Какой орган с 1775 г осуществлял суд для государственных крестьян в губернии

Обновлено: 28.03.2024

Характер губернской реформы определили Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи.

Учреждения для управления губерний Всероссийской империи считаются значительным законодательным актом реформы местного управления, принятым 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II. Именно этот документ заложил основы административно-территориального управления России на период имперского развития длительностью в полтора века.

Основное содежание кодекса:

  • упразднение провинций, укрупнение деления России на губернии и уезды;
  • создание новой судебной системы с учётом сословий;
  • реформация местного административно-полицейский аппарата .

Основная цель губернской реформы:

  • приспособление административного аппарата к фискальным и карательным целям государства.

Особенности губерноской реформы:

  1. деление на губернии и уезды осуществлялось по административному принципу;
  2. не учитывались географические, национальные и экономические признаки;
  3. одна губерния включала в себя население численностью около 400 тыс. чел. (душ).

Губернатор - высший правительственный чиновник в любой губернии. Назначение его на должность и смещение с неё входило в полномочия монарха.

Губернское правление - местное административное учреждение, коллегиальный орган при губернаторе. В состав правления входили губернатор, два советника (назначались сенатом), а также иные должностные лица.

  1. общее управление губернией;
  2. публикация законов, указов и распоряжений императора;
  3. надзор за исполнением;
  4. наложение ареста на имущество;
  5. рассмотрение жалоб.

К азенная палата решала вопросы, связанные с распределением доходов и расходов в губернии.

Здравоохранение и образование отныне входили в компетенцию Приказа общественного призрения .

Во главе уездной администрации стояли земский исправник и нижний земский суд, избираемые уездным дворянством.

Нижний земский суд, в состав которого входили исправник и два заседателя, руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

Надзор за законностью в губернии был возложен на губернского прокурора и двух губернских стряпчих. В рамках уезда надзором занимался уездный стряпчий.

В городах была введена должность городничего.

Генерал-губернатор - должность, введенная Учреждениями. Человек, занимающий эту должность, осуществлял верховный, политический надзор, активное управление губерниями оставалось в руках губернаторов . В отсутствие монарха генерал - губернатор являлся главнокомандующим на своей территории, мог вводить чрезвычайные меры.

В целом, Губернская реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, проявившийся в укреплении позиций дворянства и усилении власти губернаторов.

Судебная реформа 1775 г.

Высшим судебным органом для судов всей системы являлся Сенат.

Изменения в ходе Судебной реформы 1775 г.:

  1. Для дворян:
    • в каждом уезде создавался уездный суд , состоявший из избираемых дворянством на три года уездного судьи и двух заседателей;
    • Верхний земский суд (создавался в количестве одного на губернию) , являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездных судов, с остоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. В его состав входили председатель и вице-председатель (назначались монархом), а также избираемые дворянством на три года десять заседателей (избирались дворянством на 3 года).
  2. Для городских жителей:
    • Городские магистраты - низшая судебная инстанция д ля г ородских жителей;
    • Губернские магистраты - апелляционная инстанция для городских магистратов. Губернский магистрат включал в себя двух председателей и заседателей, избираемых из горожан губернского города.
  3. Для государственных крестьян:
    • Нижней судебной инстанцией являлась уездная нижняя расправа (гражданские и уголовные дела разбирали чиновники);
    • Апелляционной инстанцией для нижней расправы являлась верхняя расправа , дела в которую вносились под денежный залог в 25 руб. в течение недели.

Совестный суд — губернский орган, занимавшийся защитой гражданских прав по отдельным категориям дел (преступления малолетних, умалишенных, дела о колдовстве) на основании принципа «естественной справедливости». Он состоял из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам.

В губерниях существовали судебные палаты по гражданским и уголовным делам , являвшиеся апелляционной и ревизионной инстанцией для дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе. К апелляционной жалобе необходимо было приложить денежный залог в размере 100 руб.

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в 1775 году как продолжение Губернской реформы, для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах. В дальнейшем реформа была дополнена полицейской (1782) и коллегиальной (1784-1786) реформами. Главная характеристика судебной реформы - суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

Необходимость реформы

Суть реформы

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа «Об учреждениях для управления всероссийской империей». Изначально этот Указ создавал в стране новую административную структуру, и устанавливал органы управления для них.

Судебная система России после 1775 года может быть представлена схематически.

Судебная реформа Екатерины 2 от 1775 года

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку - для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

На всех уровнях создавались 2 департамента: первый рассматривал уголовные, а второй - гражданские дела. В городах, где судили городских жителей (купцов и мещан), магистрат был выборным органом. Сами горожане выбирали его состав. После выборов этот состав утверждался Губернатором. Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами. Крепостные крестьяне судились напрямую помещиком, который ими владел. Судьи для таких судов назначались.Уездные суды строились по схожему принципу. Исключение только Нижний земский суд, который избирался сами дворянами уезда сроком на 3 года.

Суды губернского уровня выступали одновременно инстанциями 1 и 2 группы, то есть могли не только рассматривать уголовные и гражданские дела, но и выступать в роли апелляционного органа.Суды уездного уровня выступали инстанцией 1 уровня, то есть рассматривали только дела по существу.

Историческое значение

Судебная реформа 1775 года была попыткой наладить справедливые суды, но эта реформа не смогла решить 2-ух серьезных проблем:

  • Абсолютизм предполагал наличие общегражданских судов, но создать в 18 веке в России всесословные суды у Екатерины 2 не получилось. В результате суды были отдельными для дворян, для горожан и для крестьян. Как итог - главная цель преобразований не была выполнена.
  • Отделение судебной власти от исполнительной. В учебниках часто пишут, что это было достигнуто, но это не так. Во-первых, все губернские суды назначались и утверждались Правительством. Во-вторых, губернатор имел личное право отменить любой приговор, а все приговоры о смертной казни требовали его согласия.

Сама по себе идея бессословного суда в России 1775 года была абсурдной. Ведь в стране существовало крепостное право и большая часть населения была крепостными. Кроме того, Губернская реформа предполагала опору власти на дворянство. Дворяне становились полноправной элитой на местах. Поэтому закрепляя эту элиту, власть не могла допустить равных судов над дворянами и крестьянами. Как итог - в России укрепился сословный суд, который был очень далек от правосудия, особенно на уровне крестьян. Как итог - классовая система укоренилась все сильнее.

Дополнение реформы

Судебная реформа 1775 года стала первым этапом изменения правового поля Российской Империи. В дальнейшем эта реформа была дополнена:

Губернская реформа Екатерины 2 в ноябре 1775 года стала ответом власти на крестьянскую войну Пугачева. Эта война/восстание отчетливо показало неэффективность местного управления, когда местные органы власти были наделены достаточной властью, но использовать ее для поддержания порядка в стране не могли. Поэтому главная реформа Екатерины 2 это реформа губернская, или, как ее еще называют, реформа системы местного управления.

Губернии в России появились в период правления Петра 1. Вначале их было 8, но к эпохе Екатерины 2 их насчитывалось уже 20. Губернии делились на провинции, которые делились на уезды. Ими управляли воеводы и канцелярии. Эта система изжила себя, поскольку обладала практически безграничной властью на местах, в результате чего часто были злоупотребления.

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
  • Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка. Важное изменение в этом плане - лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление. На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:

  • Система Губерния - Провинция - Уезд менялась на Губерния - Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
  • Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
  • Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
  • Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
  • Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян - суд. Для горожан - магистрат. Для крестьян - расправа.

Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:

  • Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
  • Публикация и исполнение всех законов.

В целом же структура управления после реформы была следующей.

Система губернского управления по реформе 1775 года

Таблица: Система управления губерниями по губернской реформе 1775 года Екатерины 2
Административное деление Управляющий Особенности
Генерал-губернаторство Генерал-губернатор Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю.
Губерния Губернатор Получал всю полноту власти в конкретной губернии.
Город Городничий Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом.
Уезд Капитан-исправник Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года.

Основные органы управления россией по реформе:

  • Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
  • Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
  • Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
  • Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
  • Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.

Наместничество

Поскольку Губернатор по новой реформе получал практически безграничную власть, Екатерина 2 систему ограничения - наместничества. Наместником назывался генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, управлял губернской армией. Обычно генерал контролировал 2-3 губернии. Он назначался лично императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, которая реальной власти не имела, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль.

В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.

Историческое значение

Историческое значение губернской реформы 1775 года заключается в изменении структуры местного управления страной. Эта структура имела как положительные так и отрицательные моменты. Если же рассматривать общие изменения, то изменилось:

Административные и судебные органы власти в результате Губернской реформы 1775 года

18 ноября 1775 года Екатериной II был подписан документ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Кратко о сути реформы

В результате:

1. Главным критерием разделения стала численность налогооблагаемого населения – так называемые «податные души». Разделение происходило без учета национальных, географических и экономических особенностей, сложившихся в границах старых губерний. В результате разукрупнения 23 губерний, было образовано 53 наместничества (губернии).

2. Усиление местной власти и контролирующих органов – организована четко разделенная иерархичная система административных институтов для дворян, горожан и крестьянского сословия.

3. Разделение судебных и административных полномочий между различными органами власти – каждая из местных структур отвечала за определенные функции, подробнее ниже.

После губернской реформы, главными в созданных административно-территориальных делениях являлись генерал-губернаторы. Они назначались Сенатом и осуществляли контроль над несколькими губерниями вместе с губернаторами. Генерал-губернатор мог приказывать всем военным частям и формированиям, расквартированным в его губерниях, он располагал всей полнотой власти и был первым человеком после императрицы для населения (царствующая особа была далека и недоступна простым смертным).

Административная часть

  • Генерал-губернаторство – объединяло в себе несколько губерний.
  • Губерния – состояла из 10-12 уездов, 350-400 тысяч душ
  • Уезд – минимальная административная единица, 20-30 тысяч душ
  • Город – центр уезда (ввиду недостаточного количества больших городов, часть деревень была переименована в города, хотя на деле осталась населенными пунктами с небольшим количеством жителей и отсутствием инфраструктуры)

Губернатор, опираясь на губернское правление, управлял конкретной губернией и назначался личным императорским указом. Ему отчитывались главы учреждений, каждое из которых отвечало за определенные функции:

  • Казенная палата – финансовые дела, сбор налогов, распределение средств внутри губернии.
  • Приказ общественного призрения – надзор за социальными объектами: школы, больницы, приюты и т.д.
  • Городничий – руководил полицией и отвечал за общественный порядок в городе, избирался дворянством.
  • Капитан-исправник – главный уездный чиновник, руководил местной полицией, избирался дворянством. Председательствовал в нижнем земском суде.
  • Город – выделился в специальный административный отдел. Подразделялся на части, а они в свою очередь на кварталы. Полицейский надзор осуществлялся частными приставами и квартальными надзирателями соответственно.

Судебная часть

Реформирование судебной системы должно было выстроить последовательную систему учреждений, решающих вопросы в собственном месте расположения и рассматривающих апелляции нижестоящих инстанций.

  • Сенат – остался высшей судебной инстанцией, подразделялся на Уголовную палату и Гражданскую палату. Соответственно каждый из нижестоящих органов подразделял дела на уголовные и гражданские (казенные).
  • Верхний земский суд – осуществлял надзор за соблюдением законов в губернии. Занимался преимущественно решением споров дворян и рассмотрением апелляций нижестоящих органов.
  • Нижний земский суд (уездный суд) – контролировал выполнение законов в уездах и решение разногласий между дворян. В нем председательствовал капитан-исправник и 2-3 выборных заседателя.
  • Верхняя расправа – рассматривала апелляции из нижних расправ и судила государственных крестьян в губернии
  • Нижняя расправа – разбирала дела крестьян в уездах.
  • Губернский магистрат – принимал апелляции из городских магистратов и рассматривал тяжбы между горожанами
  • Городской магистрат – рассматривал судебные разбирательства между горожанами.
  • Совестный суд – был создан для разгрузки прочих судебных учреждений, должен был примирять судившихся вне сословных ограничений – разбирал дела, не имеющие существенной важности и опасности. Состоял из шести членов, по двое от крестьян, горожан и дворян.

Для каждой категории судебных органов должны были выбираться соответствующие сословные представители, однако фактически вышестоящее дворянство регулярно вмешивалось в их работу.

Процесс административно-территориального реформирования растянулся почти на десять лет и завершился к 1785 году.

Для наглядности ниже приведена краткая схема административных и судебных учреждений, образовавшихся в результате Губернской реформы 1775 года


Начиная судебную реформу, Екатерина II прежде всего позаботилась о том, чтобы иметь возможность лично руководить процессом законотворчества. Большая часть судебных преобразований произошла в ходе Губернской реформы 1775 года, однако им предшествовала реформа Сената в 1763, а дополнением к правовому положению дворянского сословия стала «жалованная грамота дворянам» в 1785 году. Вступая на царствование Екатерина понимала недостатки существующей системы и даже издала указ «Об удержании судей и чиновников от лихоимства», носящий, впрочем, скорее рекомендательно-нравственных характер, нежели юридический.

Главными причинами являлись следующие необходимости:

  • разделения административных и судебных функций между разными учреждениями,
  • выстраивания чёткой структуры судебных органов,
  • разграничивания их ответственностей на различных уровнях (империя-губернии-уезды).

Первый этап

В результате преобразования 1763 года Сенат потерял законотворческую функцию – руководить процессом оформления и издания законов стала Екатерина II и кабинет её статс-советников. Сенат стал функционировать в качестве высшей инстанции управления и судейства.

В 1767 был издан указ, запрещающий крестьянину жаловаться на хозяина.

Второй этап

Губернская реформа 1775 года реорганизовала не только административные учреждения, но и судебные. За основу была взята германская практика права. Среди ключевых изменений можно назвать:

  • Введение судебных коллегий и выборности членов-заседателей, в зависимости от того, над представителями каких сословий осуществлялся судебный процесс.
  • Вертикальная структура иерархии судебных учреждений, предусматривающая рассмотрение апелляций из низших инстанций – высшими.
  • Разделение административных и судебных функций между различными ведомствами.
  • Подразделение всех инстанций (кроме уездных) на гражданскую и уголовную части.

Кроме прочего был введён так называемый Совестный суд, чья работа должна была освободить прочие инстанции от рассмотрения незначительных дел, споров и тяжб не имеющих существенной опасности для общества.

Губернаторы, принадлежа к административному аппарату, не имели права влиять на процесс судейства, но имели возможность приостановить вынесенные решения. Продолжали функционировать специализированные судебные органы – военные, горные, духовные и др.

Третий этап

В 1782 году дополнением к уже введённым преобразованиям стала «управа благочиния», которая должна была следить за исполнением решений администрации и судебных инстанций в городе, а также рассматривать дела о мелких кражах (до 20 рублей). Читать подробнее о
полицейской реформе

Изданная в 1785 году «жалованная грамота дворянству» носила, скорее, характер социальных реформ, однако, частично затрагивала и аспекты правового регулирования отношений различных социальных слоев.

Вводился запрет на конфискацию имущества дворян, осужденных за уголовные преступления – имения, крестьяне и вещи передавались наследникам.
Суд над дворянином мог осуществляться только равными, благородным сословием.
Вводился запрет на телесные наказания для благородных, а также неограниченное имущественное право на движимое и недвижимое имущество (в том числе крепостных).

Результаты

Выстроилась иерархическая судебная система учреждений, подконтрольных друг другу и монарху.

Существенно возросло количество судей и чиновников, а также взяточничество – теперь «страждущим» приходилось давать взятки не в одной инстанции, а в нескольких

С одной стороны, была заложена основа права, структурирование органов и их выборность в еще не имеющей подобного опыта Российской Империи. С другой – большое количество различных инстанций, зачастую имеющих пересекающиеся или до конца не выясненные полномочия. Представители благородного сословия, несмотря на утвержденную выборность и независимость судов, продолжали влиять на ход рассмотрения дел.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: