Особенности судебно психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Обновлено: 06.05.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 166 "Разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле" ГПК РФ "Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении ходатайства о назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы родителей и несовершеннолетнего ребенка, не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, поскольку как следует из материалов дела (протокол судебного заседания Люблинского районного суда г. Москвы от 05 сентября 2018 года, определение от 05 сентября 2018 года - л.д. 29 - 30, 23, протоколы судебных заседания от 17 октября 2018 года, от 28 ноября 2018 года - 67 - 71, 107 - 108) указанное ходатайство постановлено судом на обсуждение участников процесса, с учетом мнения которых разрешено принятием соответствующего определения, в котором приведены судом необходимые мотивы по существу разрешенного вопроса. Кроме того, по смыслу положений ст. 166 ГПК РФ, удовлетворении ходатайства является правом, а не обязанностью суда."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 65 "Осуществление родительских прав" СК РФ
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования истца к ответчику о расторжении брака, определении места жительства детей, отказал в удовлетворении встречного требования ответчика к истцу об определении места жительства детей. Разрешая заявленные требования об определении места жительства детей, суд, руководствуясь положениями ст. 65 Семейного кодекса РФ, ст. 6 Конвенции ООН "О правах ребенка", принял во внимание заключения органов опеки, выводы заключения психолого-психиатрической экспертизы, обоснованно учел желание детей проживать с истцом - матерью и посчитал целесообразным и отвечающим интересам несовершеннолетних определить их место жительства с матерью.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Проблемы участия специальных субъектов в обеспечении медиативных процедур в рамках ювенального уголовного судопроизводства
(Ковязин А.В.)
("Российский следователь", 2018, N 5) На наш взгляд, судьи, уполномоченные осуществлять ювенальное уголовное судопроизводство, даже в результате повышения своей профессиональной квалификации с учетом вышеуказанных требований не будут располагать эффективными возможностями для поиска и глубокого усвоения вышеуказанных знаний в силу имеющейся у них нагрузки, связанной с осуществлением своих непосредственных профессиональных обязанностей в отношении рассмотрения уголовных дел других категорий. В связи с этим важной составляющей процесса интеграции медиативных процедур в ювенальное судопроизводство должно, на наш взгляд, являться правовое обеспечение участия в нем социального работника, а также обязательности осуществления комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего - участника медиативного процесса. Необходимо отметить, что в действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УК РФ) легальное определение педагога или социального работника отсутствует. Кроме того, уголовный закон характеризуется и недостаточной правовой регламентацией процессуального статуса специалиста. Справедливо мнение о том, что данные обстоятельства могут свидетельствовать "как об отсутствии у законодателя четкого представления о том, какова роль специалиста в уголовном процессе, так и об отсутствии теоретической ясности в том, что следует относить к правам и обязанностям специалиста, а что к направлениям его деятельности" .

C лекцией на вебинаре ФПА выступила старший научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского судебно-психиатрический эксперт Ирина Чибисова


В своем выступлении она описала предмет и задачи экспертизы, а также перечислила типичные ошибки при ее проведении.

19 мая в ходе вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения РФ, психиатр, судебно-психиатрический эксперт Ирина Чибисова прочитала лекцию на тему «Актуальные вопросы комплексной судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних потерпевших».

Как пишет пресс-служба ФПА, в начале онлайн-лекции Ирина Чибисова привела статистические данные о росте числа преступлений, направленных на половую неприкосновенность несовершеннолетних. По данным ВОЗ, в европейских странах проживают 190 млн детей до 18 лет. При этом 18 млн сталкивались с сексуальным насилием, 44 млн – с физическим, а 55 млн – с психологическим насилием. Ежегодно в результате жестокого обращения погибают 850 детей в возрасте до 15 лет. Однако ученые считают, что эта проблема похожа на айсберг, поскольку приведенные данные не охватывают все случаи насилия. Не случайно четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию, а 1/5 женщин и 1/13 мужчин – сексуальному надругательству.

По данным МВД России, в нашей стране число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних выросло за последние 5 лет на 42%. При этом каждое шестое преступление совершается в семье, каждое двенадцатое – родителями. Только в 2018 г. жертвами 14 тыс. преступлений против половой неприкосновенности стали 11 тыс. детей.

Лектор описала предмет и задачи, а также порядок назначения судебно-психиатрической экспертизы потерпевших, с примерами постановки вопросов экспертам. Так, при определении характера и степени вреда, причиненного здоровью, нужно, в частности, определить психическое и физическое состояние потерпевшего. Его согласие на такую экспертизу требуется не во всех случаях.

Ирина Чибисова подробно остановилась на составляющих «беспомощного состояния», оценке понимания характера и значения противоправных действий потерпевшими, а также их способности оказывать сопротивление. Неспособность потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ним действий может быть вызвана различными причинами, в том числе психологическими, эмоциональными, а также состоянием опьянения.

Эксперт разграничила юридические и медицинские критерии состояния потерпевшего, не позволяющего ему понимать, что с ним делают, и оказывать сопротивление обвиняемому. Она назвала четыре уровня понимания потерпевшими «характера и значения» действий обвиняемого, которые зависят от созревания базовых личностных структур и информированности о различных аспектах половых взаимоотношений.

Лектор напомнила, что в 2012 г. были приняты поправки в УК и иные законодательные акты, направленные на усиление ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних. Законом предусматривается пожизненное лишение свободы за совершение особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет.

Ирина Чибисова описала предмет Комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы и отметила, что такая экспертиза должна производиться с обязательным участием врача-психиатра.

В ходе выступления были представлены данные о критериях оценки процессуальной дееспособности несовершеннолетних потерпевших, их принципиальной возможности давать показания. Определение достоверности и правдивости этих показаний относится к компетенции суда. Лектор отметила, что эксперту также необходимо различать фактическую (внешнюю) и внутреннюю (содержательную) оценку событий. Считается, что дети старше 3–3,5 лет имеют право давать показания, однако эта нижняя возрастная граница законодательно не установлена. Но давать как внешнюю, так и внутреннюю оценку событий способны только подростки. Следует учитывать внушаемость как нормативное свойство детей дошкольного и отчасти младшего школьного возраста, а также склонность к фантазированию. Ирина Чибисова привела ряд примеров, свидетельствующих о недопустимости учитывать показания несовершеннолетних, склонных к патологическому фантазированию.

Одна из важных задач КСППЭ – выявить причинно-следственную связь психического расстройства с непосредственным психогенным травмирующим воздействием на потерпевшего. Причинно-следственная связь может быть как прямой, наблюдаемой в клинике самого расстройства, так и косвенной, отражающей сексуальную психотравму в содержании психопатологической симптоматики и развивающей «расстройство адаптации» в посткриминальном (следственном, судебном) периоде.

Спикер рассмотрела неоднозначный, с точки зрения законодательства, вопрос о квалификации тяжести вреда здоровья при установлении психического расстройства у потерпевших. В частности, по ее словам, ст. 111 УК РФ устанавливает наказание за «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», в том числе и психическому здоровью. Однако в ст. 112 и 115 УК РФ, где говорится о среднем и легком вреде здоровью, упоминание о возможном психическом расстройстве вообще отсутствует, хотя и в этих случаях психическому здоровью может быть нанесен тяжкий вред.

В заключительной части лекции были проанализированы типичные ошибки при проведении КСППЭ несовершеннолетних потерпевших.

Эксперт обратил внимание на необходимость учитывать особенности психического развития ребенка, обозначил ряд организационно-правовых ошибок при проведении экспертизы, выделил типичные ошибки психологической части экспертного заключения.

Как сообщает пресс-служба ФПА, 26 мая в ходе очередного образовательного вебинара Федеральной палаты адвокатов с лекцией на тему «Актуальные аспекты комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних» выступил старший научный сотрудник лаборатории детского и подросткового возраста отдела социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних, доцент Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, к.п.н. Дмитрий Ошевский.

В начале своего выступления лектор отметил, что даже в случае обращения к психологу по поводу каких-либо частных проблем необходимость широкого психологического исследования особенностей психического развития диктуется целостным характером процесса развития, а следовательно, невозможностью существования изолированных проблем и необходимостью принятия во внимание множественности их возможных источников. Поэтому вопрос об особенностях психического развития является обязательным при экспертизе несовершеннолетних, уточнил он.

Дмитрий Ошевский напомнил, что юридическими основаниями производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда (судьи и двух народных заседателей). Иные письменные документы или устные распоряжения не могут служить основаниями производства экспертизы.

Он обозначил ряд организационно-правовых ошибок при проведении КСППЭ несовершеннолетних. Это случаи, когда экспертиза проводится без постановления; на доследственном этапе; когда собрано недостаточно сведений, а процессуальное положение обследуемого не определено. Кроме того, когда эксперт отвечает на вопросы, не входящие в пределы его профессиональной компетенции, не анализирует в полном объеме предоставленные материалы, а также не отвечает на все поставленные вопросы, входящие в пределы его профессиональной компетенции.

Дмитрий Ошевский подробно остановился на одном предметном виде КСППЭ несовершеннолетних в уголовном процессе – экспертизе способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Решение этого вопроса, как пояснил спикер, значимо для возможности правоприменения ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса РФ.

В рамках данной экспертизы психологу-эксперту обязательно должны быть заданы одновременно два вопроса, подчеркнул лектор. Первый – имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством. Второй вопрос – при наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Лектор обратил внимание на методологически неверные вопросы экспертам, противоречащие принципам развития психики несовершеннолетнего. Например, каков паспортный возраст несовершеннолетнего; соответствует ли несовершеннолетний своему биологическому возрасту; соответствует ли психическое развитие несовершеннолетнего его паспортному возрасту и другие.

Кроме того, он выделил типичные ошибки психологической части заключения КСППЭ несовершеннолетних. В частности, когда используются необоснованные и неапробированные методы и методики, недостаточный набор методов и методик; без приведения конкретных (качественных и количественных) данных дается квалификация функционирования различных сфер психической деятельности; необоснованно квалифицируются экспертные феномены – аффект, отставание в психическом развитии и другие.

Подборка наиболее важных документов по запросу Судебно-Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Судебно-Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Крым от 19.05.2020 по делу N 3/5-3/2020, 22-1200/2020
Процессуальные вопросы: О помещении в психиатрический стационар для производства экспертизы.
Решение: Постановление оставлено без изменения. Довод стороны защиты о том, что судом первой инстанции не принято во внимание, что в январе 2020 года в отношении несовершеннолетнего подозреваемого ФИО1 уже проводилась судебно-психиатрическая экспертиза, которая дала заключение об отсутствии психического или иного заболевания у ФИО1 не влияет на законность решения суда первой инстанции, поскольку с момента проведения предыдущей экспертизы прошло определенное время, что не исключает возможности изменения психического состояния несовершеннолетнего подозреваемого. При этом, согласно требованиям закона, по каждому уголовному делу назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Судебно-Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Криминалистическая характеристика личности несовершеннолетнего насильника
(Королева Е.А.)
("Российский следователь", 2020, N 8) В настоящей статье внимание уделено типам аномалий характера подростка, которые, не выходя за пределы нормы, с большей вероятностью определяют его асоциальную реакцию на неблагоприятные внешние условия. Автор умышленно не делает акцент именно на сексуальной форме проявления насилия по той лишь причине, что, как правило, форма проявления насилия у подростка не трактуется какими-либо сексуальными аномалиями более серьезными, чем те, которые являются частью нормального периода взросления. Расстройства сексуального влечения (F65 МКБ-10) в ходе судебно-психиатрических экспертиз несовершеннолетних насильников диагностируются крайне редко. То есть у насилия в какой бы то ни было форме в подростковом возрасте всегда одни и те же причины, которые требуют корректировки и, что самое главное, поддаются ей. Иными словами, если мы говорим о подростке, являющемся акцентуированной личностью, то мы всегда говорим о норме.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Теоретические и практические проблемы присмотра за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым в российском уголовном судопроизводстве
(Матвеев С.В., Кулаков П.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12) Вместе с тем в научной среде есть точка зрения о том, что недееспособного можно привлечь к уголовной ответственности, а значит, и вовлечь его в уголовно-процессуальную среду и избрать ему меру пресечения, поскольку законодатель увязывает этот вид юридической ответственности только с категорией вменяемости. Так, Е.А. Потехина считает, что "возможность появляется с приобретением недееспособным несовершеннолетним статуса подозреваемого или обвиняемого, который возникает по итогам судебно-психиатрической экспертизы, установившей вменяемость несовершеннолетнего" . Однако мы не можем разделить такую точку зрения ввиду того, что результаты экспертизы не отменяют состояния недееспособности, установленного на основании судебного решения. И даже если суд решит, что основания для дальнейшего признания лица недееспособным отпали, т.е. лицо излечилось от заболевания, не позволяющего понимать характер совершаемых действий или руководить ими, в этом случае перестает действовать и опекунство на основании ст. 40 ГК РФ. Таким образом, и в этой ситуации нет оснований для привлечения опекуна к осуществлению присмотра за несовершеннолетним.

Нормативные акты: Судебно-Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 11.06.2022) 2.3. Администрация учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, в соответствии с частью второй настоящей статьи вносит в суд представление об изменении вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующегося осужденного. В представлении об изменении вида исправительного учреждения должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В представлении об изменении вида исправительного учреждения на лицо, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, должны также содержаться данные о примененных к нему принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с представлением на такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.

"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011) При этом мнение ребенка о том, с кем из родителей он желает проживать, выявляется, как правило, органами опеки и попечительства, составляющими акты обследования жилищно-бытовых условий и соответствующие заключения. Кроме того, мнение ребенка выявлялось также педагогами или воспитателями детских учреждений по месту учебы или нахождения ребенка, социальными педагогами школы, инспекторами по делам несовершеннолетних, в ходе проведения амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы либо диагностического обследования в центрах психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков.

Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних

Ведение дел о преступлениях несовершеннолетних имеет ряд особенностей, большая часть из которых должна защищать ребенка или подростка от некорректного обвинения, несправедливого решения суда, а также обеспечивать правильность наказания в отношении него, с обязательным учетом всех его характерологических и личностных свойств.

В уголовно-процессуальном законе РФ указан список условий, которые необходимо выполнить при ведение дела о преступлении несовершеннолетнего. В первую очередь нужно установить все особенности личности и уровень психологического, интеллектуального развития ребенка. Если по полученным результатам у ребенка наблюдается отставание в психическом развитие, следующим действием является выявление уровня осознания опасности совершаемых или не совершаемых несовершеннолетним действий, возможности управлять ими.

Чтобы привлечь несовершеннолетнего к уголовной ответственности, нужно узнать соответствует ли умственное развитие его возрасту. Если у ребенка существует отставание в развитии, и он не мог полностью понимать всю опасность своих действий и управлять ими – уголовное преследование по такому делу должно быть прекращено.

  1. Когда необходимо определить способность несовершеннолетнего полностью осознавать опасность своих действий и управлять ими, если ребенок имеет отставание, которое не связано с психическими расстройствами.
  2. Для того, чтобы установить способность несовершеннолетних участников преступления (свидетелей или потерпевших) корректно воспринимать ситуации, которые важны для дела, и давать о них верную информацию.
  3. По делам, связанным с сексуальными домогательствами, экспертиза назначается, чтобы установить, способен ли ребенок понимать, какое значение имеют действия, произведенные в отношении них и может ли ребенок оказать сопротивление.

Судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетних рекомендуется поводить на первых этапах дела, потому что от ее результата во многом зависит последующий ход судебно-следственных действий. Основной задачей психолога является установление психологического контакта у следователя с подростком, которое нередко затрудняется страхами перед наказанием, психологическими особенностями ребенка. Психологи считают, что при проведении экспертизы возможно выявление всего спектра позитивных и негативных черт личности ребенка, например, высокая возбужденность, заторможенность, напряженность, нарциссизм, эгоцентризм и так далее. Все это важно при анализе возникших обстоятельств, так как определенные черты ведут к определенному поведению. Не менее важной является анализ невербального поведения подростка – его мимики и жестов, так как их проявление несовершеннолетними контролироваться практически не может. Иногда жесты закрытости свидетельствуют о том, что в отношении ребенка было произведено насилие.

На данный момент выделяется три виды судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних:

  1. Экспертиза несовершеннолетнего, который нарушил чьи-то права.
  2. Экспертиза несовершеннолетнего, права которого были нарушены, который пострадал от чьих-либо действий.
  3. Экспертиза несовершеннолетних свидетелей определенных преступлений, с целью получения верных показаний.

В первом случае оцениваются как особенности ребенка, так и производится оценка рисков того, что преступление может быть совершен вновь, с целью выбора правильного наказания для нарушителя.

Во втором случае экспертиза является особенно важной и востребованной, если у ребенка наблюдаются проявления психологической или физической травмы, после совершенных с ним действий. Как правило экспертиза назначается по делам о половой неприкосновенности детей, так как действия сексуального характера могут оставить серьезные след на психике ребенка. В случаях, если было совершено преступление против здоровья ребенка или его жизни – экспертиза назначается реже.

В тех случаях, когда несовершеннолетние являются свидетелями каких-либо преступных деяний и их показания не являются полными, они путаются, противоречат друг другу или показаниям других свидетелей, но их показания являются крайне важными для ведения дела – так же назначается экспертиза.

В итоге, главные особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних формируются потому что:

Во-первых, несовершеннолетние имеют особый правовой статус от чего их защита в процессуальных подходах имеет свои особенности.

Во-вторых, ведется разработка универсальных методов экспертной оценки состояния детей. Эти методы отличаются от других из-за психологических и физиологических особенностей детей.

В-третьих, для психологов-экспертов, которые исследуют несовершеннолетних, необходима особая программа подготовки.

В заключении можно сказать, что основные особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних возникают из-за особенностей ее главного объекта – несовершеннолетних, проведение экспертизы с которыми должно отличаться от экспертизы со взрослыми, из-за возрастных и культурологических особенностей. Усилия эксперта так же должны быть направлены не только на поиск истины, но и на защиту прав и психологического состояния детей, потому что они являются уязвимыми и не могут самостоятельно оградить себя и защищать свои права. В основном, экспертиза назначается в тех делах, когда нужно установить способности обвиняемого судом несовершеннолетнего, его психологический возраст. В случаях, когда ребенок пострадал от сексуальных домогательств, и тогда, когда необходимо проверить свидетельские показания, данные ребенком.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: