Основными задачами налоговой политики являются обеспечение государства финансовыми ресурсами

Обновлено: 28.04.2024

Государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. Это деятельность государства, предприятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание финансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Основными целями и задачами финансовой политики являются:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Одна из главных задач финансовой политики - предотвращать социальную напряженность в обществе, преодолевать спад производства, повышать социальную защиту населения.

Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

  • выработка научно обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на основе анализа экономики, перспектив ее стабилизации и развития, учета потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах;
  • концентрация определенной части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства для обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.;
  • определение главных направлений наиболее эффективного использования финансовых ресурсов государства путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы;
  • регулирование финансовых отношений с использованием фискальной политики, предусматривающей совершенствование политики правительства в области налогообложения в целях пополнения государственной казны.

Главными направлениями государственной финансовой политики являются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетная политика, которой отводится главное место в финансовой политике, предполагает реализацию совокупности мер по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики.

Налоговая политика предполагает разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию налоговой системы, принципов ее построения и условий функционирования, мер по повышению эффективности и оптимизации налогообложения. Основная цель современной налоговой политики - формирование такой налоговой системы, которая была бы необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части простоты и прозрачности процедур расчета и уплаты налогов, совершенства налоговой отчетности и упорядочения налоговых проверок. Следует отметить, что в стране в последние годы проделана значительная работа по совершенствованию налоговой системы. К ее положительным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие снижения ставки налога на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС - с 20 до 18%, единого социального налога - с 38,5 до 26%. Эта работа должна быть продолжена. Налоговая система должна создавать справедливые и одинаковые условия для развития бизнеса всем экономическим агентам, формировать в стране, наряду с другими факторами, благоприятный инвестиционный климат, способствуя при этом максимальной мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней.

Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, что бы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестиционной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.

Социальная финансовая политика направлена на решение задач финансового обеспечения социального развития общества, улучшение условий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граждан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация социальной финансовой политики предполагает упорядочение социальных пособий и льгот, предоставление их в первую очередь социально уязвимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что улучшение условий жизни и благосостояния населения является непременным и обязательным условием успешного роста экономики страны.

Таможенная политика направлена на регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования.

Таким образом, финансовая политика - это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

В условиях повышения экономической роли государства влияние государственных финансов на экономику значительно усиливается. Государство в зависимости от конкретной ситуации и фазы экономического цикла может стимулировать или сдерживать экономический рост, способствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т. д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд принципиальных решений по ее осуществлению принимается законодательными органами власти - парламентами, которые утверждают государственные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др.

Инструментом осуществления финансовой политики государства является финансовый механизм. Финансовый механизм - совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджетный механизм и т. д. В каждом из них согласно функциональному назначению можно выделить следующие звенья: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др.

Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма происходят путем изменения соответствующих норм и правил функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.

Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенствование финансового механизма управления предприятиями, направленного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные результаты производства. Здесь следует выделить совершенствование финансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обоснованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недооценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постановления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством финансов, Федеральной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом и т. д.

В связи с таким важным значением финансовой политики, являющейся, как отмечалось, составной частью общей экономической политики страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирования и реализации финансовой политики России в ближайшей и среднесрочной перспективе?

Ответ: Налоговая политика - это целенаправленная деятельность государства по формированию доходной части государственного бюджета посредством организации взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет для решения задач по социально-экономическому развитию общества.

Налоговая политика определяется на каждый финансовый (бюджетный) год при принятии бюджета; ее проведение связано с принятием соответствующих законодательных и нормативных актов.

Налоговая политика является одним из важных направлений финансовой политики государства и выступает одной из важных составляющих в обеспечении материальной основы для выполнения поставленных перед страной задач.

Основной целью налоговой политики является обеспечение достаточными финансовыми ресурсами доходной части бюджета государства.

Важными элементами реализации налоговой политики государства играет система налоговых стимулов, являющихся основными рычагами воздействия государства на производство через поощрение и применение санкций — за нарушения, допускаемые участниками общественного производства.

Задачами налоговой политики являются: •

обеспечение государства финансовыми ресурсами; •

создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом и региональном разрезах; •

сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенсгва в уровнях доходов населения. •

соответствие экономическим законам; •

налоговая поддержка решений, содействующих ускорению рыночных реформ и макроэкономической стабилизации; •

определение налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста. При этом намечаются объемы финансовых ресурсов, выверяется оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами государства и хозяйствующих субъектов; •

стимулирование процессов структурной перестройки экономики, развития приоритетных направлений ее оздоровления, стабилизации и создания базы для эффективного развития экономики; •

выработка налогового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

Рассматривают следующие направления (типы) налоговой политики:

Первый тип — это политика максимальных налогов.

При этом существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и не даст ожидаемого прироста государственных доходов.

Второй тип — это политика оптимальных налогов, которая способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.

Третий тип — это налоговая политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.

При эффективной экономике все названные типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения валового внутреннего продукта в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2022 и плановые 2023-2024 годы можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 01.10.2021.

Ознакомиться с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на 2022-2024 годы вы можете в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

36. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ

Налоговая политика – совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения. Эта политика является составной частью финансовой политики. Основными задачами налоговой политики являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; регулирование экономики; решение социальных задач.

Существуют различные типы налоговой политики.

Политика максимальных налогов характеризуется тем, что в начале поступления в бюджет они возрастают, а потом начинают снижаться.

Политика разумных налогов способствует развитию предпринимательства, но при этом поступления в бюджет сокращаются, что может привести к сокращению социальных программ.

Политика, характеризующаяся достаточно высоким уровнем налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В России используется первый тип налоговой политики. Она осуществляется через налоговый механизм, который включает: планирование налогов; организацию взимания налогов; стимулирование взимания налогов; налоговый контроль.

Существовавшая в России до принятия Налогового кодекса налоговая система имела ряд недостатков:

– фискальный подход к налогообложению;

– высокий уровень налогообложения;

– большое количество налогов, сборов и пошлин;

– нестабильность налоговой системы;

– сложность методики исчисления налогов;

– неоправданно широкие права налоговых органов;

– нечеткость законов в области налогообложения;

– нечеткое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами власти в области налогообложения;

– неурегулированность законодательно вопроса о налоговом контроле;

– отсутствие четкого определения экономических стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме и др. Основные направления налоговой реформы вытекают из необходимости устранения вышеперечисленных недостатков: построение единой стабильной налоговой системы; сокращение числа налогов; консолидация в федеральном бюджете внебюджетных фондов с сохранением их целевого характера; новый понятийный аппарат; отмена «оборотных налогов», т. е. налогов, исчисляемых от объема выручки; облегчение налогового бремени; увеличение собираемости налогов; развитие налогового федерализма; сокращение числа льгот; установление процедурных и процессуальных норм; пересмотр состава налоговых нарушений и штрафов за них; внесение изменений в порядок исчисления отдельных налогов; перенос центра тяжести в уплате налогов с юридических на физических лиц; отказ от взимания тех налогов, уплату которых трудно контролировать; изменение структуры налогов. Необходим постепенный отказ от налогов на прирост доходов, прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости; перенесение тяжести налоговой нагрузки с менее обеспеченных слоев населения на богатую часть населения, что создаст основу для социально ориентированной экономики, создание условий, делающих выгодным платить налоги, а не экономить на их неуплате.

Попытка сразу построить в РФ налоговую систему, характерную для стран с развитой рыночной экономикой, не удалась. Необходимо дальнейшее совершенствование налоговой системы России. Налоговая политика должна стать отражением идеологии стабильного и уверенного развития российской экономики.

Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: