Особенности взаимодействия президента рф с законодательной исполнительной и судебной ветвями власти

Обновлено: 25.04.2024

Одной из важнейших сфер деятельности Президента Российской Федерации является его участие в формировании различных органов государственной власти.Некоторые органы формируются Президентом совместно с другими федеральными органами (Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации), а отдельные органы — единолично.

По согласованию с Государственной Думой Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации. Он назначает Председателя Правительства, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации и освобождает Председателя Правительства от должности. В случае трехкратного отклонения Думой представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства, Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации единолично, при этом он вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Президент осуществляет общее руководство Правительством, вправе председательствовать на его заседаниях, утверждает по предложению Председателя Правительства структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и органы под руководством Правительства.

Президент назначает заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (за исключением министров «силового блока») после их утверждения Государственной Думой и освобождает их от должности. После трехкратного отклонения Государственной Думой указанных кандидатур Президент вправе назначить на эти должности лиц, представленных Председателем Правительства. При этом, если после трехкратного отклонения указанных кандидатур более одной трети должностей членов Правительства остаются вакантными, Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Президент назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), общественной безопасности (это органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент), и освобождает их от должности.

Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации, принимает отставку Председателя Правительства, федеральных министров, а также руководителей федеральных ведомств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент назначает и освобождает представителей Российской Федерации в состав Совета Федерации в количестве 10% от количества представителей субъектов РФ.

Велика роль Президента Российской Федерации в формировании судейского корпуса. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателей, заместителей председателей и судей Конституционного и Верховного судов. Назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий председателей, заместителей председателей и судей Конституционного и Верховного судов, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Президент назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации. Назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров в соответствии с федеральным законом.

Президент назначает и освобождает Председателя Следственного комитета, всех его заместителей по представлению Председателя Следственного комитета, а также руководителей главных следственных управлений по субъектам Российской Федерации, их заместителей и иные должностных лиц, для должностей которых предусмотрены высшие специальные звания.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты, Государственной Думе представляет кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

Президент назначает пятерых членов (одна третья часть) Центральной избирательной комиссии, до 30 представителей Российской Федерации в Совете Федерации, из них семь могут быть назначены пожизненно, формирует Совет Безопасности, Администрацию Президента, Государственный Совет, принимает активное участие в формировании Общественной палаты, после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями Федерального Собрания назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах.

Президент Российской Федерации в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

Полномочия Президента по взаимодействию с Федеральным Собранием: Президент назначает выборы Государственной Думы и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией; вносит законопроекты в Думу, а также предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации; участвует (через своих представителей) во всех стадиях законодательного процесса, подписывает и обнародует федеральные законы, имеет право отлагательного вето; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики; сообщает Государственной Думе и Совету Федерации о введении военного и чрезвычайного положения и использовании вооруженных сил за пределами страны, а Совет Федерации утверждает эти указы. Члены Совета Федерации и Государственной Думы присутствуют при принесении присяги Президентом.

Полномочия Президента в сфере деятельности органов исполнительной власти: Президенту принадлежит решающая роль в формировании Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; принимает решение об отставке Правительства в целом или отдельных его членов; принимает отставку Правительства; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; может отменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента.

Президент вправе отрешать от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также глав муниципальных районов и главы городских округов по недоверию; приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции Российской Федерации и федеральным законам; может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; временно назначать и приостанавливать деятельность высших должностных лиц субъектов Федерации в чрезвычайных ситуациях; отстранять их от должности по представлению Генерального прокурора при возбуждении уголовного дела по обвинению в совершении тяжкого преступления либо по решению суда в случае издания высшим должностным лицом нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству.

Полномочия Президента в сфере правосудия: решающая роль Президента в формировании судейского корпуса; Президент вправе обращаться в Конституционный Суд с запросом для разрешения дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, конституций республик, уставов, законов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов и между субъектами, не вступивших в силу международных договоров, о толковании Конституции Российской Федерации. Новая редакция Конституции Российской Федерации предоставляет Президенту право обращаться в Конституционный Суд с запросом о конституционности проектов законов о поправке к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов до их подписания Президентом Российской Федерации, а также конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Президент осуществляет помилование.

Полномочия Президента в областивоенной безопасности: Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; формирует и возглавляет Совет Безопасности; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, Войск национальной гвардии РФ и других военизированных структур, присваивает высшие воинские и высшие специальные звания; утверждает концепцию национальной безопасности, утверждает военную, морскую и другие доктрины; утверждает план гражданской обороны; утверждает планы дислокации войск; санкционирует проведение ядерных испытаний; объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию; отдает приказ Вооруженным Силам на ведение боевых действий и применение ядерного оружия (ядерная кнопка); вводит на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее частях военное и чрезвычайное положение; руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере внешней политики: Президент определяет основные направления внешней политики государства; осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; представляет Российскую Федерацию в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах.

Полномочия Президента реализуются через принимаемые им правовые акты. Во-первых, Президент лично или через своих полномочных представителей принимает участие во всех стадиях разработки и принятия федеральных законов, начиная от права законодательной инициативы до их подписания и обнародования. Без его подписи не может вступить в законную силу ни один федеральный закон.

Наряду с федеральными законами Президент издает собственные указы ираспоряжения. Кроме того, в новой редакции Конституции Российской Федерации к актам Президента Российской Федерации отнесены также поручения Президента. Все эти акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указы, распоряжения и поручения можно считать подзаконными актами. Но многие указы издаются по вопросам, не урегулированным федеральными законами, а на основании, в соответствии и во исполнение Конституции РФ и фактически обладают той же юридической силой, что и законы. Поэтому такие указы не могут рассматриваться как подзаконные акты, хотя после принятия закона по этому вопросу указ должен быть отменен или приведен в соответствие с законом.[10]

К актам Президента относятся также его ежегодные послания Федеральному Собранию, законопроекты, направляемые в Государственную Думу, представления в Совет Федерации и Государственную Думу по кандидатурам для назначения должностных лиц, запросы в Конституционный Суд, предупреждения представительным (законодательным) органам и высшим должностным лицам субъектов Федерации, обращения к стране и к народу и др.

Кроме того, Президент как Верховный Главнокомандующий издает директивы и приказы, обязательные для исполнения в Вооруженных Силах Российской Федерации.

13.3. Администрация Президента
Российской Федерации

Для обеспечения деятельности Президента им формируется специальный государственный орган — Администрация Президента Российской Федерации. Возглавляет работу Администрации ее руководитель. В функции Администрации входит: подготовка законопроектов, проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации; осуществление контроля за их исполнением; обеспечение взаимодействия с политическими партиями и иными общественными объединениями, с государственными органами и должностными лицами зарубежных государств и международных организаций; обеспечение деятельности Совета Безопасности, различных советов и комиссий при Президенте; обеспечение взаимодействия федеральных органов с органами власти субъектов Российской Федерации; обеспечение реализации государственной политики в области кадров и государственной службы и др. В рамках Администрации создаются различные управления, отделы, рабочие аппараты, службы помощников и пресс-секретарей.

В состав Администрации входят также полномочные представители Президента в Федеральном Собрании, в Конституционном Суде, в федеральных округах и др. (см.: Указ Президента Российской Федерации «Об Администрации Президента Российской Федерации»от 25 марта 2004 г. № 400, ред. от 31.12.2014, Рос. газ. от 27 марта 2004 г.

Кроме того, при Президенте созданы: Комиссия по правам человека, Совет по местному самоуправлению, Совет по культуре и искусству, другие совещательные органы. В августе 2000 г. при Президенте создан в качестве совещательного органа Государственный Совет, в состав которого вошли все главы республик и других субъектов Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации формально не входит ни в одну из ветвей власти, в то же время в соответствии с Конституцией Российской Федерации и значительным числом федеральных законов он обладает весьма широкими полномочиями во всех сферах жизни и деятельности Российского государства. Президент оказывает влияние или осуществляет непосредственное руководство деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов власти с особым статусом, всех военизированных структур. И хотя Россия формально является полупрезидентской республикой, некоторые политологи, учитывая широту полномочий Президента, называют Россию суперпрезидентской республикой.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.

Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.

Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.

Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Регулируется ст.8 Конституции РФ. Президент Российской Федерации – глава государства. Это определяет его место в системе государственной власти. Как глава государства, он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Президент Российской Федерации не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции. Является гарантом конституционных прав и свобод гражданина. Избирается всенародным голосованием на 4 года и не может быть избран на 3 срокаю Может быть любой гражданин с 35 лет, который не менее 10 лет является гражданином РФ.

Полномочия Президента Российской Федерации наиболее широки в отношении органов исполнительной власти:

Согласно статьи 83 Конституции Российской Федерации, Президент назначает на должность Председателя Правительства Российской Федерации. До акта назначения Президент должен получить согласие Государственной Думы. Внесение Президентом кандидатуры на пост Председателя Правительства должно быть осуществлено в определенные сроки (например, не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или в течение недели со дня отклонения кандидатуры на этот пост Государственной Думы).

Президент Российской Федерации имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства.

Президент также имеет право назначать на должность и освобождать от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров без участия какого – либо иного органа, но делает это только по предложению Председателя Правительства.

В полномочия Президента Российской Федерации также входит решение вопросов об отставке Правительства Российской Федерации. Это решение может быть принято в трех случаях:

-по собственному усмотрению;

-в случае подачи Правительством заявления об отставке;

-в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой.

Президент может отменить постановления и распоряжения Правительство в случаях фактов противоречия акта Правительства Конституции Российской Федерации, федеральному закону, указу Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации. Он же ставит вопрос перед Государственной Думой об освобождении Председателя ЦБРФ от должности. Само же назначение или смещение осуществляется Государственной Думой.

Полномочия Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти:

Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий, предусмотренные Конституцией РФ или ее роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом “ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“.1

Президент Российской Федерации также имеет право распускать Государственную Думу, но только в точно установленных Конституцией случаях:

- Государственная Дума большинством общего состава депутатов трижды отклоняет представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ;

- Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

Президент Российской Федерации назначает референдум (общегосударственное голосование избирателей), порядок проведения которого устанавливается федеральным конституционным законом “ О референдуме “.1 Президент назначает референдум с указанием даты (в выходной день) своим указом после заключения Конституционного Суда о том, что все требования, предусмотренные законодательством, соблюдены. В Субъектах Федерации, в административно – территориальных единицах в соответствии с законом Субъектов Федерации местные референдумы назначают соответствующие органы государственной власти и должностные лица на местах.

Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу. В течение 14 дней Президент подписывает и обнародует (промульгирует) федеральные законы, то есть законы, действующие на всей территории России.

Президент Российской Федерации обладает правом вето – это отказ главы государства в санкционировании закона, лишь приостанавливающее вступление его в силу, так как Парламенту предоставляется право принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов.

Ежегодно Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию с посланиями об основных направлениях внешней и внутренней политики государства. Эти послания заслушиваются на совместном заседании палат Парламента. Помимо ежегодных посланий Президента обращается к Федеральному Собранию с иными посланиями. Например, послание по национальной безопасности в 1996 году.

Также Президент Российской Федерации наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации:

- федеральных законов и нормативных актов высших федеральных органов государственной власти (Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ);

- конституций и уставов, а также иных нормативных актов субъектов Федерации, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению субъектов Федерации;

- договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

а также вносить запросы в Конституционный Суд о толковании Конституции РФ, о том, как следует понимать то или иное положение, содержащееся в Конституции РФ. Президент имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.

Полномочия Президента в отношении судебной власти Российской Федерации:

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента Российской Федерации может освободить от должности Генерального прокурора. Вопрос об освобождении от должности судей федеральных судов определяется с учетом нормы статьи 121 Конституции РФ, решен Законом РФ ” О статусе судей в Российской Федерации“.1 Федеральный конституционный закон “ О Конституционном Суде Российской Федерации”2 определяет порядок и процедуры назначения и освобождения от должности судей Конституционного Суда. Судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции в субъектах Федерации, а также районных, городских судов назначаются Президентом на основании статьи 6 Закона РФ “ О статусе судей в Российской Федерации “.

Разграничение предметов ведения и расходных полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями управления. Общая характеристика бюджетного федерализма в Российской Федерации.

1.1 Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий – конституционный, договорный и законодательный. Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения, а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не содержит перечня предметов ведения субъектов Российской Федерации. Формулировка ст. 73 Конституции говорит о полноте государственной власти субъектов Российской Федерации, которой они обладают вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения.

Сами предметы ведения в Конституции РФ не разграничены по характеру оказываемого воздействия на сферы правового регулирования и сферы государственного управления, в которых осуществляются полномочия органов государственной власти.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы. Предметы ведения и полномочия органов Федерации можно условно разделить на несколько групп:

1) Вопросы государственного строительства;

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития;

3) Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности;

4) Вопросы обороны и охраны границы;

5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы;

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.;

7) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

Договоры Федерации и ее субъектов, как средства разграничения предметов ведения, сохраняют свой смысл, в частности, для решения задач установления федерального контроля и условий осуществления субъектами Федерации правового регулирования вопросов, связанных с реализацией их полномочий по всем предметам их совместного ведения, в том числе и неурегулированных федеральным законодательством.

Например, в сфере исполнительной власти осуществляется взаимодействие между Президентом РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ, или Правительством России и органом исполнительной власти субъектов РФ.

1.2 БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.

Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.


Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового фундамента специфики президентского статуса и его места в системе разделения властей. Так как принцип разделения властей представляет собой один из ключевых конституционных принципов организации государственной власти в Российской Федерации, а роль Президента РФ неоднозначна, то это обуславливает научную и практическую значимость темы данной статьи. В статье проводится обзор особенностей взаимодействия Президента РФ с ветвями власти. В результате определена роль главы государства в современной системе разделения властей, а также оценено влияние Президента РФ на функционирование органов государственной власти.

Ключевые слова: разделение властей, Президент РФ, Конституция РФ, законодательная власть, исполнительная власть, судебная система.

The main distinctive feature of the constitutional and legal status of the President of the Russian Federation is that He has broad powers over the legislative, Executive and judicial branches of government. The article covers an overview of the legal Foundation of the specifics of the presidential status and its place in the system of separation of powers. Since the principle of separation of powers is one of the key constitutional principles of the organization of state power in the Russian Federation, and the role of the President of the Russian Federation is ambiguous, this determines the scientific and practical significance of the topic of this article. The article reviews the features of interaction between the President of the Russian Federation and the branches of government. As a result, the role of the head of state in the modern system of separation of powers is defined, and the influence of the President of the Russian Federation on the functioning of state authorities is evaluated.

Keywords: separation of powers, President of the Russian Federation, Constitution of the Russian Federation, legislative power, executive power, judicial system.

Цель предпринятого автором исследования заключается в решении вопроса определения статуса и полномочий Президента РФ в системе разделения властей. В качестве объекта проведенного исследования выступают конституционные положения, нормативные правовые акты, регулирующие принцип разделения властей в России и место Президента РФ в системе органов государственной власти.

Актуальность и новизна проведенного исследования обусловлена тем фактом, что на сегодняшний день в отечественной юридической науке остаётся нерешенным один из фундаментальных вопросов — о статусе Президента Российской Федерации в системе разделения властей. Согласно конституционным нормам, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную и каждый из органов государственной власти только отчасти обеспечивает действие Конституции РФ. В свою очередь, Президентом РФ должно обеспечиваться положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования.

При этом, с точки зрения конституционного регулирования, Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, обладая широкими полномочиями в отношении каждой из них. Другими словами, считаем, что природа президентской власти в российской Конституции прописана недостаточно четко, с чем соглашаются многие авторитетные правоведы. Некоторые ученые, к примеру М. В. Баглай [4, с. 156], признают, что президентская власть не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной. Другие, например, С. А. Авакьян [3, с. 72], считают полномочия Президента РФ исполнительно-распорядительными, третьи, в частности В. Г. Стрекозов [6, с. 62], — рассматривают статус главы государства исключительно в контексте неразрывной связи с исполнительной ветвью власти.

Основная часть. На практике реализация принципа разделения властей обусловлена установлением правовых норм и возникновением особых правоотношений, направленных на регламентацию взаимодействия органов государственной власти [5, с. 45].

Определяя место Президента РФ, необходимо обратиться к статьям Конституции РФ, которые регулируют функционал и полномочия главы государства по отношению к другим ветвям власти.

По отношению к судебной власти можно отметить, что Президент РФ оказывает непосредственное влияние только на кадровый состав судей, что регламентировано п. «е» ст. 83 Конституции РФ [1]. В частности, Президент РФ имеет право представлять для назначения Федеральным Собранием РФ кандидатуры на посты судей Конституционного и Верхового Судов РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей, а также назначить судей иных судов федерального уровня. Другими словами, уровень вмешательства Президента РФ в функционирование судебной системы достаточно ограниченный.

Немногим более существенен объем полномочий главы государства при взаимодействии с законодательными органами государственной власти. Так, согласно п. «г» ст. 84 Конституции РФ, ее гарант имеет право выступать с законодательной инициативой путем внесения законопроектов в Государственную Думу РФ. Также, в соответствии со ст. 84 основного закона, его компетенция предусматривает право подписания и обнародования федеральных законов при возможности применения вето.

Необходимо указать, что по отношению к законодательной ветви власти, по п. 4 ст. 111 Конституции РФ, главным полномочием Президента РФ является имеющаяся возможность роспуска Государственной Думы РФ, что непосредственно утверждает его статус органа, имеющего возможность контролировать законодательную государственную власть.

Но наиболее широким кругом полномочий обладает Президент РФ по отношению к исполнительной ветви власти, поскольку, согласно п. «а», «д» ст. 80 Конституции РФ, непосредственно принимает участие в формировании кадрового состава Правительства РФ. Также, в соответствии с п. 3 ст. 115 основного закона, глава государства обладает правом отмены принятых Правительством РФ постановлений и распоряжений, в случае их противоречия действующему законодательству.

Президент РФ имеет полномочия, согласно п. «б» ст. 83 Конституции РФ, председательствовать на заседаниях Правительства РФ, то есть в указанном статусе определять основные направления деятельности этого органа, то есть непосредственно оказывать значительное влияние на функционирование органов, принадлежащих ветви исполнительной государственной власти.

Таким образом, исследование установленных в основном законе норм, определяющих круг полномочий главы государства и показывающих его место в системе разделения властей, дает основание полагать, что Президент РФ напрямую не отнесен Конституцией РФ ни к одной из существующих ветвей государственной власти России. Имея некоторые рычаги влияния на ветви власти, стоит отметить, что предусмотренные инструменты воздействия Президента РФ не ставят органы власти под полную зависимость от главы государства.

Заключение. Оценивая место Президента РФ в российской системе разделения властей, можно сделать вывод о его особой роли. Несмотря на то, что главу государства полноценно нельзя отнести ни к одной ветви государственной власти, он все же оказывает значительное влияние на обеспечение их согласованного функционирования.

Считаем, что Президент РФ является самостоятельным органом власти, призванным контролировать и координировать деятельность остальных ветвей власти. Сказанное обуславливает возможность отнесения главы государства к четвертой ветви власти.

Следовательно, на основе этого вывода систему разделения властей в России можно представить в виде четырёх ветвей, одной из которых является президентская, осуществляющая как прямое, так и косвенное влияние на остальные ветви, одновременно выполняя контрольные и координационные функции.

При этом отметим, что в связи с готовящимися поправками в Конституцию РФ [2], возможно изменение принципа разделения властей в России и значительное укрупнение полномочий главы государства. В случае утверждения поправок в основной закон Президент РФ организационно сможет руководить работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Считаем, что этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 101-й главы Конституции РФ.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 22.04.2020).
  2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 22.04.2020).

3. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 786 с.

4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, ИНФРА-М, 2017. — 768 с.

5. Лебединцев, И. Д. Президент РФ в системе разделения властей: институциональные аспекты реализации полномочий / И. Д. Лебединцев // Общество, экономика, управление. — 2018. — Том 3. — № 1. — С. 45–51.

6. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник / В. Г. Стрекозов. — М. Юрайт, 2020. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Президент РФ, Конституция РФ, ветвь власти, система разделения властей, глава государства, место Президента РФ, принцип разделения властей, Российская Федерация, Россия.


Перед предстоящими выборами Президента Российской Федерации общественность в лице представителей средств массовой информации, различных ученых и практиков поднимает такие актуальные вопросы как пределы полномочий Президента РФ и его место в системе государственных органов. Являются ли они всеобъемлющими? И каковы же все-таки границы его полномочий?

Ключевые слова: разделение властей, президент, полномочия, власть.

Before the forthcoming elections of the President of the Russian Federation, the public in the person of representatives of mass media, various scientists and practitioners raises such pressing issues as the limits of the powers of the President of the Russian Federation and his place in the system of state bodies. Are they comprehensive? And what are all the limits of his powers?

Keywords: separation of powers, president, powers, power.

Президент РФ занимает специфическое место в системе органов государственной власти. Можно сказать, что глава государства «стоит особняком» в данной системе власти. Для начала нужно отметить, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ не входит ни в одну ветвь власти. Существуют определенные мнения по поводу места Президента РФ в системе органов власти. Сторонники первой концепции считают, что президентская власть рассматривается исключительно как исполнительная. Однако исполнительная власть в РФ осуществляется Правительством РФ во главе с премьер-министром. Сторонники второго подхода считают необходимым выделения новой ветви власти — президентской. Данный подход основан на том, что современные потребности общества и современные реалии говорят о необходимости отойти от жесткого разделения властей, ведь существовании разделения властей «в чистом виде» невозможно, в связи с динамичностью государства как механизма реализации полномочий субъектами. Выделение новых ветвей никоим образом не противопоставляется принципу разделения властей [2]. Особенностью правового положения Президента РФ является тот факт, что он инициирует деятельность федеральных органов государственной власти, а также обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие. Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые законодательным органом федеральные законы, также ему принадлежит право отклонить закон. В соответствии с Конституцией Президенту РФ принадлежит право определять основные направления как внутренней, так и внешней политики государства. Это означает, что Президенту принадлежит право формулировать данные направления, однако реализация политики государства остается важной составляющей деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей [2].

Президент РФ имеет признаки всех ветвей власти. С законодательной — право законодательной инициативы, промульгация законов, право отклонение закона. С исполнительной — Президент РФ принимает участие в контроле за исполнением подписанных им законов. Также он имеет верховенство над исполнительной и судебной властью, ведь именно глава государства, в соответствии с Конституцией РФ, хотя и с согласия Государственной Думы, назначает Председателя Правительства РФ; принимает решение об его отставке; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов. Необходимо отметить тот момент, что Президент РФ фактически обладает инструментом роспуска Государственной Думы РФ [1]. Да, это возможно при определенных условиях и в особых формах, однако это говорит нам о наличии сильной власти в руках главы государства. То есть Президент РФ самым активным образом влияет на деятельность органов государственной власти.

Важно отметить, что Президенту РФ дана возможность использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ [1]. Здесь мы отмечаем, что глава государства выступают неким арбитром, защищающим интересы, прежде всего, общества и государства в целом. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Анализируя Конституцию РФ, можно сказать о наличии достаточно широкого спектра реализуемых главой государства полномочий. Президент РФ является Верховным главнокомандующим. При этом он возглавляет Совет Безопасности, назначает высшее командование Вооруженных сил, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ, председателя Центрального банка, федеральных судей и другие [1].

Однако первостепенная роль Президента РФ — это все же, координация деятельности органов государственной власти. Думается, что именно Президент РФ направляет внутреннюю и внешнюю политику государства, определяет наиболее значимые задачи, концепции развития государства, организует деятельность федеральных органов государственной власти, проводит согласительные процедуры при наличии разногласий между различными органами, является гарантом Конституции РФ. Однако глава государства никоим образом не является «всемогущим правителем», который сосредотачивает в своих руках всю власть, он не нарушает самостоятельности органов государственной власти. Хотя есть определенные спорные мнения по данному вопросу.

Президент РФ не только определяет лиц, которые будут в составе Правительства РФ: по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, но и направляет поручения федеральным министрам, что является определенным противоречием при реализации разделения властей. О. Н. Тарасов считает, что Президент РФ настолько интегрирован в систему исполнительной власти, что он не может быть беспристрастным при конфликте интересов исполнительной и законодательной власти. Также он считает, что Президент, исходя из анализа его полномочий, фактически руководит Правительством РФ, что противоречит основным принципам демократического государства [2]. Также необходимо подчеркнуть, что Президент РФ фактически не несет конституционной ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей или другими словами полномочий. Ведь отрешение возможно только в случае совершения Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого обвинения. Многие ученые выделяют и несовершенство института импичмента, невозможности его реального исполнения в связи с особенным статусом «обвиняемого», который обладает «неприкосновенностью» [2].

Таким образом, Президент РФ — это координатор деятельности органов государственной власти, который осуществляет свою власть, реализуя принцип разделения властей. Однако институт президентства требует определенных изменений для того, чтобы разделение властей было реальным, фундаментальным, открытым.

Основные термины (генерируются автоматически): Президент РФ, государственная власть, глава государства, ветвь власти, Конституция РФ, орган, законодательная инициатива, исполнительная власть, никой образ, Российская Федерация.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: