Особенности взаимодействия службы судебных приставов с судами и иными правоохранительными органами

Обновлено: 27.04.2024

Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (УМВД) по многим направлениям повседневной деятельно­сти осуществляет постоянное взаимодействие с другими правоохранительными органами. Сфера деятельности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не является исключением. Так, сов­местное решение задач по охране спецконтингента в судебных учреждениях является постоянным предметом взаимодействия УМВД с Управлением феде­ральной службы судебных приставов РФ по Липецкой области (УФССП), от слаженности действий представителей обоих ведомств зависит эффективность в достижении поставленных целей.

Каждое проводимое охранно-конвойной службой полиции мероприятие в судебном учреждении не обходится без участия сотрудников службы судебных приставов. Сотрудники УФССП оказывают содействие и практическую по­мощь полицейским при охране и конвоировании заключенных под стражу лиц: по удалению граждан с маршрутов конвоирования в залы судебных заседаний и возможности беспрепятственного осуществления сотрудниками полиции кон­войных функций; по проведению совместных осмотров конвойных помещений и залов судов на предмет обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств, бесхозных предметов и вещей.

Одновременно с этим, совместная работа двух ведомств направлена на обеспечение безопасности и предупреждение возможных нарушений обще­ственного порядка в судебном заседании, в частности нападений на участников судебного процесса, достигается посредством четких и слаженных действий сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции и судебных приста­вов. Правильно организованное взаимодействие особо важно при рассмотрении судами дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, о преступлениях, совер­шенных группой лиц, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). Неотъемлемой частью взаимодействия является совместная работа по недопущению побегов спецконтингента при охране и конвоировании в судебных учреждениях и иных чрезвычайных происшествий с их участием.

Правовой основой взаимодействия УМВД и УФССП является совмест­ный приказ от 18.03.2005 № 144/83. В рамках осуществляемого взаимодействия на постоянной основе проводятся организационно-практические мероприятия, цель которых - повышение эффективности совместно реализуемых задач и не­допущение чрезвычайных происшествий. Так, с целью выработки устойчивых практических навыков при исполнении сотрудниками охранно-конвойных под­разделений органов внутренних дел области своих должностных обязанностей, организуются и ежеквартально проводятся на местах совместные со службой судебных приставов практические тренировки по тактике предупреждения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств в судебных учреждениях, на которых в условиях максимально приближенных к реальным отрабатываются действия личного состава при различных осложнениях обстановки. Кроме того, во взаи­модействии отдела организации охраны, конвоирования и содержания подозре­ваемых, обвиняемых и лиц, подвергнутых административному аресту УОООП УМВД России по Липецкой области и специализированного отделения по ОУПДС УФССП России по Липецкой области разработаны методические ре­комендации «Взаимодействие сотрудников охранно-конвойных подразделений ТО МВД России районного уровня и судебных приставов по ОУПДС УФССП России по Липецкой области», которые направлены в ТО МВД России район­ного уровня для применения в практической деятельности.

Для решения имеющихся проблемных вопросов, определения направле­ний совершенствования совместной деятельности и конкретных мер по дости­жению запланированных результатов, связанных с охраной и конвоированием подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, ежегодно проводят­ся совещания по вопросам межведомственного взаимодействия при обеспече­нии безопасности судебных процессов с участием представителей УМВД, УФССП, судебного департамента в Липецкой области, административных ор­ганов Липецкой области.

Одновременно, в рамках организованного взаимодействия, представители УФССП России по Липецкой области принимают участие в ежегодно проводи­мых совещаниях с начальниками изоляторов временного содержания и коман­дирами подразделений охраны и конвоирования территориальных органов МВД России районного уровня. На таких совещаниях вырабатываются органи­зационные мероприятия, направленные на повышение эффективности в реше­нии совместно выполняемых задач, недопущению чрезвычайных происшествий в служебной деятельности.

Как показывает практика, проводимые в рамках взаимодействия органи­зационные и практические мероприятия, позволяют сотрудникам ведомств при несении службы в судебных учреждениях профессионально выполнять возло­женные на них задачи, оперативно и слаженно совместными усилиями решать возникающие в работе проблемные вопросы.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства юстиции РФ и МВД России от 18 октября 2018 г. № 216/689 "Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов”


Обзор документа

Приказ Министерства юстиции РФ и МВД России от 18 октября 2018 г. № 216/689 "Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов”

В соответствии с пунктом 1.3 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 4, ст. 305, № 47, ст. 4933; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852, № 14, ст. 1413; 2009, № 12, ст. 1429, № 25, ст. 3060, № 41, ст. 4790, № 49 (ч. 2), ст. 5970; 2010, № 22, ст. 2776, № 40, ст. 5072; 2011, № 34, ст. 4986, № 35, ст. 5092; 2012, № 37, ст. 4996, № 38, ст. 5102; 2015, № 2, ст. 461, № 6, ст. 965, № 15, ст. 2281; 2017, № 29, ст. 4374; 2018, № 25, ст. 3696), приказываем:

1. Утвердить прилагаемое Положение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра юстиции Российской Федерации В.В. Федорова и первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации А.В. Горового.

Министр юстиции
Российской Федерации
А.В. Коновалов
Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.А. Колокольцев

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минюста России,
МВД России
от 18.10.2018 № 216/689

Положение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов

2. В целях организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации их территориальные органы организуют обмен информацией в соответствии с настоящим Положением.

Обмен информацией, представляемой на бумажном носителе и (или) в электронной форме, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия 5 , а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

3. Федеральная служба судебных приставов, ее территориальные органы:

1) информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы о выявленных фактах, содержащих признаки составов преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации, а также совершенных должностными лицами Министерства внутренних дел Российской Федерации или в отношении должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем поступления соответствующей информации;

2) организуют в соответствии со статьей 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 6 объявление в розыск подозреваемого (обвиняемого);

3) информируют о временном ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 7 и статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на основании соответствующих запросов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов;

4) направляют в экспертно-криминалистические подразделения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации материалы уголовных дел для производства судебных экспертиз;

5) информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы о случаях возбуждения исполнительных производств, должниками по которым являются органы внутренних дел Российской Федерации;

6) взаимодействуют в случае необходимости по запросу территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей;

7) оказывают содействие органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

4. Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы:

1) организуют на основании постановления дознавателя Федеральной службы судебных приставов и в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, розыск подозреваемого (обвиняемого);

2) представляют адресно-справочную информацию о привлекаемых Федеральной службой судебных приставов к уголовной ответственности лицах на основании соответствующих запросов Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов;

3) направляют запросы о временном ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

4) организуют проведение экспертно-криминалистическими подразделениями системы Министерства внутренних дел Российской Федерации судебных экспертиз по материалам, направленным Федеральной службой судебных приставов, ее территориальными органами;

5) направляют судебным приставам-исполнителям вторые экземпляры постановлений о наложении административных штрафов в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 8 .

5. Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации проводят сверки статистических данных, отражающих результаты работы по взысканию административных штрафов, наложенных территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением направляемых на принудительное исполнение в электронном виде.

6. Федеральная служба судебных приставов и Министерство внутренних дел Российской Федерации, их территориальные органы в целях выработки предложений по совершенствованию взаимодействия проводят совместные рабочие встречи и семинары, создают межведомственные рабочие группы по координации действий и оперативному решению текущих вопросов, связанных с реализацией настоящего Положения.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2007, № 10, ст. 1156; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3588, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3631, № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 29, ст. 4287, № 49 (ч. 5), ст. 7067, № 50, ст. 7352; 2013, № 14, ст. 1657, № 27, ст. 3477, № 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, № 11, ст. 1094, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 52 (ч. 1), ст. 7552; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 50, № 10, ст. 1427; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 45, № 27 (ч. 1), ст. 4160; 2018, № 1 (ч. 1), ст. 62.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 14, № 23, ст. 2761, № 29, ст. 3642, № 39, ст. 4539, ст. 4540, № 51, ст. 6162; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 7, ст. 905, № 17, ст. 2312, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4287, № 30 (ч. 1), ст. 4573, ст. 4574, № 48, ст. 6728, № 49 (ч. 1), ст. 7014, ст. 7041, № 49 (ч. 5), ст. 7061, ст. 7067, № 50, ст. 7343, ст. 7347, ст. 7352, ст. 7357; 2012, № 31, ст. 4322, ст. 4333; 2013, № 14, ст. 1641, ст. 1657, № 30 (ч. 1), ст. 4039, № 51, ст. 6678, ст. 6699, № 52 (ч. 2), ст. 6948, ст. 7006; 2014, № 11, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 30 (ч. 1), ст. 4217, № 42, ст. 5615, № 43, ст. 5799, № 52 (ч. 1), ст. 7543; 2015, № 10, ст. 1393, ст. 1410, ст. 1411, ст. 1427, № 14, ст. 2022, № 27, ст. 3945, ст. 3977, ст. 4001, № 48 (ч. 1), ст. 6706; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 11, ст. 13, ст. 45, ст. 64, № 11, ст. 1493, № 12, ст. 1707, № 14, ст. 1910, № 18, ст. 2511, № 27 (ч. 1), ст. 4207, № 27 (ч. 2), ст. 4259, ст. 4293; 2017, № 1 (ч. 1), ст. 33, № 22, ст. 3070, № 30, ст. 4456, № 31 (ч. 1), ст. 4739, ст. 4761, ст. 4785, № 47, ст. 6847, № 50 (ч. 3), ст. 7553; 2018, № 1 (ч. 1), ст. 70, № 11, ст. 1583, № 18, ст. 2572, № 24, ст. 3400, № 32 (ч. 1), ст. 5100.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900, № 27, ст. 3880, ст. 3881, № 30 (ч. 1), ст. 4595, № 48, ст. 6730, № 49 (ч. 1), ст. 7018, ст. 7020, № 49 (ч. 5), ст. 7067, № 50, ст. 7352; 2012, № 26, ст. 3441, № 50 (ч. 5), ст. 6967; 2013, № 14, ст. 1645, № 26, ст. 3207, № 27, ст. 3477, № 48, ст. 6165, № 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, ст. 559, ст. 566, № 30 (ч. 1), ст. 4259, № 42, ст. 5615, № 52 (ч. 1), ст. 7542; 2015, № 7, ст. 1021, ст. 1022, ст. 1105, № 10, ст. 1393, № 14, ст. 2008, № 29 (ч. 1), ст. 4374; 2016, № 26 (ч. 1), ст. 3870, № 27 (ч. 1), ст. 4160, № 27 (ч. 2), ст. 4238; 2017, № 22, ст. 3071, № 25, ст. 3591, № 31 (ч. 1), ст. 4821, № 50 (ч. 3), ст. 7562; 2018, № 11, ст. 1591, № 31, ст. 4857.

4 Со стороны ФССП России: управления ФССП России, действующие на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, структурные подразделения территориальных органов ФССП России. Со стороны МВД России: на окружном уровне - Главное управление МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте МВД России по федеральным округам; на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации; на районном уровне - управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, Управление МВД России на комплексе «Байконур».

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 38, ст. 4823; 2011, № 24, ст. 3503, № 49 (ч. 5), ст. 7284; 2013, № 45, ст. 5827; 2014, № 12, ст. 1303, № 42, ст. 5746, № 48, ст. 6862, ст. 6876, № 50, ст. 7113; 2016, № 34, ст. 5243; 2017, № 29, ст. 4380, № 30, ст. 4672, № 41, ст. 5981, № 44, ст. 6523, № 45, ст. 6661; 2018, № 28, ст. 4234).

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921; 2018, № 31, ст. 4818.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2004, № 27, ст. 2711; 2010, № 15, ст. 1756; 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4589; 2015, № 27, ст. 3945; 2018, № 30, ст. 4537.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2018, № 32 (ч. 2), ст. 5119.

Обзор документа

Минюст и МВД определили направления и порядок взаимодействия Министерства и ФССП в целях:

- розыска подозреваемых и обвиняемых;

- розыска и задержания лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Предусмотрены обмен информацией в бумажном и электронном виде, проведение совместных семинаров, совещаний.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В соответствии с пунктом 1.3 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305, N 47, ст. 4933; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852, N 14, ст. 1413; 2009, N 12, ст. 1429, N 25, ст. 3060, N 41, ст. 4790, N 49 (ч. 2), ст. 5970; 2010, N 22, ст. 2776, N 40, ст. 5072; 2011, N 34, ст. 4986, N 35, ст. 5092; 2012, N 37, ст. 4996, N 38, ст. 5102; 2015, N 2, ст. 461, N 6, ст. 965, N 15, ст. 2281; 2017, N 29, ст. 4374; 2018, N 25, ст. 3696), приказываем:

1. Утвердить прилагаемое Положение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра юстиции Российской Федерации В.В. Федорова и первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации А.В. Горового.

Министр внутренних дел

приказом Минюста России,

от 18.10.2018 N 216/689

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

И МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИХ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3590; 2000, N 46, ст. 4537; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2007, N 10, ст. 1156; 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3588, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3631, N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4182; 2011, N 29, ст. 4287, N 49 (ч. 5), ст. 7067, N 50, ст. 7352; 2013, N 14, ст. 1657, N 27, ст. 3477, N 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, N 11, ст. 1094, ст. 1099, N 19, ст. 2331, N 52 (ч. 1), ст. 7552; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 50, N 10, ст. 1427; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 45, N 27 (ч. 1), ст. 4160; 2018, N 1 (ч. 1), ст. 62.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14, N 23, ст. 2761, N 29, ст. 3642, N 39, ст. 4539, ст. 4540, N 51, ст. 6162; 2010, N 31, ст. 4182; 2011, N 7, ст. 905, N 17, ст. 2312, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4287, N 30 (ч. 1), ст. 4573, ст. 4574, N 48, ст. 6728, N 49 (ч. 1), ст. 7014, ст. 7041, N 49 (ч. 5), ст. 7061, ст. 7067, N 50, ст. 7343, ст. 7347, ст. 7352, ст. 7357; 2012, N 31, ст. 4322, ст. 4333; 2013, N 14, ст. 1641, ст. 1657, N 30 (ч. 1), ст. 4039, N 51, ст. 6678, ст. 6699, N 52 (ч. 2), ст. 6948, ст. 7006; 2014, N 11, ст. 1099, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. 1), ст. 4217, N 42, ст. 5615, N 43, ст. 5799, N 52 (ч. 1), ст. 7543; 2015, N 10, ст. 1393, ст. 1410, ст. 1411, ст. 1427, N 14, ст. 2022, N 27, ст. 3945, ст. 3977, ст. 4001, N 48 (ч. 1), ст. 6706; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 11, ст. 13, ст. 45, ст. 64, N 11, ст. 1493, N 12, ст. 1707, N 14, ст. 1910, N 18, ст. 2511, N 27 (ч. 1), ст. 4207, N 27 (ч. 2), ст. 4259, ст. 4293; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 33, N 22, ст. 3070, N 30, ст. 4456, N 31 (ч. 1), ст. 4739, ст. 4761, ст. 4785, N 47, ст. 6847, N 50 (ч. 3), ст. 7553; 2018, N 1 (ч. 1), ст. 70, N 11, ст. 1583, N 18, ст. 2572, N 24, ст. 3400, N 32 (ч. 1), ст. 5100.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900, N 27, ст. 3880, ст. 3881, N 30 (ч. 1), ст. 4595, N 48, ст. 6730, N 49 (ч. 1), ст. 7018, ст. 7020, N 49 (ч. 5), ст. 7067, N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441, N 50 (ч. 5), ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645, N 26, ст. 3207, N 27, ст. 3477, N 48, ст. 6165, N 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, ст. 559, ст. 566, N 30 (ч. 1), ст. 4259, N 42, ст. 5615, N 52 (ч. 1), ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1021, ст. 1022, ст. 1105, N 10, ст. 1393, N 14, ст. 2008, N 29 (ч. 1), ст. 4374; 2016, N 26 (ч. 1), ст. 3870, N 27 (ч. 1), ст. 4160, N 27 (ч. 2), ст. 4238; 2017, N 22, ст. 3071, N 25, ст. 3591, N 31 (ч. 1), ст. 4821, N 50 (ч. 3), ст. 7562; 2018, N 11, ст. 1591, N 31, ст. 4857.

Со стороны ФССП России: управления ФССП России, действующие на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, структурные подразделения территориальных органов ФССП России. Со стороны МВД России: на окружном уровне - Главное управление МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте МВД России по федеральным округам; на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации; на районном уровне - управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, Управление МВД России на комплексе "Байконур".

2. В целях организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации их территориальные органы организуют обмен информацией в соответствии с настоящим Положением.

Обмен информацией, представляемой на бумажном носителе и (или) в электронной форме, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2011, N 24, ст. 3503, N 49 (ч. 5), ст. 7284; 2013, N 45, ст. 5827; 2014, N 12, ст. 1303, N 42, ст. 5746, N 48, ст. 6862, ст. 6876, N 50, ст. 7113; 2016, N 34, ст. 5243; 2017, N 29, ст. 4380, N 30, ст. 4672, N 41, ст. 5981, N 44, ст. 6523, N 45, ст. 6661; 2018, N 28, ст. 4234).

3. Федеральная служба судебных приставов, ее территориальные органы:

1) информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы о выявленных фактах, содержащих признаки составов преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации, а также совершенных должностными лицами Министерства внутренних дел Российской Федерации или в отношении должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем поступления соответствующей информации;

2) организуют в соответствии со статьей 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерацииобъявление в розыск подозреваемого (обвиняемого);

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. 1), ст. 4921; 2018, N 31, ст. 4818.

3) информируют о временном ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"и статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" на основании соответствующих запросов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 2004, N 27, ст. 2711; 2010, N 15, ст. 1756; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4589; 2015, N 27, ст. 3945; 2018, N 30, ст. 4537.

4) направляют в экспертно-криминалистические подразделения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации материалы уголовных дел для производства судебных экспертиз;

5) информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы о случаях возбуждения исполнительных производств, должниками по которым являются органы внутренних дел Российской Федерации;

6) взаимодействуют в случае необходимости по запросу территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей;

7) оказывают содействие органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

4. Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы:

1) организуют на основании постановления дознавателя Федеральной службы судебных приставов и в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, розыск подозреваемого (обвиняемого);

2) представляют адресно-справочную информацию о привлекаемых Федеральной службой судебных приставов к уголовной ответственности лицах на основании соответствующих запросов Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов;

3) направляют запросы о временном ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";

4) организуют проведение экспертно-криминалистическими подразделениями системы Министерства внутренних дел Российской Федерации судебных экспертиз по материалам, направленным Федеральной службой судебных приставов, ее территориальными органами;

5) направляют судебным приставам-исполнителям вторые экземпляры постановлений о наложении административных штрафов в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5119.

5. Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации проводят сверки статистических данных, отражающих результаты работы по взысканию административных штрафов, наложенных территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением направляемых на принудительное исполнение в электронном виде.

6. Федеральная служба судебных приставов и Министерство внутренних дел Российской Федерации, их территориальные органы в целях выработки предложений по совершенствованию взаимодействия проводят совместные рабочие встречи и семинары, создают межведомственные рабочие группы по координации действий и оперативному решению текущих вопросов, связанных с реализацией настоящего Положения.

Участие суда в исполнительном производстве сводится в основном к следующему.

Во-первых, на суд возлагается разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего исполнения его решения.

Во-вторых, судебные приставы-исполнители исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, она впоследствии переносятся в исполнительный лист. Именно от правильности и точности формулировки судом резолютивной части порой зависят в немалой степени быстрота и результативность исполнительных действий.

В-третьих, в компетенции суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, например: выдача исполнительного листа либо возможность выдачи нескольких исполнительных листов по одному судебному акту, решение вопросов восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к взысканию, разъяснение судебного акта для целей его исполнения, отсрочка или рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения, поворот исполнения решения, отложение, приостановление, прекращение исполнительных действий и целый ряд других вопросов в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

В-четвертых, суд осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава, старшего судебного пристава субъекта РФ, главного судебного пристава РФ. Жалобы заинтересованных лиц на их действия и постановления подаются в суд с учетом ст. 128 Закона об исполнительном производстве.

К числу исполнительных документов, выдаваемых судами, относятся: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами, исполнительные листы иностранных судов и арбитражей (только в случаях, предусмотренных международными договорами. Как правило, российские суды выдают собственные исполнительные документы после процедуры признания иностранных судебных решений), судебные приказы, судебные акты по делам об административных правонарушениях. Суд помимо выдачи исполнительных документов осуществляет текущий и последующий судебный контроль — основные формы взаимодействия суда и судебного пристава-исполнителя.

Иногда текущий контроль именуется предварительным.

К текущему судебному контролю в исполнительном производстве относятся следующие действия суда:

  • восстановление пропущенного срока на выдачу исполнительного листа;
  • разъяснение судебного акта;
  • отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов, изменение способа и порядка исполнения;
  • отложение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения;
  • приостановление и прекращение исполнительного производства.

Безусловно, текущий судебный контроль состоит и в вынесении в силу прямого указания закона или по просьбе заинтересованных лиц судебных актов, на основании которых органы принудительного исполнения возбуждают, изменяют или прекращают действия по производству принудительного исполнения.

Закон об исполнительном производстве предусматривает основания для приостановления исполнительного производства судом, что также является проявлением текущего судебного контроля.

Кроме того, суду принадлежат существенные функции в отношении возможности прекращения исполнительного производства (ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

Также суд на основании судебного акта определяет правопреемника в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и др.).

с какими органами и как взаимодействует фссп

Федеральная служба судебных приставов является государственным ведомством, которое изначально было создано для исполнения судебных решений. В рамках своей деятельности оно сотрудничает практически со всеми государственными органами власти. Управлением заключает соглашения, на основании которых и происходит взаимообмен. В статье рассмотрим, с какими органами и как взаимодействует ФССП, на основании чего приставы могут делать запросы в госведомства, и передаются ли сюда сведения по исполнительным листам.

С какими органами власти взаимодействует ФССП

В России существует три основных ветви власти – судебная, исполнительная и законодательная. С каждой из них Управление службы судебных приставов ведет взаимодействие. Работа ведомства является государственным механизмом, направленным на исполнение вынесенных судебных решений и постановлений.

Судебные приставы наделены рядом полномочий и прав, закрепленных в ФЗ «Об исполнительном производстве», а также других законодательных актах. Все они были бы невозможны без активного взаимообмена с другими государственными инстанциями. Среди самых распространенных ведомств можно отметить:

с какими органами власти работает фссп

  • МВД.
  • ПФР.
  • Налоговая служба.
  • Росимущество.
  • ГИБДД.
  • Миграционная служба.

В своей работе судебным приставам приходится подавать различные запросы в вышеуказанные ведомства. Причем они не ограничены законом о защите персональных данных, и вправе получить такие сведения.

Чтобы выяснить финансовую составляющую, помимо ФНС, запросы направляются в финансово-кредитные организации, где могут быть открыты счета должника. После потребовать удержания средств любого из них, а также приостановить доступ к счету владельцу.

Обратите внимание! ФССП может взаимодействовать с любыми органами и ведомствами в целях получения и передачи информации в рамках взыскания долга и выполнения решения суда.

Как взаимодействует ФССП с другими органами власти

Когда судебный пристав открывает исполнительный лист, то первое, что он сделает – это проверит имущественное и финансовое положение должника. Помимо отправки такого запроса самому неплательщику, письма рассылаются в разные инстанции, где могут содержаться данные сведения:

как взаимодействует фссп с другими органами власти

Получив ответы на все запросы, пристав оценивает реальное положение дел. При обнаружении различного вида имущества, а также счетов должника, к ним могут применяться ограничительные меры. Таким образом, происходит взаимообмен с органами.

Сведения об аресте передаются в базу ГИБДД, Росреестр. Это позволяет ограничить возможность регистрационных действий по описанному имуществу должника – квартирам, домам, автотранспортным средствам.

В банк, где имеются открытые счета, направляется Постановление на арест, и временную блокировку финансовых операций. При этом платежи на счет могут поступать, а средства будут списываться в счет долга. Исключение составят только социальные выплаты, они не подлежат аресту.

Помимо этого в Росимущество передаются сведения об арестованном имуществе для выставления его на продажу. Выставляется на торги оно в принудительном порядке, если сумма составляет более 30 000 рублей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: