Органы содействующие осуществлению судебной власти это

Обновлено: 25.04.2024

Прокуратура. Это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы.

Этим объясняется то, что в состав конституционных институтов прокуратура обычно не входит: в конституциях демократических стран редко можно встретить ее упоминание. Ее статус регулируется специальными законами о ее организации и судебно-процессуальным законодательством.

Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран: -

страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции; -

страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах; -

страны, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту; -

страны, где прокуратура вообще отсутствует.

К первой группе стран относятся, в частности, США, Франция, Польша, Япония. Так, в США и Польше министр юстиции (в США - Генеральный атторней) - это одновременно и генеральный прокурор. Ему подчинены нижестоящие прокуроры (атторнеи), причем в США наряду с системой федеральной прокуратуры в каждом штате действует своя система прокуратуры, возглавляемая генеральным атторнеем штата и не подчиненная прокуратуре федеральной. Федеральные прокуроры назначаются Прези- 1.9. Судебная власть Для замечаний дентом по представлению генерального атторнея по совету и с согласия Сената. В штатах прокуроров аналогичным образом назначают губернаторы.

При Кассационном суде и апелляционных судах действуют генеральные прокуроры, при трибуналах большого процесса - прокуроры республики.

Примечательно, что в Японии, где прокуроры обладают широкими дискреционными полномочиями в области судебного преследования (могут, в частности, по своему усмотрению прекращать дела), наряду с судебным контролем за их действиями существует и общественный: в каждом округе из числа избирателей по жребию составляется специальная комиссия по надзору за прокурорами.

Ко второй группе стран относятся, в частности, Испания, Италия. Так, в Испании, согласно Закону, 1981 г., которым регулируется органический статут Прокуратуры (Ministerio Fiscal), прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом поличного интереса в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса. Будучи включена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и иерархической зависимости и, во всяком случае, с принципами законности и беспристрастности (imparcialidad, что означает и непринадлежность к политическим партиям). Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня включительно. Возглавляет их Генеральный прокурор государства, назначаемый Королем по представлению Правительства после заслушивания мнения Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он считается следующим лицом после председателя Верховного трибунала.

Третью группу стран образуют «социалистические» и бывшие «социалистические» страны. В них на прокуратуру наряду с упомянутыми выше функциями чаще всего возлагался так называемый общий надзор за законностью, объектами которого были государственные органы (обычно начиная от министерств и ниже с исключением представительных органов), общественные объединения, хозяйственные организации, разного рода учреждения и физические лица.

Пример страны четвертой группы - Великобритания, где прокуратуры нет.

Генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностное лицо - директор публичных слушаний.

Адвокатура. Это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения. Адвокатура обычно представляет собой общественный инсти- 1.9. Судебная власть Для замечаний тут, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями. Конституции крайне редко упоминают об адвокатуре.

Услуги адвокатов весьма дороги, и законодательство в демократических странах обычно предусматривает льготы малоимущим вплоть до предоставления юридической помощи полностью за государственный счет. В некоторых странах есть для этого институт публичных адвокатов (не смешивать с государственными адвокатами - наименованием прокуроров в некоторых странах, например в Германии, Хорватии).

Иные органы, содействующие правосудию, обычно не упоминаются конституциями. Их статус регулируется текущим законодательством. Это, в первую очередь, следственные органы, а также нотариат.

Таковы основные функции и система построения судебной власти. 1.9. Судебная власть Тренировочные задания Ответ/Решение 1. Гражданин США С. В., обвиненный в 1996 г. в совершении преступления, потребовал очной ставки со свидетелями, показавшими против него. Суд отказал ему.

Правомерно ли поступил суд? 2.

Гражданин США Р. Б. в 1998 г. обратился в суд с гражданским иском ценой в 35 долларов и при этом потребовал, чтобы его дело разбиралось с участием присяжных.

Обоснованы ли претензии Р. Б.? 3.

В 1996 г. гражданин США Д. Г. был привлечен к ответственности за тяжкое уголовное преступление (разбой) по обвинению, исходившему от судьи штата. На первом же заседании суда присяжных адвокат Д. Г. заявил, что судебный процесс над его подзащитным является грубым нарушением конституционных прав.

Правосудие в условиях демократии осуществляется только судами, однако в современном мире отправление правосудия невозможно без деятельности целого ряда государственных и общественных институтов. К таким органам относится в первую очередь прокуратура.

Все страны можно условно разделить на четыре группы в зависимости от того, какое место занимает прокуратура в системе их государственных органов. К первой группе относятся страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции (США, Польша, Япония, Финляндия, Бразилия, Бельгия). Вторая группа включает Испанию, Грецию, в которых прокуратура включена в состав судейского корпуса и находится при судах. К третьей группе относятся Китай, Словакия, в которых прокуратура выделена в отдельную систему и подотчётна парламенту. К четвёртой группе относятся страны, в которых прокуратура вообще отсутствует. В Великобритании на судебных процессах в качестве обвинителя выступает Генеральный атторней, который возглавляет адвокатский корпус. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает директор публичных слушаний.

Одним из ключевых вопросов организации прокуратуры, определяющим её реальный статус, степень независимости и централизации, является порядок назначения прокуроров. В большинстве стран генеральный прокурор назначается главой государства с согласия верхней палаты парламента (Беларусь, Бразилия, Германия, Казахстан, США) или однопалатного парламента (Азербайджан, Албания, Узбекистан, Украина). Иногда глава государства участвует в назначении не только Генерального прокурора, но и других высших должностных лиц прокуратуры (Азербайджан).

Гораздо менее распространённой схемой является назначение прокуроров с участием органов судебной власти. Например, в Болгарии Главный прокурор назначается на должность и освобождается Президентом Республики по предложению Высшего судебного совета. В большинстве государств – бывших английских колоний Генеральный атторней назначается главой государства по совету премьер-министра (Ирландия, Зимбабве). Это вполне логично, так как Генеральный атторней рассматривается прежде всего как юридический представитель правительства. Интересно, что практически такой же порядок предусмотрен и по Конституции Армении 1995 года, согласно которой Президент назначает Генерального прокурора по представлению премьер-министра.

В ряде стран генеральные прокуроры избираются парламентом по предложению Президента (Венгрия), Национального Совета Магистратуры (Эквадор), президиума сессии (Китай).

В настоящее время в мире сложились две основ­ные модели прокуратуры: прокуратура как (преимуще­ственно) орган уголовного преследованияи прокуратура как (прежде всего) орган надзора за законностью.Первой модели придерживается абсолютное боль­шинство стран романо-германской системы права. В указанных странах прокуратура представляет собой орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, а также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания в местах лишения свободы.

Второй модели придерживаются социалистические страны (Китай, КНДР, Куба, Вьетнам) и ряд бывших социалистических стран. Здесь прокуратура выступает как многофункциональный орган, осуществляющий наряду с общим надзором за законностью также уголовное преследование, процессуальное руководство следствием, поддержание обвинения в суде.1

Многочисленные функции, присущие прокуратурам, можно разделить на следующие основные блоки:1) функция уголовного преследования и связанные с ней функции; 2) надзор за деятельностью правоохранительных и пенитенциарных органов; 3) участие в неуголовных видах судопроизводства; 4) осуществление общего надзо­ра за законностью; 5) прочие.

Практически универсальными для прокуратур являются только функции возбуждения уголовного преследования и под­держание обвинения в суде. В Великобритании и государствах — членах британского Содружества Наций этими функциями наделены директоры пуб­личных преследований, возглавляющие соответствующие службы (в Англии — служба государственных об­винителей), а также генеральные атторнеи.

Весьма широко распространена такая функция про­куратуры как непосредственное ведение предваритель­ного следствия (Армения, Германия, КНР, Лат­вия, Норвегия, Россия, США, Япония). При этом обычно прокуратура делит эти пол­номочия с другими правоохранительными органами (по­лицией, органами госбезопасности). В ряде стран пред­варительное следствие осуществ­ляется специальными органами, которые отделены от прокуратуры (Казахстан, Украина).

Также широко распространенной функцией явля­ется надзор за законностью предварительного следствия и дознания (Беларусь, Венгрия, Португалия, Россия, Фран­ция, Швейцария, Япония). В последние годы в ряде стран предпринимаются шаги по освобождению прокуратуры от надзора за следствием, поскольку это якобы противоречит роли прокуратуры как стороны обвинения (Азербайджан, Латвия, Литва), оставив ей лишь контроль за дознанием. Нередко на прокуратуру возлагается надзор за ОРД (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Туркменистан).

Законодательство Армении, Грузии, Чехии особо выделяет такую функцию прокуратуры, как осуществление процессуального руководства предварительным следствием.

Прокуроры принимают участие в гражданском и некоторых других видах неуголовного судопроизводства в защиту государственных, общественных или частных интересов (Бразилия, Венгрия, ФРГ, Италия, КНР, Россия, США, Франция, Япония.

Функция прокурорского надзора за законностью судебных решений заключается, как правило, в возможности их опротестования в вышестоящем суде. Эта функция является прямым продолжением процессуальных полномочий прокурора во всех видах судопроизводства и поэтому она закрепляется в конституциях Армении, Беларуси, Киргизии, Молдовы, России, Узбекистана.

Надзор за применением наказаний и иных форм принуждения также отчасти связан с основной функцией уголовного преследования, а отчасти — с надзорными и правозащитными функциями прокуратуры (Венгрия, Грузия, Латвия, Россия, Румыния, Украина, Эстония).

Функция общего надзора в настоящее время осуществляется прокуратурами социалистических, мно­гих постсоциалистических стран (Беларусь, Венгрия, Казахстан, Россия, Румыния, Тад­жикистан), а также ряда государств Латинской Америки: Бразилии, Колумбии.

Прочие функции носят вспомогательный характер и встречаются достаточно редко. Tак, консультирование правительства по правовым вопросам — одна из главнейших функций генеральных атторнеев в стра­нах английского общего права. Координация деятельности правоох­ранительных органов по борьбе с преступностью в ка­честве функции прокуратуры предусмотрена законами Грузии, России и Узбекистана. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности предусмотрено законами о прокуратуре Украины, Узбекистана. В Туркменистане этот вид деятельности возлагается на научно-методический совет при Генеральной прокуратуре, в обязанности которого входит рассмотрение проектов законов.1

В зарубежном законодательстве и юридической теории господствует представление о полициикак о части исполнительной власти. Конституции и конституционные законы стран англо-саксонской системы права вообще не содержат упоминания о полиции как об автономном звене исполнительной власти. В основных законах большинства государств Европы и Латинской Америки (Бельгия, Испания, Италия, Франция, Аргентина, Бразилия, Эквадор) речь идёт о полиции в контексте её подчинённости судебным властям. В этой связи выделяют два варианта подходов к определению компетенции полиции в сфере установления контроля над преступностью.

В Великобритании и странах Содружества и большинстве штатов США деяния, имеющие признаки состава преступления, расследуются полицией, которая при наличии соответствующих доказательств выдвигает обвинение и представляет дело на рассмотрение суда. При этом руководители полицейских подразделений имеют максимум свободы для осуществления на практике права принимать решение по собственному усмотрению.

В государствах Латинской Европы и Америки функции полиции значительно уже: её сотрудники обязаны докладывать о происшествии специальному должностному лицу – судебному следователю, который производит расследование самостоятельно или с помощью полицейских сотрудников. После его окончания материалы передаются в прокуратуру для возбуждения уголовного преследования. В нормативных документах и правовой науке этих государств деятельность полиции подразделяется на два вида судебную и административную. Первая заключается в оказании содействия судебным властям при установлении нарушений норм уголовного законодательства, сборе необходимых доказательств, розыске и передаче виновных органам правосудия. 1

В некоторых европейских странах (Молдова, Румыния, Андорра) существует судебная полиция.2 Согласно ст. 126 Конституции Испании судебная полиция подчиняется судьям, трибуналам и прокуратуре при осуществлении ими функций по расследованию преступлений, обнаружению и обезвреживанию лиц, совершивших преступления. В соответствии с Органическим законом о судебной власти любое лицо в Испании, состоящее на службе в вооружённых силах или учреждениях безопасности, обязано выполнять в случае необходимости функции судебной полиции. В Конституции Молдовы отмечено, что «судебные инстанции располагают подведомственной им полицией» (ст. 121).

Весьма важным для отправления правосудия является такой негосударственный институт, как адвокатура. Адвокат - это независимый юрист, не состоящий на службе у государства или каких-либо организаций и получающий свой доход из гонораров клиентов. Особенно велика роль адвоката в уголовном процессе. В за­конодательстве многих стран закреплено право на бесплатную помощь адвоката в уголовном процессе по назначению суда. В некоторых государст­вах лица с низким уровнем доходов имеют право на бесплатную помощь ад­воката и в гражданском процессе. Конституция Португалии содержит ст. 208 «Юридическая помощь», где установлено, что адвокатам обеспечивается иммунитет, необходимый для их обязанностей.

Нотариусы и отдельные должностные лица.Важно отметить, что ч. 4 и 5 ст. 92 Конституции Греции содержат положения о нотариусах, хранителя ипотечных записей, актов гражданского состояния, а также о директорах агентств по учету недвижимости. Статья 92 входит в главу «Судебные чинов­ники и служащие» раздела «Судебная власть» Конституции Греции. Обычно положения о нотариусах и нотариате вообще в Конституциях не содержатся. Между тем даже и включением норм о нотариате в разделы основных зако­нов, посвященные судебным органам не могут служить основанием для того,чтобы каким-либо образом включать нотариат в судебную систему. Впрочем, и ст. 92 Конституции Греции не дает для это­го оснований, поскольку в ней говорится прежде всего о сотрудниках секре­тариатов судов и прокуратур и особенностях их статуса как государственных служащих, а нотариусы и другие упомянутые выше должностные лица по ря­ду параметров приравниваются к таким сотрудникам.

Вместе с тем нотариусы, выполняя свои функции, могут способствовать отправлению правосудия. Например, в случае спора в суде нотариально удос­товеренный договор облегчает стороне доказывание своих прав, потому что содержание прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность их подписей, время совершения договора, официально подтвержденные нотари­усом, признаются бесспорно достоверными. Кроме того, нотариусы соверша­ют иные действия, среди них засвидетельствование верности документов и выписок из них, обеспечение доказательств, необходимых в случае возникно­вения дела в суде, свидетельствование нахождения гражданина в живых, при­нятие в депозит для передачи по принадлежности денежных сумм и ценных бумаг, свидетельствование нахождения человека в определенном месте и т.п.

Нотариат представляет собой совершенно самостоятельный институт. Исполняемые им функции показывают, что нотариат не участвует в государ­ственном управлении. Соответственно, нотариат даже в странах, где существует только государственный нотариат, представляет собой самостоя­тельный институт, не входящий ни в систему судебных, ни в систему адми­нистративных органов.

Таким образом, органы прокуратуры, полиции, нотариата и адвокатура, выполняя установленные законом функции, содействуют осуществлению судебной власти.

Многие новейшие конституции зарубежных стран учреждают органы судейского самоуправления, которые включаются в число органов, представляющих судебную власть несмотря на то, что судебных функций они не осуществляют. В Болгарии такой орган именуется Высшим судебным советом, во Франции и Италии Высшим советом магистратуры.

В их состав, как правило, входит председатель верховного суда, высшего административного суда, генеральный прокурор, министр юстиции, часть членов может быть назначена главой государства, в том числе по предложению парламента, другая часть может быть избрана на общегосударственном съезде судей.

Во Франции (также как и в ряде других стран) председатель Высшего совета магистратуры – Президент Республики, вице-председатель – министр юстиции, девять членов совета назначаются Президентом, Председателем Национального Собрания и Председателем Сената.

Органы судейского самоуправления решают вопросы подбора кандидатур для назначения на судейские должности (в ряде стран их и назначают), перемещения судей по должности, дисциплинарной ответственности их, а также инспектирует суды.

Согласно законодательству зарубежных стран в них функционируют органы и должностные лица, содействующие судебной власти. К ним относятся прокуроры, следователи, адвокаты, судебные исполнители, судебная полиция.

Прокуратура, функциями которой являются уголовное преследование лиц, совершивших преступления, поддержание от имени государства обвинения в суде, надзор за законностью предварительного расследования преступлений, содержания осужденных в местах лишения свободы, в некоторых странах (Испания, Италия) входит в состав судейского корпуса с функциональной автономией. В иерархии судебной власти Испании Генеральный прокурор занимает вторую позицию после Председателя Верховного трибунала. Назначается Генеральный прокурор Королем Испании по представлению председателя Правительства, с учетом мнения Генерального совета судебной власти.

В целом ряде стран прокуратура входит в состав Министерства юстиции, а в Польше, США Министр юстиции является одновременно и Генеральным прокурором. В Великобритании прокуратуры нет. На судебных процессах функции прокуроров выполняют адвокаты, а в особо важных уголовных делах – директор публичных слушаний.

Вопросы для самоконтроля:

1.Каков статус судебной власти среди иных ветвей власти государства?

2.Что такое судебная система? Каковы отличительные черты англосаксонской и континентальной моделей судебной системы?

3.Что такое апелляция, кассация, ревизия?

4.Охарактеризуйте основные конституционные принципы правосудия.

5.Что представляет собой высший совет магистратуры, порядок его формирования и полномочия?

6.Чем конституционное судопроизводство отличается от уголовного и гражданского?

Это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы. Этим объясняется то, что в состав конституционных институтов прокуратура обычно не входит: в конституциях демократических стран редко можно встретить упоминание о ней. Ее статус регулируется специальными законами о ее организации и судебно-процессуальным законодательством.

Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран:

страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции;

страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах;

страны, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту;

страны, где прокуратура вообще отсутствует.

Это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения. Адвокатура обычно представляет собой общественный институт, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями*. Конституции крайне редко упоминают об адвокатуре. Можно в качестве примера привести ст. 134 болгарской Конституции, согласно ч. 1 которой «адвокатура – свободная, независимая и самоуправляющаяся. Она помогает гражданам и юридическим лицам при защите их прав и законных интересов» (согласно ч. 2 организация и порядок деятельности адвокатуры регулируются законом).

3. Прочие вспомогательные органы и учреждения

Они также крайне редко находят свое регулирование в конституциях, однако примеры такого регулирования все же имеются.

Так, ст. 129 Конституции Румынии предусматривает судебную полицию, находящуюся на службе судебных инстанций; часть вторая ст. 137 Конституции Словении упоминает о нотариате как независимой службе, регулируемой законом; ст. 128 болгарской Конституции устанавливает, что следственные органы находятся в системе судебной власти и осуществляют предварительное производство по уголовным делам.

Это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы. Этим объясняется то, что в состав конституционных институтов прокуратура обычно не входит: в конституциях демократических стран редко можно встретить упоминание о ней. Ее статус регулируется специальными законами о ее организации и судебно-процессуальным законодательством.

Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран:

− страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции;

− страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах;

− страны, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту;

− страны, где прокуратура вообще отсутствует.

К первой группе стран относятся, в частности, США, Франция, Польша, Япония. Так, в США и Польше министр юстиции (в США-генеральный атторней) – это одновременно и генеральный прокурор. Ему подчинены нижестоящие прокуроры (атторней), причем в США наряду с системой федеральной прокуратуры в каждом штате действует своя система прокуратуры, возглавляемая генеральным атторнеем штата и не подчиненная прокуратуре федеральной. Федеральные прокуроры назначаются Президентом по представлению генерального атторнея по совету и с согласия Сената. В штатах прокуроров аналогичным образом назначают губернаторы.

Примечательно, что в Японии, где прокуроры обладают широкими дискреционными полномочиями в области судебного преследования (могут, в частности, по своему усмотрению прекращать дела), наряду с судебным контролем за их действиями существует и общественный: в каждом округе из числа избирателей по жребию составляется специальная комиссия по надзору за прокурорами.

Ко второй группе стран относятся, в частности, Испания, Италия. Так, в Испании согласно Закону № 50, которым регулируется органический статут Прокуратуры (Ministerio Fiscal), 1981 года, прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом публичного интереса в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса. Будучи включена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и иерархической зависимости и во всяком случае с принципами законности и беспристрастности (imparcialidad, что означает и непринадлежность к политическим партиям). Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня включительно. Возглавляет их генеральный прокурор государства, назначаемый Королем по представлению Правительства после заслушания мнения Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он считается следующим лицом после председателя Верховного трибунала.

Третью группу стран образуют социалистические страны. В этих странах на прокуратуру наряду с упомянутыми выше функциями чаще всего возлагался так называемый общий надзор за законностью, объектами которого были государственные органы (обычно начиная от министерств и ниже с исключением представительных органов), общественные объединения, хозяйственные организации, разного рода учреждения и физические лица. Начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, социалистические конституции неизменно регулируют статус прокуратуры как одного из важнейших государственных органов, хотя реально значение этого общего надзора ничтожно. Обычно социалистическая прокуратура – организационно обособленная система органов, возглавляемая генеральным прокурором, которого формально назначает парламент на срок своих полномочий или на более длительный срок и который формально же несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Он назначает нижестоящих прокуроров. Реально решения о назначении и смещении прокуроров принимаются коммунистическими партийными инстанциями.

Так, согласно Конституции КНДР (ст. 143–146), прокурорскую деятельность осуществляют Центральная прокуратура, провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные), уездные прокуратуры и специальные прокуратуры. В обязанности прокуратур входит:

1) надзор за точным исполнением государственных законов государственными органами, предприятиями, общественно-кооперативными организациями и гражданами;

2) надзор за непротиворечием постановлений и распоряжений государственных органов Конституции, законам, актам Президента, Центрального народного комитета, Постоянного совета Верховного народного собрания, Административного совета;

3) защита «власти рабочих и крестьян и социалистического строя» от любых посягательств, охрана государственной и общественно-кооперативной собственности, конституционных прав, жизни и имущества граждан (прокуратуры делают это, «разоблачая преступников и нарушителей закона и привлекая их к ответственности по закону»).

Деятельностью прокуратуры централизованно руководит Центральная прокуратура, которая назначает и освобождает от должности прокуроров. Председатель же Центральной прокуратуры в соответствии с п. 8 ст. 76 Конституции назначается и освобождается от должности Верховным народным собранием. Все прокуратуры подчиняются вышестоящим прокуратурам и Центральной прокуратуре, которая за свою деятельность ответственна перед Верховным народным собранием, Президентом и Центральным народным комитетом. Как видим, никакой, даже функциональной независимостью прокуратуры здесь, как говорится, и не пахнет. Достаточно вспомнить, что Верховное народное собрание заседает несколько дней в году (не говоря уже о его составе и принятых в нем нравах послушания) и что Центральный народный комитет возглавляется Президентом, и становится ясно, что прокуратура – всего лишь одна из карательных дланей Президента.

Действующая Конституция Китайской Народной Республики 1982 года организационно децентрализовала прокуратуру, органы которой призваны согласно ст. 129 осуществлять надзор за соблюдением законности. Согласно части второй ст. 101 Конституции местные собрания народных представителей уездной ступени и выше избирают и имеют право освобождать от должности главных прокуроров народных прокуратур соответствующей ступени; такое решение доводится до сведения вышестоящего главного прокурора и утверждается постоянным комитетом собрания народных представителей этой вышестоящей ступени. Все прокуратуры ответственны перед органами государственной власти (т.е. собраниями и их постоянными комитетами) своего уровня и вышестоящей прокуратурой, если таковая есть (ст. 133 Конституции).

В какой-то мере данная традиция проявилась и в новейших конституциях некоторых постсоциалистических стран. Так, в словацкой Конституции установлено, что прокуратура, охраняющая права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц и государства, возглавляется генеральным прокурором, которого назначает и отзывает Президент по предложению Национального совета.

Пример страны четвертой группы – Великобритания, где прокуратуры нет. Генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностное лицо – директор публичных слушаний*.

* См.: Бельсон Я.М. Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве. М.: ЮЛ, 1972. С. 23.

Адвокатура

Это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения. Адвокатура обычно представляет собой общественный институт, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями*. Конституции крайне редко упоминают об адвокатуре. Можно в качестве примера привести ст. 134 болгарской Конституции, согласно ч. 1 которой «адвокатура – свободная, независимая и самоуправляющаяся. Она помогает гражданам и юридическим лицам при защитеихправ и законных интересов» (согласно ч. 2 организация и порядок деятельности адвокатуры регулируются законом).

* См. подробнее: Судебные системы западных государств, с. 115–118; Организация и функции адвокатуры в зарубежных странах. Правовая помощь малоимущим (сост. Апарова Т.В.). Законодательство зарубежных стран. Обзорная информация. Вып. 3. М.: ВНИИ советского государственного строительства и законодательства, 1991. С. 24-49, 56-61.

Надо сказать, что, несмотря на отсутствие конституционного упоминания об адвокатуре в подавляющем большинстве стран, статус ее, как правило, регулируется законами. В качестве исключения можно упомянуть одну из двух адвокатских корпораций в Великобритании – барристеров, в организацию и деятельность которой государство традиционно не вмешивается. Эта привилегированная корпорация объединяет наиболее квалифицированных адвокатов, имеющих дело лишь с высшими судами. Наряду с ней существует другая корпорация – солиситоров, объединенных в Юридическое общество, статус которого регулируется Актом о солиситорах 1974 года. Солиситоры выступают обязательными посредниками между барристерами и клиентами, готовят дела для барристеров и сами ведут менее сложные дела. Они действуют под надзором Высокого и Апелляционного судов. Вообще надо отметить, что в Великобритании на любую должность в системе судебной власти можно попасть исключительно через адвокатуру. Адвокаты имеют преимущества и при назначениях на многие административные должности, а также на университетские кафедры.

В США наиболее влиятельным общенациональным объединением адвокатов является Американская ассоциация юристов. В штатах существуют свои адвокатские объединения. Единого закона, регулирующего адвокатскую деятельность, в США нет; действуют законодательство штатов, судебные правила, а в ряде штатов источником нормативного регулирования служат уставы адвокатских объединений.

Во Франции деятельность адвокатуры регулируется Законом о реформе некоторых судебных и юридических профессий 1971 года. Адвокаты объединены в автономные коллегии по судебным округам, а Национальная ассоциация адвокатов ведает лишь вопросами профессиональной этики, повышения квалификации и социального обеспечения адвокатов. Суд, при котором действует коллегия, контролирует прием в нее и исключение из ее состава.

В Германии статус адвокатуры регулируется Законом об адвокатуре 1959 года. В судебных округах высших судов земель и при Федеральной судебной палате создаются коллегии адвокатов, которые объединены в единую Федеральную палату адвокатов. Эти адвокатские объединения считаются публично-правовыми корпорациями и находятся под надзором ведомств юстиции – соответственно федерального и земель.

Услуги адвокатов весьма дороги, и законодательство в демократических странах обычно предусматривает льготы малоимущим вплоть до предоставления юридической помощи полностью за государственный счет. В некоторых странах есть для этого институт публичных адвокатов (не смешивать с государственными адвокатами – наименованием прокуроров в некоторых странах, например в Германии, Хорватии).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: