Особенности судебной защиты прав пациентов

Обновлено: 01.05.2024

В том случае, когда пациенту и медицинскому учреждению не удалось урегулировать конфликтную ситуацию, не прибегая к судебной тяжбе, пострадавшая сторона имеет право обратиться в суд с исковым заявлением. Арбитражный суд рассматривает конфликты между юридическими лицами, например, между СМО и ЛПУ. В гражданский суд обращается, как правило, пациент для разрешения спорной ситуации, возникшей в результате обращения в лечебное заведение. Помимо этого, обращаться в суд можно минуя досудебные процедуры.

В чем состоит порядок действий пациента, намеренного возместить причиненный ему вред, если не удается избежать судебного разбирательства? Какие процедуры, предусмотренные законодательством, осуществляются в ходе рассмотрения дела? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Порядок обращения в суд

Существует множество нюансов обращения в суд: необходимо учитывать и сроки исковой давности, правильно осуществить выбор суда, составить иск и выполнить обязательные условия для принятия заявления к производству суда. Согласно законодательству, существует два основных способа обращения в суд, которыми может воспользоваться пострадавший пациент:

  • Путем подачи жалобы;
  • Через оформление искового заявления.

Обращаться с иском можно в суд по месту проживания пациента, нахождения ответчика или месту нанесения вреда. Если пациент намерен подать жалобу на медучреждение, это необходимо сделать в течение трех месяцев с момента выявления факта нарушения прав или в течение одного месяца с момента получения письменного отказа лечебного заведения удовлетворить требования пострадавшего. В случае, когда эти сроки не соблюдены, суд имеет право их продлить своим решением. Сроки давности при подаче искового заявления законодательством не предусмотрены: решающими факторами здесь становятся наличие веских доказательств и соответствие требований истца нормативно-правовой базе, действовавшей на момент возникновения конфликтной ситуации.

Участие третьих лиц

Пациент имеет право защищать свои права самостоятельно или через доверенное лицо. К самостоятельному участию в судебных процедурах допускаются дееспособные совершеннолетние граждане. Представлять в суде интересы недееспособных, ограниченно дееспособных и несовершеннолетних пациентов могут опекуны, попечители или родители пострадавших. Вопросы участия в судебном разбирательстве третьих лиц регламентированы законодательным документом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Согласно положениям этого акта, лица в возрасте от 15 до 18 лет могут самостоятельно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства, однако подавать иск в суд за них могут только родители или опекуны.

Судебный порядок защиты прав пациента

Любой пациент может доверить защиту собственных интересов в суде своему представителю. В качестве представителя выступает, как правило, адвокат или юридическое лицо, например, СМО или комитет защиты прав потребителей. Передача полномочий доверенному лицу должна быть соответствующим образом оформлена и заверена нотариусом.

Составление иска

В суды подается оформленное в письменном виде исковое заявление или административный иск. Требования к форме, содержанию документа и приложениям к нему установлены законом, поэтому составляется документ поэтапно. Правильное оформление искового заявления может оказаться решающим пунктом при рассмотрении дела. В документе необходимо указать:

  • Наименование судебного учреждения, в которое обратился истец;
  • Личные данные заявителя. Если в роли истца выступает организация – ее местонахождение;
  • Личные данные ответчика. Если ответчик – организация, указывается место ее нахождения;
  • Суть предъявляемых истцом требований, т. е. в чем, по его мнению, проявилось нарушение его прав, свобод и законных интересов;
  • Обстоятельства, послужившие поводом к написанию искового заявления;
  • Сумма компенсации, на которую претендует истец, подтвержденная расчетами;
  • Досудебные процедуры, если таковые имели место;
  • Перечень подтверждающих документов;
  • Подпись заявителя.

Подается иск либо лично истцом при предъявлении паспорта, либо направляется по почте, либо представителем при наличии нотариальной доверенности. Не стоит спрашивать работника суда, принимающего иск, вопрос о принятии иска к производству принимает судья.

Процедуры защиты пациентом своих прав в суде

Практика показывает, что более 80% пациентов, обратившихся в суд за возмещением ущерба, в результате получают материальную компенсацию нанесенного вреда. Кроме того, результатом такого обращения может быть:

  • Отказ в удовлетворении иска;
  • Удовлетворение всех исковых требований;
  • Восстановление нарушенных прав пациента / потребителя;
  • Привлечение к ответственности тех лиц, которые ответственны в совершенном нарушении;
  • Признание жалобы незаконной.

Последовательность действий истца при подаче искового заявления начинается, как правило, со сбора всей документации, которая может потребоваться при рассмотрении дела (история болезни, амбулаторная карта, врачебное заключение и т. д.), при этом понадобится изготовление копий всех документов. Если учреждение отказывается предоставить какой-либо документ, можно сделать соответствующий запрос через суд.

Если курс лечения входил в программу ОМС (обязательного медстрахования), необходимо обратиться в страховую компанию, предоставившую полис ОМС, с просьбой провести бесплатную досудебную экспертизу качества оказанной медуслуги. Если оказанная услуга не имеет отношения к ОМС, можно обратиться за помощью к высококвалифицированному авторитетному врачу соответствующей специализации, который согласился бы поддержать пациента и высказать своё мнение на суде.

Кроме того, пациент может подать жалобу в управление здравоохранения или муниципалитет с просьбой дать свою оценку возникшей ситуации или обратиться к руководителю медучреждения с предложением урегулировать спорную ситуацию (или требованием компенсировать нанесенный ущерб), не переводя дело в юридическую плоскость. Если ни один из этих способов не сработал, следует оформить и подать иск в суд.

Заключение

В судебном порядке могут решаться конфликты между пациентом и ЛПУ или между ЛПУ и СМО (страховой медорганизацией). Пациент вправе взыскивать убытки с ответчика за нарушение его прав, привлекать к ответственности за нанесение вреда здоровью в ходе медицинских манипуляций и по другим причинам. Чтобы исковое заявление не было отклонено судом, необходимо в обязательном порядке приложить к нему доказательные документы, которыми могут выступать результаты экспертизы, справки, выписки, чеки об оплате услуг и другое.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

За нарушения противоправного деяния законодательством предусмотрена юридическая ответственность, которая является применением определенных мер к право .

Гражданско-правовая ответственность в сфере медицины набирает все большую актуальность. Развитие договорных отношений и частной медицины, расширение п .

Медицина - одна из важных сфер жизнедеятельности человека, направленная на сохранение здоровья и жизни граждан. За последние годы наблюдается увеличен .

Новый Уголовный кодекс РФ, введенный в действие 01.01.1997 г., конкретизировал виды преступлений в сфере оказания медицинских услуг. Нормы акта (в отл .

  • Общая информация о правах пациента
  • Права пациента в РФ
  • Интересы пациента в сфере ОМС
  • Гарантии пациенту от медорганизации
  • Конкретные типы прав пациента
  • На своевременную медицинскую помощь
  • На отказ от медицинского вмешательства
  • На дачу согласия на медвмешательство
  • Специфические права пациентов
  • На врачебную тайну
  • Нарушение прав пациента
  • Заявление о преступлении при нарушении прав
  • Ответственность за нарушение прав пациентов
  • Должностные преступления в медицине
  • Уголовно наказуемые деяния медработников
  • Гражданско-правовая ответственность
  • Юридическая ответственность
  • Защита прав пациентов
  • Защита прав пациентов по ОМС
  • Как пациенту подать в суд?
  • Досудебный порядок защиты
  • Как подать исковое заявление в суд?
  • Жалобы и претензии
  • Жалоба пациента при нарушении прав
  • На врача за отказ в помощи по ОМС
  • За некачественное оказание помощи
  • За причинении вреда здоровью
  • Претензии к медицинской организации
  • Страховой портал.ру
  • ОМС
  • Судебный порядок защиты прав пациента

Страховой портал.РУ 2011-2022 © - Незаконное копирование и републикация запрещены!

Вся информация, представленная на сайте, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой

Судебная защита нарушенных прав пациента представляет собой вариант восстановления прав и законных интересов посредством обращения в судебные органы. Судебная система - это наиболее адекватное и действенное средство защиты прав пациента при неудовлетворенности качеством оказания медицинской помощи.

Основными способами судебной защиты прав пациентов являются:

а) обращение пациента с жалобой на неправомерные действия органа (должностного лица);

б) исковое заявление.

В соответствии с требованиями статьи 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями), каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, статья 2 указанного закона относит, в частности, нарушение прав и свобод гражданина, создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод. Указанные поводы могут служить причиной обращения пациента в суд с жалобой на те или иные обстоятельства, возникшие при его взаимодействии с медицинской сферой.

Поправки, внесенные в закон 14 декабря 1995 года, защищая интересы гражданина, регулируют распределение обязанностей между сторонами по доказыванию. Так, на органы и лица, чьи действия (решения) обжалуются, закон возлагает процессуальную обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин не должен доказывать незаконность этих действий (решений), ему требуется подтвердить, доказать лишь факт нарушения своих прав и свобод. В таком случае обязанность доказывать правомерность своих действий лежит на администрации медицинского учреждения или частнопрактикующего врача.

По результатам рассмотрения жалобы суд может вынести следующие решения:

признать обжалуемое действие (решение) незаконным;

обязать удовлетворить требование пациента;

восстановить нарушенные права и свободы пациента;

определить ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод пациента.

обязать возместить убытки, моральный вред, нанесенные пациенту признанными незаконными действиями (решениями) в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке;

если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Судебные жалобы составляют значительно меньшую долю, нежели исковые заявления, и, как правило, связаны с отказом органов медико-социальной экспертизы в установлении группы инвалидности.

К основным принципам подачи искового заявления при защите прав пациента относятся:

предъявление иска к учреждению, где были нарушены права, свободы или законные интересы пациента, а не к конкретному медицинскому работнику, виновному (по мнению пациента) в данных действиях;

иск может подать как сам пациент, так и его законный представитель;

необходимо собрать доказательства нарушения прав пациента в данном учреждении;

требования к медицинскому учреждению (частнопрактикующему врачу) должны быть обоснованными, т.е. иметь ссылку на конкретные нарушенные права пациента, содержащиеся в нормативно-правовых актах.

С позиций медицинского права необходимо знать и правильно применять правила подачи искового заявления в суд при необходимости защиты прав пациентов. Лидирующее положение в РФ по судебному разрешению конфликтных ситуаций в здравоохранении занимает Пермская область, где существуют специализированные структуры, способствующие обращению пациентов в судебные органы*(66). Думается, что именно незнание основных правил подачи исковых заявлений нередко становится преградой для пациентов, неудовлетворенных качеством оказанного лечения, но, тем не менее, не обращающихся в суд.

Исковое заявление, подаваемое в письменной форме пациентами при нарушении прав и законных интересов при оказании медицинской помощи в суд, должно содержать:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

К исковому заявлению прилагаются:

- его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

- доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

- расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц. Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции (ст.ст. 131-133 ГПК РФ).

Статья 37 ГПК РФ определяет, что права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности. Отмечается определенное несоответствие прав несовершеннолетних при осуществлении защиты своих прав в суде и предоставлении согласия на медицинское вмешательство. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, дают их законные представители, по достижении данного возраста - сами несовершеннолетние (статья 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). В то же время защиту прав несовершеннолетних лиц осуществляют их законные представители до достижения ими возраста 18 лет.

Важным аспектом в осуществлении судебного способа защиты прав пациентов является сбор и представление доказательств. Доказательствами по делу, связанному с оказанием медицинской помощи, являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Каждая сторона (и пациент и медицинское учреждение) должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ст.ст. 55, 56 ГПК РФ).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такой документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа (статья 67 ГПК РФ). Важность последнего определяется достаточно частым исследованием медицинской документации в ходе судебных разбирательств. Именно первичная медицинская документация является основным источником сведений, отражающих ход лечебно-диагностического процесса, порядок назначения тех или иных процедур, лекарств, состояние здоровья пациента и его жалобы на различных этапах оказания медицинской помощи.

В случаях, если в процессе рассмотрения дел возникают вопросы, требующие специальных познаний в области медицины, суд вправе назначить экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Как представители пациента, так и представители ЛПУ имеют право:

просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту;

заявлять отвод эксперту;

формулировать вопросы для эксперта;

знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами;

знакомиться с заключением эксперта;

ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

Если установление обстоятельств по делу требует одновременного проведения исследований с использованием сведений в различных областях науки или с использованием сведений из различных научных направлений в пределах одной области знания, то суд вправе назначить комплексную экспертизу, проведение которой поручается нескольким экспертам. По результатам проведенных исследований эксперты формулируют общий вывод об обстоятельствах дела и излагают его в заключении, которое подписывается всеми экспертами. Эксперты, которые не участвовали в формулировании общего вывода или не согласны с ним, подписывают только свою исследовательскую часть заключения. Когда же для установления обстоятельств дела необходимо привлечения двух или более экспертов в одной области знания, назначается комиссионная экспертиза.

Важным обстоятельством является то, что истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца на законном основании освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В настоящее время в Российской Федерации созданы условия для реализации пациентами, как права на медицинскую помощь, так и права на обжалование действий медицинских работников при возникновении юридического конфликта, связанного с ненадлежащим оказанием медицинской помощи. Каждый из способов досудебной защиты прав и обращение в суд имеют свои достоинства и недостатки, однако сам факт выбора легитимного способа защиты своих прав для пациента представляется весьма важным. При возникновении юридических конфликтов в сфере медицинской деятельности у российского пациента сегодня есть достаточно широкий выбор цивилизованных способов и средств восстановления своих нарушенных прав при оказании медицинской помощи.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и назовите специфичные признаки, отличающие появление юридических конфликтов в сфере медицинской деятельности.

2. Приведите классификацию и назовите наиболее типичные стадии развития юридического конфликта в сфере медицинской деятельности.

3. Какие документы составляют нормативно-правовую базу системы защиты прав пациентов?

4. Назовите и кратко охарактеризуйте основные варианты досудебного уровня защиты прав пациентов.

5. Проанализируйте значение комитетов по этике и независимых общественных объединений и профессиональных медицинских ассоциаций в структуре защиты прав пациентов.

6. Каким образом страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования влияют на защиту прав пациентов?

7. Назовите основные недостатки досудебного уровня защиты прав пациентов.

8. Охарактеризуйте жалобу на неправомерные действия органа (должностного лица) как средство судебной защиты прав пациента.

9. Какие принципы подачи искового заявления при защите прав пациента следует относить к основным? Какие данные должно содержать исковое заявление в суд?

10. Дайте общую характеристику судебного способа защиты прав пациентов.

Список рекомендуемой литературы

1. Абоймов В.В., Азаров А.В., Тэгай Н.Д., Турицын В.И. Обеспечение и защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. М.: Федеральный фонд ОМС, 2001. 112 с.

2. Азаров А.В. О состоянии работы и задачах по обеспечению защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации // Вестник обязательного медицинского страхования. 2000. N 5. С. 17-21

3. Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 16 мая 2003 г. / Под общ. ред. д.ю.н. С.Г. Стеценко. М.: Издательская группа "Юрист", 2003. 344 с.

4. Жиляева Е.П., Жилинская Е.В. и др. Аналитический обзор по защите прав пациентов в промышленно-развитых странах. М., 1997. 112 c.

5. Козьминых Е.В. Права пациента и их защита. Пермь, 2001. 74 с.

6. Обеспечение и защита прав пациентов в Российской Федерации (обзор теории и практики) / Под ред. акад. РАМН О.П. Щепина. М.: НИИ СГЭ и УЗ им. Н.А. Семашко, 1999. 51 с.

7. Организационные технологии обеспечения прав пациента / Под ред. акад. РАМН О.П. Щепина. М.: НИИ СГЭ и УЗ им. Н.А. Семашко, 2002. 88 с.

8. Пищита А.Н. Медико-правовые стандарты ведения первичной медицинской документации. "Здравоохранение". Москва, 2007, N 12, с. 29-35.

9. Пищита А.Н. Реализация прав граждан на личную неприкосновенность при получении медицинской помощи. Проблемы, пути преодоления. "Законодательство". Москва, "Гарант", 2008, N 9, с. 81 - 86.

10. Права человека в России и правозащитная деятельность государства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г. / Под ред. д.ю.н. В.Н. Лопатина. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. 400 с.

11. Правовые вопросы защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. Учебное пособие. / Под ред. А.М. Таранова. М.: Федеральный фонд ОМС, 2001. 240 с.

12. Ромашов Р.А. Конфликтология: Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2006. 437 с.

13. Старченко А.А. Руководство по защите прав пациентов. СПб.: Изд-во "Диалог", 2002. 240 с.

14. Стеценко С.Г. Защита прав пациента и информированное согласие // Здравоохранение. 2001. N 12. С. 129-135

15. Стеценко С.Г. Правовые аспекты здравоохранения: общетеоретические проблемы защиты прав пациентов // Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения. Материалы VI научно-практической конференции 24-25 апреля 2001 г. М., 2001. С. 211-214

16. Стеценко С.Г. Право и медицина: проблемы соотношения. М.: Международный университет (в Москве), 2002. С. 196-204

17. Таранов А.М. Основные результаты деятельности системы ОМС за 10 лет и неотложные задачи ее совершенствования // Вестник обязательного медицинского страхования. 2003. N 3. С. 3-13

18. Человек и здравоохранение: правила игры. Пособие для пациентов и их родственников. СПб., 2001. 288 с.

19. Черкесов Г.Н. О досудебном разрешении споров и конфликтов в связи с ненадлежащим качеством медицинской помощи // Бюллетень Санкт-Петербургского института медицинского страхования. 1998. Вып. 4. С. 83-102

Характеризуя досудебный уровень защиты прав пациентов, следует отметить, что он является наиболее предпочтительным по многим причинам, как для самого пациента, так и для представителей медицинского учреждения, в котором гражданину оказывалась медицинская помощь. "Определяющим признаком досудебного уровня рассмотрения споров по защите прав пациентов является добровольный характер разрешения конфликта, а именно - добровольное признание виновной стороной допущенных ею нарушений и возмещение причиненного пациенту ущерба"*(62). Предпочтительность именно такого способа решения спорных ситуаций в медицине объясняется следующими обстоятельствами:

- не требует соблюдения особых процессуальных условий;

- не требует специальной юридической подготовки сторон конфликта;

- относительно быстрое достижение согласия сторон;

- отсутствие необходимости составления искового заявления с изложением обстоятельств конфликта и своих требований;

- нет необходимости самостоятельно или через представителя отстаивать свои интересы в суде.

Это общие характеристики, свойственные практически всем досудебным формам решения конфликтных ситуаций между пациентом и медицинским учреждением. В то же время, для того, чтобы выяснить положительные и отрицательные стороны, важно представить какие же конкретные способы защиты прав пациентов предусмотрены законодательством РФ. С позиций современного уровня развития медицинского права в России, основными вариантами досудебного уровня защиты прав пациентов являются:

1. Обращение к руководителю лечебного учреждения (устное и письменное).

2. Обращение в вышестоящий орган управления здравоохранением.

3. Взаимодействие с этическими комитетами.

4. Помощь независимых общественных объединений и профессиональных ассоциаций.

5. Жалоба в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

6. Жалоба в органы прокуратуры.

Наиболее часто используемым способом досудебного решения конфликтных ситуаций при оказании медицинской помощи является обращение к руководителю того медицинского учреждения, в котором пациенту была оказана медицинская помощь. Учитывая особенности деятельности учреждений здравоохранения, этого бывает вполне достаточно для восстановления нарушенных прав пациента. За счет административных методов воздействия на персонал учреждения, не желая "выносить сор из избы", чаще всего руководители медицинских учреждений стараются уладить конфликт своими силами. Самый распространенный способ решения возникшего конфликта - оказание медицинской помощи другим специалистом данного учреждения или специалистами, привлеченными из других учреждений, устранение возникших осложнений за счет средств медицинского учреждения и т.п.

Обращение в вышестоящий орган управления здравоохранением - один из эффективных способов досудебного уровня защиты прав пациентов. Несмотря на политику поощрения развития частной медицинской деятельности, вертикаль управления в сфере здравоохранения, в общем, сохранена. Структура управления государственного и муниципального здравоохранения подразумевает наличие подчиненности лечебно-профилактических учреждений соответствующему органу управления здравоохранением (района, субъекта Федерации, страны). В этой связи следует отметить предоставленные гражданам возможности обращение в подобные структуры, с целью защиты нарушенных прав. Своеобразная "медико-правовая" вертикаль власти была достаточно эффективна в советское время и не потеряла своей значимости в современных условиях.

С позиций методологии медицинского права важным фактором является письменный вариант обращения пациента в органы управления здравоохранением, поскольку это свидетельствует об официальном обращении гражданина к определенному должностному лицу. Устные обращения пациентов, нередко, остаются без должного внимания и не способствуют быстрому разрешению конфликта. В качестве примера действия конкретных механизмов защиты прав пациентов в деятельности органов управления здравоохранения можно привести рассмотрение жалоб, консультирование и правовое просвещение пациентов, выступление руководителей системы здравоохранения в СМИ и др.*(63)

Демократические преобразования, происходящие в нашей стране, обусловили появление комитетов по этике (этических комитетов) при медицинских организациях и научно-исследовательских медицинских учреждениях.

Как указано в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 17 августа 2007 г. N 2314-Пр/07 "О Комитете по этике" (с изменениями от 25 апреля 2008 г.), в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3006; 2000, N 2, ст. 126; 2002, N 1 (ч. I), ст. 1, 2; 2003, N 2. ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 43, ст. 4412), положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2900; 2006, N 52 (ч. III), ст. 5581; 2007, N 12, ст. 1414), комитет по этике при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, создается с целью участия представителей научных, образовательных организаций и учреждений, общественных объединений, средств массовой информации, религиозных и других организаций в проведении этической экспертизы материалов клинических исследований лекарственных средств.

Основными задачами указанного Комитета являются:

- проведение качественной этической экспертизы материалов клинических исследований лекарственных средств с целью защиты испытуемых от возможных негативных последствий применения лекарственных средств,

- уточнение степени этической обоснованности проведения клинических исследований лекарственных средств и предполагаемой эффективности и безопасности изучаемых лекарственных средств,

- подготовка заключений о целесообразности проведения клинических исследований лекарственных средств.

В настоящее время накоплен определенный опыт деятельности этических комитетов. Существует Национальный комитет по биоэтике при Российской академии наук, этический комитет при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ, при научно-исследовательских институтах, лечебно-профилактических учреждениях.

Обращение пациента, права которого нарушены, в этический комитет при медицинском учреждении, способно конструктивно повлиять на разрешение конфликтной ситуации. Прежде всего, это касается случаев нарушения прав пациентов, причиной которых являются нарушения норм этики при проведении клинических испытаний новых медицинских средств, технологий, лекарственных средств и т.п. В частности, несоблюдения права пациента на предоставление информированного согласия на медицинское вмешательство, грубом обращении со стороны медицинского персонала, разглашении сведений, составляющих врачебную тайну, не предоставление пациенту информации о состоянии его здоровья, о результатах исследований, о рисках предлагаемого вмешательства.

Следует отметить, что ограниченность влияния этических комитетов на деятельность медицинских учреждений заключается в отсутствии четко определенных законодательных механизмов их деятельности и отсутствии четкой системы вертикальной подчиненности комитетов.

Независимые общественные объединения и профессиональные медицинские ассоциации способны в определенной степени обеспечить защиту прав пациентов за счет того, что данные структуры не входят в государственную или муниципальную систему здравоохранения и, в связи с эти, они способны осуществлять независимую правозащитную деятельность. Законодательной основой деятельности общественных объединений по защите прав пациентов являются положения статьи 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которыми общественные объединения имеют право:

- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

В соответствии со статьей 45 Закона РФ "О защите прав потребителей" общественные объединения имеют право вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о нарушении прав потребителей, а также обращаться в суды в защиту прав потребителей. В уставных документах правозащитных организаций и профессиональных ассоциаций, как правило, имеются положения о работе по защите прав пациентов. В свою очередь, медицинские работники, являющиеся членами тех или иных профессиональных ассоциаций, не заинтересованы в том, чтобы в средствах массой или профессиональной информации распространялись сведения о них, как причинителях вреда здоровью пациентов. В соответствии со статьей 76 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25 процентов от общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации, вправе принимать участие:

1) в аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий;

2) в заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования;

3) в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам), которые соответствуют критериям, определяемым Правительством Российской Федерации, федеральным законом в установленном им порядке может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья. Указанные организации вправе принимать участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов обязательного медицинского страхования, а также в разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В ряде городов России действуют общественные объединения, одним из существенных направлений деятельности которых является защита прав пациентов. В качестве примера можно привести Ростовское региональное общественное движение в защиту прав пациентов, Санкт-Петербургскую ассоциацию медицинского права, Барнаульское общество защиты прав потребителей медицинских услуг, Пермский медицинский правозащитный центр*(64).

В случае возникновения юридических конфликтов граждане могут обратиться также в страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В соответствии с положениями статьи 16 ФЗ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", застрахованные лица имеют право на:

- возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Нередко для определения сути жалобы пациента и ее оправданности, соответствия проведенного вмешательства стандартам оказания помощи, необходимо проведение независимой экспертизы, которая может быть организована страховыми медицинскими организациями. Для этого привлекаются как штатные, так и внештатные эксперты. В некоторых случаях страховые организации создают специальные подразделения по защите прав застрахованных пациентов.

Страховые медицинские организации осуществляют контроль качества, объемов и сроков оказания медицинской помощи путем отбора медицинских организаций, участвующих в обеспечении медицинской помощью застрахованных граждан. Следует отметить, что при разработке концепции медицинского страхования в России предусматривалось, что одной из функций страховых медицинских организаций будет защита прав пациентов.

Обращение же граждан в территориальные фонды ОМС по вопросам защиты своих прав связано с тем, что:

иногда фонды ОМС выполняют функции страховых медицинских организаций (в тех регионах, где не развита система страхования);

на фонды ОМС возложена реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования;

одной из задач территориальных фондов ОМС является обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования (Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утв. Постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1) (с изменениями и дополнениями). С позиций деятельности страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС в системе защиты прав пациентов, определенный интерес представляют статистические данные. Если в 1-м полугодии 2001 года основными причинами обращений граждан в территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации были:

1. вопросы обеспечения страховыми медицинскими полисами (51,5%),

2. нарушение права выбора лечебного учреждения (15,1%),

3. недостатки в лекарственном обеспечении (12,6%). (Андреева О.В., Тэгай Н.Д., Турицын В.И., Новикова Р.И., 2002).

Анализ обращений граждан за 2006 года показал некоторое изменение ситуации. Основными причинами жалоб населения за этот год явились:

1. проблемы лекарственного обеспечения населения (29,95%),

2. необоснованное взимание дополнительных денежных средств за медицинскую помощь, оказанную по программам ОМС 26,92%),

3. недостатки обеспечения граждан полисами ОМС (10,64%).

В 2006 на медицинские учреждения подано 394 судебных иска. Рассмотрено в судебном порядке 381 дело, из них 298 судебных исков удовлетворено (78,2%). Сумма возмещения ущерба по удовлетворенным судебным искам составила 8,1 млн. рублей или 27,2 тыс. руб. в среднем на 1 иск (2005 г. - 6,6 млн. руб. или 28,4 тыс. руб. на 1 иск). В общей сумме возмещения ущерба сумма морального вреда установленная судом составила 3,7 млн. рублей или 45,7% суммы ущерба. Основными причинами спорных случаев, разрешенных в судебном порядке, явились поданные судебные иски, связанные с:

1. некачественным оказанием медицинской помощи (50,8% исков),

2. необоснованным взиманием денежных средств за медицинскую помощь, оказанную в рамках программ обязательного медицинского страхования (20,6%),

3. недостатками лекарственного обеспечения (9,8%),

4. отказом в оказании медицинской помощи (3,1%).

(Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29 июня 2007 г. N 4848/30-3/и "О состоянии защиты прав граждан в системе ОМС в 2006 году").

Рассматривая защиту прав пациентов, следует отметить, что обращение гражданина, не удовлетворенного качеством оказания ему медицинской помощи в органы прокуратуры запускает механизм защиты прав и свобод человека*(65). В соответствии с п. 4.1. приказа Генеральной прокуратуры РФ от 24 декабря 2001 г. N 80 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации" заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

Таким образом, следует отметить существование нескольких способов защиты прав пациента на досудебном уровне. Несмотря на значительное количество положительных сторон, досудебный уровень защиты прав пациентов не лишен определенных недостатков. К основным из них относятся:

1. Превалирование ведомственных интересов в сфере медицины.

2. Отсутствие практики и опыта работы в медико-правовом отношении значительного числа общественных правозащитных объединений и профессиональных ассоциаций.

3. Отсутствие системы независимой экспертизы качества медицинской помощи.

4. Менталитет большинства пациентов, проявляющийся в нежелании пользоваться иными, а не только обращение к руководителю медицинского учреждения, способами досудебной защиты своих нарушенных прав.

5. Низкий уровень правовой культуры и правосознания у части руководителей медицинских учреждений и органов управления здравоохранения.

В случае недостаточной эффективности досудебной способов защиты, законодательно предусмотрены варианты судебного рассмотрения жалоб граждан на ненадлежащее оказание медицинской помощи. Как было указано ранее, перечисленные способы защиты прав не обязательно должны следовать один за другим. Пациент вправе изначально искать защиты своих нарушенных при оказании медицинской помощи прав путем обращения в судебные органы.

Врачебная практика неизменно сопровождается возникновением спорных ситуаций, суть которых, как правило, сводится к неудовлетворенности пациентом результатами полученной медицинской помощи. Задавшись целью восстановить справедливость, пациент в этой ситуации пытается найти наиболее приемлемый и целесообразный способ урегулировать конфликт. Не всегда следует сразу подавать в суд на доктора, поскольку существует определенный порядок досудебной защиты прав пациента.

Что из себя представляет досудебный порядок защиты прав пациента и в чем его особенности? Какие инструменты по защите своих прав в досудебном порядке есть у пациента или его представителя? В какие органы имеет право обращаться пациент в досудебном порядке и какие документы составлять? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Варианты разрешения конфликта

Пациентам рекомендуется внимательно относиться к соблюдению всех формальностей и сохранять документы, полученные от медицинской организации в процессе оказания ему медицинской помощи и получения медицинских услуг. Наличие всех документов значительно облегчает задачу защиты нарушенных прав в сфере здравоохранения. Разрешить спорную ситуацию между сторонами конфликта можно в:

  • Административном;
  • Досудебном;
  • Судебном порядке.

Административный порядок предусматривает обращение с жалобой в вышестоящие органы, досудебный – предъявление претензии медучреждению, судебный – подачу искового заявления в суд. Любой юрист подтвердит, что избежать по возможности судебного разбирательства выгодно как с моральной, так и с материальной точки зрения. Попадая в больницу, гражданину достаточно сложно быть тактичным и рациональным: физические страдания усугубляются всевозможными тревожными ожиданиями, человек попадает в стресс и полную зависимость от лечащего врача. Пациент вручает доктору свое здоровье, и если что-то идет не так, возникает естественное желание получить сатисфакцию. Особенно, если лечение было платным и дорогостоящим.

Как получить возмещение ущерба и сохранить при этом лицо? Разумеется, в первую очередь – путем переговоров. Проще всего подойти к доктору и попытаться объяснить свою ситуацию, не переводя дело в юридическую плоскость. Подавляющее большинство врачей идут в этом случае навстречу гражданину, т. к. тоже заинтересовано в мирном урегулировании вопроса. Если все же пациент не нашел понимания со стороны лечащего врача, можно обратиться к администрации или главврачу.

Составление претензии

Официальная претензия оформляется, как правило, если на уровне межличностного общения между пациентом и врачом спорную ситуацию разрешить не удалось. Для правильного составления претензии гражданин, получавший лечение, может воспользоваться услугами юриста. Оформляя документ, пациент может рассчитывать на возмещение:

  • Морального ущерба;
  • Ущерба, нанесенного жизни или здоровью пациента;
  • Вреда, связанного с утратой кормильца;
  • Денежных средств, потраченных на лечение.

Если гражданин считает, что в результате обращения в медучреждение были нарушены его права относительно получения качественного медицинского обслуживания, он в письменной форме предлагает лечебному заведению компенсировать нанесенный ущерб, минуя судебные тяжбы. Текст претензии должен содержать информацию о пациенте и медучреждении, описание обстоятельств, послуживших поводом к написанию документа, а также четко изложенную суть предъявляемых требований. К претензии могут прилагаться копии подтверждающих документов. Пакет бумаг отправляется заказным письмом или вручается лично.

Досудебная защита пациента

В течение 30 дней после получения претензии, администрация медучреждения должна каким-либо образом на него отреагировать, т. е. принять решение о полном или частичном возмещении ущерба или же об отказе выполнять требования заявителя. Разумеется, отказ должен быть аргументирован. В любом случае ответ оформляется в письменном виде, визируется руководителем или его заместителем. Если принято решение о компенсации затрат, должна быть указана сумма и сроки выполнения обязательств.

Куда ещё обратиться с целью досудебной защиты?

Досудебный порядок защиты прав пациента – урегулирование отношений между медицинской организацией и пациентом вне стен суда и вне рамок судебного разбирательства, но помимо претензии медучреждению пациент может воспользоваться и другими инструментами досудебной защиты своих прав. Полномочиями защиты прав пациентов в России наделены:

  • Исполнительная и законодательная власть;
  • Управление здравоохранением;
  • Территориальные фонды ОМС;
  • СМО – страховые медорганизации;
  • Лицензионно-аккредитационные и межведомственные комиссии;
  • Отдел по вопросам здравоохранения и защиты прав пациентов при уполномоченном по правам человека в РФ;
  • Комитет по этике;
  • Третейский суд;
  • Попечительский совет;
  • Общество по защите прав потребителей;
  • Профессиональные сообщества фармацевтов и медиков.

Обращение в вышеперечисленные органы и общественные организации является бесплатным и нет необходимости в применении специальных знаний (жалоба или заявление составляются в свободной форме). К недостаткам следует отнести низкую заинтересованность в признании нарушений и отсутствие механизма принудительной реализации принятого решения с участием самого пациента. Также нельзя не упомянуть про перегруженность органов надзора.

Пациенту на заметку

Чтобы отказать гражданину в медицинской помощи, медучреждение должно иметь чрезвычайно вескую причину. Получив отказ, крайне важно потребовать от доктора соответствующую справку, которая впоследствии будет основанием для предъявления претензии. Если с пациента требуют деньги за оказанную услугу, следует сохранить все чеки и впоследствии уточнить, является ли данная услуга платной, т. к. в первый момент разбираться с этим, как правило, некогда. Если между пациентом и медучреждением подписан договор об оказании медицинских услуг, в котором закреплены права и обязанности сторон, это может намного упростить процедуру разрешения вероятных конфликтов.

Заключение

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Целью оказания медицинской помощи является достижение определенного результата. Если же в полной мере достигнуть его не удалось либо пациент вовсе не .

По своей сути область здравоохранения относится к сфере услуг (хоть и имеет ярко выраженный социальный характер), а значит в ней, как и в других отрас .

При возникновении претензий к учреждению здравоохранения пациент может воспользоваться различными инструментами для защиты своих прав – например, пода .

Если гражданин обратился в медицинское учреждение по полису ОМС и столкнулся с ситуацией, в которой были нарушены его права, необходимо незамедлительн .

  • Общая информация о правах пациента
  • Права пациента в РФ
  • Интересы пациента в сфере ОМС
  • Гарантии пациенту от медорганизации
  • Конкретные типы прав пациента
  • На своевременную медицинскую помощь
  • На отказ от медицинского вмешательства
  • На дачу согласия на медвмешательство
  • Специфические права пациентов
  • На врачебную тайну
  • Нарушение прав пациента
  • Заявление о преступлении при нарушении прав
  • Ответственность за нарушение прав пациентов
  • Должностные преступления в медицине
  • Уголовно наказуемые деяния медработников
  • Гражданско-правовая ответственность
  • Юридическая ответственность
  • Защита прав пациентов
  • Защита прав пациентов по ОМС
  • Как пациенту подать в суд?
  • Судебный порядок защиты
  • Как подать исковое заявление в суд?
  • Жалобы и претензии
  • Жалоба пациента при нарушении прав
  • На врача за отказ в помощи по ОМС
  • За некачественное оказание помощи
  • За причинении вреда здоровью
  • Претензии к медицинской организации
  • Страховой портал.ру
  • ОМС
  • Досудебный порядок защиты прав пациента

Страховой портал.РУ 2011-2022 © - Незаконное копирование и републикация запрещены!

Вся информация, представленная на сайте, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: