Особенности ответственности государства по обязательствам государственных компаний

Обновлено: 26.04.2024

Деятельность более 90% акционерных обществ (АО) с госучастием на сегодняшний день практически не контролируется. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты (СП). Минэкономразвития отчитывается о деятельности только 10 крупнейших АО, указывают они в своем новом докладе, тогда как остальные оказываются в серой зоне. Более того, сегодня никто точно не знает, сколько в России работает федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и АО с государственным участием. Такими данными располагают три ведомства – Росимущество, Росстат и ФНС России, но они у всех разнятся. В частности, Росимущество не указывает в бюджетной отчетности о финансовых вложениях так называемые ФГУПы без ведомственной принадлежности.

Но там, где ведомственная принадлежность определена, ситуация еще хуже, потому что многие унитарные предприятия закрепляются за ведомствами, которые не соответствуют их специфике. Например, как выяснила СП, Минобрнауки курирует 166 ФГУПов, из которых 114 занимаются производством сельхозпродукции. «Таким образом, на сегодняшний день нет единых принципов отнесения организаций к ведению профильных органов власти», – констатируют аудиторы СП.

В целом политика государства направлена на сокращение количества ФГУПов и участия в АО через приватизацию федерального имущества. Однако программа приватизации выполняется из рук вон плохо. На 6 декабря 2019 г. приватизировано 256 пакетов акций, что составило 52,6% от 487 запланированных. Что касается сокращения количества ФГУПов, то в 2017–2019 гг. главными причинами этого была не приватизация, а объединение предприятий, их ликвидация и банкротства, отмечается в докладе СП.

Вопрос о сокращении числа унитарных предприятий поднимался уже более 20 лет назад, отмечает директор Института стратегических исследований ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. «Но до сих пор они есть – и в достаточно ощутимом количестве, – говорит он. – Многие ФГУПы инвесторам вообще неинтересны. К тому же зачастую руководство этих предприятий и федеральные ведомства саботируют приватизацию».

Не лучше ситуация и с акционерными компаниями, в которых государство владеет пакетами акций. Большую часть поступлений дивидендов в бюджет (97%) обеспечивают только 20 крупнейших АО, или 2% от их общего количества. С 2017 по 2019 г. они перечислили в бюджет 976,3 млрд руб. При этом более 500 акционерных компаний с госучастием за три года вообще ни разу не выплачивали дивиденды. Но даже при этом поступления в бюджет от АО с 2017 по 2019 г. возросли на 75,7%, тогда как доходы от деятельности ФГУПов – лишь на 30,4% до 19,5 млрд руб., указывает СП.

Это не совсем корректное сравнение, отмечает Николаев, так как в 2% крупнейших АО входят нефтяные компании. «Тем не менее компаниям, в которых у государства имеются лишь небольшие пакеты акций, естественным образом уделяется меньше внимания, поэтому действительно можно сказать, что они находятся в серой зоне», – говорит он.

По сути, многие госкомпании превратились в удельные княжества, контролируемые их топ-менеджерами.

Об этом свидетельствует и разница зарплат между ними и остальными сотрудниками. При этом, как указывает СП, во многих АО с госучастием по итогам года принимались решения о выплате вознаграждения руководству при убыточной деятельности предприятий. При этом, как подчеркивают аудиторы, для большинства топ-менеджеров госкомпаний не установлена обязанность по предоставлению сведений о доходах и имуществе.

Схожие проблемы выявлены и в унитарных предприятиях. Согласно «Положению об условиях оплаты труда руководителей ФГУП», зарплаты руководителей не должны превышать заработки рядовых сотрудников более чем в 8 раз. Однако для 73 предприятий кратность была увеличена до 15 и более раз «по решению учредителя». Так, руководителям ФГУП «УВО Минтранса России» позволено иметь зарплату в 22 раза выше, чем у их подчиненных, топ-менеджерам ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России – в 14,9 раза. При этом какой-либо привязки вознаграждения к экономической эффективности предприятия не предусматривается. «Иногда зарплата руководителя убыточного ФГУПа оказывается в 2 раза выше главы прибыльного», – констатируют аудиторы. «На эту проблему в марте обратил внимание даже президент, – напоминает основатель и CEO группы vvCube Вадим Ткаченко. – А в июле в Госдуму был внесен законопроект об изменениях в ст. 145 ТК, согласно которому доходы топ-менеджмента в компаниях, в которых доля государства превышает 50%, не могут превышать среднемесячный заработок президента РФ по показателям предыдущего года». Если законопроект примут, то снижение заработной платы последует и ниже по всем ступеням управленческой лестницы. Однако пока чиновники всеми силами стараются этого не допустить. «С замечаниями или отрицательными отзывами по данному законопроекту выступил ряд профильных комитетов, например комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, – отмечает Ткаченко. – Критики заявляют, что снижение зарплат топ-менеджеров госкомпаний может привести к оттоку специалистов из них».

1. Публично-правовые образования, как и все иные субъекты гражданского права, отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. По общему правилу они не несут ответственности по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, не отвечают по их обязательствам ( ст. 126 ГК).

Из этого общего правила законом установлен ряд исключений и особенностей.

1. Это общее правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации ( п. 6 ст. 126 ГК).

2. По обязательствам публично-правовых образований не может быть обращено взыскание на имущество, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

3. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных законом.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Однако при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества ( п. 4 ст. 123.22 ГК).

5. По обязательствам бюджетного или автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества этих учреждений, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного или автономного учреждения (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) ( п. п. 5 , 6 ст. 123.22 ГК).

6. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества ( абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК).

2. Источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к публично-правовым образованиям, выступает соответственно казна Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Публично-правовые образования выступают как непосредственные субъекты внедоговорной ответственности. Общее положение об этом закреплено в ст. 16 ГК, в соответствии с которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания не соответствующих законодательству актов этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Государство несет ответственность перед реабилитированными жертвами политических репрессий.

Публично-правовые образования несут ответственность за вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде и другими противоправными действиями, предусмотренными в п. 1 ст. 1070 ГК.

Особенности ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных субъектов должны определяться законом об иммунитете государства и его собственности ( ст. 127 ГК), который пока не принят. Отдельные указания на этот счет содержатся в разных нормативных актах (см., например, Закон о разделе продукции (ст. 23) , ГПК (ст. 401) , АПК (ст. 251) ).

Кузьминов Алексей Анатольевич, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.

В статье анализируются общие и частные проблемы гражданско-правовой ответственности отдельных государственных корпораций, в результате чего автор делает вывод о необходимости легального закрепления субсидиарной ответственности государства как учредителя данного юридического лица публичного права.

Ключевые слова: государственная корпорация, юридическое лицо публичного права, гражданско-правовая ответственность.

The article analyses general and private problems of civil-law responsibility of certain state corporations, as a result the author makes a conclusion regarding necessity of legal consolidation of subsidiary responsibility of the state as a founder of the said juridical person of public law.

Key words: State Corporation, juridical person of public law, civil-law responsibility.

Важными шагами на пути к эффективному государственному управлению стали переход к среднесрочному бюджетному планированию, запуск приоритетных национальных проектов и создание крупных государственных корпораций в ряде секторов экономики, которым на тот момент придавалось особое значение.

На основании ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и отдельных федеральных законов о создании конкретных государственных корпораций можно сделать вывод, что ими признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

См.: Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

Государственная корпорация обладает всеми признаками юридического лица. Во-первых, государственная корпорация выступает субъектом присвоения имущества и в этом качестве является имущественно обособленной организацией, так как в соответствии с п. 3 ст. 213 Гражданского кодекса РФ имущество, переданное в качестве вкладов учредителями, а также имущество, приобретенное по иным основаниям, находится в собственности государственной корпорации. Во-вторых, государственная корпорация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание, т.е. несет исключительно самостоятельную имущественную ответственность, пределы которой определяются стоимостью имущества, принадлежащего государственной корпорации на праве собственности. Поэтому государственная корпорация не отвечает по обязательствам своего учредителя - Российской Федерации, так же, как и учредитель государственной корпорации не отвечает по обязательствам последней (п. 2 ст. 25 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). В-третьих, государственная корпорация самостоятельно выступает в гражданском обороте, т.е. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, которые соответствуют ее целям и реализуемым задачам.

Несмотря на довольно внушительный срок действия ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", к настоящему времени в Российской Федерации созданы всего восемь государственных корпораций: Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) (Внешэкономбанк), государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта ("Олимпстрой"), Российская корпорация нанотехнологий ("Роснанотех"), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ФСР ЖКХ), государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" ("Росатом") и государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" ("Ростехнологии").

Государственные корпорации предназначены для решения первоочередных экономических и социальных задач, для выполнения специальных национальных проектов Президента РФ, федеральных целевых программ. Основное предназначение каждой конкретной государственной корпорации - это эффективная реализация бюджетных средств, их рациональное и своевременное использование, формирование эффективных механизмов управления вверенным имуществом. Государственная корпорация является субъектом со специальной целевой правоспособностью, поскольку создается только для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, которые прямо указаны в законе о ее создании.

С одной стороны, следует приветствовать самостоятельный характер ответственности Российской Федерации по своим обязательствам и невозможность привлечения имущества государственных корпораций по долгам государства. С другой стороны, цели и задачи, которые в некоторых случаях ставит государство перед создаваемыми государственными корпорациями, требуют больших финансовых затрат, чем имущественный взнос государства при их создании.

Ухудшает положение кредиторов государственных корпораций и тот факт, что они не могут быть признаны банкротами. Из анализа федеральных законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций, следует вывод, что на них не распространяется действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Только в случае с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" Законом о ее создании установлено, что Агентство может быть реорганизовано или ликвидировано на основании федерального закона, определяющего порядок реорганизации или ликвидации и использования имущества Агентства, что однозначно может быть понято как невозможность его ликвидации посредством признания банкротом. Соглашаясь с тем, что возможность банкротства подвергала бы существенному риску выполнение социально-экономических значимых задач, стоящих перед создаваемыми государственными корпорациями, следует указать на необходимость устранения возникшего вследствие этого дисбаланса частных и публичных интересов.

Также на государственные корпорации не распространяются положения ст. 56 ГК РФ, поскольку ответственность, например, государственной корпорации "Росатом" по обязательствам распространяется не на все принадлежащее ей имущество: Законом о ее создании предусмотрено, что на имущество, перечень которого утверждается Правительством, взыскание не может быть обращено; аналогичное правило действует в отношении норм п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ, поскольку при реорганизации (например, той же государственной корпорации "Росатом") согласие кредиторов на перевод их требований не требуется. Государственные корпорации могут быть реорганизованы или ликвидированы на основании специального федерального закона, определяющего порядок и сроки реорганизации или ликвидации. При этом указанный федеральный закон должен определить порядок использования имущества корпорации после ее ликвидации. Что же касается государственной корпорации "Росатом", то при ее ликвидации имущество поступает в федеральную собственность без установления такого порядка. При ликвидации государственной корпорации "Фонд содействия развитию ЖКХ" (либо до окончания периода ее деятельности, если средства Фонда, предназначенные для осуществления его деятельности, будут использованы в полном объеме) средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов к Фонду, перечисляются в федеральный бюджет в порядке, установленном Законом о создании ГК "Фонд содействия развитию ЖКХ". Также не может быть обращено взыскание по обязательствам Агентства по страхованию вкладов на фонд обязательного страхования вкладов, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам (ч. 5 ст. 33 Закона N 177-ФЗ).

На сегодняшний день государственные корпорации не отвечают по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственных корпораций, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное (п. 1 ст. 7.1 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Действие данного положения подтверждено всеми федеральными законами об отдельных государственных корпорациях.

В настоящий момент "иное" предусмотрено, пожалуй, только для государственной корпорации АСВ. Так, в случае недостаточности имущества Агентства финансирование мероприятий, связанных с деятельностью по обязательному страхованию вкладов, может осуществляться по предложению совета директоров Агентства за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации (ст. 40 Закона).

В случае подтверждения советом директоров Агентства решения правления Агентства о невозможности осуществления возмещения по вкладам в установленные сроки без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств (за исключением страховых взносов и иных запланированных поступлений) совет директоров Агентства в срок, не превышающий семи календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

  1. обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд. рублей. Правительство Российской Федерации принимает соответствующее решение в срок, не превышающий семи календарных дней;
  2. обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд. рублей. При невозможности выделения указанных средств Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год в срок, не превышающий семи календарных дней со дня получения обращения совета директоров Агентства (ст. 41 Закона).

Является ли это субсидиарной ответственностью Российской Федерации в прямом смысле этого слова? Скорее всего, нет, поскольку решение о покрытии дефицита и о форме такого покрытия должно приниматься в каждом конкретном случае в зависимости от размера дефицита.

Субсидиарная ответственность как вид гражданско-правовой ответственности представляет собой дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, установленных законом или договором. Считается, что термин "субсидиарная" производен от "субсидия" (subsidium), что на латыни означает "помощь, поддержка" .

См.: Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 938 (автор статьи - Е.Ю. Грачева).

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) законодатель, представляя формулу субсидиарной ответственности, устанавливает, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Но только если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (п. 1 ст. 399 ГК РФ).

Субсидиарная ответственность может устанавливаться законом, иными правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ) или условиями обязательства, причем последнее следует понимать как условия договора.

Таким образом, для устранения возникшего дисбаланса частных и публичных интересов необходимо установление субсидиарной ответственности государства при нехватке средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредиторов государственной корпорации. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Федеральные законы "О некоммерческих организациях" и "О несостоятельности (банкротстве)" (в последний в части уточнения невозможности банкротства государственных корпораций), а также в абз. 1 ч. 3 ст. 56 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: "Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иным законом либо учредительными документами юридического лица".

Тот факт, что государственная корпорация аналогично другим юридическим лицам (банкротство которых не исключено общими нормами) несет ответственность по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом, не исключает обоснованность установления субсидиарной ответственности государства как учредителя, поскольку законами о создании конкретных государственных корпораций установлены случаи, основания и виды имущества, когда обращенное взыскание по их долгам исключается, что существенно подрывает интересы их контрагентов.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Можно ли привлечь государство к ответственности по долгам?

Существенное падение деловой активности и кризис неплатежей, которые мы наблюдаем в 2020 году, неизбежно приведут к банкротству многих предприятий. Не хочется говорить об этом накануне праздников, но в новом году число таких случаев, к сожалению, будет расти. Среди банкротов, скорее всего, будут и предприятия с госучастием.

С начала года объемы госзакупок выросли в 1,4 раза — почти до 12 трлн рублей (по данным «Национального рейтинга прозрачности закупок — 2020»). Многие компании участвуют в тендерах и готовы вступить в деловые отношения с казенными предприятиями, ГУПами, МУПами и другими хозяйствующими субъектами с участием государства. Какую предварительную работу нужно провести, чтобы не оказаться в очереди кредиторов?

Разумная осторожность никогда никому не мешала. Советую в обязательном порядке провести стандартный комплекс проверочных мероприятий, как и для обычных контрагентов. Для начала посмотреть на правовую форму юридического лица и на те ограничения, которые есть у его учредителей и управленцев, подписывающих сделки. Иногда необходимо запросить согласие от учредителя юрлица — государственной структуры, если в уставных документах прописана его обязанность согласовывать сделки. В открытых источниках можно найти бухгалтерскую отчетность и баланс предприятия, данные о неисполненных обязательствах перед налоговыми органами и контрагентами — это позволит понять платежеспособность организации. Если вы увидите большое количество исполнительных производств, то с этой структурой работать не стоит.

Необходимо тщательно рассмотреть историю судебных разбирательств. У чиновников порой имеются не юридические, а психологические блокировки в принятии решений, и они зачастую запрашивают дополнительные разрешения. Сегодня 80% дел не обжалуются в апелляционном суде, и многие из них как раз касаются взаимоотношений с госструктурами. По сути, такие решения судов только фиксируют обязательства, которые сторонами признаются, но которые должник боится исполнить ввиду нежелательных последствий — сказывается чиновничье мышление, нежелание брать ответственность лично на себя. Конечно, полностью просчитать заранее позицию государственной организации сложно. Но если зайти на сайт арбитражного суда и посмотреть судебные споры с таким юрлицом, а также историю исполнительных производств, то определенную тенденцию можно увидеть. Если у предприятия нет судов, нет исполнительных производств, то это скорее всего добросовестный контрагент. Если этих судов очень много, но нет исполнительных производств, то ваши требования не будут исполнены в добровольном порядке до суда, но потом вы все-таки получите причитающееся. И третий вариант — самый плохой. Вступая в отношения с таким контрагентом, вы рискуете стать кредитором в деле о банкротстве.

Предположим, что все пошло по негативному сценарию, и ваш контрагент — ГУП или МУП — признан банкротом. На что можно рассчитывать? Согласно поправкам в Закон о банкротстве, принятым в августе 2017 года, на учредителей должника-банкрота возложена большая (по сравнению с предыдущими нормами закона) ответственность за действия в отношении дочерней организации, и эти нормы в полной мере применимы к дочерним предприятиям государственных и муниципальных органов. Кредиторы имеют право привлечь в качестве ответственной стороны по долгам предприятия федеральную структуру или муниципалитет, которые являются его соучредителями. То есть учредители должны нести субсидиарную ответственность за действия принадлежащих им организаций. Учитывая почти безграничные (по сравнению с иными видами учредителей — физическими лицами или коммерческими организациями) бюджеты муниципальных и федеральных структур, у кредиторов появляются реальные шансы получить компенсации по исполнительным листам.

На сегодняшний день наиболее распространены такие случаи привлечения учредителей (государственных и муниципальных образований) к субсидиарной ответственности, когда недостаточность активов для расчетов с кредиторами обусловлена принятием неверных управленческих решений собственником предприятия-должника. Учредители передают имущество ГУПов или МУПов другим юрлицам, рассчитывая на более эффективное управление, но предприятие становится банкротом. При этом кредиторы первоначального юрлица остаются неудовлетворенными. Такие действия на практике получают правильное толкование в суде и вполне четкие последствия в виде привлечения госорганов к субсидиарной ответственности.

Особая ситуация с кредиторами казенных и бюджетных учреждений. По нормам ГК РФ они не могут быть признаны банкротами, но могут быть ликвидированы по решению своего учредителя. При этом в случае с бюджетными учреждениями ответственность госструктур (собственников их имущества) ограничена причинением вреда гражданам. У кредиторов этого вида юридических лиц почти не было шансов получить какую-либо компенсацию, и такая практика существовала долгое время. Решение, принятое Конституционным судом в мае текущего года, показало, что в этой сфере происходят серьезные подвижки. КС отметил, что субсидиарная ответственность государственных органов не ограничивается ущербом физическим лицам, а также распространяется на ущерб, причиненный бюджетным учреждением иным юридическим лицам по договорам публичного характера. Мы рассчитываем на то, что в ближайшем будущем аналогичный подход распространится и на иные виды гражданско-правовых договоров юрлиц с бюджетными учреждениями.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза


В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Ключевые слова: государственные корпорации; правовой статус государственных корпораций; классификация; признаки; юридическое лицо; организационно-правовые формы юридического лиц; некоммерческая организация.

Для более ясного и подробного изучения вопроса о правовом статусе государственных корпораций, нам необходимо будет отразить само понятие государственной корпорации, охарактеризовать её с помощью единых признаков, являющимися отличительными от иных юридических лиц, а также следует указать общие черты, при этом дать аналогичную классификацию, а также не забыть изучить и дать ответ на вопрос о юридической природе данного учреждения.

Государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная государством на основании имущественного взноса, а также созданная для выполнения социальных, управленческих или других общественных функций [1]. Государственная корпорация конструируется при помощи федерального закона. Имущество, которое было передано государственной корпорации Российской Федерацией, относится к собственности государственной корпорации. В соответствии с такой нормой мы можем выделить следующие особенности корпорации:

− неизменным учредителем государственной корпорации может являться только государство. К этому можно добавить, что ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не имеют в своём арсенале, таких функций, как создание государственной (или муниципальной) корпорации;

− при создании государственной корпорации цели носят масштабный характер и не направлены лишь на удовлетворение определенных граждан или юридических лиц

− федеральные законы, выполняющие функции учредительного документа являются особым порядок учреждения государственной корпорации;

− выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства. В то же время государственные корпорации не могут быть органом государственной власти, а также не могут быть отраженными в системе органов исполнительной власти [2];

− государство может в не которых случаях гарантировать какие-либо обязательства государственной корпорации [3]. Следует отметить, что государственная корпорация — является основным инструментом не прямого управления, а иного регулятивного воздействия государства на социальные отношения [4].

− исключено членство в государственной корпорации;

В своей статье я изучаю и исследую государственную корпорацию, как одну из организационно-правовых форм юридического лица (некоммерческой организации), не вношу в данное понятие признаки, присущие «корпорациям», которые вносят, как экономисты, так и различные правоведы. Под характерным понятием корпораций можно выделить разновидность юридического лица, которое объединяет некоторое количество лиц, с общим достижением единой цели [5]. На мой взгляд такое определение не является соответствующим «унитарному» представлению государственной корпорации [6]. По мнению Н. Н. Пахомовой законодательство создало определение государственной корпорации именно для того, чтобы заложить презумпцию идентичного функционирования данного субъекта в экономическом обороте вместе с другими субъектами гражданского права, хотя, с точки зрения внутренних отношений государственная корпорация не имеет возможности быть определенной к «классическим» корпорациям [7]. Иными словами, законодатель подразумевает под корпорацией со специальной правоспособностью такую форму организационных отношений, которую формирует государственные корпорации. Поистине, государственная корпорация является одним из видов государственных учреждений.

Государственные корпорации, как исключительный вид юридических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью, имеют определенные специфические признаки, которые в совокупности определяют и отличают их от иных видов юридических лиц. При изучении законодательства, о нормативно-правовом регулировании деятельности государственных корпорация, можно выделить следующие характерные признаки [8]:

  1. В государственных корпорациях отсутствуют обязательные для других юридических лиц учредительные документы. В данном признаке подразумевается учредительных договор или устав. Они замещены федеральными законами, которые создают единовременно государственную корпорация, и производят регулирование их деятельность (так называемые «именные законы»);
  2. Формирование имущества государственной корпорации происходит из имущественного взноса, выплат субсидий из федерального бюджета, доход, полученный в ходе их деятельности, добровольных имущественных отчислений, а также из средств резервного фонда. Государственная корпорация является собственником этого имущества;
  3. Ликвидации, реорганизации и банкротства государственной корпорации регулируются специализированным законом о государственной корпорации, а не общим для юридических лиц законодательством;
  4. Ещё одним исключительным признаком государственных корпораций является значительно меньший контроль со стороны государственных органов, а также не особо строгие требования к раскрытию информации.

Имеется и ещё одна классификация государственных корпораций:

По формированию органов:

По способу финансирования

− с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку или без указания его стоимости;

− определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией.

и по прочим основаниям.

Таким образом, государственная корпорация считается одним из обликов юридических лиц некоммерческих отношений, которые, по собственной правовой природе является государственным учреждением, а не классической «корпорацией» в видение экономистов и правоведов. Регулирование деятельности государственных корпораций посредством «именных» федеральных законов, ограничения в контроле со стороны государственных органов, а также особенные критерии о публикации информации о деятельности дают возможность государству создавать особенные учреждения, иным образом выходящие за рамки общего законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, юридическое лицо, имущественный взнос, лицо, некоммерческая организация, правовой статус, признак.

Ключевые слова

государственные корпорации, правовой статус государственных корпораций, классификация, признаки, юридическое лицо, организационно-правовые формы юридического лиц, некоммерческая организация

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

При этом государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает

Это происходит в силу особого правового статуса и юридической природы госкорпораций, сильно отличающейся от признанных.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории.

Таким образом, возникает корпорация или юридическое лицо.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации

Исходя из определения корпорации в ГК РФ, корпорация не относится к какой-либо определенной правовой форме.

Правовой статус коммерческой организации по действующему.

Исходя из вышесказанного, правовой статус коммерческой организации в России по действующему законодательству в

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо.

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

Это означает, что юридическое лицо представляет собой совокупность двух и более лиц

В едином государственном реестре юридические лица фигурируют как совокупность

Четвертым признаком юридического лица можно выделить то, что юридическое лицо несет.

Особенности учредительных документов корпорации

Органы управления корпоративного юридического лица. юридическое лицо, лицо, государственная регистрация, Российская Федерация, период ликвидации, государственная регистрация изменений, указанное юридическое лицо, ликвидируемое юридическое лицо.

Участие государства в акционерных обществах | Статья в журнале.

В статье поднимаются вопросы государственного участия в акционерных обществах и особенности его правового положения в качестве акционера, а также приобретаемых им специфических прав. Рассматривается понятие «золотой акции» и непосредственного участия.

Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты.

юридическое лицо является организацией; существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц

Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Организация как субъект финансовых правоотношений

Для юридических лиц все эти три критерия включает в себя их правоспособность, которая возникает с момента государственной

Организации — это: ‒ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; ‒ компании и другие корпоративные.

Особенности правового положения государства-акционера

Позиция Российской Федерации как акционера отражается в директивах, выдаваемых Росимуществом наряду с доверенностями представителям для

ограниченная ответственность, общество, Российская Федерация, юридическое лицо, ГК РФ, нотариальное удостоверение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: