Обязанности штурмана на судне

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.09.2024

С получением штормового предупреждения капитан принимает решение о возможности продолжения рейса, штормования наиболее безопасным для судна способом или направляет судно в ближайшее убежище или укрытие за берегом.

В районе необязательной лоцманской проводки капитан вправе пользоваться услугами лоцмана, если он найдет это необходимым.

Капитан контролирует выполнение вахтенными помощниками гидрометеорологических наблюдений и своевременную передачу гидрометеорологических донесений учреждениям Госкомгидромета в соответствии с Инструкцией по производству гидрометеорологических наблюдений экипажами судов (при наличии на судне гидрометеостанции).

Капитан утверждает акт судовой комиссии, возглавляемой старшим помощником капитана, по проверке на судне наличия, учета, хранения, использования и списания навигационных карт, руководств и пособий в соответствии с действующими правилами.

Капитан организует проведение испытаний по определению маневренных элементов судна, своевременное выполнение де- виационных и радиодевиационных работ, испытание и приемку в эксплуатацию вновь установленного на судне оборудования, при­боров и аппаратуры электрорадионавигации.

При приемке судна, находящегося в эксплуатации, капитан по­лучает от сдающего капитана и штурманского состава сведения о маневренных и мореходных качествах судна, состоянии технических средств навигации, укомплектованности и выполнении корректуры навигационных карт, атласов, руководств и пособий для плавания.

Капитан организует вахтенную службу на мостике таким обра­зом, чтобы она с должной надежностью обеспечивала безопасность плавания судна.

Состав вахты на мостике в течение всего рейса должен соответствовать фактическим условиям и обстоятельствам плавания. При определении состава вахты на мостике принимаются во внимание:

  • * обеспечение непрерывного наблюдения;
  • * состояние погоды, видимости, время суток;
  • * особенности района плавания, в том числе близость навигационных опасностей, интенсивность движения судов, возможность появления малых судов с плохой различимостью, скоростных судов, паромов и т.д., требующие выполнения вахтенным помощником капитана ряда специфических обязанностей;
  • * условия плавания во льдах;
  • * возможность и целесообразность использования судовых технических средств судовождения, их состояние;
  • * любые другие требования к вахте, которые обусловливаются особыми условиями эксплуатации судна.

Вахта должна быть укомплектована так, чтобы эффективность ее несения не снижалась из-за усталости отдельных лиц, входящих в ее состав. Судоводителям должны быть даны четкие указания, в каких ситуациях капитан без промедления может быть вызван на мостик.

В процессе повседневной работы вахтенному помощнику капитана следует вырабатывать умение докладывать текущую информацию своевременно, точно, кратко.

Капитан должен всячески способствовать усвоению вахтенным помощником капитана правила, что в случае опасности, грозящей судну, людям и грузу, СЭУ, рулевое и звукосигнальное устройства судна находятся в полном его распоряжении. Однако, по возможности, следует своевременно уведомлять вахтенного механика о намерении изменить режим работы СЭУ.

Мои знакомые любят интересоваться, чем же я вообще занимаюсь на судне. Многие из нас имеют хотя бы приблизительное представление о том, чем занимается, например, учитель на работе или врач, продавец или тренер, строитель или повар. Но чем же реально занимаются моряки на судне? Давайте разбираться)

Спектр работ на торговом судне довольно большой и разнообразный. Судно – это целый мир со своими жителями, которые должны поддерживать его безопасную работу. Сейчас хочу рассказать о своих обязанностях(2-й помощник капитана) и общем распорядке дня.

Обязанности на судне

Вдаваться в термины и тонкости пожалуй не будем, если будет интересно позже напишу отдельный пост для моряков (дайте обратную связь в комментариях).

Есть работы, которые я должен выполнять регулярно на протяжении всего контракта, прям вот каждый день. Через месяцев пять-шесть они начинают жестко бесить, рутина рутинная). А есть обязанности, которые нужно выполнять с разной периодичностью (еженедельные, ежемесячные, годовые и др.) Постараюсь рассказать об этом максимально просто.

1. Ежедневные отчеты в полдень. Каждый день на 12:00 часов нужно отправлять в компанию, фрахтователю инфу о том, какую дистанцию прошло судно за сутки, сколько миль осталось до порта назначения, какая сейчас погода за окном;-) и т.д.

2. Ежедневные проверки специального оборудования при бедствии (ГМССБ) и навигационного оборудования.

3. Вахта , которая есть всегда и она никуда не уходит, даже на выходные)). Что значит вообще вахта в морском понимании? Простым языком, это время, в течение которого ты несешь ответственность за многое, что происходит на судне. Например, как врач заступает на дежурство, так же и мы заступаем на вахту. Если судно на морском переходе, т.е. движется из пункта "А" в пункт "Б", им же нужно управлять постоянно 24/7, для этого и нужны вахты. Если брать команду мостика (штурманов), то их в большинстве случаев на судне всего четверо: капитан, старший помощник, 2-й помощник и 3-й помощник. Кэп вахту не стоит, соответственно сутки разбиваются на троих. Моя вахта с 00:00 до 04:00 и с 12:00 до 16:00. В течение этого времени я ответственен за все, что происходит на навигационном мостике и на судне в целом. Представьте себе, как пилот садится в свою кабину, где куча разных кнопок, радары и другое оборудование. То же самое происходит, когда вахтенный помощник поднимается на мост и заступает на вахту. С этого момента именно он и есть тот самый пилот, только на судне. Главная задача - обеспечить безопасное мореплавание. Казалось бы это бескрайнее море, дорог нет, места завались, можно не париться. Но порой такой трафик плотный, что это напоминает автомобильные пробки в каком-нибудь мегаполисе. Сложная навигационная обстановка на подходах к портам, в проливах и узкостях (взять тот же Сингапурский пролив, там очень весело).Кстати еще в Желтом море весьма не просто, в рыбные сезоны, там стооолько китайских рыбаков, что даже подумать не можешь, что их столько бывает. Судно идет, а вокруг тебя сотни этих рыбаков, каждый из которых катается, как хочет и плевать они хотели на МППСС (как ПДД на суше). Да у нас тоже есть свои правила, кто кому уступает, куда можно ехать, а куда нет)

4. Медицина. В большинстве морских компаний, медицинским помощником (Medical Officer) является второй помощник. Подробнее об этом я расскажу в следующей статье. Если что-то заболело, сразу к навигационному помощнику - парадокс да и только!

5. Навигация. Главная наука любого штурмана, настольная книга и то, чему должны учить в мореходке с самого первого курса (но это не так). Второй помощник является навигационным помощником и именно капитан он должен быть хозяином мостика;-) Все что происходит на мосту, это его бизнес. Любой веттинг инспектор (проверка нефтяными компаниями) должен его бояться, а не наоборот. По навигации обязанностей хоть отбавляй, описывать все не буду. Основное, это конечно план перехода (Passage Plan). Что это такое и с чем его едят?! Представляем себе, например, Яндекс Навигатор (думаю именно он установлен у многих). Забиваете откуда и куда и навигатор вам сам предлагает несколько путей следования. Примерно то же самое должен сделать штурман, когда дали следующий порт захода. Нарисовать в электронной картографической системе (ECDIS) маршрут и полностью его проработать, оценить навигационные опасности, глубины и др. В общем, сделать этот маршрут безопасным, ведь дорог то нет (как в случае с Яндекс навигатором, ему проще), можно проплыть здесь, а можно проплыть на 100-200 метров правее или левее, к примеру, но безопасно ли? Это и должен выяснить навигационный помощник. На 5-м курсе мореходки, как раз дают задание по навигации, сделать план перехода и выделяют на выполнение пару месяцев, а то и целый семестр. На судне же порой приходится его делать за несколько часов, ну любят дать следующий порт в самый последний момент.

Хватит про обязанности, надеюсь у вас теперь сложился пазл и вы примерно представляете, чем занимаются моряки в море. В следующих статьях вкратце расскажу о других должностях, кто и чем занят, думаю будет интересно.

Предлагаю сделать паузу и посмотреть интересное видео, которое напрямую касается работы моряков, практически всего экипажа. Смотреть всем!! 👇

Распорядок дня

Любой мой день на судне максимально распланирован и каждая секунда на счету. Я не люблю часами прохлаждаться в каюте и тупо залипать в сериалы или доту.

00:00 - 04:00 Вахта

04:00 - 05:00 Общение с семьей в мессенджерах (если не спят) или легкий сериальчик

05:00 - 05:15 Умывашки, аффирмации и мотивация

05:15 - 05:30 Отбой

11:00 Подъем. Всем бы такой подъем, да?))) Но если не в 5 утра ложиться.

11:00 - 11:20 Зарядка, аффирмации, мотивация и упражнения для тренировки мозга.

11:20 - 11:30 Душ и умывашки

11:30 - 11:45 Завтрак (а для всех уже обед). Питаюсь всегда по-своему, не могу есть суп, когда только недавно проснулся. Обычно это мюсли или хлопья.

12:00 - 16:00 Вахта

16:00 - 16:15 Обед

16:15 - 18:00 Работа на мосту и чтение, саморазвитие

18:00 - 19:00 Тренажерный зал, турники, брусья или настольный теннис (чередую)

19:00 - 20:00 Ужин и общение с семьей

20:00 - 20:30 Чтение, саморазвитие

20:30 - 23:00 Вечерний сон перед вахтой. Из-за отсутствия одного полноценного сна в 7-8 часов, приходится спать дважды, иначе сил не хватит на такой режим.

23:00 - 23:45 Общение с семьей и снова на вахту. Кстати, на каждой вахте у меня есть перекусы. Кушаю мало, но часто. Раз пять в день точно)

Это мой классический распорядок, иногда в него вклинивается сауна и бассейн (если есть на судне), а иногда его просто рушат 6-ти часовые вахты, которые крадут мои личные 4 часа в сутки.

Надеюсь было интересно и легко. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк. Пишите в комментариях, о чем бы вы хотели узнать в моих следующих статьях. Тем очень много, помогайте обратной связью)

Штурман на корабле – это помощник капитана, судоводитель. Его рабочее место – на капитанском мостике. Он прокладывает путь корабля по карте и следит за его курсом.

В военной авиации у штурмана похожие задачи, единственная разница лишь в том, что он находится в одной кабине с пилотом и в случае необходимости, может его заменить.

Доходы мореходов

Штурманы на кораблях зарабатывают в зависимости от образования, опыта работы и судовой компании.

Минимальный оклад молодого специалиста – 14800 руб. ($264) – например, на теплоходе «Кедр» в Иркутске.

Максимальную сумму 67 тыс. руб. ($1196) , они получают в Погрануправлении ФСБ РФ.

Оплата труда в зависимости от занимаемой должности (в руб.):

  • 3-й штурман – от 80000 ($1427);
  • 2-й — / — — до 250 тыс. ($4461);
  • старпом – до 400 тыс. ($7138);
  • капитан – до 3-х млн и выше ($53532).

Старший механик на судне входит в комсостав.

Зарплаты его подчиненных (в руб.):

  • моторист – от 70 тыс. ($1249);
  • 4-й и 3-й механики – 80 – 200 тыс. ($1427 – 3569);
  • 2-й – 100 – 250 тыс. ($1784 – 4461);
  • электромеханик – от 100 тыс. ($1784) в месяц.

По контракту моряки могут получать по $9 тыс. в месяц .

Украинские специалисты зарабатывают в среднем на 500 баксов меньше, а зарубежные – на такую же сумму больше.

В таблице показан уровень доходов штурманов в странах СНГ в $:

Страна Минимальный оклад Средний уровень Максимальная з/п Украина 148 354 660 Казахстан 195 498 833 Беларусь 160 383 750

Прибыли в авиации

Экипаж крупного пассажирского лайнера состоит из командира корабля, второго пилота, штурмана и бортмеханика.

В крупных городах России, его жалованье может варьироваться в пределах от 42750 до 305 тыс. руб. ($763 – 5442) .

Все зависит от летных часов, заработки могут возрастать от 20,3 тыс. руб. ($362) до 200 тыс. руб. ($3569) .

Заработная плата пилота Аэрофлота – до 400 тыс. руб. ($7138) в месяц + дополнительные льготы:

  • бесплатное медицинское обслуживание для всей семьи;
  • оплата проживания в отелях;
  • соцпакет от $72 до 120 тыс. в год.

В таблице показаны доходы штурманов в гражданской авиации в долларах/месяц:

Страна Минимальная з/п Средний оклад Максимальная з/п Казахстан 544 1156 2331 Украина 574 1615 3409 Беларусь 580 1420 3870 Великобритания 2666 6800 10000 Германия 3000 — 3500 Турция 6000 8000 10000 США 2500 — 8600 Россия 714 2141 6245

Штурман АН-124 в авиакомпании «Волга-Днепр» при налете 100 часов, получает 100 тыс. руб. ($1784) + суточные в размере $55 .

Штурман военного самолета зарабатывает 110 тыс. руб. ($1963) в месяц .

Кроме того, государство обязуется обеспечить каждого молодого офицера отдельной жилплощадью в течение первых 3-х лет службы.

Обучение и перспективы

За 3 – 5 месяцев придется уплатить $1100 – 1500 , а зарплата рядового моряка – $800 – 1200 в месяц .

В командирский состав входят помощники капитана, штурман и старший механик.

Оклады специалистов – от $2500 до $16000 в должности капитана и старшего механика.

Стоимость 1 часа летной практики — $57 .

Вакантные должности

В судоходную компанию ООО «Камабункер» на сухогрузный теплоход требуется 2-й помощник капитана и 2-й механик, оклад 35000 руб. ($625) , а также моторист-рулевой, зарплата 28000 руб. ($520) .

В ООО «Волжская судоходная компания» требуется штурман.

Помощник механика – 30000 ($535).

Аэропорт «Емельяново» в Красноярском крае приглашает на работу авиационного штурмана.

Заработок – 17600 руб. ($314) .

Обязанности судоводителей

У штурмана посменный рабочий день – 6/6 часов.

Под его ответственностью находятся:

  • швартовка;
  • отход судна;
  • приход в порт;
  • оформление всех бумаг;
  • решение вопросов с местными властями.

Он встречает и провожает всех проверяющих, посетивших корабль.

Устроиться на эту работу очень сложно – большая конкуренция, а на берегу его знания вряд ли пригодятся.

Его знания пригодятся и в море, и на суше.

Современная автоматика очень помогает в работе, но бывают серьезные авралы и бессонные ночи при бункеровке или ремонте.

Их работа связана с постоянным шумом моторов, выхлопными газами и тяжелыми физическими нагрузками при нехватке кислорода и жаре под 60 градусов.

Поломку нужно устранить в любое время суток, в любую погоду и несмотря на условия.

4.3 (86.67%) проголосовало 3

Поиск:Сколько зарабатывает гражданский персонал Минобороны и воинских частей + в МВДСколько получают ?Сколько зарабатывает завуч в школах – детальная статистикаСколько получают ?Сколько получает инженер проектировщик в РоссииСколько получают ?Сколько зарабатывает дворник в Москве и других местах – вакансии и доходыСколько получают ?Калькулятор накоплений

Поиск:Сколько зарабатывает гражданский персонал Минобороны и воинских частей + в МВДСколько получают ?Сколько зарабатывает завуч в школах – детальная статистикаСколько получают ?Сколько получает инженер проектировщик в РоссииСколько получают ?Сколько зарабатывает дворник в Москве и других местах – вакансии и доходыСколько получают ?Калькулятор накоплений

Ежемесячно откладываю, рублей

Срок накопления, месяцев

Вы накопите: 12000 р.

Подпишись ВКОпросы

Как бы вы Мечтали Зарабатывать ?

  • Быть чиновников
  • Владеть 2 супермаркетами
  • Зарабатывать на сайтах
  • Сдавать недвижимость
  • Иметь небольшой ресторан
  • Работать Директором большой компании
  • Стать известным видеоблоггером на ютубе

Курсы валют Курс ЦБ$ 63.74€ 68.77Биржевой курс$ 0€ 0 Свежие записи

Стоимость луны – Отчет1 миллион в день / месяц и год – где и как столько заработатьСколько стоит небоскреб в разных странах?Сколько зарабатывают космонавты – СтатистикаСколько получают стюардессы международных рейсов emirates/s7 и других — ДоходыСколько зарабатывают футболисты в Манчестер СитиСколько стоит сделать онлайн или мобильную игру — ОбзорСколько зарабатывают участники проекта дом-2 – цифрыСколько можно заработать в Инстаграме за 1000 подписчиков – обзор доходовЗаработок стримеров на twitch и YouTube — интересный обзор

Стоимость луны – Отчет1 миллион в день / месяц и год – где и как столько заработатьСколько стоит небоскреб в разных странах?Сколько зарабатывают космонавты – СтатистикаСколько получают стюардессы международных рейсов emirates/s7 и других — ДоходыСколько зарабатывают футболисты в Манчестер СитиСколько стоит сделать онлайн или мобильную игру — ОбзорСколько зарабатывают участники проекта дом-2 – цифрыСколько можно заработать в Инстаграме за 1000 подписчиков – обзор доходовЗаработок стримеров на twitch и YouTube — интересный обзор

В предыдущей статье я рассказывал свой распорядок дня, когда я был практикантом на ПУС "Надежда" и только готовился стать вахтенным помощником капитана. А в этой статье расскажу свой распорядок уже будучи штурманом на судне.

Распорядок дня

Я работаю на судне специального назначение в должности 2 вахтенного помощника капитана или по простому 2ПКМ, или по народному 2 штурман. И мой день начинается с вахты, которую я несу с 00.00 до 04.00 .

А вот и нет, как раз в этом и заключается основная задача штурмана на вахте. Обеспечить безопасное следование по маршруту, чтобы добраться до места целыми и невредимыми.

04.00 Приходит старший помощник и сменяет меня. Вахта с 04.00 до 08.00 считается самой тяжелой, ведь организм в это время большего всего клонит в сон, поэтому эту вахту доверяют самому опытному из штурманов.

После смены я остаюсь на подвахте. Подвахта не означает, что я должен все это время нести вахту со старшим помощников, но это значит, что в случае необходимости меня поднимут для помощи в операциях.

Ну мы представим, что на этот раз все хорошо и меня все таки не вызывали на подмогу, значит распорядок следующий.

04.00-11.00 Отдых. По моему мнению отдых в это время является самым важным, чтобы чувствовать себя хорошо в течении дня, не стоит пренебрегать ночным сном. Потому что днем просыпается офис и начинается много вопросов по разным темам.

Большая проблема моей вахты в том, что когда я на вахте моя семья и друзья отдыхают, а когда я отдыхаю они все работают, поэтому общение с ними затрудняется. Еще все осложняет, что все они находятся на другом конце земного шара.

11.00 Подъем. Ведь необходимо покушать перед дневной вахтой, поэтому всегда встаю за час до вахты, чтобы успеть приготовиться.

11.30-11.50 Сам обед. Кормят нас здесь практически, как мишленовском ресторане. Иногда кажется, что кормят на убой.

В 11.50 я уже на вахте и готов менять 3го помощника капитана. Хорошей морской практикой здесь является то, что необходимо приходить на вахту за 10 минут, чтобы оценить обстановку самому и спокойно принять вахту.

С 12.00 до 16.00 Опять вахта и опять я обеспечиваю безопасное следование по маршруту.

С 16.00 до 17.00 зачастую я остаюсь все еще на вахте вместе со старшим помощникам. Бумажную работу еще никто не отменял. Да и подменить его надо на ужин. Когда старпом возвращается и я могу сходить поужинать.

И вот уже с 17.00 , если повезет, можно связаться со семьей и друзьями.

После связи свободное время, при условии, что нет авралов или срочной работы.

Ну и конечно лучше поспать перед вахтой хотя бы час, а лучше два. Так что с 22.00 до 23.50 отдых перед вахтой, чтобы быть в боевой готовности всю вахту. а не только начало.

23.50-24.00 Адаптация к ночным условиям вахты и прием вахты.

Обязанности по судну.

Распорядок дня я рассказал, теперь хотелось бы поведать коротко и моих обязанностях на судне. Самые простые и которые не являются специфическими это:

  1. Вахта. Нести вахту с 00.00 до 04.00 и с 12.00 до 16.00 прямая обязанность 2го штурмана. Вахтенный помощник несет уголовную ответственность за жизни экипажа и сохранность судна, поэтому пока он на вахте ему подчиняются весь экипаж, за исключением капитана, старшего помощника и старшего механика. Он должен знать о каждом телодвижении экипажа. В некоторых спорных ситуациях даже капитан не может давать указания, пока не примет вахту у вахтенного экипажа. К счастью в таких ситуациях я еще не был и надеюсь не буду. Вахту любого вахтенного помощника можно сравнить с дежурством врача и дежурством пожарного одновременного. Ведь на вахте вахтенный помощник, в случае отсутствия врача на борту, главный врач и главные пожарный. Для примера, в пожарном плане второй помощник, то есть я, является командиров аварийной партии при пожаре.
  2. Ежедневные и еженедельные отчеты перед фрахтователем и судовладельцем. В отчет входит информация о пройденном расстоянии. погоде и так далее.
  3. Аппаратура ГМССБ (Глобальная Морская Система Связи при Бедствии) тоже является ответственностью 2го вахтенного помощника. Необходимо не просто знать, как ею пользоваться, но и еще проводить ежедневные, еженедельные и ежемесячные проверки.
  4. Так же я отвечаю и за продукты на судне. Расход, приход и деньги на эти самые продукт считает второй помощник капитана. От судно к судну продуктами может заниматься, как старпом, так и второй помощник.
  5. Грузовые операции по судну тоже лежат на втором помощнике. Составление грузовых планов, грузовых деклараций, расчет остойчивости судна, размещение груза является обязанностью второго штурмана.

Это были обязанности, которые не отличаются от судна к судну. А сейчас расскажу про обязанности, которые присущи только судну специального назначения:

  • И первое это DP оператор . Что такое DP? Система DP это система, которая пронизывает все судно. Грубо говоря это очень умный компьютер, благодаря которому судно может само держать позицию в море и смещаться не более чем на один метр с точки. Такое оборудование имеется только в оффшорном флоте и нигде больше вы с таким не столкнетесь.
  • И второе это система Ampelmann , оператором, которой я опять таки являюсь. Вкратце это система, которая позволяет пересаживать людей между судами в море, представляющая собой гидравлический трап.

Вот так кратко выглядят мои обязанности на судне и распорядок дня. Я надеюсь вам было интересно. Пиши о чем вы бы хотели увидеть статьи в дальнейшем и я обязательно напишу об этом. А пока прочитайте предыдущие мои статьи:

Любой, даже небольшой корабль – это не только прочный корпус и разнообразное оборудование, но и слаженная команда, в которой у каждого есть свой чётко очерченный круг обязанностей. Названия корабельных должностей для непосвящённых звучат загадочно и романтично: лоцман, штурман, боцман. Практически все они были заимствованы из голландского языка во времена царя Петра, когда Россия создала и начала развивать свой собственный флот.


Давайте разберёмся, какую роль носители этих званий играют на корабле и чем занимаются во время плавания.

Кто такой боцман?

Слово «боцман» происходит от голландского «вootsman», где вoot – это лодка, а manчеловек, мужчина. На современных гражданских судах это ответственная должность, которую занимает опытный матрос. В его обязанности входит организация и контроль текущих работ на корабле, руководство погрузкой и разгрузкой, поддержание в исправности спасательных средств и многое другое.

Боцман руководит матросами, назначает их на те или иные работы, обучает и проверяет наличие необходимых знаний. Кроме того, в прошлом боцман был обязан наказывать матросов за недобросовестное выполнение обязанностей, попытки бунта и т.д., вплоть до повешения.

На крупных судах с многочисленной командой всеми работами, как правило, заведует боцманская команда. Она состоит из старшего боцмана, который является её главой, и остальных боцманов, поочерёдно несущих вахту. Во время авралов старший боцман должен находиться на баке – передней части палубы. С этого места ему хорошо видно, что происходит на корабле, чтобы руководить работой матросов и вовремя исправлять недочёты.

Лоцман и его обязанности

В настоящее время профессия лоцмана становится всё менее востребованной. Так называют опытного моряка, который лучше других знает донный рельеф и фарватер, течения и водовороты. Опираясь на эти знания, он проводит корабль по безопасному маршруту, исключающему попадание на мель или столкновение с другими опасностями.


Лоцман может быть включен в корабельную команду, если судно постоянно ходит по одному маршруту – как правило, по реке. Но при наличии эхолота и размеченного фарватера обязанности лоцмана вполне может выполнять капитан, особенно если судно невелико.

На морских кораблях лоцман часто является приглашённым специалистом. Его услуги запрашивают в близлежащем порту, после чего лоцман прибывает на судно на катере или вертолёте. Нередко ему даже не нужно переходить на борт проводимого корабля: буксир, на котором находится лоцман, плывёт впереди и показывает безопасный маршрут. Однако указания лоцмана не являются обязательными для капитана и не снимают с него ответственности за судно. Лоцман только даёт рекомендации, но решение о выборе того или иного маршрута выбирает капитан корабля.

Штурман и его роль на корабле

Профессия штурмана чрезвычайно важна и ответственна, ведь именно он занимается определением местоположения судна, рассчитывает и прокладывает курс, отмечает на карте перемещения, следит за исправностью навигационных приборов. Разумеется, капитан тоже обладает необходимыми знаниями, однако на нём лежит множество других обязанностей. Штурман же не занимается ничем другим, кроме определения и расчёта курса.

Для исполнения своих обязанностей штурман использует специальное оборудование и инвентарь. Во времена парусного флота это были обычные и сигнальные флаги, вымпелы, компасы, песочные часы, лоты и лаги, другое штурманское имущество. В ведении штурмана находятся морские карты и лоции (описания особенностей определённых районов моря, с указанием глубин, течений, мелей и рифов, банок и т.д. Ранее штурман должен был заниматься картографированием, сверять реальные береговые линии с картой и при необходимости вносить исправления.

В обязанности штурмана входит предупреждение капитана о возможных опасностях – скалах, рифах, мелях, течениях, которые могут увести с курса или повредить корабль. Во время остановки у берега штурман должен выбрать удачное место, достаточно глубокое, чтобы можно было без опасений отдать якорь.


На современных военных судах штурманскую должность занимает опытный офицер, прошедший специальную подготовку. Хотя все военно-морские офицеры в той или иной степени владеют навыками штурмана, необходимость в этой специальности существует до сих пор.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: