Основа идеи социального государства это социальная справедливость правовое равенство

Обновлено: 25.04.2024

Целостную концепцию правового государства можно отнести к концу XVIII – началу XIX в.. В то время появлялись политические теории, которые критиковали абсолютизм, беззаконие и феодализм. При этом сама идея такого государства стала зарождаться еще в период Античности. Разработку концепции правового государства осуществляли Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др.

В современной политической науке до настоящего времени нет единой концепции правового государства, но выделяют 3 базовых концептуальных подхода, которые определяют его сущность:

  • этатистский,
  • юридизированный,
  • субстанциональный (сущностный).

Первый из них отождествлял право с государственным законом, при этом основа подобной трактовки правового государства лежала в концепциях государственного суверенитета и волевой концепции права. Они рассматривали государственную волю в качестве источника и критерия права. Это можно считать примером классического юридического позитивизма. С его позиции поведенческую норму, которая исходит от государства и обеспечена его силой принуждения, автоматически можно считать правовой. В соответствии с данным признаком любую страну, где существуют законы в виде приказа суверена гражданам, можно считать автоматически правовой.

Юридизированный подход к трактованию понятия правовое государство предложили немецкие юристы в XIX в.. В то время в научный оборот ввели понятие «правовое государство». Здесь государство рассматривали в качестве общего правопорядка, общения, которые урегулированы правом. В этом процессе происходит отождествление категорий государства и права.

Право с позиции подхода рассматривается как первооснова государства и общества, при этом первое из них может являться источником права и выступать как юридическое лицо.

В данном трактовании позитивным представляется положение, касающееся верховенства закона и правовой связанности государства, включая разграничение между законотворческими и административными функциями, судебную независимость, законодательную установку прав и обязанностей граждан. В число недостатков теории можно включить формальность в понимании закона, стремление к ограничению государственного вмешательства в общественные дела, включая рационализацию данного вмешательства. Таким образом, правовое государство можно представить в виде государства порядка и всеобщей урегулированности.

Субстанциональный (сущностный) подход к социальному государству

Последний подход различал закон и право, право и государство, отдавая приоритет первому. Закон представлялся установлением власти, а право выступало в качестве особого феномена. Оно провозглашается равным для любого субъекта, включая бедных и богатых, слабых и сильных. Любой человек при этом рассматривался как субъект права. Трактовка справедливости в праве состоит в восстановлении правового равенства людей в качестве субъектов права при его нарушении. Это ведет к урегулированности и предсказуемости отношений в обществе. Основой субстанциональной концепции правового государства является теория прав и свобод индивида. Она зародилась в XVII-XVIII вв. в системе либеральной традиции правопонимания. Свобода, равенство, собственность должны признаваться правами, которые принадлежат людям с рождения. Источником права выступает не государство, а именно народ.

Государство как внутренний ограничитель рассматривается с позиции принципа разделения властей. Это не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, а фактор, способный формировать условия ограничения ими друг друга. Это выражено созданием системы сдержек и противовесов.

К внутреннему ограничителю необходимо добавить также внешние ограничители:

  1. конституцию, которая принимается с общего согласия общества и определяет формирование органов власти;
  2. законы, которые принимает представительный орган власти, избираемый обществом и отражающий его интересы.

Субстанциональная концепция правового государства разграничивает право и закон страны в качестве одного из его формальных источников. Право обращается к людям и имеет в основе свободу, равенство, собственность. Понимание государства заключается в средоточии реальной политической силы общества, оно может угрожать праву и свободе любого индивида. Можно сказать, что государство и право конфликтуют друг с другом, при этом конфликт должен решаться в пользу права, в состав которого включены индивиды и общество.

С позиции субстанционального подхода к категории правового государства разрабатывается несколько требований к государству и закону:

  1. Закон, принимаемый государством, должен соответствовать правовым принципам свободы и равенства, что не должно нарушать неотъемлемые права человека.
  2. Законы должны быть обнародованы, понятны, стабильны.
  3. Закон может приниматься только представительным органом власти, который избирается с помощью всеобщего, равного, тайного, прямого избирательного права при соблюдении специальной процедуры обсуждения и принятия. Помимо этого, законодательный орган функционирует в соответствии с Конституцией.
  4. Исполнительные органы власти создаются посредством Конституции, реализуя принятые представительным органом законы и осуществляя текущую государственную политику.
  5. Проведение разграничения полномочий осуществляется между центральными и местными органами в соответствии с управленческой вертикалью.
  6. Любой спор по поводу права между гражданами и между гражданами и государством рассматривается в суде, который выступает как беспристрастный арбитр. Споры властных органов должны разрешаться Конституционным Судом.
  7. Любые отношения, возникающие в правовом государстве между гражданином и государством, выстраиваются лишь на основе закона, при этом:
    1. >граждане несут ответственность перед государством лишь в таких случаях, которые предусматривает закон;
    2. >гражданин имеет обязанность выполнять только требования государственных представителей, основанных на законе;
    3. >если должностные лица или государственные органы посредством своих действий или бездействия наносят вред гражданину, то государство должно взять на себя ответственность за возмещение такого ущерба.

    Выполнение институтами правовых государств собственных функций имеет в основе реализацию основных принципов демократии, которая представляет собой условие его формирования. В случае выполнения данных демократических принципов (включая всеобщее избирательное право; свободу слова, печати, собраний; конкуренцию политических организаций за голоса избирателей) производится контроль действий государства со стороны общества.

    Особенности правового и социального государства

    Можно выделить следующие характеристики правового государства:

    1. Верховенство законов в любой области жизни общества. Их принимают государственные законодательные органы в соответствии с конституцией. Они не могут быть изменены, приостановлены или отменены посредством других ветвей власти. Вся деятельность общества производится по законам, закрепление которых осуществляется с помощью Конституции.
    2. Соблюдение прав и свобод, которые принадлежат человеку и гражданину от рождения.
    3. Взаимная ответственность личности и государства. Оно издает законы и принимает обязательства перед гражданами, организациями в обществе, другими странами и всем международным сообществом. Не менее важной считается ответственность граждан перед страной и обществом. Она может ослабляться в периоды застоя, когда ослабляется интерес к делам государства. Преодоление отчуждения граждан от власти, повышение ответственности за их поступки достигается с помощью раскрепощения личности, предоставления возможности для инициативы.
    4. Разделение властей, включающее законодательную, исполнительную и судебную власть, что позволяет исключить монополию на власть с позиции одного органа, лица или социального слоя. Принцип разделения властей характеризуется работой механизма сдержек и противовесов, предназначенных для функционирования всех ветвей власти в рамках отведенных ей полномочий.
    5. Работа механизма контроля и надзора исполнения законов (арбитраж, суд, прокурорский надзор).

    Правовое государство не является самоцелью, оно представляет собой форму выражения, организации и защиты прав и свобод граждан. Объем и содержание свобод могут определяться с помощью уровня развития демократии в определенном обществе. Наличие законов не способно сделать государство правовым. В число критериев необходимо включить несколько документов, которые признаются международным сообществом, включая Устав ООН, «Всеобщую декларацию прав человека», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах» и др.

    Отметим, что правовое государство занимается не только декларированием прав и свобод своих граждан, но и формированием правового механизма их защиты и реализации.

    Если на ранних стадиях развития концепции правового государства общество, в первую очередь, отстаивало так называемую негативную свободу в виде ограничения государственного вмешательства в экономику и личную свободу индивида, то позже происходит формирование требований к государству в области обеспечения позитивных прав. Они относятся к борьбе граждан за улучшение собственного экономического положения, за социальные права, рост культурного статуса. Для этого появляется необходимость не отстранять государство, а выполнение им функций, предполагающих организацию и координацию. Это прямым образом подводит к появлению теории социального государства.

    Немецкий исследователь Лоренц фон Штайн во второй половине XIX века впервые предлагает концепцию социального государства, которое должно стремиться к обеспечению для каждого гражданина достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. В конечном счете для каждого должны быть обеспечены равные жизненные шансы на самореализацию в обществе.

    Условия, которые требуются для возникновения социального государства:

    1. высокая степень экономического развития государств;
    2. целенаправленная государственная политика и политика гражданского общества;
    3. правовое, в первую очередь конституционное, закрепление частной собственности, включая принципы смешанной экономики рыночного типа, социальную и политическую свободу и демократию в форме правового государства, систему гражданского, трудового законодательства и др.;
    4. открытость власти государства, ее либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, демократизм, социальная защита граждан, высокая степень социальной и правовой культуры граждан. Это помогает достигать уровня социального партнерства в отношениях между государством и обществом.

    Зрелые социальные государства дают гарантию для своих граждан на достойный уровень жизни, особенно в области материального благополучия, обеспечения жильем, здравоохранения, доступной культуры и образования.

    Было бы ошибкой трактовать социальное государство в качестве благотворителя, который поддерживает лишь малоимущие слои населения. Подобное государство формирует новый тип социальных связей в обществе. Они имеют в основе принципы социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия. Такое государство не ставит цель достижения общего равенства и процветания, не должно порождать иждивенчество. Социальные государства гарантируют стабильное социально-экономическое положение, правовую и социально-политическую безопасность. В свою очередь, они ждут от граждан инициативы в разных областях жизни общества, готовности поддержать гражданское согласие и мир.

    В число основных задач социального государства включены:

    1. защищать всех граждан от нужды и бедности, гарантировать минимальное достойное существование;
    2. обеспечить большее равенство с помощью исключения различия в уровне благосостояния;
    3. обеспечить большую защиту перед лицом различных рисков, осуществлять адресную социальную помощь не только бедным, но и людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию;
    4. обеспечить рост и расширение благосостояния в обществе.

    Эти задачи реализуются с помощью использования нескольких стратегий: правовое вмешательство с целью улучшения юридического статуса, экономическое вмешательство с целью роста доходов человека, экономическое вмешательство с целью улучшения условий окружения, педагогическое вмешательство для совершенствования жизни личности на основе информационных и образовательных мероприятий.

    Западные политологи выделяют 3 базовых типа социального государства: консервативный, либеральный, социал-демократический. Это производится в соответствии со степенью выраженности и масштабами следующих индикаторов:

    1. защита от стихийного рынка, низкого уровня дохода граждан;
    2. социальные права и поддержка самых бедных слоев общества;
    3. удельный вес частных ассигнований, предназначенных для страхования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования, в сравнении с бюджетными выплатами;
    4. индивидуальное и коллективное финансирование социальных программ;
    5. дифференцированная система социального обеспечения, разделенная на профессиональные группы и группы социального риска;
    6. емкость фондов социального страхования;
    7. гарантия и обеспечение полной занятости.

    Отметим, что при необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей происходит деформация всей структуры прав и свобод человека. Снижается политическая активность, растет политическая апатия и неверие в государство, индивиду не всегда доступны правовые гарантии свобод и прав и т.д. По этой причине важно помнить, что социальные государства являются гарантами не только экономических, социальных и культурных, но и политических и гражданских прав.

    Если рассматривать становление социального правового государства, то оно представляет собой долгий и сложный процесс. В нашей стране он еще далек от своего логического завершения. В современной России право действует в большей мере формально, оно не наделено свойством всеобщности, а скорее работает избирательно в соответствии с обстоятельствами. Данный феномен называется «селективная юстиция»: к кому-либо предъявляются все существующие и даже не существующие требования, а кто-то может освобождаться от всякой ответственности. Не следует забывать основное предназначение права, которое состоит в формировании устойчивых правил игры, обеспечивающих предсказуемость протекания любого социального процесса. И если в положениях Конституции РФ отмечено, что наша страна является демократическим, правовым и социальным государством (ст. 1 и 7), то практические шаги по реализации данного положения еще только необходимо совершить.

    Сборник тестовых вопросов по теме Основы социального государства

    Правильный вариант ответа отмечен знаком +

    1. Кто первым ввел в науку понятие социального государства?

    вопрос теста Кто первым ввел в науку понятие социального государства

    2. Что из перечисленного не может служить признаком социального государства?

    + отсутствие единой системы выплат из бюджета;

    - доступность соцподдержки для каждого члена общества;

    - наличие системы госструктур социальной защиты населения.

    3. Что представляет собой социальное государство?

    + это такая организация регулирования общественных отношений государством, которая позволяет распределять материальные блага на основе идеи социальной справедливости с целью обеспечения населению должного уровня жизни, минимальных возможностей для реализации, разрешения социальных противоречий и помощи нуждающимся гражданам;

    - это система управления, при которой вся работа государственных структур, органов и должностных лиц строится на строгом выполнении требований закона и подчинении главным принципам права в целях защиты прав, свобод и достоинства человека;

    - это государство, в котором регулирование общественных отношений строится на методе коллективного принятия решений с одинаковыми возможностями каждого из участников влиять на конечный результат или отдельные стадии этого процесса.

    4. Какой из количественных показателей не используют для определения эффективности социального государства?

    + изменение цен на нефть;

    5. В каком проявлении социальное государство представляет собой идею и ее развитие в целой совокупности концепций?

    6. Что из нижеперечисленного не может служить условием существования социального государства?

    + тиранический политический режим;

    - мощный экономический потенциал;

    - социальная направленность государственной политики.

    7. К какой группе прав человека относится его право на свободный труд?

    + К социальным правам;

    - К культурным правам;

    - К политическим правам.

    8. Какие из указанных принципов применимы к социальному партнерству согласно Трудовому кодексу РФ?

    + Оба ответа правильные;

    - Добровольный характер обязательств, которые принимают на себя стороны;

    - Заинтересованность сторон участвовать в договорных отношениях.

    9. Целью социального страхования является:

    + минимизация ущерба и компенсация потери доходов гражданина, которая возникает в случае изменения его материального или социального положения;

    - пополнение бюджета за счет регулярных социальных взносов;

    - компенсация государственным органам и учреждениям убытков, которые возникают при нехватке в их штате сотрудников.

    тест 10. Какой из принципов охраны здоровья заключается в обеспечении гражданину доступа к медицинской помощи в случае утраты здоровья?

    + Принцип социальной защищенности;

    - Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья;

    - Соблюдение прав и свобод человека в сфере охраны здоровья.

    11. Бесплатность получения высшего профессионального образования в России гарантируется:

    + на конкурсной основе;

    - в обязательном порядке;

    - в порядке очереди.

    12. Получение какого образования в России является обязательным?

    Структура уровней образования

    13. В чем состоит такой принцип социального государства как экономическая свобода человека?

    + В возможности самостоятельно выбрать форму трудовой деятельности, которая наиболее будет подходить его интересам, навыкам, знаниям и т.д.;

    - В праве каждого человека участвовать в принятии и реализации решений, влияющих на условия его труда, оплаты и направления развития организации, в которой он работает;

    - В доверии со стороны государства и общества эффективности рыночных отношений.

    14. Какая из указанных функций государства является специфической в рамках общей социальной функции?

    + Поощрение благотворительной деятельности;

    15. Правовой основой социального государства является:

    + комплекс нормативно-правовых актов внутреннего и внешнего действия, которые провозглашают и гарантируют социально-экономические права личности;

    - совокупность нормативов, которые устанавливает государство в целях обеспечения провозглашенных социальных прав граждан и порядка их реализации;

    - совокупность взглядов и концепций на правовые проблемы выработки и реализации социальной политики государства.

    16. Основа идеи социального государства - это:

    - доступность социальных услуг всем категориям граждан.

    17. Комплекс механизмов согласования интересов разных участников процесса производства на условиях равного сотрудничества называется:

    18. В чем заключается социальная ответственность государственных и муниципальных органов власти?

    + Оба ответа правильные;

    - В осуществлении контроля над расходованием бюджетных денег, направляемых на социальные нужды;

    - В обеспечение эффективности отраслей социальной инфраструктуры.

    19. Участие организаций в программах переквалификации кадров – это проявление:

    + социальной ответственности бизнеса;

    - государственной социальной политики;

    - реализации социального страхования.

    тест-20. Занятость, при которой факт трудовых отношений между работодателем и работником скрывается от официальных властей с целью избежать воздействия того или иного закона – это занятость:

    21. Иждивение – это:

    + полное содержание либо помощь, которая служит основным источником средств существования;

    - совместное проживание лица с родственником, чей уровень дохода выше его собственного;

    - право лица требовать уплаты алиментов в случаях, прямо перечисленных в законе.

    22. Социально-экономическая категория, которая охватывает уровень потребления материальных благ, здоровья, условий окружающей среды, удовлетворение духовных и образовательных потребностей и т.п., называется:

    23. Люмпен – это:

    + лицо без социальных корней, какой-либо собственности, моральных установок, которое живет случайными заработками;

    - гражданин, у которого сложилась тяжелая материальная ситуация и который нуждается в оказании социальной поддержки;

    - лицо, имеющее какое-либо нарушение здоровье с невозможностью самообслуживания.

    24. Каково минимальное количество детей в многодетной семье?

    вопрос теста Каково минимальное количество детей в многодетной семье

    25. Удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся категорий граждан на основе проверки такой нуждаемости – это реализация принципа … социальной помощи:

    26. Основной показатель определения стоимости потребительской корзины – это:

    - минимальный размер оплаты труда;

    - минимальные стандарты оказания социальной помощи населению.

    27. Социальной сферой признается:

    + сфера производства и воспроизводства человека как биологического, социального и духовного существа;

    - активное приспособление лица к условиям социальной среды;

    - послойная структура общества, которая свидетельствует о его социальном неравенстве.

    28. Что из перечисленного является социально-педагогической услугой?

    + Содействие в семейном воспитании детей;

    - Содействие в своевременном получении медицинской помощи;

    - Содействие в улучшении психологического здоровья.

    29. Положение лица в социальной системе, которое обусловливает его принадлежность к определенной социальной группе, называется:

    тест_30. Получатель социальных услуг в связи с нахождением его в трудной жизненной ситуации называется:

    Социальное государство (государство социальной демократии) – это современная политико-правовая теория, где слово «социальная» несет большую смысловую нагрузку: оно связано с социальной жизнью людей, подчеркивает, что государство берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, осуществляет функцию регулирования экономики с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека.

    Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:

    = на научном - как идею и ее развитие в различных концепций,

    = на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства,

    = на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

    Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—1890) под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются:

    - в восстановлении равенства и свободы,

    - в осуществлении экономического и общественного прогресса всех граждан.

    В 1929 году понятие «социального государства» подхватил немецкий государствовед X. Хеллер, после чего оно распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма.

    После второй мировой войны концепция социального государства получила закрепление в конституциях ряда стран Западной Европы (ФРГ, Испания и др.). Ст.1 Конституции Испании 1978 г. указывает, что Испания – социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Ст.20 Конституции ФРГ 1949 г. гласит о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой.

    В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель — при помощи социальной политики и права, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

    Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия» («максимального» государства), или, говоря иначе, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав.

    Ученые (Г.А. Риттер, Роулз и др.) выделяют три модели современного социального государства:

    1. «Позитивное государство» (США), в котором имеется наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение, ориентированное на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);

    2. Собственно социальное государство (Великобритания), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства как средство обеспечения полной занятости); См. научные концепции о современных государствах в главе 4 «Государственная власть и государство».

    3. «Государство благосостояния» (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства как средство обеспечения «равенства, кооперации и солидарности»).

    Эти модели имеют тенденцию перехода от одной к другой. Они нигде полностью не были реализованы, что свидетельствует об изменчивости социальной политики государств в ходе развития.

    Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства (свойства социального государства) находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).

    Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение — наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений.

    Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространяться в границах соблюдения основных прав человека. И, наоборот, социальное государство будет в противоречии с правовым государством всегда, когда «человеческое благосостояние», «социальная безопасность», «социальная справедливость» станут считаться более высокими ценностями. Развитие государства как социального должно базироваться на таком, фундаменте как «правовое государство».

    Продолжением и развитием теории постиндустриального и информационного общества является также концепция социального государства. Сам термин «социальное государство» вошел в политическую и правовую литературу после того, как в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено понятие «sozialer Rechtsstaah», которое переводится как «социальное правовое государство». В трактовке немецких ученых и законодателей этой Конституции данный термин означает обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп. Постепенно указанный принцип был развит до Концепции социального государства.

    Таким образом, прилагательное «социальное» в понятии «социальное государство» служит не для обозначения того факта, что всякое государство есть социальный институт, а для определения новой сущности государства на постиндустриальной стадии развития производства, для характеристики содержания его политики в сфере распределения материальных благ, поддрежки социально слабых групп, в утверждении в обществе социальной справедливости.

    Возможно, термин «социальное государство» и не совсем удачен, но в данном специфическом смысле он уже стал составным элементом современной политической мысли.

    Наряду с термином «социальное государство» в политической теории употребляется понятие «государство всеобщего благоденствия».Оба понятия используются для обозначения одного и того же явления – государства современного демократического типа в условиях постиндустриального (информационного) общества. Автором концепции такого государства считается американский экономист Джон Гэлбрейт. Однако у ее истоков находятся взгляды английского экономиста Джона Кейнса, который обосновывал необходимость активного государственного вмешательства в экономику с целью обеспечения занятости граждан, предотвращения экономических кризисов, повышения жизненного уровня населения путем справедливого перераспределения доходов между различными социальными слоями.

    Надо заметить, что процесс утверждения в политической мысли идеи социального государства и практического перехода правительств западных стран к социально ориентированной политике был достаточно сложен.

    После падения феодализма и установления политической власти среднего сословия – буржуазии – в основу политики практически всех правительств были положены принципы классического либерализма. Согласно последним, государственное вмешательство в экономическую деятельность граждан допускается лишь постольку, поскольку оно не противоречит принципу индивидуальной свободы. В результате во всех западных странах возобладала либерально-рыночная система хозяйствования или классический капитализм.

    В более широком смысле это означает утверждение либерально-демократической модели общественного устройства, в котором государство выполняет функцию гаранта свободы индивида.

    Либерально-демократическое общество действительно оказалось весьма благоприятным для проявления инициативы и социального преуспевания наиболее активных и предприимчивых граждан. Однако почти тот час же оно обнаружило и свои весьма существенные недостатки. Оказалось, что устранение государства из сферы производства, свободные рыночные отношения ведут к экономическим кризисам и главное – к беззащитности перед лицом рыночной конкуренции социально слабых слоев населения. Обострение классовой борьбы, революционные процессы в ряде стран, распространение социалистических идей в первой половине XX века – вынудили правящие круги западных стран отказаться от либерально-демократической общественной модели в пользу социально-демократической, в которой государство выполняет функцию регулятора экономических и социальных отношений.

    Идея социального государства явилось конструктивным ответом на критику несовершенства государства либерального типа, в котором равенство всех граждан перед законом ограничивалось лишь формальным их провозглашением. Опыт функционирования либерально-демократических обществ показал, что если человек не может сполна воспользоваться имеющимися у него правами, то они становятся не более, чем пустыми посулами.

    Государство, которое провозглашает, берется и способно осуществлять политику, направленную на реальное обеспечение всего комплекса прав граждан, и, прежде всего, социальных, получило название социального государства.

    Социальное государство должно обеспечить следующие задачи и принципы организации жизнедеятельности общества:

    – конституционные гарантии гражданских, политических, экономических и социальных прав личности;

    – многоукладность экономики, включающей частную, коллективную и государственную формы собственности;

    – сочетание плановых и рыночных механизмов регулирования общественного производства;

    – доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения;

    – создание условий для всеобщей занятости населения;

    – государственная поддержка малоимущих категорий населения;

    – организация эффективной борьбы с преступностью, наркобизнесом и другими антиобщественными явлениями;

    – разработка и осуществление государственных программ, направленных на решение других насущных социальных проблем.

    Концепция социального государства, или государства всеобщего благоденствия (а в будущем, по мнению авторов этой концепции, и целого мира благоденствия), на Западе имеет серьезных оппонентов. Концепцию социального государства они рассматривают в качестве такой же политической и идеологической «риторики», как и различные доктрины уравнительного социализма.

    С их точки зрения, нет объективных критериев социальной справедливости, и поэтому бессмысленным является и само понятие «социальная справедливость».

    Наиболее последовательно с этих позиций оценивал концепцию социального государства такой сторонник свободной рыночной экономики, как Фридрих фон Хайек. По его мнению, принцип социального государства означает «ни много, ни мало – необходимость приостановить правление права» (Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. – М., 1992. – С. 201).

    Очевидно, что данный тезис Хайека имеет под собой определенные основания. Между правовым и социальным принципами в деятельности государства действительно существует как единство, так и противоречие. Их единство состоит в том, что оба они направлены на обеспечение блага людей: первый – индивидуальной свободы и основных прав личности путем ограничения государственного вмешательства в частную жизнь граждан, второй – достойных условий существования каждого индивида с помощью перераспределительной функции государства.

    Противоречие же между ними состоит в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, а социальное государство, напротив, непосредственно занимается этим делом, хотя и стремится при этом не подрывать конкурентные, рыночные начала хозяйственной деятельности и не порождать массовое социальное иждивенчество (точка зрения В.А. Мельника – вице-президента Белорусской ассоциации политических наук).

    Однако, как считают другие видные ученые Запада, возврат к свободным рыночным отношениям в постиндустриальном обществе уже невозможен и политически нецелесообразен. Так, по мнению одного из крупнейших немецкий социальных философов Карла Ясперса (1883-1969), развитие техники, возникновение крупных предприятий вызывает необходимость справедливого регулирования жизненного уровня различных категорий граждан. «Все люди, – писал он, – требуют справедливости и теперь при пробудившемся сознании способны понять, выразить и защитить свои притязания. Это требование справедливости направлено как на условия труда, так и на распределение полученных в результате трудовой деятельности продуктов» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 185).

    Указанная точка зрения ныне является преобладающей как в научных, так и в политических кругах западных стран. Ни сам замысел социального государства (реальные гражданские права для всех), ни его метод (перераспределение доходов) не рассматриваются как ошибочные. Речь идет не об упразднении, а о совершенствовании правовых, финансово-экономических и организационных механизмов.

    В сущности, в этой концепции синтезируются лучшие черты как классическо-либеральной (высокий экономический динамизм), так и государственно-социалистической (надежная социальная защищенность граждан) моделей общественного устройства.

    И не случайно поэтому сегодня практически во всех странах мира целью общественного развития провозглашается социально-демократическое общество.

    Понятие «социальное государство»впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890). Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве». В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их основных законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени являются социальными государствами.

    Что представляет собой социальное государство как научная категория, какова его сущность как общественного явления? По мнению Х. Байера, «современное социальное государство - это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, притом, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме».

    Более сложные научные схемы выстраивают испанские специалисты по теории социального государства. Так, например, М. А. Гарсия Эррера рассматривает его в контексте отношений между экономикой и политикой, политической властью и рынком, когда капиталистическое развитие экономики сочетается с внедрением публичной власти в рынок и распределение богатств. При этом фундаментом, лежащим в основании социального государства, является пакт между политическими классовыми организациями с противоречивыми интересами, после заключения которого согласовываются основные документы, радикальным образом затрагивающие форму государства, экономическую структуру и условия жизни граждан. Само социальное государство, базирующееся на социальных преобразованиях и достижении материального равенства, существует только лишь пока материализуются характеризующие его социальные идеи.

    Основные принципы социального государства таковы:

    1) Для социального государства ключевой является идея социального гражданства и, соответственно, социальных прав. Социальным правам придается тот же правовой статус, что и правам собственности они предоставляются на основе гражданства, а не в зависимости от качества и результатов деятельности.

    2) Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.

    3) В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

    4) Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

    5) В конституции принцип социального государства проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.

    За послевоенные годы в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. Среди них можно выделить три основных модели: либеральную, корпоративную и общественную.

    В основе либеральной модели социального государства лежит индивидуальный принцип, который предполагает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование. Поэтому здесь действует принцип эквивалентности, возмездности, а не солидарности. При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов.

    Вторая модель социального государства - корпоративная. В ее основе лежит корпоративный принцип, который предполагает, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация (предприятие, учреждение). Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования. В данном случае и государство, и негосударственные организации, и личность также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Финансовой основой данной модели социального государства являются в первую очередь страховые взносы корпораций. При корпоративной модели большую роль в осуществлении социальной политики играют организации-работодатели, для которых последняя в свою очередь является существенным элементом системы управления трудовыми ресурсами.

    И последняя модель социального государства - общественная, в основе которой лежит принцип солидарности. Он означает ответственность всего общества за судьбу своих членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно в данном случае берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме.

    Таким образом, степень социальности государства не всегда зависит от непосредственных размеров финансового участия государства в реализации социальной политики. В значительно большей степени факторами, определяющими степень социальности государства являются первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства, присутствие сильных демократических политических институтов, наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и их экономическая эффективность.

    Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: