Гражданское общество в условиях правового государства

Обновлено: 23.04.2024

Правовое государство - это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

Общественное объединение -некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1 Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 240 – 247.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

3.Боголюбов Л. Н. , Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень – М.: Просвещение, 2018. – С. 190 – 200.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государство является основным институтом политической системы общества. Человечество давно задумывалось над вопросом, как подчинить государство праву. Такое государство сегодня называют правовым. Понятие правовое государство ввел Иммануил Кант. Правовое государство - это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Верховенство права означает подчинение закону всех граждан, должностных лиц, организаций и самого государства. Законы в правовом государстве должны быть правовыми, то есть гуманными, справедливыми, закреплять естественные, неотъемлемые права каждого человека.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод человека – еще один признак правового государства. Он предполагает, что все права и свободы человека должны быть не только провозглашены, но и гарантированы самим государством.

Установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства. Ответственность государства в том, что оно обязуется гарантировать соблюдение прав человека, а ответственность личности в том, чтобы пользоваться своими правами в пределах, установленных законом, и строго исполнять свои обязанности.

Принцип разделения властей означает независимость , строгое разграничение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Для того, чтобы воспрепятствовать сосредоточению власти в руках одного органа, существует специальная система сдержек и противовесов. Эта система возможна лишь в условиях демократического конституционного строя. При тоталитарном режиме сконцентрированная в одних руках государственная власть не терпит в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. Конституция РФ, объявив разделение властей одной из основ конституционного строя, конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. К примеру, Государственная Дума может выразить правительству вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать президенту отрешением от должности, а президент, со своей стороны, может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием.

Понятие «гражданское общество» впервые ввел английский философ Джон Локк. В гражданском обществе люди могут реализовать свои частные интересы, например, в семье, творчестве, политическом участии и прочие. Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

Признаки гражданского общества

  • Самодеятельность и инициатива граждан
  • Высокий уровень политической культуры
  • Ответственность граждан за происходящее в стране
  • Признание ценности прав и свобод личности

В социальной сфере – это семья, общества по интересам, профессиональные союзы, национальные общества и другие. В экономической сфере люди объединяются главным образом для удовлетворения материальных потребностей. В этой подсистеме создаются различные производственные, торговые и другие организации, например союзы предпринимателей, фермеров, частные банки и другие. В духовной сфере люди объединяются в различные объединения для удовлетворения потребностей в образовании, творчестве, религии. Например, к институтам гражданского общества в этой сфере относятся церковь, союзы писателей, композиторов, негосударственные СМИ и так далее. В политической сфере, удовлетворяющей потребности людей в участии управлением государства, действуют такие институты, как органы местного самоуправления, партии, общественно-политические объединения.

Какие же задачи выполняет гражданское общество?

  1. Способствует социализации граждан, обладая независимыми от государства средствами и санкциями, заставляющими человека исполнять социальные нормы;
  2. Защищает интересы граждан от незаконного вмешательства государства;
  3. Способствует гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Важным институтом развитого гражданского общества являются общественные объединения -некоммерческие самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Они могут создаваться в виде общественных организаций, общественных движений, политических партий, общественных фондов. Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Отличительными признаками общественно-политических движений являются:

  1. Стремление не к завоеванию политической власти (в отличие от политической партии), а к воздействию на власть; стремление заставить ее выполнить свои требования;
  2. Не имеет строгой организационной структуры;
  3. Идеологическая пестрота: не требует идеологического единения участников;
  4. Имеет очень широкую социальную базу (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, конфессиональных и других групп).

Выделяют следующие типы общественных движений:

  1. По отношению к существующему строю: консервативные; реформаторские; революционные.
  2. По демографическому признаку: женские, студенческие и другие.
  3. По масштабам: международные; национальные; региональные.
  4. По методам: легальные, нелегальные;
  5. По целям: этнополитические; экологические; антивоенные и другие.

Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями. Они способствуют тому, чтобы жизнь человека была насыщенной и счастливой.

Примеры и разбор решения заданий

  1. Найдите в приведенном списке элементы, характеризующие гражданское общество

Варианты ответа:

1) политические партии;

4) министерство образования.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1. Правовое государство, его сущность. Гарантии прав и свобод в условиях правового государства.

2. Гражданское общество, его сущность и создание им социально-экономических и политических условий для реализации прав человека.

1. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного «связывания» государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Концепция правового государства сложилась в XVII–XIX вв. в трудах Дж.Локка, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона, И.Канта и других. И.Кантом обоснована теория правового государства. Он рассматривал государство как объединение множества людей, подчинённых праву. Им выдвинута идея категорического императива, понимаемого как всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения, должны подчиняться.

Существенный вклад в теорию правового государства внесли русские мыслители А.Радищев, А.Герцен, Н.Добролюбов, учёные-юристы Б.Чичерин, П.Новгородцев, Б.Кистяковский. Белорусский деятель Л.И.Сапега считал, что общество без законов – это волчья стая. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституции США 1787 г. и Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности. Таким образом, почти все теоретики концепции правового государства считают необходимым создавать такую общественную систему, которая бы защищала права и свободы граждан и обеспечивала бы их равенство перед законом.

Основные принципы правового государства:

1) Основополагающий принцип – верховенство права (закона) в обществе во всех сферах. Он закреплён в Конституции Республики Беларусь. Законы правового государства опираются на Конституцию и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменён ни ведомственными актами, ни решениями партии.

2) Второй принцип правового государства – незыблемость свободы личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. При этом следует иметь в виду, что права и свободы человека не дарованы государством. Человек от природы обладает основными правами, а государство обязано гарантировать их соблюдение. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека. Например, американская революция наряду с Декларацией о независимости приняла Билль о правах, Великая французская революция – Декларацию прав человека и гражданина, а Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В то же время простое декларирование прав и свобод граждан ещё не означает, что они соблюдаются в реальной жизни. В условиях демократизации во многих странах СНГ права молодёжи на труд пока только декларация, т.к. многие выпускники школ и вузов не могут найти работу.

3) Третий принцип правового государства – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов, других нормативных актов. В частности, для контроля за соблюдением международных документов о правах человека существуют Международный суд в Гааге, Европейский суд в Страсбурге, создан пост Уполномоченного по правам человека во многих странах.

4) Четвёртый принцип правового государства – это принцип разделения властей. Принцип разделения властей предполагает единство и взаимодействие властей, а также определённое верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

5) Пятый принцип правового государства – взаимная ответственность личности и государства. Это значит, что человек становится центром, вокруг которого и в интересах которого функционирует государство. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности по защите прав граждан. Однако есть и другая сторона этой проблемы. Предоставление прав предполагает выполнение гражданином определённых обязанностей. Например, платить вовремя налоги, соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц и т.д. Чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают.

Следовательно, сущность правового государства не столько в законах или их количестве, сколько в их уважении и соблюдении. Вполне понятно, что для реализации прав человека необходимы социально-экономические условия, развитие высокого уровня культуры, демократии и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается тем, где нарушается свобода других. Но провозглашённые в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества могут быть наиболее полно обеспечены в условиях социального государства.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, социальной защищённости, соучастию в управлении государством, удовлетворению материальных и духовных потребностей граждан. В 60-е гг. ХХ в. социальные государства, имеющие высокий уровень экономического развития, стали обеспечивать прожиточный минимум каждому. Это было достигнуто путём перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д. Деятельность такого государства всегда многогранна. Оно стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. И сегодня демократические государства ищут оптимальную меру сочетания правового и социального принципов своей деятельности, хотя встречаются с целым рядом объективных трудностей.

2. Формирование правового социального государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В истинном значении этого слова гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Именно в недрах такого общества и создаются политические, социально-экономические условия и правовые гарантии обеспечения прав человека. При отсутствии последних права человека превращаются в пустую декларацию.

Обеспечение прав человека предполагает непосредственное и активное участие индивида в общественном развитии, в решении социальных проблем, касающихся его жизненных интересов. Чем более многообразным оно является, тем реальнее права и свободы личности. Важнейшим социальным механизмом, обеспечивающим такое участие, является гражданское общество.

В литературе существуют различные подходы к трактовке этого понятия. Одни рассматривают гражданское общество как совокупность общественных интересов и как сферу их реализации, которые находятся вне поля деятельности государства. Другие считают, что гражданское общество – это свободная и независимая от церкви и государства многогранная общественная жизнь. Третьи под гражданским обществом понимают комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме, т.е. всё, что не есть государство. Очевидно, полностью отделять государство от гражданского общества неправильно, ибо существует множество структурных связей, частично переплетающихся и с государством, и с гражданским обществом (например, партии).

Гражданское общество выступает как промежуточная структура, связующее звено между гражданином и государством. Основы гражданского общества – свободный, полноправный, ответственный за свои действия человек. Поэтому все организации, институты, группы, которые призваны способствовать реализации интересов, целей, устремлений отдельной личности, являются несущими конструкциями здания гражданского общества. В развитом гражданском обществе свободно существуют и создаются различные партии, массовые общественные организации, движения, группы по интересам, убеждениям, различные ассоциации и т.д. В таком обществе все свободны, равноправны, активно участвуют в управлении. Поэтому государство и общество – это две части единого целого, которые живут одной жизнью, дополняя друг друга. Гражданское общество выступает как система саморазвивающихся элементов и ценностей, как сфера общественной жизни людей, которая существует рядом с государством.

Понятие «гражданское общество» возникло в глубокой древности. Его корни восходят к идее философа Аристотеля, который определял государство как совокупность граждан или гражданское общество. Эти понятия не разделялись до XV–XVIII стст. По мнению Никколо Макиавелли, государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан и тем самым существовать независимо от гражданского общества. Джон Локк отстаивает первенство гражданского общества, основой которого является собственность граждан. Более глубокую теоретическую разработку гражданскому обществу дал И.Кант. Он считал, что главным в формировании гражданского общества является соотношение свободы каждого со свободой другого. По его мнению, гражданское общество основано на следующих трёх принципах: свобода члена общества как человека; равенство его с другими как подданного; самостоятельность общества как гражданина. Ф.Гегель под гражданским обществом понимал единство различных лиц, связанных между собой материальными интересами. Он подчёркивал самостоятельность существования гражданского общества и государства.

Итак, гражданское общество представляет собой систему негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для самоорганизации индивидов и коллективов, через которые проявляются и осуществляются их личные интересы и которые создают совокупность неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных и т.д.). Если государство представить вертикальной (иерархической) структурой, то гражданское общество будет являться горизонтальной структурой, находиться между личностью и государством. Возникновение гражданского общества связано с невозможностью обеспечить полное и постоянное совпадение интересов государства и интересов граждан.

Достижение оптимального состояния гражданского общества возможно через демократизацию всех сфер общественной жизни.

1) Экономической основой гражданского общества выступает многоукладная рыночная экономика, базой которой является частная собственность. В современных условиях различные формы собственности, находясь в равных условиях, конкурируя друг с другом, создают экономический фундамент гражданского общества. Негосударственные предприятия, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, ассоциации кооперативов и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности – основа экономической сферы гражданского общества, которая гарантирует экономические права граждан.

2) Социальной основой гражданского общества является так называемый «средний слой», который в демократических странах составляет до 60% населения (в России этот слой составляет от 3,5 до 12%). К среднему слою относят научных и научно-технических работников, менеджеров, администраторов среднего уровня, интеллигенцию, фермеров, мелких владельцев, рабочих высокой квалификации, работников сферы услуг. Главные признаки среднего слоя – доход, образ жизни, общественный престиж. Они, как правило, работают по найму, владеют профессиональными знаниями, создают своим трудом прибавочную стоимость.

3) Политической основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций, ассоциаций и других групп населения по интересам, органы общественного самоуправления граждан. Важную роль играет также общественное мнение, негосударственные СМИ, семья, благотворительные фонды, творческие союзы, спортивные общества, религиозные объединения граждан и т.д.

4) Духовную основу гражданского общества составляет плюрализм в области идеологии, свобода совести, мысли, слова, реальные возможности публично высказать своё мнение.

5) Правовая основа определяет важнейшее требование гражданского общества государству – обеспечить правовыми методами социальную справедливость, защищённость каждого человека. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что гражданское общество функционирует в странах Западной Европы, США, где поощрялась активность самой личности, формировалось демократическое общество. Элементы гражданского общества будут постепенно формироваться в странах СНГ и в Беларуси, но вполне естественно, что предстоит ещё длительный путь его развития и совершенствования. Гражданское общество может существовать лишь в условиях правового государства.

Гражданское общество, несмотря на все свои достоинства, несет в себе и проблемы. В частности, широкая возможность высказывать свое мнение и не подчиняться принятым нормам в идеале может быть и создает сознательного человека и гражданина, но в реальности возможность исповедовать свои идеалы может обернуться крахом гражданского общества. Например, эмигранты из стран Азии и Африки, проживающие в западных странах, социализируются только для комфортного существования. Они не переносят западные традиции на свой уклад жизни и самосознание. Количество европейских автохтонов сокращается, так как гражданское общество дает возможность женщине делать карьеру, что откладывает возможность создания полноценной семьи. Эмигранты же с восточной ментальностью традиционно имеют большие семьи. Таким образом, в западных странах постепенно увеличивается процент незападного населения, это в конечном итоге может привести к тому, что носителей восточного менталитета станет больше, чем коренных европейцев. Идеалы гражданского общества останутся ценностью лишь для меньшинства, которое может быть оттеснено от решения различных политических вопросов, поскольку в восточной культуре меньшинство не имеет таких шансов быть услышанным, как в западной. Таким образом, несмотря на все преимущества, в гражданском обществе заложен принцип саморазрушения, который в определенных условиях может активизироваться.

Правовое государство – это государство, в котором закон ставится превыше всего, то есть каждый человек независимо от статуса, ограничен в своих действиях общепринятым законом, который призван защищать свободу личности, и обязывает власть подчиняться воле суверенного народа.

Верховенство закона имеет древние исторические корни. Закон есть комплекс общепризнанных, формально оформленных, гарантированных государством норм, т.е. норм поведения общего характера, которые служат регулятором общественных отношений. Закон – это средство организации власти в государстве. Посредством правовых норм государственная власть осуществляет возложенные на нее функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

Свойства правового государства:

  • конституционный режим правления;
  • развитая правовая система, в которой отсутствуют противоречия;
  • эффективный контроль политики и власти в целом.

Правовое государство должно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику в рамках Государственной конституции По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и международных законов. Функциональность государственных органов и всех высокопоставленных должностных лиц связана с правовыми нормами, и их деятельность подчинена им. Суть правового государства определяет правовое равенство всех граждан, ставит права человека превыше закона государства, закрепляет суверенитет гражданского общества.

Признаки правового государства

В теории правового государства принято выделять следующие признаки, отличающие правовое государство от других:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Суверенитет народа, законно-правовое регулирование государственного суверенитета. То есть, народ – это и есть власть, государственный суверенитет имеет свойства представителя своего народа.
  2. Верховенство закона - это нормы, которые выражают правовые нормы принципов общества. Конституция государства обладает наивысшей обязательной силой. Закон не подлежит отмене или изменению. В демократическом правовом государстве закон соответствует праву, закон должен быть гуманным, справедливым и представлять права человека.
  3. Всеобщность права – это связь права с государством и его органами власти. Таким образом, государство не вправе нарушать законы, им созданные. Все государственные органы и лица, представляющие государство, обязаны действовать строго во исполнение законов.
  4. Взаимная ответственность государства и общества. Государство и должностные лица, как представители этого государства несут ответственность перед гражданским обществом, сам гражданин ответственен перед государством. Общество соглашается на определенные государством ограничения и обязуется им подчиняться, государство обязуется соблюдать права личности, гарантируя обществу достойные условия жизни. Правовое государство стремится оградить гражданина от государственного террора, гарантирует индивидуальную свободу.
  5. Разделение властей. Основой разделения власти является самостоятельность, независимость, определенное разграничение компетенций трех властей, обязательное существование системы сдержек и противовесов, которая помогает ограничивать каждой ветви власти друг друга, присутствие определенного верховенства законодательной власти, законные решения которой обязательны для всех.
  6. Неприкосновенность свободы личности. Защита прав, чести, достоинства личности - одна из основ правового государства. Признание прав и свобод человека и гражданина, обязывает государство гарантировать защиту всех прав и свобод личности, которые принадлежат ему от рождения.
  7. Эффективные формы контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Правовое государство обязуется обеспечить существование действенной и развитой системы судебных органов.

Правовое государство способствовало расширению свободы индивида и общества в целом. Основой правового государства является формальное, правовое равенство, которое не учитывает проблемы фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому правовое государство невозможно без развития социальной политики в государстве.

Теория социального государства

Социальное государство – это государство, которое стремится обеспечить достойные условия для жизни для всех членов гражданского общества, удовлетворяющие материальные и духовные потребности, социальную защищенность. Осуществление этих условий достигается с помощью перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных слоев общества, проведения эффективной политики занятости, обеспечение охраны труда, развития доступного образования, здравоохранения и др.

Социальное государство реализует свои цели в форме правовой государственности, стремясь расширить права и свободы граждан, достигнуть большей социальной справедливости, сгладить социальное неравенство.

Для конституционного фактического закрепления правового, социального статуса необходимы: политическая воля, соответствующие политические реформы, создание социально-экономической базы.

Гражданское общество

Правовое государство формируется на основе развитого гражданского общества.

Гражданское общество – это совокупность независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации индивидов или коллективов.

По своей структуре гражданское общество имеет сложное строение, включая в себя различные общественные институты (экономические, духовные, религиозные, этнические, семейные), не контролируемые государством. Гражданское общество охватывает частную жизнь населения, традиции народа, нравы, обычаи и др.

Потребности индивидов и групп гражданского общества осуществляются через институты семьи, церковь, политические партии, профессиональные и различные творческие объединения, кооперативы. В гражданском обществе, преобладают горизонтальные связи в отличие от горизонтальных связей государственных структур.

Гражданское общество формируется в основном снизу, неожиданно, как результат раскрепощения индивидов, которые готовы нести хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество неделимо связано с государством. Гражданское общество является сферой для реализации индивидуальных интересов и потребностей. Государство является представителем воли всего призвано обеспечить консенсус по основным вопросам общественно-политической жизни.

Саморазвивающееся гражданское общество, испытывает постоянное давление со стороны государства. Неразвитость гражданского общества провоцирует государство к узурпации его прав и присвоению себе функций гражданского общества.

Гражданское общество – это совокупность самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов.

Под гражданским обществом понимаются все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. Понятие гражданского общества длительное время проходило эволюцию. Так, Джон Локк рассматривает гражданское общество с либеральной точки зрения, как отражение уровня исторического развития человечества. Гегель придерживался позитивно-либеральной трактовки, утверждая, что гражданское общество основано на частной собственности, а движущей силой прогресса является государство, которое способно обеспечить справедливость, защитить человека от случайности, реализовать всю общность интересов.

Марксистская концепция, которой придерживались Карл Маркс и Фридрих Энгельс, представляет собой понятие гражданского общества как фундамента человеческого существования. Жизнедеятельность индивидов при этом рассматривалась в качестве решающего фактора исторического развития.

Гражданское общество характеризуется следующими признаками:

  • Наличие экономической свободы и частной собственности.
  • Наличие социальной стабильности гарантий.
  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
  • Наличие самоуправляемости, гражданской активности со стороны общества.
  • Существование конкуренции мнений, плюрализма.
  • Толерантность и открытость, легитимность власти.
  • Наличие правового государства, в котором имеются действующие нормативно правовые акты, подробно регламентирующие существующие общественные отношения.

Функции гражданского общества заключаются в том, что оно побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивая социализацию и воспитание граждан. Кроме того, общество должно защищать граждан и объединения от незаконного вмешательства в их деятельность, причем не только со стороны преступного контингента, но и со стороны государства в принципе. Гражданское общество также способствует формированию демократических органов государственной власти, оказывая развитие на всю политическую систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимоотношения между обществом и государством зависят от того типа политического режима, который установился на данный момент времени. Так, при тоталитарном режиме государство контролирует все сферы жизнедеятельности человека, практически не оставляя пространство для свободного существования гражданского общества. В данный момент гражданское общество существует. При авторитарном режиме гражданское общество находится в более свободном состоянии, однако не развито до конца, свобода слова не присутствует. Демократический режим создает условия для свободного функционирования и развития зрелого гражданского общества, а также для развития правового государства.

Рисунок 1. Гражданское общество и государство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Связь гражданского общества и правового государства

Для существования гражданского общества необходимо наличие правового государства. Это означает, что все общественные отношения в данном государстве должны быть урегулированы нормами действующего законодательства. Так, нормативно-правовой акт регламентирует практически все сферы жизнедеятельности людей, в том числе и самые незначительные. Это делается для того, чтобы в случае возникновения споров можно было максимально быстро их разрешить.

Законодательство в гражданском обществе должно отвечать некоторым признакам. Так, правовое государство характеризуется гуманизмом по отношению к людям, в том числе к лицам, совершающим правонарушения и преступления. Например, в России проявлением гуманизма является введение моратория на смертную казнь как на запрет уголовного наказания.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество характеризуются действием принципа разделения властей. Ветви власти делится на три основных – законодательную, исполнительную, судебную. Законодательная ветвь власти представлена законодательными органами, которые обладают правом законодательной инициативы. Исполнительная ветвь власти реализует нормативно-правовые акты, которые существуют на территории государства. Судебная ветвь власти следит за тем, чтобы все субъекты гражданского общества соблюдали нормы действующего законодательства, а в случае выявления нарушителей – следуют санкции по отношению к ним. Все ветви власти находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, при развитом гражданском обществе они характеризуются независимостью.

Система сдержек и противовесов

Разделение власти характеризуется наличием принципа сдержек и противовесов. Так, законодательная власть, которая избирается всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть занимается реализацией законов, а судебная власти является стержнем формирования правовой системы. Воплощение идей сдержек и противовесов нашло отражение в труде американского государственного деятеля Д. Мэдисона. Он представил данную систему в виде схемы, в которой сила каждой из 3 ветвей власти уравновешивая другую, становится относительно равной, чтобы удержать две другие ветви власти от злоупотреблений. Данный механизм сдержек и противовесов до сих пор существует во многих странах. В качестве механизма сдержек и противовесов также называют частное частичное совпадение полномочий трех ветвей власти.

По мнению некоторых ученых-правоведов, существует должность, которая не относится ни к одной из ветвей власти. В России – это Президент РФ. По мнению специалистов, Президент не относится ни к одной из ветвей власти, не реализует ни исполнительную, ни законодательную, не судебную власть. Некоторые даже называют его четвертой ветвью власти в силу сильного влияния на ряд законодательных и исполнительных субъектов.

Гражданское общество – это система демократически установленных и гарантированных ценностей, подразумевающая право индивидов добровольно объединяться в общественные объединения и организации для открытого свободного самовыражения вне прямого государственного вмешательства в социально-экономической, религиозной, семейной, культурной и иных сферах общественной жизни.

Понятие и значение гражданского общества

Прежде всего следует отметить, что категория гражданского общества, которая активно используется как в теории государства и права, так и в законодательстве и государственно-правовой практике, является дискуссионной, единого подхода к ее определению не сформировано.

В самом общем виде гражданское общество можно определить как уровень развития общества, его состояние, при котором личность воспринимается как высшая ценность, что, в свою очередь, позволяет индивидуумам объединяться для реализации своих прав в семейной, религиозной, социальной, экономической, культурной и иных сферах общественной жизни без прямого вмешательства государственной власти.

Другими словами, гражданское общество возникает там, где личности гарантированы наиболее полно ее права и свободы, в том числе право объединяться для свободного выражения и реализации своей позиции в культурной, семейной, социально-экономической и иной сферах общественной жизни.

Отсюда к условиям становления и развития гражданского общества следует отнести:

  • правовое государство, то есть такое государственное устройство, в котором законодательно закреплен правовой статус личности, ее приоритет в системе государственного управления, а деятельность системы государственного управления подчинена закону;
  • независимость индивида с экономической точки зрения, в том числе посредством гарантирования ему частной собственности и возможности свободно на равных с другими субъектами реализовывать свои экономические права.

В центре гражданского общества личность и объединение индивидов по политическим, культурным, экономическим и иным интересам, морально-нравственным ориентациям. Эти субъекты общественной жизни, реализуя свои интересы, определяют общественные отношения.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие и значение правового государства

Категория правового государства характеризует такое государственное устройство, при котором должностные лица и органы государственного управления ограничены в своих деятельности и функционировании волей народа, зафиксированной в законе, и приоритетом обеспечения прав личности.

Иными словами, правовое государство предполагает, что в центре государственной системы управления стоит личность, ее права и свободы. Система государственного управления функционирует для обеспечения прав и свобод личности и в своей деятельности подчиняется демократическим по процедуре принятия и содержанию законам.

Таким образом, к ключевым характеристикам правового государства следует отнести:

  • верховенство закона во всех сферах жизни общества. Государственная система учреждается и функционирует в соответствии с законом. При этом важно подчеркнуть, что правовое государство предполагает соблюдение и уважение законов не только со стороны представителей системы государственного управления, но и со стороны общества и личности;
  • гарантированная законом развитая система прав и свобод личности. Правовое государство требует подчинения государства не просто закону, но закону, который определяет в качестве главной задачи функционирования системы государственного управления всестороннее гарантирование и соблюдение прав личности;
  • наличие реальных механизмов обеспечения защиты прав и свобод личности.

Понятие и значение социального государства

Социальное государство предполагает такую модель организации государственного устройства, при которой обеспечивается перераспределение материальных благ на основе принципа социальной справедливости для того чтобы обеспечить каждому члену общества достойный уровень жизни.

Другими словами, политика социального государства предполагает поддержку социально уязвимых и нуждающихся слоев населения за счет наиболее обеспеченных слоев населения.

При этом политика социального государства не строится исключительно на прямых мерах поддержки: политика социального государства направлена на формирование благоприятной социально-экономической среды для эффективного развития личности, позволяющей использовать собственные права и свободы для обеспечения благосостояния. Это значит, что государство оказывает целенаправленное воздействие на занятость, обеспечение жильем, медицинскую помощь, обеспечения образования и пр.

Характеристика связи гражданского общества с правовым социальным государством

Связь гражданского общества с правовым социальным государством выражается в общности природы указанных государственно-правовых явлений. Эти категории выступают характеристиками развитого типа демократического государства.

Иными словами, подлинно гражданское общество и правовое социальное государство возможны только там, где:

  • государственное устройство определяется демократическими принципами, личность, ее права и свободы выступают приоритетом деятельности должностных лиц и органов государственного управления;
  • во взаимоотношениях общества и государства личность играет центральную роль, законодательство фиксирует правовой статус личности наиболее полно, предусматривает эффективные инструменты защиты и восстановления прав;
  • деятельность система государственного управления подчиняется закону.

В свою очередь, государство берет на себя социальные обязательства по обеспечению благосостояния всего населения, в том числе социально уязвимых и нуждающихся слоев посредством перераспределения материальных ресурсов. Указанное возможно только в условиях демократического политического устройства и правового государства.

Гражданское общество формируется там, где гарантированы права и свободы личности, деятельность государственного механизма подчинена закону: свободные независимые личности объединяются для эффективной реализации собственных интересов в конкретной сфере общественной жизни без вмешательства государственной власти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: