Зональный принцип работы суда

Обновлено: 27.03.2024

Территория, на которой действует районный (городской) суд, делится на зоны (участки) по количеству судей. Судья, закрепленный за определенной зоной, рассматривает все уголовные, гражданские, административные дела, возникшие на данной территории. Для обеспечения постоянного обслуживания территории за ней могут закрепляться двое или более судей, участок может состоять из нескольких улиц, групп, предприятий и т.д.

2. Предметный принцип

Сущность его заключается в том, что судья или несколько судей рассматривают только уголовные или гражданские дела либо конкретные категории в пределах всего района.

3. Предметно - зональный принцип

Согласно ему судья в пределах закрепленной за ним территории специализируется на рассмотрении определенной категории уголовных или гражданских дел.

4. Текущее распределение дел

(беззональный или смешанный принцип распределения дел)

Здесь судья рассматривает дела по заявлениям, поступившим в день приема граждан или по почте.

Каждый из приведенных принципов распределения обязанностей по рассмотрению дел между судьями имеет свои достоинства и недостатки. Так, специализация рассмотрения уголовных дел позволяет судье глубоко изучать законодательство и судебную практику по этим делам, но может привести к утрате навыков рассмотрения других категорий дел, например гражданских. При зональном принципе рассмотрения дел, если в суде нет достаточного количества судей, в тех случаях, когда судья находится в отпуске, болен или отсутствует по иным уважительным причинам, могут возникнуть проблемы с соблюдением сроков рассмотрения дел. Поэтому распределение обязанностей между судьями в судах с ограниченным количеством оных, обычно строится по текущему принципу распределения дел.

Распределение обязанностей в аппарате районного (городского) суда

Канцелярия суда

Обязанности между работниками канцелярии и другими работниками суда распределяются председателем суда на основе инструкции по делопроизводству в районном (городском) суде и штатного расписания суда путем издания соответствующего приказа. В аппарат суда обычно входят: заведующий канцелярией, секретари суда, секретари судебного заседания, делопроизводители, машинистки, курьеры, зав. хозяйством, архивариус и другие. В тех судах, где не предусмотрена должность зав. канцелярией, его обязанность возлагается на секретаря суда. Заведующий осуществляет непосредственное руководство работы канцелярии. Секретари суда отвечают за движение дел внутри суда. Секретари суда участвуют вместе с судьей в рассмотрении дел: ведут протоколы судебного заседания, помогают судье в организации судебного процесса. Обычно в судах число секретарей судебного заседания соответствует числу судей, и секретарь закрепляется за определенным судьей. В штат многосоставных судов могут входить консультанты, которые ведут справочную работу по учету законодательства и судебной практики. Они поддерживают в контрольном состоянии кодекса и другие нормативные акты, вносят в них необходимые изменения и дополнения, своевременно извещают об этих изменениях судей, участвуют в обобщениях судебной практики.

Прием посетителей суда

Основное количество гражданских дел заводится в районных (городских) судах по заявлениям, с которыми приходят в суд граждане и представители юридических лиц. Прием посетителей ведут все судьи, включая председателя. В ходе приема судья проверяет форму и содержание искового заявления, наличие документов, свидетельствующих об оплате государственной пошлины, определяет круг доказательств, необходимых для исследования в судебном заседании, и так далее. Если заявление не подлежит рассмотрению в суде, судья отказывает в его принятии. Когда заявление подано без соблюдения требований к форме и содержанию или не оплачена государственная пошлина, судья оставляет его без движения. Организация приема посетителей начинается с оформления стендов, на которых размещается информация о порядке приема граждан судьями и судебными исполнителями, требованиях к форме и содержанию исковых заявлений, размерах пошлины, режиме работы суда, расположение судебных помещений, сведения о ближайших юридических консультациях. Наличие таких стендов позволяет сократить число устных обращений к судьям и другим работников суда. Прием посетителей суда проводится по установленному графику, который составляется в зависимости от числа судей и принципа распределения обязанностей между ними. При наличии достаточного количества судей в штатных расписания судов целесообразнее всего организовать прием посетителей суда дежурным судьей в течение всего рабочего времени. В ходе приема посетителей судья ведет журнал приема, в который заносит сведения, кто и по какому вопросу обращался, какие меры приняты по заявлению.

Рассмотрение заявлений и жалоб, поступающих в суд

Порядок регистрации учета и рассмотрения, поступающих в суд заявлений, жалоб и других письменных обращений регулируется Инструкцией по делопроизводству в суде. Все жалобы и заявления, доставляемые по почте в суд, регистрируются в день их поступления в специальном журнале (форма № 23), определяются сроки их разрешения, исполнители; последним даются необходимые указания. Жалобы и заявления должны разрешаться в 15-тидневный срок, а когда необходимо проведение проверочных действий — срок до 1 месяца. В случаях задержания ответа заявитель извещается о причинах задержки и предполагаемых сроках решения жалобы.

Контроль за исполнением соответствующих действий по жалобам и другим письменным обращениям возложен на заведующего канцелярией. Ответ на жалобу, как правило, подписывает председатель суда. Копии ответа подшиваются в специальный наряд или отдельное производство, а по истечению срока списываются в архив.

Статистическая отчетность

Актами Министерства Юстиции установлены статистическая отчетность и порядок ведения судебной статистики судами.

В районном (городском) суде статистические отчеты заполняются и направляются в местные органы Министерства Юстиции два раза в год. В отношении каждого осужденного или оправданного по уголовному делу, а также по прекращенным уголовным делам судьи, рассматривающие соответствующие дела, заполняют статистические карточки. В них заносят: сведения о возрасте, занятии, должности, образовании, судимостях лица, совершившего преступное деяние, о преступлении (фабула обвинения), месте преступления; дата вынесения судебного решения и т.д. Статистическая карточка ежемесячно направляется в органы Юстиции для обработки и анализа. На основании содержания в них данных местные органы Юстиции, 2 раза в год составляют сводные ведомости по итогам деятельности судов области, края и приравненных к ним территорий.

Кроме того, в районных (городских) судах секретари ведут статистические карточки по каждому поступившему делу, отражая в них движение дела и результаты его рассмотрения. По истечении календарного года, карточка списывается в архив. По делам, которые не были рассмотрены в истекшем году, заводятся новые статистические карточки, а старые списываются в архив с указанием нового номера. Суды также представляют в органы Юстиции планы работы на полугодие и на год, отвечают на вопросы вышестоящих судов и других правоохранительных органов.

Справочная работа по учету законодательства и судебной практики

Такая работа ведется в каждом районном (городском) суде. Если в штатном расписании предусмотрена должность консультанта суда, эти обязанности возлагаются на него. В тех судах, где должность консультанта отсутствует — на одного из судей. В односоставном суде эту работу выполняет председатель суда. Учет законодательства и судебной практики позволяет судье знать действующее законодательство, следить за его изменением, хорошо ориентироваться в вопросах судебной практики. Справочная работа по учету законодательства и судебной практики проводится в судах в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Министра Юстиции от 24.12.87 г., и состоит из ведения контрольных экземпляров нормативных актов и судебной практики. К контрольным экземплярам нормативных актов относят кодексы, официальные издания, в которых публикуется законодательный материал, руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда РФ. Содержание контрольных кодексов должно соответствовать действующему законодательству. Поэтому в них регулярно вносят отметки о дополнениях, изменениях правовых норм. Содержание рабочих кодексов судей должно соответствовать содержанию контрольных экземпляров. В каждом суде ведется картотека нормативных актов и судебной практики. Карточка составляется консультантами суда, а при их отсутствии - судьей.

В судах, оснащенных ПЭВМ, эта работа выполняется с помощью компьютеров, на основе соответствующих информационно - справочных систем по вопросам законодательства. Справочная работа по учету законодательства и судебной практики ведется систематически, от ее уровня во многом зависит качество рассмотрения дел, поступающих в суд.

Судебные исполнители

Завершающей стадией деятельности суда по рассмотрению уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях в части имущественных взысканий, принуждение к совершению определенных действий по восстановлению нарушенных прав является исполнительное производство. Оно возложено на судебных исполнителей, которые состоят при районных (городских) судах. Судебные исполнители производят исполнение приговоров, решений, постановлений, определений суда, при котором они состоят, а кроме того, судебных актов других судов (вышестоящих, военных, арбитражных), исполнительных надписей нотариусов, постановлений прокуроров о выселении в административном порядке, постановлений административных органов, постановлений и решений общественных организаций, решений третейских судов, местных органов власти и управления в случаях, предусмотренных законом, а также решений других органов и организаций, наделенных юрисдикционным правом, если они не исполняются в добровольном порядке. При наличии в суде 2-х или более судебных исполнителей, один из них назначается старшим судебным исполнителем. В связи с ответственным положением судебных исполнителей для них установлен особый порядок приема и увольнения с работы. Они принимаются на должность и увольняются по представлению председателя районного (городского) суда начальником местного органа Юстиции. Работа судебных исполнителей организуется по зональному принципу: за каждым из них закрепляется определенная часть обслуживаемой судом территории или предприятий, учреждений, организаций.

Обычно, по этому же принципу организуется прием судебными исполнителями граждан. В некоторых судах, если позволяет штатное расписание и рабочая нагрузка, прием граждан ведет дежурный судебный исполнитель. Каждый судебный исполнитель закрепляется за конкретным судьей, который и контролирует его работу. Общее руководство деятельностью судебных исполнителей осуществляет председатель суда. Работа судебных исполнителей строится в соответствии с Инструкцией об исполнительном производстве от 15 ноября 1985г. Судебные исполнители приступают к исполнительным действиям при получении ими соответствующих исполнительных документов. К основным исполнительным документам относятся: исполнительные листы, копии приговоров или выписки из них, копии решений о признании гражданина недееспособным, исполнительные надписи нотариусов, приказы арбитражных судов и др. Они передаются судебному исполнителю под расписку канцелярией суда с записью в книге учета. Прежде чем начать исполнительные действия, судебный исполнитель должен поставить в известность об этом взыскателя и предложить должнику добровольно исполнить решение суда. На действия судебного исполнителя взыскателем или должником может быть подана жалоба, а прокурором принесен протест. Такие жалобы или протесты рассматриваются судьей в судебном заседании (ст. 428 ГПК).

Организация работы районного (городского) суда возлагается на председателя. Кроме него в этом участвуют все судьи и работники аппарата суда.

Председатель суда, прежде всего, является судьей, поэтому в его функции входит рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел. Как руководитель органа судебной власти председатель районного (городского) суда: распределяет дела и другие обязанности между судьями; ведет личный прием граждан, организует работу по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел. Например, о несовершеннолетних, семейных и иных дел; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведение судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит работой аппарата суда; осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда.

Руководство работой суда осуществляет также заместитель председателя в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем. В случае отсутствия последнего или невозможности выполнения им своих обязанностей функции председателя районного (городского) суда полностью исполняет его заместитель (ч. 2 ст. 23 Закона).

Распределение обязанностей по рассмотрению дел между судьями осуществляется на основе следующих принципов:

1) территориального (зонального), при котором весь район (город) делится на зоны по количеству судей и за каждым из них закрепляется определенная зона. Все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории, рассматривает соответствующий судья;

2) предметного (функционального), когда существует специализация судей по рассмотрению либо уголовных, либо гражданских дел. Возможна и более узкая специализация по отдельным категориям уголовных (о хищениях, об автотранспортных преступлениях, по делам о несовершеннолетних) и гражданских дел (по трудовым, жилищным, семейным спорам и т.д.).

3) предметно-зонального, в соответствии с которым судья рассматривает определенную категорию дел (уголовных или гражданских), поступающих из закрепленной за ним территории;

4) беззонального или текущего, когда уголовные дела рассматриваются судьями по поручению председателя суда, а гражданские – все те, по которым судья принял жалобы и заявления во время приема граждан.

Решение о применении одного из перечисленных принципов распределения дел принимается председателем суда и зависит от количества судей, их деловых качеств и профессионального объема работы и других обстоятельств, отражающих специфические особенности данного района (города).

У всех судей районного (городского) суда имеются календарные планы судебных заседаний, в которые заносятся уголовные, гражданские и административные дела по мере их поступления. Рассмотрение дел в судебных заседаниях планируется с учетом сроков, установленных законом на их разбирательство, и назначается на определенный день и час. При отложении слушания дела оно снова заносится в календарный план рассмотрения.

Также в суде составляется общий план на квартал, где предусматривается вся организационная работа: обобщение судебной практики, проверка работы канцелярии и судебных исполнителей, чтение лекций, повышение квалификации кадров и т.д. В квартальном плане указываются сроки выполнения каждого мероприятия с указанием даты и ответственных лиц. Итоги его выполнения подводятся на оперативном совещании всех сотрудников районного (городского) суда, на котором составляется и обсуждается и новый квартальный план.

Председатель, судьи и судебные исполнители районного (городского) суда ведут прием граждан, который осуществляется по графику в строго установленное время. Учет приема посетителей осуществляется в специальном журнале, где регистрируются поданные жалобы и заявления, отражается их движение, сроки и результаты рассмотрения.

В каждом районном (городском) суде регулярно проводятся обобщения судебной практики в целях улучшения его деятельности, выявления и устранения допущенных ошибок и выработки предупредительных мер. Для обобщения выбирается наиболее актуальное в данный период и в данной местности категория дел с целью анализа качества их судебного рассмотрения. Она избирается с учетом предложений вышестоящих судов, органов Министерства юстиции, распространенности тех или иных правонарушений в районе (городе) и т.д.

В деятельности органов прокуратуры в качестве организационных, определяющих начал используются зональный и предметный принципы. Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с этими принципами.

Зональный (территориальный) принцип

Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам). Например, в Генеральной прокуратуре РФ в зависимости от объема работы в состав зоны включаются прокуратуры одного или нескольких субъектов Федерации.

В прокуратурах субъектов Федерации в состав зоны в зависимости от объема работы включаются прокуратуры одного или нескольких районов и городов. Закрепление за прокурором определенной территории наделяет его компетенцией контролировать соблюдение и исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ на этой территории. В этих целях он изучает и анализирует состояние законности и организацию деятельности органов прокуратуры зоны путем:

    1. систематического ознакомления со статистическими данными, текущими и перспективными планами работы, обобщениями и обзорами практики;
    2. непосредственного участия в осуществлении проверок деятельности прокуратур зоны, оказания практической помощи прокурорам на местах.

    В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор оформляет соответствующее производство, в котором содержатся:

      • документы, находящиеся на исполнении;
      • отражаются недочеты и ошибки, допущенные прокурором зоны;
      • отмечаются сведения о положительном опыте работы.

      Зональные прокуроры ведут и так называемые рабочие производства, в которых сосредоточиваются находящиеся на исполнении документы, а также отмечаются ошибки, допущенные каждым прокурором и следователем его зоны, сосредоточиваются данные о положительном опыте работы. Такая постоянно накапливаемая информация позволяет выяснить типичные недостатки и их причины, обобщить передовую практику. А это в свою очередь дает возможность разработать обоснованные мероприятия по оказанию конкретной помощи каждому нижестоящему прокурору, по устранению недостатков, распространить положительный опыт, учить на нем всех прокуроров и следователей.

      Зональный принцип организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений граждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов и т.д. Поэтому зональный прокурор располагает обширной и всегда свежей информацией о состоянии законности в регионе, организации работы в прокуратуре своей зоны. Это позволяет осуществлять квалифицированное руководство нижестоящими органами.

      Предметный принцип

      Предметный принцип связан с предметом прокурорского надзора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования . Организация работы по предметному принципу обусловлена необходимостью решения важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры.

      В соответствии с предметным принципом за прокурором закрепляется определенное, конкретное направление деятельности, относящееся к предмету его ведения. Предметный принцип предполагает выделение определенной задачи (или комплекса взаимосвязанных задач), реализация которой от начала постановки до получения конечного результата достигается путем привлечения к работе группы представителей различных звеньев органов прокуратуры. Это придает аппарату прокуратуры большую «гибкость», маневренность, предоставляет возможность направлять все усилия на решение приоритетных задач.

      Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов, а также взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, таких так территориальные, военные прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур (транспортные прокуратуры, природоохранные, прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и др.).

      Организация работы по предметному принципу обязывает прокурора

        1. обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие данные прокуратуры об исполнении законов;
        2. анализировать соответствующие материалы (доклады, решения коллегии, обзоры и др.);
        3. участвовать в подготовке документов о реализации результатов обобщений;
        4. подготавливать материалы для рассмотрения на коллегии, координационном совещании и т.д.

        Предметно-зональный принцип

        В прокуратуре для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметов ведения). Такой подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений.

        Вопрос о распределении обязанностей в прокуратуре в соответствии с зональным и предметным принципами реализуется прокурором-руководителем и оформляется письменным распоряжением (приказом).

        Независимо от того, как организуется работа в структурном подразделении - при четком разграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании, -- неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно между прокурорами одного отдела, с тем, чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их работы.

        Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

        1) организует работу суда;

        2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

        3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

        4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

        5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

        6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

        7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»).

        Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

        Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

        В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда:

        - определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

        - устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

        - утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

        - распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

        - осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

        - осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

        - принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

        - организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

        - обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

        - организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

        В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

        Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

        Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

        Правила внутреннего распорядка суда регулируют совместный труд судей и других работников суда, основные права и обязанности председателя суда, судей, работников суда, администратора суда, режим работы и отдыха и другие положения. Правила внутреннего распорядка суда устанавливаются на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

        Важное место в организации работы суда занимает работа с кадрами. В этих целях председатель суда организует мероприятия по повышению квалификации судей, решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса, обращается в соответствующую квалификационную коллегию с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда, проводит учебные занятия с работниками суда.

        Председатель суда осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей или в соответствующем подразделении суда, за соблюдением процессуальных сроков их рассмотрения, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве. В этих целях проводятся оперативные совещания, заслушиваются отчеты судей, руководителей соответствующих подразделений суда, проводятся служебные проверки и т.д.

        В целях улучшения судебной деятельности председатель суда регулярно организует обобщение судебной практики.

        Важный участок работы в каждом суде - обеспечение организации, сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства суда. Председатель назначает приказом ответственного за делопроизводство и контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований инструкции по судебному делопроизводству.

        Организационно-штатная работа - один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование кадровых ресурсов, выделяемых федеральным судам и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ для выполнения возложенных на них задач и функций.

        Организационно-штатная работа в суде ведется под руководством председателя суда в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе.

        В районных судах и гарнизонных военных судах организационно-штатную работу осуществляет отдел государственной службы и кадров (государственный гражданский служащий, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда) совместно с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации.

        Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего суда.

        Правильное распределение обязанностей между работниками суда является важнейшим условием слаженной работы всего суда. При распределении служебных обязанностей председатель суда должен учитывать уровень подготовки судей, работников аппарата суда, их квалификацию, способность решать поставленные задачи. В целом работа по распределению служебных обязанностей должна обеспечить равномерную нагрузку между всеми работниками суда.

        При этом судьи должны быть освобождены от обязанностей выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей.

        Судьи призваны осуществлять правосудие путем рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях и экономических споров. Обязанности и права судей предусмотрены в процессуальных кодексах.

        Работники аппарата судов исполняют должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами по направлениям деятельности, утвержденными председателем соответствующего суда. Содержание конкретного должностного регламента зависит от организационно-штатной структуры соответствующего суда.

        Планирование работы в судах - важный элемент организации работы. План является организующим документом в работе суда. Он дисциплинирует и мобилизует работников суда на выполнение стоящих задач.

        В судах составляются перспективные (на полугодие) и текущие (на квартал) планы работы. Кроме того, могут составляться отдельные планы по направлениям деятельности суда (например, юридической и специальной учебы судей и работников аппарата суда, устранению недостатков, выявленных в ходе изучения деятельности суда или какого-то подразделения суда, проведения отдельных мероприятий и т.д.).

        Организация контроля и проверки исполнения принятых решений - одно из условий надлежащей организации работы суда. Поскольку председатель суда отвечает за организацию работы суда, он лично осуществляет контроль и проверку исполнения всеми судьями и работниками аппарата служебных обязанностей и плановых заданий, выполнения поручений. По указанию председателя суда отдельные направления деятельности суда могут контролировать его заместитель и иные работники аппарата суда.

        Действенной формой контроля в судах являются служебные совещания, которые проводятся по итогам работы за неделю, месяц, квартал и по мере необходимости. На этих совещаниях судьи и работники аппарата суда отчитываются о рассмотрении дел, выполнении ими служебных заданий и плановых мероприятий. Это повышает чувство личной ответственности работников аппарата суда, мобилизует их на повышение исполнительской дисциплины.

        Организация работы районного суда в целом и отдельных судей основывается на ее планировании. В планах всего суда (как правило, на квартал) отражается работа с кадрами, мероприятия по повышению их квалификации, изучение состояния законности в районе и обобщение практики судебного рассмотрения определенных категорий дел, организация делопроизводства и т.д. Личные планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний, организация выездных сессий, прием населения, его участие в организационной работе в соответствии с общим планом работы районного суда.

        Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при ВС РФ» учреждена должность администратора суда, который назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента субъекта РФ по представлению председателя районного суда.[6] Он подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения. Администратор районного суда организационно обеспечивает деятельность районного суда, взаимодействует по этим вопросам с адвокатурой, правоохранительными и другими органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение суда, в том числе нормативными актами, юридической литературой, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу средств связи, хозяйственной службы, имеет другие полномочия. Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого также руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (зав. канцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением судебных приставов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ. Подбор сотрудников — это не техническая работа. Уровень их квалификации, человеческие качества — добросовестность, способность сопереживать, общая культура и вежливость — "визитная карточка" суда в целом в общественном мнении и представлении граждан, которые обращаются в суд. К сожалению, недостаточное финансирование судов не способствует престижности труда их вспомогательного аппарата.

        Консультант, наряду с судьями, ведет прием граждан, принимает участие в повышении квалификации других сотрудников аппарата, под руководством наиболее опытных судей ведет справочную работу по законодательству и судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки и знакомит с ними судей и народных заседателей и т.д.

        Как правило, в районном (ему равному) суде имеются две канцелярии: по гражданским и уголовным делам, в которых ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве суда, исполнительных производств. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями в соответствии с Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36 (ред. от 21.10.2019) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде». Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Непосредственно ответственность за делопроизводство возложена на заведующего канцелярией. Он распределяет работу между сотрудниками аппарата, контролирует ее исполнение, готовит материалы постотчетности, ведет книги приказов и распоряжений по суду, оформляет служебную переписку.

        В районном суде организуется первичный учет рассмотренных дел, на каждое из них заполняются соответствующие учетно-статистические карточки (справки), на основе которых ведется статистическая отчетность. Ответственность за этот участок работы несет председатель суда.

        Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших.

        В районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.

        При районных (городских) судах состоят судебные приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцати человек и зависит от объема выполняемой работы.

        Судебный пристав является должностным лицом, осуществляющим исполнение решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, а также приговоров по уголовным делам и постановлений по административным делам в части имущественных взысканий.

        Районные суды функционируют в настоящее время как суды первой инстанции. Однако, как отмечалось, законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй (апелляционной) инстанции, непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: