Обязанности по подготовке и обеспечению безопасности при приеме лоцмана на судно в ночное время

Обновлено: 26.04.2024

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 ноября 2020 года N 463

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2015, N 29, ст.4356), пунктом 1 и подпунктом 5.2.11(13) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2013, N 5, ст.388; 2019, N 1, ст.10),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

23 декабря 2020 года,

регистрационный N 61748

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 6 ноября 2020 года N 463

Положение о лоцманах на внутренних водных путях

1. Настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к лоцману, осуществляющему лоцманскую проводку судов на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - лоцман), права и обязанности лоцмана при осуществлении лоцманской проводки судна (далее - лоцманская проводка), а также порядок выдачи лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение).

2. Лоцман должен:

1) являться гражданином Российской Федерации;

2) иметь лоцманское удостоверение;

3) ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

4) уметь выполнять трудовые действия и обладать необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными профессиональным стандартом "Лоцман", изданным в соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (далее - профессиональный стандарт "Лоцман");

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2018, N 50, ст.7755.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2018, N 1, ст.34.

правила плавания судов по внутренним водным путям (далее - ВВП);

правила движения и стоянки судов в соответствующем бассейне ВВП;

правила пропуска судов через шлюзы ВВП;

правила диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на ВВП;

правила радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на ВВП;

6) знать утверждаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 23.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации правила плавания по ВВП спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2012, N 18, ст.2128.

7) соблюдать режим труда и отдыха.

Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 ст.3; 2006, N 27, ст.2878).

8) иметь среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование;

9) иметь стаж работы не менее трех лет в должности капитана или капитана-механика на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт.

3. Лоцман при осуществлении лоцманской проводки имеет право:

1) по предъявлении лоцманского удостоверения, прибывать в порт и/или на причалы, в том числе на судне или иных транспортных средствах, с целью посадки на судно для осуществления лоцманской проводки, а также покидать порт и/или причалы после завершения лоцманской проводки;

2) пользоваться судовой радиостанцией и другими средствами связи судна;

3) пользоваться судовыми средствами, позволяющими контролировать местоположение судна;

4) сверять данные, записанные в лоцманской квитанции, с данными, указанными в судовых документах;

5) получать от капитана судна сведения о:

позывном сигнале судна;

осадке судна носом и кормой;

длине, ширине и высоте наивысшей точки судовых конструкций над поверхностью воды, грузоподъемности судна, его технико-эксплуатационных и маневренных характеристиках, наличии и готовности к использованию судовых средств движения, управления, навигации, сигнализации и связи;

скорости судна при разных режимах работы судовой пропульсивной установки;

наличии на судне подруливающих устройств и их мощности;

конструктивных, эксплуатационных особенностях и состоянии навигационных приборов, пропульсивной установки, рулевого, подруливающего, якорного и других устройств, обеспечивающих управление движением судна;

загрузке, остойчивости и непотопляемости судна;

дате и времени подхода судна к месту посадки лоцмана;

порте (месте) назначения судна;

причале, к которому должно ошвартоваться судно (при заходе судна в порт);

любых неисправностях судовых механизмов и навигационного оборудования (при наличии).

4. Перед началом лоцманской проводки лоцман обязан:

1) предъявить капитану судна лоцманское удостоверение;

2) получить у капитана судна информацию о неисправности судовых механизмов, навигационного оборудования (при наличии);

3) проинформировать капитана судна о:

навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условиях предстоящего плавания;

осуществлении диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания;

4) согласовать с капитаном судна:

условия лоцманской проводки, включая действия на случай чрезвычайных ситуаций;

порядок прохождения информации и распоряжений по управлению судном, а также контроля за исполнением таких распоряжений;

порядок постановки судна на бочки, якорную стоянку, съемки с них, швартовки к причалу или выносному перегрузочному устройству и отхода от них, включая количество принимаемых или подаваемых швартовых концов.

5. Во время лоцманской проводки лоцман обязан:

1) вести наблюдение за изменениями навигационных и гидрометеорологических условий плавания;

2) контролировать местоположение судна;

3) пользоваться информацией, получаемой от имеющихся в районе лоцманской проводки систем обеспечения безопасности судоходства, обеспечивать выполнение указаний диспетчера ВВП при их поступлении;

4) немедленно сообщить в администрацию бассейна ВВП о:

изменениях судового хода и судоходной обстановки, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого лоцман осуществляет;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого лоцман осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами ВВП.

Пункт 8 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2015, N 29, ст.4356).

6. Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

7. Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно из района лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

8. Лоцман не вправе осуществлять лоцманскую проводку в случае:

нарушения лоцманом установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха;

несоответствия состояния здоровья лоцмана предъявляемым к нему медицинским требованиям;

Подготовка к приему-высадке лоцмана. Перед приемом-высадкой лоцмана вахтенный помощник капитана должен:

- отметить на карте предполагаемое место приема-высадки лоцмана, уточнить порядок связи с лоцманом;

- уточнить время подхода к точке приема-высадки лоцмана,

- дать с разрешения капитана указание вахтенному механику о переводе СЭУ в маневренный режим;

- сверить часы на мостике и в машинном отделении;

- подготовить и проверить средства сигнализации и связи;

- подготовить флаги "Голф", "Хотэл", а при входе в территориальные воды - национальный флаг страны порта захода и поднять его;

- подготовить якоря к отдаче, проверить связь с баком;

- включить вторую рулевую машину, если совместная работа двух рулевых машин технически возможна, перейти на ручное управление рулем;

- установить связь с лоцманской станцией, уточнить время подхода и место приема-высадки лоцмана, борт, с которого необходимо подать трап;

- подготовить с соответствии с требованиями ИМО и рекомендациями МАМЛ (приложение 10) лоцманский трап (подъемник), поручни, полутрапик, спасательный крут с линем и буйком, конец с карабином для подъема-спуска вещей лоцмана и проверить наличие освещения в ночное время лоцманского трапа (подъемника) и места приема-высадки лоцмана;

- предупредить капитана о подходе к месту приема-высадки лоцмана, поднять флаг "Голф" или другие сигналы, предписываемые местным правилам.

Прием-высадка лоцмана и работа с лоцманом.

При приеме-высадке лоцмана и в процессе лоцманской проводки судоводители должны:

- удостовериться в надежности крепления лоцманского трапа, поручней, полутрапика;

- вместе с вахтенным матросом встретить лоцмана и организовать прием его багажа;

- сопровождать лоцмана на мостик, представить лоцмана капитану, записать фамилию и инициалы лоцмана;

- спустить флаг "Голф", поднять флаг "Хотэл";

- выяснить у лоцмана, какие дополнительные флаги и сигналы необходимо поднять, и поднять их;

- обеспечить лоцмана информацией, необходимой для управления судном;

- получить у лоцмана информацию о соответствии используемой навигационной карты действительности, об условиях плавания в районе;

- дублировать команды лоцмана рулевому, контролировать правильность их выполнения;

- согласовать с лоцманом план швартовки и буксирного обеспечения, очередность подачи швартовных тросов и буксиров, после чего дать указание готовить буксирные тросы, если это требуется, и сообщить о борте швартовки на бак, корму и в машинное отделение;

- заполнить лоцманскую квитанцию;

- уточнить у лоцмана место его высадки, борт, с которого необходимо приготовить трап;

- обеспечить лоцману питание, обращая внимание на сервировку;

- провести лоцмана к трапу, лично убедиться в надежности его крепления, помочь лоцману спуститься.

Присутствие лоцмана на борту и выполнение им своих обязанностей не освобождает капитана или вахтенного помощника капитана от их обязанностей по обеспечению безопасности судна. Капитан и лоцман должны обмениваться информацией относительно плавания, местных условий и особенностей данного судна. Капитан и/или вахтенный помощник должны работать в тесном контакте с лоцманом и следить за местоположением судна и его движением. Если возникает сомнение в действиях или намерениях лоцмана, вахтенный помощник должен запросить у лоцмана разъяснение, а если сомнение все же остается, немедленно поставить об этом в известность капитана и предпринять любые необходимые меры до его появления.

Вахтенный помощник капитана несет ответственность за правильную организацию вахтенной службы и обеспечение безопасности судна, что требует от него повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту.

Перед заступлением на вахту вахтенный помощник капитана:

* обходит палубную часть судна, убеждается в правильности и исправности действия навигационных огней и сигналов, проверяет действие средств связи и сигнализации, знакомится с местом нахождения и состоянием судна, окружающей обстановкой, прогнозами и штормовыми предупреждениями;

* прибывает к месту несения вахты не позднее, чем за 10 мин до заступления;

* получает сведения о распоряжениях капитана по вахте. Заступивший на вахту вахтенный помощник капитана должен быть уверен, что весь состав вахтенной службы на местах и способен выполнять свои обязанности.

При заступлении на ходовую вахту в дополнение к требованиям, указанным выше, вахтенный помощник капитана:

* принимает место судна, знакомится по карте и другим навигационным пособиям с районом и условиями плавания;

* проверяет показания приборов пульта управления, действие ДАУ и рулевого устройства, соответствие режима работы главных двигателей заданному;

* убеждается в исправной работе судовых технических средств навигации, сличает показания гироскопического и магнитного компасов и соответствие их заданному курсу, проверяет согласование репитеров гирокомпаса с показаниями основного прибора;

* проверяет согласование курсографа по курсу и времени и делает отметку времени на ленте курсографа;

* выясняет влияние внешних факторов на судно и убеждается в правильности их учета;

* адаптируется к условиям видимости;

* знакомится с окружающей обстановкой, наличием судов в зоне видимости, сличает курс и обстановку на карте с действительными;

* сразу после приема вахты определяется место судна наиболее точным в данных условиях способом, проверяет предварительную прокладку;

* при выполнении судном маневра вахту принимает только после его окончания.

Принимая вахту на ходу в условиях ограниченной видимости, вахтенный помощник капитана дополнительно проверяет:

— готовность якорей к немедленной отдаче;

— готовность главных двигателей к немедленному изменению режима работы.

При несении ходовой вахты вахтенный помощник капитана:

* ведет судно по заданному капитаном курсу (пути) и в заданном режиме, выполняет счисление пути и контроль за местом судна, принимает необходимые меры по обеспечению безопасности плавания в действующих условиях и обстоятельствах;

* организует эффективное визуальное, слуховое и с помощью имеющихся на судне технических средств наблюдение с учетом: распоряжений капитана судна; времени года и суток; видимости, волнения, ледовой обстановки и других гидрометеорологических факторов;

расположения и близости навигационных опасностей; • интенсивности судоходства; скопления рыболовных и других судов; технических характеристик судовой радиолокационной станции;

особых обстоятельств эксплуатации судна;

* осуществляет своевременное и точное выполнение требований общих и местных правил плавания, а также других документов, касающихся безопасности судоходства;

* контролирует работу технических средств навигации и определяет их поправки так часто, как это необходимо и возможно;

* выполняет гидрометеорологические наблюдения и подготавливает данные для передачи гидрометеодонесений Госкомгидромету (при наличии на судне гидрометеостанции);

—в случаях неожиданного для вахтенного помощника изменения в навигационной обстановке, потери им ориентировки, неуверенности в правильности своих действий:

* снижает скорость до минимальной или прекращает движение;

* докладывает капитану и действует по его указанию;

* не менее одного раза за вахту проверяет возможность перехода с автоматического управления рулем на ручное;

—перед подходом судна к району с особо сложными для плавания условиями, к гидротехническим сооружениям, причалам, рейдам, затруднительным участкам пути, перед входом в порт и выходом из него, швартовными операциями, входом в лед:

* предупреждает об этом капитана;

* предупреждает вахтенного механика и дает ему распоряжение о подготовке к действию всех судовых технических средств, выполняющих функции дублирования;

* проверяет работу ДАУ, машинного телеграфа и рулевого устройства, электрический и ручной привод тифона, давление воздуха в пусковых баллонах и на тифоне;

— при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью:

* заблаговременно докладывает об этом капитану; включает РЛС и ходовые огни;

* начинает подачу туманных сигналов;

* инструктирует и выставляет впередсмотрящего;

* переходит с автоматического на ручное управление рулем;

* предупреждает вахтенного механика о возможных реверсах;

* сверяет показания часов; делает отметку времени на ленте курсографа;

* в дальнейшем действует по указанию капитана;

—при обнаружении падения человека за борт в соответствии с обстановкой на этот момент выполняет действия, предусмотренные маневром «Человек за бортом»:

* стопорит главные двигатели;

* перекладывает руль на борт в сторону упавшего;

* бросает спасательный круг; объявляет тревогу «Человек за бортом»;

* дает команду о спуске шлюпки;

* по прибытии капитана действует по его указанию;

— при приеме лоцмана:

* встречает его у трапа;

* сопровождает на ходовой мостик;

* сообщает ему необходимые данные по судну и докладывает капитану;

— при проводке судна с помощью лоцмана:

* контролирует местоположение судна и его движение;

* при сомнениях в действиях лоцмана немедленно докладывает капитану;

* принимает меры предосторожности.

При плавании с применением методов морской навигации в дополнение к ранее сказанному вахтенный помощник капитана:

* ведет непрерывное счисление пути в соответствии с заданными капитаном курсом и скоростью судна, используя в прибрежных районах карты самого крупного масштаба;

* определяет место судна, его путь и скорость всеми возможными и наиболее надежными средствами и способами через промежутки времени, обеспечивающими необходимую точность счисления;

* сличает показания магнитного и гироскопического компасов и согласованность репитеров ежечасно, а также после каждого изменения курса;

* определяет наиболее надежным из возможных в данных условиях способом поправки компасов на каждом курсе, а при плавании постоянным курсом — не менее одного раза за вахту;

* следит за изменением пеленгов обнаруженных судов, при установлении опасности чрезмерного сближения или столкновения докладывает капитану (курсовой угол, дистанцию, направление изменения пеленга, дистанцию и время кратчайшего сближения) и действует по его указанию;

* при получении штормового предупреждения докладывает капитану, действует по его указанию и готовит судно к штормовому плаванию.

При плавании по внутренним водным путям в дополнение к ранее сказанному вахтенный помощник капитана:

* обеспечивает движение судна с безопасной скоростью в своей полосе движения;

* регулирует скорость своего судна, чтобы расхождение или обгон произошел в наиболее удобном месте, исключая зоны поворотов судового хода;

* заблаговременно согласовывает порядок расхождения или обгона между судами;

* при расхождении и обгоне обеспечивает уверенное управление судном, учитывает возможное присасывание к бровкам судового хода и к другому судну;

* информирует диспетчерский аппарат и встречные суда об обнаруженных изменениях условий судоходства, представляющих опасность для плавания.

Вахтенный помощник капитана не должен заниматься делами, не относящимися к кругу уставных обязанностей, и не должен допускать нахождения на ходовом мостике лиц, не имеющих отношения к управлению судном.

При постановке судна на якорь вахтенный помощник капитана делает следующее:

* выполняет указания капитана, ведет наблюдение за окружающей обстановкой, контролирует скорость и путь судна к месту якорной стоянки, ведет исполнительную прокладку, следит за изменением контрольных пеленгов, дистанций, глубин, правильным исполнением команд капитана на руль и в машину;

* дает команду подготовить якорь к отдаче и сообщает длину якорь-цепи, которую необходимо вытравить;

* с выходом судна в точку постановки гасит инерцию судна и дает команду отдать якорь;

* в ночное время меняет ходовые огни на якорные, а днем поднимает шар;

* определяет место отдачи якоря и наносит на карту окружность возможного перемещения кормы судна с учетом длины судна и вытравленной якорь-цепи;

* определяет контрольные пеленги и расстояния до ориентиров и убеждается в отсутствии дрейфа судна.

Принимая вахту при стоянке судна на якоре, вахтенный помощник капитана дополнительно получает сведения:

* о местоположении судна и контрольных пеленгах или других примененных способах по обнаружению возможного дрейфа;

* о глубине, грунте, течении, ветре, волнении и длине вытравленной якорь-цепи;

* о местных правилах;

* о плавсредствах, стоящих у борта и на бакштове, и убеждается в безопасности их стояки;

* о готовности главных двигателей к работе;

* о мерах, принятых по предотвращению загрязнения окружающей среды.

При несении вахты на якорной стоянке вахтенный помощник капитана:

* находится на ходовом мостике, обеспечивая надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой;

* контролирует местоположение судна с частотой, достаточной для обнаружения дрейфа при данных условиях;

* следит за состоянием якорь-цепи, изменениями уровня воды в месте якорной стоянки и изменением глубины под килем;

* следит за окружающими судами и принимает меры для предупреждения опасного сближения с ними;

* в случаях дрейфа судна или опасного сближения с другими судами докладывает об этом капитану, принимает меры для обеспечения безопасности судна;

* следит за состоянием навигационных судовых огней и знаков;

* с получением штормового предупреждения или резком изменении гидрометеорологической обстановки, докладывает об этом капитану, приводит судно в состояние готовности к съемке с якоря;

* при ухудшении видимости усиливает наблюдение за окружающей обстановкой, включает PЛC, навигационные огни, подает звуковые сигналы, докладывает капитану и в дальнейшем действует по его указанию.

При стоянке судна у причала вахтенный помощник капитана:

контролирует состояние швартовов и положение якорь-цепи;

следит за осадкой судна и изменением глубины под килем;

при ухудшении погоды или получении штормового предупреждения докладывает капитану и принимает меры для обеспечения безопасной стоянки судна.

Вахтенный помощник капитана руководит подъемом и спуском Государственного флага, флагов должностных лиц, вымпелов, флагов расцвечивания и национального флага страны порта захода, а также осуществляет приветствия судов и военных кораблей при расхождении с ними.

Вахтенный помощник, несмотря на присутствие в ходовой рубке капитана, принявшего на себя управление судном, продолжает выполнять свои обязанности под руководством капитана.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356), пунктом 1 и подпунктом 5.2.11(13) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2013, N 5, ст. 388; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лоцманах на внутренних водных путях.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Регистрационный N 61748

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 6 ноября 2020 г. N 463

Положение
о лоцманах на внутренних водных путях

1. Настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к лоцману, осуществляющему лоцманскую проводку судов на внутренних водных путях Российской Федерации 1 (далее - лоцман), права и обязанности лоцмана при осуществлении лоцманской проводки судна (далее - лоцманская проводка), а также порядок выдачи лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение).

2. Лоцман должен:

1) являться гражданином Российской Федерации 2 ;

2) иметь лоцманское удостоверение 3 ;

3) ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов 4 ;

4) уметь выполнять трудовые действия и обладать необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными профессиональным стандартом "Лоцман", изданным в соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 5 (далее - профессиональный стандарт "Лоцман");

5) знать утверждаемые в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 6 :

правила плавания судов по внутренним водным путям (далее - ВВП);

правила движения и стоянки судов в соответствующем бассейне ВВП;

правила пропуска судов через шлюзы ВВП;

правила диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на ВВП;

правила радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на ВВП;

6) знать утверждаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 23.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 7 правила плавания по ВВП спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств;

7) соблюдать режим труда и отдыха 8 .

8) иметь среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование;

9) иметь стаж работы не менее трех лет в должности капитана или капитана-механика на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт.

3. Лоцман при осуществлении лоцманской проводки имеет право:

1) по предъявлении лоцманского удостоверения, прибывать в порт и/или на причалы, в том числе на судне или иных транспортных средствах, с целью посадки на судно для осуществления лоцманской проводки, а также покидать порт и/или причалы после завершения лоцманской проводки;

2) пользоваться судовой радиостанцией и другими средствами связи судна;

3) пользоваться судовыми средствами, позволяющими контролировать местоположение судна;

4) сверять данные, записанные в лоцманской квитанции, с данными, указанными в судовых документах;

5) получать от капитана судна сведения о:

позывном сигнале судна;

осадке судна носом и кормой;

длине, ширине и высоте наивысшей точки судовых конструкций над поверхностью воды, грузоподъемности судна, его технико-эксплуатационных и маневренных характеристиках, наличии и готовности к использованию судовых средств движения, управления, навигации, сигнализации и связи;

скорости судна при разных режимах работы судовой пропульсивной установки;

наличии на судне подруливающих устройств и их мощности;

конструктивных, эксплуатационных особенностях и состоянии навигационных приборов, пропульсивной установки, рулевого, подруливающего, якорного и других устройств, обеспечивающих управление движением судна;

загрузке, остойчивости и непотопляемости судна;

дате и времени подхода судна к месту посадки лоцмана;

порте (месте) назначения судна;

причале, к которому должно ошвартоваться судно (при заходе судна в порт);

любых неисправностях судовых механизмов и навигационного оборудования (при наличии).

4. Перед началом лоцманской проводки лоцман обязан:

1) предъявить капитану судна лоцманское удостоверение;

2) получить у капитана судна информацию о неисправности судовых механизмов, навигационного оборудования (при наличии);

3) проинформировать капитана судна о:

навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условиях предстоящего плавания;

осуществлении диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания;

4) согласовать с капитаном судна:

условия лоцманской проводки, включая действия на случай чрезвычайных ситуаций;

порядок прохождения информации и распоряжений по управлению судном, а также контроля за исполнением таких распоряжений;

порядок постановки судна на бочки, якорную стоянку, съемки с них, швартовки к причалу или выносному перегрузочному устройству и отхода от них, включая количество принимаемых или подаваемых швартовых концов.

5. Во время лоцманской проводки лоцман обязан:

1) вести наблюдение за изменениями навигационных и гидрометеорологических условий плавания;

2) контролировать местоположение судна;

3) пользоваться информацией, получаемой от имеющихся в районе лоцманской проводки систем обеспечения безопасности судоходства, обеспечивать выполнение указаний диспетчера ВВП при их поступлении;

4) немедленно сообщить в администрацию бассейна ВВП о:

изменениях судового хода и судоходной обстановки, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого лоцман осуществляет;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого лоцман осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами ВВП 9 .

6. Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

7. Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно из района лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

8. Лоцман не вправе осуществлять лоцманскую проводку в случае:

нарушения лоцманом установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха;

несоответствия состояния здоровья лоцмана предъявляемым к нему медицинским требованиям;

алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения 10 .

9. Лоцманское удостоверение выдается Администрацией бассейна внутренних водных путей (далее - АБВВП) лицу, успешно прошедшему квалификационные испытания и прошедшему практику по лоцманской проводке судов в бассейне ВВП, указываемом в лоцманском удостоверении. АБВВП осуществляют учет выданных лоцманских удостоверений.

10. Для прохождения квалификационных испытаний государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов 11 (далее - лоцманская организация), работником которой является лицо, претендующее на получение лоцманского удостоверения (далее - кандидат в лоцманы), направляет в АБВВП заявление в письменной форме почтовым отправлением или посредством электронной почты, в котором указываются:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, дата рождения кандидата в лоцманы;

2) наименование лоцманской организации;

3) наименование бассейна ВВП, для осуществления лоцманской проводки в котором кандидат в лоцманы проходит квалификационные испытания;

4) адрес электронной почты (при наличии);

5) почтовый адрес и номер телефона (при наличии) кандидата в лоцманы.

11. К заявлению прилагаются:

1) копии документов, подтверждающих стаж работы не менее трех лет в должности капитана и (или) капитана-механика на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт (при первичном получении лоцманского удостоверения);

2) копия документа, подтверждающего прохождение медицинского осмотра в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 12 .

12. АБВВП в течение пяти рабочих дней после принятия заявления к рассмотрению назначает дату проведения квалификационных испытаний. Не позднее чем за пять календарных дней до даты проведения квалификационных испытаний АБВВП направляет на указанный в заявлении адрес, информацию о дате, времени и месте проведения квалификационных испытаний.

Квалификационные испытания кандидатов в лоцманы осуществляются квалификационной комиссией АБВВП (далее - Комиссия), в состав которой входят председатель, его заместитель, секретарь и члены Комиссии (не менее двух).

Председателем Комиссии является руководитель АБВВП или заместитель руководителя АБВВП. Секретарем Комиссии назначается должностное лицо АБВВП. В Комиссию включаются должностные лица АБВВП, а также работники лоцманских организаций (по представлению лоцманских организаций), осуществляющих деятельность в соответствующем бассейне ВВП. Не менее трех членов Комиссии должны иметь стаж работы не менее трех лет в должности капитана и (или) старшего помощника капитана на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт.

При проведении квалификационных испытаний должно присутствовать не менее двух третей состава Комиссии.

13. Квалификационное испытание проводится в два этапа: компьютерное (письменное) тестирование и собеседование.

Компьютерное или письменное тестирование (далее - тестирование), осуществляется в присутствии Комиссии. По результатам тестирования кандидату в лоцманы ставится оценка "сдал" или "не сдал". Оценка "сдал" ставится, если кандидатом в лоцманы даны правильные ответы на 75 и более процентов от общего числа заданных вопросов. В ином случае ставится оценка "не сдал". В случае если по результатам тестирования кандидат в лоцманы получил оценку "не сдал", ко второму этапу он не допускается.

При проведении собеседования Комиссия рассматривает документы, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, и опрашивает кандидата в лоцманы на предмет знания им прав и обязанностей лоцмана, установленных настоящим Положением, навигационно-гидрографических особенностей бассейна ВВП, знаний и умений, предусмотренных профессиональным стандартом "Лоцман". Комиссия вправе задать кандидату в лоцманы не более тринадцати вопросов. Собеседование считается пройденным, если по его результатам правильные ответы получены на 75 и более процентов от общего числа заданных вопросов.

14. Перечень вопросов, касающихся знания кандидатом в лоцманы прав и обязанностей лоцмана, установленных настоящим Положением, знаний и умений, предусмотренных профессиональным стандартом "Лоцман", а также навигационно-гидрографических особенностей бассейна ВВП, которые используются при тестировании и задаются членами Комиссии кандидату в лоцманы во время собеседования, должен быть согласован с Росморречфлотом и размещен на официальном сайте АБВВП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Квалификационные испытания могут проводиться не ранее чем через тридцать календарных дней со дня опубликования указанного перечня вопросов.

15. По результатам квалификационных испытаний Комиссией принимается одно из решений:

выдать кандидату в лоцманы лоцманское удостоверение;

отказать кандидату в лоцманы в выдаче лоцманского удостоверения.

Решение Комиссии принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания Комиссии.

Комиссия в первый рабочий день, следующий за днем проведения квалификационных испытаний, информирует заявителя о результатах способом, определенным заявителем согласно пункту 10 настоящего Положения. Об отказе в выдаче лоцманского удостоверения заявитель информируется с указанием причин принятия соответствующего решения.

Мотивированные возражения рассматриваются на заседании Комиссии в течение пятнадцати рабочих дней со дня их получения. По результатам рассмотрения мотивированных возражений Комиссией принимается одно из решений:

решение Комиссии по результатам квалификационных испытаний оставить без изменений;

решение Комиссии по результатам квалификационных испытаний отменить, принять решение о выдаче кандидату в лоцманы лоцманского удостоверения (в случае согласия Комиссии с мотивированными возражениями).

Решение Комиссии принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания Комиссии. Информация о принятом Комиссией решении в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения мотивированных возражений направляется заявителю способом, определенным заявителем согласно пункту 10 настоящего Положения.

17. Оформление лоцманского удостоверения осуществляется в течение двух рабочих дней со дня проведения квалификационных испытаний или принятия решения, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения. Лоцманское удостоверение выдается на бассейн ВВП, указанный лоцманской организацией в заявлении согласно подпункту 3 пункта 10 настоящего Положения.

18. В случае принятия Комиссией решения об отказе кандидату в лоцманы в выдаче лоцманского удостоверения повторные квалификационные испытания проводятся не ранее чем через тридцать календарных дней со дня заседания Комиссии, принявшей данное решение.

19. В случае утери или повреждения лоцманского удостоверения АБВВП по заявлению лоцмана в течение трех рабочих дней со дня поступления такого заявления выдает дубликат лоцманского удостоверения взамен утерянного или поврежденного.

20. Не позднее пяти лет с даты выдачи лоцманского удостоверения лоцман должен пройти квалификационные испытания в порядке, предусмотренном пунктами 10 - 16 настоящего Положения, и получить новое лоцманское удостоверение. В случае, если лоцман в течение двух лет подряд не осуществлял лоцманских проводок, он должен пройти практику по лоцманской проводке и квалификационные испытания, предусмотренные пунктами 10 - 16 настоящего Положения.

21. Лоцманское удостоверение содержит:

1) номер лоцманского удостоверения;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии) лоцмана, которому выдано лоцманское удостоверение;

3) наименование бассейна ВВП, в котором лоцман имеет право осуществления лоцманской проводки;

4) фотографию лоцмана;

5) дату выдачи лоцманского удостоверения;

6) дату окончания действия лоцманского удостоверения;

7) подпись председателя Комиссии, оформившего лоцманское удостоверение;

8) фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность председателя Комиссии, оформившего удостоверение.

Лоцманское удостоверение содержит перевод на английский язык.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р "Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст. 5130; 2020, N 25, ст. 3993).

2 Пункт 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

3 Подпункт 11 пункта 4 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

4 Пункт 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2018, N 50, ст. 7755.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2018, N 1, ст. 34.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2012, N 18, ст. 2128.

8 Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878).

9 Пункт 8 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356).

10 Пункт 18 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2019, N 52, ст. 7770).

11 Пункт 1 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2012, N 31, ст. 4320).

12 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356).

С 2021 г. будут действовать новые требования к лоцману, осуществляющему лоцманскую проводку судов на внутренних водных путях. Ранее установленные требования отменяются в рамках механизма "регуляторной гильотины".

В частности, лоцман будет обязан ежегодно проходить медосмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Он также должен уметь выполнять трудовые действия и обладать необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными профстандартом "Лоцман".

Уточнены функции лоцмана. Пересмотрен порядок выдачи лоцманских удостоверений.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2020 г. N 463 "Об утверждении Положения о лоцманах на внутренних водных путях"

1.1. Лоцманская проводка судов имеет целью обеспечение безопасности судоходства на внутренних судоходных путях, а также на акваториях портов, открытых для захода иностранных судов и подходах к ним, предотвращение происшествий с судами, повреждений гидротехнических сооружений, водных путей и средств навигационного ограждения.

1.2. Лоцманские службы могут создаваться Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, морскими администрациями устьевых и морских портов, а также другими юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.3. Лоцманская служба должна иметь лицензию на право заниматься лоцманской проводкой судов.

Лицензия выдается Министерством транспорта Российской Федерации или им уполномоченным органом на ведение лицензионной деятельности в установленном порядке.

Контроль за соблюдением лоцманскими службами лицензионных условий обеспечивается органами Российской транспортной инспекции.

1.4. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб по вопросам обеспечения безопасности проводки судов осуществляют органы Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.5. За нарушение лицензионных требований лоцманская служба может быть лишена лицензии или действие ее может быть приостановлено органом, выдавшим лицензию, в том числе и по представлению органов Российской транспортной инспекции, Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации.

1.6. Лоцман оказывает помощь судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем.

1.7. Лоцманами могут быть лица, имеющие среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдерживавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

1.8. Лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы (Приложение N 1) на право работы в определенных районах проводки судов.

Лоцманские удостоверения с присвоением звания "Речной лоцман" выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях, созданных в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должность исполнителей, руководителей и специалистов предприятий транспорта", утвержденным приказом Министра транспорта Российской Федерации и Министра труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11. Знания лоцмана подлежат периодической проверке.

1.9. Во время проводки судна лоцман при первой возможности обязан сообщать в ближайшее линейное подразделение Государственной речной судоходной инспекции бассейна и Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства:

- об изменениях на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности плавания судов;

- о происшествиях с проводимыми судами и с другими судами;

- о нарушениях и неисправностях в действии средств навигационного ограждения;

- о невыполнении капитаном проводимого судна правил плавания и правил по предотвращению загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами и мусором, а также требований пограничного и таможенного контроля.

1.10. Если во время проводки судна с лоцманом или стажером лоцмана произошел несчастный случай, возмещение причиненного ущерба производится в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Установление районов обязательной и необязательной лоцманской проводки

ГАРАНТ:

См. Перечень участков внутренних водных путей Российской Федерации, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, утвержденный приказом Минтранса РФ от 4 сентября 2003 г. N 182

2.1. Районы обязательной лоцманской проводки и категории судов, подлежащие обязательной лоцманской проводке, устанавливаются Департаментом речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по представлению Государственных речных судоходных инспекций бассейнов и доводятся до всеобщего сведения в местных правилах плавания, навигационных картах, лоциях, извещениях судоводителям и обязательных постановлениях по портам.

2.2. В районах обязательной лоцманской проводки суда, подлежащие таковой проводке, не имеют права осуществлять плавание без лоцмана.

Плавание таких судов без лоцмана допускается при условии нахождения на мостике двух судоводителей, один из которых капитан или первый штурман (старший помощник) должен иметь удостоверение "Речной лоцман" или отметку в рабочем дипломе на право плавания в данном районе обязательной лоцманской проводки.

2.3. Департамент речного транспорта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку в районах, где лоцманская проводка является необязательной для:

- судов, которые сами или грузы на них могут создавать угрозу причинения ущерба окружающей среде;

- судов, буксируемых и толкаемых составов, представляющих повышенную опасность для судоходства;

- крупнотоннажных морских и речных судов.

Категории таких судов и грузов доводятся до всеобщего сведения дополнениями к местным Правилам плавания по внутренним водным путям и в "извещениях" судоводителям.

ГАРАНТ:

См. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129

2.4. В районах необязательной лоцманской проводки капитан имеет право взять на судно лоцмана, если найдет это необходимым.

3. Взаимоотношения между лоцманом и капитаном судна

3.1. Капитан судна должен подать заявку за выделение лоцмана в сроки, установленные обязательными постановлениями по портам, а при подаче заявки в пунктах, где нет службы капитана порта - за 48 часов с последующим уточнением за 2 часа до начала лоцманской проводки.

При стоянке судна в порту под обработкой заявку на лоцманскую проводку капитан судна обязан подать не позднее 8 часов до отхода судна. Сроки подачи заявок объявляются в извещениях судоводителям.

Решение о выборе лоцманской службы на предстоящий переход принимает капитан судна.

Лоцманская служба несет материальную ответственность в размере полной себестоимости содержания судна за простой судна в связи с неприбытием лоцмана в согласованное время.

3.2. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна на лоцманское удостоверение и квитанцию установленного образца (приложение N 2).

3.3. При приеме лоцмана на борт судна или убытия его капитан принимает меры по безопасной посадке и высадке. Капитан безвозмездно предоставляет лоцману на период проводки помещение для проживания и питание наравне с экипажем.

Эти правила относятся также к стажеру лоцмана, прибывшему вместе с лоцманом с целью прохождения практики.

3.4. Капитан судна объявляет лоцману данные об осадке, длине, ширине, надводном габарите судна по высоте, роде груза, грузоподъемности или иной вместимости судна, которые вносятся в квитанцию лоцмана, подписываемую капитаном.

Капитан судна может изложить в квитанции лоцмана сведения относительно обстоятельств, касающихся лоцманской проводки судна.

Лоцман знакомит капитана с особенностями перехода на участке проводки и должен быть осведомлен капитаном о возможностях судна (состава), его маневровых характеристиках, включая особенности поведения судна (состава) в различных условиях плавания на участке.

3.5. Во время лоцманской проводки капитан судна обеспечивает безопасность плавания с учетом рекомендаций лоцмана.

3.6. Капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, но это не освобождает его от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате передоверия полномочий по управлению судном.

3.7. Если во время проводки судна лоцман вынужден временно оставить мостик, то один из членов командного состава судна судоводительской специальности должен заменить его на мостике или приостановить движение судна.

Если время проводки судна составляет более 12 часов, а судно работает в круглосуточном режиме, то проводка судна должна осуществляться двумя лоцманами.

3.8. В случаях, когда это необходимо в целях безопасности судна или других судов, лоцман вправе приостановить проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих продолжить безопасное плавание.

3.9. Если капитан, принявший на судно лоцмана, действует вопреки его рекомендациям, лоцман имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна, при этом лоцман обязан потребовать, чтобы об этом обстоятельстве было записано в квитанции лоцмана.

3.10. В случае обоснованного сомнения в правильности рекомендации лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг в присутствии третьего лица, с записью об этом в судовом журнале и квитанции лоцмана и потребовать замены лоцмана.

3.11. Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в район необязательной лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

3.12. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана или другого вахтенного начальника ответственности за управление судном и обеспечение безопасности плавания.

4. Особенности лоцманской проводки иностранных судов

4.1. Суда иностранных государств при следовании по внутренним судоходным путям, открытым для захода иностранных судов, подлежат обязательной лоцманской проводке.

4.2. Лоцманами для проводки иностранных судов могут быть лица, имеющие высшее или среднее судоводительское образование, диплом не ниже капитана 4 группы или первого штурмана 5 группы судов и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе в аттестационных комиссиях на получение квалификационного звания "Речной лоцман" 1 или 2 класса по проводке иностранных судов, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

Присвоение квалификационной категории "Речной лоцман" 1 класса лоцманам 2 класса производится по представлению руководителя лоцманской службы (организации) при условии безупречной и безаварийной работы их в должности лоцмана в течение трех лет и успешной сдачи экзаменов в аттестационной комиссии.

4.3. Рабочими языками при проводке иностранных судов являются русский или по взаимному согласию - английский.

В случае применения английского языка все рекомендации или команды (с разрешения капитана судна) лоцман подает в соответствии со "Стандартным морским навигационным словарем-разговорником", рекомендованным Международной морской организацией (ИМО).

4.4. Лоцман обязан осуществлять контроль за выполнением требований закона и правил по охране государственной границы, правил плавания, обязательных постановлений по портам, соблюдением правил по предупреждению загрязнения окружающей среды.

5. Лоцманский сбор

5.1. С судов, пользующихся услугами лоцмана, взимается лоцманский сбор.

Ставки сборов разрабатываются в соответствии с действующим временным "Порядком установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемыми предприятиями речного транспорта в Российской Федерации". Ставки сборов за услуги, оказываемые акционерными обществами, другими организациями, устанавливаются этими организациями.

Размеры и порядок взимания и использования сборов за услуги, оказываемые государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской Федерации, устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

5.2. Капитан, вызвавший лоцмана и после прибытия последнего отказавшийся от его услуг, обязан заполнить и подписать лоцманскую квитанцию для взыскания полностью лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман.

6. Ответственность за ненадлежащее исполнение проводки судов

6.1. Лоцманская служба, работником которой является лоцман, осуществляющий проводку, несет ответственность за ущерб, причиненный в результате ненадлежащей проводки судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. За ненадлежащую проводку судна лоцман несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор Департамента
речного транспорта

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: