Кому в арабском халифате было поручено осуществлять суд

Обновлено: 18.04.2024

Период правления династии Омейядов (661-750 г.г.) называют первым периодом истории Арабского халифата. Государственный аппарат Халифата был централизованным. Высшая власть – духовная (имамат) и светская (эмират), считавшаяся неделимой и неограниченной, – принадлежала халифу, который считался полноправным наместником пророка со всеми светскими и духовными правами. Именно это является важнейшей особенностью халифата: неотъемлемая слитность религии и политики.

С правлением Омейядов власть халифа стала наследственной в роде, то есть передавалась по его завещательному распоряжению. Главным советником при халифе стал визирь, но практиковалось назначение визиря с ограниченной властью к числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии – диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армией. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалованья или размеров пожалований за военную службу.

Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр.

Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван - сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции.

Территория халифата была разделена на провинции, управляемые военными наместниками – эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат.

Эмиры имели помощников – наибов. Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин – старшин (шейхов).

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства - халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. «Вначале судил он сам, - рассказывалось об одном из первых халифов Омейядов», - с великим рвением и искусством; когда же ему стало не под силу, вынужден был назначить кади».

Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования.

Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Таким образом, кади всегда оставались под верховной властью халифов, и собственно судебных инстанций, апелляций и т.д. в мусульманском праве не существовало, жаловаться можно только было верховной власти. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

Благочестивые халифы считали своим долгом лично разбирать дела своих подданных и выделяли один или два дня в неделю, чтобы вершить суд. Но эта традиция быстро сошла на нет, и судебными делами начал заниматься особо назначенный чиновник, сочетавший в себе функции богослова и юриста, – кади.


К должности судьи правоверные мусульмане относились не то чтобы плохо, а с презрением и ужасом. Стать судьей означало обречь себя на погибель. Узнав, что его сына назначили кади в Египте, отец воскликнул: «Он пропал!» Хадисы Абу Йусуфа считались сомнительными только потому, что он дружил с кади, а суфий Абу-ль-Хасан отрекся от своего друга Исмаила, когда тот согласился стать судьей. Многие старались избежать этой чести всеми возможными способами. Кто-то бежал из дома, другой притворился сумасшедшим. Абу Ханифа не смогли принудить к судейству даже побоями.

Но если уж ты стал кади, то должен был отказываться от жалованья. Получать деньги за столь нечестивое занятие было вдвойне позорно. Верховный кади Багдада согласился занять свою должность только после того, как власти пообещали ему не платить денег, не ходатайствовать за своих людей и не заставлять действовать против закона.

На самом деле, почти все судьи, конечно, получали жалованье, хотя и не слишком большое. Большинство жило очень бедно, стараясь подрабатывать торговлей или каким-нибудь ремеслом. Одни занимались каллиграфией, другие выращивали овощи, третьи продавали финики или конские уздечки. Какой-то судья сдавал внаем собственный дом и кое-как перебивался, питаясь размоченными в воде хлебными крошками. У багдадского кади было так мало денег, что он имел на двоих с братом один тюрбан и одно платье: пока один ходил на службу, другой сидел дома. Понятно, что в таких условиях многие поправляли свои дела за казенный счет.

В то же время пост верховного кади («кадий кадиев») имел большой авторитет. Он напрямую назначался самим халифом. Это был один из высших чиновников в городе и провинции, формально стоявший не ниже военачальника-эмира. Рассказывали, что кади аль-Харбавайхи не вставал в присутствии эмира и даже не удостаивал его этого звания, называя просто по имени. В одном из дел он привлек в качестве свидетеля самого правителя государства, всесильного вольноотпущенника Муниса, и попросил предъявить справку, что тот действительно отпущен халифом на свободу, а не является рабом. Свое положение аль-Харбавайхи ценил так высоко и считал таким священным – ведь через него судит сам Аллах, – что старался никогда не пить и не есть на людях, не мыть руки, не сморкаться и плеваться, чтобы никто не видел в нем простого смертного.

От человека, занимавшего должность кади, требовалось, чтобы тот держал себя с достоинством, подобающим его сану, говорил сдержанно и тихо, не суетился и не глазел по сторонам. Ему полагалось иметь писца, судебного служителя и заместителя, которым он сам выплачивал жалованье. В его обязанности входило надзирать над сиротами, вести учет пожертвований и тщательно отбирать свидетелей. Все свои решения он основывал на Корне и хадисах, а в затруднительных случаях обращался к совету богословов-улемов, которые выносили окончательный приговор. В теории допускалось, что судьей может быть и женщина, но на практике такие случаи неизвестны.


Слушания в суде проходили всегда публично. Кади, облаченный во все черное, в плаще и высокой шапке с повязкой, ниспадавшей одним концом на спину, сидел в мечети или в собственном доме, окруженный заседателями, писарями и многочисленной публикой. Даже в халифском дворце он приказывал настежь открывать ворота и созывать людей, чтобы все видели, как проходит суд, и никто не усомнился в его справедливости. В день ему подавали до пятидесяти записок с делами, которые он должен был разобрать.

Вершить правосудие кади помогали так называемые «свидетели», собиравшие факты и предъявлявшие их при рассмотрении дела. Свидетелем в арабском суде мог быть не каждый – они выбирались только из заранее утвержденного списка, который гарантировал их надежность и добропорядочность. Списки эти проверялись и обновлялись каждые полгода. Тщательный отбор свидетелей входил в прямые обязанности судьи, поскольку тот ручался за них лично; когда кади уходил со своей должности, вместе с ним уходили и свидетели.

В конце концов, свидетельство стало что-то вроде официальной судейской должности, за которую платили деньги. Обычно рядом с судьей сидело четыре свидетеля, по два с каждой стороны. Некоторые из них могли выступать как нотариусы, решать разные мелкие дела и заверять деловые документы.

Должность кади, как и все должности в арабском мире, часто переходила по наследству. В роду Абу-ш-Шавариб за двести лет было восемь верховных кади и шестнадцать обычных. Со временем некоторые из таких судейских кланов обретали большое могущество, разрастаясь вширь и охватывая целые провинции и государства.

Кади осуществлял суд шариата, но параллельно с ним существовал и светский суд (мазалим). В него попадали уголовные и политические дела, которые требовали вмешательства светской власти. Таких судей назначал визирь. Бывало, что приговор, вынесенный кади, обжаловался в мазалим, и подсудимым оказывался сам кади.

Известен случай, когда в Каире один кади домогался руки богатой наследницы, но, получив отказ, объявил ее сумасшедшей и арестовал ее имущество. После ее жалобы визирь сам выступил как судья, и кади оказался за решеткой вместе с нанятыми им лжесвидетелями.

Харун ар-Рашид - герой сказок "1000 и одна ночь" - обычно представляется нам справедливым правителем, который переодевался в беную одежду и ходил по улицам, чтобы узнать, как живет его народ.

Однако на самом деле Харун ар-Рашид был сильным и жестоким самодержцем. Арабский халифат при Харуне ар-Рашиде управлялся твердой рукой, не знающей пощады. Постоянные восстания, раздирающие халифат во времена правления Харуна ар-Рашида не вяжутся с образом спаведливого царя, каким его представляли придворные поэты. Кроме подавления восстаний, халиф вел войну с Византией и устранял своих соперников на трон.

Однако Харун ар-Рашид не был чужд и пиара. Он был меценатом, привлекшим к своему двору сотни музыкантов, поэтов, ученых и художников. Именно они и создали столь привлекательный образ халифа.

текст при наведении

Харун ар-Рашид является пятым халифом из династии Аббасидов, в период правления которого был расцвет Багдарского халифата.

К власти пришёл и правил сначала при помощи визиров из семьи Бармакидов, которые представляли иранскую аристократию, после их отстранения уже единолично.

Багдад при Харуне ар-Рашиде можно было считать центром исламского мира, поскольку ко двору стекались лучшие ученые, художники, поэты не только со всей страны, но и из-за её пределов.

Халиф Харун ар-Рашид под именем Гарун аль-Рашид является героем сказок "1000 и одна ночь", в которых описывается жизнь Багдада того времени. В них он представлен справедливым (кстати, прозвище "ар-Рашид", которое переводится как "справедливый", он получил не от современников и потомков, так его назвал отец), хотя, на самом деле, по словам историков, халиф был жестоким властителем.

Арабский халифат при Харуне ар-Рашиде

Харун ар-Рашид пришёл к власти в 786 году и правил 23 года (до 809 года). При этом правителе халифат достиг экономического и культурного расцвета, активно развивалась торговля и наука.

В то же время личность Харуна ар-Рашида довольно противоречивая - он идеализирован в сказках "Тысячи и одной ночи", но на самом деле он был жестоким правителем, во время его правления был ряд антиправительственных восстаний, которые он безжалостно подавлял.

В первые годы своего правления (до смерти матери в 790 году) арабским халифатом фактически управляли Бармакиды. А в особенности те люди, которые и привели его к власти - аль-Хайзуран, его мать, а также Яхья ибн Халид, который являлся наставником Харуна. Большую роль в управлении государством играли многочисленные советники и секретари.

После смерти матери в 790 году Харун ар-Рашид стал стремиться к единоличному правительству и постепенно отстранял Бармакидов от управления халифатом. В 803 году он приказал убить своего друга Джафара, а визиря Яхью и членов его семьи заточить в темнице.

Ещё во время правления Харуна ар-Рашида наметились некоторые признаки распада его государства, а в конце своей жизни он совершил серьёзную ошибку, когда разделил империю между сыновьями. Это привело к гражданской войне, а затем - к крушению арабского халифата.

Также стоит отметить, что Харун ар-Рашид проводил жестокую политику по отношению к иноверцам и делал для них различные ограничения. Эта политика характеризовалась крайней нетерпимостью. В 806 году он приказал разрушить все христианские церкви, которые были расположены на границе с Византией.

Тесты по истории государства и права зарубежных стран.

Дайте ответ на предложенные вопросы, выбрав в каждом вопросе один из трех вариантов ответа.

1. Выберите признак, характеризующий первобытные правовые нормы:

а) формальная определенность;

в) обеспеченность возможностью государственного принуждения.

2. Одним из проявлений принципа эквивалентного (реципрокного) обмена являлось:

а) применение ордалии (суда Божьего) в качестве доказательства;

б) установление запрета инцеста (кровосмешения);

в) наказание по принципу талиона.

3. Укажите наиболее привилегированную группу древнеиндийского общества:

4. Представители, какой группы древневавилонского общества обладали полной правосубъектностью?

5. Остракизм - это:

а) членовредительское наказание за оскорбление;

б) процедура изгнания;

в) особый порядок судебного расследования.

6. Право законодательной инициативы в Афинах принадлежало:

а) специальному судебному органу – гелиэе;

б) совету пятисот;

в) каждому гражданину Афин.

7. Кому принадлежала фактическая власть в Спарте:

а) совету старейшин;

б) архагетам (царям);

в) народному собранию.

8. Комиции в Древнем Риме - это:

б) народные собрания;

в) территориальные округа Рима.

9. Право законодательной инициативы в Римской республике принадлежало:

б) должностным лицам;

10. Какое название дано периоду Римской империи, для которого характерна форма правления переходная от монархии к республике?

11. Что характерно для средневековых западноевропейских государств?

а) юридическое оформление государственных институтов;

б) господство государства над церковью;

в) монархическая форма правления.

12. Каноническое право - это:

а) право, источником которого являлись акты королей;

б) право католической церкви;

в) право городов.

13. В своей борьбе за независимость от власти феодалов города получали поддержку:

14. Назовите сословно-представительный орган, существовавший во Франции:

а) Парижский Парламент;

в) Генеральные Штаты.

15. Судебник Карла V «Каролина» содержал нормы:

а) уголовного права;

б) регулирующие государственные правоотношения;

в) гражданского права.

16. Укажите отличительную черту сословно-представительной монархии в Англии:

а) отсутствие сословно-представительного органа;

б) юридическое оформление прав и привилегий сословий;

в) утверждение принципа: «Король царствует, но не управляет».

17. Признак, не характерный для английского абсолютизма:

а) отсутствие регулярной армии;

б) военно-бюрократический характер власти;

в) наличие парламента.

18. Судебное решение в рамках «права справедливости» выносилось на основе:

а) представлений короля или лорда-канцлера о справедливом;

б) местных обычаев;

в) судебного прецедента.

19. Что из перечисленного не является источником мусульманского права?

20. Кому в Арабском Халифате было поручено осуществлять суд?

а) представителям духовенства;

21. «Звездная палата» – это:

а) собрание курфюрстов в период феодальной раздробленности Германии;

б) Королевский совет, выполнявший судебные функции в период английского абсолютизма;

в) Высший инквизиционный трибунал.

22. Правовые категории населения: фримены , сервенты и рабы существовали в:

а) английских колониях в Северной Америки;

б) Священной Римской империи германской нации в X-XII вв.;

в) раннефеодальной Англии.

23. Декрет о максимуме в период якобинской диктатуры предполагал:

а) установление максимального срока работы в Конвенте;

б) установления максимальной продолжительности рабочего дня;

в) установления максимальных цен и размера заработной платы.

24. Какой документ провозглашал неотчуждаемые права: жизнь, свобода и стремление к счастью?

а) Habeas corpus act ;

б) Декларация независимости США;

в) Конституция США.

25. Конституция какой страны первоначально не закрепляла права и свободы?

а) Конституция США;

б) Конституция Франции 1793 г.;

в) Основной Закон ФРГ 1949 г.

26. Веймарская Конституция провозгласила форму правления:

б) ограниченную монархию;

27. «Ни одно лицо не должно быть избранно на пост Президента более двух раз…», это положение содержится:

1. Укажите наиболее привилегированную группу древнеиндийского общества:

в) брахманы;

2. Представители, какой группы древневавилонского общества обладали полной правосубъектностью?

а) авилумы;

3. Остракизм - это:

а) членовредительское наказание за оскорбление;

б) процедура изгнания;

в) особый порядок судебного расследования;

г) орган государственной власти.

4. Право законодательной инициативы в Афинах принадлежало:

б) совету пятисот;

в) каждому гражданину Афин;

г) коллегии архонтов.

5. Кому принадлежала фактическая власть в Спарте:

а) герусии;

в) народному собранию;

6. Комиции в Древнем Риме - это:

б) народные собрания;

в) территориальные округа Рима;

г) главы римских семей.

7. Право законодательной инициативы в Римской республике принадлежало:

б) должностным лицам;

в) сенату;

8. Какое название дано периоду Римской империи, для которого характерна форма правления переходная от монархии к республике?

а) принципат;

9. Что характерно для средневековых западноевропейских государств?

а) юридическое оформление государственных институтов;

б) господство государства над церковью;

в) монархическая форма правления;

г) республиканская форма правления.

10. Каноническое право - это:

а) право, источником которого являлись акты королей;

б) право католической церкви;

в) право городов;

г) торговое право.

11. В своей борьбе за независимость от власти феодалов города получали поддержку:

б) королей;

12. Назовите сословно-представительный орган, существовавший во Франции:

а) Парижский Парламент;

в) Генеральные Штаты;

г) Государственный совет.

13. Судебник Карла V «Каролина» содержал нормы:

а) уголовного права;

б) регулирующие государственные правоотношения;

в) гражданского права;

г) обязательственного права.

14. Укажите отличительную черту сословно-представительной монархии в Англии:

а) отсутствие сословно-представительного органа;

б) юридическое оформление прав и привилегий сословий;

в) утверждение принципа: «Король царствует, но не управляет»;

г) утверждение принципа: «Вассал моего вассала - не мой вассал».

15. Признак, характерный для английского абсолютизма:

а) отсутствие регулярной армии;

б) военно-бюрократический характер власти;

в) наличие парламента;

г) ограничение церковной власти.

16. Судебное решение в рамках «права справедливости» выносилось на основе:

а) представлений короля или лорда-канцлера о «справедливом»;

б) местных обычаев;

в) судебного прецедента;

17. Что из перечисленного не является источником мусульманского права?

в) кутюм;

18. Кому в Арабском Халифате было поручено осуществлять суд?

а) представителям духовенства;

г) народным собраниям.

19. «Звездная палата» - это:

а) собрание курфюрстов в период феодальной раздробленности Германии;

б) Королевский совет, выполнявший судебные функции в период английского абсолютизма;

в) Высший инквизиционный трибунал;

г) сословно-представительный орган.

20. Правовые категории населения: фримены, сервенты и рабы существовали в:

а) английских колониях в Северной Америке;

б) Священной Римской империи германской нации в Х-ХП вв.;

в) раннефеодальной Англии;

г) средневековой Франции.

21. Какой документ провозглашал неотчуждаемые права:

жизнь, свобода и стремление к счастью?

а) Habeas corpus act;

б) Декларация независимости США;

в) Конституция США;

г) Конституция Японии 1889г.

22. Конституция какой страны первоначально не закрепляла права и свободы?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: