Виды арбитражных судов открытый

Обновлено: 23.04.2024

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

Структура арбитражных судов этого уровня

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации составляют такие его структурные подразделения, как:

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

Президиум имеется в каждом арбитражном суде субъекта Российской Федерации. Однако судебные коллегии в таком суде могут отсутствовать. В составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации

В состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации входят:

- председатель этого суда;

- председатели судебных составов;

- и введенные в состав президиума, утвержденные Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судьи.

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

1) по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

- утверждает членов судебных коллегий этого суда (п. 19 Регламента арбитражных судов РФ;

- решает вопросы перевода судей из одной судебной коллегии в другую (п. 22 Регламента арбитражных судов РФ);

- утверждает председателей судебных составов суда (п. 24 Регламента арбитражных судов РФ);

2) рассматривает вопросы судебной практики;

3) рассматривает вопросы организации работы суда (ст. 38 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", п. 62 Регламента арбитражных судов РФ).

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации созывается по мере необходимости. Он в состоянии решать стоящие перед ним вопросы лишь при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем суда.

Обзоры судебной практики, одобренные президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации, доводятся до сведения судей и работников аппарата этого суда.

Судебные коллегии и судебные составы (постоянные судебные присутствия) арбитражных судов субъектов Российской Федерации

В судах субъектов Российской Федерации могут создаваться следующие судебные коллегии:

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Однако, если численность судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации не позволяет сформировать судебные коллегии, в нем образуются только судебные составы.

Персональный состав судебных коллегий и его изменения утверждаются президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации по представлению председателя этого суда.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

1) рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

2) пересматривают по новым или вновь открывшимся обстоятельствам собственные судебные решения (ч. 1 ст. 310 АПК);

3) изучают и обобщают судебную практику;

4) разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

5) анализируют судебную статистику;

6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов РФ.

Аппарат арбитражного суда субъекта Российской Федерации

Общее руководство аппаратом арбитражного суда субъекта Российской Федерации осуществляет председатель этого арбитражного суда. Сам же аппарат арбитражного суда осуществляет организационное обеспечение деятельности данного суда. В частности, он:

1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;

9) организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.

Председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерации и их заместители

Компетенцию председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации составляют следующие полномочия. Он должен (вправе):

1) будучи судьей, осуществлять процессуальные полномочия, установленные АПК и КоАП;

2) организовывать деятельность арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

3) распределять обязанности между своими заместителями;

4) формировать судебные составы;

5) созывать президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации и председательствовать на его заседаниях, а также выносить на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" к ведению президиума и др.

Заместитель председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации одновременно возглавляет одну из судебных коллегий (постоянное судебное присутствие) этого суда.

Даже если вы очень порядочный ИП или у вас очень ответственное юрлицо, возможно, когда-нибудь вам придётся столкнуться с отечественной судебной системой. К чему готовиться? Начнем наш цикл статей с арбитражных судов.

Кому надо в арбитраж?

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью. В арбитражные суды с исками обращаются юридические лица и индивидуальные предприятия, в отдельных случаях в рассмотрении дел принимают участие госорганы и органы местного самоуправления субъектов РФ.

Ежегодно арбитражные суды России рассматривают по несколько сотен тысяч дел. Чаще всего это:

  • споры по договорам купли-продажи и предоставлении услуг,
  • споры о собственности и налогах,
  • споры о несостоятельности (банкротстве),
  • споры о кредитных договорах и договорах страхования,
  • споры о признании недействительными актов государственных и иных органов.

Какова иерархия арбитражных судов?

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды субъектов РФ – суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
  • специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).

Как понять, в какой именно арбитражный суд мне идти?

Абзац выше помог нам разобраться в том, что арбитражный суд есть в каждом регионе. Как правильно выбрать, в какой надо обратиться именно вам. Выбор зависит от ответчика – компании (ИП, госоргана), к которому вы подаете иск. Если в договоре с компанией, которого вы планируете «сделать» ответчиком в арбитраже указан конкретный суд – с иском надо обращаться туда. Если конкретизации в документе нет, то исходить надо из юридического адреса компании.

Что должен содержать иск в арбитраж?

письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Его подписывают истец или его представитель (юрист).

Сегодня иск можно подать в электронном виде, заполнив форму, размещенную на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет (хорошо, если к этому времени вы будете иметь аккаунт на госуслугах, процесс подачи иска пройдет для вас быстрее).

Согласно п. 2 ст. 125 АПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны:

  • Наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • Наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;
  • Наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  • Требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
  • Обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • Цена иска, если иск подлежит оценке;
  • Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  • Сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • Сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  • Перечень прилагаемых документов.

Сколько будет стоить суд?

Судебные расходы зависят от некоторых величин: госпошлина, оплата труда юриста, оплата труда привлекаемых специалистов (например, экспертов или оценщиков).

Госпошлину рассчитать быстрее всего. На сайте каждого регионального арбитража есть сервис «Калькулятор госпошлины». Пользоваться им очень просто.

Да, процедурное рассмотрение дел в арбитражных судах имеет четыре инстанции: суд первой инстанции, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции. Стоимость госпошлины в апелляционной и (или) кассационной инстанции отличается от суммы госпошлины за исковое заявление в первой инстанции.

Чем заканчивается производство по делу? Чего и когда ждать?

После рассмотрения дела судьи на судебном заседании огласят резолютивную часть решения, то есть выводы. Суд либо удовлетворит иск, либо откажет в его удовлетворении полностью или в части. На том же заседании судья укажет, кто и как будет покрывать судебные расходы, срок и порядок обжалования решения суда. Позднее вы получите судебное решение в полном объеме.

Это решение вступит в законную силу через месяц после изготовления. Тогда ответчик должен его исполнить. Сразу же, без ожиданий и проволочек.

Решение суда можно оспорить в апелляционной инстанции в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции решения. Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Если оппонент не исполнит решение, вы должны получить исполнительный лист и обратиться в службу судебных приставов-исполнителей. Приставы будут заниматься исполнением решения суда: они вправе наложить арест на счета ответчика в банках, обратить взыскание на его имущество (дачи, машины) и распродавать его.

И немного об истории арбитражных судов

Истории возникновения арбитражных судов можно и нужно посвятить отдельную статью. А в этом абзаце мы перечислим ключевые даты развития института.

14 мая 1832 года – создание коммерческих судов, которые являлись непосредственными предшественниками арбитражных судов Российской Федерации.

Каждый коммерческий суд ведал в пределах своего города, подсудность же распространялась на всех жителей и прибывших:

…ведомство каждого коммерческого суда простирается не далее того города, в котором он учрежден, и уезда одного, разве при самом учреждении суда или впоследствии к нему будут приписаны другие смежные города и уезды. Но подсудность по делам, подлежащим ведомству суда, распространяется как на жительствующих в том городе и уездах, так равно и на временно пребывающих в оные.

29 декабря 1917 года – вышел декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» все дела коммерческих судов распределили по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.
Понятие арбитражный суд появилось в 20х годах. Кстати, слово это имеет французское происхождение и означает «разрешение спора при посредничестве».

В 1922 году, согласно декрету ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями», для решения экономических споров учредили Высшую Арбитражную Комиссию. Она действовала при Совете Труда и Обороны. В её компетенциях было разрешать споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии не входили в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией.

В мае 1931 года – Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. Арбитраж должен был разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража – государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

В 1991 году – в РСФСР приняли закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Документ устанавливал систему Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Её составляли: Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.
В 1995 году – приняли важнейшие документы, определившие современную систему арбитражных судов в стране: ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

В 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Арбитражный суд По данной теме мы уже выполнили доклад Арбитражный процесс подробнее – это государственный орган, который действует на постоянной основе, и занимается процессами осуществления правосудия в сферах экономической и предпринимательской деятельности.

На территории Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , Арбитражный суд представлен в виде судебной власти, которая занимается процессами, связанными с рассмотрениями споров и прочих конфликтных ситуаций.

Виды Арбитражного суда

Все Арбитражные суды необходимы для грамотного функционирования города, области, района или округа. Особенно Арбитражные суды необходимы тем районам, на территории которых ведется какая – либо коммерческая, хозяйственная и трудовая деятельность. Кроме того, население, указанных ранее территориальных пунктов может обращаться за процессом рассмотрения спорных ситуаций в иные судебные организации:

  • Апелляционный суд По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Судейское усмотрение при принятии решений подробнее . Как правило, такие суды созданы в двойном количестве на один округ. Все исковые заявления, которые поданы в данную организацию в обязательном порядке проверяются.
  • Арбитражный суд округа. Такие суды создаются один на каждый округ. Дела, которые рассматриваются в его стенах, как правило, касаются компенсаций, и несоблюдение прав гражданина.
  • Суд по интеллектуальным полномочиям. Здесь рассматриваются все дела, которые касаются вопросов о несоблюдении полномочий интеллектуального уровня. Кроме того, суд рассматривает и процессы возмещения убытков.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи и функции Арбитражного суда в России

Сегодня можно точно выделить задачи, которые выполняет судебный орган под названием Арбитражный суд Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Арбитражный суд Российской Федерации подробнее :

  • Процесс защиты оспариваемых и нарушенных прав у законных лиц, которые представляют осуществление конкретной предпринимательской деятельности, а также иную экономическую деятельность.
  • Процесс обеспечения доступности правосудия в таких сферах, как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
  • Процесс справедливого публичного судебного разбирательства, которое происходит в разумные сроки.
  • Процесс укрепления законности, а также предупреждения правонарушений в самых различных сферах экономической деятельности и предпринимательства.
  • Процесс, который связан с формированием конкретного уважительного отношения к судебным организациям и закону страны.
  • Процесс содействия и дальнейшего развития деловых, а также партнерских отношений, и процесс формирования делового оборота.

При обращении в Арбитражные суды Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили отчёт по практике Преддипломная практика в Арбитражном суде Красноярского края подробнее важно не забывать об их функциональных возможностях. Арбитражные суды:

  1. занимаются процессами разрешения споров, которые возникли в результате осуществления экономической или предпринимательской деятельности.
  2. ведут статистику, и соответствующее осуществление анализа данных по конкретным сферам деятельности.
  3. занимаются процесса предупреждения нарушений, которые происходят на законодательном уровне в жизни общества и ее экономическом составляющем.
  4. занимаются процессами реализации и установления международных связей и прочих контактов, которые установлены в соответствии с законодательными нормами и актами, а также Федеральными законами Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Нормативно-правовые акты Российской Федерации подробнее .

Сами по себе Арбитражные суда на территории России были законодательно оформлены 1 октября 1991 года. Сегодня Арбитражные суды активно участвуют в процессе формирования гражданских отношений. Регулирование правовых полномочий формируется в Федеральном законе Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Законодательство Российской Федерации о статусе судей в апелляционных судах общей юрисдикции подробнее .

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 09.04.2017

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

В структуру арбитражных судов входят суды четырех уровней. Полномочия суда каждого уровня зависят от задач, стоящих перед судом и выполняемых им функций.

В статье 118 Конституции РФ установлено - правосудие осуществляется судом. Система арбитражных судов является федеральной, арбитражные суды входят в единую судебную систему России.

Процедура формирования, перечень полномочий и организация деятельности арбитражного суда регулируется:

  • Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее ,
  • законом «О судебной системе» По данной теме мы уже выполнили реферат законодательство о судебной системе подробнее ,
  • законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Правовое положение Верховного Суда РФ в судебной системе РФ подробнее ,
  • и иными нормативными актами.

Порядок судопроизводства в таких судах установлен в Арбитражном процессуальном кодексе По данной теме мы уже выполнили реферат Упрощенное производство в арбитражном процессе подробнее .

Итак, в систему арбитражных судов входят суды четырех уровней. Рассмотрим их особенности.

Верховный суд России

До 2014 года в нашей стране существовал высший Арбитражный Суд. Он был главным государственным органом при разрешении споров в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности.

02 апреля 2014 года он был упразднен. Вопросы, входившие в его компетенцию и подведомственность были переданы под юрисдикцию Верховного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее (ВС РФ). В связи с этим устанавливался переходный период длительностью шесть месяцев.

Готовые работы на аналогичную тему

Полномочия ВС РФ:

  • рассматривать в надзорном порядке решения Арбитражных судов РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Подсудность дел арбитражным судам подробнее пересмотр эти решений их по вновь открывшимся обстоятельствам обращения в Конституционной суд По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционная модель деятельности Прокуратуры РФ. подробнее с целью проведения проверки соответствия закона конституции,
  • изучение и обобщение практики,
  • дача разъяснений по проблемам судебной практики,
  • и другие полномочия.

Арбитражный суд округа (кассационный суд)

В компетенцию данного суда входит проверка законности вступивших в силу судебных решений арбитражных судов субъектов и арбитражных апелляционных судов. В России существуют следующие федеральные арбитражные суды (ФАС):

  • ФАС по Волго-Вятскому округу (г.Нижний Новгород)
  • ФАС по Восточно-Сибирскому округу (г. Иркутск)
  • ФАС по Дальневосточному округу (г. Хабаровск)
  • ФАС по Западно-Сибирскому округу (г. Тюмень)
  • ФАС по Московскому округу (г. Москва)
  • ФАС по Поволжскому округу (г. Казань)
  • ФАС по Северо-Западному округу (г. С-Петербург)
  • ФАС по Северо-Кавказскому округу (г. Краснодар)
  • ФАС по Уральскому округу (г. Екатеринбург)
  • ФАС по Центральному округу (г. Калуга).

Арбитражные суды апелляционной инстанции

Занимаются проверкой законности и обоснованности решений, вынесенных арбитражными судами по первой инстанции. В Российской Федерации существует двадцать апелляционных судов, в каждом округе располагаются две инстанции по апелляции. Суды данного уровня полномочны проверять как законность, так и обоснованность вынесенного решения. Другими словами, к их полномочиям относится право рассмотреть дело вновь по существу или же вернуть на новое рассмотрение в нижестоящий суд.

Арбитражные суды первой инстанции (субъекта)

В каждом субъекте действует арбитражный суд республики, края, области, города федерального значения, автономного округа или автономной области.

Арбитражный суд По данной теме мы уже выполнили доклад Арбитражный процесс подробнее субъекта рассматривает дело по первой инстанции, пересматривает ранее рассмотренные им дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Специальный суд по защите интеллектуальных прав

Специализированный суд, который действует с июля 2013 года, реализуя Постановление ВАС РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Суды РФ подробнее от 02 июля 2013 № 51. Данный суд располагает правомочиями по рассмотрению споров по с интеллектуальным правам. Выступает здесь как суд первой и кассационной инстанции. Например, к деятельности данного суда относятся дела о патентных правах, о правах на ноу-хау и др.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации - республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

Система арбитражных судов Российской федерации

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 "Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.", из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) - для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик - для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей - для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 "О Государственном арбитраже в СССР", была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 "Об арбитражном суде". Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) - ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения "О Федеральной налоговой службе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) - п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: