Обсудите данные примеры из практики какая функция права здесь проявляется
Обновлено: 25.04.2024
Пример: нормы права закрепляют дееспособность и правоспособность граждан, их права и свободы, обязанности, определяет возникновение и прекращение правоотношений. Например, правовые нормы регулируют имущественные отношения, личные неимущественные, семейные, административные и прочие правоотношения.
В связи со смертью гражданина Петрова Н. Н. не были уплачены в установленный срок следующие налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог. Обязанность по уплате данных налогов перешла к его сыну в порядке наследования. Дайте правовую характеристику сложившейся ситуации. Как изменится ситуация в случае взыскания в бесспорном порядке неуплаченных сумм налога за счет имущества, принадлежавшего Петрову Н. Н.?
Здравствуйте! Существует ли срок давности для оплаты транспортного налога? ФНС требует уплатить налог на автомобиль за 2014 год, который в том же году был продан мной. Уведомления об оплате не помню, чтобы налоговая присылала в 2015 г., хотя утверждают, что присылали. На мои высказывания, что срок давности истек по данному налогу, утверждают, что на него не распространяется данная норма. Так ли это?
Ситуация: гражданин и налоговый резидент РФ, открыл компанию в Армении в этом году (2022). Обороты до 200k$ в год, аудит по местным правилам не требуется. Соответственно, в 2024 году надо будет подать уведомление по КИК, аудиторское заключение при этом не обязательно по закону. Но по новым правилам налоговая может потребовать дополнительные документы, и если их не предоставить в течение 30 дней - то штраф 1млн рублей. Под дополнительными документами, очевидно, может подразумеваться как раз аудиторское заключение. Отсюда два вопроса: 1) Если не предоставить в такой ситуации аудит рф-налоговой и заплатить 1млн штрафа - налоговая после этого успокоится или продолжит требовать и штрафовать? Просто проще заплатить налогой 1млн, чем делать аудит за 1млн 2) Есть ли какая-то практика на этот счет или какие-то поблажки в случае КИК из ЕАЭС? (именно про требование аудита - то что налог по нераспределенной прибыли платить не нужно - это понятно, интересует аудит)
Могла ли налоговая служба в налоговое уведомление (не требование!) плательщику в 2017 году включить уплаченный транспортный налог за 2014 год (или перерасчет по нему)? Платёж за 2016 (в собственности у мужа была только квартира) был просрочен а в требовании от февраля 2018 года появилась сумма задолженности, возникшая до 2010 года, о чем справочно было указано в требовании по состоянию на 23. 12.2013г. Транспортный налог за 2014 год был уплачен своевременно по налоговому уведомлению в 2015 г. Но налоговая пытается доказать, что платежное поручение было ответчиком заполнено не надлежащим образом (хотя он там ничего не заполнял - уведомление было заполнено налоговой) и идентифицировать платеж не представлялось возможным, поэтому деньги разделились по ранее возникшим задолженностям.
Помогите подобрать и написать пример к данным функциям права.. .
1. Регулятивная
2. Охранительная
3. Гуманистическая
4. Воспитательная
5. Идеологическая
Пример должен быть хорошим, развёрнутым, понятным.
Задание по праву.
Сама найти не могу что то, а придумать тем более!
К п. п. 1-2. Главным нормативно-правовым актом регулятивного воздействия является Гражданский кодекс РФ, в том числе, ряд иных законодательных и иных актов, принятых в соответствии с ГК РФ. К ним, в частности, относятся: ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ; ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ; ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» ; ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и т. д. Для того, чтобы правовое регулирование было эффективным, необходимо обеспечивать исполнение норм регулятивного права с помощью возможности мер принуждения за нарушение вышеуказанных норм. В данном случае - это охранительные функции права, обеспеченные охранительными нормами, которые прямо закрепляют меры ответственности.
Обеспечение при регулятивном регулировании законности и правомерности сделок с недвижимостью, достигается при помощи охранительных норм права.
Охранительные нормы права в предмете правового регулирования «сделки с недвижимостью» , состоят преимущественно из публично – правовых норм (кроме, пожалуй, правил об оспоримости и ничтожности сделок; а также, норм о гражданско – правовой ответственности; норм о виндикационном и негаторном исках, и некоторых других норм, являющихся частноправовыми способами защиты нарушенных прав) .
Охранительные нормы права, прежде всего, содержатся в таких отраслях публичного права, как уголовное право п. «о» ст. 71 Конституции РФ – исключительное ведение Российской Федерации, и административное право п. «к» ст. 72 Конституции РФ – предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Функции права — это основные направления воздействия права на сознание и поведение людей, характеризующие его роль и значение в жизни общества.
К общесоциальным функциям права относят культурно-историческую, стабилизационную, воспитательную и информационно-ориентирующую функции, а также функцию социального контроля.
Культурно-историческая функция состоит в том, что право в нормативной форме закрепляет высшие достижения человеческой цивилизации: свободу, равенство, справедливость.
Стабилизационная функция состоит в способности права обеспечивать устойчивость и постоянство в жизни общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность их существования, право сдерживает антисоциальные разрушительные процессы.
Воспитательная функция состоит в том, что право при помощи своих предписаний способствует становлению человека как правопослушного члена гражданского общества.
Информационно-ориентирующая функция заключается в том, что право информирует человека о его правах и обязанностях, о возможном и должном поведении.
Функция социального контроля состоит в том, что право стимулирует социально полезное поведение человека и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) поведение, опасное или вредное для общества.
Специально-юридические функции права осуществляются при помощи специфических юридических средств (издание нормативных и индивидуальных правовых актов). Обычно выделяют две основные специально-юридические функции права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в общественные отношения. Выполняя функцию регулятора общественных отношений, правовая норма указывает человеку на линию его поведения в том или ином случае. Например, нормы Гражданского кодекса Украины определяют, какие действия нужно совершить при заключении договора купли-продажи жилого дома.
Различают две разновидности регулятивной функции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция права проявляется в закреплении тех или иных стабильных состояний (статусов). Например, ст.2 Конституции Украины закрепляет унитарное устройство нашего государства.
Регулятивная динамическая функция права «обслуживает» социальные процессы: торговлю, производство новых ценностей, переход имущества и иных благ от одних лиц к другим. Например, нормы Гражданского кодекса Украины определяют порядок перевода долга должником на другое лицо.
Охранительная функция заключается в том, что право защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов. Например, ст.186 Уголовного кодекса Украины устанавливает наказуемость грабежа. Тем самым право защищает личность и собственность от преступного посягательства.
Регулятивная и охранительная функции права тесно связаны между собой. Охранительная функция права призвана обеспечить нормальное действие регулятивной функции.
2.8. Источники (формы) права: понятие и виды
Великий историк древности Тит Ливии назвал Законы XII таблиц источником всего римского права. С тех пор источником права называют то, что содержит правовые нормы, то, откуда мы черпаем правовые нормы.
В современном понимании источник права — это исходящий от государства способ выражения и закрепления норм права.
Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:
1) правовой обычай — стихийно сложившееся устойчивое правило поведения, санкционированное государством. В древности правовой обычай был основной и зачастую единственной формой права. Он исторически и фактически предшествовал закону. В современном мире правовой обычай используется редко: в гражданском праве (неписаные обычаи делового оборота), в международном праве (дипломатические обычаи);
2) юридический (судебный или административный) прецедент — решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в системе общего права Австралии, Великобритании, Канады и США, используется международной юстицией. Однако его элементы имеют место и в украинской правовой системе в деятельности Конституционного Суда Украины, акты которого кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми судебными органами;
3) нормативно-правовой акт — письменный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы общего характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным источником права;
4) нормативный договор — это соглашение между двумя и более субъектами права, содержащее обязательные для них предписания. Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими. Нормативный договор не является персонифицированным актом, его содержание составляют правила поведения общего характера. Наиболее распространенным примером нормативного договора является коллективный договор в трудовом праве.
В различных правовых системах соотношение и взаимодействие между источниками права имеет свои особенности. Например, в Украине нечасто используются юридический прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде государств Африки и Латинской Америки правовые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Великобритании же основной правовой формой остается юридический прецедент.
2.9. Законы и подзаконные акты
Нормативно-правовые акты как основные источники права по юридической силе разделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Закон — это нормативный акт, принятый органом законодательной власти или всенародным референдумом, содержащий первичные правовые нормы и обладающий высшей юридической силой.
Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:
1) закон принимается только носителями государственного суверенитета (народом или его высшим представительным органом);
2) закон обладает самым высоким юридическим «рангом» — все остальные акты находятся «под» законом, должны соответствовать ему;
3) законами регулируются наиболее важные общественные отношения.
Законы в современном демократическом правовом государстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.
Различают конституционные и обычные (текущие) законы. Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя страны и служат базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения. Эти законы, как правило, принимаются и изменяются в особом порядке. Все иные законы относятся к группе обычных (текущих) законов.
Подзаконные акты — это нормативные акты, изданные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов.
Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выходить за пределы законодательного регулирования, их нормы носят вторичный по сравнению с законом характер. Подзаконные акты не могут изменять или отменять как законы в целом, так и их отдельные положения.
Подзаконные акты многообразны по форме и источникам происхождения. В нашей стране существуют следующие виды подзаконных актов:
1) указы Президента Украины;
2) постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;
3) инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств;
4) решения органов местного самоуправления и их исполнительных органов;
5) распоряжения глав местных государственных администраций;
6) нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций.
Законы и подзаконные акты являются основными элементами системы законодательства.
В принципе, в либеральном обществе (к построению которого мы и стремимся) действует презумпция: «Разрешено все, что не запрещено». Однако по важным вопросам общественной жизни, затрагивающим интересы сразу многих и многих людей, государство все же стремится заранее установить правила поведения, дабы избежать неразберихи и негативных последствий, не полагаясь при этом на здравый смысл граждан. Пустяками право не занимается, поскольку представляет собой очень сильное оружие: за правовыми нормами стоит государственное принуждение, т. е. возможность применения санкций.
Право регулирует многие и многие вопросы нашей жизни. Однако некоторые вопросы мы способны разрешить сами. В самом деле, разве необходимы юридические нормы для того, чтобы нам решить, какую профессию выбрать, как проводить досуг, что читать, куда поехать отдыхать и т. д.? И если бы государство вдруг вздумало с помощью законов решать большинство вопросов общественной жизни (как, впрочем, это было при тоталитаризме), то мы оказались бы, сами того не замечая, в полицейском государстве, как за колючей проволокой, и строем чеканили шаг. Графически изобразить то, какое место в нашей жизни занимает право, можно в виде следующей схемы (рис. 4.1)
|
Итак, мы уяснили, что право упорядочивает лишь важные вопросы жизни общества и оно не является единственным регулятором нашего поведения. Однако значение права в различных сферах жизни неодинаково. Какие же главные вопросы нашей жизни под силу определить при помощи права?
Попытаемся выяснить это применительно к сферам (сторонам) нашей жизни (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Роль права в различных сферах общественной жизни
1. Политическая сфера жизни людей включает в себя все, что связано с управлением обществом и использованием государственной власти (составление программ развития общества, установление прав и свобод человека, порядка деятельности политических партий и других общественных объединений, формирование государственных органов и определение их компетенции, взаимоотношения между нациями, классами и другими общественными группами, а также взаимоотношения с другими государствами, военная деятельность и т. д.). Право максимально регулирует эту сторону жизни общества. Да это и понятно -- именно здесь проходит нерв нашей жизни и сталкиваются интересы, именно здесь чаще всего случаются конфликты, причем порой кровавые.
2. Экономическая сфера - это то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Экономика способна к саморегулированию. Но и здесь право не остается безучастным '(установление форм собственности и видов договоров, правил ведения предпринимательской деятельности, использования наемного труда и др.). Однако степень его использования по сравнению с политической сферой гораздо меньше.
3. Социальная сфера связана с удовлетворением насущных потребностей человека (потребности работать, есть, пить, одеваться и т. п.). В конечном счете здесь все направлено на обеспечение благосостояния людей. Причем это касается не только людей работоспособных, но и тех, кто не способен прокормиться своим трудом: детей, учащихся, пенсионеров, безработных, инвалидов, беженцев, переселенцев и др. Задача права в этой области состоит в том, чтобы передать часть материальных средств работающих тем, кто находится в трудном положении, через пенсии, пособия, стипендии.
4. Духовная сфера включает в себя все, что связано с наукой, культурой, образованием, отправлением религиозных культов, самопознанием, нравственностью, этикетом и др. Право по сравнению с вышеназванными сферами общественной жизни здесь используется незначительно: оно устанавливает стандарты образования, определяет объемы финансирования образования, культуры, науки, порядок регистрации религиозных объединений и др.
Охранительная функция права заключается в защите наиболее важных политических, экономических, социальных и духовных отношений и в вытеснении явлений, чуждых данному обществу.
|
Необходимость в охране существующего общественного строя была всегда, только до возникновения права эту роль выполняли обычаи, традиции, религиозные и другие нормы. Постепенно эта роль перешла к праву, и оно стало главным средством охраны важных общественных отношений. Именно право, охраняя эти отношения, пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие ход нормального развития общества.
Однако не следует понимать это упрощенно и думать, что охранительная функция проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение этой функции заключается прежде всего в предотвращении нарушений норм права, в соблюдении установленных запретов.
Надо отметить, что значимость двух основных функций права - регулятивной и охранительной - - на разных этапах развития общества была неодинаковой.
Архаичное право выполняло практически единственную функцию — охранительную. Если мы обратимся к первым источникам права, то увидим, что они сплошь состоят из перечня видов запрещенных деяний, за совершение которых устанавливаются санкции. Право того далекого периода с полным основанием можно назвать охранительным правом.
Сословное право уже во множестве случаев допускает нормы регулятивные, например, всем горожанам предписывается около своего дома держать противопожарные средства (ведра, лопаты, топоры и др.), крестьяне должны не менее 10 дней отработать на поле помещика и т. п.
В развитом праве, вне всякого сомнения, доминирующей является функция регулятивная. Это результат усложнения общественной жизни. Но не только. Увеличился интеллектуальный потенциал общества, что позволило лучше оценивать положение дел в обществе и формулировать правовые нормы, не дожидаясь того, когда возникнут негативные последствия (право начинает работать на опережение). Например, устанавливается допустимый предел содержания углекислоты в выхлопных газах автотранспорта (чтобы не допустить дальнейшего загрязнения окружающей среды), обязательный уровень школьного образования (чтобы овладевать новыми технологиями, чтобы граждане могли участвовать в управлении государством и т. п.), минимальный размер заработной платы (чтобы граждане могли прокормить себя своим трудом) и т. п.
Однако мы знаем, что право - ничто без принуждения, и количество охранительных норм даже увеличивается. Теперь они чаще группируются в специальные •хранительные отрасли права (уголовное, уголовно-исполнительное, административное и др.). Но основной объем современного права представлен все же нормами регулятивными, поэтому его с полным основанием можно назвать правом регулятивным.
2. Дополнительные функции. Статус дополнительных вовсе не означает, что это функции второстепенные, случайные. Рассмотрим две таких функции: информационную и воспитательную.
Информационная функция проявляется при ознакомлении людей с регулятивными нормами права, в процессе которого к нам поступает информация, как следует поступать и отчего следует воздерживаться, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний. Правовые нормы авторитетны, и им люди склонны доверять, поскольку они формируются чаще всего государственными органами, обладающими необходимой информацией. Можно утверждать, что в нормах права предлагается наиболее эффективный вариант поведения.
Воспитательная функция права проявляется в том что человек получает примеры наказания правонарушителей и убеждается, что охранительные нормы действуют и не являются пустым звуком. Но не только. Видя что установленные правила поведения приносят ощутимую пользу (на автомобильных дорогах порядок, пенсии пособия выплачиваются, школьники учатся, медицинская помощь оказывается и т. п.), человек проникается уважением к праву и сознательно (а не под страхом наказания) исполняет правовые нормы, демонстрируя свое высокое правосознание. Разумеется, все это возможно при условии, что в праве выражаются передовые, гуманные правовые предписания, отвечающие интересам людей. Но если нормы права не отражают желания и интересы людей, мы не склонны такие нормы права выполнять, и тогда о воспитательной функции права говорить не приходится.
Это надо запомнить!
1. Ценность (полезность, выгода, благо) любого явления, предмета проявляется в том, какое значение оно имеет для отдельного человека, группы лиц или человеческого сообщества в целом. Ценность права проявляется в тех функциях, которые оно выполняет.
2. Функция права — это направление воздействия права на общественные отношения.
3. Функции права делятся на две группы: основные и; дополнительные.
4. Регулятивная функция права заключается в установлении правил поведения или, иначе, того, как следует поступать гражданам и организациям, от чего им надо воздерживаться.
5. Право регулирует далеко не все вопросы общественной жизни, а лишь наиболее важные.
6. В общественной жизни можно выделить четыре сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную.
7. Политическую сферу жизни право регулирует в максимальной степени.
8. Экономическая сфера способна к саморегулированию, и поэтому здесь роль права сводится только к установлению рамок, ограничений.
9. В социальной сфере главная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества и установлении им пенсий, пособий, стипендий.
10. Духовная сфера жизни подвергается воздействию со стороны права в самой минимальной степени.
11. Охранительная функция права заключается в зам щите наиболее важных политических, экономических, социальных и духовных отношений и в вытеснении явлений, чуждых данному обществу.
12. Соотношение регулятивной и охранительной '? функций таково: на начальном этапе развития право имеет сугубо охранительный характер, затем в нем i; появляются и нарастают регулятивные нормы, современное право с полным основанием можно назвать регулятивным.
13. К числу дополнительных функций права относятся информационная и воспитательная.
Вопросы для контроля
1. Что такое ценность и в чем проявляется ценность права?
2. Как классифицируются функции права?
3. В чем проявляется регулятивная функция права? Какие регулятивные нормы права вы сегодня исполняли?
4. Чем в большей мере право регулирует нашу жизнь, тем лучше. Докажите или опровергните эту гипотезу.
5. Как вы думаете, право — это мера свободы или не свободы?
6. Какие выделяют стороны (сферы) общественной жизни?
7. Почему именно политическая сфера подвергается правовому регулированию больше всего?
8. Назовите, что включает в себя экономическая сфера, и приведите примеры правового регулирования экономических вопросов.
9. Как вы думаете, в дальнейшем государственно-правовое вмешательство в экономическую сферу будет усиливаться или ослабляться?
10. В какой мере социальная сфера подвергается правовому регулированию? Справедливо ли с помощью права перераспределять созданные блага и часть из них отдавать тем, кто не работает (безработным, инвалидам и т. п.)?
11. Зачем право вмешивается в духовную жизнь, ведь в этой сфере жизни все так индивидуально?
12. Одним из вмешательств государства в духовную жизнь является установление стандартов школьного образования. Зачем они устанавливаются?
13. В чем заключается охранительная функция права?
14. Какая основная функция права на сегодня доминирует и почему?
15. Какие дополнительные функции права вам известны?
ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ(тема диспута)
С 1 января 2004 г. вступил в силу Закон об альтернативной службе. Согласно ему каждый призывник теперь может написать в призывную комиссию заявление с просьбой заменить ему службу по призыву на гражданскую альтернативную службу при одном из следующих условий:
1) если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию;
2) если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, занимается традиционными промыслами.
Правда, свою просьбу призывник должен обосновать (годятся разного рода справки и другие письменные свидетельства, можно пригласить свидетелей, привести устно убедительные аргументы). В ходе обсуждения закона военные не раз подчеркивали, что ссылаться на религиозные нормы нужно осторожно, поскольку несение военной службы не только не противоречит, в частности, канонам православия, а скорее, наоборот, - поддерживается. То же можно сказать и об исламе. Проходить альтернативную службу призывники будут не по месту жительства, и поэтому жить будут в общежитиях. Задействованы они будут на работах, нужных обществу (больницы, дома престарелых, детские дома, тушение пожаров, расчистка леса, сбор метеоинформации в отдаленных точках и др.).
Как вы думаете, к какой сфере общественной жизни относится Закон об альтернативной военной службе и велик ли его регулятивный потенциал?
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
1)если гражданин о.петров сделал административное нарушение 2006 года,значит,на то время ему выполнилось 16 лет.значит,он был несовершеннолетним.к тому же,соблюдая действия милиции в делах несовершеннолетних в нарушениях административного права,она может задержать на некоторое время правонарушителей или провести другие меры воспитания.нарушена статья(распивания алкогольных напитков в общественных местах несовершеннолетними),так что милиция сдесь имеет полное право на задержание. 2)сюда относят ,администрационный штраф или арест,дисквалификация,конфискация орудия совершения административного правонарушения.дело в том,что в отношении лиц могут применятся все ети виды ,юридических-только ,админ.штраф,административное приостановление деятельности.тоесть разница-в том,кто совершил админ.правонарушение. 3)да.действия сотрудников гибдд целиком правомерны,поскольку гражданин нарушил дорожные правила ,в данном случае-превышение скорости.
метод исследования - это когда ты сам проводишь анализ на основании каких-либо данных
сбор информации- это ты просто ищешь, берешь уже готовую информация
Другие вопросы по Праву
Какие юридические факты являются 1)событиями, а какие 2)действиями: а)драка на улице, б) ураган, повредивший коммуникации в) аренда помещения для офиса г) смерть человека, взявшего.
14 дівчина вирішила піти працювати у фірма світанок однак директор фірми заявив що для оформлення на роботу і необхідно подати свідоцтво про народження довідка про стан здоров'я до.
Антонов от подруги своей жены узнал, что его елена сделала тайно от него аборт. возмутившись поступком жены, подал заявление о расторжении брака и обратился с иском к своей о взыск.
Автор статьи
Читайте также: