Что реализация концепции электронного государства поможет победить коррупцию

Обновлено: 18.03.2024

Осознание антикоррупционного потенциала ИКТ и электронного правительства (ЭП), выявление соответствующих механизмов и расстановка приоритетов. Существенное сокращение основных персональных полномочий чиновников. Развитие прозрачности при внедрении ЭП.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 02.10.2018
Размер файла 21,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Южный федеральный университет

E-government и борьба с коррупцией: новые вызовы информационного общества

Марина Сергеевна Шустова

Коррупция в современном обществе является едва ли не основным источником неэффективности государства.

Сегодня все чаще озвучивается точка зрения, что внедрение более передовых ИКТ и электронного правительства снижает возможности для коррупции. Реальность гораздо сложнее. По многим причинам, внедрение ИКТ напрямую никогда не способствовало борьбе с коррупцией, эти технологии в определенных условиях могут не оказывать никакого эффекта на политическую систему, или даже предоставлять новые, более масштабные возможности для коррупции.

Во-первых, внедрение ИКТ в систему государственного управления часто лежит в основе управленческих реформ в области оценки производительности и эффективности работы государственного органа. Кроме того, основополагающей целью ИКТ и электронного правительства в частности является обеспечение принципов прозрачности и открытости в работах государственных органов всех уровней власти. Безусловно, важным положительным аспектом служит возможность сокращения расходов госбюджета при внедрении этих технологий. Однако компьютеризация может привести к «переквалификации» коррупции, продвижению новых источников дохода для коррумпированных чиновников - специалистов в области ИКТ. антикоррупционный электронный правительство чиновник

Во-вторых, по мере внедрения «всемогущих» и «всезнающих» информационных систем, многие чиновники потеряют уверенность в себе и перестанут брать взятки. Хикс отмечает, что «чиновники могут противостоять новым ИКТ-системам из-за страха потерять свои коррупционные доходы» [4]. В то время как ИКТ устраняет некоторые коррупционные возможности для чиновников, не в полной мере владеющих новыми технологиями, рождаются широкие перспективы манипуляций для осведомленных должностных лиц.

В то же время, для достижения положительного эффекта в плане снижения коррупции необходимо четкое осознание антикоррупционного потенциала ИКТ и электронного правительства, выявление соответствующих механизмов и расстановка приоритетов. Внедрение ИКТ в государственном управлении позволяет минимизировать условия возникновения коррупции.

Суть электронного правительства заключается в переводе государственных услуг в электронный режим, следовательно, личной контакт между гражданином и чиновником будет минимальным.

По мере внедрения электронного правительства:

• произойдет сокращение количества контактов между гражданином и представителями государства

(принцип «одного окна» предполагает оказание всех необходимых государственных услуг в одном месте);

• общение должностного лица и гражданина будет осуществляться через Интернет.

Кроме того, в системе электронного правительства государственные услуги приобретают стандартизованный, деперсонализированный характер, что позволяет снизить саму возможность применения коррупционных механизмов. «Обезличенное общение чиновника и гражданина…, позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, - вот конечная цель создания электронного правительства» [1].

Другим важным моментом является существенное сокращение персональных полномочий чиновников. Это связано с тем, что внедрение ИКТ независимо от политической воли, в силу технологических моментов требует формализацию всех административных процедур и разработку единого четкого алгоритма принятия решений. В наиболее полной форме данная тенденция должна отразиться в разработке так называемых электронных административных регламентов (ЭАР). Идея ЭАР заключается в упорядочении административных полномочий и формализации основных административных процессов. В результате гражданин должен точно представлять, к кому он должен обращаться по тому или иному вопросу, сколько времени должен обрабатываться его запрос, кто отвечает за его выполнение и на какой стадии он находится в настоящее время.

Наконец, третьим аспектом электронного правительства, связанным с коррупцией, является высокая степень прозрачности, которая достигается в результате внедрения ИКТ (ряд исследователей применяют даже специальный термин - «э-прозрачность» [5]). Прозрачность - атрибут любого демократического государства, однако в условиях электронного правительства эта категория приобрела особенное значение. Прозрачность при этом понимается как «максимально возможная доступность информации о деятельности управленческого аппарата и формирование жесткого механизма общественного воздействия на сферу частного и государственного администрирования посредством представительских институтов» [2].

Для эффективной борьбы с коррупцией очень важно не останавливаться на первом элементе прозрачности - публикации информации на официальных веб-сайтах органов государственной власти. Открытость общей информации о деятельности государственных органов не даст ожидаемого эффекта, если не будет обеспечена ясность и универсальная применимость процедур (прежде всего в отношении обращений граждан), а также возможность отслеживать деятельность отдельно взятого чиновника со стороны гражданского общества и применять соответствующие санкции. Более подробно понятие прозрачности раскрывается в Табл. 1, в которой отражены категории информации, подлежащие открытию, и положительные результаты, к которым такая открытость приводит [3].

Табл. 1. Развитие прозрачности при внедрении электронного правительства

Тип информации, подлежащей публикации

Положительный результат

Правила и процедуры оказания услуг государством.

Стандартизация процедур, сокращение дискреционных полномочий государственных служащих.

Информация об ответственности государственных служащих за выполнение тех или иных задач.

Информация о решениях, принятых государственными служащими: исходные данные, причины принятия решения, результаты и т.д.

Повышение контроля и личной ответственности.

Информация индивидуального характера, как то: акты регистрации имущества (недвижимости), налоговые и таможенные декларации.

Сокращение дискреционных полномочий.

Статистическая информация, в том числе индикаторы результативности различных органов власти и департаментов.

Дополнительные возможности для контроля со стороны гражданского общества.

Информация о государственных служащих, в отношении которых ведутся расследования или вынесены обвинения в коррупции.

Дополнительная санкция в отношении коррумпированных государственных служащих.

Информация об имуществе и доходах государственных служащих.

Сокращение стимулов к коррупционному поведению.

Несмотря на достаточно очевидную связь прозрачности, борьбы с коррупцией с электронным правительством, на сегодняшний день практически нет объективных исследований взаимосвязи использования ИКТ в государственном управлении и уровня коррупции. Простое сопоставление индексов развития электронного правительства и уровня коррупции нельзя считать вполне корректным, так как уровень коррупция и развития электронного правительства во многом зависят от уровня экономического и политического развития государства.

Итак, внедрение ИКТ в политико-государственном управлении имеет как позитивные результаты в виде снижения коррупции, так и отрицательные моменты. Внедрение электронного правительства позволит устранить основные причины коррупции, приведет к снижению количества персональных контактов между гражданином и чиновником, сокращению полномочий чиновников, а также повышению прозрачности. Очевидно, что широкое распространение ИКТ позволяет существенно повысить уровень прозрачности государственных органов таких как финансовые ведомства, органы, осуществляющие непосредственный контакт с гражданами, системы размещения государственных заказов. В то же время, внедрение электронного правительства сопряжено с целым рядом рисков. Возможно, следует говорить не о снижении уровня коррупции, а о ее «переквалификации» - перераспределении в пользу информационно-образованных группировок.

Список литературы

1. Ерофеев Е. Электронное правительство: как приблизить чиновника к гражданину? // Connect. 2004. № 10.

2. Чуклинов А. Прозрачность как антикоррупционный механизм в системе государственного управления. М., 1999. С. 21.

4. Heeks R. Information Systems for Public Management: Information Technology and Public Sector Corruption: working paper No. 4. Manchester: University of Manchester, 1998. Р. 7.

Подобные документы

Этапы создания электронного правительства. Средства идентификации личности. Система электронного взаимодействия. Внедрение электронного правительства в Эстонии, его значение для развития полноценного информационного общества. Снижение риска коррупции.

реферат [28,5 K], добавлен 16.11.2013

Стратегия развития электронного правительства в Мексике. План действий по реализации стратегии развития электронного правительства. Этапы развития электронного правительства в соответствии со сложностью видов взаимодействия и предоставляемых услуг.

реферат [75,6 K], добавлен 04.11.2010

Сущность и причины возникновения, задачи и типологизация электронного правительства. План действий по реализации стратегии развития электронного правительства в Мексике. Роль государства в развитии информационно-технологического комплекса страны.

реферат [54,8 K], добавлен 04.11.2010

Общее понятие электронного правительства. Особенности электронного правительства в России. Финансово–экономический аспект внедрения электронного правительства для бизнеса. Система государственных служб в условиях работы "электронного правительства".

курсовая работа [46,3 K], добавлен 11.10.2010

Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Основания и порядок прекращения полномочий основных должностных лиц Правительства РФ. Конституционное право на отставку как основание прекращения деятельности Правительства и пути его реализации.

Наше государство, как и многие другие страны мира, ведет целенаправленную работу по предупреждению и предотвращению коррупции. Казахстан - одно из первых государств СНГ, принявших антикоррупционное законодательство, передает Аstananalog.kz.

Что такое КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией, понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

В налоговых органах города Астана борьба с коррупцией приобрела системный характер и стала одним из приоритетных направлений повседневной деятельности налоговых органов и поставлена во главу угла стратегических задач.

Анализ ситуации борьбы с коррупцией в налоговых органах в сфере налоговых отношений требует решения следующих задач: минимизация контактов работников органов налоговой службы с налогоплательщиками путем внедрения стандартов государственных услуг, увеличения количества электронных налоговых услуг, создание и развитие современных центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков.

В рамках реализации программы «Электронное правительство» президент Казахстана поставил несколько стратегических задач:

Повышение уровня компьютерной грамотности населения;

Увеличение количества активных интернет-пользователей;

Предоставление гражданам и компаниям электронных услуг;Автоматизация процессов в госучреждениях, внедрение документооборота;

Увеличение прозрачности работы государственных органов и учреждений.

Одна из глобальных задач «Электронного правительства» предоставить гражданам и бизнес-структурам Казахстана возможность получения информации, справок и документов, оплаты сборов и пошлин госорганов оперативно, удобно и без долгих очередей с бюрократическими моментами. На данный момент уже реализовано множество программ.

Успешное внедрение «Электронного правительства», кроме всего прочего, означает резкое сокращение взяточничества и коррупции, т.к. население и компании не будут иметь дело с сотрудниками госучреждений. «Электронное правительство», в связи с комплексной автоматизацией процессов, должно повысить производительность и эффективность работы госслужащих. При правильном обмене данными и множественной интеграции значимых баз данных, реестров и сервисов служащие любого учреждения смогут в любое время получать необходимые данные, задачи будут решаться более прозрачно и без задержек.

Преимущества, которые получит обычный гражданин при «Электронном правительстве» очевидны:

сокращение «поощрений» госслужащих и руководящих должностей;

получение информации и услуг 24 часа в сутки из любого города и страны;

отсутствие необходимости простаивания очередей и общения с госслужащими;

экономия времени и средств на посещения нескольких учреждений;

доступность широкополосного Интернета;

уменьшение стоимости компьютеров начального уровня («народный компьютер»).

Даже несколько нововведений позволит значительно улучшить качество и скорость предоставляемых государством услуг, так что информатизация правительства на самом деле необходима, и программа «Электронное правительство» имеет право на существование.

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по‑прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учёта государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утверждённым показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путём решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путём оперативного приведения:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Ханахмедова Инга Алескеровна 1 , Калинкина Алена Анатольевна 1 , Южиков Александр Александрович 1
1 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»


Аннотация
В статье рассматривается антикоррупционная деятельность с применений инструментов информационных технологий (ИТ). Определен ряд проблем, решение которых может быть осуществлено посредством внедрения ИТ. В ходе изучения исследуемой предметной области были предложены меры по борьбе с коррупционной деятельностью.

Коррупция – это явление в обществе и в государстве, которое может привести к отрицательным последствиям, как и для человека, так и государства в целом. Без преувеличения можно сказать, что коррупция имеет влияние на национальную безопасность государства. К тому же среди угроз национальной безопасности РФ выделяют коррупционную деятельность должностных лиц, т.к. она может подорвать доверие к власти, не говоря уже об экономических, моральных и социальных последствиях.

Существуют различные инструменты для борьбы с коррупцией и наиболее эффективными являются информационные технологии. Данные технологии позволяют решить ряд проблем, связанных с коррупцией, в частности проблему «черного ящика». Главная причина, позволяющая осуществлению коррупционных действий и операций, является отсутствие прозрачности процессов, которые в свою очередь становятся мишенью для коррупционных схем. Иными словами, это происходит либо из-за того, что граждане имеет слабую информированность о своих правах и обязанностях представителей государственных органов, либо из-за недостаточного контроля и отсутствия должной отчётности о деятельности государственных органов. Данную проблему решает внедрение информационных технологий (ИТ), заточенные под контроль коррупции.

Внедрение ИТ может позволит достичь следующие цели [1, c. 124]:

- исключить посредников в выполнении операций;

- исключить возможность сокрытия выполнения действий;

- мониторинг и детализация операций на выявление отклонений;

- повысить уровень информированности граждан о правилах и процедурах;

- публиковать данные о фактах коррупции, с целью сдерживания сотрудников от коррупции;

- формировать взгляды и позиции граждан в отношении коррупции.

Некоторые из предложенных целей уже достигнуты, а другие требуют изучения и реализации. К примеру, рассмотрим первый пункт, здесь решением проблемы стало разработка и внедрение системы автоматизации госзакупок и тендеров. Как сообщает источник [1], реализованная «платформа Медведева» предназначена для борьбы с коррупцией. Она позволила сделать открытыми операции госзакупок и тендеров, а также система осуществляет анализ аномальных и подозрительных операций. К тому же благодаря этой системе, любой гражданин или СМИ (журналист) может обратиться к этим данным 4.

Применение информационных технологий в борьбе с коррупционной деятельностью важно учесть ряд следующих проблем:

- Повышение уровня политической ответственности: развитие электронного правительства не является гарантом уменьшения коррупционной активности, т.к. важно уделять вниманию развитию чувства ответственности у тех, кто принимает решение во внедрении ИТ.

- Формирование правового аппарата: ИТ могут позволить обеспечить прозрачность деятельности, а правовая система направлена на обеспечения адекватности модели (исключение нарушения конфиденциальности и обеспечение защиты данных).

- Осуществление выбора технологий: Данная проблема заключается в первую очередь в выборе информационных технологий среди большого рынка, т.к. развитие современных технологий приводит к реализации различных программных и программно-аппаратных решений по обеспечению информационной безопасности. Вторым фактором является финансовая составляющая внедрения технологий.

- Решение задачи совместимости систем: Внедрение новых технологий сопровождаете решением проблемы совместимости новых технологий с тем, что уже имеются в составе системы.

- Исключение независимости уровня ответственности: необходимо минимизировать возложение ответственности только на электронное правительство, а позволить контролировать деятельностью независимым системам.

Таким образом, информационные технологии в настоящее время активно внедряются в деятельность не только коммерческих организаций, но и государственных органов. Причем функционал ИТ имеет большой спектр возможностей, в нашем случае это возможность обеспечения антикоррупционной деятельности.

  1. Сейнароев А. Б. Информационные технологии в реализации антикоррупционных практик на региональном уровне //Вестник экспертного совета. – 2015. – №. 3.
  2. Гацко М. Ф. Антикоррупционная политика государства. – 2015.
  3. Мамитова Н. В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции //Право и современные государства. – 2015. – №. 2.
  4. Загарских Т. А., Домрачева Л. П. Антикоррупционный аудит как форма контроля эффективности антикоррупционной деятельности //Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2018. – №. 1.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Герман Греф заявил, что избавить Россию от коррупции может только всеобщая цифровизация. Прав ли глава Сбербанка и не перейдет ли в этом случае коррупция на более высокий уровень, никуда не исчезнув?

Георгий Бовт.

Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС -->

Выступая в рамках Гайдаровского форума, глава Сбербанка Герман Греф заявил, что цифровизация, по его мнению, является единственным способом борьбы с коррупцией в России. «Если будет прозрачная процессная деятельность, положенная в «цифру» и с доступом рынка к этой информации, и когда каждое решение любого чиновника может быть проанализировано экспертным сообществом и выложена оценка этого решения, коррупция начнет исчезать как явление. Я другого способа борьбы с коррупцией не вижу», — сказал Герман Греф. Насколько он прав?

Цифровизация — это модный нынче термин, который, зная, что высшее руководство страны загорелось самой этой идеей, теперь поминают всуе все кому не лень по всякому случаю. Говоря о «цифре» как средстве борьбы с коррупцией, Греф, конечно, во многом прав. Особенно эффективны современные информационные технологии в борьбе с низовой коррупцией.

Это примерно как с камерами фиксации нарушений правил дорожного движения: чем меньше возможностей прямого задушевного общения водителя и гаишника, тем меньше соблазнов с обеих сторон для коррупции. ЕГЭ снизил, считают многие, коррупцию при приеме в вузы. Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, ограничив возможности чиновников низового уровня для вымогательства взяток, при этом еще и в разы облегчили получение многих таких услуг для граждан.

Однако подчас цифровизация ведет не к искоренению коррупции, а лишь к ее видоизменению. Коррупционеры тоже ведь берут «цифру» на вооружение. Известны манипуляции с тендерами, проводимыми в электронном виде, когда в заявке, скажем, меняли отдельные буквы алфавита на латиницу, чтобы потенциальный конкурент не смог поучаствовать в конкурсе. Наработана также масса других способов обмануть «цифру» и сделать так, чтобы жирный государственный или муниципальный подряд достался кому надо, да еще и с откатом.

Для простых граждан и для предпринимателей тоже в ряде случаев переход на новые принципы общения с чиновниками посредством цифровизации отнюдь не облегчил жизнь, а добавил хлопот. К тому же подачу отчетности на бумажном носителе никто не отменял. Бумага у нас часто по-прежнему дублирует «цифру».

При определенных условиях цифровизация ведет не к искоренению коррупции, а к тому, что она еще сильнее перемещается на более высокий уровень. На тот уровень, который, собственно, и контролирует эту самую «цифру», образно выражаясь. Контролирует распространение и прозрачность информации, доступ к ней. А также реагирует или не реагирует на, скажем, оценки тех или иных действий чиновников со стороны экспертного сообщества или общества в целом. Те могут сколько угодно кричать о подозреваемой коррупции, например, но правоохранители, не получив должной команды сверху, и ухом не поведут.

Так что борьба с коррупцией — это по-прежнему не вопрос технократической цифровизации, которая якобы вне всякой политики, а вопрос именно политический. И когда, к примеру, тот же Греф рассуждает о прозрачности многих процессов благодаря цифровизации, о том, что это дает возможность их контролировать неким экспертным сообществам, в Думе в это же самое время принимается закон, дающий возможность засекретить сведения о собственности высших государственных чиновников и почему-то даже патриарха.

Никакая сама по себе цифровизация не может стать панацеей от коррупции. Средства если не полного искоренения ее, то минимизации известны еще с тех пор, когда никаких компьютеров вообще не было. Это, например, независимые СМИ, создающие общественное мнение, которое в условиях политической конкуренции заставляет чиновников вести себя прилично. Это свободные и честные выборы, посредством которых можно сменить у власти потерявших всякий страх и совесть политиканов. Это независимый суд, который способен без всякой «большой цифры» гарантировать непредвзятое рассмотрение дел, в том числе тех, где речь идет о конфликте гражданина и государства.

Борьба с коррупцией — это лишь отчасти технологии. Но куда важнее тут определенным образом выстроенные общественные и политические институты. Однако на тему институциональных реформ как средства борьбы с коррупцией или стимулирования экономического роста у нас говорить нынче не модно. Поэтому даже самые умные, но осторожные люди будут делать вид, что они всерьез верят в то, что, создав общество тотального, если не сказать тоталитарного контроля, можно сделать его равноправным, справедливым и вдобавок некоррумпированным.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: