Может ли суд обязать законодательный орган субъекта рф принять закон

Обновлено: 25.04.2024

1. В соответствии с конституционным принципом разделения властей законодательный орган субъекта Российской Федерации и исполнительные органы субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.

2. Нормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, исполнительных органов субъекта Российской Федерации направляются в законодательный орган субъекта Российской Федерации в сроки, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

3. Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации или в исполнительные органы субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в части 2 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.

4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в законодательный орган субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного органа субъекта Российской Федерации либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.

5. Законодательный орган субъекта Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации планы законопроектной работы и проекты законов субъекта Российской Федерации.

6. На заседаниях законодательного органа субъекта Российской Федерации и его органов вправе присутствовать представители исполнительных органов субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

7. На заседаниях исполнительных органов субъекта Российской Федерации вправе присутствовать депутаты либо по поручению законодательного органа субъекта Российской Федерации или его председателя работники аппарата законодательного органа субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

8. Законодательный орган субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.

9. Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям исполнительных органов субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации

1. Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным органом субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для подписания и обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обнародует конституцию (устав), подписывает и обнародует закон субъекта Российской Федерации либо отклоняет закон в срок и в порядке, которые устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Такой срок не должен превышать четырнадцать дней с момента поступления соответствующего закона. В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации отклоненный закон возвращается в законодательный орган субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

3. В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

4. Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и подлежит подписанию и обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

5. Внесение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона субъекта Российской Федерации до его обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации приостанавливает течение срока для обнародования закона субъекта Российской Федерации до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу и исключает обнародование такого закона до вынесения указанного решения. В случае обнародования закона субъекта Российской Федерации до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.

6. Если в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, закон субъекта Российской Федерации до его обнародования признан в порядке, установленном федеральным конституционным законом, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данный закон не может быть обнародован (если закон не был подписан высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, он не может быть подписан), а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации отзывает свою подпись под данным законом и возвращает его в законодательный орган субъекта Российской Федерации для исключения из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.

7. Конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации не установлен другой порядок вступления их в силу.

Пленум ВС разъяснил правила КАС и АПК для оспаривания решений госорганов.
В порядке главы 22 КАС и главы 24 АПК можно оспорить решения, действия и бездействие госорганов, органов местного самоуправления, если это порождает правовые последствия для граждан и организаций. Это может быть установление запрета, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения требований госоргана. Формальные нарушения, если они не повлияли на права заявителя, не влекут признание их незаконными.
Акты налоговых или таможенных проверок самостоятельно не оспариваются, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. Это же касается документов, подтверждающих правовой статус гражданина, организации или правовой режим имущества (удостоверения, свидетельства, справки, протоколы). Оспорить можно только решение, принятое по этим документам. При этом требования о возмещении вреда от незаконных решений должны предъявляться отдельным иском.
Среди оспариваемых действий могут стать установка дорожных знаков, перенос пешеходного перехода, размещение информации в Интернете. Бездействием может быть нерассмотрение чиновником заявления или непринятие по нему решения.
Кроме госорганов и их должностных лиц ответчиком могут выступать органы без статуса юридического лица (экзаменационные или призывные комиссии), а также организации, наделенные отдельными публичными полномочиями (психиатрические больницы, медсанчасти ФСИН).
По правилам КАС и АПК не оспариваются решения, принятые в рамках уголовного дела или дела об административном правонарушении. Для этого предусмотрен иной порядок.
Независимо от названия заявления (исковое иди административное исковое) суд сам определяет, по каким правилам следует его рассматривать исходя из требования заявителя. Суд вправе сослаться на нормы права, не указанные в иске. Суд не связан доводами жалобы, так как он проверяет все имеющие значение для дела обстоятельства.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС" (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Главный редактор: Игнаткина В.В.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Г.Л.А., Г.Г.Н. на определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 2 октября 2009 года, которым им возвращено заявление о признании незаконным бездействия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Г.Л.А. и Г.Г.Н. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором указали на то, что они, являясь инвалидами второй группы, в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Однако на территории Санкт-Петербурга по настоящее время не принят закон, который определял бы порядок реализации данного права инвалидов. В этой связи просили признать незаконным бездействие Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, установив ему срок для принятия соответствующего закона.

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 2 октября 2009 года заявление Г.Л.А. и Г.Г.Н. возвращено, заявителям разъяснено право на обращение в районный суд Санкт-Петербурга в соответствии с правилами о подсудности.

В частной жалобе Г.Л.А., Г.Г.Н. ставят вопрос об отмене определения судьи, считая его незаконным.

Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление, если дело неподсудно данному суду.

Возвращая Г.Л.А. и Г.Г.Н. поданное ими заявление, судья исходил из того, что рассмотрение и разрешение данного заявления в компетенцию Санкт-Петербургского городского суда не входит, поскольку к категориям дел, указанных в статье 26 ГПК РФ, и подсудных суду города федерального значения, данное дело не относится.

Между тем, судья не учел, что требования Г.Л.А. и Г.Г.Н. о необходимости принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга закона, устанавливающего порядок и условия реализации права инвалидов на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Санкт-Петербурге, не могут быть рассмотрены судом в порядке гражданского судопроизводства, поскольку к его компетенции не относятся.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В силу подпункта "д" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется также в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является постоянно действующим и единственным органом законодательной власти Санкт-Петербурга.

По смыслу приведенных норм органы законодательной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд не может обязать высший законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принять, отменить или изменить какой-либо нормативный правовой акт.

В силу положений главы 24 ГПК РФ суд вправе по заявлению заинтересованных лиц проверить соответствие закона или нормативного правового акта, принятого органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, на соответствие федеральному закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу.

Какие-либо акты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга заявителями не оспариваются.

В силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

При таких обстоятельствах заявление Г.Л.А. и Г.Г.Н. не может быть принято к производству суда.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 2 октября 2009 года отменить, в принятии заявления Г.Л.А., Г.Г.Н. к производству суда отказать.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

​​​​​​​Разъясняет прокурор кассационного отдела Слесарева Е.Г.

Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение в зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и региональном уровнях.

Законотворческий процесс выступает связующим звеном между всеми ветвями власти. Дискреционным правомочием принятия закона обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, однако разработать проект закона, внести его, подписать и обнародовать, а в определенных случаях обязать изменить его могут различные органы публичной власти, строго определенные Конституцией Российской Федерации.

Конституционная инициатива (инициатива по предложению внесения изменений в текст Конституции РФ).

Статья 134 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов конституционной инициативы:

- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

- Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

- не менее 1/5 членов Совета Федерации;

- не менее 1/5 депутатов Государственной Думы.

Иные субъекты не вправе инициировать процедуру изменения Конституции РФ.

Законодательная инициатива на федеральном уровне.

Статья 104 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне:

- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

- члены Совета Федерации;

- депутаты Государственной Думы;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

- Конституционный Суд РФ (по вопросам своего ведения);

- Верховный Суд РФ (по вопросам своего ведения).

Иные субъекты не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.

Законодательная инициатива на уровне субъектов РФ.

Перечень субъектов законодательной инициативы на региональном уровне определяется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Как правило, к числу субъектов законодательной инициативы на уровне субъектов РФ относятся:

- депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

-депутатские объединения (фракции) и органы законодательного (представительного) органа субъекта РФ

- высшее должностное лицо субъекта РФ;

- высший исполнительный орган субъекта РФ;

- член Совета Федерации от субъекта РФ;

- представительные органы муниципальных образований субъекта РФ;

-избирательная комиссия субъекта РФ (в полном объеме или по вопросам своего ведения);

- уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

В отдельных субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы наделяются также:

- почетные граждане (например, в Санкт-Петербурге);

- совет муниципальных образований субъекта РФ;

-отдельные институты гражданского общества (ассоциации профсоюзов, общественная палата субъекта и др.);

- суды, функционирующие на территории субъекта РФ;

- региональные отделения политических партий.

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

23 августа 2021, 10:38

Право законодательной инициативы (Кассационный отдел)

​​​​​​​Разъясняет прокурор кассационного отдела Слесарева Е.Г.

Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение в зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и региональном уровнях.

Законотворческий процесс выступает связующим звеном между всеми ветвями власти. Дискреционным правомочием принятия закона обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, однако разработать проект закона, внести его, подписать и обнародовать, а в определенных случаях обязать изменить его могут различные органы публичной власти, строго определенные Конституцией Российской Федерации.

Конституционная инициатива (инициатива по предложению внесения изменений в текст Конституции РФ).

Статья 134 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов конституционной инициативы:

- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

- Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

- не менее 1/5 членов Совета Федерации;

- не менее 1/5 депутатов Государственной Думы.

Иные субъекты не вправе инициировать процедуру изменения Конституции РФ.

Законодательная инициатива на федеральном уровне.

Статья 104 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне:

- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

- члены Совета Федерации;

- депутаты Государственной Думы;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

- Конституционный Суд РФ (по вопросам своего ведения);

- Верховный Суд РФ (по вопросам своего ведения).

Иные субъекты не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.

Законодательная инициатива на уровне субъектов РФ.

Перечень субъектов законодательной инициативы на региональном уровне определяется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Как правило, к числу субъектов законодательной инициативы на уровне субъектов РФ относятся:

- депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

-депутатские объединения (фракции) и органы законодательного (представительного) органа субъекта РФ

- высшее должностное лицо субъекта РФ;

- высший исполнительный орган субъекта РФ;

- член Совета Федерации от субъекта РФ;

- представительные органы муниципальных образований субъекта РФ;

-избирательная комиссия субъекта РФ (в полном объеме или по вопросам своего ведения);

- уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

В отдельных субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы наделяются также:

- почетные граждане (например, в Санкт-Петербурге);

- совет муниципальных образований субъекта РФ;

-отдельные институты гражданского общества (ассоциации профсоюзов, общественная палата субъекта и др.);

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: