Оккупирующее государство обязано сохранить ценность принадлежащих другому государству

Обновлено: 26.04.2024

В соответствии со ст. 42 Гаагского положения о законах и обычаях войны 1907 г. «территория признается занятою, если она действительно находится во власти неприятельской армии», «занятие распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность».

От других видов пребывания войск на иностранной территории военная оккупация отличается совокупностью присущих ей признаков. Это такой вид временного пребывания значительных воинских формирований на территории иностранного государства в условиях состояния войны между этим государством и государством принадлежности таких формирований, при котором прекращается эффективное осуществление власти правительством того государства, которому принадлежит занятая территория, а административная власть осуществляется в пределах, определенных международным правом, высшими командными инстанциями воинских формирований.

Военная оккупация не ведет к распространению суверенитета оккупирующего государства на занятую его войсками территорию. Согласно законам и обычаям сухопутной войны воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об армии другого воюющего государства или о его средствах обороны. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц и частная собственность, а также религиозные убеждения и отправление обрядов веры должны уважаться. Контрибуции могут взиматься лишь на основании письменного распоряжения начальствующего командира, и по каждой контрибуции плательщикам должна выдаваться расписка.

Повинности не должны включать обязанности для населения принимать участие в военных действиях против своего отечества. Армия, занимающая ту или иную область, может завладеть недвижимой собственностью вражеского государства, способной служить для военных действий, включая деньги, фонды и долговые требования. Оккупирующее государство обязано сохранять основную ценность принадлежащих неприятельскому государству общественных зданий, недвижимости, лесов и сельскохозяйственных угодий.

Преднамеренный захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, образовательных, художественных и научных учреждений, как частных, там и государственных, равно как и исторических памятников, художественных и научных произведений, воспрещаются и подлежат преследованию.

Одним из важнейших положений Женевской конвенции о защите гражданских лиц во время войны 1949 г. является запрет угона и депортирования гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию третьего государства, так же как и перемещения части собственного гражданского населения на оккупированную территорию. Допускается, однако, полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских соображений военного характера или для безопасности населения.

Привлечение жителей оккупированной территории к принудительному труду допускается только для нужд оккупационной армии или местного населения. При этом оккупирующая армия не может использовать население на военных объектах и оборонительных работах. Если снабжение населения недостаточно, оккупирующая держава должна согласиться на мероприятия по оказанию гуманитарной помощи со стороны третьих государств, МККК и других беспристрастных организаций.

Уголовное законодательство должно в принципе оставаться таким, каким было до оккупации, кроме положений, которые представляют собой угрозу безопасности оккупирующей державы. Судебным органам оккупированной территории должно быть разрешено продолжение исполнения своих функций.

Защита культурных ценностей: вопросы и ответы

Почему нас должны волновать нападения на культурные ценности во время вооруженных конфликтов?

Последствия войны и конфликта не сводятся к тем явным трагедиям, к которым они непосредственно приводят и с которыми мы так хорошо знакомы. Культурные ценности, — а это могут быть и музеи, и исторические памятники, и места археологических раскопок, — являются частью национального самосознания. Нападения на культурные ценности — это не просто разрушение кирпича, дерева или бетона. Это посягательства на культурную самобытность, память, достоинство и будущее целого народа.

Но сбережение культурных ценностей во время вооруженного конфликта волнует не только МККК. Как говорят нам люди, для них это имеет большое значение. В 2016 г. мы спросили у 17 000 человек из 16 стран, что они думают о правилах ведения войны. В среднем 72% опрошенных считают, что нельзя нападать на религиозные и исторические памятники с целью ослабить противника. В странах, пострадавших от вооруженных конфликтов, такой точки зрения придерживается еще больше людей — 84%. Этот опрос напоминает нам, что уважение и охрана культурных ценностей по-прежнему важны для людей. Также он показывает, что стратегии и действия некоторых государств и вооруженных групп не всегда совпадают с общественным мнением.

Хотя разрушение и расхищение культурных ценностей все еще являются частью современных вооруженных конфликтов, результаты опроса и наблюдения МККК на местах показывают, что люди понимают неправомерность подобных действий и хотят положить им конец.


Мечеть, пострадавшая во время боев в Аазазе, Сирия, 2013. CC BY-NC-ND / ICRC / Teun Voeten

Что такое культурные ценности? Каково их определение?

Согласно праву войны или, как его официально называют, международному гуманитарному праву (МГП), культурные ценности — это объекты движимого или недвижимого имущества, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа. Например, это могут быть памятники архитектуры или истории, места археологических раскопок, произведения искусства или книги.

Критерий заключается в том, что они должны представлять определенную ценность. Не всякая церковь или памятник подлежат защите как культурные ценности, однако они пользуются защитой МГП в качестве гражданских объектов. Действительно, во многих случаях оценка объекта для отнесения его к числу культурных ценностей — сложный и даже спорный процесс.

Что говорит право о защите культурных ценностей во время войны?

Правила ведения войны обязывают стороны в вооруженном конфликте защищать и уважать культурные ценности. Согласно МГП, нападение на культурные ценности или использование их в военных целях запрещено, кроме тех случаев, когда это оправдано настоятельной военной необходимостью. Кроме того, стороны в конфликте не должны захватывать и уничтожать культурные ценности или умышленно наносить им повреждения. Они должны препятствовать похищению или разграблению данных ценностей и пресекать акты вандализма.

Помимо соблюдения общих правил ведения военных действий, стороны в конфликте должны особо заботиться о том, чтобы избегать причинения любого вреда культурным ценностям, поскольку из-за уничтожения культурных ценностей, даже случайного, все равно страдают люди, народы и общество в целом.

Правовые нормы, относящиеся к защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, содержатся в международном договорном и обычном праве, в том числе в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и двух Протоколах к ней, а также в Дополнительных протоколах 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.


Разрушенное старинное здание рядом с цитаделью Алеппо, Сирия, 2017. CC BY-NC-ND/ICRC/Sana Tarabishi

Что можно сделать для защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов?

Защита и уважение культурных ценностей крайне важны для восстановления после конфликта. Это позволяет защитить достоинство жертв вооруженных конфликтов и сообществ, к которым они принадлежат, в долгосрочной перспективе, а также повышает стойкость людей и способствует скорейшему примирению после конфликта.

МККК призывает больше государств присоединиться к договорам о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Данные договоры очень конкретны, однако выполнение многих их положений требует их внедрения в национальные законодательства государств. Уже многие годы МККК помогает государствам ратифицировать соответствующие договоры и внедрять их в национальное законодательство, публикуя различные руководящие документы, в том числе модельный закон, набор инструментов по ратификации (на англ. яз.) и информационный бюллетень (на англ. яз.).

В 2016 г. МККК подписал c Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Меморандум о взаимопонимании в целях дальнейшего укрепления взаимодействия в данной сфере. Это первое подобное соглашение между данными организациями. Соглашение обязывает как МККК, так и ЮНЕСКО способствовать дальнейшей ратификации соответствующих международных инструментов, давать практические рекомендации, сотрудничать в сфере распространения знаний и наращивания потенциала, а также, в случае необходимости и в полном соответствии со сложившимися методами работы обеих организаций, координировать их действия по защите культурных ценностей, которые могут оказаться под угрозой во время вооруженных конфликтов.


Отличительная эмблема для обозначения культурных ценностей согласно Гаагской конвенции 1954 года

В вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны представлены прежде всего своими вооруженными силами. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 года, вооруженные силы воюющих сторон "состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов" (п. 1 ст. 43).

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу I, лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо применение в ходе боевых действий высшей меры насилия, то есть физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. Некомбатанты не должны участвовать в боевых действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Таким образом, деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.

Поскольку партизанская война квалифицируется современным международным правом как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами, согласно Женевским конвенциям 1949 года, признается статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. Дополнительный протокол I конкретизирует некоторые из этих положений. Так, в целях усиления защиты гражданского населения уточняется положение об открытом ношении оружия. Согласно ст. 44 Дополнительного протокола I, комбатант, с тем чтобы отличаться от гражданского населения, должен открыто носить оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие.

В свете современного международного права статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

На практике нередко возникает необходимость в разграничении таких категорий, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.

Военный шпион (лазутчик) - это, согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 года, "такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне". Статья 46 Дополнительного протокола I, уточняя правовой статус военного шпиона, закрепляет норму, согласно которой лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом". Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом "форменную одежду своих вооруженных сил" или "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то такое лицо не считается шпионом, а квалифицируется как военный разведчик. Другими словами, военный разведчик - это лицо, собирающее сведения в районе действия противника и носящее форму своей армии, то есть не скрывающее своего подлинного лица. В случае, если это лицо попадет в руки противника, на него должен распространяться режим военного плена.

Доброволец - это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно V Гаагской конвенции 1907 года, отдельные лица могут "переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих". В той же конвенции устанавливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих государств, то оно утрачивает статус лица нейтрального государства.

С точки зрения современного международного права, осуждающего колониализм и агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранного порабощения. Вступление в такую армию гражданина другого государства не означает нарушения норм права вооруженных конфликтов.

Наемник - это лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Наемник не пользуется покровительством норм права вооруженных конфликтов. Он не имеет права на статус комбатанта, военнопленного.

Содержание понятия "наемник" раскрывается в ст. 47 Дополнительного протокола I. В соответствии с этой статьей наемник - это лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с такими же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны. Наемник не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте. Он не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и не послан государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица из состава его вооруженных сил.

Приведенное определение позволяет установить более четкое отличие наемника от добровольца, а также провести различие между наемниками и военными советниками, не принимающими непосредственного участия в военных действиях и направленными на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.

В декабре 1989 года в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. В отличие от Дополнительного протокола I, Конвенция 1989 года к категории наемников относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и, что существенно важно, лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Согласно Конвенции, государства не должны заниматься вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, в том числе в целях, противоречащих праву народов на самоопределение, как оно толкуется международным правом, и обязаны запрещать и предотвращать подобные действия.

Конвенция 1989 года вводит ряд новых составов преступлений, связанных с наемничеством. Преступными и подлежащими наказанию в соответствии с Конвенцией являются действия не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также попытки совершения указанных действий и соучастие в их совершении. Каждое государство - участник Конвенции обязано установить его юрисдикцию над любым из приведенных выше преступлений, если обвиняемый в преступлении находится на его территории и оно не выдает его другому государству, обращающемуся с требованием о выдаче преступника.

Военная оккупация

От других видов пребывания войск на иностранной территории военная оккупация отличается совокупностью присущих ей признаков. Это такой вид временного пребывания значительных воинских формирований на территории иностранного государства в условиях состояния войны между этим государством и государством принадлежности таких формирований, при котором прекращается эффективное осуществление власти правительством того государства, которому принадлежит занятая территория, а административная власть осуществляется в пределах, определенных международным правом, высшими командными инстанциями воинских формирований.

Военная оккупация не ведет к распространению суверенитета оккупирующего государства на занятую его войсками территорию.

Согласно законам и обычаям сухопутной войны, воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об армии другого воюющего государства или о его средствах обороны. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц и частная собственность, а также религиозные убеждения и отправление обрядов веры должны уважаться. Контрибуции могут взиматься лишь на основании письменного распоряжения начальствующего командира, и по каждой контрибуции плательщикам должна выдаваться расписка. Повинности не должны включать обязанности для населения принимать участие в военных действиях против своего отечества.

Армия, занимающая ту или иную область, может завладеть движимой собственностью вражеского государства, способной служить для военных действий, включая деньги, фонды и долговые требования. Оккупирующее государство обязано сохранять основную ценность принадлежащих неприятельскому государству общественных зданий, недвижимости, лесов и сельскохозяйственных угодий.

Преднамеренный захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, образовательных, художественных и научных учреждений, как частных, так и государственных, равно как и исторических памятников, художественных и научных произведений, воспрещаются и подлежат преследованию.

Одним из важнейших положений Женевской конвенции о защите гражданских лиц во время войны 1949 года является запрет угона и депортирования гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию третьего государства, равно как и перемещения части собственного гражданского населения на оккупированную территорию. Допускается, однако, полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских соображений военного характера или для безопасности населения.

Привлечение жителей оккупированной территории к принудительному труду допускается только для нужд оккупационной армии или местного населения. При этом оккупирующая армия не может использовать население на военных объектах и оборонительных работах. Если снабжение населения недостаточно, оккупирующая держава должна согласиться на мероприятия по оказанию гуманитарной помощи со стороны третьих государств, Международного комитета Красного Креста и других беспристрастных организаций.

Уголовное законодательство должно в принципе оставаться таким, каким было до оккупации, кроме положений, которые представляют собой угрозу безопасности оккупирующей державы. Судебным органам оккупированной территории должно быть разрешено продолжение исполнения своих функций.

Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого госу­дарства и установление военной администрации на захваченной тер­ритории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупи­рующее государство обязано принять все меры к обеспечению поряд­ка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя при­нуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государ­ству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь граж­данских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Ок­купирующая держава обязана снабжать гражданское население не­обходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

применять меры принуждения, физического или морального по­рядка, в частности, с целью получения сведений;

применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

применять коллективные наказания;

депортировать гражданское население с оккупированной терри­тории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обес­печивается право ее покинуть в возможно короткое время.

95. Комбатанты и некомбатанты. Правовой режим военного плена

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к во­оруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принад­лежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобре­тают статус военнопленных.

Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — воен­ные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомба­танты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

личный состав регулярных вооруженных сил;

ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не вхо­дящие в состав регулярных вооруженных сил;

личный состав движений сопротивления и партизанских форми­рований;

лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;

члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказы­вающие помощь сражающимся;

население, которое при приближении противника взялось за ору­жие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Режим военного плена регламентирован III Женевской конвен­цией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попав­шие во власть неприятеля следующие лица:

личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

личный состав партизанских отрядов;

личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты фи­зическомукалечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защи­щены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к лич­ности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть воен­нопленных интернированию. Им может быть также запрещено выхо­дить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечивают­ся помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военноп­ленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных ра­ботах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дис­циплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть под­вергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).

Римляне разделяли способы приобретения собственности по историческому признаку принадлежности к цивильному праву или к праву народов. В систематическом изложении их удобнее различать по признаку производного перехода права собственности от одних лиц к другим и первоначального возникновения в лице данного приобретателя — впервые или, во всяком случае, независимо от права предшественника. Обычно закон указывал, в каких случаях имеет место такое первоначальное приобретение права собственности.

Виды приобретения права собственности:

путем договоров и сделок;

право собственности на плоды;

за приобретательной давностью.

Переход собственности допускался только между лицами, способными отчуждать и приобретать имущество, и осуществлялся путем договоров и сделок в обороте между живыми (inter vivos), а также на основе сделок по случаю смерти (mortis causa), т. е. путем наследования по завещанию и отказов, а равно и путем наследования по закону.

Под этим термином подразумевалось изготовление новой вещи (nova species) из одной или нескольких других. Юридическое затруднение возникало, когда создатель новой вещи пользовался материалом, принадлежавшим другому лицу.

Существовало 2 точки зрения:

собственник материала оставался собственником вещи и в ее новом виде;

новая вещь принадлежит на правах собственности своему создателю, собственник же материала предъявляет к последнему иск из воровства об уплате штрафа (actio furti) и о возвращении владения (condictio furtiva), а при невозможности возврата — об уплате вознаграждения.

В праве Юстиниана возобладало среднее мнение, по которому новая вещь принадлежит собственнику материала или спецификатору, в зависимости от того, может ли она быть обращена в прежнюю форму или нет. По праву Юстиниана спецификатор становился всегда собственником новой вещи, если он к чужому материалу прибавил частично и свой собственный.

Под оккупацией (occupatio) разумелось присвоение и завладение вещами с намерением удержать их за собой. Она обосновывала право собственности захватчика и распространялась на все бесхозяйные вещи согласно принципу, выраженному в Законах XII таблиц: бесхозяйная вещь следует за первым захватившим (res nullius cedit primo occupanti). Вещи, принадлежавшие всем (res omnium communes), были главными объектами для такого захвата — путем охоты, рыболовства и птицеводства. Римское право не признавало за собственником земельного участка исключительного права охоты на этом участке, которое мешало бы таким захватам. Наконец, сюда относились вещи, брошенные прежним собственником (res derelictae). Вражеское имущество считалось бесхозяйным и могло быть предметом оккупации, но не все. Утверждение Гая, что римлянин особенно считал своим то, что взято им у врагов, является лишь воспоминанием о древнейших временах; в исторические времена военная добыча принадлежала государству. Солдаты получали в собственность лишь часть добычи, предоставлявшуюся им полководцами.

К оккупации приравнивался захват морского берега или дна путем застройки и установления ограждений.

Под кладом (thesaurus) понималась всякая ценность, которая была где-нибудь сокрыта так давно, что после открытия нельзя уже найти ее собственника.

Если такое сокровище было найдено на чьей-либо земле, то с II в. н. э. половину клада получал находчик, а другую — владелец земли. Между ними возникала общая собственность. Тогда же было установлено, что находка на священном или погребальном месте принадлежала находчику целиком. Позднее половина шла в пользу фиска. Если находчик производил розыски клада без разрешения собственника земли, то последний получал все.

За поиски путем колдовства находчик лишался всяких прав, а найденное поступало в пользу фиска.

Лицо, владев чужой вещью в течение установленного законом срока, приобрело собственность на нее. В данном случае речь идет о лице своего права (самовластного — sui iuris). Приобретение по давности было возможно в том случае, когда в период отчуждения вещи не была использована процедура манципации или мнимого судебного спора. Здесь собственником вещи и по квиритскому праву остается отчуждатель. Но добросовестный приобретатель приобретал ее по давности, причем отчуждателем мог быть и несобственник.

Срок давности должен был течь непрерывно, в результате чего наследник мог воспользоваться владением наследодателя.

Точно так же в прижизненных сделках допускались зачет и причисление времени владения предшественника в пользу добросовестного преемника. Это называлось приращением во владении (accessio possessionis).

Приобретательная давность применялась только к италийским землям и между римскими гражданами. Однако в провинциях, в отношении провинциальных земель, римские правители, а затем и императорское законодательство в борьбе с упадком земледелия и забрасыванием земель ввели институт исковой погасительной давности. Он был основан на эллинистическом принципе, что нельзя сохранить за собой право, которое долго оставалось в пренебрежении. Новому институту дали процессуальное название «приобретательная давность».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: