Особенности государственно правовых систем древнего востока

Обновлено: 02.05.2024

Выполнил: Ганюшкина И.В.
студент 1-го курса
факультет юридический
специальность юрист-государствовед
Проверил: Тязин Е.Н.

1. Исторические условия возникновения права цивилизации Древнего Востока

a) первые формы нарождающегося права

b) право как явление цивилизации и культуры Древнего Востока

c) исторические условия возникновения права в Древних Вавилоне, Египте, Индии, Китае

2. Особенности правовых систем и источников права стран Древнего Востока

a) правовой обычай и преемственность

b) закрепление в праве дифференциации общества на касты

c) закрепление правом древневосточной деспотии и установление порядка общественных отношений

d) специфика источников права

3. Основные черты права стран Древнего Востока

a) древнемесопотамское право

b) право Древнего Египта

c) традиционное право Индии

d) право Древнего Китая

История ведет свое начало от появления счета, письменности, государства. С этого момента идет фиксация событий, явлений, возникают свидетельства жизни людей, общества. В них отражаются первые сведения об обычаях, о социальных нормах, о политике и юридическом быте. Знание политической, государственно-правовой истории существенно расширяет наши познания о прошлом человечества, далеком и близком.

Роль исторических знаний, опыт прошлого оцениваются по-разному. Еще в древности историю считали учителем, опытом, памятью народа, признавали ее ценность, значимость. Позднее опыт истории ставился под сомнение. История — не только развалины, это истоки культуры человека, его изначальные духовные ценности. Их можно по-разному оценивать. Несомненно, еще древность заложила почву для становления цивилизации, традиций и законов, наложила отпечаток на общественный строй, моральный, юридический быт многих народов.

В прошлом — основа будущего. Древность, откуда идут истоки юриспруденции, отделяет от нас, живущих в конце ХХ века, огромный промежуток времени. Политическая, государственно-правовая история человечества имеет свои закономерности, обусловленные уровнем цивилизации, типом общественно-экономической формации. В таком понимании она едина.

История и современность связаны общими корнями. Многие современные проблемы, в том числе трудности государственно-правового развития, идут из прошлого: социальная несправедливость, всесильная и непобедимая бюрократия, правовой нигилизм, подъем и спад социальной активности граждан, преждевременные радости и поздние разочарования от непродуманных реформ волюнтаристов и авангардистов. «Традиции мертвых поколений, — указывал Маркс, — тяготеют как кошмар над умами живых».

История может на деле выполнить свою общественную роль, изучая процессы общественно-политической жизни в комплексе, системно, рассматривая всю совокупность явлений. Это относится и к истории государства и права. Не зная истории, мы теряем память и мудрость нации. /8, с.3-6/

1. Исторические условия возникновения права цивилизации Древнего Востока

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи возникновение права связано с национальными или, скорее, индивидуальными особенностями каждого народа, однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории большинства народов мира.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.

Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи, испытывал различные внешние влияния, «приливы и отливы», обусловленные борьбой родового строя с нарождавшимися отношениями цивилизации.

Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой нарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, так и государством. /7, ñ.53,55/

Происхождение права подчинено действию тех же закономерностей, что и возникновение государства. Оно порождено теми же условиями: общественное разделение труда, наличие излишков продуктов труда, частная собственность, эксплуатация, имущественное неравенство, появление классов рабов и рабовладельцев. /8, с.35/

Здесь, однако, требуется уточнение. Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты).

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока. Рабство в этих обществах носило первоначальный дворцовый или семейный характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов). /7, с.47/

Исторически мораль — первый способ социальной регуляции, который направлен на согласование действий индивидов, составляет их некоторую общность. Право возникает как совокупность новых социальных норм, оно появляется одновременно с государством в качестве обязательных правил поведения, ими формулируемых, применяемых и охраняемых от нарушения. Вначале оно действует в виде фиксированных обычаев, выгодных имущему сословию, позднее их дополняют и заменяют нормы права, законы. Правовые предписания заняли ведущее место среди других социальных норм: обычаев, традиций, норм морали, религиозных канонов. /8, с.35/

Таким образом право можно рассматривать как явление той цивилизации, которая сложилась в государствах Древнего Востока. Уже в самых первых памятниках права проглядывает нацеленность на установление единого, стабильного, целесообразного порядка поведения людей, разумного решения конфликтов, на учет интересов различных лиц, участников данных отношений, защищенность и гарантированность их прав.

Внимательный анализ обнаруживает в юридических документах, прежде всего в памятниках права, стремление утвердить в жизни:

· справедливость (охватывающую истину и правду; не случайно поэтому многие памятники права так и назывались — «правды»);

· мудрость (и видимо, оправданно то, что многие служители права, правосудия зачастую слыли мудрецами);

· реализм и жизненность (и потому юридическое регулирование проникает во все сложности жизни, касается деталей и подробностей человеческих отношений, стремится учесть всевозможные жизненные интересы).

Даже в древнейших законодательных документах порой встречаются обобщающие формулировки, затрагивающие сами основы права. Вот как, например, обосновывалось издание Сборника законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.): «Для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого». В древнеиндийских Законах Ману говорилось: «Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле». /1, с.55/

Право есть также явление культуры, это выражается прежде всего в том, что право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях. Право выраженное в законах, вбирает в свои формализованные положения целый мир. Мир очень сложных человеческих отношений чрезвычайно широкого диапазона — от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов.

При этом юридические нормы ориентируются на основы качественного состояния общества, говорят о том, каковы должны быть поступки людей. Они призваны наперед регламентировать поведение людей, определять, что «можно», а что «нельзя», причем с таким расчетом, чтобы разрешались всевозможные конфликты, столкновение интересов, страстей. В этом и состоит удивительное своеобразие законодательных положений.

Недаром законы прошлых эпох — Законы Хаммурапи, Законы Ману являются своего рода окошками в прошедшие времена, позволяют увидеть существовавшие тогда отношения, нравы, конфликты; словом, наглядно и зримо увидеть прошлое. /1, с.57/

Поэтому именно те конкретные исторические условия и определили особенности права стран Древнего Востока.

Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тыс. до н.э. это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. /2, с.10/

Политический строй раннеклассовых обществ Древнего Шумера представлял собой города-государства, результат объединения общин. Их насчитывалось несколько десятков. И.М. Дьяконов относил их по форме правления к аристократическим республикам. Между городами существовала конкуренция за господствующее положение.

Главы государств Древнего Шумера — энси и лугали — избирались сходкой, народным собранием граждан, либо советом старейшин, что свидетельствует о пережитках патриархально-родовой демократии.

Процесс становления централизованных государств в Древней Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, затянулся на столетия. Мелкие города-государства противились централизации, между ними велась борьба за гегемонию.

Вавилонский царь Хаммурапи создал мощную централизованную державу, которая стала типичной восточной деспотией. Реформы Хаммурапи повлияли на социально-экономическое устройство государства, его систему управления и право. Есть все основания полагать, что этот правитель был незаурядной личностью.

Централизация власти прослеживается и в том, что по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась. Это была коренная реформа правосудия.

Старовавилонское царство из деспотической монархии превратилось в многонациональную империю, что закреплялось в официальном титуле: царь Шумера и Аккада, «отец амореев». Объединение мелких государств в крупную державу с централизованным управлением, с единой системой законов имело положительное значение для организации ирригационных работ, орошения, водообеспечения.

Древний Вавилон по устройству и политическому режиму являлся деспотическим государством. Во главе древневавилонской империи был царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал деятельность служителей культа. /8, с.62,64-67/

Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тыс. до н.э. государство в Египте существовало.

Разложение общинных порядков происходило в Египте медленно, и тем самым тормозилось развитие частнособственнических отношений и рабовладельческого строя. Во времена, предшествовавшие образованию объединенного государства, Египет распадался на несколько десятков отдельных областей (номов), которые в последующей истории Египта не раз проявляли склонность к обособлению.

История древнегреческого государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

Раннее царство. Египетское государство этого периода еще напоминает древний и достаточно примитивный племенной союз.

В эпоху Древнего царства государственная власть оформляется в виде восточной деспотии. Ее отличительными чертами является централизация управления, использование аристократического чиновничества и укрепление авторитета фараона при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний. В руках царя была сосредоточена неограниченная власть. Все важные дела в государстве: мероприятия по орошению, суд, назначение и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, мероприятия по судоходству, государственное строительство и разработка горных недр — все осуществлялось по приказам царя. Важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов — занимали, как правило, члены царского дома.

Во второй половине Древнего царства на местах стали выдвигаться номовые владетельные роды. К концу Древнего царства значение местной знати усиливается. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области. Общеегипетская власть фараонов приходит в упадок во времена Среднего царства.

Новое царство характеризуется усилением могущества государственной власти. В результате войн территория Египта увеличивается, и он становится огромной державой. Многочисленные войны способствовали развитию рабства. Рабовладельческие отношения в Египте в период Нового царства достигли вершины своего развития и сравнительно глубоко проникли в общество. Особенностью общественных отношений в Новом царстве является возвышение жречества. С ростом богатства высшего жречества происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.

В период Позднего царства резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже себя в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимом состоянии от казны, храмов, знати. Ухудшается положение ремесленников. Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Костяк местной знати по-прежнему составляли номархи и городские правители. Прочие представители чиновной знати мало чем отличались от своих предшественников: это были верховный сановник, начальник сокровищницы, начальник казны, начальник работ, судьи и т.д. Особое место занимали египетские военачальники. /2, с.4-8/

Первые государства на территории Индии возникли во II тыс. до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.

Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывающие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани). Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период (IV-III вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства.

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий-варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия. Таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы.

К эпохе Маурьев оформилась концепция «чакравартина» — единоправителя, власть которого распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников. Являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников — паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета.

История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н.э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне реки Хуанхэ, здесь появилась иероглифическая письменность — основной источник наших знаний о Древнем Китае. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). Оно погибло в начале XII в. до н.э. Следующие царства обозначались по династиям: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и другие.

Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме правления являлся типичной дальневосточной монархией. При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инь) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальниками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священнослужителей, войско. Как и во всех дальневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным канонам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться.

Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни. /8, с.43,45/

История государства и права зарубежных стран — общественная историко-правовая наука. С исторической точки зрения она воссоздает картину конкретных исторических событий, формирования государств, правовых систем общества начиная с древнейших времен. С другой стороны, история государства и права зарубежных стран раскрывает принципы и основные институты существующих с древности правовых систем, что характеризует ее как юридическую дисциплину.

Предметом любой науки является тот перечень вопросов, которые раскрываются в рамках курса. В рамках курса истории государства и права зарубежных стран предмет характеризуется следующим образом:

вопросы, связанные с появлением признаков государственности, развитием этого института, сравнение наиболее ярких примеров на всем историческом пути;

анализ государственно-правового процесса в пространстве и времени;

выявление причин того или иного исторического события.

Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

исторический - изучает науку как меняющуюся структуру, динамику развития того или иного процесса в государстве в рамках определенного исторического периода, устанавливает логическую взаимосвязь между государством и правом прошлого, настоящего, будущего;

сравнительно-исторический - выявляет закономерности развития обществ, государств, правовых систем на том или ином этапе истории; предполагает два пути изучения; анализ различных явлений на одном этапе и анализ состояний одного явления, только в рамках разных исторических периодов; включает методы сравнения, синтеза, анализа, восхождения от абстрактного к конкретному;

системно-структурный - изучает отдельные элементы явления и совокупность их в целом, определяет типы и формы государств;

статистический - исследует количественную сторону системных явлений.

Для изучения истории государства и права зарубежных стран применяются и другие методы: математические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические.

В предмет включены следующие вопросы:

1) история государства и права в Древнем мире;

2) история государства и права в Средние века;

3) история государства права в Новое время;

4) история государства и права в Новейшее время.

Общая характеристика государственно-правовых систем Древнего Востока (особенности древневосточных монархий).

Понятие древний Восток используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, А также северной и северо-восточной Африки. Страны Д. Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы духовных и материальных ценностей. Разложение первобытно - общинного строя привело к образованию классового общества и государства. Здесь раньше чем в других регионах, получило развитие оседлое проживание, основанное на земледелии с устойчивыми урожаями.

Важными тенденциями общественного и государственно-правового развития влияло длительное сохранение сельской общины, основанной на натуральном хозяйстве. Совместным трудом общинников поддерживались и развивались оросительные системы. Консервация общинных структур сдерживало развитие частной собственности на землю. Преобладало полупатриархальная эксплуатация, в интересах монарха, знати и жрецов. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т.д.) а также покорение племен в войнах.

Это являлось инструментом классового господства – восточная деспотия. Вся полнота власти принадлежала монарху, обожествляемому и правящему с помощью войск и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Первоначально гос. структура возникала на основе территориальных границ отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно - общинного строя. Такие властные структуры, первоначально не всегда монархические. По мере усложнения классовых и общенациональных задач гос-ва, и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин, монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.

Древневосточная монархия была в истории первым типом государственности и первой формой монархии. Ее даже нельзя характеризовать как вполне монархию в позднейшем смысле – настолько отлична она по своим связям с породившим ее обществом. Они еще очень мало имели политический и правовой характер, а главным образом экономически-распорядительный, религиозный и военно-административный. Такие особенности древневосточной монархии в первую очередь были определены историческими путями ее формирования в обществе.

Первым из исторических путей возникновения древневосточной монархии было перерождение власти выборного религиозного и хозяйственного лидера союза общин, образовавших начальное протогосударство. Основные функции таким путем установившейся власти правителя-монарха заключались в исполнении жреческих обязанностей и в организации публичного хозяйства. Функции определяли и содержание власти: во-первых, правитель наделялся полномочиями отправлять религиозный культ, исполнять и истолковывать волю божества, организовывать святилища, религиозные церемонии, приносить жертвы и требовать жертвенных подношений; в этих пределах правитель получал права контролировать деятельность общин и даже отдельных семей; отсюда же проистекали полномочия правителя вмешиваться во внутриродовые и семейные дела. Во втором отношении, правитель получал полномочия регулировать сбор продуктов, которые выделялись сообществом на общегосударственные нужды, устанавливать размеры налогов или натуральных отработок, распределять земельный (или иной ресурсный) фонд страны, организовывать выдачи продуктов нуждающимся или привилегированным слоям, определять степень участия общин, родов и каждого подвластного в общегосударственных работах. Первоначально как лидер надобщинного выборного управления, такой монарх сохранял привязанность к институтам традиционного управления старшинства – советам жрецов, старейшин, знати.

Вторым историческим путем возникновения древневосточной монархии было усиление (и органическое перерождение) роли и власти выборного военного вождя союза общин или племен. Если новая государственная власть устанавливалась этим путем, то функции и содержание власти такого правителя были уже: как бывший военный вождь, правитель ранее всего наделялся полномочиями по руководству объединенным войском общин, боевым командованием, затем и по собственно первоначальной организации государственной военной силы. В этом случае степень принудительных властных полномочий была значительно выше: в конце концов монарх обретал право определять судьбу подданного, вплоть до вопроса о жизни и смерти. Монархическая власть, появившаяся этим путем, характеризуется также и значительными судебными полномочиями правителя. Тогда как хозяйственно-распорядительная деятельность ее в государстве в данных условиях будет ограничиваться влиянием на общее управление и останется в руках главным образом жрецов. Как первоначально лидер воинов (ставший таким благодаря еще и особым личным качествам), такой монарх связан был с институтами прежней условной военной демократии – сходками, собраниями. Это были институты несравненно более инертные, чем коллегии старейших. Поэтому здесь монархия нередко образовывалась путем узурпации власти, использования назревших социальных противоречий в общинах (на противопоставлении интересов «бедной вдовицы» «людям мешка»). Решительнее здесь оформлялись полицейские, репрессивные полномочия правителя, опорой в которых для него становились постоянные военные отряды, создававшиеся при нем и ранее как при военном вожде.

1. Образование государств в странах Древнего Востока.

2. Социальная структура стран Древнего Востока.

3. Государственный строй стран Древнего Востока.

4. Право Древнего Востока.

/. Образование государств в странах Древнего Востока

Первые очаги человеческой цивилизации появились в регионе Ближ­него Востока, т.е. в Северо-Восточной Африке и Юго-Западной (Передней) Азии. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и первые в истории государства.

Переход к земледелию и скотоводству, рост производительности тру­да вели к появлению излишков продуктов, усилению торгового обмена ме­жду племенами, появлению городов как центров торговли. В V-IV тыс. до н.э. первые государства сформировались в Южной Месопотамии на берегах рек Евфрат и Тигр (Шумер) и в долине реки Нил (Египет). Их не случайно называли «цивилизациями великих рек». Ирригационное земледелие на пло­дородных землях в условиях жаркого климата позволяло получать высокий прибавочный продукт, что усиливало общественную дифференциацию ме­жду людьми. Усложнились функции общественного управления, которые стали переходить в руки вождя и его помощников, окружения.

Организация строительства и содержания оросительных систем, сбор части общинников на общественные ирригационные работы стали одной из важнейших задач ранних государств, первой формой которых были но-

мы (земли нескольких общин, объединенных вокруг центра-города). Такие города-государства и возникли в V - IV тыс. до н.э. в нижнем течении реки Нил (номы Египта) и в южной части междуречья Тигра и Евфрата (шумер­ские города Ур, Урук, Лагаш и др.). В конце IV - начала III тыс. до н.э. но­мы Египта и Шумера стали объединяться в централизованные государства под властью самого сильного нома и его правителя.

Примерно подобным же образом в III тыс. до н.э. появились государ­ства в долине реки Инд (индийская цивилизация), а в II тыс. до н.э. - в до­лине реки Хуанхэ (китайская цивилизация).

Наиболее типичными государствами Древнего Востока можно счи­тать Древний Египет, Древний Вавилон (в Месопотамии), Древнюю Ин­дию и Древний Китай, хотя, безусловно, известны и другие крупные госу­дарства Древнего Востока (Ассирия, Хеттское царство, Персия, Элам, Урарту и др.).

2. Социальная структура стран Древнего Востока

Ирригационное земледелие на Востоке диктовало необходимость го­сударственной собственности на землю и сохранения общинных отноше­ний взаимопомощи и коллективной ответственности. Частная собствен­ность существовала, но она всегда была ограничена в пользу государст­венной и общинной.

Поэтому на Востоке не сложилось гражданского общества, общества полноправных граждан-собственников, имеющих равные права и обязан­ности, участвующих в управлении государством, обладающих развитым гражданским и политическим самосознанием. Патриархальная община и стоящее над ней государство всецело контролировали поведение людей, тормозили развитие индивидуалистических проявлений.

Хотя классы на Востоке не оформились четко, все можно в любой из стран этого региона можно население разделить на три крупные социаль­но-классовые группы: 1) господствующий слой, куда входили родопле-менная знать, высшие чиновники, жрецы, богатые торговцы и др., которых раньше в марксистской историографии было принято звать рабовладель­цами; 2) мелкие свободные производители - крестьяне-общинники и ре­месленники, живущие своим трудом, обладающие небольшой собственно­стью (дома, наделы земли, орудия труда, скот, ремесленные мастерские и т.п.) и лично свободные; 3) зависимое несвободное население, лишенное средств производства. К этому слою относились и рабы, сами превращен­ные в собственность. Между этими большими социально-классовыми группами существовали и многочисленные промежуточные категории и слои населения.

При этом надо иметь в виду, что социально-классовый статус чело­века, часто зависящий от размеров собственности, не совпадал с его юри­дическим, правовым статусом, который определялся уже не богатством

(которое можно было как приобрести, так и потерять), а только рождени­ем, происхождением. Такой правовой статус нельзя было изменить даже за деньги, он передавался только по наследству и определял место человека в обществе. Неизменность сословного, правового статуса человека закреп­лялось и в праве, и в религии, и в традиционной морали. Особенно нагляд­но это было заметно в Законах Ману в Древней Индии, которые объясняли неравенство между людьми волей богов, которые изначально создали лю­дей различными из разных частей тела главного бога Брахмы.

При наличии общих черт в социальной структуре всех стран Древне­го Востока все же в отдельных странах были конкретные особенности, ко­торые надо учесть при подготовке ответа на экзамен.

3. Государственный строй стран Древнего Востока

Наиболее типичной формой правления в данном регионе была мо­нархия в виде так называемой «восточной деспотии». Втаких государст­вах власть и собственность были неразделимы. Правитель — монарх не только имел неограниченную власть, но и являлся верховным собственни­ком всей земли, контролировал через своих чиновников правильное ис­пользование земли частными лицами.

В условиях деспотии происходило обожествление монарха, который сам считался живым богом или прямым потомком богов. Монарх должен был строго сохранять традиционный правопорядок, якобы установленный богами и потому считавшийся неизменным. Эта задача царя считалась важнейшей в глазах его подданных. В общественном сознании стал фор­мироваться идеальный образ правителя-отца, защитника справедливости, который заботится о благе всех подданных. Не случайно, что именно на Древнем Востоке появились древнейшие концепции происхождения госу­дарства - теологическая и патриархальная теории.

Большую роль в управлении любой страной Древнего Востока играл разветвленный бюрократический аппарат, где существовали строгая су­бординация, четкая система рангов.

Чиновники объединялись по рангам и ступеням в различные ведом­ства государственного управления, среди которых особо важную роль иг­рали: 1) финансовое ведомство, занимавшееся прежде всего, сбором нало­гов с трудового населения (как его иронически называл К. Маркс, «ведом­ство по ограблению собственного народа»); 2) военное ведомство, обеспе­чивавшее оборону страны, охрану царя, высших придворных, чиновников, завоевание новых территорий (по словам К. Маркса, «ведомство по ограб­лению других народов»), и 3) ведомство общественных работ, занимав­шееся организацией строительства крайне необходимых для стран Древне­го Востока оросительных систем и регулярным поддержанием их в рабо­чем состоянии, сбором населения на эти работы, обеспечением его мате­риалами, инструментами, питанием из государственных хранилищ, учетом

выполненной работы, а также строительством дорог, крепостей, дворцов, храмов, гробниц и т.п. В условиях ирригационного земледелия роль государ­ственного аппарата в организации хозяйственной деятельности общин была очень велика, что и обеспечивало исключительное место управляющей вер­хушке в восточном обществе. Поэтому практически все население (и рабы, и свободные) фактически находились в положении рабов царя, рабов государ­ства. Можно даже говорить о «поголовном рабстве» на Древнем Востоке.

Подавляющая масс населения к власти не была допущена и была обязана не только платить налоги государству, но и выполнять государст­венные повинности - общественные работы. Такой взгляд на положение народа и царя закреплялся многовековой традицией и религией. Даже на­родные восстания в Древнем Китае, Египте и других странах, свергавшие правящие династии, не приводили к появлению нового типа государства, не уничтожали рабство, не разрушали сложившуюся государственную традицию, а, наоборот, воспроизводили ее заново. Так, вождь крестьянско­го восстания становился новым царем, его помощники — новыми вельмо­жами, и т.д., а бывшие придворные обращались в рабство.

Необходимо, далее, учесть особенности организации высших и ме­стных органов власти в каждой из стран Древнего Востока.

4. Право Древнего Востока

Право в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. Оно было открыто и прямо закрепляло классовое и сословное неравенство людей -рабов и свободных, полноправных и неполноправных сословий.

Право Древнего Востока неразрывно было связано с религией и ре­лигиозной моралью. Правонарушение — это одновременное нарушение нормы религии и морали.

Основным источником права были обычаи, которые передавались в устной традиции и памяти. Первые памятники права в основном закрепля­ли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную прак­тику. Отсюда и казуистический характер правовых норм, которые фикси­ровались не в абстрактной форме, не в виде правовых обобщений и юри­дических категорий и понятий, а в виде конкретного случая (казуса).

В праве долго сохранялись нормы родоплеменного строя, например, принцип коллективной ответственности членов семьи или рода (кровная месть) или даже соседей-общинников (круговая порука), принцип эквива­лентного возмездия (талион),патриархальные устои семьи.

В древневосточном праве не было четкого деления на отрасли права. Правовые документы были изложены как бы безо всякой системы и струк­туры, однако внутренняя логика изложения в них все же присутствует.

Наиболее яркими памятниками права Древнего Востока являются за­коны вавилонского царя Хаммурапи (первая половина XVIIIв. до н.э.) и за­коны Ману, записанные в Древней Индии в период с II в. до н.э. по II в. н.э.

Самостоятельная работа

Основные этапы развития государства в Древнем Египте. Высшие и местные органы управления. Организация армии. Судебная система.

Правовое положение населения в Вавилонском царстве. Авилумы и мушкенумы. Организация высших и местных органов управления.

Особенности возникновения государства в Древней Индии. Империя Маурьев. Сословно-варновое деление населения. Своеобразие форм госу­дарственной власти. Военная и судебная системы.

Образование и развитие государства в Древнем Китае. Особенно­сти общественного и государственного строя централизованного Китая.

Закрепление сословно-варнового строя Древней Индии в законах Ману.

Регулирование имущественных, договорных и семейных отноше­ний. Уголовное право и процесс.

Вопросы для самопроверки

Почему самые первые государства на Земле возникли на Востоке?

Как природно-климатические условия повлияли на организацию общества и государства на Древнем Востоке?

Какие взгляды на происхождение и сущность государства сложились в странах Древнего Востока?

Какие ведомства государственного управления и высшие государст­венные должности были особо важными в странах Древнего Востока?

Чем отличалась монархии Древнего Востока от монархий других стран мира (например, средневековой Европы)?

Какую ответственность законы Хаммурапи и законы Ману устанав­ливали за неисполнение обязательств? За причинение вреда?

Какие способы доказывания своей правоты на суде допускались за­конами Хаммурапи и Ману? Что общего у них было с доказательствами по Русской Правде?

Как в законах Хаммурапи и Ману отражалось сословное и классовое неравенство разных групп населения?

Первые очаги человеческой цивилизации появились на Ближнем Востоке, самые первые — в Палестине около Х тыс. до н. э. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и политические общества, объединившие людей системой властных, правовых и административных отношений. В IV–I тыс. до н. э. сначала на Ближнем Востоке, затем в Северной Индии, Китае, Юго-Восточной Азии возникли первые в мировой истории государства. Эти государства возникали и развивались примерно по одному сходному пути. Сходной была и сложившаяся в них государственная организация — первого известного истории древневосточного типа.

Древневосточная государственность сформировалась не сразу в окончательно готовом виде. Государственно-политическое развитие древности началось с этапа номовых государств — административно-хозяйственных объединений общин, только начинавших терять свой родовой и первобытный характер. Подлинное оформление институтов власти происходило на этапе государственной централизации (весьма относительной в условиях древнего общества). Тогда не только государства укрупнились в пространстве и во времени (стали более «живучими»). В них появились полноценные и самостоятельные системы администрации, суда, финансов, подчиненных единым государственным нуждам, сложилась устойчивая традиция монархии как первого известного истории общераспространенного типа властвования. Наконец, на этапе государства-империи власть и управление в обществе окончательно утратили свои исторические связи с родовым строем и клановым управлением, а совершенствовались и исчезали, подчиняясь собственным закономерностям, по прихотям военной и политической истории цивилизаций.

Древневосточное общество и крупнейшие цивилизации древности (Шумера, Элама, Египта, Вавилона, Индии, Китая и др.) возникли и окрепли, во многом опираясь на удобные для первобытной жизни и земледелия бассейны крупнейших рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Хуанхе. Это были поистине «цивилизации великих рек». Возможность освоения относительно узких территорий по рекам предопределила высокую плотность населения древневосточных государств. Это были городские и храмовые цивилизации со всеми особенностями, привносимыми городским укладом. Быстрее здесь распространялись социальные связи, прочнее утверждалась «энергия власти».

Привязанность к великим рекам и их водным режимам сделала особенно важной в жизни древневосточных народов организационно-хозяйственную функцию государства, включая регулярную организацию массовых ирригационных общественных работ, история которых насчитывала десятилетия и даже столетия. В результате такого исторического преобладания социальные отношения древневосточных государств формировались вокруг преимущественно государственной собственности на землю. Основная масса населения была поставлена в зависимое положение по отношению к государству, стремившемуся в своих целях сохранять и укреплять общинный уклад жизни. Это, в свою очередь, предопределило крайне замедленное формирование в праве принципов индивидуальной правовой свободы, закреплявших бы экономическую и жизненную самостоятельность людей. Право возникало в том числе и как результат общественной борьбы за «идеальное прошлое» родовых времен, эпохи равенства и справедливости. Нивелирование социальных противоречий в народе, сглаживание противостояния богатства и бедности, приниженности и знатности изначально стало одним из важнейших политических мотивов укрепления общегосударственной власти. Это было и одной из важнейших предпосылок нарочитой значимости древневосточной государственности, почти неограниченных полномочий древних властителей, для власти которых в обществе не стремились даже создавать какие-либо преграды. Это подкреплялось прочнейшим переплетением государственного и религиозного подчинения, признанием священного характера власти правителей. Не только действительные рабы, ставшие заметным элементом в древневосточном хозяйстве со II тыс. до н. э., но и буквально все остальное население пребывало в положении рабов государства. В таких социальных, отчасти даже социально-психологических условиях важным свойством древневосточной государственности была ее избыточная консервативность. Сомневаясь в правителях, ни одно древневосточное общество не сомневалось в порядке власти, установившемся на этом самом первом этапе мировой истории государства и права.

§ 2. Цивилизации Древнего Востока

§ 2. Цивилизации Древнего Востока Междуречье: народы, государства, цивилизация. Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким

Монархии древнего Востока

Монархии древнего Востока Страна фараонов слыла центром распространения ядов, таким же, каким в свое время станет ренессансная Италия. Вместе с тем мы знаем не так уж много примеров политических отравлений в Египте. До нас дошло достаточно сведений о попытках незаконной

Раздел 1. История государства и права стран Древнего Востока

Раздел 1. История государства и права стран Древнего Востока Предисловие Древний мир — эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и

Раздел II. Государство и право античного мира

Раздел II. Государство и право античного мира Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II–I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой

Раздел III. Государство и право средних веков

Раздел III. Государство и право средних веков Эпоха Средних веков составляет в значительной степени условно выделяемый период мировой истории. Он имеет лишь начальную точно обозначаемую грань — распад и падение Римской империи, которая в политическом и культурном

2.4.11. Линейно-стадиальное понимание истории и советская (ныне российская) историология древнего мира вообще, историология Древнего Востока в первую очередь

2.4.11. Линейно-стадиальное понимание истории и советская (ныне российская) историология древнего мира вообще, историология Древнего Востока в первую очередь Сейчас у нас принято изображать советских историков как несчастных жертв марксистского диктата. В этом,

§ 2. Цивилизации Древнего Востока

§ 2. Цивилизации Древнего Востока Междуречье: народы, государства, цивилизацияСамые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким

Раздел II История Древнего Востока

Раздел II История Древнего Востока

Чудеса Древнего Востока

Чудеса Древнего Востока Вавилонская башня Вавилонскую башню древние не причисляли к чудесам света, и совершенно напрасно. Она до сих пор считается одной из самых знаменитых и необычных построек Древнего Вавилона, расположенного на берегу реки Евфрат в Передней Азии. О

1. Сословное неравенство, т. е. неравный политико-правовой статус личности от рождения, что характерно для права аграрного общества вообще.

2. Наличие института рабовладения, т. е. существование в обществе людей, являющихся не субъектами, а объектами права. Значительны были элементы патриархального рабства, коллективного рабовладения; рабы в основном являлись работниками по домашнему хозяйству.

3. Наибольшую экономическую ценность представляла земля (как и в любом аграрном обществе). Особенно на начальном этапе, когда была слабо развита частная собственность, а основными субъектами землевладения были государство, храмы, общины.

4. В правовой сфере существует неразрывная связь права (и морали) с религией. Жреческие корпорации даже впрямую участвовали в выработке правовых норм. Жрецы также были первыми древневосточными юристами (например, древнеиндийские брахманы).

5. Особенности форм права. Не было представления об отраслях права, деление права на частное и публичное было открыто только древнеримскими юристами. Структура нормы права не была выявлена теоретически, однако на практике нормы права (например, в законах Хаммурапи) строились по современной схеме «гипотеза – диспозиция – санкция». Правовые нормы были казуистичны, т. е. предельно детализированы, что было вызвано низким уровнем юридической техники. Источники древневосточного права:

1. Правовой обычай (древнейший и исторически первый источник права).

2. Судебная практика (отдельные судебные решения, заполняющие пробелы обычного права)

3. Законы (систематическая запись правовых обычаев и судебных прецедентов), первые древние кодификации датированы концом третьего – началом второго тысячелетия до н. э. (например. Законник Хаммурапи в Месопотамии). Законодательство также было казуистично, что не исключало, однако, полного отсутствия необходимых правовых норм по довольно важным общественным вопросам.

4. Церковные нормы (в частности, локального значения). Так, в Месопотамии религиозные нормы были специально вынесены за пределы Кодекса Хаммурапи.

B.C. Макарчук События сентября 1939 года в свете доктрины интертемпорального права и права на «самопомощь»

B.C. Макарчук События сентября 1939 года в свете доктрины интертемпорального права и права на «самопомощь» В современной практике международного права в большинстве случаев считается, что никто не может получать для себя выгоду из собственных противоправных действий, даже

Характеристики

Характеристики Тэмуджин Чингисхан — центральная фигура сочинения; однако сделать заключение о его личности, характере, способностях чрезвычайно трудно. Отношение автора к герою на всем протяжении повествования не меняется, оставаясь двойственным.Первая ипостась:

Глава 9 Общие проблемы, общие ошибки

Глава 9 Общие проблемы, общие ошибки Начать рассказ о событиях лета 1942 года на Восточном фронте мне хочется с пространной цитаты из повести братьев Стругацких «Сказка о тройке»: «Годзилла прожёг стену между Аукал кой и Уголовницей, ворвался во двор и вышел защитникам в

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Шолохов о Сталине: «Ходит, улыбается, а глаз как у тигра».Троцкий: «Сталин ? гениальная посредственность».Бухарин называл Сталина: «Чингисхан, прочитавший

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ Во второй половине 50-х годов Константин Симонов и Александр Твардовский разговаривали о Сталине. Симонов сказал: «Он был велик и ужасен». Твардовский сформулировал: «Сталин был гроссмейстер политической

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права).

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права). Я не собираюсь писать трактат о феодальных правах или разбирать вопрос об их происхождении. Я только хотел бы указать те из этих прав, что продолжали еще

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права В Афинах был закон, который обязывал сына кормить неимущего отца. Но он делал исключение для детей, рожденных от куртизанки, для детей, целомудрие

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой

ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права

ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права По римскому гражданскому праву человек, похитивший из священного места вещь, принадлежащую частному лицу, подлежал наказанию

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права Подобно тому как люди отказались от естественной независимости, чтобы жить под политическими законами, они отказались и от естественной

ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права

ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права Мы сможем глубоко понять все относящиеся к данной теме вопросы, если только не станем смешивать правил, вытекающих из собственности

Характеристики

Характеристики Тэмуджин Чингисхан — центральная фигура сочинения; однако сделать заключение о его личности, характере, способностях чрезвычайно трудно. Отношение автора к герою на всём протяжении повествования не меняется, оставаясь двойственным.Первая ипостась:

Россиянские характеристики:

Россиянские характеристики: История. Полное отсутствие исторического самосознания. Былое не вызывает никаких эмоций, воспринимается как нечто абсолютно постороннее и неактуальное. Государство. Воспринимается как неизбежное зло. Зло, при этом, абсолютно легитимное,

4.14. Дальнейшая эволюция обычного права и начало становления права

4.14. Дальнейшая эволюция обычного права и начало становления права В предклассовых обществах всех типов огромную роль играло обычное право. Когда социоисторические организмы были сравнительно малы, обычное право регулировало отношения как между ними, так и между

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: