Как подразделяются суда по назначению

Обновлено: 28.04.2024

Судно является сложным инженерным сооружением, способным устойчиво держаться на воде и перемещаться в заданном направлении с определенной скоростью.

Устройство судна как инженерного сооружения определяется конструкцией его корпуса и рациональным размещением внутри него различных механизмов, оборудования и грузов, а также жилых и служебных помещений.

Все суда в зависимости от их целевого назначения подразделяют на две основные группы: военные суда, или корабли, входящие в состав военно-морского флота, и гражданские суда, предназначенные для транспортных и производственных целей. В свою очередь гражданские суда классифицируют:
По типу главного двигателя — пароходы (главный двигатель — паровая поршневая машина); теплоходы (главный двигатель — двигатель внутреннего сгорания); турбоходы (главный двигатель — паротурбинная установка); газотурбоходы (главный двигатель—газотурбинная установка); турбоэлектроходы и дизель-электроходы (главный двигатель — турбина или дизель, приводящие в движение электрогенератор, электрическая энергия которого передается на гребной электродвигатель); атомоходы (источник тепловой энергии — атомный реактор).

По роду движителя — парусные; колесные (речные и озерные); винтовые (речные, озерные и морские одно-, двух-, трех- и четырехвинтовые суда); со специальными движителями (крыльчатыми, водометными, роторными и др.).

По роду движения по воде — плавающие (водоизмещающие и подводные); глиссирующие (скользящие по поверхности воды); плавающие на подводных крыльях (корпус судна во время движения находится над водой, а под водой оказываются только несущие плоскости-крылья) и на воздушной подушке (между днищем судна и поверхностью воды нагнетается под большим давлением воздух, который поддерживает судно над водой во время его движения).

По конструктивному оформлению — по числу палуб (одно-, двух- и трехпалубные); количеству и расположению надстроек;
форме форштевня; форме и конструкции кормы; количеству и размерам грузовых трюмов; месту расположения машинного отделения и т. д.

Корабли военно-морского флота в зависимости от их назначения подразделяются на боевые и вспомогательные (нефтеналивные, ремонтные, плавучие госпитали, плавбазы и т. д.).

Для морского флота характерно большое разнообразие судов, кото­рые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.

Чтобы лучше разобраться в боль­шом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т.п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а так­же по некоторым другим особенно­стям и признакам.

По назначению, т.е. по роду вы­полняемой службы, суда можно раз­делить на следующие классы и группы.

Транспортные суда.

  • Общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке;
  • Специализированные су­да для перевозки одного определен­ного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы;
  • Многоцелевые, обеспе­чивающие перегрузку разными спо­собами, например крановым и доковым;
  • Универсальные для перевозки любых различных грузов, в том чис­ле опасных, рефрижераторных, кон­тейнеров;
  • Суда двойной специализа­ции для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы.

Паромы — для перевозки транспортных средств и пассажиров, лихтеры — несамоход­ные грузовые суда.

  • Танкеры;
  • Газовозы;
  • Химовозы;
  • Виновозы.

Служебно-вспомогательные суда. К ним относятся буксиры, ледоколь лоцманские и разъездные катера.

Суда технического флота. Это дно углубительные снаряды, землечер палки, землесосы, грунтоотвозные шаланды.

Суда специального назначения. К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщию льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.

Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнерыПромысловые суда тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т.п.

По району плавания морские суда Регистр СССР делит на группы:

  • Суда неограниченного плавания суда ограниченного плавания;
  • I — свободное плавание в закрытых морях или в открытых с удалением от порта-убежища до 200 миль;
  • Суда ограниченного плавания II — плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;
  • Суда ограниченного плавания СП — плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в от­крытых морях до 50 миль, а в закры­тых до 100 миль;
  • Суда ограниченного плавания III— прибрежное, рейдовое и портовое плавание.

По материалу корпуса суда клас­сифицируются на стальные, желе­зобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых спла­вов.

По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:

  • Пароходы с паровой машиной;
  • Турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах);
  • Теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
  • Электроходы с главными электро­двигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем, дизель-электроходы или турбиной — турбоэлектроходы;
  • Атомоходы с атомной СЭУ.

По роду движителя, суда де­лятся на гребные, парусные, колес­ные, винтовые, с крыльчатым дви­жителем, с водометным движите­лем.



Рис. 1 Архитектурные типы судов

По глубине погружения суда бы­вают:

  • Водоизмещающие (обычного типа);
  • Глиссирующие;
  • На подводных крыльях (СПК);
  • На воздушной по­душке (СВП);
  • Экранопланы.

Архитектурные типы судов разли­чают в зависимости от количества и расположения надстроек:

  • Гладко­палубное судно (рис. 1, а) — на верхней палубе имеет только рубку;
  • Трехостровное судно (рис. 1, б) — носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки;
  • Двух­островное судно (рис. 1, в) — не имеет средней надстройки;
  • Судно с удлиненным баком (рис. 1, г) — средняя надстройка сливается с ба­ком;
  • Судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) — средняя надстройка сливается с ютом.

Конструктивные типы судов опре­деляются прочностью корпуса, в за­висимости от чего различают: полно­наборные суда, или суда с мини­мальным надводным бортом, имею­щие наименьший допустимый над­водный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; не полнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для перевозки легких грузов и пассажиров. При полной загрузке такие суда име­ют осадку меньше предельной, а над­водный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэто­му размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В резуль­тате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.

Рекомендуется к прочтению: Служебно-вспомогательные суда Транспортные суда












Классификация судов по Российскому речному регистру

Российский речной регистр — это специальное автономное учреждение (федеральное), которое было основано ещё в 1913 году. Деятельность данного регистра заключается в оказании всевозможных услуг:

  • Обеспечение полной безопасности при плавании судов любого типа;
  • Охрана жизни не только перевозимых пассажиров, но и всего квалификационного экипажа;
  • Ответственность за сохранность всех грузов;
  • Экологические основы безопасности на всех объектах.

Имеется несколько видов классификаций речных судов. Каждая классификация содержит свои особенности и нюансы. Классификация по классу речного судна
Подразделение всего речного транспорта на 5 специальных классов:

ХарактеристикаКласс речного судна
М-СП (лед)М (лед)О (лед)Р (лед)Л (лед)
Высота волны3,5 м3,0 м2,0 м1,2 м0,6 м
Сплоченность льда6 баллов6 баллов5 баллов4 балла3 балла
Толщина льда0,4 м0,3 м0,2 м0,1 м0,05 м

Первый класс — это водный транспорт, который может передвигаться в речных бассейнах (разрядности «М»), не имеет никаких противопоказаний или ограничений по погодным условиям. Второй класс — это все суда, которые имеют смешанный тип плавания, могут ходить не только в реках, но и в морях. Третий класс — это водный транспорт, который используется в речных бассейнах (разрядности «О»), не имеет никаких противопоказаний и ограничений по погодным условиям. Четвёртый класс — это суда, передвигающиеся исключительно по рекам. Пятый класс — это все суда, передвигающиеся в мелких реках или на мелководье.
Классификация судов по принципу поддержания на воде

Выделяют 2 принципа — это гидродинамический и гидростатический. Если это гидродинамика, то водный транспорт подразделяется:

  • на воздушных подушках (скеговых);
  • на воздушных подушках (амфибиях);
  • на крыльях подводного типа;
  • глиссирующие (пассажирского назначения).

Если же это гидростатика, то здесь имеются следующие виды водных транспортных средств:

  • водоизмещающего типа (среди них выделяются двухкорпусные суда катамараны);
  • на каверной воздушке.

Классификация по принципу движения на водной глади
подразделяет на 3 группы:

  • самоходные речного типа;
  • несамоходные речного типа (перемещаются буксирами-толкачами);
  • стоечные (или просто плавучие дома, понтоны).

Самоходные — имеют специальный двигатель (установку для движения). Несамоходные — перемещаются с помощью буксиров. Стоечные — значит стоячие на воде, они никуда не передвигаются.
Классификация судов по району плавания

Здесь выделяют те суда, которые передвигаются исключительно в пределах:

  • внутреннее плавание;
  • смешанное плавание;
  • морское плавание.

Внутреннее плавание — означает лишь то, что данные суда не могут выходить в морские бассейны. Морское плавание, наоборот, говорит о том, что данный водный транспорт не может заходить в реки и каналы. А смешанное плавание — это универсальные суда, передвигающиеся по морям и рекам.
Классификация судов по типу двигателей

выделяет всего 2 группы:

  • речные теплоходы;
  • речные дизель-электроходы.

Здесь тоже все достаточно просто. Теплоходы оснащены двигателем, который работает от внутреннего сгорания топлива. А электроходы оснащены специальными винтами, приводящимися в движение двигателем, работающем на электричестве.
Классификация судов по роду движителя

  • на воздушной подушке;
  • винтовые;
  • колесные;
  • водометные;
  • с крыльчатыми движителями.

Классификация судов по материалу изготовления корпуса

  • металлические;
  • стеклопластиковые;
  • деревянные;
  • железобетонные.

Классификация судов по назначению
– основной отличительный признак

1. Транспортные речные. Служат для перевозки пассажиров и грузов. Подразделяются на:

  • Пассажирские (туристские, паромы, плавучие дома);
  • Грузовые (сухогрузные и наливные: самоходные и несамоходные);
  • Буксирные (толкачи-буксиры).

Пассажирские суда можно увидеть ежедневно в тех городах, где имеются реки. Так, выделяют круизный, прогулочный и экскурсионный водный транспорт. Все зависит лишь от того, какой вид услуги оказывается населению. Кроме этого, есть ещё и паромы, которые нужны для перевозки людей, грузов и автомобилей через водные препятствия. Выделяют плавучие дома, но на территории Российской Федерации они мало распространены.
Посмотрите наши проекты пассажирского речного транспорта:

  • Теплоход двухъярусный
  • Теплоход однопалубный

Второй тип назначения — это грузоперевозки. Здесь достаточно много разновидностей судов. Распространены суда либо открытого, либо закрытого типа. Контейнеровозы, рефрижераторы, автомобилевозы и др. Все зависит от того, какая категория груза будет перевозиться, все это самоходные грузовые суда. Также выделяют несамоходные грузовые суда. К ним относятся: сухогрузы открытого и закрытого типа, баржи различного назначения (тентовые, бункерные и площадки).
Посмотрите наш проект баржи-площадки несамоходной.

2. Суда технического флота. Служат для технического обслуживания транспортного флота, обеспечения судоходных условий, добывания строительных материалов.

  • Вспомогательные (портовые буксиры, бункеровщики топливом, служебно-разъездные катера и др.);
  • Обслуживающие (шаланды, плав-краны, плав-доки, кренователи, средства буксировки, мусоросборщики и др.);
  • Земснаряды;

Их значение заключается в том, чтобы разрабатывать различные грунты гравийного или песчаного состава. Видов таких судов достаточно много. Выделяют: снаряд для углубления дна, многочерпаковый снаряд для углубления дна, одночерпаковый штанговый снаряд для углубления дна, грейферный и скалодробильный снаряд, выправительный агрегат. Посмотрите наши проекты: земснаряд электрический, земснаряд дизель-электрический.

  • Обстановочные (катер бонопостановщик, буевница, промерное, тральное, экологическое, многофункциональное обстановочное судно);
  • Специальные суда (плавучая гостиница, дебаркадер, несамоходный понтон, брандвахты и др.).

Среди специальных судов можно встретить плавучие гостиницы. Они эксплуатируется исключительно у береговой линии, предназначены для использования в туристических целях.
Посмотрите наш проект плавучей гостиницы.

Обращайтесь, разработаем любой проект судна в соответствии с классификацией по Российскому речному регистру!


Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на:

  • грузовые
  • пассажирские
  • специальные транспортные суда

Грузовые суда

Грузовые суда разделяют на:

Сухогрузные суда

Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса. Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один-два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн, 30 и 200 тонн. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм — для удобства погрузочно-разгрузочных работ.

  • сухогрузные суда для перевозки генеральных грузов — являются наиболее распространенным типом судов. Как следует из названия эти суда перевозят штучные грузы помещенные в мешки, ящики, бочки.
  • суда для перевозки навалочных грузов(балкеры, лэйкеры, суда BIBO) предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрений, строительных материалов, зерна и то прочее. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспорта. Некоторые из балкеров могут иметь двойное назначение, например, в одном направлении перевозят руду, а обратно — нефть (нефтерудовозы). Лэйкеры (озерные суда) — саморазгружающиеся балкеры грузоподъемностью от 20 000 до 30 000 тонн, курсирующие по Великим озерам, за что и получили название «Lakers» (озерные суда). Суда BIBO(Bulk-in-Bags-out), дословно обозначает «балк грузим, мешки выгружаем». Иными словами это плавучий завод по мешкованию навалочных грузов.
  • контейнерные суда (контейнеровозы, лихтеровозы) предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Благодаря тому, что в грузовые трюмы этих судов укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнеровозах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Лихтеровозы предназначены для перевозки специальных барж — лихтеров. Часто используются там, где большие суда не могут подойти к причалу из-за недостаточной глубины или по другой причине. Лихтеры снимаются с судна и транспортируются к берегу с помощью буксиров.
  • рефрижераторные суда (риферы) предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
  • трейлерные суда (ролкеры) служат для перевозки грузов, находящихся в автоприцепах. Груз, размещенный на колесных прицепах (трейлерах), можно погрузить (выгрузить), вкатывая (выкатывая) на судно и обратно в течение короткого времени.
  • лесовозы предназначены для перевозки лесных грузов — круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием — независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес.
  • суда для перевозки автомобилей (автомобилевозы)подходят для перевозки колесной техники: автомобилей, грузовиков, спецтехники или грузов на прицепах. Оборудованы рампами и множеством палуб с разметкой для парковки.
  • суда для перевозки скота (скотовозы) предназначены для транспортировки животных двух видов: овец и крупного рогатого скота. Данные суда имеют хорошую вентиляцию, обширное водоснабжение, систему для удаления продуктов жизнедеятельности животных и систему подачи фуража.

Наливные суда

  • танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов. Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами. Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами.
  • газовозы это специализированная разновидность танкеров. Предназначены для перевозки сжиженных природных газов (СПГ) и сжиженных нефтяных газов (СНГ), выделяющихся при добыче нефти — метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, являющиеся превосходным топливом и ценным сырьем для химической промышленности, перевозят в сжиженном состоянии, в охлажденном состоянии (в изолированных цистернах) или под давлением.
  • суда для перевозки химикалиев (химовозы). Химические танкеры предназначены для перевозки химикатов: чрезвычайно опасных масел (IMO 1) и для перевозки пищевых (растительных) масел и чистых нефтепродуктов (IMO 2, IMO 3).
  • суда для перевозки прочих жидких грузов (битумовозы) небольшие танкеры, пригодные для перевозки асфальта/битума. Основные характеристики танкеров-химовозов поддержание высоких температур до 200 градусов.

Пассажирские суда

Пассажирские суда — суда, предназначенные для перевозки пассажиров. Иногда пассажирские каюты предусматривают и на обычных грузовых судах, но пассажирским судно считается в том случае, если оно берет на борт более 12 пассажиров. Если же на таком судне принятый груз составляет более 40 процентов от общей грузоподъемности, то судно называют грузопассажирским.

Суда для обслуживания регулярных пассажирских линий

Это пассажирские суда, совершающие рейсы между заданными портами по определенному расписанию. Особый интерес здесь представляют трансокеанские пассажирские лайнеры, рассчитанные на 2000-5000 пассажиров водоизмещением до 100 000 тонн и скоростью хода 30 узлов.

Суда для туристских путешествий

Речные пассажирские суда обслуживающие регулярные линии или используемые для речных прогулок размещают на борту до 600 пассажиров и имеют скорость хода около 27 км/час.

На современных океанских пассажирских судах всем пассажирам предоставляют одно-, двух-, трех-, четырехместные каюты или пентхаусы со всеми удобствами. Для отдыха и развлечений пассажиров имеются салоны, комнаты игр, спортивные залы, плавательные бассейны, рестораны, кафе, тематические клубы и прочее.

Отличительной особенностью крупных пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, и многоярусной развитой надстройке. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности плавания — спасательным средствам, противопожарным мероприятиям, обеспечению непотопляемости. Практически все пассажирские суда оборудуются успокоителями качки.

Специальные транспортные суда

К специальным транспортным судам относятся:

  • паромы (железнодорожные паромы, автомобильно-пассажирские паромы, пассажирские паромы)
  • суда-тяжеловозы
  • транспортные буксиры
  • буксиры-толкачи

Паромы

Паромы бывают железнодорожные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухопутные дорожные артерии. Кроме того, широкое распространение получили автомобильно-пассажирские паромы — для морских путешествий. Внешне морские паромы схожи с пассажирскими судами и отличаются наличием специальных грузовых палуб. Пассажирские помещения, включающие сидячие и спальные места в зависимости от длительности рейса, а также салоны, бары, рестораны на судах-паромах располагают в надстройке. Паромы имеют успокоители качки и подруливающие устройства для обеспечения хорошей маневренности при швартовках.

Суда-тяжеловозы

Суда-тяжеловозы предназначены для транспортировки сверхтяжелых и негабаритных грузов. Для погрузки (отгрузки) огромных грузов суда большой грузоподъемности используют собственную конструктивную особенность — платформа для приема груза погружается под воду до 21 м, надстройка при этом остается над поверхностью воды, буксиры подтягивают негабаритное сооружение и удерживают его над платформой, пока тяжеловесное судно не поднимется над ватерлинией. После этого осуществляется доставка в пункт назначения. Такой принцип погрузки дал судам-тяжеловозам более распространенное название — полупогружные суда.

Транспортные буксиры

Служат движущим средством для самоходных и несамоходных судов, в основном на внутренних водных путях, где грузы перевозят на баржах, лихтерах, секционных составах и прочее.

Буксиры-толкачи

Буксиры-толкачи осуществляют движение несамоходных судов методом толкания и буксировки.

Типы моторных яхт и катеров

Существует много различных типов моторных яхт — от маломерных лодок до мега-яхт, с огромным разнообразием форм корпуса и широким выбором судовых установок. Иногда их называют моторными лодками или супер яхтами, и объединяет их наличие какого-либо мотора или силовой установки используемого для движения. В этой публикации мы рассмотрим основные типы моторных яхт и катеров.

Классификация наливных танкеров по дедвейту

Классификация наливных танкеров по дедвейту

Классификация наливных танкеров по шкале AFRA, по торговой шкале (Flexible market scale). История возникновения классификации наливных танкеров.

Классификация речных судов

Классификация речных судов

Большая сеть рек и каналов способствовала развитию речного флота как основного вида транспорта. На сегодняшний день речные суда осуществляют перевозки пассажиров и грузов по рекам и озерам, в состав которых входят грузовые самоходные суда, буксиры-толкачи, несамоходные шаланды, баржи, пассажирские теплоходы и вспомогательные суда. В данной публикации читателю будет представлена расширенная классификация речных судов, которая не имеет различий ни в отечественном, ни зарубежном судостроении.

Классификация военных кораблей

Классификация военных кораблей

Современные боевые корабли это прямые потомки кораблей сражавшихся в Первой и Второй мировой войне, но технический прогресс развивается так быстро, что сейчас мы видим уже четвертое поколение военных кораблей построенных после 1945 года. Прогнозы о ненужности кораблей в ядерную эпоху оказались полностью несостоятельными. Сегодня на вооружении мировых флотов состоят сверхмощные авианосцы, ракетные крейсеры, эсминцы и другие типы кораблей.

Постсоветская классификация военных кораблей

Постсоветская классификация военных кораблей

Военный корабль это корабль, принадлежащий вооруженным силам государства, имеет внешние опознавательные знаки государственной принадлежности, находится под командованием офицера, состоящий на службе своего государства, а также укомплектован экипажем, который подчиняется регулярной дисциплине. Военный корабль, находящийся под флагом своего государства, имеет суверенитет, гарантирующий от вмешательства официальных лиц иного государства. Военные корабли являются собственностью страны, и где бы они не находились, подчиняются только ее законам.

Классификация судов по назначению

Классификация судов по назначению

Каждое судно создано для выполнения определенной работы: разведки месторождений, добычи полезных ископаемых, исследования океанских глубин, прокладывания кабельных линий и трубопроводов, перевозки различных грузов, обеспечения бесперебойной работы портов, добычи и переработки рыбы, а также предоставления возможности пассажирам увидеть новые страны. В данной публикации представляем общую классификацию судов, основным признаком которой является назначение судна. Все гражданские суда, в зависимости от их назначения, подразделяются на:

Классификация промысловых судов

Классификация промысловых судов

Промысловые суда служат для добычи, переработки и транспортировки рыбы, крабов, морских растений. По назначению промысловые суда подразделяются на:

  • добывающие
  • добывающе-перерабатывающие
  • перерабатывающие
  • обслуживающие

Классификация транспортных судов

Классификация транспортных судов

Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на:

  • грузовые
  • пассажирские
  • специальные транспортные суда

Классификация судов по признакам

Классификация судов по признакам

Морской транспорт играет в экономике любой страны важную роль. Крепнущие и расширяющиеся международные экономические отношения способствуют значительному увеличению грузооборота, большая часть которого выполняется на морских судах, являющихся иногда незаменимым транспортным средством. Для перевозки огромного количества грузов, среди которых ведущее место занимают нефть, газ, сыпучие грузы, лесоматериалы, различное оборудование и механизмы, требуется множество различных типов судов — танкеры, газовозы, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовецкие суда. Классификация судов осуществляется по ряду основных признаков, которые отличают их друг от друга.

По назначению суда делятся на две основные группы: транспортные и технические. Транспортные – это грузовые, пассажирские и буксирные, которые приводят в движение несамоходные плавучие средства. Технические – это плавсредства обеспечивающие безопасность движения по внутренним водным путям, а также лоцманские, плавучие магазины, причалы и понтоны.

Компания ОАО "Белсудопроект" спроектирует речные суда любого назначения (от небольших яхт и катеров для частного пользования, до барж-площадок и земснарядов для технических нужд).
Примеры наших работ смотрите в разделе "Наши проекты".

По способу поддержания на воде

Они бывают следующих разновидностей: на воздушной подушке, на подводных крыльях, глиссирующие с плоским днищем и двухкорпусные катамараны.

По способу передвижения

Бывают самоходные (способные двигаться самостоятельно с помощью силовой установки), несамоходные или буксируемые, и стояночные. К стояночным относятся понтоны, дебаркадеры, то есть все средства, которые стоят без движения.

По району плавания

Плавательные средства двух видов: для внутреннего и смешанного судоходства. Для смешанного плавания применяют суда типа река-море.

По типу двигателя

По типу двигателя бывают модели с двигателем внутреннего сгорания и дизель — электрическим. Атомоходы и парусный флот во внутренних водных путях не применяются.

По типу движителя

По способу движителя плавательные средства бывают винтовые (в качестве движителя используют винт). До сих пор применяются системы с колесными движителями, а также водометные, крыльчатые и воздушные (с воздушной подушкой).

По материалу корпуса

Для самоходных плавсредств корпуса изготавливаются из металла. Катера могут изготавливаться из стеклопластика. Мелкие лодки и карбасы делают из дерева. А стояночные средства: дебаркадеры, плавпричалы изготавливают с железобетонными корпусами.

Технические речные суда – классификация

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЧНЫЕ СУДА

Технический водный речной транспорт предназначен для обеспечения безопасности движения по внутренним водным путям. Условно классифицируются на группы: для техобслуживания портов и транспортного флота, для работ по обеспечению безопасности судоходных путей, для добывания и перевозки строительных материалов, специального назначения.

Кроме того, по назначению выделяют следующие группы: вспомогательные, земснаряды, обслуживающие, суда для обстановки, специальные.

Вспомогательные суда

Они предназначены для обслуживания транспортного флота, обеспечения его безостановочного движения. Для безопасной проводки в опасных для плавания местах применяют лоцманское сопровождение. Доставку лоцмана на борт производят лоцманские катера.

При швартовке в портах в стесненных условиях, а также при отходе от причала используют помощь от портовых и рейдовых буксиров. Противопожарные и спасательные катера применяются при возникновении на борту аварийной ситуации или пожара.

Заправка, снабжение и очистка от грязных вод производится на ходу с помощью специальных судов: очистных станций, бункеровщиков воды и топлива, а для связи с берегом при необходимости, можно вызвать служебно-разъездной катер. Для продления навигации и вскрытия льдов применяют речные ледоколы.

Данный тип используется для обеспечения необходимой глубины судоходного пути для обеспечения безопасного движения. Когда дно реки песчаное или песчано-гравийное, то для работ по дноуглублению применяют землесосные снаряды или землечерпалки. Это могут быть многочерпаковые или одночерпаковые штанговые снаряды, снаряды грейферного типа.

Для разработки скальных грунтов применяют скалодробильные устройства. Для очистки фарватера от нагромождений применяют плавучие краны и русло-выправительные агрегаты.

Обслуживающий флот

Мотозавозни производят переустановку якорей землесосов, а грунтоотвозная шаланда осуществляет перевозку поднятой земснарядов пульпы к месту отвала. Мусоросборщики производят сбор отходов с плавательных средств, а также загрязненных подсланевых вод.

С помощью плавучих перегружателй выполняется выгрузка песка из барж на берег. А при возникновении каких-либо неисправностей, для устранения к борту могут подойти специальные плавмастерские.

Обстановочные суда

Их главная функция – это слежение за глубинами судового хода, установкой буев и бакенов для навигационного ограждения, за гидрологическим состоянием рек. К ним относятся: промерные, тральные, буевницы, специальные катера для постановки буев, лодки для наблюдения за экологической обстановкой водного пути и обстановочные многофункциональные катера.

Специальные технические

К судам специального назначения относятся те, которые должны постоянно стоять у берега, служить как причалы, для удовлетворения хозяйственных потребностей. К ним относятся: дебаркадеры и плавучие причалы, брандвахты для отдыха экипажа земснарядов, плавучие гостиницы, где все оборудовано для приема гостей. Для обслуживания проходящего грузового водного транспорта используются плавмагазины, а для перевоза крупногабаритных грузов несамоходные понтоны.

Транспортные речные суда – классификация

ТРАНСПОРТНЫЕ РЕЧНЫЕ СУДА


ТРАНСПОРТНЫЙ РЕЧНОЙ ФЛОТ

Транспортный флот это основа всего речного транспорта, он предназначен для перевозки грузов и пассажиров. Немалый объем в общем грузообороте занимают пассажирские перевозки.

Пассажирский водный транспорт

В зависимости от назначения и продолжительности поездки пассажирские суда классифицируют на 4 группы: для длительных поездок, для пригородных, для местных и для передвижения внутри города.

К пассажирскому транспорту относятся также паромы и плавучие дома. Паромы используют в тех местах, где нет мостов. Они предназначены для транзита пассажиров, автомобилей и прочего багажа с одного берега на другой. Транспортные средства размещаются на палубе, а пассажиры в надстройке.

Грузовой водный транспорт

Грузовой флот осуществляет основную транспортировку на внутренних водных путях и с выходом в море, для речного транспорта со смешанным районом плавания. Речной транспорт производит перевоз наливных (танкера) и других грузов (сухогрузные), на самоходных и несамоходных (баржах) транспортных средствах.

Сухогрузные самоходные суда или грузовые теплоходы

Теплоходы применяются для транспортировки леса, различных насыпных материалов: уголь, цемент, зерно, строительные материалы. Немалую долю в общем объеме перевозок составляют штучные вещи: автомобили, контейнеры, различные станки и оборудование машиностроительной отрасли и многое другое.

Грузовые трюмы могут закрываться специальными люками или быть открытыми. Теплоходы с открытыми трюмами применяют для транзита грузов не боящихся намокания.

Для уменьшения времени стоянки во время разгрузки применяют теплоходы-площадки. Они не имеют трюмов, а весь груз размещается на грузовой палубе.

Для транспортировки скоропортящихся продуктов используют теплоходы с закрытыми трюмами, оборудованные рефрижераторными установками. Они способны поддерживать в течение рейса определенную температуру, обеспечивающую сохранность.

Кроме того для перевоза некоторых вещей применяют теплоходы специального назначения: автомобилевозы, контейнеровозы и цементовозы.

Несамоходные сухогрузные суда, баржи

Грузоподъемность такого транспорта от 200 до 4500 тонн. По оснащению грузовых трюмов они могут быть открытого и закрытого типа. Широко используются баржи площадки и баржи тентового типа. Для уменьшения стоимости перевоза, они формируются в секционный состав и буксируются одним буксиром толкачем.

Еще один вид, это саморазгружающие баржи, их выгрузка производится способом кренования. Бункерные баржи используются для транспортировки леса, а также песка и гравия, который добывается со дна рек. Помещений для экипажа на них нет, для замены руля установлены стабилизаторы.

Наливные суда, танкера

Танкера используются для жидких и газообразных веществ: нефть, топливные смеси, мазут, а также воду, молоко. Танкера для транспортировки нефтепродуктов в зависимости от перевозимых грузов и пожарного оборудования бывают 2-х категорий: для продуктов с температурой вспышки до 45º С, для продуктов повышенной вязкости.

Немалый объем от перевозок жидких грузов занимают несамоходные наливные танкера, баржи. Требования по безопасности к наливным несамоходным танкерам такие же, как и к самоходным.

Речные танкера обычно изготавливают универсальными, чтобы они могли перевозить любые наливные вещества, только при транзите другого вида груза необходимо произвести зачистку.

Толкачи-буксиры

На реках они в основном буксируются толканием, кроме плотов, которые буксируются на тросе. В зависимости от назначения они могут быть буксирами плотоводами, буксиры для сухогрузных и наливных барж и буксиры для толкания составов.

По условиям применения буксиры бывают рейдовые, местные и транзитные. А по времени работы – линейные, местные и шлюзовые.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: