Основные нормативно правовые акты регулирующие особенности иных видов государственной службы

Обновлено: 01.05.2024

Приказ ФССП России от 26.03.2020 № 215 «О внесении изменения в приложение № 3 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 15.03.2022 № 17-р «О снятии ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 15.02.2021 № 15-р «О дальнейших ограничительных мерах в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и определении численности федеральных государственных служащих, работников территориальных органов принудительного исполнения и работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 12.05.2020 № 31-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 13.05.2020 по 29.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 07.04.2020 № 25-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 04 апреля по 30 апреля 2020 г.»

Приказ ФССП России от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 26.10.2021 № 110-р «Об определении количества сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению ФССП России, работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимого для функционирования Федеральной службы судебных приставов в нерабочие дни в октябре – ноябре 2021 года»

Распоряжение ФССП России от 27.05.2020 № 33-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.06.2020»

Распоряжение ФССП России от 30.04.2020 № 29-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.05.2020 по 11.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 27.03.2020 № 19-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 30 марта по 03 апреля 2020 г.»

Подборка наиболее важных документов по запросу Иные виды службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Иные виды службы

Судебная практика: Иные виды службы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 37 "Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "Суд первой инстанции, разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца о признании ее увольнения незаконным, признав установленным, что у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, поскольку факт сокращения замещаемой истцом должности гражданской службы имел место, однако ответчиком не соблюден установленный законом порядок увольнения, а именно истец в нарушение требований ч. 3 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" уволена с федеральной государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности. При этом суд также исходил из того, что истец в установленном порядке заявление о переходе на иной вид службы после получения соответствующего уведомления не подавала, желания о переходе не изъявляла."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 31 "Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "Нормами как трудового законодательства, так и Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена обязанность, а не право работодателя при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации предложить работнику все имеющиеся у работодателя вакантные должности, с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности. Работодатель обязан предложить всем работникам, чьи должности подлежат сокращению, все имеющиеся вакантные должности, с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы и в случае, если несколько работников претендуют на одну вакантную должность, решить вопрос с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона, согласно которой преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности о том, кого из них перевести на эту должность."

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вербин А. В.

В статье рассматривается смысл и правовое регулирование государственной службы. Дается оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих в единстве с качеством оказываемых государственных услуг. Указывается на отсутствие научно обос­нованной и апробированной методики применения норм законодательства Российской Федерации о государственной службе.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вербин А. В.

Создание органа по управлению государственной службой, как инструмента унификации правового регулирования видов и уровней государственной службы

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южно-российский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматривается смысл и правовое регулирование государственной службы. Дается оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих в единстве с качеством оказываемых государственных услуг. Указывается на отсутствие научно обоснованной и апробированной методики применения норм законодательства Российской Федерации о государственной службе.

Ключевые слова подзаконные акты, правовое положении государственного служащего, организационные мероприятия, административно-правовой статус, профессионализация служебной деятельности, гражданское общество, совершенствование системы государственной службы.

Государственная власть, нормируя и интегрируя целое общество, представляет собой определенный институт - государственную службу, которая, как управляющий центр оказывает влияние на все российское общество. Необходимость существования самой государственной службы и ее нормативно-правового регулирования обусловлено самим существованием государства с его задачами и функциями.

Одним из приоритетных направлений в области современного государственного строительства определено совершенствование системы государственной службы, которое осуществляется путем принятия федеральных законов, реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Сегодня гражданским обществом предъявляются значительно возросшие требования по отношению к государственной службе. Оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе государственные услуги гражданам и организациям. Современные методы планирования и регламентации труда государственных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством механизмы стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне

не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию государственных служащих. Качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы.

Указанные проблемы в значительной степени связаны с отсутствием научно-обоснованной и апробированной методики применения норм законодательства Российской Федерации о государственной службе. Круг и содержание нормативных правовых актов, которыми регулируются вопросы государственной службы, предопределяются условиями и предпосылками возникновения и реализации государственно-служебных отношений. Это, прежде всего, означает, что до решения вопросов, связанных с замещением должности и осуществлением государственными служащими своих полномочий, необходимо определить систему органов государственной власти и их внутреннюю структуру, утвердить перечень государственных должностей и классифицировать их по категориям, установить объем полномочий и функций по каждой должности, а также квалификационные требования к государственным служащим, замещающим эти должности (по образованию, стажу и опыту работы по специальности и т.д.).

При определении правового положения государственного служащего как участника государственно-служебных отношений в законодательстве должны быть установлены: его права, обязанности и гарантии; ограничения, связанные с государственной службой; поощрения и ответственность. Правовые нормы регламентируют и вопросы прохождения службы: поступление на государственную службу; способы замещения вакантных должностей; аттестацию государственного служащего; присвоение квалификационных разрядов; прекращение государственной службы.

Необходимой предпосылкой реализации государственно-служебных отношений является определение конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставляется право осуществлять прием граждан на государственную службу, а также назначать и перемещать их в должностях, присваивать им квалификационные разряды (воинские и специальные звания, классы, чины, дипломатические ранги).

Следовательно, правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют соответствующие нормативно-правовые акты, которые будут рассмотрены нами ниже.

В первую очередь, законодательство о государственной службе основывается на Конституции РФ, которая в качестве одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу. Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как единство системы государственной власти (ст. 5); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32). Кроме того, Конституция РФ ус-

танавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации (ст. 71); в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (ст. 72).

Таким образом, Конституция РФ играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы. Именно она определяет руководящие государственные должности РФ. В ней определена также компетенция Президента, Совета Федерации и Государственной Думы по назначению на должности и освобождению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов.

Закон закрепляет разделение государственной службы на государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу; содержит общие условия государственной службы. Данный закон является базовым, поскольку устанавливает общие правовые и организационные основы для всех ее видов, различающиеся между собой по функционально-целевой направленности профессиональной служебной деятельности государственных служащих этих видов службы - гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы. Федеральными законами о видах государственной службы и многими иными нормативными правовыми актами Российской Федерации регулируются особенности каждого из этих видов службы, определяется специальный административно-правовой статус государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы.

Для государственной гражданской службы основным нормативным актом является Федеральный закон «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ (ред. от 07.06.2013) [1], устанавливающий правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

На государственных служащих в определенной степени распространяется трудовое законодательство. Закон о государственной гражданской службе устанавливает однозначный приоритет специального законодательства о государственной службе перед нормами трудового права, определяя, что последние могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, лишь в части, не урегулированной законом № 79-ФЗ. Таким образом, если один и тот же вопрос организации труда гражданских служащих уре-

гулирован и в трудовом, и в административном законодательстве, должны применяться нормы последнего законодательства. Нормы же трудового права применяются только в том случае, если законодательство о государственной службе вообще не регулирует данный вопрос.

Хотя на первый взгляд проблема соотношения трудового и административного законодательства при регулировании государственно-служебных отношений решена, можно предсказать возникновение на практике целого ряда трудностей. Дело в том, что при разработке Закона о государственной гражданской службе его создатели, судя по всему, восприняли неоднократно высказываемую идею о том, что с развитием законодательства о государственной службе должно произойти последовательное вытеснение и, в конечном счете, полная замена норм трудового права на нормы административного права. Практически это вылилось в перенесение норм трудового законодательства в Закон № 79-ФЗ. Действительно, проанализировав, к примеру, гл. 5, 6, 8 и др. Закона, нетрудно заметить, что во многих случаях они практически дословно воспроизводят нормы ТК РФ с той лишь разницей, что вместо терминов «трудовой договор», «трудовые отношения», «работодатель», «рабочее время» и т.п. используются соответственно «служебный контракт», «служебные отношения», «представитель нанимателя», «служебное время».

Многие вопросы организации государственной службы в настоящее время урегулированы подзаконными актами. Так, например, в развитие положений Закона о государственной гражданской службе принят ряд Указов Президента РФ [2].

Важная роль в организации государственной службы принадлежит Правительству РФ. На Правительство возложено принятие правовых и организационных мер по исполнению законов и указов Президента РФ о государственной службе. Так, например, в сфере переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих Правительством РФ приняты Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» [3] и Постановление Правительства РФ от 26 мая 2008 г. №393 «Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение» [4].

Большой раздел нормативно правового регулирования государственной службы посвящен военной службе. Военная служба регулируется Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» [5], «О статусе военнослужащих» [6], Постановлением Государственной Думы Фе-

дерального Собрания РФ от 13 февраля 2013 г. «О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» [7], другими правовыми актами. Существует своя законодательная база и у правоохранительной службы.

Соответствующими нормативными правовыми актами регулируются и особенности правоохранительной службы. Так, согласно Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [8] правоохранение осуществляют: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правоохранительные функции указанных субъектов закреплены также в Законе РФ «О полиции» [9], Федеральных законах «О федеральной службе безопасности» [10], «Об оперативно-розыскной деятельности» [11], «О прокуратуре Российской Федерации» [12] и других нормативных правовых актах.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что законодательство в сфере государственной службы весьма обширно и разнообразно. Для современной организации государственной службы характерна ее принципиально новая система с видовой классификацией, установленная законодательством. Следовательно, особенности каждого из видов службы, определяется конкретными законами, а многие вопросы организации всех видов государственной службы в настоящее время урегулированы Указами Президента, Постановлениями Правительства РФ и иными подзаконными актами [13].

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 31 июля 2004. - № 3539.

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 7 февраля 2005. - № 7. - Ст. 439; Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Российская газета. - 3 февраля 2005. - № 20; Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г.

№ 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // Российская газета. Федеральный выпуск № 3689, от 3 февраля 2005 г. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // Собрание законодательства РФ. - 7 февраля 2005. - № 6. - Ст. 440; Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. №159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 18 февраля 2005. - № 3703; Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 12 января 2006. - № 3968.

3. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 12 мая 2008. - № 19. - Ст. 2194.

4. Постановление Правительства РФ от 26 мая 2008 г. № 393 «Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение» // Собрание законодательства РФ. - 2 июля 2008. - № 22. - Ст. 2574.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 № 53-ФЗ (ред. от 19.05.2013) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. - 30 марта 1998. - № 13. - Ст. 1475.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 №76-ФЗ (ред. от 27.01.2013) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. - 1 июня 1998. - № 22. - Ст. 2331.

7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. №1729-6 ГД «О проекте федерального закона № 138090-6 «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. -25 февраля 2013. - № 8. - Ст. 744.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 20.04.1995 №45-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. - 24 апреля 1995. - № 17. - Ст. 1455.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 14 февраля 2011. - № 7. -Ст. 900.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. 7.05.2013 №97-ФЗ) «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. - 10 апреля 1995. - № 15. - Ст. 1269.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. 28.06.2013 № 134-ФЗ) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 14 августа 1995. - № 33. -Ст. 3349.

12. Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 № 2202-1(в ред. от 02.07.2013 №156-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 18 февраля 1992. - № 39.

13. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» // Собрании законодательства РФ. - 6 июня 2005. - № 23. - Ст. 2242; Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. №159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 18 февраля 2005. - № 3703; Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 №854 (ред. от 13.03.2013) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» // Собрании законодательства РФ. - 21 августа 1995. - № 34. -Ст. 3442.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОДНУ ИСТОРИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

© Рахаев Б.М.*, Газаева М.Ш.

Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик

На основе изучения истории исследуется одна из первых государственных административных моделей - китайская. Изучены общие чер-

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ИНЫХ ВИДОВ / ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНЫХ ВИДОВ / СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНЫХ ВИДОВ / SYSTEM OF GOVERNMENT SERVICE / GOVERNMENT SERVICE OF OTHER TYPES / SIGNS OF GOVERNMENT SERVICE OF OTHER TYPES / THE STRUCTURE OF GOVERNMENT SERVICE OF OTHER TYPES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телегин А.С.

В статье рассматривается внутренняя структура государственной службы российской Федерации. Отмечается, что государственная служба иных видов характерна для органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Раскрываются основные особенности присущие государственной службе данного вида.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Телегин А.С.

Правовая культура государственной правоохранительной службы в Республике Беларусь: деятельностный и ценностно-нормативный аспекты

TO THE QUESTION OF OTHER GOVERNMENT SERVICE TYPES

The internal structure of the government service of the Russian Federation is discussed in the article. It is noted that the government service of other types is typical for bodies that carry out law enforcement activities. The main features of the public service of this type are disclosed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об иных видах государственной службы»

3. Гаджиев Х.И. Оказание лицам, заключенным под стражу, медицинской помощи надлежащего качества // Прецеденты Европейского Суда по правам человека № 8 (44). М., 2017. С. 4.

4. Ибрагимова Ю.Э., Мехтиев М.Г. Эволютивное толкование норм, регулирующих международные финансовые механизмы в практике международных судебных органов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения № 2 (63). М.: Норма, 2017. С. 127-133.

5. Лазарев В.В. О суверенитете суда // Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения. Материалы круглых столов. М.: Проспект, 2015. С. 7-13.

7. Implementation of the European Convention on Human Rights and the Judgments of the ECtHR in national case-law. Comparative analysis. Ed. by Gerards J., Fleuren J. Cambridge, 2014. Pp. 1-6

кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и финансового права ФГБОУВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»,

К вопросу об иных видах государственной службы

В статье рассматривается внутренняя структура государственной службы российской Федерации. Отмечается, что государственная служба иных видов характерна для органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Раскрываются основные особенности присущие государственной службе данного вида.

Ключевые слова: система государственной службы, государственная служба иных видов, признаки государственной службы иных видов, структура государственной службы иных видов.

Perm State University, Perm

To THE question of other government service types

The internal structure of the government service of the Russian Federation is discussed in the article. It is noted that the government service of other types is typical for bodies that carry out law enforcement activities. The main features of the public service of this type are disclosed.

Keywords: System of government service, Government service of other types, Signs of government service of other types, The structure of government service of other types.

Совершенствование механизма государственного управления России предполагает и реформирование системы государственной службы. На это неоднократно обращалось внимание в посланиях президента Российской Федерации Федеральному Собранию1. Подтверждает актуальность проблемы и практика законодательной деятельности.

Действующее законодательство устанавливает три вида федеральной государственной службы: гражданскую, военную и государственную службу иных видов. Последний термин был введен с 1 января 2016г. вместо термина «правоохранительная служба». При этом в законодательстве отсутствует понятие «государственная служба иных видов», что не позволяет, четко определить в каких органах государства она осуществляется.

В научной литературе также нет единого мнения по этому поводу. Некоторые авторы полагают, что это служба в правоохранительных органах, к числу которых относятся: органы внутренних дел, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, таможенные органы, органы прокуратуры2. Другие включают в эту группу также федеральную службу судебных приставов и др.3

Поскольку и в законодательстве, и в научной литературе отсутствует единый перечень правоохранительных органов представляется, что наиболее общим отличием государственной службы иных видов от об-

1 Российская газета. 2016. 2 дек.

2 Музафарова Л.Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы // Молодой ученый. 2016. № 1 (105).

щегражданской службы является то, что эта деятельность, в первую очередь, связана с реализацией специальных задач и функций правоохранительного характера. Об этом свидетельствует анализ положений федерального закона от 13 июля 2015 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признания утратившей силу ч. 19 ст. 323 федерального закона «О таможенном регулировании». Так, в ст.6 данного закона прямо сказано, что слова «правоохранительная служба» следует заменить словами «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью».

Под правоохранительной деятельностью следует понимать деятельность по обеспечению функционирования правовой системы государства, по поддержанию правопорядка. В том числе по предупреждению и пресечению правонарушений различного характера1. Эта деятельность в той или иной степени осуществляется также, помимо названных ранее, такими органами как Следственный комитет России, органами государственной противопожарной службы МЧС России, войск национальной гвардии. Служба в указанных органах и учреждениях обладает рядом особенностей, которые обусловлены спецификой выполняемых задач2.

Для органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, характерно наличие специальных нормативно правовых актов, регулирующих правовое положение сотрудников, а также порядок прохождения службы. Таковыми являются федеральные законы: от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», от 21июля 1997 г. «О службе в таможенных органах», от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах», от 28 декабря 2010 г. «О Следственном Комитете Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 23 мая 2016 г. «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», от 3 июля 2016 г. «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и др. Нормы трудового права распространяются на сотрудников органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, в части не урегулированной специальными правовыми актами.

1 Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. № 6.

2 Телегин А. С. Служба в органах внутренних дел — особый вид государственной службы Российской Федерации // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: Сб. науч. трудов Краснодарского университета МВД России. Краснодар, 2012. С. 166.

Особенности государственных функций, возложенных на органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, определяют специфику правового положения их сотрудников1. Поэтому предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, морально — психологическим качествам, а нередко и к уровню физической подготовки лиц, поступающих на службу. Если по общему правилу на государственную гражданскую службу могут быть приняты граждане в возрасте от 18 до 65 лет, то на службу в органы внутренних дел — в возрасте от 18 до 35 лет, службу судебных приставов — не моложе 21 года, на отдельные должности в органах прокуратуры и Следственного комитета — не моложе 25 (27) или 30 лет. При этом не могут быть приняты на службу лица, имеющие либо имевшие судимость, а некоторых случаях (ОВД, ФСИН, Следственный комитет) и лица, которые были освобождены от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности, вследствие акта амнистии, в связи с примирением сторон, в связи с деятельным раскаянием. Кроме того может проводиться психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости.

Одной из особенностей службы, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности, является принятие сотрудниками присяги. Только с приведением к присяге сотрудник приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению задач, связанных с риском для его жизни и здоровья. Строгое соблюдение требований присяги считается нравственной и юридической обязанностью, нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную ответственность.

Сотрудникам названных органов присваиваются классные чины (прокуратура, служба судебных приставов) либо специальные звания, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить ясность и стройность во взаимоотношениях между сотрудниками. Система классных чинов и специальных званий отражает служебный стаж и заслуги, уровень квалификации, служебное положение и авторитет каждого сотрудника.

Классные чины и специальные звания оказывают существенное влияние также на условия прохождения службы соответствующими категориями сотрудников, на объем их служебных прав.

Лишить сотрудника специального звания можно только на основании вступившего в силу приговора суда.

1 См., напр., Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и обществ: опыт зарубежных стран и России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 1(35).

Особенностью государственной службы иных видов является наличие специальных правил, устанавливающих служебную дисциплину.

Она обязывает всех сотрудников безупречно соблюдать правила, установленные российским законодательством, ведомственными нормативными правовыми актами, не только при непосредственном исполнении служебных функций, но и вне службы. Дисциплина в органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, предполагает применение более широкого круга, по сравнению с гражданской службой, мер поощрения и дисциплинарных взысканий, а также оснований для их наложения. Сотрудники некоторых названных органов в особом порядке несут и административную ответственность.

Значительная часть сотрудников, состоящих на государственной службе иных видов, обладают специальными полномочиями по применению оружия и специальных средств. Применение названных мер принуждения возможно не только с целью самозащиты (например, сотрудниками прокуратуры), но и для защиты жизни и здоровья граждан, пресечения преступлений, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников, при исполнении ими служебных обязанностей.

Учитывая большую общественную значимость задач, решаемых сотрудниками органов, связанных с правоохранительной деятельностью, предусмотрены специальные правовые гарантии, направленные на обеспечение их нормальной деятельности. Например, административным законодательством установлена ответственность за воспрепятствование законной деятельности прокурора, следователя, судебного пристава, сотрудника органов внутренних дел и др. (ст. с. 17.7.17.8, 19.3 КоАП РФ), уголовным кодексом РФ установлена ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников органов, осуществляющих правоохранительную деятельность (ст. 317—319).

Следует отметь также, что правоохранительную деятельность осуществляют и судебные органы. При этом, согласно действующему законодательству, судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции замещают государственные должности Российской Федерации, их правовое положение регулируется федеральным законом от 26 июня 1992 г. «О статусе судей Российской Федерации». Сотрудника аппарата судов состоят на государственной гражданской службе, о чем свидетельствует Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный указом Президента от 31 декабря 2005 г. В связи с этим возникает вопрос можно ли рассматривать их деятельность как специальный (иной) вид государственной службы, тем более, что в 2016 г. в Государственную думу РФ был внесен проект закона «О государственной судебной службе Российской Федерации».

Однако анализ практики работы аппарата судов свидетельствует, что какие-либо особенности, характерные для службы в органах, связанных с правоохранительной деятельностью, в данном случае отсутствуют. Нет их и в названном проекте закона и, следовательно, принимать данный законопроект вряд ли целесообразно.

1. Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. № 6. С. 7-9.

2. Зенков М.Ю. Государственная и муниципальная служба. Новосибирск. М.: Изд-во СибАГС. 2015. 352 с.

3. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и обществ: опыт зарубежных стран и России.// Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 1(35). С. 95-106. 127 с.

4. Музафарова Л.Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). 823-825.

5. Телегин А.С. Служба в органах внутренних дел — особый вид государственной службы Российской Федерации // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: Сб. науч. трудов Краснодарского университета МВД России. Краснодар, 2012. С. 166.

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Пермский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»« г. Пермь

Международное и национальное право: некоторые проблемы соотношения и взаимодействия в историко-ПРАВовоМ, теоретико-правовом И ПРАКТИЧЕСКоМ АСПЕКТАХ

Статья посвящена исследованию вопросов соотношения международного и национального права и выявлению существующих проблем в различных аспектах: историко-правовом, теоретико-правовом и практичес-

Кокарева Марина Евгеньевна 1 , Торопова Анастасия Игоревна 1 , Шамина Екатерина Максимовна 1 , Мочалова Анастасия Сергеевна 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент


Аннотация
Данная статья рассматривает изменения, произошедшие в законодательстве по поводу организации государственной службы. Кроме гражданской и военной служб в законодательстве теперь возник новый вид – государственная служба иных видов.

В связи с утверждением федерального закона № 262 от июля 2015 года и объявлением части 19 статьи 323 федерального закона №289 недействительной, структура государственной службы потерпела изменения. Теперь помимо государственной гражданской и военной служб сложилась государственная служба иных видов. Такая картина нашла своё отражение в основе статьи 2 закона № 58, определяющего систему государственной службы. Причем определенного понятия «государственной службы иных видов» в законе не наблюдается, как и перечень этих видов. О государственной службе иных видов свидетельствуют следующие черты:

1) в пункте 3 той же статьи данного закона определяет государственную службу иных видов как одну из видов федеральной государственной службы;

2) в пункте 2 статьи 8 этого же федерального закона перечислены должности, осуществляющие федеральную государственную службу иных видов;

3) в пункте 1 статьи 9 сложилось то, что реестр должностей федеральной государственной службы содержит перечень типовых должностей федеральной государственной службы иных видов. [1]

Следует отметить, что федеральных законах № 262 и № 58 неоднократно вместо «правоохранительной службы» применено словосочетание «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью». Поэтому ключевым признаком прохождения такой службы является передвижение по службе в государственном органе, относящийся к правоохранительной деятельности. Без сомнения, гражданская и военная службы не могут сюда относиться. [1]

К ключевым признакам государственной правоохранительной деятельности относят:

1) защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также государства от противомерных действий;

2) осуществление деятельности в соответствии с законом в соответствующей форме, последовательности и порядке;

3) осуществление специальными субъектами, наделёнными соответствующими полномочиями и др.

Исходя из перечисленных признаков, перечень государственных органов, связанных с правоохранительной деятельностью, включает немалое количество государственных органов. В этих органах правоохранительную деятельность осуществляют:

1) лица, которые замещают должности федеральной государственной службы, то есть судьи;

2) военнослужащие, к которым относят ФСБ;

Для того, чтобы раскрыть каждый вид федеральной государственной службы, основанных на правоохранительной деятельности, необходимо исследовать каждый федеральный закон об государственных органах правоохранительной деятельности. Причем значение имеет их правовой статус, наименование органов и должностей.

К органам, осуществляющим государственную службу иных видов, относятся:

1) органы прокуратуры. Согласно ФЗ «О прокуратуре» данную службу проходят прокурорские работники, которые включают Генерального прокурора, его помощники, заместители и советники и другие. К классным чинам, присваиваемым к гражданам, проходящим службу в органах прокуратуры, относят: младшего лейтенанта юстиции, лейтенанта юстиции, старшего лейтенанта юстиции и другие. К тому же, Генеральный прокурор не относится к федеральным служащим, поскольку он относится к лицам, которые замещают государственные должности [2];

2) следственный комитет РФ. Сюда следует отнести сотрудников Следственного комитета, которые имеют специальные звание, представленные в Федеральном законе “О Следственном комитете Российской Федерации;

3) органы внутренних дел. Здесь государственную службу проходят сотрудники ОВД, имеющие специальные званий, которые содержатся в ФЗ «О службе в органах ОВД»;

4) органы таможенной службы. Три группы лиц двигаются по службе в рассматриваемых органах: сотрудники таможенной службы, федеральные гражданские служащие, а также работники по трудовому договору. Перечень званий находится в федеральном законе № 114 [3];

5) органы уголовно-исполнительной системы. Здесь ситуация аналогична предыдущей. Прохождение службы регулируется федеральным законом № 5473.

6) органы противопожарной службы, осуществляющие деятельность согласно федеральному закону №141. Статья 8 того же закона представляет перечень званий для проходящих противопожарную службу.

7) органы в войсках национальной гвардии. В состав данных войск, согласно федеральному закону № 226, входят органы управления, объединения, воинские части, подразделения, а также образовательные организации высшего образования и другие [4].

Таким образом, государственная служба иных видов создана для защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, обеспечения общественной безопасности, а также для ведения борьбы с правомерными действиями и преступлениями.

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона “О таможенном регулировании в российской федерации”;
  2. Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция);
  3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями);
  4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями).


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2022. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: