Когда образовался мировой суд в рф

Обновлено: 24.04.2024

Судебные акты мировых судей Российской Федерации. Полная база решений, определений и постановлений мировых судей по всем категориям, статистика судебных дел. Адреса и контактная информация всех судебных участков по субъектам Российской Федерации.

Деятельность Мировых судей Российской Федерации

  • Уголовные дела в соответствии с ч. 1 ст.31 УПК РФ, при этом наказание за совершение подобных деяний не должно превышать трёх лет лишения свободы;
  • Категории специальных дел о выдаче судебного приказа;
  • Расторжение брачных отношений, в том случае если, если между супругами отсутствует споры в отношении несовершеннолетних детей;
  • Дела, связанные с разделом нажитого в брачном периоде имущества, при этом цена иска не должна превышать пятидесяти тысячам рублей;
  • Дела об определении порядка пользования совместным имуществом;
  • Другие дела, возникающие из семейных отношений, за исключением дел об оспаривании материнства либо отцовства, принудительная процедура лишения родительских прав, также ограничение в осуществлении родительских прав и удочерение либо усыновление, признание брака фиктивным (незаконным);
  • Категории других дел относящихся к имущественным спорам. Не рассматриваются дела о наследовании определённых имущественных обязательств, дела о пользовании интеллектуальной собственностью;
  • Категории дел об административных правонарушениях, которые отнесены КОАП РФ к компетенции мирового судьи;
  • Дела, в которых имеются вновь открывшиеся обстоятельства, в отношении ранее вынесенных судьей решений, принятых им в ходе рассмотрения в первой инстанции и вступившими в законную силу.

История создания мировых судов в России

До восемнадцатого века в нашей стране не было даже понятия мировых судов в понятном нам понимании, первые суды похожие на современные аналоги стали появляться при Петре I, но первое существенное развитие судебной системы было осуществлено при императрице Екатерине II. Более ста лет существовала созданная Екатериной уникальная для своего времени система судебного делопроизводства. А первые аналоги мировых судов, в современном их понимании появились в результате проведенной в Российской империи 1863 году судебной реформы. Одним из значимых нормативных актов, разработанный в ходе проведения судебной реформы, стал «Судебный устав». На основании данного нормативного акта, в систему органов власти Российской империи были впервые введены мировые суды. Судьей мирового суда мог стать только мужчина, подданный Российского государства, не моложе двадцати пяти лет и имеющий специализированное образование. Подобные суды существенно разгружали судебную систему России, так как в них рассматривались несущественные дела, которые часто заканчивались миром между истцом и ответчиком.

После первой октябрьской революции в 1917 году система судопроизводства претерпела существенные изменения. Вместо мировых судов в судебной системе страны появились местные суды, действующие на основании положения Декрета СНК РСФСР от 24.11.1917"О суде". Данным декретом приостанавливались действия существующего института мировых судей, а местные судьи, уполномоченные рассматривать дела все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, предусматривающие не более 2 лет лишения свободы, избирались прямыми, демократическими выборами, при этом прежние мировые судьи также не были лишены права избираться на данные должности. Впоследствии, после издания декрета ВЦИК от 30.11.1918 «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и постановления ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» , в стране были учреждены Народные суды, в компетенцию которых были переданы все уголовные дела, споры об имущественных и личных правах и интересах, а также дела, в порядке бесспорного производства, по которым требуется для какого-либо учреждения республики или лица, установление факта или события. Гражданским процессуальным кодексом Р.С.Ф.С.Р. устанавливалась единая судебная система, состоящая из Народного Суда, Губернского Суда и Верховного Суда. Данная система явилась прообразом современной судебной системы судов общей юрисдикции.

Институт мировых судей в Российской Федерации был воссоздан после 1996 года, после принятия Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в статье 28 которого закреплялся статус мирового судьи, как суда первой инстанции по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в пределах своей компетенции.

Территориальная подсудность дел мировых судей

Мировые судьи рассматривают гражданские дела (имущественного и не имущественного характера, при имущественном споре цена иска не должна превышать пятидесяти тысяч рублей), уголовные дела (категории дел сроком лишения свободы не выше трех лет) и административные дела. Территориальная подсудность мировых судей, заключается в рассмотрении дел мировыми судьями в рамках территории своих судебных участков. Число мировых судей и количество судебных участков в каждом субъекте РФ определяются федеральным законом по инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации.

Количество судебных участков на территории субъектов рассчитывается по численности населения в административно-территориальном образовании. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Председатели районных судов обеспечивают равномерное распределение уровня загрузки на судебном участке. Если нагрузка, возлагаемая на одного мирового судью выше среднего значения, то в таком случае председатель районного суда вправе передать часть дел и исковых заявлений мировому судье другого участка, но в том же судебном районе. Как показывает практика, судебные участки на территории России всегда загружены, и это является существенной проблемой для осуществления судопроизводства.

Порядок рассмотрения дел мировыми судьями

Мировые судьи рассматривают споры на основании поступившего искового заявления. Форма гражданского иска, сроки подачи искового заявления определены в статье 131 Гражданско-процессуального кодекса России. В случаях, определенных действующим законодательством, судья может отказать в принятии искового заявления, вернуть исковое заявление, или оставить исковое заявление без движения. При подаче искового заявления необходимо собрать всю доказательственную базу, предоставить копии и оригиналы документов, рассчитать госпошлину, которая рассчитывается от суммы иска при имущественных спорах либо имеет установленную налоговым законодательством определенную сумму при делах неимущественного характера.

На стадии предварительного рассмотрения, а также в ходе рассмотрения дела по существу между сторонами судебного процесса возможно заключение мирового соглашения, по определенным категориям дел. При этом судья не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При заключении мирового соглашения стороны судебного процесса должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Как и в районных судах, так и в судах мировых существует понятие предварительного судебного заседания. Это специфическая процедура, благодаря которой решаются некоторые аспекты дела. Ведение судебного разбирательства мирового судьи регулируется нормами гражданского судопроизводства России. Дело в среднем (если не имеется иных обстоятельств, влияющих на сроки) рассматривается судьей в течение двух месяцев непосредственно с момента поступления иска в суд. В ходе судебного заседания участники имеют права делать ходатайства и отводы судье, участвовать как самостоятельно, так и предоставляя вместо себя лицо, защищающее их интересы по доверенности, истребовать протоколы судебных заседаний для ознакомления и внесения замечания в них, просить судью о привлечении свидетелей или приобщении материалов, имеющих значение для своевременного и юридически правильного рассмотрения дела с точки зрения требований действующего процессуального законодательства.

Судебные решения мировых судей

Деятельность мирового суда в Российской Федерации осуществляется в соответствии с процессуальными нормами, закрепленными в соответствующих процессуальных кодексах. Итогом рассмотрения судебного дела является принятие судебного решения мирового судьи, изданного в форме постановления. Кроме этого, мировые судьи могут принимать распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, которые являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Постановление мирового судьи, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению на всей территории РФ. Постановление, принимаемое судьей, издается в письменной форме, с выделением в нем резолютивной и мотивировочной частей. В документе обязательно указывается наименование суда, вынесшего решение, имя судьи и лиц участвующих в деле. В резолютивной части кратко описывается название иска, итог по делу, указываются нормативно-правовые акты, на которые ссылается судья, в мотивировочной части решения приводится аргументация принятого решения. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Процессуальное законодательство выделяет и разделяет виды актов, принимаемых судьей, а также виды и порядок осуществления процессуальных действий, проводимых судом. Определение и постановления по делу подлежат вручению всем сторонам, участникам рассмотрения дела.

Предварительное заседание мирового суда протоколируется секретарем судебного заседания. Статьей 229 ГПК РФ определен порядок ведению протокола в суде по определенным категориям дел. В ходе судебного разбирательства также ведется протокол, окончательный которого готовится в течении трех дней. По итогам судебного заседания мировой судья подписывает протокол, лица участвующие в рассмотрении дела имеют право затребовать копии протоколов для ознакомления с ними. Ведение участниками диктофонных записей в суде не законодательно не запрещено, при этом официальное ознакомление с любым материалом по делу возможно лишь на основании письменного заявления на имя председательствующего судьи.

Апелляционная жалоба на решение мирового судьи

Обжалование решения мирового судьи осуществляется путем подачи апелляционной жалобы, Апелляционную жалобу можно подавать не только на решение суда, но и на процессуальные судебные акты. Обжалование осуществляется в установленные процессуальным законодательством сроки. Также, в определенных случаях обжалование судебного решения или судебных действий может осуществляться представителем прокуратуры. В апелляционной жалобе также указывается данные суда апелляционной инстанции и лица, подавшего жалобу. В тексте жалобы приводится аргументация с обоснованием и ссылками на соответствующие правовые нормы, с указанием оснований неправомерности, по мнению автора жалобы, вынесения судебного решения, приводится соответствующая аргументация и доводы. Подать жалобу может непосредственно как участник процесса, так и лицо, действующее за него по доверенности. По итогам предварительного рассмотрения жалобы вышестоящей инстанцией, принимается решение по возбуждению производства по жалобе и рассмотрению ее по существу, возврату или оставления ее без движения.

Рассмотрение жалоб на решения мировых судей осуществляется районными судами, которые являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.


К 20-летию со дня создания мировой юстиции в России

Впервые мировая юстиция в России была введена в 1864 году в ходе судебной реформы императора Александра II, в корне преобразовавшей существовавшую структуру судебной системы Российской империи и весь процесс судопроизводства. Реформа ввела в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», сформировала институты, которые действуют и в наши дни: мировой суд, суд присяжных, адвокатуру, нотариат.

Учреждение мировых судей по судебным уставам от 20 ноября 1864 года было обусловлено необходимостью сделать правосудие доступным для населения, стремлением увеличить количество судей и уменьшить нагрузку вышестоящих судов. Мировой суд являлся судом первой инстанции по рассмотрению незначительных гражданских и уголовных дел, осуществлял свою деятельность в рамках мирового округа, состоявшего из уезда с входящими в него городами. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и го­родскими думами, утверждались Сенатом. Апелляционной инстанцией для мирового суда выступал съезд мировых судей. При­говор съезда мировых судей считался окончательным и мог быть об­жалован лишь в кассационном порядке в Сенате.

Судебные преобразования в Российской империи растянулись на длительный период. Так, в Сибири институт мировых судей был введен только в 1897 году и имел ряд особенностей. Мировые судьи в Сибири назначались министром юстиции, функции, компетенция и круг их обязанностей были шире, чем в европейской части России. На своем судебном участке мировой судья дополнительно выполнял обязанности следователя и нотариуса. Функции съезда мировых судей в Сибири были возложены на окружные суды, которые одновременно осуществляли надзорные функции за деятельностью мировых судей в Сибири.

Мировая юстиция в дореволюционной России функционировала до 1917 года (в Сибири до 1919 года), когда Декретом №1 «О суде» были упразднены все ранее существовавшие судебные учреждения, а вместо мировых судей созданы местные суды, действовавшие в составе одного судьи и двух заседателей.

Возрождение института мировых судей стало одним из важных этапов проводимой в стране судебной реформы. Его появление продиктовано временем, необходимостью реорганизации судебной системы России.

Модель построения мировой юстиции в России постоянно совершенствуется. Возрастающая судебная нагрузка на мировых судей приводит к изменениям законодательства. За 20 лет в Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» было внесено 19 изменений. Регулярно вносятся изменения и в Федеральный закон от 29 декабря 1999 года «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». На сегодняшний день действует новая 42-ая редакция Закона.

Достаточно много времени и сил потребовалось для создания региональной законодательной основы деятельности мировых судей. Скорейшего решения требовали вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей, осуществляемого органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. А именно, мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Первый региональный закон о мировом суде в Сибирском федеральном округе был принят в 1999 году. Это был Закон Республики Бурятия от 24.08.1999 № 240-II «О мировых судьях в Республике Бурятия».

В марте 2000 года был принят Закон Томской области «О мировых судьях в Томской области», закрепивший правовой статус мировых судей, порядок их назначения и срок полномочий. 4 мая 2001 года принят Закон «О создании судебных участков и учреждении должностей мировых судей в Томской области».

15 июня 2001 года была создана Служба по обеспечению деятельности мировых судей в Томской области Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Томской области. В 2002 году Администрацией Томской области был образован Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Томской области, который возглавил А.В. Мордовин. С 1 июля 2011 года Комитетом руководит А.А. Зорин.

Первые мировые судьи Томской области начали свою деятельность в июне 2001 года. Датой образования мировой юстиции Томской области является 1 декабря 2001 года, когда все 56 судебных участков мировых судей приступили к работе. В последующие годы в зависимости от нагрузки менялись границы судебных участков, в некоторых районах участки упразднялись, а в других создавались, но общее количество судебных участков оставалось прежним.

В 2018 году принят Закон Томской области от 10.09.2018 № 102-ОЗ «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей Томской области», в котором определены количество, порядковые номера и границы судебных участков мировых судей Томской области.

За последние годы масштабные изменения в судебной системе России связаны с учреждением апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Если рассмотрение апелляционных жалоб на решения мировых судей по-прежнему относится к компетенции районных судов, то с 1 октября 2019 года пересмотр вступивших в законную силу судебных актов, принятых мировыми судами Томской области, осуществляет Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

За 20 лет существования мировая юстиция прошла сложный путь становления и развития, заняв достойное место в судебной системе страны, став одним из наиболее востребованных институтов правосудия. Несмотря на серьезную нагрузку, мировые судьи на деле обеспечивают эффективную защиту прав и свобод граждан. За годы работы институт мировых судей доказал свою состоятельность и способность успешно решать поставленные


Актуальность данной темы определяется тем, что хронологию возникновения и развития мировой юстиции в России трудно определить четко, так как практически все исследователи предлагают периоды, которые удалены друг от друга достаточно продолжительными этапами. Данный факт не только усложняет установление хронологических границ возникновения и развития данного института, но и делает невозможным однозначную его датировку. В итоге в периодизации института мировых судей проявляется определенная условность хронологических границ, в рамках которых развивался и формировался объект исследования.

Ключевые слова: мировой суд, мировой судья, мировая юстиция, судебная реформа, история развития, законодательство.

Первое упоминание о мировой юстиции относится к 1826 году. Наиболее активное движение в сторону создания системы мировых судей относится к периоду судебного реформирования 1864 г. С данного момента историография становления института мировых судей поддается конкретной датировке. В соответствии с Судебными уставами от 20 ноября 1864 г. в России начинается введение первых пореформенных судебных учреждений — мировых судов, которые были приписаны к окружным судам.

Сторонники считали становление института мировых судей важной мерой в развитии судебной системы по причине того, что легкие, не представляющие значимости дела, переходят к судьям, которые и занимаются преимущественно подобными делами. Итогом такого реформирования станет то, что с территориальной точки зрения правосудие станет намного ближе к народу, следовательно, станет для населения наиболее доступным, что будет способствовать оперативному рассмотрению судебных дел.

К большому сожалению, либеральное законодательство 1864 г. практически с первых же дней своего существования было подвергнуто изменениям не в лучшую сторону, так как, по меткому выражению И. В. Гессена, оно «вошло в государственный организм инородным телом». Эти изменения в историографии получили такие названия как: «контрреформирование», «подправление», «кризис», и по своей сути сводились к одному: не позволить развиваться усилению судебной власти, не позволить демократизации в судопроизводстве и сделать все, чтобы вернуть развитие к административной системе управления. В результате в стране стали вводиться специальные положения, которые стали ограничивать права и свободы человека.

До 1889 г. Правительством не принималось каких-либо мер в данном направлении, до тех пор пока не было принято в продолжающейся «судебной контрреформе» очередное наиболее реакционное «Положение о земских участковых начальниках», благодаря которому окончательно был разрушен принцип разделения судебной и административной властей. Данным законом был практически полностью уничтожен институт мировой юстиции.

Таким образом, еще задолго до наступления событий, связанных с Октябрьской революцией 1917 г., исполнительной властью, которая возглавлялась Императором, был нанесен удар по либеральному законодательству 1860-х годов по судебной системе России. Данный тезис подтверждается так же и Постановлением Временного правительства от 25 марта 1917 г., где регламентировались положения, согласно которым независимость суда стала пустым звуком, гласность исчезала по первому желанию администрации. Военный суд стал обычным явлением. Итогом данных преобразований, стало то, что среди населения появилось недоверие к суду.

Также важно отметить, что достаточно серьезные преобразования претерпевает система местных судов при Временном правительстве. Министерство юстиции окончательно упраздняет должности земских начальников и кандидатов на эти должности. Судебные функции земства передаются временным судам, а административные функции — уездным комиссарам, что способствует явному разделение административных и судебных функций [3].

Временным правительством были созданы временные суды. Временные суды действовали в составе мирового судьи (председателя), выборного представителя от армии и выборного представителя из числа рабочих. К подсудности временных судов относились дела об агитации против нового строя, о продаже спиртных напитков, о сокрытии торговцами продовольствия, о кражах, хулиганстве и т. д.

После долгих лет забвения, упоминание о мировой юстиции впервые прозвучало при принятии Постановления Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В данном постановлении регламентировалось, что мировые суды — это суды первой инстанции. Специфическая черта института мировых судей заключается в том, что они подразделяются на участковых (территориальных) и специализированных (следственных, пенитенциарных и т. д.). Участковые (территориальные) — разрешают уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, на специализированные возлагаются контрольные функции там, где под угрозу подпадают свободы и права человека [8].

Вопросы о создании и развитии мировой юстиции в России вызвало большой резонанс в юридических и научных кругах. Безусловно, оно имело многочисленное количество сторонников, но были и противники. Важно отметить, что сейчас споры о необходимости и целесообразности введения института мировой юстиции поутихли, так как польза мирового суда очевидна, а сомнения и опасения противников оказались однозначно преувеличены.

Например, противники создания системы мировых судов выдвигали предложения по ограничению проведения судебной реформы только увеличением штатной численности судей районного звена, тем самым, они предполагали, что будет решена проблема по снижению рабочей нагрузки на судей районного звена. Однако, с принятием ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», регламентируется четкое обозначение действующих в Российской Федерации судов. К ним относятся федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, которые составляют вместе судебную систему РФ [4].

Важно отметить, что появление в современной системе мировой юстиции позволило:

во-первых, снизить нагрузку на федеральных судей;

во-вторых, максимально приблизить правосудие к населению;

в-третьих, повлекло за собой изменение подсудности дел, упростилась процедуры обращения граждан к суду;

в-четвертых, упростилась процедура рассмотрения дел [9].

На основании вышеизложенного, важно отметить, что институт развития мирового судейства в РФ в процессе своего становления претерпел значительное количество изменений. На современном этапе этот институт в России перенял большое количество нововведений, в том числе и от зарубежных стран. Главной и самой важной причиной возрождения и восстановления института мирового судейства стала необходимость обеспечения доступности правосудия, именно этот фактор и стал решающим в развития рассматриваемого правового явления.

Необходимо отметить, что предложенная хронология становления института мировой юстиции в настоящем исследовании позволяет проследить этапы организации становления института мирового суда, сравнить его с предшествующим дореформенным и последующим пореформенным качественным состоянием, рассмотреть закономерности его развития и степень преемственности.

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // Российская газета. 1993. № 247.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997
  3. Максимов В. В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2015. № 9. С. 44.
  4. Сачков А. Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы // Российская академия правосудия. Ростов н/Д, 2017. С. 22.
  5. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 2015.
  6. Лонская С. В. Мировой суд в России (1864–1917 гг.): историко-правовое исследование. М., 2012.
  7. Терентьев Р. В. Реформа местного суда в России в начале XX в. (историко-правовой аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2015.
  8. Ведомости ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
  9. Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

Основные термины (генерируются автоматически): мировая юстиция, Россия, суд, мировой суд, судебная реформа, Временное правительство, выборный представитель, либеральное законодательство, мировое судейство, мировой судья.


В статье автор исследует генезис института мировых судей.

Ключевые слова: мировой суд, мировые судьи, судебная система, реформирование, судебная реформа.

Впервые мировой суд появился в Англии в 14 веке, Северной Америке был введен в 17 веке, во Франции 18 века и в 1959 году был ликвидирован [3, с.1755].

В Российской империи институт мировых судей появился в 1864 году, в ходе буржуазных реформ Александра II, а именно его судебной реформы. В некоторых частях огромной Российской империи суд не действовал и в 1889 году был вовсе упразднён. Мировая юстиция была восстановлена лишь в 1917 году.

Появление законопроектов, которые предусматривали введение мировых судей, было обусловлено наличием объективных политических, социально-экономических и идеологических предпосылок, таких как: необходимость уничтожения крепостного права, кризис правосудия (отделение административной от судебной власти), тесные связи между европейскими государствами.

Именно эти факторы побудили российских правителей к разработке и созданию различных концепций, законопроектов, посвященных судебной реформе.

Появление мировых судей в России было осуществлено в ходе судебных реформ 1862–1864 года [3, с.1755]. Александр II определял их компетенцию в таких нормативно –правовых актах как: учреждения судебных установлений, устав гражданского судопроизводства, устав уголовного судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями .

При выборе модели судебной системы в России законодатели выбрали ту, которая включает в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в Англии и Франции, которые являлись родиной мировых судей. Российская юстиция делались на мировую и общую, каждая из которых имела особую независимую сферу действия. Из французской системы российский законодатель взял идею единой для общих и мировых судов кассационной инстанции. Однако судебная система России имела и свои отличия, учитывавшие самобытность общинного строя и правового уклада того периода.

Законодатель в лице мировых судей пытался создать суд, который отвечал бы требованиям таким как: разветвлённость, доступность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Основной целью этих судов было примирение сторон.

Одной из заслуг судебной реформы 1864 года было введение мировой юстиции, задача которой была освободить общие суды от большого количества малозначительных гражданских и уголовных дел и максимально приблизить правосудие к народу.

Генезис мирового суда в России представляется следующим. В начале поддержание мира и порядка (в том числе судом по малозначительным делам) является прерогативой самоуправляющихся общностей, затем эти функции — как политически значимые — принимает на себя государство, и уже оно делегирует их специальным учреждениям (мировым судам). Затем государство не просто передает функции поддержания мира и порядка специальным учреждениям, но и устанавливает за ними достаточно жесткий контроль через вышестоящие судебные инстанции и законодательные органы субъектов Федерации.

Анализ предложений по реформированию отечественной судебной системы в XIX в. позволяет убедиться в том, что в основе аргументации в пользу идеи учреждения в России мировых судей были два важных обстоятельства: уничтожение крепостного состояния и необходимость решительного отделения судебной власти от власти административной [5, с.53]. Уничтожение крепостного права и освобождение крестьян представляло собой не только важнейший политический акт. Это был достаточно сложный процесс, причем как в техническом, организационном плане, так и с точки зрения юридической. Крестьянство к середине XIX в. составляло основную часть российского населения [5,с.55]. Межевание наделов, распределение усадеб на разряды по размерам годового оброка и расчет выкупной суммы, составление, разъяснение и исполнение уставных грамот, споры об отношениях помещиков и временнообязанных крестьян, устройство крестьянского самоуправления — вот лишь отдельные проблемы, урегулирование которых было следствием Манифеста 1861 г. и сопутствующих ему положений и правил.

Анализ памятников российского права позволяет сделать вывод, что многие элементы, присущие мировому судье и судопроизводству у него, не были полностью заимствованы из зарубежного законодательства, поскольку в России ранее существовали аналоги мировым судьям. Идеи самобытности развития России, на которые указывал еще Н. М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» 5 (1811 г.), оказывали свое влияние на развитие отечественного судоустройства и судопроизводства [2,с.117]. Объективно существовали определенные особенности, характеризующие судоустройство и судопроизводство, обусловленные наличием огромных территорий, особых климатических условий, общинного уклада жизни в России, большую часть населения которой составляли крестьяне.

Мировой судья в России как государственный институт вырастал из недр самоуправления территориальных единиц, но приобретал свой подлинный юридический статус лишь тогда, когда ему делегировались именно государственно-властные полномочия.

Зарождение института мировых судей вызвано объективными причинами. Необходимость усиления централизации власти в связи с формированием централизованных государств, обострение борьбы с оппозицией и необходимость наведения общественного порядка обусловили сосредоточение в руках одного лица не только административных, но и судебных функций. Профессиональные юристы в то время отсутствовали. Рост количества споров и конфликтов, с которыми не справлялись находившиеся у власти лица, требовал создания местной юстиции, пользующейся большим доверием у населения, но находящейся под постоянным контролем со стороны господствующего класса.

Таким образом, в Российской империи институт мировых судья появился в 1864 году, в ходе буржуазных реформ Александра II, а именно его судебной реформы. В некоторых частях огромной Российской империи суд не действовал и в 1889 году был вовсе упразднён. Мировая юстиция была восстановлена лишь в 1917 году. Появление законопроектов, которые предусматривали введение мировых судей, было обусловлено наличием объективных политических, социально-экономических и идеологических предпосылок, таких как: необходимость уничтожения крепостного права, кризис правосудия (отделение административной от судебной власти), тесными связями между европейскими государствами. Появление мировых судей в России было осуществлено в ходе судебных реформ 1862- 1864 года. Александр II определял их компетенция в таких нормативно — правовых актах как: учреждением судебных установлений, уставом гражданского судопроизводства, уставом уголовного судопроизводства, уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, судебная реформа, судебная власть, мировая юстиция, мировой суд, гражданское судопроизводство, Мировой судья, огромная Российская империя, Российская империя, судебная система.


Ключевые слова: суд, мировой суд, мировая юстиция, судебная система.

Исключение из полномочий полиции судебных дел стало причиной отделение власти судебной от административной. В результате мировой суд возник как суд по малозначительным делам, основную задачу которого составляло примирение сторон.

Мировой суд представлял собой самостоятельную подсистему в судоустройстве Российской империи и специализировался на разборе незначительных уголовных и гражданских споров, возникавших из повседневных отношений жителей конкретной местности [7,8]. Первую инстанцию мировой юстиции составляли единоличные участковые мировые судьи, второй инстанцией являлся съезд мировых судей, он выступал в качестве апелляционного суда, третьей инстанцией — кассационной — был Сенат [9]. В таком формате мировая юстиция существовала до реформы 1889 г. Необходимость решения крестьянского вопроса заставило правительство пойти по пути введения институтов, аналогичных мировым посредникам, что превращало мировой суд в ненужный орган. В силу этого практически были ликвидированы участковые мировые судьи. Они продолжали действовать только в столицах и крупных городах. Вместо участковых мировых судей вводились новые органы, различавшиеся по своим функциям. Одни из них являлись исключительно судебными — это были городской судья и уездный член окружного суда.

В ходе реформы местного суда 1912 г. мировая юстиция была вновь реформирована. Ревизии подверглись все нормы, связанные и с общим устройством мирового суда, и с судопроизводством, и с судебным управлением. Не стала исключением система цензов, претерпевшая корректировки в направлении расширения доступа лицам, имевшим юридическую компетенцию. Указанное стремление нашло отражение в ужесточении образовательного ценза.

22 ноября 1917 года Декретом о суде № 1 мировые суды были упразднены [1]. Более 80 лет мировая юстиция отсутствовала как таковая, и лишь на рубеже 80–90 — х годов XX века начался процесс возрождения этого звена судебной системы России. Данный процесс оказался непростым, так как проводился в болезненный период радикальных изменений во всех сферах государственной, экономической, политической и общественной жизни страны. Однако он отвечал назревшим потребностям общества в доступности правосудия, защите прав и свобод человека, регулировании имущественных споров и многих других.

Первым шагом на пути к возрождению мировой юстиции стала Концепция судебной реформы РСФСР [5]. Она была одобрена Верховным Советом РСФСР в октябре 1991 года. Согласно ей, мировые суды вводились в качестве судов первой инстанции и разделялись на два вида: участковых, действующих в пределах территории одного судебного участка, и специализированных (следственных, пенитенциарных и т. д.). Несмотря на то, что необходимость введения института мирового суда отвечала запросам общества и соответствовала реалиям времени, процедура его возрождения и законодательного закрепления растянулась на несколько лет. Мировой суд скупо и сухо упоминался в некоторых проектах Конституции: в одних содержались предложения о выборности мировых судей, в других и вовсе проговаривался вскользь [4, с. 73].

Окончательный вариант Конституции, принятый 12 декабря 1993 года в характеристике судоустройства, не имел никаких сведений о мировых судах [3]. Первая и на долгое время единственная норма, в которой говорилось о мировых судах, содержалась только в принятом в июне 1992 года Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Это было положение о порядке избрания мировых судей населением судебного округа на пять лет [2].

В рамках давно назревшего реформирования судебной системы, в 1994 году началась разработка проекта Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» [6]. Данный нормативно — правовой акт был направлен на регламентирование деятельности мирового суда, окончательно определял статус мирового судьи. Согласно ему, мировые судьи были отнесены к судебной системе субъектов Российской Федерации и выступали в качестве нижестоящей судебной инстанцией по отношению к районным (городским) судам. В проекте данного документа, как и в Концепции судебной реформы РСФСР, также чувствуется влияние дореволюционного опыта [4, с. 258].

Наконец, долгий и трудоемкий путь к возрождению мировой юстиции был пройден с принятием Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188 — ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [10]. Именно он регламентирует центральные аспекты отправления мирового правосудия, определяет правовой статус мировых судей, предоставляет гарантии их статуса, определяет компетенцию рассматриваемых дел, выдвигает основные требования к кандидатам на должность мирового судьи. Но уже в первой статье закреплено противоречие правового статуса мировых судей: они являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, но входят в единую судебную систему страны, осуществляют правосудие от имени Российской Федерации и действуют в строго установленном законом порядке.

Таким образом, более чем за 20 лет существования в Российской Федерации мировая юстиция доказала свою жизнеспособность и актуальность. Несмотря на категоричные высказывания многих ученых и исследователей, подвергающих сомнению эффективность института мирового суда, хотелось бы надеяться, что процесс совершенствования правового регулирования для качественной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц будет продолжен и в дальнейшем.

Основные термины (генерируются автоматически): мировая юстиция, мировой суд, Российская Федерация, мировой, суд, мировой судья, правовой статус мировых судей, судебная реформа РСФСР, судебная система, судья.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: