Какой тревожный сигнал может предшествовать крупным судебным искам

Обновлено: 22.04.2024

Эффективно распознавать сигналы, свидетельствующие об опасности кризиса, можно лишь при условии существования в компании развитой организационной дисциплины и ориентации на перспективу, привычки менеджмента компании мыслить стратегически. В этом состоит основа, фундамент антикризисного управления. Такой взгляд предполагает обнаружение опасностей и слабых сторон, влияющих на работу организации и могущих вызвать кризис.

Если мышление менеджера не ориентировано на распознавание и предотвращение кризисов, эти сигналы могут быть перекрыты грузом повседневных проблем и пройти незамеченными. Готовность мышления к восприятию сигналов на практике означает, что если происходит нечто необычное, кажущееся неправильным, необходимо обратить внимание на этот тревожный знак и принять решение о каких-либо действиях по предотвращению разрастания проблемы. Менеджеры либо обращают внимание на сложную ситуацию или проблему с тем, чтобы избежать возможных больших трудностей, пли надеются на то, что все решится само собой, и вследствие такого отношения к сигналам сталкиваются с разрушительными последствиями своей невнимательности и нерешительности.

Разумеется, не каждая слабая сторона или тревожный сигнал превращаются в кризисную ситуацию. Но сила успешной компании заключается в том, что ее менеджеры и сотрудники знают, что за сигналами часто следуют кризисы. Необходимо очень серьезно относиться к появляющимся тревожным сигналам и изучать их возможные краткосрочные и отдаленные последствия.

Однако существует и другая опасность. Она связана с тем, что многие современные организации действуют в сложной и нестабильной среде, ежечасно порождающей проблемы, требующие нестандартных решений (так называемых незапрограммированных решений). Далеко не все проблемы такого рода свидетельствуют об угрозе кризиса.

Если руководство организации будет задействовать ресурсы для рассмотрения каждого, даже незначительного, отклонения, то организация рискует стать чрезмерно бюрократизированной, утратить гибкость, а менеджеры навыки принятия решений в условиях неопределенности. Однако маловероятно, что руководство какой-либо организации будет вести себя подобным образом: возросшие затраты ресурсов быстро потребуют поиска «золотой средины».

Не стоит опасаться, что внимание к сигналам кризиса приведет к сковыванию инициативы руководства организации. Высшие менеджеры могут осуществлять необычайно инновационное и творческое управление, когда они уверены в том, что тревожные сигналы будут замечены и предприняты соответствующие действия. Организация может с успехом идти на разного рода риски только при условии, что составной частью ее культуры является способность своевременно и быстро распознавать и реагировать на события, выходящие за рамки обычных. Высшие менеджеры, не готовые пойти на риск или опасающиеся инноваций, — это обычно те, относительно которых как раз и должно возникать опасение, что самые очевидные тревожные сигналы могут пройти незамеченными. В современных условиях успешными инноваторами выступают менеджеры, убежденные в том, что в их организациях в умах людей распространена философия антикризисного управления, сущность которой состоит в умении распознавать тревожные сигналы и воздействовать па слабые места компании, а если этого нет, то они умеют привить персоналу потребность и навыки такого мышления. Типичные примеры тревожных сигналов приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Типичные тревожные сигналы антикризисного управления


ФЭМ СПБГТИ (ТУ)
СДО ФЭМ
Система дистанционного обучения.

Модуль по Экономике тестирование онлайн, ответы на тесты по (модуль) Управление финансами предприятий и корпораций на заказ.
Выполняем тестирование он-лайн для студентов ФЭМ Технологического института по (модуль) Управление финансами предприятий и корпораций.
Стоимость прохождения он-лайн тестов за весь курс уточняйте при заказе (присылаете логин и пароль от личного кабинета, мы сообщим Вам стоимость).

Обратите внимание, что максимальное количество баллов по тестам, которое можно набрать: 55 баллов
при условии, что не допущено ни одной ошибки. Для сдачи предмета необходимо также выполнить индивидуальные задания.

Управление финансами предприятий и корпораций (модуль)
УФПК. Лекция 1. Сущность, функции и основные понятия финансов хозяйствующих субъектов
УФПК. Лекция 2. Теоретические основы принятия инвестиционно-финансовых решений
УФПК. Лекция 3. Принятие решений в условиях риска и неопределенности
УФПК. Лекция 4. Теория игр и имитационное моделирование в управлении финансами
УФПК. Лекция 5. Финансирование деятельности предприятия и источники финансирования инвестиций
УФПК. Лекция 6. Финансирование деятельности предприятия и источники финансирования инвестиций
УФПК. Лекция 7. Финансирование деятельности предприятия и источники финансирования инвестиций
УФПК. Лекция 8. Финансирование деятельности предприятия и источники финансирования инвестиций
УФПК. Лекция 9. Решения по структуре капитала (часть 4) Обзор компромиссных моделей (окончание)
УФПК. Лекция 10. Структура капитала, конкурентная стратегия и инвестиционные решения фирмы
УФПК. Промежуточный тест 1
УФПК. Лекция 11. Распределение прибыли между акционерами
УФПК. Лекция 12. Сущность краткосрочного финансирования и его источники
УФПК. Лекция 13. Управление запасами
УФПК. Лекция 14. Управление денежными средствами
УФПК. Лекция 15. Управление дебиторской задолженностью
УФПК. Лекция 16. Управление кредиторской задолженностью
УФПК. Промежуточный тест 2
УФПК. Лекция 17. Финансовая устойчивость и безопасность
УФПК. Лекция 18. Обзор законодательства РФ в сфере управления несостоятельностью (банкротством)
УФПК. Лекция 19.Понятие кризиса, причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии. Разновидности кризисов.
УФПК. Лекция 20. Теория жизненных циклов в антикризисном управлении
УФПК. Лекция 21. Технология антикризисного управления
УФПК. Лекция 22. Диагностика в антикризисном управлении
УФПК. Лекция 23. Методы управления предприятием в условиях кризиса
УФПК. Лекция 24. Риск как объект финансового управления
УФПК. Лекция 25. Методы управления финансовыми рисками предприятия
УФПК. Промежуточный тест 3
УФПК. Лекция 26. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний (Часть1). Основные понятия, виды и мотивы слияний и поглощений
УФПК. Лекция 27. Слияния и поглощения (Часть 2). Выкуп с долговым финансированием (LBO)
УФПК. Лекция 28. Слияния и поглощения (Часть 3). Методы защиты от враждебного поглощения.
УФПК. лекция 29. Оценка стоимости предприятия бизнеса (часть 1)
УФПК. Лекция 30. Оценка стоимости предприятия бизнеса (часть 2)
УФПК. Лекция 31. Оценка бизнеса (часть 3). Оценка бизнеса при слияниях и поглощениях.
УФПК. Лекция 32. Современные концепции управления стоимостью компании.
УФПК. Лекция 33. Использование инструментов всеобщего менеджмента качества в управлении финансами (часть 1)
УФПК. Лекция 34. Использование инструментов всеобщего менеджмента качества в управлении финансами предприятий и корпораций (часть 2)
УФПК. Лекция 35. Прогнозирование в финансовой деятельности предприятий и корпораций
УФПК. Лекция 36. Управление ростом предприятий и корпораций
УФПК. Итоговый тест
УФПК. Задание (методические указания)
УФПК. Задание 1
УФПК. Задание 2 УФПК. Задание 3 УФПК. Доп. испытания

Для заказа он-лайн тестирования по Управление финансами предприятий и корпораций присылайте свой логин и пароль.

УФПК. Лекция 22

Вопрос 1. Анализ производственного процесса с точки зрения исследования возможных сигналов и причин кризиса включает в себя анализ следующих элементов:
Варианты ответа:
ликвидность производственных активов предприятия
структура источников оборотного капитала
структура производственных затрат
проблема загрузки производственных мощностей

Вопрос 2. Какой тревожный сигнал может предшествовать крупным судебным искам?
Варианты ответа:
Сокращение расходов на научно-исследовательские разработки и инвестиции
Недостаток программ по обучению персонала
Загрязнение окружающей среды
Отсутствие бизнес-плана

Вопрос 3. К какой группе факторов относится занятость населения?
Варианты ответа:
технологические
социальные и культурные
политические и правовые
экономические

Вопрос 4. Как можно охарактеризовать среду деятельности предприятия при небольшом количестве внешних факторов, которые медленно меняются?
Варианты ответа:
Простая + нестабильная
Простая + стабильная
Сложная + нестабильная
Сложная + стабильная

Вопрос 5. Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов фондового рынка, содержат следующие данные:
Варианты ответа:
объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов
курс валют
кредитная ставка отдельных коммерческих банков
сводный индекс динамики цен на фондовом рынке
виды основных фондовых инструментов

5 При выходе из строя звонка громкого боя сигналы подаются свистком, тифоном, сиреной.

6 При отсутствии трансляции – объявляются любым другим доступным способом.

ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ

Каждый член экипажа, обнаруживший опасность, грозящую судну, людям и грузу (человека, упавшего за борт, пожар, поступление воды, аварийное повреждение и т.д.), обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику и принять меры по её устранению, а при падении человека за борт – бросить ему спасательный круг.

Члены экипажа по сигналу тревоги собираются в указанном месте одетыми по сезону применительно к виду тревоги и действуют по командам капитана.

По тревогам члены экипажа обязаны выходить одетыми по сезону применительно к виду тревоги, имея при себе спасательные жилеты, а по шлюпочной тревоге и тревоге «Человек за бортом» - надеть их, кроме вахты на мостике и в машинном отделении.

При оставлении судна по шлюпочной тревоге для предотвращения угона ветром спущенных спасательных плотов необходимо привязать их к шлюпкам.

При спуске спасательной шлюпки только с одного борта (при оставлении судна) члены экипажа, расписанные в шлюпке другого борта, по указанию командира шлюпки переходят в спускаемую шлюпку и выполняют указания её командира.

Поиск людей, оказавшихся в воде, ведётся до тех пор, пока есть надежда на их спасение.

Если погодные условия не позволяют произвести спуск шлюпки, судно должно зайти с наветренной стороны относительно человека, находящегося в воде, и лечь в дрейф. С борта необходимо спустить до воды шторм-трапы и (или) грузовую сетку из растительных или синтетических тросов, приготовить спасательные круги, подвязанные к прочным линям.

Спасательный круг, в случае необходимости, используется для подведения спасаемого к шторм-трапу или сетке. Если человек не в состоянии самостоятельно подняться на борт, ему необходимо оказать в этом помощь.

Поднятого из воды человека следует:

- доставить в тёплое помещение, раздеть быстро и осторожно;

- принять, если необходимо, меры для оживления (очищение рта, освобождение лёгких от воды, искусственное дыхание, наружный массаж сердца);

- согреть одним из известных способов;

- обеспечить постельный режим на срок не менее 24 ч, давая успокаивающие и общеукрепляющие средства, горячее питьё и высококалорийное питание.

При оказании первой помощи лицам, имеющим сильное переохлаждение, следует помнить:

- нельзя для согревания применять алкоголь;

- вредно в тёплом помещении только укутать пострадавшего в одеяло и не обеспечивать его дополнительными источниками тепла (грелками);

- опасным может оказаться местный нагрев отдельных частей тела;

- бесполезен массаж тела без одновременного его согревания.

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА ЧЛЕНА ЭКИПАЖА СУДНА (ПРИМЕР)

Обязанности по тревогам

Сигналы тревог

ОБЩЕСУДОВЯ непрерывный звонок громкого боя в течение 25 – 30 с, сигнал повторяется 3 – 4 раза.
ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ три продолжительных (5 – 6 с) звонка громкого боя, сигнал повторяется 3 – 4 раза.
ШЛЮПОЧНАЯ не менее семи коротких сигналов (1 с), а затем один продолжительный (5 – 6 с) сигнал звонком громкого боя, повторяется 3 – 4 раза.

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются тифоном или сиреной. Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревоги, места пробоины, пожара. Отбой тревог подаётся голосом.

ВИД ТРЕВОГИ ОБЯЗАННОСТИ И МЕСТО СБОРА
1. ОБЩЕСУДОВАЯ ----------------------------------------------------------
1.1. Общие обязанности. Незамедлительно прибыть в МКО.
1.2. Борьба с водой. Герметизировать все водонепроницаемые двери, световые и вентиляционные люки, иллюминаторы. Подготовить к пуску осушительную систему. Доложить по трансляции о готовности на ГКП. Ожидать распоряжения с ГКП.
1.3. Борьба с пожаром. Герметизировать все водонепроницаемые двери, световые и вентиляционные люки, иллюминаторы. Подготовить к пуску систему пенотушения. Доложить по трансляции о готовности на ГКП. Ожидать распоряжения с ГКП.
1.4. Борьба с разливом нефтепродуктов. Ожидать распоряжения с ГКП.
2. ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ Одеться по сезону. Надеть спасательный жилет. Спустить штормтрап и грузовую сетку с главной палубы правого борта. Доложить о готовности на ГКП. Вести наблюдение за поверхностью воды с целью обнаружения человека.
3. ШЛЮПОЧНАЯ Одеться по сезону. Надеть спасательный жилет. Подняться на шлюпочную палубу правого борта. По команде с ГКП сбросить спасательный плот. Подтянуть и зафиксировать с помощью линя плот у борта. Спустить штормтрап. Обеспечить безопасную посадку пассажиров в плот.

При уходе из каюты по тревоге или увольнении на берег проверить герметизацию иллюминаторов, выключить освещение и электроприборы.

«____» _________________ 2013 Старший помощник капитана подпись ______________

Эффективно распознавать сигналы, свидетельствующие об опасности кризиса, можно лишь при условии существования в компании развитой организационной дисциплины и ориентации на перспективу, привычки менеджмента компании мыслить стратегически. В этом состоит основа, фундамент антикризисного управления. Такой взгляд предполагает обнаружение опасностей и слабых сторон, влияющих на работу организации и могущих вызвать кризис.

Если мышление менеджера не ориентировано на распознавание и предотвращение кризисов, эти сигналы могут быть перекрыты грузом повседневных проблем и пройти незамеченными. Готовность мышления к восприятию сигналов на практике означает, что если происходит нечто необычное, кажущееся неправильным, необходимо обратить внимание на этот тревожный знак и принять решение о каких-либо действиях по предотвращению разрастания проблемы. Менеджеры либо обращают внимание на сложную ситуацию или проблему с тем, чтобы избежать возможных больших трудностей, пли надеются на то, что все решится само собой, и вследствие такого отношения к сигналам сталкиваются с разрушительными последствиями своей невнимательности и нерешительности.

Разумеется, не каждая слабая сторона или тревожный сигнал превращаются в кризисную ситуацию. Но сила успешной компании заключается в том, что ее менеджеры и сотрудники знают, что за сигналами часто следуют кризисы. Необходимо очень серьезно относиться к появляющимся тревожным сигналам и изучать их возможные краткосрочные и отдаленные последствия.

Однако существует и другая опасность. Она связана с тем, что многие современные организации действуют в сложной и нестабильной среде, ежечасно порождающей проблемы, требующие нестандартных решений (так называемых незапрограммированных решений). Далеко не все проблемы такого рода свидетельствуют об угрозе кризиса.

Если руководство организации будет задействовать ресурсы для рассмотрения каждого, даже незначительного, отклонения, то организация рискует стать чрезмерно бюрократизированной, утратить гибкость, а менеджеры навыки принятия решений в условиях неопределенности. Однако маловероятно, что руководство какой-либо организации будет вести себя подобным образом: возросшие затраты ресурсов быстро потребуют поиска «золотой средины».

Не стоит опасаться, что внимание к сигналам кризиса приведет к сковыванию инициативы руководства организации. Высшие менеджеры могут осуществлять необычайно инновационное и творческое управление, когда они уверены в том, что тревожные сигналы будут замечены и предприняты соответствующие действия. Организация может с успехом идти на разного рода риски только при условии, что составной частью ее культуры является способность своевременно и быстро распознавать и реагировать на события, выходящие за рамки обычных. Высшие менеджеры, не готовые пойти на риск или опасающиеся инноваций, — это обычно те, относительно которых как раз и должно возникать опасение, что самые очевидные тревожные сигналы могут пройти незамеченными. В современных условиях успешными инноваторами выступают менеджеры, убежденные в том, что в их организациях в умах людей распространена философия антикризисного управления, сущность которой состоит в умении распознавать тревожные сигналы и воздействовать па слабые места компании, а если этого нет, то они умеют привить персоналу потребность и навыки такого мышления. Типичные примеры тревожных сигналов приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Типичные тревожные сигналы антикризисного управления

Есть довольно много ситуаций, в которых предпринимателю нужно участвовать в оценке собственной компании – например, при продаже бизнеса, при получении крупного кредита, при возможном слиянии и т.д. И одним из неочевидных факторов, влияющих на оценку бизнеса, может быть судебная история компании. О том, как участие в судебных процессах влияет на стоимость бизнеса, в своей авторской колонке рассказал руководитель финансового дивизиона компании RBS Владимир Красильников.

Владимир Красильников, руководитель финансового дивизиона компании Rights Business Standard (RBS). Окончил Московский энергетический институт, в настоящий момент проходит МВА в Московской школе управления «Сколково». Работал налоговым консультантом в компании Deloitte, специалистом по налогам в крупной ритейловой компании, руководителем по финансовой отчётности и логистике в металлургической компании. В команду RBS вошёл в 2018 году.

Владимир Красильников

Чтобы понять, как влияют судебные процессы компании на её стоимость, необходимо разделить их на две условные группы:

судебные процессы, в которых компания принимала участие и которые уже завершены;

текущие судебные процессы, не завершённые к моменту определения стоимости компании.

Эти две группы имеют принципиальные отличия. Если в первом случае стоимость компании можно скорректировать в плюс, принадлежность ко второй группе является сигналом о сложностях в бизнесе и с большой долей вероятности может привести к временному или постоянному снижению материальной стоимости активов.

Завершённые процессы могут как увеличивать, так и снижать стоимость компании. И хотя после драки кулаками не машут, иногда бывает крайне важно правильно трактовать итоги прошедших процессов, не выносить поспешных суждений и не навешивать ярлыки. Ниже приведём несколько примеров, когда наличие судебных дел не вредит деловому имиджу компании.

Первый пример - компания не боится участвовать в судах, защищает свои интересы и самостоятельно подает исковые заявления. Процент выигранных судебных дел, как инициированных компанией, так и против неё, значительный. Всё это свидетельствует о качественной юридической поддержке бренда и серьёзном отношении руководства к бизнесу. В данном случае могут работать как штатные юристы, так и приглашённые консультанты, специализирующиеся на разрешении судебных споров.

Кроме того, положительная судебная статистика говорит о хорошо налаженных бизнес-процессах внутри компании. Известно, что успех процесса зачастую зависит от корректно составленных документов и своевременного их предоставления. Это второй фактор, который даже после завершения суда может положительно повлиять на бизнес компании. Если бухгалтерия, финансовый и юридический департаменты серьёзно и качественно готовят документы для внешних споров, скорее всего, внутри компании будет аналогичный порядок.

Третий вывод о завершённых судебных делах на первый взгляд может показаться нелогичным. Представьте, что у компании постоянно идут какие-то дела, она со всеми судится и предъявляет претензии - может создаться ложное впечатление о сутяжничестве и непростом деловом имидже руководства. В реальности, регулярная работа по предъявлению исковых заявлений также свидетельствует о проактивном подходе менеджмента компании к работе.

Причиной судов может быть, например, проблемная дебиторская задолженность, и ведение дел по этим вопросам снижает риски того, что такая задолженность превратится в безнадёжную. По нашему мнению, данный фактор также следует рассматривать как положительный при общей оценке компании.

К сожалению, завершённые дела могут также свидетельствовать о негативном деловом климате в компании. В данном случае юридическое лицо чаще выступает в качестве ответчика, а судебные споры в основном проигрывает. Оценка стоимости такой компании, скорее всего, будет снижена.

Зачастую к проигрышу в судебных делах приводят простые ошибки юристов, недостаточно профессиональная их работа. Например, не соблюдаются процессуальные сроки, в которые может быть подана апелляция. В случае пропуска срока в силу вступает решение первой инстанции. Это значит, что компания по своей же вине лишает себя возможности отменить или обжаловать решение суда. То есть если по решению суда вам назначен штраф - вы обязаны будете его оплатить уже без каких-либо споров.

Кроме того, существенную роль в судебных разбирательствах играют письменные доказательства - документы. Даже большой штат квалифицированных юристов-судебников не обеспечит компании выигрышные процессы, если внутри не отлажен документооборот. Нередкой является ситуация, когда предприниматели, чья позиция – с экономической точки зрения – является обоснованной, не могут добиться вынесения решения суда в свою пользу только по причине некорректной работы в ходе подготовки документов. Материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом, предоставлены в требуемом количестве и в установленные сроки - иначе компания вновь рискует проиграть дело.

Таким образом, завершённые судебные споры хотя и не являются ключевым фактором при определении стоимости компании, тем не менее служат хорошим индикатором состояния бизнес-процессов, качества управления и квалификации персонала.

Если у компании в данный момент идут судебные дела, с большой долей вероятности это будет отрицательно влиять на её оценку. Причин несколько. Прежде всего, если одновременно с ведением судебных дел происходит продажа компании, потенциальный покупатель всегда будет закладывать в цену риски на случай проигрыша в суде. Таким образом, стоимость компании уменьшается пропорционально рискам.

Например, компания обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании дебиторской задолженности. В последней доступной отчётности резерв на задолженность мог отсутствовать, поэтому в случае неблагоприятного исхода процесса, сумма должна быть компенсирована, а наличие такого риска будет «заложено» приобретателем в цену сделки.

Кроме того, некоторые категории споров (например, корпоративные) оказывают прямое влияние на возможность приобретения компании и условия сделки. Подобные ограничения являются одним из фундаментальных факторов, определяющих стоимость продажи.

Не менее важным сигналом о проблемах в компании являются иски о взыскании каких-либо сумм. Это может свидетельствовать о том, что компания не способна поддерживать платежеспособность. В отдельных случаях такие события могут предшествовать банкротству компании.

В любом случае, когда компания получает судебный иск или сама решает подать исковое заявление, менеджмент компании должен качественно оценить возможные риски. Причём не только материальные, но и репутационные. И хотя положительное влияние судебных процессов на стоимость бизнеса возможно, гораздо чаще случаются негативные сценарии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: