Каким элементом сюжета повести шемякин суд является сцена порчи лошади

Обновлено: 26.04.2024

ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ — произведение демократической литературы XVII в. , представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках.

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню) . Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Мотив обмана камнем на суде, используемый русским автором для создания сатирического произведения на основе сказочного сюжета, бытует в мировом фольклоре, органично включаясь в сказки, различные по сюжету. В XVI в. польским писателем Николаем Реем из Нагловиц была сделана литературная обработка мотива.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом. Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д. Русские народные картинки. — СПб. , 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.) . На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П. ; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.

Тест по литературе Древнерусская литература с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в 1 варианте 9 заданий, во 2 варианте 10 заданий.

1 вариант
Житие Александра Невского

Родился князь Александр по Божьей воле от отца — благочести­вого, кроткого и милостивого, великого князя Ярослава, от матери — благочестивой Феодосии, — как сказал Исайя пророк: «Говорит Гос­подь: «И ставлю князей, я возвожу их на престол». И воистину так: не княжил бы он без повеленья Божия. Рост его был выше других людей, голос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломо­нову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю; некогда, во время Осады города Атапаты, вышед­шие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружи­ной своей и укорил ее, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и князь Александр: везде побеждая, был непобедим. И вот пришел некто знатный от западной страны, от тех, что зовут себя «слугами Божьими», желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южская приходила к Соломону», желая наслушаться премудрости его. Так и этот, по имени Андреяш, повидав князя Александра, воз­вратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».
И слышал это король от страны полуночной о таком мужестве кня­зя Александра Ярославича и подумал: «Пойду завоюю землю Алексан­дрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полка­ми своими и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошел до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, — если можешь, обороняйся».
Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился серд­цем, вошел в церковь Святой Софии, пал на колено перед алтарем и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, оставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окон­чив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошел из церкви, ути­рая слезы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: «Эти — оружием, иные — конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; по­верженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И, сказав это, пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда собе­рется вся его сила, уповая на Святую Троицу.

1. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа…»?

2. Назовите термин, обозначающий психологический прием, осно­ванный на воспроизведении речи действующего лица, обращен­ной к самому себе: «И услышал король полуночной части Рим­ской страны о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

3. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «силе тяжкой», «духом ратным».

4. Как называется краткое изречение, содержащее в себе закон­ченную мысль, философскую или житейскую мудрость: «Не в силе Бог, но в правде»?

5. Как называется изобразительно-выразительное средство: «голос как труба в народе»?

6. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «разгорелся сердцем».

7. «Сила великая» короля противопоставлена в тексте «малой дружине» Александра Невского. Как называется этот художест­венный прием?

8. Какие черты личности Александра Невского представлены в этом фрагменте?

9. Кто из известных вам героев русской литературы отличался мужественностью и самоотверженностью?

2 вариант
Суд Шемякин

1. «В некотором месте жили два брата…». Назовите сказочный элемент, который используется в тексте повести.

2. Каким элементом сюжета (развития действия) является сцена «порчи» лошади?

3. В тексте повести богатый брат противопоставлен убогому. Как называется этот художественный прием?

4. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­ражение: «шемякин суд»?

5. Выпишите из текста словосочетание, означающее «подавать прошение в суд».

6. Укажите род занятий героев повести.

7. История с лошадью, потерявшей хвост, вызывает смех. Как на­зывается вид комического, заключающийся в добродушной на­смешке?

8. По каким признакам противопоставлены в повести два брата? На чьей стороне автор?

9. В каких известных вам литературных произведениях встречает­ся тема суда и осуждения?

10. Какие темы и образы древнерусской литературы интересны со­временному читателю и почему?

Ответы на тест по литературе Песни
1 вариант
1. портрет
2. внутренний монолог
3. эпитет
4. афоризм
5. сравнение
6. метафора
7. антитеза
2 вариант
1. зачин
2. завязка
3. антитеза
4. поговорка
5. бить челом
6. земледельцы
7. юмор

1 Кто герои Повести О Шемякином суде? Кто из них прав? На чьей стороне Автор? Каковы преступления героя повести Ето из героев наказан ?
2 Кого высмеивает повесть? кто из героев вызывает у ва сочувчтвие и почему?
3 О каком суде говорят Шемякин суд вопросы развёрнытые

Сама сейчас это задание делаю))) )
1. Герои её — два брата, богатый и убогий (бедный) , поп, житель города и судья Шемяка. . Все «преступления» совершает бедный брат: отрывает хвост лошади богатого, случайно убивает сына попа и отца жителя города. Автор не становится на чью-то сторону, потому что каж­дое несчастье рождено предыдущим. О том, кто из героев прав, тоже сложно судить: богатый не дал с лошадью хомута, из-за этого лошадь осталась без хвоста. Но и бедность убогого брата не оправдывается, так как богатый «много лет его ссужал» . Яв­ными жертвами обстоятельств становятся только поп и «жи­тель того града» . Им автор сочувствует.
2. Главный герой повести совершил три преступления: оторвал лошади хвост, убил ребенка и старого человека, при этом все три преступления совершены им «не нарочно» . Но наказаны в повести те, кто стал жертвой преступлений не очень умного «убогого» брат. Повесть высмеивает глупость, а также корыстолюбие и взяточничество, отсутствие системы законов, потому что реше­ния судьи имеют анекдотический характер. Сочувствие вызывают поп и житель города, потерявшие своих близких. Но и они в конце повести выглядят нелепо и смешно, так как они после суда сами стали мириться с обидчиком и «да­вать ему мзду» . То, что справедливость не была восстановлена, отчасти и их вина.
3. Выражение «Шемякин суд» вошло в современный русский язык как фразеологический оборот, значение которого — несправедливый, неправедный суд.
4. Гротеск — художественный прием сочетания фантастичес­кого и реального, ужасного и смешного, безобразного и пре­красного, забавного и зловещего. Несоответствия проявляются в том, что судья должен прав­диво, справедливо вершить правосудие, а он думает прежде всего о наживе, соблазняется возможной взяткой. Гротескными представляются решения судьи, настолько они невероятны. Гиперболизируются (преувеличиваются) глупость людей, количество преступлений, почти невероятных, совершенных человеком за короткий период.

1. Герои её — два брата, богатый и убогий (бедный) , поп, житель города и судья Шемяка. . Все «преступления» совершает бедный брат: отрывает хвост лошади богатого, случайно убивает сына попа и отца жителя города. Автор не становится на чью-то сторону, потому что каж­дое несчастье рождено предыдущим. О том, кто из героев прав, тоже сложно судить: богатый не дал с лошадью хомута, из-за этого лошадь осталась без хвоста. Но и бедность убогого брата не оправдывается, так как богатый «много лет его ссужал» . Яв­ными жертвами обстоятельств становятся только поп и «жи­тель того града» . Им автор сочувствует.
2. Главный герой повести совершил три преступления: оторвал лошади хвост, убил ребенка и старого человека, при этом все три преступления совершены им «не нарочно» . Но наказаны в повести те, кто стал жертвой преступлений не очень умного «убогого» брат. Повесть высмеивает глупость, а также корыстолюбие и взяточничество, отсутствие системы законов, потому что реше­ния судьи имеют анекдотический характер. Сочувствие вызывают поп и житель города, потерявшие своих близких. Но и они в конце повести выглядят нелепо и смешно, так как они после суда сами стали мириться с обидчиком и «да­вать ему мзду» . То, что справедливость не была восстановлена, отчасти и их вина.
3. Выражение «Шемякин суд» вошло в современный русский язык как фразеологический оборот, значение которого — несправедливый, неправедный суд.
4. Гротеск — художественный прием сочетания фантастичес­кого и реального, ужасного и смешного, безобразного и пре­красного, забавного и зловещего. Несоответствия проявляются в том, что судья должен прав­диво, справедливо вершить правосудие, а он думает прежде всего о наживе, соблазняется возможной взяткой. Гротескными представляются решения судьи, настолько они невероятны. Гиперболизируются (преувеличиваются) глупость людей, количество преступлений, почти невероятных, совершенных человеком за короткий период.

1. Герои её — два брата, богатый и убогий (бедный) , поп, житель города и судья Шемяка. . Все «преступления» совершает бедный брат: отрывает хвост лошади богатого, случайно убивает сына попа и отца жителя города. Автор не становится на чью-то сторону, потому что каж­дое несчастье рождено предыдущим. О том, кто из героев прав, тоже сложно судить: богатый не дал с лошадью хомута, из-за этого лошадь осталась без хвоста. Но и бедность убогого брата не оправдывается, так как богатый «много лет его ссужал» . Яв­ными жертвами обстоятельств становятся только поп и «жи­тель того града» . Им автор сочувствует.
2. Главный герой повести совершил три преступления: оторвал лошади хвост, убил ребенка и старого человека, при этом все три преступления совершены им «не нарочно» . Но наказаны в повести те, кто стал жертвой преступлений не очень умного «убогого» брат. Повесть высмеивает глупость, а также корыстолюбие и взяточничество, отсутствие системы законов, потому что реше­ния судьи имеют анекдотический характер. Сочувствие вызывают поп и житель города, потерявшие своих близких. Но и они в конце повести выглядят нелепо и смешно, так как они после суда сами стали мириться с обидчиком и «да­вать ему мзду» . То, что справедливость не была восстановлена, отчасти и их вина.
3. Выражение «Шемякин суд» вошло в современный русский язык как фразеологический оборот, значение которого — несправедливый, неправедный суд.
4. Гротеск — художественный прием сочетания фантастичес­кого и реального, ужасного и смешного, безобразного и пре­красного, забавного и зловещего. Несоответствия проявляются в том, что судья должен прав­диво, справедливо вершить правосудие, а он думает прежде всего о наживе, соблазняется возможной взяткой. Гротескными представляются решения судьи, настолько они невероятны. Гиперболизируются (преувеличиваются) глупость людей, количество преступлений, почти невероятных, совершенных человеком за короткий период.

1. Герои её — два брата, богатый и убогий (бедный) , поп, житель города и судья Шемяка. . Все «преступления» совершает бедный брат: отрывает хвост лошади богатого, случайно убивает сына попа и отца жителя города. Автор не становится на чью-то сторону, потому что каждое несчастье рождено предыдущим. О том, кто из героев прав, тоже сложно судить: богатый не дал с лошадью хомута, из-за этого лошадь осталась без хвоста. Но и бедность убогого брата не оправдывается, так как богатый «много лет его ссужал» . Явными жертвами обстоятельств становятся только поп и «житель того града» . Им автор сочувствует.
2. Главный герой повести совершил три преступления: оторвал лошади хвост, убил ребенка и старого человека, при этом все три преступления совершены им «не нарочно» . Но наказаны в повести те, кто стал жертвой преступлений не очень умного «убогого» брат. Повесть высмеивает глупость, а также корыстолюбие и взяточничество, отсутствие системы законов, потому что решения судьи имеют анекдотический характер. Сочувствие вызывают поп и житель города, потерявшие своих близких. Но и они в конце повести выглядят нелепо и смешно, так как они после суда сами стали мириться с обидчиком и «давать ему мзду» . То, что справедливость не была восстановлена, отчасти и их вина.
3. Выражение «Шемякин суд» вошло в современный русский язык как фразеологический оборот, значение которого — несправедливый, неправедный суд.
4. Гротеск — художественный прием сочетания фантастического и реального, ужасного и смешного, безобразного и прекрасного, забавного и зловещего. Несоответствия проявляются в том, что судья должен правдиво, справедливо вершить правосудие, а он думает прежде всего о наживе, соблазняется возможной взяткой. Гротескными представляются решения судьи, настолько они невероятны. Гиперболизируются (преувеличиваются) глупость людей, количество преступлений, почти невероятных, совершенных человеком за короткий период.

ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ — произведение демократической литературы XVII в. , представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках.

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню) . Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Мотив обмана камнем на суде, используемый русским автором для создания сатирического произведения на основе сказочного сюжета, бытует в мировом фольклоре, органично включаясь в сказки, различные по сюжету. В XVI в. польским писателем Николаем Реем из Нагловиц была сделана литературная обработка мотива.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом. Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д. Русские народные картинки. — СПб. , 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.) . На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П. ; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.

Родился князь Александр по Божьей воле от отца — благочести­вого, кроткого и милостивого, великого князя Ярослава, от матери — благочестивой Феодосии, — как сказал Исайя пророк: «Говорит Гос­подь: «И ставлю князей, я возвожу их на престол». И воистину так: не княжил бы он без повеленья Божия. Рост его был выше других людей, голос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломо­нову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю; некогда, во время Осады города Атапаты, вышед­шие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружи­ной своей и укорил ее, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и князь Александр: везде побеждая, был непобедим. И вот пришел некто знатный от западной страны, от тех, что зовут себя «слугами Божьими», желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южская приходила к Соломону», желая наслушаться премудрости его. Так и этот, по имени Андреяш, повидав князя Александра, воз­вратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».
И слышал это король от страны полуночной о таком мужестве кня­зя Александра Ярославича и подумал: «Пойду завоюю землю Алексан­дрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полка­ми своими и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошел до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, — если можешь, обороняйся».
Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился серд­цем, вошел в церковь Святой Софии, пал на колено перед алтарем и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, оставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окон­чив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошел из церкви, ути­рая слезы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: «Эти — оружием, иные — конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; по­верженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И, сказав это, пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда собе­рется вся его сила, уповая на Святую Троицу.

1. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа…»?

2. Назовите термин, обозначающий психологический прием, осно­ванный на воспроизведении речи действующего лица, обращен­ной к самому себе: «И услышал король полуночной части Рим­ской страны о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

3. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «силе тяжкой», «духом ратным».

4. Как называется краткое изречение, содержащее в себе закон­ченную мысль, философскую или житейскую мудрость: «Не в силе Бог, но в правде»?

5. Как называется изобразительно-выразительное средство: «голос как труба в народе»?

6. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «разгорелся сердцем».

7. «Сила великая» короля противопоставлена в тексте «малой дружине» Александра Невского. Как называется этот художест­венный прием?

8. Какие черты личности Александра Невского представлены в этом фрагменте?

9. Кто из известных вам героев русской литературы отличался мужественностью и самоотверженностью?

2 вариант
Суд Шемякин

1. «В некотором месте жили два брата…». Назовите сказочный элемент, который используется в тексте повести.

2. Каким элементом сюжета (развития действия) является сцена «порчи» лошади?

3. В тексте повести богатый брат противопоставлен убогому. Как называется этот художественный прием?

4. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­ражение: «шемякин суд»?

5. Выпишите из текста словосочетание, означающее «подавать прошение в суд».

6. Укажите род занятий героев повести.

7. История с лошадью, потерявшей хвост, вызывает смех. Как на­зывается вид комического, заключающийся в добродушной на­смешке?

8. По каким признакам противопоставлены в повести два брата? На чьей стороне автор?

9. В каких известных вам литературных произведениях встречает­ся тема суда и осуждения?

10. Какие темы и образы древнерусской литературы интересны со­временному читателю и почему?

Ответы на тест по литературе Песни
1 вариант
1. портрет
2. внутренний монолог
3. эпитет
4. афоризм
5. сравнение
6. метафора
7. антитеза
2 вариант
1. зачин
2. завязка
3. антитеза
4. поговорка
5. бить челом
6. земледельцы
7. юмор

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: