Кто из богов поддерживает ореста и добивается его оправдания на суде богов

Обновлено: 02.05.2024

Одним из самых ярких сюжетов в жизнеописании Ореста являются его страдания и преследования эриниями. Считается, что ему мстили за убийство матери. Но поскольку мы поняли, что «убийство» Клитемнестры-Богородицы было символическим, то следует поискать другое объяснение страданиям Ореста. Все сразу становится на свои места, как только мы обнаруживаем, что Орест — это отражение Христа. А ведь Страсти Христа хорошо известны. Обратимся теперь к «античному» орестовскому мифу.

Тела Клитемнестры и Эгисфа были захоронены за городской стеной. «Орест и Пилад остались сторожить могилу Клитемнестры, чтобы никто не посмел ограбить ее. Однако… перед ними появились змееволосые, собакоголовые эринии с крыльями, как у летучих мышей, и громко щелкающими кнутами. Обезумев от их яростных нападок, от которых не спасал роговой лук Аполлона, Орест пал без чувств на ложе и оставался на нем с закутанной в плащ головой в течение шести дней, не принимая еды и не умываясь.

Прибывший к этому времени из Спарты Тиндарей обвинил Ореста в матереубийстве, призывая микенских старейшин ВЫСТУПИТЬ В КАЧЕСТВЕ СУДЕЙ. Он потребовал, чтобы ДО РЕШЕНИЯ СУДА никто не смел заговаривать ни с Орестом, ни с Электрой и не давать им ни крова, ни огня, ни воды. Оресту не дали даже обмыть перепачканные кровью руки. Вдоль микенских улиц стояли вооруженные жители, а сын Навплия Эакс обрадовался возможности выступить против детей Агамемнона…

Дело же повернулось так, что теперь хочешь не хочешь, а и Ореста, и Электру… следовало забросать камнями…

Менелай добился от суда нужного (осуждающего — Авт.) приговора. Но красноречивые мольбы Ореста, который присутствовал на суде и ЧУВСТВОВАЛ ПОДДЕРЖКУ ПИЛАДА… заставили суд изменить решение о приговорить его к самоубийству. Из суда Ореста увел ПИЛАД, БЛАГОРОДСТВО КОТОРОГО не позволило ему покинуть Ореста и Электру…

С лавровой ветвью… и венком, которые были признаком того, что он находится под защитой Аполлона, Орест отправился в Дельфы, все еще преследуемый эриниями. ПИФИЙСКАЯ ЖРИЦА ПРИШЛА В УЖАС ПРИ ВИДЕ ОРЕСТА, РАСПРОСТЕРТОГО В ПОЗЕ ПРОСИТЕЛЯ НА МРАМОРНОМ ОМФАЛЕ, ПЕРЕПАЧКАННОМ КРОВЬЮ С ЕГО НЕОМЫТЫХ РУК, и спящих рядом с ним ужасных черных эриний. Однако Аполлон убедил жрицу, что обещал выступить на стороне Ореста, КОТОРОМУ ПОВЕЛЕЛ МУЖЕСТВЕННО ВСТРЕТИТЬ ВСЕ МУКИ…

Пока эринии крепко спали, Орест бежал от них… (однако эринии — Авт.) возобновили свое преследование, невзирая на угрозы Аполлона уничтожить их всех…

Изгнание Ореста продолжалось год… Он бродил по разным землям, плавал по разным морям, преследуемый неустанными эриниями… и вскоре он стал терять рассудок» [196:2], с. 321–322.


Рис. 6.18. Молящийся Орест. Вверху и слева — преследующие его эринии. Взято из [524:1], с. 116, илл. 105.


Рис. 6.19. Орест, преследуемый фуриями. Взято из [524:1], с. 116, илл. 106.


Рис. 6.20. «Угрызения совести Ореста». Картина Хеннекена. Лувр. Взято из [524:1], с. 117, илл. 107.

• Орестовский миф подробно описывает страдания Ореста. Его преследуют, он перепачкан кровью, от истязаний начинает даже терять рассудок. Несколько дней ему не дают еды, Оресту нельзя умыться. Преследователей много. Это не только страшные эринии-фурии, но и много людей, пытающихся осудить и убить Ореста-Христа. В руках у эриний — щелкающие кнуты. Сразу вспоминаются сцены бичевания Христа. Многочисленные иконы и картины изображают избиение Иисуса бичами.

• Происходит суд над Орестом. Против него выдвинуты тяжкие обвинения, судьи настроены против Ореста и приговаривают его к самоубийству. Это — отражение суда над Христом. Сначала у прокуратора Пилата, а потом у иудейского царя Ирода. Исход суда известен: Христа приговорили к смерти.

• «Античный» миф вновь подчеркивает доброжелательность Пилада (Пилата) по отношению к Оресту (Христу). Все верно: евангельский Пилат старался спасти Христа от казни. Хотя и безуспешно.

• Появляется Аполлон-Христос, выступающий в защиту Ореста-Христа. Здесь два отражения Андроника-Христа «встретились» на страницах старинного жизнеописания.

• Интересно, что в орестовском мифе тут упоминается АПОЛЛОНОВСКИЙ ОМФАЛ, то есть «камень» (или скала), связанный с рождением Христа. Выше мы показали, что «омфал» — это воспоминание о мысе Фиолент, где родился Иисус. И вот мы видим, что именно на этом омфале теперь распростерся Орест. Тем самым, «омфал Иисуса» напрямую связали с Орестом-Христом.

• Важным обстоятельством является то, что суд над Орестом (Христом) происходит на фоне восстания в столице (якобы Микенах). На улицах буйствуют вооруженные люди. Они выламывают ворота, собираются поджечь царский дворец. Захвачены заложники. Скорее всего, перед нами — картина кровавого мятежа в Царь-Граде 1185 года, в ходе которого был схвачен, осужден и казнен император Андроник-Христос. Он же Орест.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Страдания Чо

Страдания Чо Чо прибыл в Соединенные Штаты в возрасте восьми лет с родителями и сестрой Сан. Отчет психиатра о психическом здоровье Чо Сын Хи опубликован на сайте правительства Вирджинии как часть доклада «Массовые расстрелы в Вирджинии». Доклад комиссии показывает

Страдания «чартистов»

Страдания «чартистов» Однако основная критика Фамы была направлена на людей, которых он называл «чартистами», – людей, заявляющих о своей способности предсказать направление движения цен на акции (Фама и сам в свое время безуспешно пытался это делать), основываясь

Страдания молодого Ветрова

Страдания молодого Ветрова Лагерный путь Солженицына впечатляет. Впрочем, опять слово Бушину, лучше него не скажешь:«Прохиндей в страхе перед войной, которая, по его убеждению, непременно начнется — и какая! — между СССР и его союзниками сразу после разгрома Германии,

Нефтяные страдания

Нефтяные страдания Тяжелая борьба вашингтонской администрации за снижение мировых цен на нефть длилась уже четвертый год, но никак не приносила плодов. И здесь восемьдесят четвертый ничего не решил.В начале года окружение Рейгана опасалось возможного подорожания

Глава 6. Известная «античная» история Ореста и Ифигении — это жизнеописание Христа и Богоматери

Глава 6. Известная «античная» история Ореста и Ифигении — это жизнеописание Христа и Богоматери 1. Ифигения в Тавриде = Крыму История Ореста была весьма популярна в «античности». Ее рассказывали такие известные авторы, как Гомер, Еврипид, Эсхил, Аполлодор, Гигин, Софокл,

2. Бегство Ифигении, Ореста и Пилада — это бегство Святого Семейства в Египет

2. Бегство Ифигении, Ореста и Пилада — это бегство Святого Семейства в Египет В Крыму=Тавриде, во время пребывания там Ифигении (Девы Марии) правил царь тавров Фоант, сын Диониса и Ариадны. Как мы вскоре увидим, он является отражением евангельского злого царя Ирода,

4. История Ореста — это история Христа

4. История Ореста — это история Христа Продолжим движение по мифу об Оресте. Сразу скажем, что хотя суть дела стала уже ясна, однако отдельные фрагменты истории Христа здесь переставлены между собой. Поэтому кое-где нарушена хронология событий. То, что, по Евангелиям,

7. «Воскресение» Ореста Будто бы повторный суд Смерть Иуды

7. «Воскресение» Ореста Будто бы повторный суд Смерть Иуды После описанного выше жертвоприношения Ореста-Христа на кургане-могиле, «античное» сказание сообщает, что, тем не менее, Орест остался ЖИВ. Получается, что он «воскрес». Это согласуется с евангельским рассказом,

Зачем нам новые страдания?

Зачем нам новые страдания? Пришло время жить. И нам, русским людям, пора заставить собственное правительство научиться считаться с человеческой жизнью. Сегодня необходим ряд мер, направленных как на преодоление глубокого демографического кризиса, так и на улучшение

Страдания по России

Страдания по России Это, собственно, не вопрос — отчего мы так легко расстаемся с отечественными талантами и так последовательно снабжаем ими Америку и Западную Европу, — поскольку ответ на него слишком уж очевиден: оттого, что талант в России есть сам по себе отрицание

VI Бог страдания и избытка сил

Продуктивные страдания

Продуктивные страдания К счастью, Борден не знал, что в Европе неоднократно пытались сгустить молоко. Результаты были настолько неудачны, что от этой идеи отказались. Но неосведомленный Борден был полон энтузиазма.Сначала он пытался просто кипятить молоко в открытой

Страдания в кадре

Продуктивные страдания

Продуктивные страдания К счастью, Борден не знал, что в Европе неоднократно пытались сгустить молоко. Результаты были настолько неудачны, что от этой идеи отказались. Но неосведомленный Борден был полон энтузиазма.Сначала он пытался просто кипятить молоко в открытой

Возможен ли Бог в мире страдания

Возможен ли Бог в мире страдания На вопросы «Эксперта» отвечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. Разговор о благотворительности вывел нас на очень острую

Рассмотрим дело Ореста?
Эсхил в "Эвменидах" описывает суд над Орестом. Выбранные Афиной граждане Города, достойные доверия, выслушали обе стороны и затем положили камешки в две урны, "за" и "против". Голоса распределились поровну. Афина положина камешек в оправдание Ореста, и таким образом юноша избавился от эскорта Фурий.
Если бы вы были на том суде. если бы вы были древним афинянином, вы бы признали Ореста виновным или невиновным? А если судить с позиций современности?

Напомню дело Ореста (опираясь для легкости на того же Эсхила).
читать дальше На свадебном пиру Фетиды и Пелея появляется яблоко раздора; три богини из-за него спорят; Парис из Трои выносит решение в пользу Афродиты и за это получает любовь прекрасной Елены.
В Микенах и Спарте правят соответственно два брата из рода Атридов: Агамемнон и Менелай. Елена - жена Менелая. Парис похищает её, и два брата идут войной на Трою. Чтобы вернуть жену Менелая и заодно сокровищ награбить.
Агамемнон убивает священную лань Артемиды, и ветер не дает флоту отплыть. Тогда, обманом заставив жену Клитемнестру (сестру Елены) вместе с дочерью Ифигенией прибыть к войску, обещав посватать дочь за Ахилла, Агамемнон приносит Ифигению в жертву Артемиде: другой богиня бы не приняла.
После победы в Трое победоносный Агамемнон возвращается домой. Его жена Клитемнестра уже даво водит шашни с родичем Эгисфом. Сын Клитемнестры и Агамемнона Орест находится в изгнании. Клитемнестра убивает Агамемнона и воцаряется с Эгисфом. Она говорит, что отомстила за убийство Ифигении.
Аполлон велит Оресту вернуться в дом и отомстить за смерть отца: если кровный родственик останется неотомщенным, Ореста будут преследовать страшные кары. Аполлон внушает Оресту, что тот должен убить мать.
Орест возвращается и при помощи сестры Электры исполняет задуманное. Он убивает Эгисфа и мать Клитемнестру.
Фурии Клитемнестры гонят Ореста до самых Дельф, а потом до Афин, где по совету Аполлона Орест просит помощи у Афины. И тут начинается суд.

Аргументы фурий Клитемнестры: 1. если оправдать матереубийство один раз, это создаст прецедент для дальнейшего смертоубийства
2. Клитемнестра убила не кровного родственника (мужа), мстя за кровного (дочь).
3. Нельзя утверждать, что отец дороже матери, потому что сам Зевс со своим отцом очень нехорошо поступил.

Аргументы Ореста: 1. Если бы он бездействовал, то его преследовал бы неуспокоенный дух отца.
2. Аполлон убедил его, что совершенно необходимо поступить именно так.

Аполлон признает себя сообщником, что усложняет всё дело: Фурий должны бояться и боги и смертные равно. Если Орест будет оправдан, то это ущемляет власть фурий над Богами.
Напомню, что ребенок считался произведением только отцовского семени, которое "на хранение" поступало в утробу матери, вынашивающей плод.

(Orestes, Ορέστης). Сын Агамемнона и Клитемнестры, спасенный своей сестрой Электрой от смерти после убиения Агамемнона Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом. Он отправился в Фокиду, к царю Строфию, женатому на сестре Агамемнона, Анаксибии. Здесь он вступил в дружбу с Пиладом, сыном Строфия. Затем он вернулся в Микены и убил мать свою и Эгисфа в отмщение за смерть отца. За тяжкое преступление материубийства он подвергся преследованию эринний и впал в бешенство. По совету Аполлона Орест, чтобы избавиться от страшных эринний, отправляется вместе с Пиладом в Херсонес Таврический, чтобы привезти оттуда изображение Артемиды. В Тавриде он был схвачен и должен был быть принесен в жертву богине, согласно местным обычаям относительно чужестранцев. Но жрицей Артемиды была сестра Ореста Ифигения, которая узнала его и бежала с Орестом и Пиладом, взяв с собой статую Артемиды. Прибыв в Грецию, Орест сделался царем Микен и женился на Гермионе, дочери Менелая и Елены, Пилад женился на Электре.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

('Ορέστης), в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитеместры. После того как Агамемнон был убит Клитеместрой и Эгисфом, сестра О. Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде у царя Строфия, женатого на тётке О.- Анаксибии. Здесь возникла дружба между О. и его сверстником Пиладом, сыном Строфия. Когда О. стал совершеннолетним, он получил от дельфийского оракула приказ отомстить за смерть отца. Согласно «Орестее» Эсхила, преследуемый за пролитие им крови матери богинями мести эриниями, О. обращается по совету Аполлона за помощью к Афине, которая передаёт дело об убийстве Клитеместры на рассмотрение созываемого ею специального суда афинских старейшин (ареопага) на холме Ареса в Афинах. Благодаря заступничеству самой Афины, отстаивающей главенствующую роль мужчины в семье и государстве, голоса делятся поровну, что по условиям афинского суда означает оправдание О. По другому варианту, О. должен был для своего оправдания доставить в Грецию из Тавриды (где встретился с сестрой Ифигенией) деревянный кумир богини Артемиды (Eur. Iphig. T. 77-92). В других трагедиях Еврипида («Электра», «Орест») поступок О. лишается всякого героического ореола и сам он изображается душевнобольным человеком, способным на новые акты бессмысленной жестокости. О. царствовал после Менелая в Спарте, а поздние источники (Apollod. epit. 6,28) сообщают о смерти О. от укуса змеи в Аркадии. Возможно, в этой области существовал древний культ О. как местного героя. Считалось, что останки О. хранились в аркадском городе Тегея ещё в историческое время и в 6 в. до н. э., вопреки воле местных жителей, были перенесены в Спарту (Herodot. I 67 след.).
Миф об О. отразил процесс преодоления архаического закона кровной мести, происходивший на фоне смены матриархального уклада патриархатом: эринии, преследующие О. за пролитие крови матери, безразличны к преступлению самой Клитеместры, так как она не находилась со своим мужем в кровном родстве. По закону кровной мести убийство О. матери должно повлечь за собой гибель самого О., но он не несет наказания, так как за него вступается государство в лице ареопага.
в. н. Ярхо.

— сын Агамемнона, царя Микен, и Клитемнестры (дочери Леды и спартанского царя Тиндарея, сестры Елены Прекрасной и Диоскуров). Брат Ифигении, Лаодики, Хрисофемисы и Электры. Племянник Менелая, внук Атрея. Был помолвлен со своей двоюродной сестрой Герминой (дочь Менелая и Елены), и стремясь отобрать ее у Неоптолема, которому Гермина была обещана при взятии Трои, уговорил дельфийцев убить ее жениха. По другому сказанию, Гермиона была женой Ореста, но потом ее похитил Неоптолем, за что Орест и убил его в Дельфах. После гибели Агамемнона воспитывался на чужбине и, возмужав, убил мать и ее возлюбленного Эгисфа, мстя за убитого ими отца, но затем сам подвергся преследованию богиний мщения Эриний. Лишь Аполлон и Афина оправдали его и избавили от припадков безумия, насылаемых Эриниями. Миф об Оресте — сюжет трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и др.

Орест убивает Эгисфа.

Орест убивает Эгисфа.

Орест убивает Эгисфа.
Роспись краснофигурной амфоры Евфимида.
Около 510 до н. э.
Вена.
Музей истории искусств.

Аполлон совершает обряд очищения над Орестом в Дельфах.

Аполлон совершает обряд очищения над Орестом в Дельфах.

Аполлон совершает обряд очищения над Орестом в Дельфах.
Фрагмент росписи апулийского кратера.
390—380 до н. э.
Париж.
Лувр.

Орест.

Орест.

Орест.
Фрагмент росписи краснофигурной италийской вазы.
IV в. до н. э.
Рим.
Ватиканские музеи.

Орест и Пилад.

Орест и Пилад.

Орест и Пилад.
Фреска из Помпей.
I в.
Неаполь.
Национальный музей.

Орест в Дельфах.

Орест в Дельфах.

Орест в Дельфах.
Слева — Аполлон и Пифия,
справа — Артемида.
Краснофигурный кратер из Руво.
Около 370 до н. э.
Неаполь.
Национальный музей.

Апулийский кратер с изображением Ореста и Эринии из Руво. 370-360 годы до н.э.

Апулийский кратер с изображением Ореста и Эринии из Руво. 370-360 годы до н.э.

Саркофаг с изображением мифа об Оресте. Гробница у Порта Виминалис в Риме. 130-134 годы н.э.

Саркофаг с изображением мифа об Оресте. Гробница у Порта Виминалис в Риме. 130-134 годы н.э.

Полезное

Смотреть что такое "Орест" в других словарях:

Орест — Орест. Фреска из Помпей. Орест и его верный друг Пилад. 1 в. Национальный музей. Неаполь. Орест. Фреска из Помпей. Орест и его верный друг Пилад . 1 в. Национальный музей. Неаполь. Орест в мифах древних греков сын Агамемнона и Клитеместры. После… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Орест — а. муж.Отч.: Орестович, Орестовна; разг. Орестыч.Производные: Ореста; Оря (Ора); Ростя.Происхождение: (Греч. личное имя Orestes. От oros гора.)Именины: 23 нояб., 26 дек. Словарь личных имён. Орест Имя греческого мифического героя, славившегося… … Словарь личных имен

ОРЕСТ — 1. герой трагедий Эсхила «Хоэфоры» и «Евмениды» (458 до н.э.), трагедии Софокла «Электра» (? ок. 415 до н.э.), трагедий Еврипида «Электра» (? 413 до н.э.), «Орест» (408 до н.э.) и «Ифигения в Тавриде» (? 414 до н.э.). О. сын царя Аргоса… … Литературные герои

Орест — Орест. Фреска из Помпей. Орест и его верный друг Пилад . 1 в. Национальный музей. Неаполь. ОРЕСТ, в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры. Мстя за отца, он убил мать и её возлюбленного Эгисфа. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОРЕСТ — Сын Агамемнона и Клитемнестры, отомстивший умерщвление своего отца, за что он был преследуем эвменидами и стал безумным. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865.… … Словарь иностранных слов русского языка

Орест — в мифах древних греков сын Агамемнона и Клитеместры. После того как Агамемнон был убит Клитеместрой и Эгисфом, сестра Ореста Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде в доме царя, где возникла дружба между Орестом … Исторический словарь

орест — горец; Ореста, Оря, Ора, Ростя Словарь русских синонимов. орест сущ., кол во синонимов: 2 • герой (80) • имя … Словарь синонимов

ОРЕСТ — ОРЕСТ, в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры. Мстя за отца, он убил мать и её возлюбленного Эгисфа … Современная энциклопедия

ОРЕСТ — в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, убивший мать и ее возлюбленного Эгисфа, мстя за убитого ими отца. Миф об Оресте сюжет трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и др … Большой Энциклопедический словарь

ОРЕСТ — и Пилад. Книжн. Двое неразлучных друзей. /em> Восходит к греческим мифам о двоюродных братьях, связанных тесной дружбой. БМС 1998, 422 … Большой словарь русских поговорок

В трагедии Софокла «Электра» О. усыпляет бдительность Клитемнестры и Эгисфа, вручая им урну, якобы содержащую его прах. В трагедии Еврипида «Орест» он изображен страдающим приступами безумия и мучимым эриниями. В бреду он раскаивается в совершенном убийстве и обвиняет в происшедшем Аполлона. Граждане Аргоса собираются побить О. и Электру камнями. О. тщетно умоляет Мене-лая, брата Агамемнона, спасти его и Электру. Народное собрание решает предоставить виновным возможность покончить жизнь самоубийством любым способом, но О. и Пилад нападают на жену Менелая Елену, сестру Клитемнестры, которую спасает, унося на небо, Аполлон, и захватывают по совету Электры в заложники дочь Менелая и Елены Герми-ону. Безвыходную ситуацию разрешает Аполлон, который спасает О., Электру и Пилада и обещает, что Гермиона станет со временем женой О.

В трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» мучимый эриниями О. получил от Аполлона распоряжение добыть в Тавриде статую Артемиды и доставить ее в Афины. Явившись в Тавриду, О. и Пилад попадают в руки сестры О. Ифигении, спасенной Артемидой, перенесенной ею в Тавриду и ставшей жрицей Артемиды. Ифигения обязана приносить в жертву Артемиде попадающих в Тавриду чужестранцев. О. и Пилад оба готовы пожертвовать собой, спасая друг друга, но Ифигения узнает, что один из пленников - ее брат О., и решается бежать с ними, захватив статую богини. Корабль, на котором они отплыли, терпит крушение, и царь мавров Фоянт готовится уже захватить их, но появившаяся Афина приказывает ему отпустить беглецов в Элладу.

О. является также героем трагедий: Вольтера «Орест» (1750), В.Альфиори «Орест» (1786), Ю.О.Нило «Траур к лицу Электре» (1931).

Лит.: Ан-ненский И.Ф. Художественная обработка мифа об Оресте, убийце матери, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида

//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1900. Отд. V, июль, август; Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978; Donzelli G.B. Studi sull' Elettra di Euripide. Catania, 1978; Conacher D.J. Aeschylus' Orestem: A literary commentary. Toronto, 1987.

Герой пьесы Ж.-П.Сартра «Мухи» (1942). Античный герой, непреклонный мститель, восстанавливающий права своего рода и наказывающий убийц отца, О. известен каждому французу со школьной скамьи. Французская культура всегда чувствовала себя наследницей античности. Кого, как не О., стоило взять в качестве центрального персонажа пьесы, которая могла быть поставлена в городе, оккупированном иноземцами? Какой другой персонаж мог бы недвусмысленно призвать жителей этого города к неповиновению и сопротивлению? Именно О. делает Сартр героем написанной в подполье пьесы. Занятый немцами Париж, с закрытыми ставнями и светомаскировкой, напоминал ему древний Аргос, увиденный глазами О., и убеждал, что парижанам нужен именно этот герой.

В О. Сартра немало черт молодого французского интеллектуала, верящего в право человека на свободу выбора, в свою ответственность не только за собственные поступки, но и за судьбы других людей. О. не внемлет увещеваниям Юпитера оставить жителей Аргоса в неведении относительно того, что их существо вание «похабное, пресное, лишенное какой бы то ни было цели». Но для О. «настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния», с обретением свободы. Убийство Эгисфа, а затем и Клитемнестры, которому так радуется Электра, делает его другим человеком. Он не станет хвастаться тем, что совершил, и рассказывать сестре об этом: «Есть воспоминания, которыми не делятся. Знай только, что она умерла». Для О. тягостно убийство, после этого вся его жизнь меняется, у него теперь лишь одна дорога и тяжелейшая ноша ответственности за содеянное. Эта ноша окажется не по плечу его сестре, хотя именно Электра годами вынашивала надежду на кровную и кровавую месть. Теперь Электра отрекается от брата, и О. остается совсем один перед лицом разъяренной толпы тех самых ар-госцев, которых он пришел освободить. Сартр дарит своему герою потрясающий финальный монолог, в котором О., несмотря ни на что, говорит этим людям о своей к ним любви. Отказавшись от трона, О. уходит из города, уводя за преследующих его мерзких мух, символизирующих месть эриний матереубийце.

Поставленная в 1942 г. знаменитым Ш.Дюл-леном в самом центре Парижа, на площади Шатле, в Театре Сары Бернар пьеса «Мухи» буквально обескуражила зрителей смелостью и очевидностью аллюзий. Позднее исследователи много спорили о философских и этических постулатах Сартра, герой которого разговаривает с богом на равных. Но в 1942 г. О. Сартра воспринимался как провозвестник Сопротивления.

//Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967. С.593-609; Laraque Fr. La revolte dans le theatre de Sartre P., 1970; Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX в. М., 1994. С.112-123.

Гонимый мстительными Эриниями, измученный скитаниями и горем, пришел, наконец, Орест в священные Дельфы и сел там в храме Аполлона около омфала.[243] Даже в храм Аполлона последовали за ним ужасные богини, но там усыпил их бог-стреловержец, и сомкнулись их ужасные очи сном.


Эринии преследуют Ореста.

Аполлон же тайно от Эриний явился Оресту и повелел ему идти в Афины и там молить защиты у древнего изображения богини Афины-Паллады. Бог обещал свою помощь несчастному Оресту, а в проводники дал ему своего брата, бога Гермеса. Встал Орест, тихонько вышел из храма и пошел с Гермесом в Афины.

Только что ушел он, как из земли поднялась в храме Аполлона тень Клитемнестры. Увидав спящих Эриний, стала она будить их и укорять за то, что перестали они преследовать убийцу, пролившего кровь матери. Она торопила их погнаться скорее за скрывшимся Орестом и не давать ему ни на минуту покоя. Но крепким, тяжелым сном спали Эринии, во сне стонали они, временами вскрикивая, словно преследуя бегущего от них убийцу. Наконец, с большим трудом проснулась одна из Эриний и разбудила других. В ярость пришли Эринии, увидав, что скрылся Орест. Стали они упрекать Аполлона за то, что вырвал он из их рук убийцу, но Аполлон, грозя луком, изгнал их из своего храма. Полные яростного гнева, нестройной толпой понеслись богини по следам Ореста.

Орест между тем пришел в Афины и там сел у статуи богини Афины, обняв ее руками. Вскоре принеслись Эринии. Они всюду искали Ореста. В страшном гневе готовы были богини мщения растерзать несчастного, но не смели оскорбить священного изображения Афины.

Услыхала грозные крики Эриний богиня Афина и явилась перед ними, сверкая своим изображением. Грозно требовали Эринии, чтобы богиня отдала в их власть Ореста, страшным мукам хотели они подвергнуть Ореста за убийство матери. Орест же молил богиню защитить его. Напомнил он Афине-Палладе об отце своем Агамемноне, о том, как погиб он от руки коварной Клитемнестры.


(Барельеф III в. до н. э.)

Разве по своей воле мстил Орест матери? Ведь он исполнял веление Аполлона. Молил Орест Афину, чтобы она сама судила его.

Вняла Афина мольбам Ореста. Чтобы решить его дело, избрала она из афинских старейшин суд. Этот суд — ареопаг[244] — с этих пор всегда должен был существовать в Афинах и собираться на том холме, где некогда расположились лагерем амазонки, когда напали они на Тесея. Этот холм с тех пор назывался холмом Ареса, так как ему приносили жертву амазонки.

Собрались избранные Афиной судьи, принесены были две урны, в которые должны были судьи опустить во время голосования камешки, и начался суд. В нем в качестве судьи участвовала и богиня Афина. Кругом толпился народ, желая слышать, как судьи решат дело. Эринии обвиняли Ореста и грозно требовали, чтобы он был осужден. Защищать Ореста явился сам бог Аполлон. Спокойно стал говорить Аполлон в защиту Ореста. Он оправдывал его поступок, так как Орест мстил Клитемнестре за ужасное злодеяние — убийство мужа, великого героя царя Агамемнона. Да, наконец, Орест исполнил ведь его волю. Выслушали обвинительниц и защитника судьи и приступили к голосованию.

Было решено, что если одинаковое количество голосов будет подано за обвинение и оправдание Ореста, то он будет оправдан. Когда голоса судей были подсчитаны, оказалось равное число оправдательных и обвинительных голосов. Равное же количество голосов за обвинение и оправдание оказалось потому, что за Ореста подала голос Афина, сказав, что она голосует за него, так как нет у нее матери, а есть лишь отец, бог Зевс.

Таким образом, Орест был оправдан, и Эринии должны были прекратить свое преследование.

В ужасный гнев пришли Эринии, — суд лишал их исконных прав карать страшными муками преступника. Грозили Эринии, что они опустошат всю Аттику и повергнут ее в море бедствий. Но Афина смягчила гнев богинь; она убедила их навсегда остаться в Аттике в священной пещере, где будут им воздавать великие почести все афиняне.

Согласились грозные богини. С великим торжеством граждане отвели Эриний во главе с Афиной и ее жрицами в их святилище — пещеру у подножия холма Ареса.

С тех пор сделались Эринии защитницами всей Аттики, а называть их стали Эвменидами.[245]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Афина

Афина Ты, о Афина бессмертная С неумирающим Эросом! Бог бесконечного творчества С вечно творящей богинею! О, золотые родители Всевдохновенных детей! Ты, без болезни рождённое, Ты, вдохновенно-духовное, Мудро-любовное детище, Умо-сердечное – ты! Эроса

АФИНА (МИНЕРВА)

АФИНА (МИНЕРВА) Она считалась не только богиней мудрости, но и воинственной покровительницей справедливой войны. Ее рождение, согласно сравнительно поздним мифам, необычайно.Первой супругой Зевса была Метида, дочь Океана и Тефиды. Однако было тайное пророчество, что его

Дикари спасают дикую природу

Дикари спасают дикую природу Мой управляющий во время войны скупал быков для армии. Он мне рассказывал, что купил тогда у масаи молодых бычков, рожденных от домашних коров и буйволов. У нас много спорили о том, можно ли скрещивать домашний скот с дикими животными; не раз

АФИНА-ПАЛЛАДА[49]

АФИНА-ПАЛЛАДА[49] РОЖДЕНИЕ АФИНЫСамим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын, необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с

ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ

ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ Когда аргонавты прибыли в Колхиду, великая богиня Гера и богиня Афина советовались на высоком Олимпе, как помочь Ясону добыть золотое руно. Наконец, решили богини идти к богине любви Афродите и просить ее, чтобы она повелела сыну своему Эроту

История книги «Фрегат «Паллада»

История книги «Фрегат «Паллада» У писателя Ивана Александровича Гончарова есть книга «Фрегат «Паллада» — о дальнем плавании военного парусного корабля к берегам Японии.Отправляясь в путь, Гончаров не собирался писать её. Пусть об океанах пишут другие, кому по душе

Прошлые заслуги не спасают

Прошлые заслуги не спасают Как заслуженные чекисты стали сионистами, или последние годы СталинаВолна репрессий среди сотрудников МГБ, начавшаяся летом 1951 г. после смещения и ареста бывшего министра госбезопасности B.C. Абакумова, коснулась практически всех

Американцы спасают Францию

Американцы спасают Францию Некоторые французские виноградари и ученые высказывались в пользу лечения болезни, а не ее предупреждения, предлагая обрабатывать лозу ядовитыми инсектицидами или временно затопить виноградники (выяснилось, что жучки не очень-то жалуют

Христианская богоматерь Афина

Христианская богоматерь Афина Традиционная история Афин повторяет историю других античных городов, этапы которой – великий древний расцвет, тьма средних веков, возрождение. Причем вторая часть этой триады, уж действительно, такая ТЬМА, что историки XIX века, не

Христианская Богоматерь Афина

Христианская Богоматерь Афина Традиционная история Афин повторяет историю других античных городов, этапы которой — великий древний расцвет, тьма средних веков, возрождение. Причем вторая часть этой триады уж действительно такая тьма, что историки XIX века, не

Украинские социалисты спасают большевизм

Украинские социалисты спасают большевизм Но ее спасли украинцы, поднявши восстание против Гетманской власти.Точнее, украинские социалисты, которые, совместно с большевиками, в призрачной надежде захватить власть на Украине в свои руки, фактически, без боя передали ее

«Паллада», «Диана», «Хэда»…

«Паллада», «Диана», «Хэда»… 7 февраля 1852 г. из Кронштадта в далекий путь к берегам Японии отправился фрегат «Паллада», на борту которого находилась русская дипломатическая миссия во главе с вице-адмиралом Е.В. Путятиным. Маршрут плавания пролегал вокруг Африки,

Лариса Рейснер Паллада революции

Лариса Рейснер Паллада революции «Лариса Рейснер… занимала крупное место в 5-й армии, как и во всей революции. Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический

Два профессора спасают украинских нацистов

Два профессора спасают украинских нацистов Для оправдания нового антикоммунистического крестового похода и наращивания вооружений американские правые затеяли в 1983 году большую пропагандистскую кампанию «50-я годовщина голодомора на Украине». Для обеспечения того, что

Екатерина как Паллада

Екатерина как Паллада Однако «римские» проекции власти не мешали возникновению новых — греческих — парадигм. Постепенно в одической продукции происходит ревизия «римской темы». Она совпадает по времени с активной прорусской пропагандой в Греции и Спарте, с

Глава 30. Быт на корабле «Паллада» 19-го века

Глава 30. Быт на корабле «Паллада» 19-го века До выхода в море «Паллады», да и на парусниках её лет постройки матросам для проживания отводилось место на корабле отнюдь не лучшее. Вернее, хуже его помещения не сыскать. Оно не годилось даже для маломальских грузов, а то и вовсе

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: