Особенности международной правосубъектности сложных государств

Обновлено: 27.04.2024

Суверенное государство как субъект международного права характеризуют следующие обязательные признаки:

в) власть, способная самостоятельно управлять населением в пределах своей территории и вступать в правоотношения с другими государствами.

Выделяют следующие виды государств:

независимые государства – свободные от политического управления другими государствами и способные самостоятельно вступить в соглашения с другими субъектами международного права;

зачаточные государства, которые не имеют всех свойств, присущих независимому государству;

зависимые государства, юридически уступившие другому субъекту международного права свои полномочия в области внешней политики и международных отношений, в том числе:

- колонии под иностранным владычеством или несамоуправляющиеся территории, «народы которых не достигли еще полного самоуправления» (Устав ООН, ст. 7З);

- подопечные территории ООН, на которые распространяется действие глав XII и XIII Устава ООН. В международную систему опеки входили: Тихоокеанские острова (с 1947), Науру (с 1947), Сомали (с 1950), Намибия – территория Юго-Западной Африки (с 1966) (теперь все эти территории обрели независимость);

- «связанные государства», которые по соглашению предоставляют другому государству свои права по осуществлению внутреннего самоуправления и внешних международных связей, как правило, под гарантии своей безопасности или получения финансово-экономической помощи.

Новый субъект международного права может образоваться тремя путями:

слияния двух или нескольких государств. Так, в 1964 году из двух государств – Танганьики и Занзибара – была образована Танзания;

раздела государства на части. Например, в 1960 году Федерация Мали распалась на два государства – Мали и Сенегал, который впоследствии объединился с Гамбией, образовав конфедерацию Сенегамбия, распавшуюся в 1988 году. В 1965 году Сингапур вышел из Федерации Малайзии. В 1971году Бангладеш (Бенгалия) в ходе вооруженного конфликта была отделена от Пакистана. В 1990-х годах произошел распад государств социалистической системы. Вначале из состава Югославии вышли Словения, Хорватия, а к 2002 году и сама Югославия перестала существовать, разделившись на Сербию и Черногорию. Чехословакия разделилась на два государства: Чехию и Словакию и так далее;

создания или образования новых государств. Так, Генеральная Ассамблея ООН в 1947 году приняла резолюцию №181, в соответствии с которой на территории Палестины должны были быть созданы два независимых государства – арабское и еврейское. Выполнение этого решения ООН растянулось почти на 60 лет. Вооруженные столкновения продолжаются и в настоящее время на территории Палестины и Государства Израиль.

По своему государственному устройству субъекты международного права могут быть как простыми (унитарными), так и сложными (федерации, конфедерации). Федерации выступают на международной арене как единый субъект международного права. Члены большинства современных федераций не являются субъектами международного права. Как субъекты международного права члены федерации могут выступать лишь в том случае, если законодательство федерации признает за ними это свойство.

Государственный суверенитет – главная особенность государства, на основании которой оно рассматривается как основной субъект международного права. Суверенитет – неотъемлемое политико-правовое свойство государства. Его юридическими признаками являются верховенство государственной власти на своей территории и независимость государства на международной арене.

Верховенство – полная и исключительная власть государства над определенной территорией и подчинение этой власти лиц и социальных групп, проживающих в пределах данной территории. Суверенитет государства означает, что никто не должен, ссылаясь на те или иные соображения внутреннего или внешнего характера, пытаться диктовать другим народам, как им устраивать свои внутренние дела.

Независимость государства выражается в его неподчинении каким-либо другим государственным правопорядкам. Это внешний аспект суверенитета государства, означающий его право и способность вступать в отношения с другими государствами и проводить внешнюю политику без без вмешательства и контроля со стороны других государств. Независимость государства на международной арене – не беспредельная свобода действий, а свобода, объективно ограниченная общепризнанными и общеобязательными принципами и нормами международного права; она означает лишь независимость государства от правопорядка другого государства, но не от общепризнанных норм и принципов современного международного права.

При осуществлении своей внутренней и внешней политики каждое государство должно уважать суверенитет других государств и соблюдать общепризнанные нормы и принципы международного права. Уважение суверенитета других государств обеспечивает международный правопорядок, и, наоборот, нарушение суверенитета других государств может привести к нарушению всеобщего мира и безопасности. Суверенитет не только предоставляет право государству самостоятельно решать свои внутренние и внешние проблемы. Он накладывает на каждое государство обязанность учитывать интересы других государств и соблюдать принципы международного права. Суверенитет государства реализуется совокупностью не только прав, но и обязанностей.

Юрисдикция государства означает неотъемлемое свойство суверенитета, выражающее компетенцию государства по рассмотрению уголовных, гражданских и иных дел, а также деятельность органов государства, обеспечивающих исполнение национального законодательства. На своей территории государство осуществляет юрисдикцию в полном объеме. На некоторых территориях государства осуществляют юрисдикцию в ограниченном объеме. Например, в соответствии с Договором о космосе (1967) государство, запустившее космический объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над этим объектом и над любым экипажем объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле (статья VIII).

Основные особенности международной правосубъектности государства:

1. Правосубъектность государства не зависит от волеизъявления других субъектов международного права, поскольку она основана на суверенитете. Правосубъектность государства возникает в момент его образования и прекращается в момент его исчезновения.

2. Все государства обладают одинаковой правосубъектностью, так как суверенитет в равной степени присущ каждому из них.

3. Правосубъектность государства является полной, то есть государство может вступать в любые отношения, допускаемые международным правом

4. Правосубъектность государства реализуется его органами.

Иммунитет государства - в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную , так и на судебную юрисдикции иностранного государства .

В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.

В 2004 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Россия подписала её в 2006 году. Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов :

Судебный иммунитет - неподсудность государства суду иностранного государства.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска.

Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения .

Иммунитет собственности государства - правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.

Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.

Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.

Виды иммунитета государства:

1. Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный. Единственное ограничение иммунитета государства возможно было только при условии прямо выраженного его согласия.

2. Функциональный иммунитет. Этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на два вида: публично-правовую и частно-правовую. Если государство действует как суверен, совершает акт властвования (acta imperii), то есть выступает как носитель суверенной власти (de jure imperii) то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица (acta gestionis) занимается коммерческой деятельностью (de jure gestionis), то тогда государство иммунитетом не обладает. Следовательно, в зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.

3. Ограниченный иммунитет. Уже из названия ясно, что данный вид иммунитета исходит из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа (критерия) - деления деятельности государства на суверенно-властную и частную - ограниченный иммунитет не использует никаких формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе универсальной.

Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе (региональной) можно считать Европейскую конвенцию 1 об иммунитете государств 1972 года, заключенную странами-участницами Совета Европы (так как Россия является членом Совета Европы, она вправе присоединиться к Конвенции). Конвенция закрепляет общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции, а затем формулирует детализированные исключения из этого принципа. Рассмотрим некоторые из них. Ряд статей определяют форму и условия отказа самого государства от иммунитета в иностранном суде: 1) если государство вступает в процесс в иностранном суде в качестве истца или третьего лица, значит оно признает юрисдикцию этого суда, в том числе и в отношении встречного иска, и наоборот, если государство выдвигает встречный иск, то признает юрисдикцию и в отношении основного иска; 2) если государство ссылается на иммунитет после того, как вынесено решение по существу, оно не пользуется иммунитетом; 3) если государство вступает в процесс, чтобы заявить о своем иммунитете, то это не может рассматриваться как отказ от иммунитета; 4) государство не пользуется иммунитетом, если оно взяло обязательство признать юрисдикцию иностранного суда в одной из форм: в международном соглашении, ясно выраженным положением в договоре, составленном в письменной форме, ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора; 5) если государство дало согласие в письменной форме на арбитражное разбирательство спора, то оно не обладает иммунитетом в суде того государства, где осуществлялось или должно было осуществляться арбитражное разбирательство. Последующие статьи формулируют конкретные дела при наличии конкретных обстоятельств, в которых государство не может претендовать на иммунитет (как правило, такие обстоятельства связаны тем или иным образом с территорией того государства, суд которого рассматривает дело).

В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству – унитарные и федеративные.

Унитарные государства участвуют в международных отношениях как единный субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей не возникает.

Связи в области культу­ры, экономики между города­ми, административно-территориальными подразделениями разных государств носят название трансграничного сотрудничества. Эти связи и соглашения заключаются и осу­ществляются в соответствии с национальным правом участни­ков. Главную роль в их регулировании играет государственное и административное право.

Сложные государства представляют собой объеди­нение нескольких территориальных единиц, пользую­щихся определенной политико-правовой самостоятель­ностью (некоторыми суверенными свойствами).

Составляющие федеративное государ­ство государственные образования (штаты, земли, про­винции и др.) являются субъектами федерации и, имея свое административно-территориальное деление, обла­дают определенной самостоятельностью.

Субъекты федерации как правило не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях, и тем самым, не являются субъектами меж­дународного права.

Как указано в ст. 10 Конституции США, ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или иностранной державой.

Однако, существует несколько федераций, субъекты которых обла­дают правом заключать международные соглашения по весь­ма ограниченному кругу вопросов (пограничные, культурные, полицейские, экономические связи) под контролем федераль­ного правительства. К ним относятся, ФРГ, Швейцария, Авст­рия и Канада.

Международная деятельность субъектов федераций развивается в следующих основных направлениях: за­ключение международных соглашений; открытие пред­ставительств в других государствах; участие в деятель­ности международных межправительственных органи­заций макро— и субрегионального характера (например, Союз регионов Европы, движение Еврорегионов и т.д.).

В конфедерации государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Сохраняя суверенитет, государства-члены конфедерации являются субъектами международного права. Осуществление своих полномочий в международной сфере они могут в той или иной мере передавать конфедерации. Конфедерация как таковая, может, наряду с государствами выступать субъектом международного права, если при ее создании государства-члены возложили на конфедерацию осуществление определенных задач в области международных отношений.

Например, согласно Союзной конституции Швейцарской конфедерации 1874 г., 22 суверенных кантона создали Союз, который являлся конфедеративным государством. Только этот Союз имел право объявлять войну и заключать мир, а также заключать союзы и договоры с иностранными государствами. В виде исключения кантоны сохраняли право заключать с иностраннымигосударствами договоры по вопросам, касающимся публичного хозяйства, местных пограничных отношений и полиции.

Международная правосубъектность – качество лица быть субъектом международного права, подчиняемость непосредственному действию международно-правовых норм. Она включает два основных структурных элемента: способность быть носителем прав и обязанностей (правоспособность) и способность самостоятельно осуществлять их (дееспособность).

Международная правосубъктность обладает некоторой спецификой. 1)для всех субъектов международного права характерно единство международной правоспособности и международной дееспособности и одновременность их наступления.

2)для всех субъектов международного права свой момент возникновения международной правосубъектности.

3)важной особенностью международной правосубъектности является право основных субъектов создавать нормы международного права.

Изначальными являются основные права и обязанности. Они непосредственно порождаются международной правосубъектностью и служат предпосылкой международных отношений.

Основные права и обязанности субъектов международного права принято делить на группы:

1) Основные общесубъектные права и обязанности, присущие всем категориям субъектов (право на участие в международно-правовых отношениях; право реализации субъективных прав и обязанностей; право защиты предусмотренными юридическими средствами своих прав).

2) Основные субъектно-видовые (специфические) права и обязанности, свойственные определенной категории субъектов. Они отражают особенности статуса той или иной категории субъектов международного права.

12. Международная правосубъектность государств

Всем государствам, как основным (суверенным) субъектам международного права, свойственен одинаковый международно-правовой статус и объем международной правоспособности.

В отличие от других субъектов международного государства наделены юридической способностью иметь и осуществлять все права, связанные с участием в международных отношениях, т.е. они обладают универсальной правоспособностью. Правосубъектность других участников международных отношений проявляется главным образом в их взаимоотношениях с государствами.

Критерием определения основных (субъектно-видовых) прав и обязанностей государств большинство исследователей считают общие принципы международного права. Поэтому основу международно-правового статуса государства следующие права и обязанности:

право на суверенное равенство;

право на самоопределение

право на территориальную целостность;

право создавать международно-правовые нормы, прежде всего, путем заключения международных договоров;

право участвовать в международных конференциях и быть членом международных межправительственных организаций;

право на самооборону и применение санкций к нарушителям международного права;

обязанность уважать суверенитет других государств;

обязанность соблюдать принципы международного права.

В качестве субъектов международного права могут выступать различные по своему устройству государства–простые (унитарные) и сложные (федеративные).

Унитарные государства участвуют в международных отношениях как единый субъект международного права, в связи с чем, вопроса о международной правосубъектности его составных частей в этом случае не возникает.

Федерация – это сложное союзное государство, представляющее собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральных законодательством рамках.

13. Международная правосъбектность наций и народ борющихся за самоопределение

Признание международной правосубъектности наций и народов непосредственно связано принятием Устава ООН, закрепившего в качестве основополагающего принципа - право нации и народа на самоопределение

Нормы международного права и практика международных отношений определили объем правоспособности борющейся нации, который включает в себя комплекс следующих основных (субъектно-видовых) прав:

- право на самостоятельное волеизъявление;

- право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права;

- право на участие в работе международных организаций и конференций;

- право на участие в создании международно-правовых норм и самостоятельно выполнять взятые на себя обязательства

- право применять принудительные меры против нарушителей национального суверенитета.

Эти права, составляющие основу международной правоспособности народа, имеют специфику, отличающую ее от универсальной правоспособности суверенных государств. Народ (нация), борющаяся за независимость, может участвовать в международных отношениях лишь по вопросам, касающихся реализации права на самоопределение. Наиболее выпукло это положение проявляется в практике международных организаций системы ООН. Устав ООН и уставы других организаций системы ООН в качестве полноправного члена организации признает только суверенное государство. Национальные образования в системе ООН имеют специальный статус – ассоциированных членов или наблюдателей.

Как уже отмечалось, государства являются первичными субъектами международного права, обладающими самой широкой правоспособностью, которая носит универсальный характер.

C точки зрения международного права под государством следует понимать такую организацию публичной власти, которая отвечает ряду определенных условий. Например, согласно Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 года, положения которой впоследствии были признаны международно-правовой доктриной, каждое государство должно иметь следующие признаки:

4)возможность вступать в международные отношения с другими государствами.

Если у государства отсутствует любой из перечисленных признаков, оно не может считаться таковым в международно-правовом смысле. Поэтому такие понятия, как “страна”, “нация”, “правительство” и т.д. нельзя считать тождественными понятию “государство”. Нетрудно заметить, что система принципов международного права направлена, главным образом, на охрану указанных составляющих любого государства. Все четыре признака государства связаны с таким его свойством, как суверенитет. Именно суверенитет “цементирует”, собирает воедино определенную территорию, проживающее на ней население и признаваемое этим населением правительство. Наконец, благодаря суверенитету государство получает международно-правовое признание и способность взаимодействовать с другими государствами.

Суверенитет как неотъемлемое, имманентно присущее государство свойство обусловливает и такое явление, как универсальность международной правосубъектности государств. Только государство обладает суверенитетом, поэтому только государство пользуется в международных отношениях всей полнотой прав и возможностей. К правам государства как субъекта международного права, в частности, относятся:

-право на признание его правосубъектности и на суверенное равенство с другими государствами;

-право на территориальную целостность и политическую независимость;

-право на осуществление собственной юрисдикции в пределах своей территории;

-право заключать международные соглашения и иными способами осуществлять сотрудничество с другими субъектами международного права;

-право на невмешательство в свои внутренние дела.

Обязанности государств в целом корреспондируют их правам и представляют собой юридическую необходимость воздерживаться от нарушения прав других государств. В наиболее общей форме обязанности государств можно сформулировать исходя из анализа системы принципов международного права: обязанность уважать территориальную целостность других государств, обязанность воздерживаться от применения силы в международных отношениях, обязанность разрешать международные споры исключительно мирными средствами, обязанность уважать права и свободы личности и т.д.

Наконец, универсальность международной правосубъектности государств предполагает наличие у них деликтоспособности, т. е. способности нести ответственность за нарушение международно-правовых норм. Подробнее об этом - в соответствующей главе.

С точки зрения международной правосубъектности существенное значение имеет классификация государств по форме государственного устройства. Как известно, государства могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными. Унитарное государство характеризуется отсутствием в своем составе частей, обладающих признаками государственного суверенитета. Такое государство выступает на международной арене как единый и неделимый субъект. От его имени в международных отношениях выступают уполномоченные государственные органы, образующие единую централизованную систему. Внешняя политика в унитарных государствах относится к исключительной компетенции центральных органов, и внешнеполитический курс таких государств является общим для всех административно-территориальных единиц. Наличие у последних той или иной степени автономии, в том числе в области внешних сношений, не отменяет общего правила.

Несколько сложнее обстоит дело с федеративными государствами, которые характеризуются наличием в своем составе частей (республик, штатов, земель и др.), обладающих определенной независимостью от центральных властей. Федеративная форма государственного устройства предполагает некоторую самостоятельность субъектов федерации при решении тех или иных вопросов внутренней и внешней политики. Степень такой самостоятельности определяется, как правило, основным законом страны или специальными законодательными актами о разграничении компетенции и полномочий между центральными и местными органами власти. В принципе, законодательство целого ряда федеративных государств сохраняет за субъектами федерации ограниченное право выхода на международную арену (заключение локальных соглашений, установление внешнеэкономических связей и т.п.). Например, статья 32 Основного Закона Германии закрепляет, что международные отношения относятся к ведению Федерации, однако федеральное правительство может давать землям разрешение на заключение договоров с иностранными государствами. Известно также, что будучи федеративным государством, СССР был представлен в Организации Объединенных Наций сразу тремя государствами-членами: собственно Союзом ССР, Украинской ССР и Белорусской ССР. 26 сентября 1991 года Казахстан (тогда еще входивший в состав Союза ССР) и Турция приняли двустороннюю Декларацию о принципах и целях взаимоотношений между Казахской Советской Социалистической Республикой и Турецкой Республикой. 30 июля 1991 года было подписано Соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством Казахской ССР и Центром ООН по транснациональным корпорациям. Договорная практика Республики Казахстан включает соглашения республики с некоторыми субъектами Российской Федерации. В качестве примеров можно назвать Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Москвы о торгово-экономическом сотрудничестве от 20 августа 1997 года, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Татарстан о принципах торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества от 11 апреля 1996 года, Соглашение о принципах торгово-экономического сотрудничества между Республикой Казахстан и Чувашской Республикой от 1 сентября 1994 года и др. Однако Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года не предусматривает возможность заключения международных договоров с участием субъектов федерации. Поэтому в доктрине международного права доминирует точка зрения, согласно которой федеративное государство следует рассматривать в качестве единого участника международных отношений.

Что касается конфедерации, то она представляет собой, в отличие от федерации, не союзное государство, а союз государств. Как правило, государства объединяются в конфедерацию для достижения определенных внешнеполитических целей (например, для совместной обороны), поэтому в отдельных международных отношениях конфедерации выступают как самостоятельные субъекты международного права. В таких случаях конфедерацию следует рассматривать как одно целое образование, обладающее автономной волей и действующее непосредственно от своего имени. Вместе с тем, создавшие конфедерацию государства продолжают сохранять международную правосубъектность по всем вопросам, за исключением тех, которые были делегированы ими общим органам. В настоящее время трудно назвать хотя бы одну классическую конфедерацию, хотя формально Швейцария сохраняет это понятие в своем официальном названии.

С другой стороны, современный период развития международных отношений характеризуется появлением ранее неизвестных форм интеграции, что рождает дополнительные проблемы в сфере международной правосубъектности. Такие образования, как СНГ, Европейский Союз и ряд других, могут со временем трансформироваться в полноценные субъекты международного права.

Международная правосубъектность Республики Казахстан опирается на Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” от 16 декабря 1991 года, Конституцию республики, а также подтверждена более чем десятилетней международной практикой. В Конституции Республики Казахстан провозглашен главный источник международной правосубъектности страны – ее суверенитет. Согласно статье 2, суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию, а государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. В качестве самостоятельного субъекта международного права Республика Казахстан заключает международные соглашения с другими государствами и участвует в деятельности различных международных организаций. 2 марта 1992 года Казахстан стал членом ООН, что является безусловным доказательством его международного признания. Важно подчеркнуть, что участие Республики Казахстан в международном сотрудничестве строится исключительно на общепризнанных принципах международного права и ориентировано на поддержание прочного, безопасного мира и достижение социального прогресса.

Как уже отмечалось, государства в силу своего существования являются субъектами международного права. Однако то или иное образование может считаться государством лишь в том случае, когда оно отвечает определенным юридическим критериям.

В международном праве в прошлом были выработаны обычные нормы, которые установили эти критерии. Некоторые из этих норм получили свое закрепление в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств, заключенной в Монтевидео (Уругвай) в 1933 г. В ней указывается, что «государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками: а) постоянным населением; Ь) определенной территорией; с) правительством; d) способностью вступать в отношения с другими государствами». Хотя эта конвенция носит региональный характер, в ней нашли отражение общепринятые нормы общего международного права, которые носят обычный характер.

Постоянное население и территория являются существенными признаками государства. Численность населения и размер территории не влияют на международную правосубъектность государства.

Правительство, или система органов государственной власти, означает, что контроль и управление населением и территорией осуществляют определенные органы государственной власти и что эти органы представляют государство на международной арене. Осуществляемый контроль и управление должны быть в достаточной степени эффективными.

Способность вступать в международные отношения — это необходимый признак, который характеризует государство в качестве субъекта международного права. Вступая в отношения с другими субъектами международного права, государство реализует свои права и обязанности, вытекающие из международного права.

Необходимым признаком государства является также суверенитет. Именно наличие суверенитета отличает государство от всех иных субъектов международного права. Суверенитет характеризует государство как независимое политико-территориальное образование.

Суверенитет — это верховенство государства в пределах своей территории и независимость за ее пределами, т.е. в международных отношениях.

Верховенство в пределах государственной территории, т.е. территориальное верховенство, означает, что государство в указанных пределах независимо от любой иностранной власти. Власть государства и его правовые акты в пределах государственной территории распространяются на все лица, в том числе иностранные. Независимость во внешних делах (на международной арене) предполагает, что государство само определяет свою внешнюю политику, участие в международных договорах, в деятельности международных организаций и т.п. Суверенитет — это тот признак, который присущ государству с момента его возникновения. Никто не может предоставить суверенитет государству. Это то юридиче ское свойство государства, при отсутствии которого оно теряет не только международную правосубъектность, но и государственность. Государство может утратить свой суверенитет в случае распада на несколько новых государств, вхождения в состав другого государства или путем объединения с другим государством.

В некоторых ситуациях, например при оккупации, государство временно не может осуществлять свой суверенитет. Но и в этом случае государство не утрачивает суверенитет, оно лишь временно в силу определенных обстоятельств не может в полном объеме осуществлять его.

Государственный суверенитет не является абсолютным. Государство осуществляет суверенитет как в пределах своей территории, так и на международной арене соблюдением норм международного права. Многие нормы международного права, например в области прав и свобод человека, оказывают влияние на внутреннее законодательство. В частности, государство, предоставляя права и свободы своим гражданам и другим лицам, находящимся на его территории, обязано при принятии соответствующего законодательства в первую очередь соблюдать свои обязательства по международному праву.

Сложные государства — это федерации. Федерации создавались суверенными государствами , как правило, на основе международного договора. Члены (субъекты) федерации сохранили в определенной степени свою самостоятельность в рамках федеративного государства , но в то же время утратили международную правосубъектность . Федерация как государство приобрело свойство субъекта международного права.

В международном праве нет норм, в соответствии с которыми члены федерации обладали бы правосубъектностью . Внутреннее государственное устройство входит в число вопросов внутренней компетенции государства . Общее международное право не проводит различия между унитарными и федеративными государствами . Поэтому только федеративное государство в целом обладает международной правосубъектностью .




Конституции некоторых федеративных государств , например ФРГ, предусматривают возможность субъектов федерации заключать с суверенными государствами международные договоры по узкому кругу вопросов, как правило, относительно культурного, научного, технического сотрудничества. Однако такие международные договоры заключаются только с согласия соответствующих федеративных государственных органов. Из этого можно сделать вывод, что в целом обязательства, предусмотренные такими договорами, принимают на себя федеративные государства , а не их субъекты. И ответственность за нарушение заключаемых субъектами федераций международных договоров будет возлагаться на федеративные государства в целом.

История знает и такие образования, как конфедерации. Конфедерация — это временный союз суверенных государств , который создается на основе международного договора для осуществления общей деятельности, обычно в области обороны и внешней политики. Члены конфедерации сохраняли свою международную правосубъектность . Следовательно, конфедерация не наделялась свойствами субъекта международного права.

Юрисдикция государств в международном праве. Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, другие государства обязаны уважать эти права и не вмешиваться в их осуществление. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно призывала государства отказаться от законов, экстратерриториальное действие которых противоречит суверенитету других государств.

Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета и означает государственную власть, ее объем и сферу действия. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия - территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти - законодательную, исполнительную, судебную.

Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами. Ограниченная юрисдикция означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.

Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов. Основным является территориальный принцип. В проекте Декларации прав и обязанностей государств он сформулирован так: "Каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов" (ст. 2).

В пределах своей территории и в сфере действия своего суверенитета государство осуществляет полную юрисдикцию. Дело в том, что власть государства распространяется и за пределы его территории, например на граждан, находящихся в международных пространствах. Для обоснования такого положения морские, воздушные и космические корабли, находящиеся в международном пространстве, считаются частью территории государства их флага. В определенной мере власть государства распространяется и на морские воды, не входящие в состав его территории.

Вторым принципом является персональный, в соответствии с которым государство осуществляет в определенном объеме свою власть в отношении граждан и в том случае, если они находятся за пределами его территории. Речь идет об экстратерриториальной юрисдикции. Зачастую ее действие распространяется также на лиц без гражданства (апатридов) и даже на иностранцев, постоянно проживающих в данном государстве (см. § 5 гл. VIII).

Поскольку в пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, а в отношении своих граждан за рубежом - ограниченную, то преимущественная сила принадлежит праву страны пребывания. Иностранное государство не может предписывать поведение, запрещенное местным правом.

Так, сфера действия законодательства определяется Воздушным кодексом РФ 1997 г. следующим образом: воздушное законодательство РФ регулирует соответствующие отношения "на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации. " (ст. 5).

Государство осуществляет некоторые властные функции и на иностранной территории. Его органы за рубежом защищают интересы государства, его граждан и организаций, контролируют в определенной мере их деятельность. Дипломатические представительства и консулы следят за соблюдением их гражданами и юридическими лицами отечественных законов, а также за тем, чтобы эти субъекты не ущемлялись в своих правах, наблюдают за осуществлением страной пребывания договоров с представляемым государством, ведут учет военнообязанных, осуществляют акты бесспорной юрисдикции (акты гражданского состояния, нотариальные действия и др.).

Помимо министерства иностранных дел все большее число иных ведомств осуществляет властные функции за рубежом. Немало новых моментов вносит практика стран СНГ. Так, многосторонняя Конвенция о правовой помощи 1993 г. предусматривает, что стороны имеют право "допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения".

Мальтийский орден. Он поддерживает дипломатические отношения приблизительно со 100 государствами (в том числе с 1992 г. — с РФ). Орден имеет статус наблюдателя в неко торых международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др.). Орден осуществляет гуманитарные функ ции в разных странах.

Вольные города представляют собой образования, управляемые на основе международного права несколькими государствами или международной организацией. Как правило, правовой ре жим вольного города устанавливается с целью замораживания территориальных претензий либо решения особых политиче ских проблем. В связи с этим вольные города, как правило, яв ляются недолговечными образованиями. После Первой мировой войны с целью обеспечить связь Польши с Балтийским морем статус вольного города был пре доставлен отделенному от Германии Данцингу (Гданьску).После Второй мировой войны статус вольного города был предоставлен отделенному от Италии Триесту. Статус вольного города для Иерусалима был предусмотрен резолюцией Генеральной Ассамблеи № 181 (II) от 29 ноября 1947 г. «Будущее правительство Палестины»: Данная резолюция так и не была реализована.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: