Платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам это

Обновлено: 25.04.2024

Из России уходят зарубежные компании, а это значит, что закрываются производства, сокращаются рабочие места. «Единая Россия» внесла на рассмотрение в нижнюю палату Парламента РФ законопроект о национализации.

Что это значит, каковы плюсы и минусы процедуры, расскажем в статье. Сначала разберемся с термином.

Понятие национализации

Что такое национализация? Если кратко, то это переход частной собственности в статус государственной. Может проводиться как с выплатой компенсаций, так и без них.

Гражданский кодекс России определяет этот термин как обращение имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам, в государственное.

Некоторые особенности:

  • Национализация – это переход в государственную собственность с компенсацией бывшему владельцу, а экспроприация – переход без выплаты средств владельцам. Но традиция использования слова «национализация» (далее – Н.) означает любой переход к государству, то есть включает в себя и экспроприацию.
  • Чаще подобные меры инициируют правительства развивающихся стран, чтобы обеспечить приток капитала в бюджет.
  • Не стоит путать национализация с государственно-частным партнерством. ГЧП – это когда государство и бизнес объединяются для реализации какого-либо масштабного и социально-значимого проекта. В рамках объединения стороны распределяют затраты, задачи и риски – все для того, чтобы будущий проект оказался максимально жизнеспособным и экономически эффективным.

Национализация в истории

Первый в истории масштабный опыт Н. – советский. Она объединила ряд этапов, законодательно отраженных в Декрете о земле (позднее конкретизированном «Положением о социалистическом землеустройстве…» от 14.02.1919 г.), декрете ВЦИК «О национализации банков» от 14 декабря 1917 года. Государству перешел морской и речной торговый флот, железные дороги и железнодорожный транспорт, была установлена государственная монополия на внешнюю и внутреннюю торговлю.

С 28 июня 1918 года Н. стала массовой: к осени 1918 года под контроль государства перешло свыше 9,5 тысяч предприятий, весной 1919 крупные промышленные предприятия были почти полностью переведены из частной собственности. Летом 1919 года массовая Н. коснулась средних и малых предприятий. В итоге общее число национализированных предприятий превысило 37 тысяч.

Советский Союз – не единственная страна, применившая Н. В Канаде крупная североамериканская энергетическая компания Kinder Morgan попыталась расширить нефтепровод, который шел от внутренних районов Канады к побережью. Расширение трубопровода было предназначено для увеличения экспорта нефти в страны Азии, где ожидался рост потребления. Но потенциальное воздействие строительства трубопровода на окружающую среду вызвало множество задержек в регулировании и вызвало протесты по всей Канаде.

Компания столкнулась с препятствиями и задержками на региональном уровне. Правительство Канады купило трубопровод, фактически национализировав его, чтобы ускорить и обеспечить его строительство. Ожидалось, что строительство трубопровода принесет пользу канадской экономике в долгосрочной перспективе и, следовательно, представляло интерес для правительства. Проект весьма спорный, но является хорошим примером своего рода Н.

Правительство США в 1984 году национализировало Continental Illinois Bank and Trust, признанный банкротом, и через 10 лет продало его Bank of America.

А вот пример обратного процесса. Россия в 1990-х годах пережила приватизацию — это когда государственные и муниципальные предприятия переходят в руки частных собственников.

Многие предприятия после национализации раннего советского периода успешно продолжают работу, одно из них – Уралтрансмаш, выпускающий, в том числе трамваи

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями – вы сможете подобрать подходящий для себя вариант. Высокая ставка до 9% годовых убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

Цели национализации

Политические – когда отношения между двумя странами ухудшаются, правительства обеих стран может принять решение о Н. предприятий, принадлежащих другой стране, чтобы обоюдно сократить национальный доход.

Предотвращение иностранного господства в экономике – наблюдается, когда правительство одной страны проводит Н. компаний другой страны на своей территории, чтобы сократить зависимость от иностранного капитала и минимизировать вероятность воздействия на экономику извне.

Потребность в большом капитале – компания хочет привлечь капитал для развития и может предложить государству национализировать бизнес или его часть, вложив в него необходимые средства.

Как происходит национализация

Разные страны проводят процесс Н. по-разному. Так, в России большевики единого акта о Н. не принимали, и она была юридически выражена в нескольких декретах, принятых с конца 1917 и в течение 1918 года, посвященных разным видам имущества (земле, недвижимости в городах, имуществу в банковской сфере, промышленному имуществу).

В чем выгода

Н. бывает целесообразной, особенно при растущих рисках безработицы или оттока иностранного капитала.

  • Обеспечивает стабильную поставку основных услуг.

Когда основные услуги, такие как водоснабжение, принадлежат частным лицам, это может создавать риски для граждан. Н. в таких случаях обеспечивает эффективность поставок.

  • Защищает стратегически важные отрасли .

Н. стратегически важного бизнеса связана с тем, что может быть опасно допускать, чтобы он находился в руках частного лица или иностранного инвестора.

  • Обеспечивает интересы всего общества .

Исходя из того, что целью правительства является обеспечение интересов общества, Н. предприятий, как правило, приносит больше пользы обществу в целом, чем когда эти предприятия принадлежали частным лицам, а еще обеспечивает удовлетворение общественных интересов и корректирует дисбаланс в средствах производства.

Одно из основных преимуществ Н. в том, что приобретение частных и иностранных компаний может приводить к значительному сокращению частной монополии.

Когда бизнес национализируется, может быть мобилизован крупный капитал для обеспечения крупномасштабных инвестиций.

За что критикуют

  • Низкая производительность и неэффективность национализированных предприятий .

Государственные предприятия нередко управляются неэффективно, что снижает их выручку.

Когда правительство берет на себя управление частным бизнесом, частная инициатива уменьшается, что также связано с отсутствием конкуренции.

В компаниях, принадлежащих и управляемых государством, нередко высок уровень коррупции.

Менеджмент, ориентированный на политику, а не экономику, может привести к нерациональному распределению ресурсов.

Например, государство контролирует весь нефтяной сектор, и частный сектор не может выйти на рынок, внедрить инновации. Это может привести к росту цен, снижению конкурентоспособности на этом участке по сравнению с зарубежными производителями.

Правительство США в 1984 г. национализировало Continental Illinois Bank and Trust, на фото его главный офис в Чикаго

Последствия и итоги национализации

В краткосрочной перспективе Н. может обеспечить приток доходов в государственный бюджет, но способна также сделать отрасль неконкурентоспособной и неустойчивой в долгосрочной перспективе. Зарубежные компании, начиная бизнес в другой стране, знают об этих рисках, о вероятности потери инвестиций и бизнеса в случае политической напряженности.

Основной результат Н. – государственные институты начинают получать доход от предприятия. Они же несут ответственность по обязательствам компании. Национализированные предприятия обычно не берут займы на внутреннем рынке кроме краткосрочных. Если они приносят прибыль, средства часто используются для финансирования других государственных расходов, таких как социальные программы или исследования, внедрение результатов которых способствует развитию государства.

Деньги, спрятанные под подушкой, обесцениваются. Сберегите средства от инфляции и заставьте накопления работать на вас. Откройте вклад в Совкомбанке со ставкой до 9% годовых. Гибкие условия сыграют вам на руку:

  • вы можете открыть вклад дистанционно;
  • управлять им не выходя из дома;
  • увеличить ставку, пользуясь картой «Халва».

Дополнительную сохранность средств обеспечивает государственная Система страхования вкладов.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Мы уже не раз обращались к теме возникновения и развития рыночных институтов в период трансформации. Значение этой проблемы состоит в том, что рыночное поведение экономических агентов может опираться только на рыночные институты. Ведь в любой экономической системе по­ведение хозяйствующих субъектов задается «правилами игры».

Например, в социалистический период предприятия искусственно нара­щивали материалоемкость выпускаемой продукции не по злой воле руко­водителей, а потому, что к этому их направляла система действовавших тогда хозяйственно-правовых условий и экономических стимулов (выпол­нение плана зависело от объема готовой продукции в стоимостном выра­жении; чем больше сырья и материалов на единицу продукции, тем выше ее цена и тем проще выполнить план).

Поскольку именно «правила игры» определяют поведение экономичес­ких субъектов, можно утверждать, что институциональная трансформация первична по отношению к другим направлениям постсоциалистических реформ, например, структурным.

Институциональная трансформация в переходный период - это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения и рыночных организаций и замена ими старых правил и организаций, присущих административно-команд­ной системе.

Поясним, что между учеными-теоретиками идет дискуссия о том, что же такое институты. Многие ученые, например, лауреат Нобелевской пре­мии Дуглас Норт, считают, что институты - это формальные и неформаль­ные правила экономической деятельности. Для того, чтобы максимизиро­вать прибыль в рамках тех возможностей, которые предоставляют эти пра­вила, индивиды создают организации (например, фирмы, банки и т.д.). Де­ятельность организаций в рамках экономических институтов можно срав­нить с игрой футбольных команд в рамках правил проведения футбольных матчей. Однако в нестрогом смысле к институтам относят не только пра­вила, но и сами организации. Поэтому об институциональной трансформа­ции переходного периода принято говорить не только применительно к из­менению законов, регулирующих экономическую деятельность, но и при­менительно к изменениям в структуре и содержании экономических орга­низаций: приватизации, реструктуризации предприятий (погашению задол­женности, разукрупнению, изменению состава собственников и т. д.), раз­витию малого бизнеса и др.

Современный институционализм исследовал механизмы эволюции ин­ститутов, показав, что развитие институтов представляет непрерывную ли-

Проблемы перехода к рыночной экономике707

нию, или перетекание одного института в другой. Это обусловливает силь­ную зависимость институциональной системы от предшествующего исто­рического пути. Но институты постоянно меняются под влиянием внутрен­них причин и заимствований. Поэтому исторические траектории разных стран никогда не сливаются в одну линию, но могут довольно близко сбли­жаться друг с другом.

Применительно к России это означает, что практика трансформации не должна игнорировать фундаментальную черту российского исторического пути - огромную роль государства. Пренебрежение этим обстоятельством и стремление одномоментно освободить экономику от государственного вмешательства обернулось неудачей ранних либеральных преобразований и не позволило реформам продвинуться так далеко, как на это рассчитыва­ли их инициаторы.

Важно, чтобы институты образовывали цельную и связанную систе­му. Изолированные рыночные институты не всегда работают по законам рынка. Даже в рамках командно-административной системы иногда до­пускалось существование институтов рыночного характера. Например, в Польше при социализме преобладала частная собственность на землю. Однако аграрные отношения строились все-таки по законам командно-ад­министративной системы, потому что именно эта система задавала «пра­вила игры».

В отличие от западных стран с многовековой историей институциональ­ной эволюции, институциональная среда постсоциалистических стран отличается наличием множества «пустот», т. е. отсутствием многих не­обходимых рыночных институтов. Примером может служить отсутствие купли-продажи земли, что не позволяет использовать землю в качестве залога и сильно сужает возможности предоставления кредитов сельскому хозяйству.

Каким же образом возникают рыночные институты?

Выше мы показали, что самоорганизации институтов через либерализа­цию недостаточно для развития полноценного рынка. Государство также играет огромную роль в институциональной трансформации. Безусловно, что часть институциональной системы, а именно, система законов, созда­ется только государством (при этом государственные органы могут как ини­циировать принятие правовых норм, так и санкционировать в виде законов те нормы, которые уже сложились в хозяйственной практике). Но главная функция государства в процессе институциональной трансформации состо­ит в том, чтобы контролировать соблюдение «правил игры». Без этого ин­ституциональная система разрушается, а вакуум государственной власти заполняется криминальными структурами.

708 Глава 30

§ 5. Обзор реформ 1992-1998 гг. и предпосылки завершения переходного периода


  • институциональные, выражающиеся в возникновеним и укреплении рыночных институтов экономической деятельности;

  • вещественно-структурные, нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по сравнению с началом 90-х гг., резком со­кращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП.

Такое сочетание не противоречит идее о том, что институциональная трансформация предопределяет вещественно-структурные перемены в эко­номике. Очевидно, что эффект в виде роста экономики проявляется не сра­зу после того, как сложилась новая система институтов. После возникно­вения основ рыночной институциональной системы в нашей стране в сере­дине 90-х гг. в экономике в 1997 г. действительно появились признаки рос­та. Однако эти тенденции не получили развития из-за неблагоприятной внешнеэкономической ситуации и несостоятельной финансовой политики государства.

Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватиза­ция. Приватизация - это платная или бесплатная передача государ­ственного имущества частным владельцам.

Как процесс изменения отношений собственности, приватизация приве­ла к изменению самой природы российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономи­ку, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.

Независимость участников рынка от государства - очень важный при­знак рыночной экономики. О том, насколько ярко проявляется этот признак в России, можно судить по огромному влиянию крупных компаний и бан­ков на положение дел в экономике, с которым вынуждено считаться и госу­дарство.

Значение приватизации состоит еще и в том, что она позволяет при­влечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник- это физическое или юриди­ческое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на пред­приятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции. Наконец, приватизация преследует и

Проблемы перехода крыночной экономике

фискальные цели, т. е. пополнение бюджета за счет продажи государствен­ной собственности.

Приватизация началась в 1993 г. До середины 1994 г. она осуществля­лась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплат­но раздаваемые всем гражданам. Можно ли было выбрать другую схему приватизации, например, продажу госсобственности? Нет, потому что на­селение не располагало денежными средствами для покупки предприятий. Платная приватизация растянулась бы на долгие годы. Между тем в усло­виях острой политической борьбы первой половины 90-х гг. было очень важно быстро изменить структуру собственности, чтобы не допустить воз­врата к старой экономической системе.

Приватизация большинства предприятий проходила по одной из трех моделей. Первая модель предусматривала передачу работникам (трудовому коллективу) 25% привилегированных акций, льготную продажу работникам 10% обыкновенных акций и возможность приобретения менеджерами еще 5% обыкновенных акций. По второй модели работники имели право при­обрести 51% акций. Согласно третьей модели, группа менеджеров по­лучала 30% акций предприятия после выполнения определенных обяза­тельств перед государственными органами приватизации по инвестирова­нию в предприятие, избавлению его от безнадежной задолженности и т. п. На 70-75 % предприятий трудовые коллективы выбрали вторую модель, которую еще называют «инсайдерской». Инсайдеры - члены трудового коллектива или администрации предприятия, реализующие права соб­ственности во время приватизации и после нее. (В отношении «внешних собственников», т. е. покупателей «со стороны», применяется термин «аут­сайдеры»). Таким образом, формальными собственниками большинства приватизированных предприятий стали его работники, включая админист­рацию.

В результате ваучерной приватизации к середине 1994 г. примерно 60% бывших государственных предприятий перешли в собственность трудовых коллективов, новосозданных акционерных обществ, инвестиционных фон­дов, других негосударственных организаций, а также граждан.

Никто из серьезных экспертов не рассчитывал на то, что ваучерная при­ватизация приведет к формированию полноценной частной собственности. Важно, однако, что произошло формальное отделение большей части про­изводственного имущества от государства. Это дало толчок дальнейшим преобразованиям в сфере отношений собственности, в том числе возник­новению эффективных собственников. Акции, распыленные среди работни­ков и других мелких собственников, постепенно сосредоточиваются в ру­ках руководителей предприятий (в этом - источник обогащения большин­ства из так называемых «новых русских») или других собственников. Этот

процесс протекает очень медленно, и возможно, пройдет через несколь­ко «волн» перераспределения акций. Но в конце концов, если не будет препятствий со стороны бюрократии, он должен привести к более эф­фективной работе приватизированных предприятий. Ведь как хорошо известно из теории прав собственности, свободное рыночное перерас­пределение прав собственности приводит к тому, что они сосредоточива­ются в руках того владельца, кто способен извлечь из своего богатства наи­большую прибыль.

В процессе приватизации благодаря обращению акций и других ценных бумаг стал формироваться фондовый рынок - один из важнейших элемен­тов рыночной системы.

К числу серьезных недостатков российской схемы приватизации отно­сится отсутствие притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов - в госбюджет. Высокие темпы приватизации и несовершенство ее правовой базы обусловили запутанность и противоречивость отношений собственности на предприятиях - сосуществование нескольких владельцев крупных пакетов акций, каждый из которых имеет собственные интересы. В результате оказалось парализовано корпоративное управление - сово­купность механизмов и процедур реализации акционерами своих прав собственности.

В 1995 г. правительство объявило о начале «денежного» этапа прива­тизации, предусматривающего продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Программа «денежной» приватизации реализо­валась с большим трудом в связи с явным недостатком желающих купить государственную собственность. Поэтому в 1995-1996 гг. приватизация осуществлялась главным образом в форме залоговых аукционов. Их суть состоит в том, что банки давали кредит правительству под залог государ­ственной собственности. Банки получили государственное имущество в так называемое «доверительное управление», а в дальнейшем, как правило, превратились в собственников этого имущества.

Укрепление финансовых возможностей негосударственного сектора по­зволило правительству в 1997 г. отказаться от залоговых аукционов и пе­рейти непосредственно к продаже предприятий. При этом в целях увеличе­ния поступлений от приватизации и борьбы с коррупцией правительство попыталось обеспечить подлинную конкурсность продаж, но добилось в этом только частичного успеха. Тем не менее, доходы бюджета существен­но увеличились благодаря высокой стоимости и инвестиционной привле­кательности объектов, выставляемых на торги.

Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственно­сти. Если раньше все материальные богатства страны, за небольшим ис­ключением, принадлежали государству, то теперь основной стала частная

Проблемы перехода к рыночной экономике

собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципаль­ная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельс­ким поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие.

В 1997 г. предприятия распределялись по формам собственности следу­ющим образом: государственные - 9%, муниципальные - 7%, в собствен­ности общественных организаций - 5%, в смешанной и иностранной соб­ственности - 10%, частные - 68%. Хотя частная собственность в России еще очень молода и зачастую недостаточно четко отделена от государствен­ной, такая высокая доля частных предприятий свидетельствует о необра­тимых изменениях в структуре собственности в нашей стране.

Вплоть до середины 1998 г. другим бесспорным успехом реформ счита­лась финансовая стабилизация. Это нашло выражение прежде всего в пре­одолении гиперинфляции 1992-1993 гг. и снижении индекса потребительс­ких цен до 11% в 1997 г. Обуздание инфляции сопровождалось стабилиза­цией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита давало надежду на то, что промышленные предприя­тия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.

Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денеж­ной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. Иными словами, правительству зак­рыт доступ к «печатному станку». Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении. Только в первой половине 1997 г., когда рост цен сни­зился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая выпуск денег в об­ращение, что сыграло заметную роль в оживлении производства.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998 г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплес­ку инфляции на 30% в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-фи­нансовой системы.

Самый неблагоприятный ход реформ - в сфере реального производства. Как уже говорилось, по сравнению с началом 90-х гг. объем производства сократился более чем в два раза. Но при этом необходимо отметить быст-

рый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.

За годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше - отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей про­мышленности называют «утяжелением» экономической структуры.

Темпы падения капиталовложений и обновления фондов превышают темпы сокращения промышленного производства. Инвестиции в 1997 г. упали примерно до уровня 10-15 % по сравнению с показателями начала 90-х гг. Это делает преодоление кризиса особенно трудным, потому что увеличение выпуска продукции требует капиталовложений для модерниза­ции производственных фондов. Переходу к экономическому росту обычно предшествует расширение инвестиций, причем временной интервал между всплеском инвестиций и началом роста составляет как минимум год. Это время необходимо для того, чтобы финансовые инвестиции трансформиро­вались в прирост реальных производственных мощностей - станков, обо­рудования и т. д.

Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом постсоциалисти­ческого реформирования в России и требует реализации более продуман­ной и взвешенной стратегии преобразований.

Необходимо укрепить нормативно-регулирующие функции государства, поскольку неисполняемость законов и безвластие - одна из главных при­чин неудовлетворительного функционирования рынка в России, Крайне скудная финансовая основа для производственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационного характера, требующих сравнительно небольших вложений средств: реструктуризации предприя­тий, проведения антимонопольной политики, создания экспортных карте­лей, защиты малого бизнеса, совершенствования правовых основ корпора­тивного управления и т. д.

В основание нового экономического курса должна быть положена про­мышленная политика.

Предки приватизировали 2км.кв-ру: 2 тыс.руб за бланки и т.д (государству) и 4 тыс.руб агенту (чтобы ходил, расценки для города Уфы).

если ты о жилье .то платишь за изготовление технического паспорта ,за договор и регистрацию ,за договор зависит от срока .это копейки по сравнению с тем что получаешь, если при приватизации идет речь еще о принадлежащей на праве коммерческого найма жилплощади ,то она выкупается практически по рыночной стоимости ,ну чуть дешевле

ПРИВАТИЗАЦИЯ (privatization) — широкомасштабная передача государственной или муниципальной собственности в собственность фирм или домохозяйств.

Задачи приватизации. В 1970-е в развитых странах Запада начался переход от кейнсианских методов государственного регулирования к неоклассическим. Это предполагало значительное сокращение размеров государственного сектора, переход от прямых к косвенным методам централизованного регулирования экономики. Когда в начале 1990-х разрушилась социалистическая система, то в постсоциалистических странах приватизация тоже призвано была стать главным звеном реформ.

При приватизации преследуют три основные цели:

- идеологическую — добиваться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;

- экономическую — повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;

- социальную — снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников.

Однако между приватизацией в странах с рыночным хозяйством и приватизацией в странах, где ранее была командная экономика, есть принципиальные различия.

Разгосударствление (деэтатизация от французского etate - государство) в высокоразвитых странах Запада — это переход от одной модели смешанной экономики к другой ее модели. Государственный сектор в этих странах мог не играть доминирующей роли, а функционировать на фоне рыночного механизма (Табл. 1). Поэтому здесь приватизация предприятий могла осуществляться относительно безболезненно, как правило, без острых социальных конфликтов (исключением была, например, Франция) .

Таблица 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРАНАХ СМЕШАННОЙ И КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКИ В 1980-е
Страны смешанной экономики Доля в добавленной стоимости, % Страны командной экономики Доля в добавленной стоимости, %
Франция 17 СССР 96
Италия 14 Югославия 87
Великобритания 11 Польша 82
ФРГ 11 Китай 74
США 1 Венгрия 65
Источник: Савас Э. С. Приватизация — ключ к рынку. М. , 1992

В социалистических странах господствовала монополия государства на управление производством. Поэтому для постсоциалистических стран разгосударствление — это качественное сокращение сферы и объема государственного вмешательства в экономику, форма перехода от командной экономики к регулируемому рыночному хозяйству. Ввиду отсутствия опыта перехода от командной экономики к рынку и стремительности его проведения, а также из-за вмешательства в него криминальных кругов, разгосударствление экономики в России оказалось несравненно более сложным процессом, чем разгосударствление на Западе. Если в развитых странах денационализированные предприятия легко и быстро «растворялись» в рыночной конкурентной среде, то в странах социалистического лагеря этой среды практически не было, она была не предпосылкой разгосударствления, а скорее ее желаемым результатом.

Приватизация является одним из важнейших звеньев политики разгосударствления. Приватизация в широком смысле слова - это преобразование государственной собственности в другие формы собственности. Строго говоря, приватизацией в узком смысле слова следовало бы называть только передачу собственности в частную (индивидуальную) собственность. Именно такое определение звучало в российском Законе о приватизации 1991: «Приватизация — это приобретение государственных предприятий и их имущества в частную собственность и частное управление» . Однако исторически этот термин используют более широко, для обозначения любых изменений государственной формы собственности — даже для акционирования, когда новым коллективным собственником становится акционерное общество (корпорация) , т. е. не одно лицо, а тысячи или десятки тысяч совладельцев.

Проблемы проведения приватизации. При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

REn пипец вырезку из курсовой запихнул, да на. й она нужна эта тупая идеологическая припрода возникновения приватизации! Пишешь OFFTOP. приватихация - безвозмездная передача государсвенного имущества в собсвенность физических лиц. она не может быть платно! некоторые издерки могут позникнуть при оформлении документов, либюо на дачу взяток.

Приватизация - это передача имущества из гос. собственности в частную. Она может быть как платная так и безплатная. Как правило безплатная - при приватизации гражданами жилья. А платная это вся другая (аукцион, выкуп). При безплатной имущество передаётся безплатно, но нужно платить за оформление..

Бесплатная. В том смысле, что за епердаваемое Вам в собственность жилое помещение Вы ничего не платите. За оформление придется заплатить госпошлину. Несколько тысяч рублей. Это копейки по сравнению с реальной рыночной стоимостью жилого помещения.

Экспроприация — это принудительное изъятие имущества частных собственников государством.

Экспроприацию могут проводить органы государственной власти и местного самоуправления, когда удовлетворение какой-либо общественной потребности входит в противоречие с интересами отдельных частных собственников.

Важный момент: экспроприацию можно проводить только в интересах общества.

Экспроприация может быть безвозмездная (конфискация) и оплачиваемая (реквизиция), когда в случае эпидемий, стихийных бедствий и других ЧС государство может изъять имущество, оплатив собственнику его стоимость. При конфискации происходит безвозмездное изъятие имущества по решению суда в виде наказания за преступление.

Проще говоря, если полицейский требует для погони за преступниками предоставить автомобиль, это не экспроприация, ведь право собственности остаётся за автовладельцем. А если правительство заставляет граждан продать квартиру или земельный участок для государственных нужд и интересов общества (например, чтобы построить на этом месте дорогу) — это экспроприация.

Примеры употребления на «Секрете»

«В мае 2017 года Высокий суд Лондона присудил Татьяне Ахмедовой 453 млн фунтов стерлингов ($584 млн по тогдашнему курсу). Это была рекордная компенсация в рамках бракоразводного процесса в британской юрисдикции. Слушания проходили в закрытом режиме. Фархад Ахмедов назвал решение суда экспроприацией капитала и "злоупотреблением английской правовой системой" со стороны бывшей жены».

«Основатель Межпромбанка Сергей Пугачёв, подозреваемый в выводе из него 92 млрд рублей, подал иск к России на $10 млрд за экспроприацию своих активов <. >основанием для иска стала экспроприация у бывшего банкира российских активов: судостроительных предприятий, Енисейской промышленной компании, проекта "Кремлёвский" по адресу Красная площадь, 5, а также земель в Московской области».

Нюансы

Экспроприацию проводят на основе соглашения с собственниками имущества. Если договоренности достичь не удаётся, вопрос решается в судебном порядке (где обсуждают в том числе и условия компенсации). В статье 235 ГК РФ перечислены основания принудительного прекращения права собственности.

История

В дореволюционной Российской империи юридическое понятие «экспроприация» уже существовало. Однако законодательство не предполагало возможности судебного обжалования принудительного отчуждения имущества.

Карл Маркс считал экспроприацию имущества крупных капиталистов неотъемлемой частью пролетарской революции. В первом томе «Капитала» он писал: «Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют!»

В настоящее время в общественном сознании термин «экспроприация» стойко ассоциируется с революцией 1917 года. Тогда приход к власти большевиков привёл к уничтожению частной собственности как категории. Новое правительство проводило экспроприацию собственности «в интересах общественной или государственной пользы».

Политические потрясения в начале XX века в России привели к тому, что понимание экспроприации как правового института ушло.

В 1918 году появился закон «О социализации». Согласно ему, личные вещи, посуду, одежду экспроприировать нельзя. А вот домашнюю обстановку, предметы роскоши и искусства, помещения и скот отчуждать в пользу государства и общества было можно.

Экспроприационные послереволюционные декреты до сих пор остаются частью российской правовой системы. На них время от времени ссылаются суды как на основание для перехода недвижимости в государственную собственность.

Согласно пункту 3 статьи 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Мы уже не раз обращались к теме возникновения и развития рыночных институтов в период трансформации. Значение этой проблемы состоит в том, что рыночное поведение экономических агентов может опираться только на рыночные институты. Ведь в любой экономической системе по­ведение хозяйствующих субъектов задается «правилами игры».

Например, в социалистический период предприятия искусственно нара­щивали материалоемкость выпускаемой продукции не по злой воле руко­водителей, а потому, что к этому их направляла система действовавших тогда хозяйственно-правовых условий и экономических стимулов (выпол­нение плана зависело от объема готовой продукции в стоимостном выра­жении; чем больше сырья и материалов на единицу продукции, тем выше ее цена и тем проще выполнить план).

Поскольку именно «правила игры» определяют поведение экономичес­ких субъектов, можно утверждать, что институциональная трансформация первична по отношению к другим направлениям постсоциалистических реформ, например, структурным.

Институциональная трансформация в переходный период - это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения и рыночных организаций и замена ими старых правил и организаций, присущих административно-команд­ной системе.

Поясним, что между учеными-теоретиками идет дискуссия о том, что же такое институты. Многие ученые, например, лауреат Нобелевской пре­мии Дуглас Норт, считают, что институты - это формальные и неформаль­ные правила экономической деятельности. Для того, чтобы максимизиро­вать прибыль в рамках тех возможностей, которые предоставляют эти пра­вила, индивиды создают организации (например, фирмы, банки и т.д.). Де­ятельность организаций в рамках экономических институтов можно срав­нить с игрой футбольных команд в рамках правил проведения футбольных матчей. Однако в нестрогом смысле к институтам относят не только пра­вила, но и сами организации. Поэтому об институциональной трансформа­ции переходного периода принято говорить не только применительно к из­менению законов, регулирующих экономическую деятельность, но и при­менительно к изменениям в структуре и содержании экономических орга­низаций: приватизации, реструктуризации предприятий (погашению задол­женности, разукрупнению, изменению состава собственников и т. д.), раз­витию малого бизнеса и др.

Современный институционализм исследовал механизмы эволюции ин­ститутов, показав, что развитие институтов представляет непрерывную ли-

Проблемы перехода к рыночной экономике707

нию, или перетекание одного института в другой. Это обусловливает силь­ную зависимость институциональной системы от предшествующего исто­рического пути. Но институты постоянно меняются под влиянием внутрен­них причин и заимствований. Поэтому исторические траектории разных стран никогда не сливаются в одну линию, но могут довольно близко сбли­жаться друг с другом.

Применительно к России это означает, что практика трансформации не должна игнорировать фундаментальную черту российского исторического пути - огромную роль государства. Пренебрежение этим обстоятельством и стремление одномоментно освободить экономику от государственного вмешательства обернулось неудачей ранних либеральных преобразований и не позволило реформам продвинуться так далеко, как на это рассчитыва­ли их инициаторы.

Важно, чтобы институты образовывали цельную и связанную систе­му. Изолированные рыночные институты не всегда работают по законам рынка. Даже в рамках командно-административной системы иногда до­пускалось существование институтов рыночного характера. Например, в Польше при социализме преобладала частная собственность на землю. Однако аграрные отношения строились все-таки по законам командно-ад­министративной системы, потому что именно эта система задавала «пра­вила игры».

В отличие от западных стран с многовековой историей институциональ­ной эволюции, институциональная среда постсоциалистических стран отличается наличием множества «пустот», т. е. отсутствием многих не­обходимых рыночных институтов. Примером может служить отсутствие купли-продажи земли, что не позволяет использовать землю в качестве залога и сильно сужает возможности предоставления кредитов сельскому хозяйству.

Каким же образом возникают рыночные институты?

Выше мы показали, что самоорганизации институтов через либерализа­цию недостаточно для развития полноценного рынка. Государство также играет огромную роль в институциональной трансформации. Безусловно, что часть институциональной системы, а именно, система законов, созда­ется только государством (при этом государственные органы могут как ини­циировать принятие правовых норм, так и санкционировать в виде законов те нормы, которые уже сложились в хозяйственной практике). Но главная функция государства в процессе институциональной трансформации состо­ит в том, чтобы контролировать соблюдение «правил игры». Без этого ин­ституциональная система разрушается, а вакуум государственной власти заполняется криминальными структурами.

708 Глава 30

§ 5. Обзор реформ 1992-1998 гг. и предпосылки завершения переходного периода


  • институциональные, выражающиеся в возникновеним и укреплении рыночных институтов экономической деятельности;

  • вещественно-структурные, нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по сравнению с началом 90-х гг., резком со­кращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП.

Такое сочетание не противоречит идее о том, что институциональная трансформация предопределяет вещественно-структурные перемены в эко­номике. Очевидно, что эффект в виде роста экономики проявляется не сра­зу после того, как сложилась новая система институтов. После возникно­вения основ рыночной институциональной системы в нашей стране в сере­дине 90-х гг. в экономике в 1997 г. действительно появились признаки рос­та. Однако эти тенденции не получили развития из-за неблагоприятной внешнеэкономической ситуации и несостоятельной финансовой политики государства.

Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватиза­ция. Приватизация - это платная или бесплатная передача государ­ственного имущества частным владельцам.

Как процесс изменения отношений собственности, приватизация приве­ла к изменению самой природы российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономи­ку, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.

Независимость участников рынка от государства - очень важный при­знак рыночной экономики. О том, насколько ярко проявляется этот признак в России, можно судить по огромному влиянию крупных компаний и бан­ков на положение дел в экономике, с которым вынуждено считаться и госу­дарство.

Значение приватизации состоит еще и в том, что она позволяет при­влечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник- это физическое или юриди­ческое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на пред­приятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции. Наконец, приватизация преследует и

Проблемы перехода крыночной экономике

фискальные цели, т. е. пополнение бюджета за счет продажи государствен­ной собственности.

Приватизация началась в 1993 г. До середины 1994 г. она осуществля­лась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплат­но раздаваемые всем гражданам. Можно ли было выбрать другую схему приватизации, например, продажу госсобственности? Нет, потому что на­селение не располагало денежными средствами для покупки предприятий. Платная приватизация растянулась бы на долгие годы. Между тем в усло­виях острой политической борьбы первой половины 90-х гг. было очень важно быстро изменить структуру собственности, чтобы не допустить воз­врата к старой экономической системе.

Приватизация большинства предприятий проходила по одной из трех моделей. Первая модель предусматривала передачу работникам (трудовому коллективу) 25% привилегированных акций, льготную продажу работникам 10% обыкновенных акций и возможность приобретения менеджерами еще 5% обыкновенных акций. По второй модели работники имели право при­обрести 51% акций. Согласно третьей модели, группа менеджеров по­лучала 30% акций предприятия после выполнения определенных обяза­тельств перед государственными органами приватизации по инвестирова­нию в предприятие, избавлению его от безнадежной задолженности и т. п. На 70-75 % предприятий трудовые коллективы выбрали вторую модель, которую еще называют «инсайдерской». Инсайдеры - члены трудового коллектива или администрации предприятия, реализующие права соб­ственности во время приватизации и после нее. (В отношении «внешних собственников», т. е. покупателей «со стороны», применяется термин «аут­сайдеры»). Таким образом, формальными собственниками большинства приватизированных предприятий стали его работники, включая админист­рацию.

В результате ваучерной приватизации к середине 1994 г. примерно 60% бывших государственных предприятий перешли в собственность трудовых коллективов, новосозданных акционерных обществ, инвестиционных фон­дов, других негосударственных организаций, а также граждан.

Никто из серьезных экспертов не рассчитывал на то, что ваучерная при­ватизация приведет к формированию полноценной частной собственности. Важно, однако, что произошло формальное отделение большей части про­изводственного имущества от государства. Это дало толчок дальнейшим преобразованиям в сфере отношений собственности, в том числе возник­новению эффективных собственников. Акции, распыленные среди работни­ков и других мелких собственников, постепенно сосредоточиваются в ру­ках руководителей предприятий (в этом - источник обогащения большин­ства из так называемых «новых русских») или других собственников. Этот

процесс протекает очень медленно, и возможно, пройдет через несколь­ко «волн» перераспределения акций. Но в конце концов, если не будет препятствий со стороны бюрократии, он должен привести к более эф­фективной работе приватизированных предприятий. Ведь как хорошо известно из теории прав собственности, свободное рыночное перерас­пределение прав собственности приводит к тому, что они сосредоточива­ются в руках того владельца, кто способен извлечь из своего богатства наи­большую прибыль.

В процессе приватизации благодаря обращению акций и других ценных бумаг стал формироваться фондовый рынок - один из важнейших элемен­тов рыночной системы.

К числу серьезных недостатков российской схемы приватизации отно­сится отсутствие притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов - в госбюджет. Высокие темпы приватизации и несовершенство ее правовой базы обусловили запутанность и противоречивость отношений собственности на предприятиях - сосуществование нескольких владельцев крупных пакетов акций, каждый из которых имеет собственные интересы. В результате оказалось парализовано корпоративное управление - сово­купность механизмов и процедур реализации акционерами своих прав собственности.

В 1995 г. правительство объявило о начале «денежного» этапа прива­тизации, предусматривающего продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Программа «денежной» приватизации реализо­валась с большим трудом в связи с явным недостатком желающих купить государственную собственность. Поэтому в 1995-1996 гг. приватизация осуществлялась главным образом в форме залоговых аукционов. Их суть состоит в том, что банки давали кредит правительству под залог государ­ственной собственности. Банки получили государственное имущество в так называемое «доверительное управление», а в дальнейшем, как правило, превратились в собственников этого имущества.

Укрепление финансовых возможностей негосударственного сектора по­зволило правительству в 1997 г. отказаться от залоговых аукционов и пе­рейти непосредственно к продаже предприятий. При этом в целях увеличе­ния поступлений от приватизации и борьбы с коррупцией правительство попыталось обеспечить подлинную конкурсность продаж, но добилось в этом только частичного успеха. Тем не менее, доходы бюджета существен­но увеличились благодаря высокой стоимости и инвестиционной привле­кательности объектов, выставляемых на торги.

Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственно­сти. Если раньше все материальные богатства страны, за небольшим ис­ключением, принадлежали государству, то теперь основной стала частная

Проблемы перехода к рыночной экономике

собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципаль­ная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельс­ким поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие.

В 1997 г. предприятия распределялись по формам собственности следу­ющим образом: государственные - 9%, муниципальные - 7%, в собствен­ности общественных организаций - 5%, в смешанной и иностранной соб­ственности - 10%, частные - 68%. Хотя частная собственность в России еще очень молода и зачастую недостаточно четко отделена от государствен­ной, такая высокая доля частных предприятий свидетельствует о необра­тимых изменениях в структуре собственности в нашей стране.

Вплоть до середины 1998 г. другим бесспорным успехом реформ счита­лась финансовая стабилизация. Это нашло выражение прежде всего в пре­одолении гиперинфляции 1992-1993 гг. и снижении индекса потребительс­ких цен до 11% в 1997 г. Обуздание инфляции сопровождалось стабилиза­цией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита давало надежду на то, что промышленные предприя­тия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.

Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денеж­ной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. Иными словами, правительству зак­рыт доступ к «печатному станку». Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении. Только в первой половине 1997 г., когда рост цен сни­зился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая выпуск денег в об­ращение, что сыграло заметную роль в оживлении производства.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998 г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплес­ку инфляции на 30% в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-фи­нансовой системы.

Самый неблагоприятный ход реформ - в сфере реального производства. Как уже говорилось, по сравнению с началом 90-х гг. объем производства сократился более чем в два раза. Но при этом необходимо отметить быст-

рый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.

За годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше - отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей про­мышленности называют «утяжелением» экономической структуры.

Темпы падения капиталовложений и обновления фондов превышают темпы сокращения промышленного производства. Инвестиции в 1997 г. упали примерно до уровня 10-15 % по сравнению с показателями начала 90-х гг. Это делает преодоление кризиса особенно трудным, потому что увеличение выпуска продукции требует капиталовложений для модерниза­ции производственных фондов. Переходу к экономическому росту обычно предшествует расширение инвестиций, причем временной интервал между всплеском инвестиций и началом роста составляет как минимум год. Это время необходимо для того, чтобы финансовые инвестиции трансформиро­вались в прирост реальных производственных мощностей - станков, обо­рудования и т. д.

Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом постсоциалисти­ческого реформирования в России и требует реализации более продуман­ной и взвешенной стратегии преобразований.

Необходимо укрепить нормативно-регулирующие функции государства, поскольку неисполняемость законов и безвластие - одна из главных при­чин неудовлетворительного функционирования рынка в России, Крайне скудная финансовая основа для производственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационного характера, требующих сравнительно небольших вложений средств: реструктуризации предприя­тий, проведения антимонопольной политики, создания экспортных карте­лей, защиты малого бизнеса, совершенствования правовых основ корпора­тивного управления и т. д.

В основание нового экономического курса должна быть положена про­мышленная политика.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: