
  • скорость судна, дальность и автономность плавания.

Размерность основных элементов судна:

  • длина судна наибольшая, м;
  • ширина судна наибольшая, м;
  • высота борта до главной палубы, м;
  • осадка судна в полном грузу по летнюю грузовую марку в воде с плотностью 1,025 т/м3, м.

Российский Морской Регистр Судоходства является Государственным органом технического надзора и классификации гражданских судов. Документом, который подтверждает выполнение и соответствие требований Регистра к морским судам, является Классификационное свидетельство. Класс Регистра указывает на то, что данное судно пригодно для выполнения определенной работы:

  • оно является вполне безопасным для плавания в указанном районе;
  • безусловно обеспечена безопасная перевозка грузов, для которых судно предназначено.

Российский Морской Регистр Судоходства является членом Международной ассоциации классификационных обществ.

Все суда по району плавания подразделяются на:

  • суда неограниченного района плавания ( т.е. международные перевозки грузов);
  • суда с ограниченным районом плавания ( т.е. морские и речные перевозки для междугородных перевозок грузов).

Все транспортные суда подразделяются на пассажирские (имеющие более 12 пассажирских мест) и грузовые. В свою очередь, грузовые суда делятся на сухогрузные и наливные. К сухогрузам относятся и контейнерные перевозки грузов.

Регистровая вместимость судна: это условный показатель объема помещений судна, защищенных от морской стихии. Измеряется в регистровых тоннах, которая равна 100 куб. футам (2,83 м³), т.е. регистровая тонна — это величина объема. Регистровый тоннаж служит для сравнения величин судов и определения величины различных портовых сборов, а также для статистического учета тоннажа.

Регистровый тоннаж подразделяется на:

  • Брутто-регистровый тоннаж, валовая вместимость (Grosstonnage, GT) — это объем всех помещений судна под палубой и в надстройках за вычетом объема: балластных танков, рулевой рубки, помещений на палубе для вспомогательных механизмов, камбуза, ватерклозетов на палубе, светлых люков и др.
  • Нетто-регистровый тоннаж, чистая вместимость (Nettonnage, NT) — это объем помещений, служащий для перевозки грузов и пассажиров, т.е. используемый в коммерческих целях, и применяется в основном для исчисления портовых соборов и налогов. Он получается в результате исключения из брутто-регистрового тоннажа объема помещений жилых и служебных помещений, румпельной и цепного ящика, штурманской рубки, водяного балласта вне междудонного пространства, помещений для котлов и вспомогательных механизмов вне машинного отделения.

На основании обмера Регистром судну выдается документ, именуемый мерительным свидетельством.

По типам двигателей суда подразделяются на пароходы с поршневыми двигателями, теплоходы с дизельными двигателями, паро- и газотурбоходы, дизель-электроходы и турбо-электроходы, атомоходы и пр.

В настоящее время наибольшее распространение получили суда с дизельными малооборотными двигателями повышенной мощности, с малым расходом топлива, но обладающие большими габаритами и весом. Топливом служит: твердое топливо — уголь (в настоящее время почти не используется), и жидкое — флотский мазут, моторное и дизельное топливо, бензин, керосин, сжиженные газы и т.д. Тип двигателя и вид топлива оказывают большое влияние на экономичность судна и надежность его двигателей.

Следующий важный параметр: скорость судна, которая определяет так называемую провозную способность и срок доставки груза. Измеряется в узлах; (скорость в 1 морской узел равна 1 морской миле в 1 час). Достаточно вспомнить знаменитые гонки «чайных» клиперов и «Голубую ленту Атлантики» 20–го века. Скорость судна зависит от мощности двигателя и конструктивных обводов корпуса. Стоимость топлива в составе совокупных эксплуатационных расходов судна занимает до 40–60%.

Дальность и автономность плавания напрямую зависят от вместимости топливных танков и экономичной скорости (скорость судна, обеспечивающая минимальный расход топлива на единицу пути) – 1 морская миля.

Классификация грузовых потоков по родам грузов предусматривает выделение и анализ основных массовых грузов, доля которых в общем объеме перевозок того или иного вида транспорта, страны или региона значительна. При этом для каждого вида транспорта выделяют свою номенклатуру основных массовых грузов. По отдельным районам анализируют также и другие грузы, которые составляют хотя и небольшую долю в общем грузообороте по стране, однако имеют большое значение для данного района.

Для каждого вида транспорта характерна своя структура грузопотоков, хотя в целом перечисленные группы грузов составляют основу объема перевозок (83 — 92%) на указанных видах транспорта. На железных дорогах наиболее значительны перевозки строительных материалов, каменного угля, нефтегрузов (в основном продукция нефтепереработки), железных руд, черных металлов и хлебных грузов; для речного транспорта наиболее характерны перевозки минеральных стройматериалов и лесных грузов; для морского транспорта — наливные (нефтегрузы), стройматериалы, руды и хлебные грузы.

Анализируя грузопотоки по видам транспорта, выделяют, прежде всего, универсальные виды транспорта общего пользования — железнодорожный, внутренний водный и морской, осуществляющие массовые и, как правило, первичные перевозки грузов. Перевозки автомобильным транспортом, который выполняет значительную часть повторных перевозок, анализируют отдельно. Выделяют также перевозки трубопроводным транспортом, который перемещает только определенные продукты. Так, 62,5% нефтегрузов транспортируется по трубопроводам.

Характеристика грузопотоков по основным массовым грузам определяется объемами, направлениями и условиями перевозок разнообразной продукции различными видами транспорта по территории страны. Мощность и направления грузопотоков зависят от размещения производительных сил, интенсивности, специализации и особенностей производства и потребления различных видов продукции, наличия и состояния транспортной инфраструктуры по регионам, развития, международных транспортно-экономических связей. В связи с распадом СССР и разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками на транспорте России произошли существенные изменения не только в объемах, но и в структуре и направлениях основных грузопотоков. Так, вместо сократившихся потоков донецкого угля из Украины в центральные районы России увеличены грузопотоки этого топлива из Кузбасса и Печорского бассейна. Резко возросли потоки нефти, газа и угля из восточных районов страны в страны СНГ и на экспорт в дальнее зарубежье, в основном в Западную Европу и страны Азии. Это относится также к продукции металлургического комплекса (включая цветные металлы), лесной и химической промышленности. В то же время существенно возрос (примерно в 2 раза) ввоз в Россию промышленной к продовольственной продукции. Значительная часть этого ввоза осуществляется автомобильным транспортом в контейнерах на дальние расстояния (свыше 800—1000 км).

Другой особенностью изменений грузопотоков является уменьшение их мощности и рост излишних нерациональных перевозок. На 20—30% снизились объемы перевозок железной руды, нефтяных и лесных грузов, цемента, пиломатериалов. Вместе с тем средняя дальность этих грузов возросла почти на 25%. Многие из однородных грузов перевозят навстречу друг другу, повторно и на значительные расстояния при наличии аналогичной продукции в близких к местам потребления районах. Такая ситуация вызвана устранением системы оптимального планирования грузопотоков, кризисом неплатежей и излишней суверенизацией стран СНГ, находящихся, по существу, в едином ранее созданном экономическом и технологическом пространстве.

Основными из них являются: географическое размещение и уро­вень развития производительных сил, технико-технологические осо­бенности производства, связанные с потреблением сырья, топлива и т. д.; баланс производства и потребления отдельных регионов (стран); взаимосвязь между отдельными странами, районами, отрас­лями производства; политические отношения между странами; не­равномерность размещения природных ресурсов; уровень развития других видов транспорта.

Районы тяготения могут непосредственно прилегать к морским побережьям (ближние) или выходить к побережью через другие тер­ритории (дальние), при этом основным районообразующим факто­ром является территориальное общественное разделение труда, спе­циализация районов по определенным отраслям производства; внут­рирайонные транспортные связи, экономические тяготения их к дру­гим экономическим районам (странам).

При изучении районов тяготения следует рассматривать геогра­фическое положение территории, размещение промышленных и сель­скохозяйственных центров с точки зрения их потребности в транс­порте, наличие морских портов и их транспортных связей с центра­ми производства. Анализ районов тяготения производится с учетом факторов, влияющих на образование морских грузопотоков в/из дан­ного района.

Грузопотоками называется количество данного груза, перево­зимого в определенном направлении за единицу времени (характе­ризуется объемами и направлением, структурой и степенью равно­мерности).

Объем и направление - количественные и качественные харак­теристики, определяющие потребность в транспортных средствах и направлении грузопотоков, вид и район плавания, состав грузовых судов, потребных для перевозок.

Структура грузопотока- состав грузов, разных по свойствам и требованиям, предъявляемым к их перевозке. Структура грузопото­ка определяет конструктивные типы судов (качественный состав по­требного для перевозки грузов тоннажа, организацию перевозок и тех­нологию грузовых работ). Грузопотоки также характеризуются сте­пенью равномерности, под которой понимается распределение гру­зопотока (по времени его возникновения и продолжительности дей­ствия). Они делятся на круглогодичные, сезонные и эпизодические.

Грузопотоки - экономическая основа развития и организации работы морского транспорта.

Одним из критериев районирования грузопотоков является их распределение по морским бассейнам и портам с минимализацией затрат труда и финансовых средств на транспортировку грузов от рай­онов производства до районов потребления.

Районирование внешнеторговых грузопотоков осуществляется для минимизации издержек на перевозки.

Торговое судоходство - перемещение по морским и океанским путям разнообразных средств морского транспорта (грузовых и пас­сажирских судов, паромов и других типов судов) - организуется для перевозки пассажиров и грузов.

В настоящее время на морском транспорте используются две формы организации торгового судоходства: трамповое (нерегулярное) и линейное (регулярное).

Трамповое судоходствопредусматривает организацию движе­ния судов одиночными рейсами по различным направлениям. Порты отправления, прибытия и промежуточного захода, а также время от­правления устанавливаются в соответствии с заключенным догово­ром (чартером) на перевозку определенной партии груза.

Линейное судоходствопредусматривает организацию движения одного или группы закрепленных за линией судов для перевозки гру­зов между заранее определенными портами. Определяющим призна­ком этого вида судоходства является постоянство оборота судов по заранее объявленному расписанию движения на определенном направ­лении. Линейное судоходство организуется на направлениях устой­чивых грузо- и пассажиропотоков с достаточными для загрузки судов объемами.

В расписании линии точно указываются наименование судна, порты отправления, промежуточного захода и назначения, время при­бытия и отправления судов. Работа по расписанию наиболее четко регламентирует по времени весь перевозочный процесс.

По скорости доставки грузов и пассажиров линейное судоход­ство может быть обычным, срочным или экспрессным. Основным признаком срочных и экспрессных линий являются повышенные ско­рости доставки грузов и пассажиров.

Морские линии делятся на каботажные и заграничные.

Различают совместные и односторонние заграничные линии. На совместных линиях организуется движение судов двух (или более) договаривающихся сторон по единому расписанию. На односторон­них заграничных линиях - организуется движение судов только одной страны (или компании). Линии организуются на основании межпра­вительственных договоров или соглашений, в которых излагаются условия их функционирования.

Линейное плавание является наиболее совершенной формой судоходства.

При достаточных грузопотоках однородных грузов создаются специализированные грузовые линий (угольные, рудные, зерновые, нефтяные и др.).

Линейные: L– длина, B – ширина, d– осадка, D– высота борта. При этом различают:– длину – по конструктивной ватерлинии Lквл; по ватерлинии между перпендикулярами Lpp, наибольшую Lнб и габаритную Lгаб;– ширину – по конструктивной ватерлинии Вквл; габаритную Вгаб; наибольшую Внб;– осадкуdс с грузом, dо – порожнем, dн – носом, dк – кормой.Высота борта D – измеряется на мидель-шпангоуте между точками пересечения килевой линии с плоскостью мидель-шпангоута до бортовой линии верхней палубы. Высота надводного борта – это разность между высотой борта D и осадкой d.

Назначенные судну величины высоты надводного борта фиксируются путем нанесения на обоих бортах палубной линии, основного знака грузовой марки и сезонных грузовых марок, соответствующим наибольшим осадкам в различных условиях плавания.Весовые: водоизмещение судна с полным грузом, водоизмещение порожнего судна, дедвейт и чистую грузоподъемность судна.

Водоизмещение судна с полным грузом D получается при загрузкеего по летнюю грузовую марку в соленой воде. Каждой грузовой марке соответствует свое значение водоизмещения судна, что отражает его зависимость от района плавания и времени года.Водоизмещение порожнего судна Dо – это его водоизмещение без груза, судовых запасов и экипажа с багажом, т. е. масса корпуса судна и механизмов, измеряемая в тоннах. В массу механизмов включается масса воды в котлах и конденсаторах. Водоизмещение порожнего судна является величиной постоянной.

Дедвейт судна Dw – это полная грузоподъемность судна, т. е. загрузка, обусловленная размерами и конструкцией, при которой его осадка соответствует установленной марке. Дедвейт определяет количество перевозимого груза, необходимых запасов топлива, воды, смазки и других переменных нагрузок которые может принять судно. Это разница между водоизмещением судна с полным грузом и водоизмещением порожнего судна.Чистая грузоподъемность судна Dч – масса груза, которую судно, погруженное по грузовую марку, может принять при имеющихся на нем запасах и экипаже в соответствии сезону и району плавания.

Объемные: грузовместимость, удельная грузовместимость, валовая вместимость и чистая вместимость.Грузовместимость судна W представляет собой объем всех его грузовых помещений и характеризует способность судна вместить определенное количество грузов по объему. Грузовместимость выражается в кубических метрах.

Различают грузовместимость судна насыпью Wнас и в кипах Wк .

Грузовместимость насыпью близка к геометрическим объемам грузовых помещений, так как сыпучие грузы заполняют все пространства, в том числе и промежутки между эле- ментами набора корпуса судна.

Киповая вместимость судна характеризует объем, практически используемый при перевозке штучных, генеральных грузов. Киповая вместимость всегда меньше вместимости насыпью.Удельная грузовместимость показывает грузовместимость судна, приходящуюся на 1 тонну чистой грузоподъемности. w = W/Dч, м 3 /т.Валовая вместимость судна или брутто-регистровый тоннаж –выражает объем помещений судна как сооружения в целом, измеряется в регистровых тоннах (1 рег. тонна = 2,83 м3). Чистая вместимость судна или нетто-регистровый тоннаж выражает условный объем помещений судна, которые служат для перевозки грузов или пассажиров, т. е. коммерчески эксплуатируемых, рег-тонны.

Скорость - определяет уровень затрат времени на перемещение грузов и провозную способность судна. Различают техническую и паспортную скорости.

По назначениюморские суда подразделяются на:

– сухогрузные (перевозка сухих грузов, штучных, насыпных, навалочных и др.)

– наливные, или танкеры (перевозка нефти и нефтепродуктов и др. жидких грузов без тары)– пассажирские (перевозка пассажиров, багажа, почты, мелких партий груза)– технические (для выполнения гидротехнических работ, подъем затонувших судов, плавучие краны)

– буксиры и толкачи (транспортируют несамоходные грузовые и технические суда на буксире или способом толкания)– служебно-вспомогательные (обслуживают транспортный флот в портах и на рейдах).

По специализации: универсальные, многоцелевого назначения и специализированные.Универсальное морское судно – предназначено для перевозки генеральных грузов, а также различных насыпных и навалочных грузов.

Суда многоцелевого назначения имеются нескольких модификаций, различающихся способом погрузки-выгрузки, – вертикальный, горизонтальный и комбинированный. Главная особенность судов многоцелевого назначения и их отличие от универсальных состоит в лучшей приспособленности для перевозки отдельных видов грузов: пакетированных, промышленного оборудования, самоходной строительной и автомобильной техники, небольших партий рефрижераторных, жидких, пищевых и ценных грузов.

Суда узкой специализации предназначены для перевозки определенного вида груза. Для перевозки генеральных грузов – это рефрижераторы и контейнеровозы, для навалочных и насыпных – балкеры, для наливных грузов – танкеры.

Основной знак грузовой марки судов (ТП – тропическая в пресной воде; П – в пресной воде; Т- тропическая, Л – летняя; З – зимняя; ЗСА – зимняя в Северной Атлантике), совершающих международные рейсы, представляет собой кольцо («диск Плимсоля»), которое пересекается горизонтальной линией, проходящей через центр кольца, который размещен на середине длины судна. В знаке грузовой марки для судов, не совершающих международные рейсы, на кольце дополнительно по диаметру наносят вертикальную линию. Сезонные грузовые марки, соответствующие осадкам в различных условиях плавания, изображают горизонтальными линиями, параллельными линии, проходящей через центр кольца, и перпендикулярными соединяющей их вертикальной линии. Они показывают положение грузовых ватерлиний судна. Грузовая марка на судах, перевозящих лесные грузы, отличается тем, что в ее составе имеется дополнительная часть, изображающая сезонные грузовые марки при перевозке лесных грузов. Эти марки наносят от знака грузовой марки в корму.

Частота отправления - определяет число отправленных судов из начального пункта линии за одни сутки периода отправления и характеризует плотность грузопотока.

, сут

m - величина судопотока


- общая масса груза, перевозимого в течение периода отправления


, сут


-коэффициент неравномерности перевозок во времени

Интервал отправления – промежуток времени м/у двумя последовательными отправлениями судов из начального пункта линии.

, сут , сут


, сут (*)

Интервал и частота отправления судов и составов являются важнейшими характеристиками, на которых осуществл-ся формирование грузовых линий. Наиболее удобной величиной интервала для организации работы линии принято считать одни сутки, при этом частота отправления =1, что означает отправление судов в строго определенное время суток. Однако расчетные значения интервала (*) как правило не равны этой величине не смотря на это удобным для организации работы флота по линии являются следующие значения:

- 24 сутки, 18, 16, 8, 6, 4 … часа, на мощных грузовых потоках – 32, 36, 48, 72, 96, 120, 144 часа, когда интервал превышает одни сутки.

7.Организация тягового обслуживания несамоходных судов.

В практике организации перевозок принято 3 формы закрепления тяги за тоннажом:

2.на отдельные рейсы

3.на круговой рейс

Постоянное закрепление – означает, что буксирное судно работает с одним и тем же составом весь навигационный период.

Закрепление на отдельные рейсы – означает, что один тип буксирного судна работает с составом только в течение своего рейса. В начальных и конечных пунктах происходит замена состава одного на другой.

Закрепление на круглый рейс – означает, что в одном из пунктов тяга ожидает приведенный состав, а в другом нет, т.о. буксир толкач работает с одним составом в течение своего кругового рейса.

Для согласования работы тяги и тоннажа необходимо соблюдать следующие условия6

1. продолжительность круговых рейсов тяги и тоннажа должны быть кратны интервалу отправления на линии


2. м/у временем обработки тяги и тоннажа в начальных и конечных пунктах и интервалом отправления должна быть определенная связь


(при постоянном закреплении)


- продолжительность полной обработки тоннажа в начальном пункте


- продолжительность полной обработки тоннажа в конечном пункте


При закреплении на отдельный рейс:

;

При закреплении на круговой рейс:




- любое целое число (0,1,2..)

Оптимальная форма закрепления тяги за тоннажом определяется из условия обеспечения минимальных эксплуатационных расходов в каждом из пунктов обработки флота.

8.Пропускная способность водных путей.

Под пропускной способностью водного пути понимают максимальное число судов (составов или тонн груза), которые могут последовать ч/з лимитирующий участок водного пути в обоих направлениях за расчетный промежуток времени при определенных технических характеристиках судов и организации движения.

Пропускная способность водного пути зависит от факторов:

1.от лимитирующих участков водного пути (ширина, глубина, скорость)

2.от технических характеристик флота (главных измерений- высота, ширина, грузоподъемность, осадка, скорость)

3.от организации пропуска судов ч/з лимитирующие участки.

9.План освоения грузопотоков.

Грузовым потоком – называется однородный груз, предъявляемый к перевозке из одного пункта отправления в один пункт назначения.

Основные характеристики:

2.пункт отправления и назначения

(любое изменение из них ведет к изменению грузопотока)

3.масса однородного груза

4.расстояние перевозок в км и периодом предъявления груза к перевозке

Пассажиропоток определяет количество пассажиров, перемещаемых из одного пункта отправления в один пункт назначения в течение определенного периода времени.

План освоения грузовых потоков:

Он является первым разделом графика движения, в нем устанавливаются основные принципы организации перевозок и работы флота, определяется рациональное закрепление видов флота за грузовыми потоками, формируется схема грузовых линий и рассчитывается потребность в грузовом флоте.

Разработка плана освоения грузопотоков осуществляется в следующей последовательности:

1.подготовкак и анализ исходных данных

2.сочетание грузовых потоков прямого и обратного направления

3.устанавливается каким видом флота и какими видами судов (№ проекта) может быть освоен каждый грузовой поток либо пара согласованного грузопотока

4.обосновывается закрепление флота за грузовыми потоками и распределение по направлениям перевозок

5.формирование схемы грузовых линий

6.определение продолжительности круговых рейсов грузовых судов и потребность в них.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: