Обязательный сбор налогов с простых людей в государстве караханидов проводили владельцы
Обновлено: 25.04.2024
В середине X века в Жетысу и Восточном Туркестане было создано государство караханидов со столицей в городе Баласагун. Важную роль в его образовании сыграли карлуки, а также племена карлукской конфедерации жикил и ягма. В этническом отношении государство караханидов состояло из жикил, ягма, карлуков, огузов, канлов, уйсуней и других тюркоязычных племен. Правителями избирались представители племени карлуков, а также жикил и ягма. Имена Арслан-хан и Богра-хан были связаны с тотемами этих племен: у жикил – лев, у ягма – верблюд (бура).
Основателем династии караханидов стал внук Бильге Кул Кадыр-хана Сатук Богрa-хан (915–955 гг.). Он принял ислам и при помощи династии caманидов одержал победу над своим родственником Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией. Образовавшееся государство караханидов после распада Карлукского каганата занимало территорию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.
Политическая история.
После смерти Сaтук Богра-хана в 955 году к власти пришел его сын Муса. В 960 году он объявил ислам государственной религией. Столицей стал город Кашгар. Второй сын Сатук Богра-хана Сулейман-илик, правивший в Балаcагуне, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного правителя перешел к Али Арслану (960–990 гг.), провозглашенному правителем Тараза и Балаcагуна.
Воспользовавшись ослаблением государства саманидов, Хасан Богра-хан захватил Испиджаб, а затем – Бухару и Самарканд. Опасаясь нападения племен, обитавших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вернулся в Жетыcy и умер в местности Кошкарбасы. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) захватил Хотан, а в 996 году сын Али Арслана Насыр ибн Али начал военный поход на Мавераннахр. Сeбук-тeгин, вассал самaнидов, заключил с караханидами мир, благодаря чему Присырдарьинский регион оказался во власти последних.
В 30-х годах XI века государство караханидов распалось на Восточное и Западное ханства. Столицей восточной части был города Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ Балаcагуна, позднее – город Кашгар. К Западному ханству относился Мавераннахр. Столицей сначала был Узгeнд (по другим сведениям – Бухара), позднее – Самарканд. Традиционно основной частью Караханидского государства считалось Восточное ханство. Между правителями двух ханств не прекращалась междоусобная борьба, ослаблявшая государство. В 1040 г. Ибрагим ибн Насыр, одержав победу в борьбе за власть, принял титул тамгач бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Междоусобицами воспользовался сельджукский султан Малик-шах и в 1089 году захватил столицу Западного ханства Самарканд, затем – Бухару. Во внутреннюю систему управления государством Малик-шах не вмешивался. В 30-х годах XII века с востока в Семиречье вторглись племена каракитаев. Они захватили Восточно-Караханидское государство и его столицу Баласагун. В 1141 году, разгромив караханидо-сельджукское войско в Катyанской степи близ Самарканда, они захватили власть в обоих ханствах караханидов.
Государственное устройство.
Правитель государства караханидов носил титул хакан (каган, хан). Его власть передавалась по наследству. У хакана были советники, везиры. Ставка хакана называлась орда. Особенностью государственного устройства было отделение военного управления от административного. Власть осуществлялась по удельному принципу. Правители уделов носили титулы тегин, илак.
В государстве Караханидов развивался феодальный уклад. Хакан жаловал своим приближенным земельные наделы, которые назывались икта. Икта давала право на сбор налогов. Обладателей икты называли по-персидски иктадарами или по-арабски—мукта. Иктaдары были обязаны проходить военную службу у хакана. Мелкие землевладельцы, обязанные платить налоги, согласно арабским источникам, назывались музари или барзигары.
Земельные наделы, принадлежавшие священнослужителям и религиозным учреждениям, назывались вакф (вакуф). Вакуфы не облагались налогами. Одной из разновидностей гнета в государстве караханидов была коммендация, когда слабый человек передавал под покровительство сильного свой земельный участок
Образование государства. В середине X века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Карахани- дов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства являлся внук Бильге Кул Кадыр-хана СатукБогра-хан (915-955 гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулишком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было создано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную территорию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.
В этнический состав государства Караханидов входили племена жикил, ягма, карлуков, огу зов, канлы, уйсунов и другие тюркоязычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Имена их предводителей Арслан- хана и Богра-хана были связаны с тотемами - объектами религиозного почитания (животные, растения и т.д.) этих племен: у жикил - лев, у ягма - бура (верблюд).
Общественный строй. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана). Власть передавалась по наследству. К представителям знати относились потомки хакана - тегины, илик ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному принципу. Удельные земли подразделялись на большие и малые. У хакана имелись советники, везиры. По своей деятельности они были схожими с коль еркинами в период Огузского каганата. По письменным свидетельствам Махмуда Кашгари, значение слова «коль еркин» раскрывается, как «ум глубокий, подобно озеру» и эту должность занимали советники-соправители.
Ставка хакана, откуда он осуществлял свою политико-административную власть, называлась ордой. В ней жили дворцовые придворные.
По сравнению с системой правления предшествовавших тюркских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодальным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора налогов, социальному неравноправию и другим формам угнетения для поддержания правящей власти.
Одной из разновидностей землевладения была икта- земельный надел, пожалованный хаканом своим приближенным. Землевладельцев называли икта- дарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мук- та. Однако икта навечно не узаконивалась. А иктадары выделенные им икты стремились закрепить за собой навечно. Мавзолей Карахана.
Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу.
Кроме икты существовали и другие разновидности землевладения. Так, например, крупным феодалам выделялись большие земельные участки за счет захваченных территорий в целях сбора там налогов с населения. Также для этого феодалам выделялись и земли, принадлежащие государству.
Земельные наделы выделялись не только священнослужителям, но и религиозным учреждениям в целях укрепления их материальной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались.
В оседлых районах основным видом угнетения мелких крестьян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и персидских источниках таких земледельцев именовали му зари или бар- зигары.
Другой разновидностью гнета в период государства Караханидов была коммендация. Смысл ее состоял в следующем: «слабый (человек) передает под покровительство сильного свой земельный участок, чтобы он (сильный) защищал его». Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что выплачивали им налоги. Существовали и другие виды налогов. Так, если одни крестьяне выделяли человека для прохождения военной службы, то другие выполняли различные повинности у своих защитников - феодалов.
В целом, государство Караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов. Оно было государством с развитой системой общественного строя, сильным как политически, так и экономически.
Бронзовые светильники, найденные при раскопках города Тараз.
Политическое положение государства. После смерти основателя государства Сатука Богра-хана в стране начались политические распри. В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую религию государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако второй сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного хакана перешел к Али Арслану (960-990 гг.). Он был также провозглашен правителем Тараза и Баласагуна. С этого времени у потомков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно переходила из рук в руки.
Несмотря на это, государство Караханидов умело использовало в своих целях внутренние распри и слабость соседних стран. Так, например, из-за социальных противоречий во второй половине X века значительно ослабло государство Саманидов в Средней Азии. Вовремя воспользовавшись такой обстановкой, Хасан Бог- ра-хан без особого сопротивления захватил Испиджаб, затем он завоевал столицу государства Саманидов Бухару и Самарканд. Однако, опасаясь нападения племен, живших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вскоре возвращается в Жетысу. Он умер в местности Кошкарбасы. В конце X века снова возобновились завоевательные походы Караханидов в Среднюю Азию. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арслана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему газневид- скому вассалу Себук-тегину. Но Себук-тегин заключил мир с Ка- раханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во власти Караханидов.
Насыр ибн Али продолжил свои завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Мавераннахр.
Государство Караханидов состояло из двух владений - Восточного и Западного ханств. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный ТуР кест &н. Столицей был город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Ба- ласагун, а позднее - город Кашгар. К Западному ханству относился Маверан- нахр. Столицей являлся сначала Узгенд, а затем Самарканд.
Тюркская одежда времени
Традиционно Восточное ханство считалось основной частью государства Караханидов. Поэтому его хан являлся великим хаканом. Все остальные ханы были обязаны подчиняться ему. Однако этого
не произошло из-за разгоревшейся междоусобной борьбы за власть между правителями двух владений государства Караханидов. В 40-х годах XI века потомок Насыр- хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-теги- на одержал победу. В 1040 году он принял титул тамгач Бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Но длительная междоусобная борьба между двумя владениями государства Караханидов продолжалась, все более ослабляя государство.
Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 году он захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Бурахан поневоле признал свою зависимость от сельджуков. Малик-шах не вмешивался во внутреннюю систему управления государством Караханидов. Он лишь назначал ханами тех, кто беспрекословно выполнял его указания.
В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города Самарканд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Караки- таи захватили город Бухару вместе с центральной частью Мавераннахра. Тут следует учесть одно обстоятельство: каракитаи также не внесли каких-либо изменений во внутреннюю систему управления государством Караханидов. Но они назначали ханами преданных им людей и власть осуществляли через них. Отныне государство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Однако власть оставалась в руках династии Караханидов. Поэтому караханидские правители во время сбора налогов для каракитаев старались пополнить и свою казну.
Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему своего управления, Караханиды распространили свое господство на
Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самарканде и Узгенде они чеканили свои монеты.
В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться государство Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха Текеша государство Хорезм нанесло ощутимый удар по ка- ракитаям. Следившие за обстановкой правители государства Караханидов поддержали Хорезм. Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухам- мед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти правителя Западного ханства в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук.
Таким образом пало государство Караханидов, просуществовавшее около двух веков.
Хозяйство. В Жетысуйском регионе государства Караханидов хозяйство велось в основном в двух направлениях: первое - близ крупных городов Тараз, Талхир, Баласагун и на зимовках, в кен- тах занимались оседлым земледелием, садоводством и бахчеводством. Второе - в степных, горных районах и холмистых местностях развивалось полукочевое и полуоседлое скотоводство. У скотоводов Жетысу имелись постоянные зимовки и сезонные стоянки: жай- ляу (летние), куздеу (осенние) и коктеу (весенние). Вокруг зимовок полуоседлые скотоводы занимались земледелием. Полукочевники, имея постоянные зимовки, земледелием не занимались. Такой смешанный вид хозяйства был распространен в Южном Казахстане и Восточном Туркестане, хотя в этих регионах преобладало оседлое скотоводство.
Скотоводство в государстве Караханидов являлось продолжением аналогичного хозяйства в период предыдущего каганата. Традиционно разводили четыре вида скота. Юсуф Баласагуни, описывая скотоводческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид хозяйства — коневодство.
Культура. В период государства Караханидов за счет обедневших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Массовое оживление оседлой культуры привело к возникновению множества зимовок и кентов.
Развитие городской культуры привело к росту числа мастерских по различным видам ремесел и гончарному делу. В письмен
ных источниках часто встречаются данные об увеличении численности тюрков в городах. Они пополняли ряды ремесленников и торговцев.
Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры еогдийцев и тюрков в обычаях, традициях, языке и одежде.
Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры. Стали возводиться купольные мечети. Купола возводили и над захоронениями знатных людей. Например, среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи- Хатун. Возведение подобных архитектурных сооружений было связано с распространением среди населения исламской религии.
Еще одной особенностью, присущей государству Караханидов, было строительство в городах множества бань.
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что государство Караханидов по своему общественному строю было разносторонне развитым феодально-патриархальным государством на территории Казахстана.
1. Расскажите об образовании государства Караханидов.
2. Что вы можете сказать об общественном строе государства?
3. Запишите в тетрадь по истории слова иктсь, мукта, вакф, му зари, барзигар, коммендация и объясните их смысл.
4. Почему государство Караханидов было разделено на две части? Расскажите о каждой из них в отдельности.
5. Когда государство Караханидов полностью захватило Маверан- нахр?
6. Расскажите о хозяйстве государства.
7. Как была развита культура государства Караханидов?
Вопросы для самопроверки
1. Особую роль в создании государства Караханидов сыграли племена .
A. жикил D . огузов
2. Кто являлся основателем государства Караханидов?
A. Бильге Кул Кадыр-хан D . Муса
B. Сатук Богра-хан Е. Сулейман-илик
3. В каком году ислам был объявлен государственной религией Государства Караханидов?
Переселение каракитаев в Жетысу. Переселение каракитаев в Жетысу произошло по двум причинам. Первая - завоевание тюркоязычными племенами, передвигавшимися из Центральной Азии на запад, на исконные земли каракитаев. Лишь после этого через Алтай каракитаи стали вторгаться в Жетысу. Вторая - к тому времени начался упадок государства Караханидов, господствовавшего в этих краях. Поэтому хакан государства Караханидов свои восточные границы передал для защиты каракитаям. За подобную службу каракитаи получали жалованье, дары и земельные наделы.
По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданских племен, живших в Центральной Азии (Северная Монголия), Северном Китае, Маньчжурии и Уссурийском крае. Перемещавшаяся на запад с IV века их часть в мусульманских источниках называлась каракитая- ми. Об их этническом происхождении и языке имеются различные мнения. Если по одним сведениям, их считают тунгусо-монгольской народностью, то арабские и персидские источники утверждают, что среди каракитаев существовала и тюркоязычная часть населения.
В 924 году племена киданей создали государство Ляо, занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125 году оно пало и в этот год предводитель киданей ЕлюйДаши с 40-тысячным войском вторгся в Жетысу. Утвердившись среди местных племен, каракитаи постепенно подчиняли своей власти все новые территории Жетысу. Воспользовавшись упадком государства Караханидов, в 1125 году Елюй Даши со своим войском захватил центральные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он основал свою ставку - Гуз орду. Затем каракитаи стали распространять свою власть и на Южный Казахстан.
С 40-х годов XII века каракитаи начали захватывать земли государства Караханидов в Центральной Азии.
Общественно-политический строй. По своему общественно-политическому строю каракитаи находились на более низком уровне, чем государство Караханидов. Поэтому они не вмешивались в систему управления государством Караханидов и оставили систему хаканского правления в прежнем виде. Была сохранена и хакан- ская наследственность власти.
Для усиления своей власти Елюй Даши командование войсками передал в местное управление. Для этого под командование каждого военачальника он передал по 100 воинов. Если местные племена жили в пограничных районах, то им вменялось в обязанность защищать эти границы. А своих приближенных он освобождал от моинской повинности по защите границ.
Каракитайские власти оставили прежней систему связей между различными регионами, поэтому находящиеся у власти на местах правители или династии постоянно соперничали между собой. Это было выгодно каракитайскому гурхану, так как попытки покорить и разгромить друг друга обессиливали их. Такая обстановка была на руку только каракитаям. А сами представители местной знати несли огромные расходы по содержанию каракитай- ских войск и к тому же обескровливали себя в постоянных распрях.
Система сбора налогов. Каракитаи с приходом к власти не разрушали города и оседлые поселения. По этой причине местное население не оказывало им особого сопротивления. Среди кочевников было немало полукочевников, хорошо знающих земледелие.
По свидетельству письменных источников, с каждого дома собирали по одному динару. Владельцы удельных земель получали специальные охранные грамоты в знак того, что они находятся под защитой гурхана.
Представители местной знати были в прямой зависимости от наместников гурхана, занимавшихся сбором налогов. По письменным сведениям арабских историков, каракитаи в основном жили в Туркестане и Мавераннахре. Они беспощадно угнетали их население. Каждый город имел своего правителя, который собирал и доставлял дань каракитаям.
В Отраре и Таразе сбором налогов занимались люди, специально присланные гурханом. А сбор налогов в других регионах и доставка их в столицу каракитаев поручались местным феодалам.
Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог - харадж.
Каракитаи значительно ужесточили налоговую политику со второй половины XII века. Отныне они перешли к открытому грабежу народа. Каракитаи стали нападать на мирные поселения, отнимая скот и имущество. Против такого насилия и произвола часто вспыхивали народные восстания.
Внешнее положение. Каракитайское государство, образованное в Жетысу, постоянно пыталось захватить среднеазиатские владения Караханидов. В 1137 году каракитаи под Ходжентом разгромили войска Караханидов. После этого поражения Ка- раханиды в союзе с сельджуками стали готовиться к новому отпору каракитаям. Сражение произошло в 1141 году в Катаунской степи близ города Самарканд. Каракитаи одержали победу и на этот раз. Затем они вторглись в город Бухару, захватили всю центральную часть Мавераннахра. Тем самым каракитаи расширили свои владения в Средней Азии. Караханиды стали их вассалами и вынуждены были платить дань.
Каракитаи совершили поход на Хорезм и захватили его. Шах Хорезма был вынужден платить ежегодно по 3000 золотых динаров. Таким образом, их западная граница полностью дошла до нижнего течения Амударьи. А восточная граница включала в себя уйгурскую провинцию Гансу. На юге в зависимость от каракитаев попали земли Балха и Хотана. На северо-востоке каракитаи граничили с найманами.
В 1171-1172 годах каракитаи повторно совершили поход на земли Хорезма, так как шах отказался платить дань золотом. Смерть шаха Хорезма аль-Арслана вызвала распри между его сыновьями за власть. Сын шаха по имени Текеш обратился за помощью к каракитаям и при их поддержке захватил власть в Хорезме в свои руки, тем самым поставив себя в прямую зависимость от каракитаев.
В середине Х века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Караханидов. Столицей стал город Баласагун.
В этнический состав государства Караханидов входили племена жикил, ягма, карлуков, огузов, канлов, уйсунов и другие тюркоязычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма и жикил.
Общественное устройство караханидов.
Верховная власть находилась в руках кагана (хакана), она передавалась по наследству. К представителям знати относились потомки хакана – тегины, илик-ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному принципу. У хакана были советники, везиры, их деятельность была схожа с коль еркинами в Огузском государстве.
Ставка хакана называлась ордой. По сравнению с системой правления предшествовавших тюркских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодальным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора налогов, социальному неравноправию. Одной из разновидностей землевладения была икта – земельный надел, пожалованный хаканом своим приближенным. Землевладельцев называли иктадарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мукта. Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу. Земельные владения выделялись также религиозным учреждениям в целях укрепления их материальной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались. В оседлых районах основным видом угнетения мелких крестьян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и персидских источниках таких земледельцев именовали «музари» или «барзигары». Другой разновидностью гнета в период государства Караханидов была коммендация: мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что выплачивали им налоги.
Политическая история караханидов.
Основателем государства являлся внук Бильге Кул Кадыр-хана Сатук Богра-хан (915–955 гг.), который в 942 году одержал победу над своим родственником Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было создано единое централизованное государство Караханидов.
После смерти основателя государства Сатук Богра-хана в 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил ислам государственной религией. Впервые ислам стал государственной религией на территории Казахстана. Столицей стал город Кашгар.
Однако второй сын Сатук Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного хакана перешел к Али Арслану (960–990 гг.). Он был также провозглашен правителем Тараза и Баласагуна. С этого времени у потомков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно переходила из рук в руки.
Воспользовавшись ослаблением государства Саманидов в Средней Азии во второй половине Х века, Хасан Богра-хан захватил Испиджаб, Бухару и Самарканд, однако вскоре возвратился в Жетысу. В 992 году сын Хасана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арслана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему вассалу Себук-тегину, главе газневидских племен, но тот заключил мир с Караханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во власти Караханидов.
Насыр ибн Али продолжил свои завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов город Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Мавераннахр.
Государство Караханидов в 30-е годы XI в. разделилось на два владения – Восточное и Западное ханства. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный Казахстан. Столица – город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Баласагун, а позднее – город Кашгар. К Западному ханству относился Мавераннахр. Столицей являлся город Узгенд, затем – Самарканд.
Восточное ханство считалось основной частью государства. Но между правителями обоих ханств нередко разгоралась междоусобная борьба за власть. В 40-х гг. XI в. потомок Насыр-хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-тегина одержал победу. В 1040 г. он принял титул тамгач-Бурахана и стал правителем Мавераннахра.
Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 г. он захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем – Бухару. Бурахан признал свою зависимость от сельджуков.
В 30-х гг. XII в. с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В 1141 году сражении в Катуанской степи близ города Самарканд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Государство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев, которые также не вмешивались во внутреннюю систему управления государством, а лишь назначали ханов и собирали налоги. Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему своего управления, караханиды распространили свое господство на Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самарканде и Узгенде они чеканили свои монеты.
В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться государство Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха государство Хорезм нанесло ощутимый удар по каракитаям. Разгромивший в 1210 году на берегах реки Талас каракитаев Мухаммед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти правителя Западного ханства в 1212 г. хорезм-шах Мухаммед окончательно уничтожает Западное государство Караханидов. Тем временем в 1208–1211 годах Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук. Таким образом, Караханидское государство существовало в период с 942 по 1212 гг.
Государство Караханидов было крупнейшим центром культуры и экономики. Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Иугнеки жили и создавали свои труды в государстве Караханидов.
Система государственного управления караханидов была более развитой, чем у ранних тюркских государств. На этой основе Чингисхан создал свою империю. Караханиды стали образцом феодального государства Центральной Азии.
В середине X века в Жетысу и Восточном Туркестане было создано государство караханидов со столицей в городе Баласагун. Важную роль в его образовании сыграли карлуки, а также племена карлукской конфедерации жикил и ягма. В этническом отношении государство караханидов состояло из жикил, ягма, карлуков, огузов, канлов, уйсуней и других тюркоязычных племен. Правителями избирались представители племени карлуков, а также жикил и ягма. Имена Арслан-хан и Богра-хан были связаны с тотемами этих племен: у жикил – лев, у ягма – верблюд (бура).
Основателем династии караханидов стал внук Бильге Кул Кадыр-хана Сатук Богрa-хан (915–955 гг.). Он принял ислам и при помощи династии caманидов одержал победу над своим родственником Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией. Образовавшееся государство караханидов после распада Карлукского каганата занимало территорию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.
Политическая история.
После смерти Сaтук Богра-хана в 955 году к власти пришел его сын Муса. В 960 году он объявил ислам государственной религией. Столицей стал город Кашгар. Второй сын Сатук Богра-хана Сулейман-илик, правивший в Балаcагуне, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного правителя перешел к Али Арслану (960–990 гг.), провозглашенному правителем Тараза и Балаcагуна.
Воспользовавшись ослаблением государства саманидов, Хасан Богра-хан захватил Испиджаб, а затем – Бухару и Самарканд. Опасаясь нападения племен, обитавших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вернулся в Жетыcy и умер в местности Кошкарбасы. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) захватил Хотан, а в 996 году сын Али Арслана Насыр ибн Али начал военный поход на Мавераннахр. Сeбук-тeгин, вассал самaнидов, заключил с караханидами мир, благодаря чему Присырдарьинский регион оказался во власти последних.
В 30-х годах XI века государство караханидов распалось на Восточное и Западное ханства. Столицей восточной части был города Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ Балаcагуна, позднее – город Кашгар. К Западному ханству относился Мавераннахр. Столицей сначала был Узгeнд (по другим сведениям – Бухара), позднее – Самарканд. Традиционно основной частью Караханидского государства считалось Восточное ханство. Между правителями двух ханств не прекращалась междоусобная борьба, ослаблявшая государство. В 1040 г. Ибрагим ибн Насыр, одержав победу в борьбе за власть, принял титул тамгач бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Междоусобицами воспользовался сельджукский султан Малик-шах и в 1089 году захватил столицу Западного ханства Самарканд, затем – Бухару. Во внутреннюю систему управления государством Малик-шах не вмешивался. В 30-х годах XII века с востока в Семиречье вторглись племена каракитаев. Они захватили Восточно-Караханидское государство и его столицу Баласагун. В 1141 году, разгромив караханидо-сельджукское войско в Катyанской степи близ Самарканда, они захватили власть в обоих ханствах караханидов.
Государственное устройство.
Правитель государства караханидов носил титул хакан (каган, хан). Его власть передавалась по наследству. У хакана были советники, везиры. Ставка хакана называлась орда. Особенностью государственного устройства было отделение военного управления от административного. Власть осуществлялась по удельному принципу. Правители уделов носили титулы тегин, илак.
В государстве Караханидов развивался феодальный уклад. Хакан жаловал своим приближенным земельные наделы, которые назывались икта. Икта давала право на сбор налогов. Обладателей икты называли по-персидски иктадарами или по-арабски—мукта. Иктaдары были обязаны проходить военную службу у хакана. Мелкие землевладельцы, обязанные платить налоги, согласно арабским источникам, назывались музари или барзигары.
Земельные наделы, принадлежавшие священнослужителям и религиозным учреждениям, назывались вакф (вакуф). Вакуфы не облагались налогами. Одной из разновидностей гнета в государстве караханидов была коммендация, когда слабый человек передавал под покровительство сильного свой земельный участок
Автор статьи
Читайте также:
- Как слышу так и сужу и суд мой праведен
- Главным условием процветания государства считают господство частной собственности либерализм
- Как в игре кодекс пирата увеличить грузоподъемность торговых судов
- Укажите орган государства обладающий правом принимать уголовно правовые нормы
- Можно ли судебный приказ по алиментам отдать на работу отца ребенка