Док для судов что это

Обновлено: 25.04.2024

ДОК (англ, dock), 1) сооружение, служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования) либо для постройки судов. Д. оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов над опорами (кильблоками, клетками и др.), насосами для перекачки воды, передвижными кранами, средствами для подачи электроэнергии, пара, сжатого воздуха, кислорода и др., для ремонтных или строит. работ.

Рис. 1. Постройка судна в сухом доке.

Различают Д. сухие, наливные и плавучие. Сухой Д. (рис. 1) сооружается на защищённой от волнения акватории и представляет собой отделяемую от неё с торца затвором водонепроницаемую камеру. Стены и днище сухих Д. обычно бетонные или железобетонные, реже - из металла и камня. При постановке в сухой Д. судно вводят в камеру и устанавливают над опорами, закрывают затвор, осушают камеру и судно садится на опоры. Вывод судна из Д. производится в обратной последовательности. Ширина сухого Д. может достигать 70 м, длина - 500 м.

Наливной Д. (рис. 2) отличается от сухого тем, что суда устанавливаются на площадках, расположенных выше уровня воды. При постановке в наливной Д. судно вводится в канал, находящийся между площадками; после закрытия затвора в камеру Д. наливается вода, судно устанавливается над опорами и при спуске воды садится на них. Устройство второго затвора в береговой торцевой стенке и рельсовых путей для перемещения судов на тележках с заводской площадки и обратно превращает наливной Д. в Д.- камеру, используемую для спуска судов на воду и подъёма их из воды. Наливные Д. и Д.-камеры рассчитываются на суда ср. величины.

Рис. 2. Схема поперечного сечения наливного дока: 1 - канал; 2 - площадка; 3 - опоры для судов; 4 - судно (римские цифры - последовательные позиции судна при постановке в док).

Рис. 3. Плавучий док.

Плавучий Д. (рис. 3) состоит из плоского прямоугольного понтона, на палубе к-poro (стапель-палубе) установлены опоры для судов, и двух (иногда одной) продольных башен. При заполнении водой отсеков понтона и нижней части башен Д. притапливается и в него вводится судно. При откачке воды из отсеков Д. всплывает вместе с судном, севшим на опоры. Плавучие Д. обычно строят из стали, реже - из железобетона и дерева. Длина крупных плавучих Д. 250-300 м, ширина по стапель-палубе - св. 45 м, подъёмная сила достигает 100 тыс. т. Разновидность плавучих Д.-транспортные Д., служащие для перевозки судов. К плавучим Д. относится и комплекс Д.- матки с неск. Д.-п онтонами. Д.-понтон погружается и всплывает совместно с Д.-маткой, а при повторном погружении Д.-матки остаётся на плаву вместе со стоящим на его опорах судном.

2) Искусств, портовый бассейн с затвором, служащий для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой и пр. в районах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.

Лит.: Вахарловский Г. А., Кучерявенко П. Ф., Бузик В. ф., Современные доковые сооружения для крупных и средних судов, Л., 1968; Металлические плавучие доки, Л., 1964. Г. Н. Финкелъ.

(Dock) — специальное сооружение, предназначенное для ввода в него судов с целью ремонта, осмотра или окраски их подводной части, а также с целью стоянки в портах с приливами. Размеры дока зависят от размеров судов, для которых они предназначаются. Ввести судно в док (То dock a ship). Войти в док. (То enter the dock). Выйти из дока (То come out of dock).

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

1) искусственное сооружение, предназначенное для осмотра, ремонта и окраски подводной части судна, а иногда для их постройки и транспортировки. По назначению различают строительные, ремонтные и транспортные доки, по конструкции -наливные доки, плавучие доки и сухие доки.

2) Портовый бассейн для стоянки судов в период отлива; имеет батопорт. Сооружается в местах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

(англ. dock ) - бассейн, вырытый в земле и сообщающийся с одной стороны с гаванью. Служит для ремонта, окраски, а иногда и для строительства судов.

EdwART. Морской словарь , 2010

Полезное

Смотреть что такое "ДОК" в других словарях:

док — док, а … Русское словесное ударение

док — док, а … Русский орфографический словарь

док — стационарное или плавучее судоподъёмное сооружение, служащее для постройки, ремонта, транспортировки и спуска судов. К стационарным относятся судостроительные сухие и наливные доки, док камеры, к плавучим – плавучие доки. Судостроительный док… … Энциклопедия техники

док — 1. ДОК, а; м. [англ. dock] Портовое сооружение для ремонта и постройки судов. Плавучий док (на понтонах). Сухой док (отделённый от водоёма затвором). ◁ Доковый, ая, ое. Д. ремонт. Д ые сооружения. 2. ДОК, а; м. Разг. В речи моряков: доктор, врач … Энциклопедический словарь

ДОК — добровольное общество книголюбов организация Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ДОК допустимое остаточное количество ДОК деревообделочный комбинат … Словарь сокращений и аббревиатур

ДОК — (англ. doec, лат. doga сосуд, греч. doche резервуар). 1) канал или бассейн, назначенный для судов, требующих починки или осмотра; для этого из канала выпускают воду помощью шлюзов, отделяющих его от фарватера. 2) искусственный береговой бассейн,… … Словарь иностранных слов русского языка

Док — Док: В Викисловаре есть статья «док» Корабельный док сооружение, предназначенное для постройки, транспортировки (плавучий док), ремонта и окраски судов, а также для их погрузки и выгрузки. Док, Клемент Мартин южноафриканский лингвист, африканист … Википедия

док — судоремонтный завод; плавдок, дезоксикортикостерон Словарь русских синонимов. док см. верфь Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ДОК — ДОК, дока, муж. (англ. dock). Портовое сооружение, в которое вводятся суда для ремонта. Плавучий док. Сухой док. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

док. — док. док т документ док. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. док. документальный … Словарь сокращений и аббревиатур

1) сооружение, служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования) либо для постройки судов. Д. оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов над опорами (Кильблоками, клетками и др.), насосами для перекачки воды, передвижными кранами, средствами для подачи электроэнергии, пара, сжатого воздуха, кислорода и др., для ремонтных или строительных работ. Различают Д. сухие, наливные и плавучие. Сухой Д. (рис. 1) сооружается на защищённой от волнения акватории (См. Акватория) и представляет собой отделяемую от неё с торца затвором водонепроницаемую камеру. Стены и днище сухих Д. обычно бетонные или железобетонные, реже — из металла и камня. При постановке в сухой Д. судно вводят в камеру и устанавливают над опорами, закрывают затвор, осушают камеру и судно садится на опоры. Вывод судна из Д. производится в обратной последовательности. Ширина сухого Д. может достигать 70 м, длина — 500 м.

Наливной Д. (рис. 2) отличается от сухого тем, что суда устанавливаются на площадках, расположенных выше уровня воды. При постановке в наливной Д. судно вводится в канал, находящийся между площадками; после закрытия затвора в камеру Д. наливается вода, судно устанавливается над опорами и при спуске воды садится на них. Устройство второго затвора в береговой торцевой стенке и рельсовых путей для перемещения судов на тележках с заводской площадки и обратно превращает наливной Д. в Д.-камеру, используемую для спуска судов на воду и подъёма их из воды. Наливные Д. и Д.-камеры рассчитываются на суда средней величины.

Плавучий Д. (рис. 3) состоит из плоского прямоугольного понтона, на палубе которого (стапель-палубе) установлены опоры для судов, и двух (иногда одной) продольных башен. При заполнении водой отсеков понтона и нижней части башен Д. притапливается и в него вводится судно. При откачке воды из отсеков Д. всплывает вместе с судном, севшим на опоры. Плавучие Д. обычно строят из стали, реже — из железобетона и дерева. Длина крупных плавучих Д. 250—300 м, ширина по стапель-палубе — свыше 45 м, подъёмная сила достигает 100 тыс. т. Разновидность плавучих Д. — транспортные Д., служащие для перевозки судов. К плавучим Д. относится и комплекс Д.-матки с несколькими Д.-понтонами. Д.-понтон погружается и всплывает совместно с Д.-маткой, а при повторном погружении Д.-матки остаётся на плаву вместе со стоящим на его опорах судном.

2) Искусственный портовый бассейн с затвором, служащий для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой и прочего в районах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.

Лит.: Вахарловский Г. А., Кучерявенко П. Ф., Бузик В. Ф., Современные доковые сооружения для крупных и средних судов, Л., 1968; Металлические плавучие доки, Л., 1964.

Рис. 2. Схема поперечного сечения наливного дока: 1 — канал; 2 — площадка; 3 — опоры для судов; 4 — судно (римские цифры — последовательные позиции судна при постановке в док).

Рис. 3. Плавучий док.

Рис. 1. Постройка судна в сухом доке.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .


Корабельный или судовой док может быть плавучим, наливным или сухим. Изготавливается из металла, железобетона или (на заре судостроения) дерева и предназначен для постройки, ремонта, транспортировки или грузовых операций с судами и морскими (речными) сооружениями.

В доки суда входят через специальные ворота-затворы. Это означает, что вода в доках должна находиться на постоянном уровне, несмотря на изменения уровня моря при приливах и отливах. В сухих доках (доках, где спущена вода) проводится техосмотр и ремонт судов. Существуют различные типы доков. Самый старый из них мол, представляющий собой длинную стенку вдоль берега. Эта стенка защищает берег и корабль и служит платформой для погрузки и разгрузки судов. Причал — прямоугольная платформа, идущая вдоль берега и соединенная переходом с набережной. Пирс — простая платформа на сваях, возвышающихся над водой. Пирс обычно возводят из железобетона, хотя иногда используют дерево или металл. Плавучие доки поднимаются и опускаются вместе с уровнем воды. Перебраться на берег из такого дока можно по эстакаде, один конец которой подвижно укреплен на берегу, а другой свободно лежит на понтоне.

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Корабельный док" в других словарях:

Док — Док: В Викисловаре есть статья «док» Корабельный док сооружение, предназначенное для постройки, транспортировки (плавучий док), ремонта и окраски судов, а также для их погрузки и выгрузки. Док, Клемент Мартин южноафриканский лингвист, африканист … Википедия

Сибирский стрелок (эсминец) — «Сибирский стрелок» … Википедия

Порт — Один из портов Англии. ПОРТ (французское port, от латинского portus гавань, пристань), участок берега моря, озера или реки с прилегающим водным районом (акваторией) и комплексом сооружений и устройств для стоянки, погрузки разгрузки судов и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Портсмут (Англия) — Город Портсмут Portsmouth … Википедия

Саутгемптон — У этого термина существуют и другие значения, см. Саутгемптон (значения). Координаты: 50°53′49.05″ с. ш. 1°24′14.97″ з. д. / 50.89696, 1.40416 … Википедия

Эскадренные миноносцы типа «Охотник» — Эскадренные миноносцы типа «Охотник» … Википедия

Эскадренные миноносцы типа «Финн» — Эскадренные миноносцы типа «Финн» … Википедия

Главные размерения — Главные или основные размерения корабля (судна) совокупность конструктивных, расчётных, наибольших и габаритных линейных размеров корабля (судна … Википедия

Дунайская флотилия (Болгария) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дунайская флотилия. Болгарская Дунайская флотилия Годы существования 1879 1960 Страна … Википедия

Козенц, Ричард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козенц. Козенц, Ричард Richard Cosenz Имя при рождении: англ. Richard Cosenz Род деятельности … Википедия

В своем блоге буду описывать основы технологии судоремонта, методы дефектоскопии, восстановления и упрочнения деталей, виды и методы ремонта судов и механизмов.Будет приведена технологическая документация на ремонт и изготовление деталей.

Оглавление

Докование, доковый ремонт судна.

Докование — это извлечение судна из воды, необходимое для устранения обрастания днища морскими организмами, коррозионного и механического изнашивания деталей винто-рулевого комплекса, донно-забортной арматуры и протекторной защиты.

Суда, находящиеся в эксплуатации, проходят очередные, ежегодные, промежуточные и внеочередные доковые освидетельствования. Доковое освидетельствование — это осмотр подводной части корпуса судна, руля, винтов, донной арматуры.

Для пассажирских, деревянных и композитных судов, а также судов, работающих в северных условиях, тропических районах и для судов со скоростью 18 узлов и более проводится ежегодное доковое освидетельствование. Для остальных судов очередное доковое освидетельствование проводится один раз в 5 лет. В течение пятилетнего периода должно быть проведено не менее двух промежуточных освидетельствований подводной части судна, а интервал между двумя промежуточными освидетельствованиями не должен превышать 36 месяцев.

Для судов возрастом до 15 лет освидетельствование подводной части судна и связанных с ней объектов может проводиться на плаву. Для судов возрастом 15 лет и более освидетельствование подводной части на плаву не допускается.

Для докования судов применяют различные сооружения: сухие (откачивающие) и плавучие (наливные) доки, эллинги и слипы.

Сухой док представляет собой водонепроницаемую камеру, основание которой расположено ниже уровня окружающей акватории, закрываемую со стороны акватории специальным затвором — батопортом. При постановке судна в сухой док камеру заполняют водой, открывают батопорт и судно вводят в камеру. Закрывают батопорт, осушают камеру, и судно садится на кильблоки (опоры).

Плавучий док состоит из плоского прямоугольного понтона, на палубе которого размещены кильблоки для судов и одна или две продольные башни.

При постановке судна в плавучий док, перед тем как завести судно, док притапливают. Доки оборудованы механизмами и устройствами для ввода и установки судов на кильблоки, насосами для перекачки воды, передвижными кранами, устройствами для подачи электрической энергии, пара, воды, сжатого воздуха для ремонтных или строительных работ.

Наибольшее распространение получили двухбашенные доки. Грузоподъёмность таких доков может быть от 1000 до 100000 т. Эти сооружения выполняют из стали, железобетона или смешанной конструкции (композитные) в виде железобетонных понтонов со стальными башнями.

Приморский край обладает большим потенциалом доковых сооружений, которые могут удовлетворить любой спрос судовладельцев на доковый ремонт судов водоизмещением от 400 до 25000 т.

При решении вопроса о грузоподъёмности плавучего дока, который потребуется для постановки судна, судовладелец должен знать его доковую массу и габариты, которые указаны в судовой документации.

Например, в плавучий док грузоподъёмностью 4500 т ставят два СТР типа «Альпинист» с доковой массой примерно 900 т каждый, а в принципе, этим доком можно поднять судно с доковой массой порядка 4500 т.

Слип — береговое сооружение для подъёма судов по рельсовым путям и перемещения их на боковые стапельные места.

Слип отличается от эллинга тем, что суда на слип не только выкатывают на тележках из моря по наклонным путям, но и перемещают их на боковые стапельные места с помощью дополнительного комплекта тележек.

При отсутствии судоподъёмных сооружений некоторые работы по подводной части корпуса судна выполняют на плаву. С этой целью производят кренование или килевание судна, то есть искусственное создание крена или дифферента для частичного оголения его подводной части.

Подводное освидетельствование и подводный ремонт судна может производиться и без его постановки в док.

Подводное освидетельствование проводят инспектор Российского морского Регистра судоходства и водолаз, который направляет телевизионную камеру на все интересующие инспектора, наблюдающего за изображением на экране, участки подводной части корпуса судна и его устройств. Благодаря двухсторонней связи с водолазом инспектор имеет возможность более детально рассмотреть интересующий его участок. Водолаз может выполнить измерения вмятин на обшивке корпуса, зазоров в дейдвудных подшипниках и между пяткой ахтер-штевня и пером руля.

Имея все необходимые результаты измерений, инспектор может сделать заключение о техническом состоянии подводной части корпуса судна и его устройств без его постановки в док.

Подводный ремонт включает подводную очистку и окраску. Подводную очистку корпуса производят аквалангисты нейлоновыми (профилактическая очистка) и проволочными щётками (полная очистка). Щётки приводятся во вращение пневматическими или гидравлическими машинками.

Сжатый воздух или рабочая жидкость подаётся к машинкам по шлангам с плавающего агрегата, на котором смонтирован компрессор или гидравлический насос. Подводная очистка позволяет удалять старую краску и коррозию. Эффективность подводной очистки состоит в том, что обрастание корпуса в морской воде удаляется значительно легче, чем в доке. Для окраски подводной части корпуса судна применяют этинолевые краски и каменно-угольные лаки.


Первым технологическим этапом докового ремонта являются очистка корпуса от обрастания микроорганизмами и его дефектоскопия. На отечественных судоподъёмных сооружениях очистка подводной части корпуса судна, в основном, ведётся гидропескоструйными аппаратами и с помощью дисковых металлических щёток.

Использование дробемётных и дробеструйных установок, в которых металлическая дробь используется в качестве абразива, удовлетворяет самым высоким требованиям. Дробеструйная очистка по открытому циклу является наиболее рациональным способом обработки отсеков судов.

В Англии созданы дробеструйные установки, работающие по замкнутому циклу, то есть со сбором и регенерацией дроби в самой установке.

Установка, работающая по открытому циклу, состоит из бункера и шланга, по которому сжатым воздухом гонится из бункера дробь, а установка, работающая по замкнутому циклу, включает циклон и механизмы вращения сопел и перемещения очистного устройства.

Ещё более высокопроизводительными являются дробемётные очистные установки «Магстар». Производительность «Магстар» достигает 100-200 м2/ч. Основными средствами очистки подводной части являются установки «Вома» и гидропескоструйные аппараты. Весьма эффективным вариантом их использования считается спаренный вариант, когда установка «Вома» используется для подачи воды.

под высоким давлением к стволу гидропескоструйного аппарата. Производительность до 80-100 и21ч. По сравнению с обычной гидропескоструйной очисткой (без добавления воды под высоким давлением) производительность комбинированной очистки оказывается в несколько раз выше. Недостаток этой установки — уборка песка со стапельпалубы вручную.

Широкое распространение получила гидродинамическая очистка с помощью насосов высокого давления (20-25 МПа). Под таким давлением на очищаемую поверхность направляют струю воды, которая даёт высокое качество очистки (производительность составляет 200-250 м2/ч).

После очистки подводной части корпуса судна и дефектоскопии приступают к ремонту (замена листов корпуса судна, правка, заварка местных дефектов, подварка сварных швов). Заварку любых трещин ответственных конструкций производят только по согласованию с инспекцией Российского морского Регистра судоходства. До начала сварочных работ концы трещин засверливают сверлом диаметром 7-10 мм. Листы обшивки толщиной 6-15 мм разделывают под V-образный, а толщиной 12-30 мм — под Х-образный шов. С обратной стороны производится зачистка и подварка шва.

После окончания всех работ подводную часть корпуса подготавливают к окраске. Окраска является решающим фактором в защите корпуса судна от коррозии и обрастания. Кроме лакокрасочных покрытий для защиты корпуса судна от разрушения применяют электрохимическую защиту. Такая защита заключается в установке протекторов на подводной части корпуса судна. Протекторная защита замедляет или прекращает процесс коррозии. К защищаемому металлическому корпусу присоединяют другой металл с более высоким отрицательным потенциалом. В образованной гальванической паре будет разрушаться протектор-анод, катод-корпус судна не разрушается. Протекторы изготавливают из сплава на основе цинка (ЦП-1, ЦП-2), сплавов на основе алюминия (АП-1, АП-2) и сплавов на основе магния (МП-1). Количество протекторов выбирают из условия их срока службы (2-4 года) и размеров защищаемой поверхности. Протекторы заменяют при их разрушении до 75% по массе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: