Обеспечение правосудия и законности для каждого кто в этом нуждается

Обновлено: 25.04.2024

Здравствуйте, коллеги. Приглашаю обсудить, каким, на ваш взгляд, должен быть научный комментарий ст. 48 Конституции РФ, чтобы он отвечал своему предназначению, т.е. мог сориентировать по теме юриста или грамотного человека без юридического образования, помог понять правовую регламентацию хотя бы в первом приближении?

Чтобы разговор состоялся предметный, представляю мой набросок комментария, и прошу высказаться по следующим вопросам (по любому из них, какой сочтете посильным и интересным для себя):

1. Какие значимые аспекты темы, юридические проблемы автор упустил, не отразил в этом тексте? Почему вы считаете их важными?

2. Приемлема ли структура материала, последовательность изложения? Или что-то следует изменить?

4. Какие неточности, ошибки вы заметили? Где?

5. Может быть, какие-то фрагменты изложены слишком подробно, и их следует сократить (по жанру такой комментарий не может быть длинным; краткость и ёмкость – вот идеальное сочетание)?

6. Допускаю также, что иные фрагменты излишне лаконичны и оставляют без раскрытия важные проблемы. Какие это фрагменты, на ваш взгляд?

7. Меняют ли толкование ст. 48 Конституции РФ изменения, внесенные в неё Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ (одобренные, как вы помните, 1 июля 2020 г. на всенародном голосовании)? Если да, что и почему меняется?

Какие иные замечания, предложения по теме хотели бы сделать? Мне всё будет интересно и полезно (надеюсь).

СТАТЬЯ 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Комментарий к статье 48.

1. Часть 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому квалифицированную юридическую помощь. Речь идет не только о гражданах России, но и лицах без гражданства, гражданах и подданных иных государств, проживающих или пребывающих на территории нашей страны. Право на квалифицированную юридическую помощь имеют также юридические лица, ведущие свою деятельность на территории России.

Коммерческие и некоммерческие организации, которые регулярно испытывают потребность в получении квалифицированной юридической помощи, вправе вводить в свои структуры юридические подразделения и их укомплектовывать лицами, имеющими юридическое образование, достаточный опыт и специализирующимися на актуальных направлениях юридической деятельности. Такие организации, при необходимости, направляют своих работников-юристов на семинары и курсы повышения квалификации, чтобы поддерживать их подготовку в актуальном состоянии. Если образовательный процесс осуществляется в учреждении, прошедшем государственную аккредитацию и имеющем соответствующую лицензию, расходы на обучение сотрудников относятся на счет прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 Налогового кодекса РФ). К ним применяется льготная ставка налогообложения.

2. Предполагается, что наиболее квалифицированные юридические услуги оказываются адвокатами, к деловым и моральным качествам которых в законодательстве предъявляются повышенные требования. Получающие этот статус лица должны иметь высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, пройти стажировку в адвокатском образовании, сдать квалификационный экзамен, не иметь не снятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления (ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Они должны соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката, при нарушении которого, а также неисполнении или ненадлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей перед доверителем могут быть лишены своего статуса.

Адвокатура является профессиональным сообществом юристов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ). Такой порядок в определенной степени гарантирует независимость адвокатов и возможность активной защиты доверителей.

3. В некоторых пределах квалифицированную юридическую помощь физическим лицами и организациям оказывают нотариусы, которые в защиту прав и законных интересов клиентов совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации. В рамках этой деятельности они проводят правовой анализ представленных документов и полученной от клиентов информации, консультируют их по вопросам применения норм законодательства, готовят для них проекты юридически значимых документов. Как и адвокаты, нотариусы имеют высшее юридическое образование и для допуска к нотариальной деятельности сдают квалификационный экзамен. При этом они должны обладать стажем работы по юридической специальности не менее пяти лет и соответствовать ряду иных требований (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Здоровая конкуренция на рынке юридических услуг обеспечивает их надлежащее качество и приемлемую стоимость, доступность.

4. С целью реализации конституционного положения об оказании в юридической помощи бесплатно в России принят и действует Федеральный закон 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Закон исходит из принципа социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи.

Как правило, бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам России. В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, такая помощь предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Бесплатная юридическая помощь предоставляется в трех основных видах: 1) правовое консультирование в устной и письменной форме; 2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены законодательством.

Предусматривается функционирование как государственной, так и негосударственной систем оказания такой помощи.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: 1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; 2) органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения; 3) органы управления государственных внебюджетных фондов; 4) государственные юридические бюро. Государственные юридические бюро вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета для обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, а также обеспечение финансирования этих расходов определяется Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют орган исполнительной власти соответствующего субъекта, ответственный за оказание бесплатной юридической помощи, и его компетенцию, а также подведомственные ему учреждения, иные организации, входящие в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, установление их компетенции, в том числе решение вопросов об учреждении и обеспечении деятельности государственных юридических бюро. Также указанные органы государственной власти определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи и реализуют ряд иных полномочий в этой сфере.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: 1) малоимущие граждане; 2) инвалиды I и II группы; 3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; 4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; 5) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации; и ряд иных категорий остро нуждающихся и слабо защищенных граждан.

Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Последние могут создавать некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты.

Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику) и заключить с ним соглашение об оказании юридической помощи. Тем самым обеспечиваются условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, о выдвигаемом против него обвинении а, следовательно, эффективно защищаться, и гарантирующие в дальнейшем от признания недопустимыми полученных в ходе расследования доказательств (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).

6. Если обвиняемый уклоняется от явки в орган предварительного расследования или суд, если обвиняемый объявлен в розыск – всё это не лишает его права на помощь адвоката (защитника). Последнего может пригласить сам обвиняемый либо иные лица по его поручению либо согласию. Адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. При этом никто не вправе требовать от него дополнительных документов и проверять волеизъявление обвиняемого (ч. 4 ст. 49 УПК РФ; Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14.01.2020 № 46-УДП19-42).

7. Положение ч. 2 ст. 48 Конституции РФ корреспондируется со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждому арестованному или задержанному сообщаются незамедлительно причины ареста и предъявляемое обвинение, и обеспечивается право на безотлагательное решение судом вопроса о законности задержания и справедливое публичное разбирательство дела при предоставлении возможности защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника.

С этого момента – когда уголовное преследования становится безусловным и очевидным ‑ в уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии права на получение помощи защитника. В соответствие с ч. 4 ст. 50 УПК РФ если в течение 24 час. с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного задержанного, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов.

Кроме того, для отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых с этого момента участие защитника является обязательным: для несовершеннолетних; тех, кто не владеет языком, на котором ведется производство по делу; тех, кто в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; и некоторых иных (ч. 1 ст. 51 УПК РФ). В этих случаях, если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве (ч. 3 ст. 51 УПК РФ).

Если дознание или предварительное следствие не производились, то защитник допускается к участию в деле с момента принятия его судом к своему производству.

8. Вознаграждение адвокатам, участвующим в уголовном деле по назначению, выплачивается из федерального бюджета. Размер вознаграждения определяется Постановлением Правительства РФ[4] и, как правило, ежегодно корректируется вслед за инфляцией. Работа в ночное время, выходные и праздничные дни оплачивается по повышенным ставкам. Однако участие защитника по назначению не является для обвиняемого безвозмездным при любых обстоятельствах. Суммы, выплачиваемые адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, относятся к процессуальным издержкам (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ) и по общему правилу при вынесении обвинительного приговора взыскиваются с осужденного (ст. 132 УПК РФ), если только обвиняемый не заявил об отказе от защитника. В случае же реабилитации обвиняемого (подсудимого) процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета.

9. В отличие от подозреваемого и обвиняемого, потерпевший и гражданский истец в уголовном процессе не наделены правом ходатайствовать о предоставлении им адвоката в качестве представителя по назначению. При этом они не всегда имеют материальную возможность пригласить адвоката по своему выбору, в том числе и потому, преступление причинило им значительный материальный и иной вред[5].

В связи с этим потерпевший и гражданский истец имеют право прибегнуть к помощи не только адвоката, но и любого лица, которое, по их мнению, вполне способно оказать достаточную юридическую помощь, и ходатайствовать об участии этого лица в уголовном процессе в качестве их представителя (Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2003 № 446-О[6]; Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 25-О[7]).

Вместе с тем правоведы уже давно высказывают идею об уравнивании в правах обвиняемого и потерпевшего и наделении последнего права ходатайствовать перед органами предварительного расследования и судом о предоставлении ему адвоката в качестве представителя по назначению. Такой порядок наилучшим образом соответствовал бы ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, а также её ст. 52, гарантирующей потерпевшим доступ к правосудию, и ч. 3 ст. 123, устанавливающей, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В качестве первого шага в этом направлении было правильно наделить таким правом потерпевших, пострадавших от тяжких преступлений против жизни и здоровья, а в дальнейшем расширять круг потерпевших, обладающих указанным правом, по мере улучшению финансовых возможностей государства.

[1] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР.

[2] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова».

[4] Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации» от 21 мая 2019 г. № 634.

[5] Об этой проблеме см.: Скобликов П.А. Уголовно-правовая защита пострадавших от преступлений. ‑ М.: Юристъ, 2004.

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2003 № 446-О «По жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации "Объединение вкладчиков "МММ" на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

[7] Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 №25-О «По жалобе гражданки Ивкиной Валентины Оноприевны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 45 и статьей 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. "Каждый имеет право, — говорится в ч. 1 ст. 14 этого документа, — при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона".

Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. О том, как такая обеспеченность достигается в отношении независимости суда и судей, речь пойдет в следующем параграфе данной главы учебника, поскольку это свойство нуждается в особом рассмотрении.

Что касается других свойств, которыми должен обладать суд (законности, компетентности и беспристрастности), то многообразные средства, обеспечивающие эти свойства, вполне можно объединить в три группы правил:

—правила, регламентирующие порядок наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти роли;

—правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное дело (правила определения подведомственности и подсудности), а также его состава;

—правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность тех, кому доверяется принятие решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

Первая группа правил устанавливается предписаниями Конституции РФ (см. ст. 119 и 123), Закона о судебной системе, Закона о статусе судей, Закона о судоустройстве, Закона о Конституционном Суде и Закона об арбитражных судах, Закона о мировых судьях. Их соблюдение, создает "барьер", с помощью которого от реализации судебных функций отстраняются люди, не способные выполнять их (не имеющие достаточной квалификации, профессионального и житейского опыта, не соответствующие высоким нравственным требованиям, дающим право судить других, и т.д.). В конечном счете правила данной группы обеспечивают преимущественно компетентность суда.

Правила второй группы тоже устанавливаются предписаниями Конституции РФ (см. ст. 47), а равно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. Они вытекают также из приведенного выше положения ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В основе всех этих предписаний лежит давно и широко признанная предпосылка: всякий заранее и наверняка должен знать, к какому судье ему придется обратиться, если возникнет имущественный или иной разрешаемый в суде спор, либо перед каким судьей он предстанет в случае привлечения его к уголовной ответственности.

Вопрос о подсудности дела не относится к числу юридико-технических. Правильное его решение — это обеспечение компетентности и беспристрастности суда, его надлежащего состава. И решаться он должен не по усмотрению какого-то должностного лица ни по его капризу, как это нередко случалось в прошлом, в том числе в столь отдаленном, а в порядке, установленном законом.

Этим и объясняется тот факт, что ему уделено внимание и в Конституции РФ. "Никто не может быть лишен права,— говорится в 1 ст. 47, — на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом".

В развитие этой общей установки законодательство по данному тросу предусматривает, скажем, что изъятие конкретного уголовного дела вышестоящим судом из нижестоящего допускается лишь наличии ходатайства подсудимого. Помимо его воли дело не может быть изъято, к примеру, из районного суда даже в Верховый Суд РФ.

Не допускается также произвольная передача дела, подсудного одному суду, в другой суд того же уровня. Если имеется крайняя необходимость в передаче дела другому суду (например, в данном суде — один судья, и он заболел надолго; ожидание его выздоровления чревато тем, что подсудимый будет вынужден находиться неопределенно долго под стражей до вынесения приговора), то это. может состояться по решению председателя вышестоящего суда, но при обязательное извещении подсудимого о причинах такого решения

Извещение даст ему возможность своевременно обратиться с жалобой, если он не будет согласен с решением.

Для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который должен рассматривать конкретное дело.

В настоящее время все суды общей юрисдикции могут рассматривать гражданские дела по первой инстанции в двух составах суда: судьями единолично или коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Фактически большинство такого рода дел рассматривается судьями единолично.

Дела, подведомственные арбитражным судам, могут рассматриваться по первой инстанции в одном из трех вариантов составов судов: судьей-профессионалом единолично, тремя судьями - профессионалами, судьей-профессионалом и двумя арбитражными заседателями. Чаще всего такое рассмотрение осуществляется судьями-профессионалами единолично в арбитражных судах субъектов Федерации. Коллегиальный состав суда может быть образован, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо решением председателя суда по другим делам с учетом каких-то обстоятельств (ходатайство стороны спора, сложность спора и т.д.). В этих случаях разбирательство осуществляют три судьи-профессионала, работающих в данном арбитражном суде. Состав суда с участием арбитражных заседателей при определенных условиях может формироваться решением руководства соответствующего суда по просьбе или с согласия спорящих сторон.

Что касается уголовных дел, то для их разбирательства по первой инстанции возможны четыре варианта состава суда:

—один судья. Такой состав суда возможен в районных судах и гарнизонных военных судах при рассмотрении дел о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы. Единолично рассматриваются также все дела, подсудные мировым судьям. Вместе с тем единоличное рассмотрение уголовных дел в гражданских и военных судах среднего звена и Верховном Суде РФ не допускается. В этих судах строго соблюдается требование коллегиальности. Коллегиально должны разбираться также все уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, независимо от того, в каком суде происходит разбирательство;

—один судья - профессионал и два народных заседателя. Весьма распространенный состав суда, который формируется при рассмотрении дел о преступлениях, за которые в районном или гарнизонном военном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах —любой вид наказания; сюда относятся и все дела о преступлениях несовершеннолетних;

—три судьи-профессионала. Коллегии подобного рода могут быть созваны с согласия обвиняемого по делам, подсудным гражданским и военным судам среднего звена и Верховному Суду РФ;

—один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей. Образование таких коллегий допускается по ходатайствам подсудимых в гражданских судах общей юрисдикции среднего звена тех субъектов Федерации, где возможно разбирательство дел с участием присяжных, а также в военных судах среднего звена и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В кассационной и надзорной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. Например, в судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов — не менее чем половиной членов президиума.

Что касается апелляционных инстанций, то их состав неодинаков для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В первых апелляционные инстанции (их функции, как отмечено выше, возложены на районные суды) должны состоять из одного судьи, а во вторых — из трех.

В соответствии с правилами третьей группы обеспечивается прежде всего беспристрастность суда. Они сосредоточены главным образом в ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. Согласно этим правилам судьи и заседатели устраняются от разбирательства конкретного дела:

—если они, например, выполняли какие-то функции в связи с производством по данному делу (являлись свидетелями или потерпевшими, дали экспертное заключение по вопросам, возникшим в процессе расследования дела, участвовали в расследовании дела, называли юридическую помощь истцу или ответчику и т.д.);

—либо если есть основания считать, что судья или заседатель имеет личную заинтересованность в исходе дела (к примеру, является родственником какой - то из сторон, или лицом, производившим расследование, уже участвовал в производстве по данному делу в качестве судьи и т.д.).

При оценке роли и значения рассмотренных правил, обеспечивающих законность, компетентность и беспристрастность суда, которому доверяется осуществление правосудия, важно не упускать из виду, что между этими правилами нет непроходимой пропасти. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Миссия компании – это публичное заявление компании, предполагающее что собственники и руководители компании должны ответить на несколько ключевых вопросов:


«Для чего НАША компания существует?»

«Какую пользу компания несет клиентам и обществу?»

«Как мы это делаем? (Что делает наш бизнес уникальным, каковы наши конкурентные преимущества?)»

«Каких целей хотят достичь участники, работая вместе?»

«Что мы не делаем, и не будем делать?»

Последний вопрос имеет важное значение потому, что если «совершенно непонятно, почему вы занимаетесь тем, чем занимаетесь , значит, в скором времени вы обнаружите, что все, что выпадает за «круг возможностей», тем не менее скопится у вас в компании и сделает ее тяжелой и неповоротливой. Ваша задача — оборонять границы бизнеса, а не работать пылесосом и засасывать все, что плохо лежит».


Таким образом, миссия определяет роль и значение компании для общества, определяет положение компании относительно внешней среды - потенциальной клиентуры, партнеров, конкурентов, общественных и государственных организаций и служит критерием принятия организационно-управленческих решений. Миссию нельзя сводить к индивидуальным ценностям собственника - учредителя и руководителя компании, поскольку они не могут стать ориентиром принятия организационно-управленческих решений и деятельности сотрудников. Миссия конкретизирует статус компании и определяет содержание её целей на разных этапах развития компании.


Миссия детализирует статус компании, определяет цель и стратегию её деятельности, выделяет из среды других юридических компаний.

Миссия компании определяет:

1) характер предлагаемых компанией юридических услуг,

2) целевые юридические рынки - группы клиентов, которые нуждаются в услугах компании,

3) методы, приемы, инструменты и технологии, применяемые компанией,

4) окружающую среду компании, которая формирует её стратегию и тактику,

5) внутрифирменную культуру компании, взаимоотношения внутри компании между руководством и сотрудниками и между сотрудниками.


Существуют самые разные подходы к определению понятия «видение компании». Более того, многие по-разному соотносят видение с миссией и ценностями.


Видение вносит ясность в представления о целях и направлении движения компании, создает перспективу, придает смысл и значение повседневной деятельности, подвигает персонал к действию.

Видение — это как можно более полное описание будущего состояния компании, которое должно формироваться итерационно и коллективно, с участием собственников, руководителей и ведущих специалистов, что выступает определенной гарантией стабильности для сотрудников. Причем, если миссия ориентируется на потребителя, то видение компании акцентирует внимание на направлениях деятельности, которые позволяют эту миссию реализовать.


Система ценностей, составляющая часть миссии, определяет направление развития компании и включает двух системные взаимоотношения на основе корпоративной этики с клиентами и между сотрудниками.

Клиенты и сотрудники рассматриваются как высшая ценность компании.

Фотосессия Адвокатской конторы № 30 в 2017 году.

Нажмите для открытия:

В миссии желательно отразить:

1) виды юридических услуг для бизнес-клиентов и физических лиц (сфера деятельности);

2) место компании в юридической среде;

3) принципы и систему ценностей, которые компания соблюдает в своей деятельности;

4) круг деловых интересов;

5) сложившиеся обычаи, традиции и культуру компании.


Видение СВОЕЙ МИССИИ АДВОКАТСКОЙ КОНТОРОЙ № 30:

Быть одной из ведущих российских юридических компаний в премиальном сегменте юридического консалтинга.


Миссия:

Мы оказываем высококачественные услуги по юридическому сопровождению бизнеса, основываясь, в первую очередь, на потребностях клиента, требованиях применимого права и лучших бизнес практиках.

Мы ориентированы на устойчивое развитие и предлагаем только эффективные решения.

С нами комфортно работать.

Ценности:

>>Понимание, уважение и доверие внутри коллектива и как следствие понимание и уважение интересов и требований каждого клиента.

>>Открытость, честность и легкость в коммуникации.

>>Ответственность за принятые решения и данные рекомендации.

>Высокий профессионализм и ориентированность на результат.


Характер и культура руководителя накладывают отпечаток на Видение и Миссию компании, которые выражают философию и сущность существования всей деятельности компании, её систему ценностей, поэтому в них избегают затрагивать финансовые проблемы, включая прибыль в качестве главной цели, хотя вся деятельность направлена именно на получение прибыли.


Видение и Миссия способствуют формированию «своей» группы постоянных клиентов, которые составляют окружение компании, её внешнюю среду и приносят прибыль. Однако сводить Видение и Миссию компании исключительно к получению прибыли ошибочно, поскольку такой подход ограничивает поле деятельности компании, не позволяет увидеть другие варианты работы с клиентами, как благотворительность. Отрицать необходимость получения прибыли нельзя, поскольку она является условием существования компании.

Миссия показывает: как и к чему стремится компания, что и как намерена для этого делать. Миссия юридической компании напрямую влияет на человеческие отношения - в этом её специфика.

Сформулировать миссию сложно. Она отражает внутренние ценности компании и согласовывает их с общественными, внешними ценностями.


В Таблице 2.1 приводятся миссии юридических компаний.

Каждая миссия индивидуальна, показывает роль, место и значение компании в развитии общества и общественных ценностей.

Руководство некоторых юридических компаний не смогло определить миссию, других - свело миссию к списку оказываемых услуг.

Миссия компании – это публичное заявление компании, предполагающее что собственники и руководители компании должны ответить на несколько ключевых вопросов:

«Для чего компания существует?»

«Какую пользу компания несет клиентам и обществу?»

«Как мы это делаем? (Что делает наш бизнес уникальным, каковы наши конкурентные преимущества?)»

«Каких целей хотят достичь участники, работая вместе?»

«Что мы не делаем, и не будем делать?»

Последний вопрос имеет важное значение потому, что если «совершенно непонятно, почему вы занимаетесь тем, чем занимаетесь, значит, в скором времени вы обнаружите, что все, что выпадает за «круг возможностей», тем не менее скопится у вас в компании и сделает ее тяжелой и неповоротливой. Ваша задача — оборонять границы бизнеса, а не работать пылесосом и засасывать все, что плохо лежит[39]».).

Таким образом, миссия определяет роль и значение компании для общества, определяет положение компании относительно внешней среды - потенциальной клиентуры, партнеров, конкурентов, общественных и государственных организаций и служит критерием принятия организационно-управленческих решений. Миссию нельзя сводить к индивидуальным ценностям собственника - учредителя и руководителя компании, поскольку они не могут стать ориентиром принятия организационно-управленческих решений и деятельности сотрудников. Миссия конкретизирует статус компании и определяет содержание её целей на разных этапах развития компании.

Миссия определяет направление юридической деятельности компании, конкретизирует виды предлагаемых компанией юридических услуг, её принципы, систему ценностей, внутрифирменную культуру и клиентуру.

Миссия детализирует статус компании, определяет цель и стратегию её деятельности, выделяет из среды других юридических компаний.

Миссия компании определяет: 1) характер предлагаемых компанией юридических услуг, 2) целевые юридические рынки - группы клиентов, которые нуждаются в услугах компании, 3) методы, приемы, инструменты и технологии, применяемые компанией, 4) окружающую среду компании, которая формирует её стратегию и тактику, 5) внутрифирменную культуру компании, взаимоотношения внутри компании между руководством и сотрудниками и между сотрудниками.

Существуют самые разные подходы к определению понятия «видение компании». Более того, многие по-разному соотносят видение с миссией и ценностями. Наиболее распространенным является мнение о том, что видение — это представление собственников и руководителей о компании в будущем. Это привлекательный ее образ в будущем, идеал или мечта, который компания стремится осуществить. Из видения компании должны формироваться предварительные цели компании. Видение вносит ясность в представления о целях и направлении движения компании, создает перспективу, придает смысл и значение повседневной деятельности, подвигает персонал к действию. Видение — это как можно более полное описание будущего состояния компании, которое должно формироваться итерационно и коллективно, с участием собственников, руководителей и ведущих специалистов, что выступает определенной гарантией стабильности для сотрудников. Причем, если миссия ориентируется на потребителя, то видение компании акцентирует внимание на направлениях деятельности, которые позволяют эту миссию реализовать.

Как часть философии деятельности миссия служит основой формирования системы ценностей, морально-этических норм и принципов, которые компания намерена соблюдать.

В миссии желательно отразить 1) виды юридических услуг для бизнес-клиентов и физических лиц (сфера деятельности); 2) место компании в юридической среде; 3) принципы и систему ценностей, которые компания соблюдает в своей деятельности; 4) круг деловых интересов; 5) сложившиеся обычаи, традиции и культуру компании.

Например: Юридическая компания Verita Legale S.r.l.

Видение:

Быть одной из ведущих российских юридических компаний в премиальном сегменте юридического консалтинга крупного международного и российского бизнеса.

Миссия:

Мы оказываем высококачественные услуги по юридическому сопровождению бизнеса, основываясь, в первую очередь, на потребностях клиента, требованиях применимого права и лучших бизнес практиках.

Мы ориентированы на устойчивое развитие и предлагаем только эффективные решения.

С нами комфортно работать.

Ценности:

Понимание, уважение и доверие внутри коллектива и как следствие понимание и уважение интересов и требований каждого клиента.

Открытость, честность и легкость в коммуникации.

Ответственность за принятые решения и данные рекомендации.

Высокий профессионализм и ориентированность на результат.

Характер и культура руководителя накладывают отпечаток на Видение и Миссию компании, которые выражают философию и сущность существования всей деятельности компании, её систему ценностей, поэтому в них избегают затрагивать финансовые проблемы, включая прибыль в качестве главной цели, хотя вся деятельность направлена именно на получение прибыли.

Видение и Миссия способствуют формированию «своей» группы постоянных клиентов, которые составляют окружение компании, её внешнюю среду и приносят прибыль. Однако сводить Видение и Миссию компании исключительно к получению прибыли ошибочно, поскольку такой подход ограничивает поле деятельности компании, не позволяет увидеть другие варианты работы с клиентами. Отрицать необходимость получения прибыли нельзя, поскольку она является условием существования компании.

Миссия показывает: как и к чему стремится компания, что и как намерена для этого делать. Миссия юридической компании напрямую влияет на человеческие отношения - в этом её специфика.

Сформулировать миссию сложно. Она отражает внутренние ценности компании и согласовывает их с общественными, внешними ценностями. В Таблице 2.1 приводятся миссии юридических компаний. Каждая миссия индивидуальна, показывает роль, место и значение компании в развитии общества и общественных ценностей. Руководство некоторых юридических компаний не смогло определить миссию, других - свело миссию к списку оказываемых услуг.

Содержание миссии юридических компаний

Компания Миссия
Аксиома удовлетворение потребностей клиентов и партнеров путем обеспечения их качественными юридическими услугами.
Аспект "Верные решения" - разрешение проблем в духе справедливости. Решение вопросов, устранение противоречий и конфликтов путем оказания юридических услуг наилучшего качества. Решения быстрые (нацеленные на результат) и верные (достижение справедливости, чувства удовлетворенности от результата – сделано что-то хорошее)
ЕЛС - Европейская юридическая компания оказание ДЕЙСТВИТЕЛЬНО профессиональной юридической услуги, результатом которой является реальная экономическая выгода для клиента, экономия его времени, которое он должен тратить на получение прибыли и развитие своего бизнеса, сохранить и приумножить который призвана наша компания. Девиз компании: «В работе не бывает мелочей» - характеризует ее стиль работы и отражает высокий уровень ответственности и компетентности перед своими клиентами.
Квалифицированная юридическая помощь Мы приближаем будущее, в котором законы и суды действуют на благо всего общества и отдельного человека - права, свободы и интересы которого нарушены. Мы честно и высокопрофессионально помогаем людям в самых сложных жизненных ситуациях.
Каменный мост добиться синергетического эффекта и создать юридическую компанию нового образца, готовую предлагать нестандартные комплексные решения вопросов, возникающих в непримитивном бизнесе 21 века.
Группа юридических компаний Лекс Миссия сведена к корпоративным ценностям, основанным на принципах и стандартах корпоративного поведения: 1) профессионализм и опыт; 2) интересы клиента превыше собственной выгоды; 3) полученная клиентом выгода должна значительно превышать размер оплаты юридической услуги.
Мадрих надежный помощник в предпринимательстве, способный вовремя предотвратить заключение неправомерной сделки.
Налоговик Юридическая и экономическая защита российского бизнеса, предотвращение незаконных действий контролирующих органов, препятствующих деятельности и развитию бизнеса в России.
Pravis Создание благоприятных правовых условий для развития жизни и бизнеса и обеспечение правовой грамотности населения путем оказания квалифицированных консалтинговых услуг компаниям и физическим лицам.
Правозащита Обеспечение правосудия и законности для каждого, кто в этом нуждается.
РюрикЪ сделать жизнь наших клиентов немного проще посредством комплексного решения встающих перед ними задач правового и организационного характера.
«СпецЮст» профессиональная, экспертная юридическая поддержка бизнеса и частных клиентов в судебно-правовой сфере и иных юридических областях с предоставлением гарантии качества оказываемых услуг.
ФАКТУМ законная защита Ваших прав и интересов Вашего бизнеса.
ЭЛЕСТА содействие формированию конкурентного рынка качественных юридических услуг.
Шарапов А.М. и партнеры продолжать лучшие традиции российской цивилистики — науки о гражданском праве

Рассмотрим характер построения миссии юридической компании на примере «Элеста»- LESTAlegalcompany - независимой юридической консалтинговой компании, целью которой является предоставление полного набора юридических услуг по сопровождению предпринимательской деятельности.

Суд в России - орган государственной власти осуществляющий правосудие, посредством рассмотрения дел различных категорий, основной орган по защите прав и свобод гражданина в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. И то, что каждый гражданин не может быть лишен права на судебную защиту рассмотрение его дела судом, и тем судьей к подсудности которого разрешение такого дела отнесено законом.

Законами России регулируется различные формы судопроизводства, в зависимости от обстоятельств разрешение которых требует обращение к суду.

Суд – государственный орган который разрешает споры, толкует и применяет закон, назначает наказание и освобождает от него, устанавливает факты, таким образом, судебными актами разрешается судьба людей.

Нужно отметить, что право на судебную защиту не подлежит ограничению, более того государство должно обеспечить доступ к правосудию, учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

Суд особая форма организации государственной власти, к которой обращаются за защитой и реализацией прав, тогда, когда иным путем реализовать право предоставленное гражданину страны не представляется возможны в силу различных обстоятельств.

В виду особой роли отводимой Российскому суду, государство предоставляет гарантии независимости самостоятельности неприкосновенности лицам, осуществляющим правосудие в России. Финансирование судебной системы осуществляется только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.

Кроме, федеральных, конституционных законов, регулирующих статус судьи и организацию судебной власти, существует кодекс судейской этики, который распространяется на каждого судью, в том числе на тех, кто в отставке. В нем содержаться высокие требования, направленные на обеспечение статуса судьи:

Следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить совей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб и репутации судьи.

Судья не должен совершать каких-либо действий, либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.

Существуют и ограничения.

Так судья не должен участвовать в политической деятельности. Не должен состоять, возглавлять или иметь должность в политической организации, публично поддерживать или выступать против кандидата на выборную должность, участвовать в сборе средств, платить взносы или оказывать финансовую поддержку политической организации или кандидату.

Судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.

Как мы знаем, формулировки, записываемые в конституции и других законах, могут искажаться, применятся по своему усмотрению и желанию, от того посмотрим, как же обстоит дело фактически.

Почти каждый юрист осуществляющий защиту прав в граждан на профессиональной основе прибегал к судебной защите прав своего доверителя, сталкивался с механизмом рассмотрения дел судебными органами, с порядком и условиями работы при которых осуществляется правосудие.

В зависимости о категории дел, правосудие и условия в которых оно производится сильно отличается. От организации бытовых условий посещения и пребывания в суде до процессуального оформления и исполнения решений суда.

В настоящее время правосудие в России, носит ограниченных характер в связи с принятыми самим судом решениями. Если коротко, то обоснование такого решения это опасность для жизни и здоровья граждан в связи с эпидемией.

Российский суд утратил гласность – один из основных принципов правосудия. Но, погружение в неэффективность и усложнение механизмов судебной защиты прав граждан происходило постепенно.

Ограничение на доступ к правосудию осуществлялось и ранее, но не для каждого заметными и ощутимыми. Меры были экономические, бюрократические и т.д.

2014 год - повышение государственных пошлин необходимых для обращения к суду, Федеральным Законом от 21.07.2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса РФ, повысилась стоимость правосудия.

2015 год, - федеральным законом № 21 от 8 марта 2015 года, принят Кодекс административного судопроизводства РФ, который главным образом направлен на регулирование судопроизводства между гражданами и государственными органами. В нем, впервые установлены дополнительные требования к лицам, которые могут быть представителями граждан – наличие высшего юридического образования, и аналогичные требования к истцам, по делам об оспаривании законов. Уполномоченный по правам человека в РФ, попытался оспорить конституционность нововведений, но Конституционный суд указал, что все соответствует Конституции РФ (определение № 1882-О от 27 сентября 2016г). По мнению заместителя председателя Верховного Суда РФ, КАС значительно «усилил защиту прав личности».

2018 год, - возложение самостоятельной обязанности по направлению копии документов по делу на гражданина и за его счет (при обращении в суд, или подачи жалоб), введение требований для представителей по гражданским делам, кроме мировых и районных судов установлена федеральным законом № 451 от 28.11.2018 года.

Уже не говорю, о территориальной организации кассационных судов общей юрисдикции.

2020 год, - постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации Президиумом Совета судей в Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 808, впервые принято беспрецедентное решение, которое не согласуется с конституцией и нарушает десятки законов России.

Решение, которым судьи ограничили работу судебной системы, основывается на положениях п. 8 ч. 1 ст. 7 ФКЗ-3 "О Верховном Суде Российской Федерации", ст. 12 Регламента Совета судей Российской Федерации, при этом ни в Федеральном Конституционном суде, ни в Федеральном законе об органах судейского сообщества в Российской Федерации, нет прямого полномочия ограничивать работу суда, конкретного судьи или судебной системы, поскольку каждый судья обладает неприкосновенностью, несменяемостью, независимостью.

ФКЗ-7, предусматривает возможность осуществления иных полномочий, отнесенные к ведению совета судей федеральными законами.

Положения ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года, в указанных документах речь идет об организациях, которые не применимы к суду, поскольку суд, это не организация, а суд – орган правосудия, государственный орган. Высший орган, самостоятельный и независимый.

Стало быть, судьи суда, возложили на себя полномочия по остановлению работы судебной системы, содержание текста самого постановления напоминает приказ к подчиненным.

Аналогичное постановление, но уже с рекомендациями по ведению определенной формы правосудия, возможной самостоятельности суда, а значит конкретного судьи, принято 8 апреля 2020 года, в которое добавлен указ президента от 2 апреля 2020 года № 239. Судебная власть потеряла свою независимость от исполнительной власти ст. 10 и 120 Конституции России. Постановление от 29 апреля 2020 года № 822, также содержит ограничения судопроизводства России.

21 апреля 2020 года, а затем 30 апреля 2021 года, Верховный суд обдумав ситуацию дает указания в форме рекомендаций, для формирования практики по несвоевременному осуществлению правосудия в новом формате, а не дает разъяснения вопросов, вытекающих из практики применения.

Как мы видим, 13 октября 2020 года, судебная система ограничивает свою работу уже посредством, письма из судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, с рекомендациями и мерами по соблюдению некоторых правил, уже сформированных.

Все это время суд в вялотекущем режиме с нарушением разумных сроков судопроизводства осуществлял рассмотрение некоторых дел с существенным нарушением разумных сроков судопроизводства.

И вот уже в октябре 2021 года, Верховный суд ограничился письмом, которым сослался на ранее утвержденный обзор, с рекомендациями для судебной системы приспособившейся к ограниченному правосудию.

Подобные решения умаляют авторитет судебной власти, ограничивают и парализуют эффективность судебной системы.

Отдельные проблемы произвольного применения закона при проходе в здание суда, выдачи процессуальных документов, ожидание судебных заседание в коридорах здания свидетельствуют об отсутствии профессиональной организации судебной системы, умышленно или по неосторожности, но это создает серьезные сложности в механизме реализации права граждан на доступ к правосудию.

Отсутствие надлежащих, равных, бытовых условий, элементарных гардеробов и туалетов в зданиях некоторых храмах правосудия, порочит саму систему правосудия. Хамское и неуважительное отношение ее работников, а в некоторых случаях и самих представителей фемиды умаляет ее авторитет, унижает достоинство граждан в период пребывания в суде.

Все эти обстоятельства во многом происходят с молчаливого согласия граждан, профессиональных юристов и адвокатов, соглашающихся терпеливо ожидать судебного заседания в коридорах суда, становясь заложниками ситуации, свидетелями грубого ограничения права на правосудие.

Внутренняя система организации судебной системы, каждого судебного учреждения требует реформирования и надлежащей организации ее работы, повышение уровня заработной платы работникам суда, которые находятся в зависимом положении от возлагаемых на них обязанностей, вынуждены осуществлять переработку в условиях двойной нагрузки и постоянной нехватки сотрудников, как результат психологической напряженности вымещаемой на посетителях суда.

Сформировать собственное представление о Российском суде вы можете, посетив судебное учреждение вашего города. О чем рассказать в комментариях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: