Опаснейший подводный камень для правосудия это предубеждение

Обновлено: 29.04.2024

Главные движущие силы, которые заставляют людей действовать, если их хорошенько рассмотреть, сводятся к двум: сластолюбию и тщеславию; если вы отнимете у первого то, что принадлежит второму, то обнаружите при окончательном рассмотрении, что все сводится почти что к одному только тщеславию.

(мотивация)

Пусть же родина явит себя общей матерью граждан; пусть выгоды, коими пользуются они в своей отчизне, сделают ее для них дорогою; пусть правительство оставит им в общественном управлении долю, достаточную для того, чтобы они чувствовали, что они у себя дома; и пусть законы будут в их глазах лишь поручительством за общую свободу.

(Родина)

Необходимым следствием порядка вещей становится то, что злой извлекает двойную выгоду: из собственной несправедливости и из честности других.

(зло, несправедливость, честность, выгода)

Принуждение и любовь не уживаются вместе, и нельзя наслаждаться по заказу.

(любовь, принуждение)

Наши истинные учителя - опыт и чувство.

(учитель, опыт, чувства)

С первой минуты жизни надо учиться быть достойными жить.

(жизнь)

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда.

(дружба)

Мужчина лучше женщины философствует о сердце человеческом, но женщина лучше его читает в сердце мужчин.

(мужчина, женщина, философия, сердце)

Глупец, которому повинуются, может, как и всякий другой, карать преступления - настоящий государственный деятель умеет их предупреждать; он утверждает свою достойную уважения власть не столько над поступками, сколько, в большей еще мере, над волею людей.

(преступление, власть, управление, правитель)

Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо - это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться - вы зависите от других. Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу.

(государство, независимость)

Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые.

(жизнь)

Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему.

(доброта)

Трудись для того, чтоб наслаждаться.

Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.

(друг, враг)

Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.

Автор обращает внимание на проблему объективности суда. Смысл высказывания заключается в том, что правосудие должно осуществляться согласно федеральным законам и принципам судебных, правовых органов, а не основываться на предрассудках и субъективном мнении судьи.

Действительно, принципы суда подразумевают независимость судей, равенство всех перед законом.

Пренебрегая ими, суд нарушает права человека, способствуют судебному произволу, несправедливому осуществлению правосудия. При вынесении приговора судья не должен руководствоваться предубеждением – предвзятым отрицательным отношением к осужденному, поскольку подобная халатность и непрофессиональность может привести к тому, что люди оказываются незаслуженно осуждены, а их жизни – разрушены.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к роману Харпер Ли «Убить пересмешника». Адвокат по имени Аттикус Финч берется за дело Тома Робинсона, чернокожего человека, осужденного за изнасилование женщины. Несмотря на то, что Аттикус предоставляет весомые доказательства его невиновности, уличает сторону обвинения в даче ложных показаний, присяжные все равно осуждают Тома. Так, из-за расовой дискриминации и предубеждений суд подвергает наказанию совершенно невиновного человека.

Другим примером, подтверждающим сказанное, может служить фильм Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». Двенадцать присяжных должны единогласно принять решение о том, виновен ли подросток в убийстве своего отца. В процессе разбирательства присяжные развенчивают улики, которые ранее казались неопровержимыми и убеждаются в непричастности мальчика к преступлению. Лишь один присяжный до последнего остается непреклонным, поскольку у него были сложные отношения с сыном, однако в итоге он все-таки присоединяется к остальным. Так, судьба подростка напрямую зависела от того, сможет ли присяжный переступить через свое предубеждение.

Таким образом, при вынесении приговора судьи должны опираться исключительно на закон и факты, а не на личное мнение или предвзятое отношение. В противном случае, они препятствуют осуществлению справедливого правосудия, что влечет негативные последствия для подсудимых.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Французский мыслитель затрагивает идею важности непредвзятости правосудия. Эта проблема очень актуальна в наше время, так как гуманизм и равноправие требует защиты прав каждого человека, но при этом порой невиновные люди оказываются осуждёнными за преступления, которых на самом деле не совершали. Смысл высказывания заключается в том, что вынесение приговора на основании предубеждения к подсудимому разрушает сам принцип правосудия — то есть справедливого суда.

На мой взгляд, автор совершенно прав в своих рассуждениях.

Судебное решение должно быть основано исключительно на объективных доказательствах вины, а не на личном отношении судьи к подсудимому. Основными принципами судопроизводство являются принципы равенства перед законом, гуманизма, состязательности, объективности. А главное — презумпция невиновности, то есть признание человека невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана. Внешность, голословные утверждения и даже совершённые в прошлом преступления не являются причиной для вынесения приговора. В случае, если этот принцип нарушается, невиновный человек может оказаться в тюрьме, а преступник — на свободе.

В качестве примера можно привести современный судебный уголовный процесс. После возбуждения уголовного дела проводится расследование преступления, собираются улики, опрашиваются свидетели, и лишь потом дело передаётся в суд. Во время судебного заседания даётся слово прокурору, подсудимому или его адвокату, свидетелям. Предъявляются собранные доказательства. И лишь потом суд выносит своё решение.

Антиаргументом могут служить судебные процессы времён коллективизации в России. Приговор выносился «революционными тройками», а не законными судьями. Часто члены троек даже не искали доказательств виновности, а опирались лишь на доносы или личное мнение о подсудимом. Это разрушало сам смысл судебного процесса и делало его зависимым исключительно от воли случайных людей.

В заключение хочу сказать, что презумпция невиновности — действительно основа всего правосудия, защищающая права каждого человека. И её нарушение недопустимо, так как ведёт к осуждению невиновного.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Известный мыслитель эпохи Просвещения, Жан-Жак Руссо, посвятил своё высказывание проблеме объективности правосудия. Он утверждает, что главными врагами правосудия являются предубеждения, субъективизм судей и других лиц, участвующих в судебном процессе. По его мнению, в вопросе правосудия нет места личным предубеждениям и предрассудкам, которые сопровождают нас всю жизнь. Объективность, непредвзятость, следование законам и принципам судебной и следственной деятельности – это черты грамотного и успешного правосудия.

Я полностью согласна с Ж.-Ж. Руссо. Действительно, правосудие не должно основываться на предубеждениях. Оно должно быть объективным и неподкупным, следовать букве закона и никогда не отклоняться от неё. В противном случае, система перестанет действовать, и на смену порядку придёт хаос, который разрушит общественное спокойствие и приведет к страданиям ни в чём невиновных людей.

Рассмотрим проблему наличия предубеждений в системе правосудия с точки зрения теории. Для этого обратимся к таким понятиям, как “правосудие”, “предубеждение”, а также подробно остановимся на принципах правосудия.

Правосудие — это вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, результатом которой является судебная власть.

Предубеждение — это предвзятое, заранее сложившееся, как правило, отрицательное мнение.

К основным принципам правосудия смело можно отнести: законность, справедливость, независимость судей, равенства всех перед судом и законом, состязательность сторон, гласность, презумпция невиновности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Данный перечень абсолютно точно дискредитирует наличие предубеждений в судебной системе и гарантирует справедливость и непредвзятость судей и других людей, так или иначе задействованных в осуществлении правосудия.

Для подтверждения своих суждения обращусь к мировой литературе и кинематографу.

В качестве первого примера-аргумента приведу сюжет романа “Убить пересмешника” Харпера Ли. За дело темнокожего мужчины, Тома Робинсона, берётся адвокат Аттикус Финч, однако дело обречено на провал. Причиной этому предвзятость суда, которая базировалась на расовых предубеждениях, и всё это несмотря на блестящую защиту и все предоставленные доказательства невиновности Т. Робинсона. Вот так предвзятость суда способна сломать жизнь человеку, который даже не виновен в том, в чём его обвиняют.

Другим примером можно считать фильм “Двенадцать разгневанных мужчин”, режиссёром которого является известный Сидни Люмет. В центре событий 12 присяжных, которые должны принять решение относительно виновности или невиновности парня, обвиняемого в убийстве собственного отца. На протяжении всей кинокартины присяжные анализируют улики, представленные обвинением и развенчивают их, приходя к выводу о том, что парень и невиновен вовсе. Однако так думают не все, один из присяжных был непреклонен до самого конца, но в итоге сдался, переступил через свои убеждения и спас молодого человека от наказания. Его предубеждения строились на личных отношениях с сыном, которые были не самыми теплыми. Вот так предвзятость одного из присяжных чуть не сломала человеку жизнь.

Проанализировав теоретическую базу и приведя практические примеры, я могу сделать вывод о том, что Жан-Жак Руссо был абсолютно прав: предубеждения способны стать опаснейшим врагом для правосудия. Они могут сломать жизнь невиновным людям и привести к хаосу во всех сферах жизни общества.

«В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». (Б. Чичерин).

«Власть и право нераздельно связаны между собой и вместе с тем находятся в постоянной борьбе». (Б. Вышеславцев)

«Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности» (Ш. Монтескье).

«Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение». (Л. Н. Толстой)

«Все должны понять, что жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаясь его обойти» (В.В. Путин)

« В сущности, название и образ правления не имеют никакой важности: если только правосудие оказывается всем гражданам, если они уравнены в правах, государство управляется хорошо». (Наполеон I Бонапарт)

«Вся жизнь человека и вся его судьба слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить – значит, для человека жить правосознанием…» (И.А. Ильин)

«Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б.П. Вышеславцев).

«В уголовном деле никто не осуждается в его отсутствии, а также никто отсутствующий не может обвинять через другого или быть обвинённым». (Юлий Павел)

«Для общества важно, чтобы каждый его член энергично защищал свои права … но тем более заинтересовано оно в том, чтобы правовая сторона одержала верх …» (Е.В. Васьковский)

«Для правосудия является бедствием, когда в приговорах решение зависит от личного произвола». (А.Ф. Кони)

«Добродетель и порок, моральное добро и зло — во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества». (Вольтер)

«Доказательство должен представить тот, кто утверждает, а не тот, кто отрицает». (Положение римского права)

«Если бы мне пришлось оценить два положения: «не делай беззакония» и «не сноси беззакония», по их практической важности для общежития, то я сказал бы, что на первом месте должно стоять правило «не сноси беззакония», а «не делай его» — на втором». (Рудольф Иеринг)

«Если закон не встречает уважения в глазах блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин).

«Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». (B.C. Соловьёв)

«Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества». (С. Джонсон)

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

«Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности» (И. Кант).

«Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше». (Демокрит)

«Законы, в сущности, бесполезны как для дурных людей, так и для хороших. Первые от них не становятся лучше, вторые же – не нуждаются в них» (Демокрит)

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». (Вольтер)

«Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла». (Т. Джефферсон)

«Законы подобны паутине: если в них попадет бессильный и легкий, они выдержат, если большой — он разорвет их и вырвется» (Солон)

«Законы — прекраснейшее изобретение разума, но, обеспечивая народам покой, они умаляют их свободу». (Л. Вовенарг)

«Законы — это выражение и "свидетельства" достижений культуры, цивилизации, позволяющие решать крупные задачи общества». (С.С. Алексеев)

«Закон — это союз просвещённости и силы: вторую в подобный союз привносит народ, первую — правительство». (А. Ривароль)

«Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». (Р. Иеринг)

«Знание законов заключается не в том, чтобы понимать их слова, а в том, чтобы понимать их смысл». (Латинское юридическое изречение)
«Знать законы — значит, воспринять не их слова, но их содержание и значение». (Юстиниан)

«Искусство судопроизводства в сущности есть не что иное, как искусство пользоваться доказательствами». (И. Бентам)

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены за конам». (Ж. Даламбер)

«Истинные законы покоятся в человеческой природе; кто действует вопреки им, тот испытывает на себе последствия этого» (А. Эйнзидель).

«Когда авторитет законов захватывает не только поступки, но и мнения, всё законодательство становится на слишком опасную почву, и в то же время страдает индивидуальность и независимость каждого». (Г. Бокль)

«Когда в законах признаются произвол, насилие, своеволие, то право немногим отличается от прямого произвола власти» (С.С. Алексеев)

«Когда человек хочет убить тигра, он называет это спортом; когда тигр хочет убить его самого, человек называет это кровожадностью. Разница между преступлением и правосудием ничуть не больше» (Б. Шоу)

«Когда я собираюсь ехать в какую-либо страну, я не смотрю, какие там законы; я смотрю на то, как они там реализуются» (Ш. Монтескьё)

«Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано всё сооружение государственного здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия». (П. Пестель)

«Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений» (А.В. Суворов).

«Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». (Ж.-Ж. Руссо)

«Мы с удовольствием слушаем тех, кто напоминает нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях» (Э. Бёрк)

«Назначение законов – охранять от того, что люди могли бы сделать, а не выжидать, что они сделают» (Юниус)

«Наказанный преступник - это пример для всех негодяев; невинно осужденный — это вопрос совести для всех честных людей» (Ж. Лабрюйер).

«Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка». (Б.А. Кистяковский)

«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения в законодательстве» (Г. Филдинг)

«На суде исследуется не только то, что добыто на предварительном следствии, но и как оно добыто». (А. Ф. Кони)

«Не быть подчинённым никакому закону – значит быть лишённым самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих» (Г. Гейне)

«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». (Т. Карлейль)

«Нельзя утверждать, что вина — ответственность. Ответственность есть последствие вины: если есть вина, то есть ответственность, но ответственность . мыслима и там, где вины нет». (Г.Ф. Шершеневич)

«Никто ещё из уважения к праву не отказывался от власти и применения силы, если представлялся случай» (Фукидид)

«Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принуждён подчиняться законам брака, раз он вступил в брак». (К. Маркс)

«Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж. Маритен).

«Оденьте преступление в золото – и крепкое копьё правосудия переломится, не поранив; оденьте в рубище – его пронзит и соломинка пигмея» (У. Шекспир)

«Один несправедливый приговор влечет большие бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми; последние портят только ручьи, только одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья портит самый источник» (Френсис Бэкон).

«Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии». (Ас-Самараканди)

«От правосудия зависит общественный порядок. Поэтому по праву место судей — в первом ряду общественной иерархии. Поэтому никакие почести и знаки уважения не могут считаться для них чрезмерными». (Наполеон Бонапарт)

«Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи … даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей» (К. Маркс)

«Права влекут за собой обязанности». (Юридическое изречение)
«Правовые нормы и знания о них являются своего рода одеждой бизнеса». (Т.В. Кашанина)

«Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия» (Е.А. Лукашева)

«Право ничто – если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций» (Л.С. Явич)

«Право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко». (Положение римского права)

«Правозаконность — одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации» (Ф. Хайек).

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой». (Г. Ламенэ)

«Право и нравственность определяют две разные области человеческой свободы: первое касается исключительно внешних действий, вторая даёт закон внутренним побуждениям» (Б.Н. Чичерин)

«Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» (И. Кант).

«Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры» (Д. Фонвизин)

«Прощая слишком много виноватому, совершаешь несправедливость по отношению к невиновному». (Б. Кастильоне)

«Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности, под флагом справедливости». (Ш. Монтескьё)

«Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом». (Юстиниан)

«Сила государственных законов как права заключается в возможно большем соответствии их воле, интересам и идеалам не властвующего, а подвластных». (Н.И. Палиенко)

«Сильная власть грядущей России быть не внеправовая и не сверхправовая, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права — всенародному правопорядку» (И. Ильин).
«Следы многих преступлений ведут в будущее» (Е. Лец)

«Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». (В. Гюго)

«Строить право не, значит, придумывать новые законы и подавлять беспорядки; но, значит, воспитывать верное и всё более углубляющееся и крепнущее правосознание». (И. Ильин)

«Суровость кары за преступление есть научение добродетельной и осторожной жизни». (Цецилий Африканус)

«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (В.С. Соловьёв)

«Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону» (У. Черчилль)

«То, что связано с законом, даёт право. Но само по себе это право не является ни правом разума, ни правом справедливости; это право силы». (Ж. де Ламетри)

«Урегулирование всех параметров бизнеса с помощью закона — дело бесперспективное и даже вредное». (Т.В. Кашанина)

«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушить». (И.В. Гёте)
«Хорошие законы порождены дурными нравами» (Тацит).

«Человек имеет правосознание независимо от того, знает ли он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением» (И.А. Ильин)

«Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознаёт, что, кроме него, на свете есть другие люди» (И. Ильин)

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан» (С. Смайлс).

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон).

«Я также придерживаюсь принципа: задержка в отправлении правосудия равнозначна отказу в нём» (Р. Сингер)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: