Нужен ли адвокат при административном правонарушении

Обновлено: 28.04.2024

В министерстве юстиции России сообщили, что в ближайшее время на обсуждение будет вынесен проект Процессуального КоАП. В частности, предлагается гарантировать гражданину, которому грозит административный арест, право на бесплатного адвоката. В таком случае адвоката мог бы получить, например, водитель, которого обвиняют в оставлении места ДТП.

"Согласно пункту 5.2.3 Концепции нового КоАП требуется рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях, в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста, для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации, - пояснили в ведомстве. - При этом в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

В связи с этим в проекте Процессуального КоАП предлагается закрепить возможность оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, когда за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

"В указанных случаях по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ему может быть назначен адвокат, оплата труда которого будет осуществляться за счет бюджетных средств, - рассказывают в ведомстве. - Следует отметить, что установление возможности предоставления бесплатной юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необходимо в целях реализации постановления Европейского Суда по правам человека от 19 ноября 2015 г. по делу "Михайлова против Российской Федерации" (Mikhailova v. Russia), что отражено в докладе Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 год".

"О необходимости обязательного участия адвоката в случаях применения к гражданам административного задержания говорили давно. Это общемировая практика и четко выраженная позиция Европейского суда, - сказал "РГ" вице-президент Федеральной палаты адвокатов Михаил Толчеев. - Административные правонарушения по своей природе сходны с уголовно-наказуемыми, но представляют меньшую опасность. Не во всех нормативных системах есть разграничение на уголовно-наказуемые и административно-наказуемые деяния. Поэтому не с этим связывается право на предоставление помощи адвоката. Возможность получения квалифицированной юридической помощи должна быть реально обеспечена в тех случаях, когда человеку самостоятельно этот вопрос решить затруднительно. Когда он лишен свободы действовать по своему усмотрению, будучи подвергнут административному задержанию".

Государство, продолжает вице-президент ФПА, в лице профессиональных юристов предъявляет публичное обвинение в совершении правонарушения, пусть и административного характера. "В такой ситуации человек должен иметь реальную, а не декларативную возможность защищаться от такого обвинения с помощью профессионала, - говорит Михаил Толчеев. - Цели публичного преследования не должны решаться за счет того, что человек не имеет возможности пригласить адвоката и в этой ситуации, его право на защиту должно быть обеспечено. Административное задержание возможно по правонарушениям, мерой ответственности за которые может выступать административный арест. То есть принудительное кратковременное лишение лица свободы. Эта категория дел наиболее близка к преступлениям. Обвинение в их совершении от лица государства должно предполагать возможность получения квалифицированной юридической помощи вне зависимости от того, есть ли у человека объективная возможность ее получить. В отсутствие такой возможности - эта гарантия должна быть реализована за счет государства".

Ранее стало известно, что министр юстиции России Константин Чуйченко предложил провести повторное обсуждение проектов КоАП и Процессуального КоАП.

Подборка наиболее важных документов по запросу Не предоставлен защитник при составлении протокола об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Не предоставлен защитник при составлении протокола об административном правонарушении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2021 N 16-3181/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение распоряжению сотрудника правоохранительных органов.
Решение: Удовлетворено. Указание Л. на то, что при составлении административного материала должностным лицом ему не было предоставлено право пользоваться юридической помощью защитника, не свидетельствует о нарушении процессуальных требований, которые влекут отмену обжалуемых актов, поскольку непредоставление защитника непосредственно на этапе составления протокола об административном правонарушении не лишало Л. возможности реализации прав в судебном заседании. При этом, как видно из материалов дела, Л. своими правами воспользовался, заявляя ходатайства по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.04.2021 N 16-2721/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Удовлетворено. Утверждение П. о том, что при составлении административного материала должностным лицом ему не было разрешено ходатайство о предоставлении защитника, не предоставлено право пользоваться юридической помощью защитника и иными правами, предусмотренными законом, не свидетельствуют о нарушении процессуальных требований, которые влекут отмену обжалуемых актов, поскольку непредоставление защитника непосредственно на этапе составления протокола об административном правонарушении не лишало П. возможности реализации прав в судебном заседании. При этом, как видно из материалов дела, П. своими правами воспользовался, заявляя ходатайства по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Не предоставлен защитник при составлении протокола об административном правонарушении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Возвращение протокола об административном правонарушении для устранения его недостатков: пробелы закона
(Трухин С.А.)
("Судья", 2018, N 4) - Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, страдает нарушениями речи, слуха (является глухим, немым, глухонемым) либо не владеет языком, на котором ведется производство по делу, но вопреки требованиям части 2 ст. 24.2 КоАП РФ ему не был предоставлен сурдопереводчик (переводчик) при составлении протокола об административном правонарушении .

Нормативные акты: Не предоставлен защитник при составлении протокола об административном правонарушении

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2020 N 36-П
"По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобами граждан Р.А. Логинова и Р.Н. Шарафутдинова" 20 августа 2019 года Заводоуковский районный суд Тюменской области принял решение о возмещении Р.А. Логинову части расходов на оплату услуг защитника (с учетом компенсации транспортных расходов последнего) и представителя, а также расходов на уплату государственной пошлины и административного штрафа, однако в компенсации морального вреда отказал, поскольку заявителем не были представлены доказательства наступления морального вреда, а прекращение производства по делу само по себе не означает факта установления незаконности действий должностного лица по составлению протокола об административном правонарушении и не влечет безусловной компенсации гражданину морального вреда за действия государственного органа. Данное решение определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 11 ноября 2019 года было отменено в части возмещения Р.А. Логинову расходов на оплату услуг защитника и представителя, государственной пошлины и административного штрафа с указанием на то, что действия должностного лица в процессе производства по делу об административном правонарушении в отношении Р.А. Логинова незаконными не признаны, вина должностного лица в необоснованном привлечении его к административной ответственности не установлена. При этом суд исходил из того, что статьей 24.7 КоАП Российской Федерации расходы на оплату услуг защитника не отнесены к издержкам по делам об административных правонарушениях, а потому их взыскание осуществляется в рамках гражданского судопроизводства с обязательным установлением вины государственного органа и причинно-следственной связи между наступившими последствиями и противоправным поведением ответчика.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях, виды административных правонарушений и ответственность за их совершение установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела об административном правонарушении прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ), назначения наказания на месте совершения административного правонарушения, когда вместо протокола выносится постановление о привлечении к административной ответственности (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ), либо когда административное правонарушение фиксируется с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определены в ст. 25.1 КоАП РФ.

Так, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, либо его представителю, в обязательном порядке, разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.

Одной из важных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является право пользоваться юридической помощью защитника (статья 25.5 КоАП РФ). В качестве защитника может выступать адвокат или иное совершеннолетнее лицо по усмотрению лица, привлекаемого к административной ответственности.

Кроме того, правонарушителю предоставлено право давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме вышеперечисленных, к правам лиц, в отношении которых возбуждено административное производство, также относятся: право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства (например – о проведении экспертизы и т.п.) и отводы, а также иные процессуальные права в соответствии с КоАП РФ (статья 25.1 КоАП РФ).

Важно отметить, что на правонарушителя распространяются положения ст. 51 Конституции РФ, согласно которым, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Также, в целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, дело об административном правонарушении рассматривается с его участием. Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но при условии, что оно надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, и что от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Что же касается обязанностей, то в ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ законодатель указывает на обязанность правонарушителя явиться на рассмотрение дела в случае, если судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, признали обязательным его присутствие при рассмотрении дела. Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано присутствовать при рассмотрении дела, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, либо лица без гражданства или обязательные работы.

Кроме того, в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ закреплена обязанность лиц, подвергнутых административному штрафу - уплатить штраф, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.

Рассматриваемая обязанность иным образом сформулирована применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Так, административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Установление более короткого срока для уплаты административного штрафа обусловлено тем, что административный штраф иностранному гражданину или лицу без гражданства может назначаться одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Также в ч. 6 ст. 32.10 КоАП РФ закреплена обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, - выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Частью 3 статьи 25.5 КоАП РФ предусмотрено, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Анализ указанной нормы позволяет прийти к выводу, что она носит общий характер и распространяет свое действие на все стадии производства по делу об административном правонарушении, включая стадию обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

В силу пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[1] если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 КоАП РФ.

Как указано в постановлении, при применении части 3 статьи 25.5
КоАП РФ необходимо учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям частей 2 и 3 статьи 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.

Согласно статьи 53 ГПК РФ полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Указанной статьей также установлена возможность нотариального или иного удостоверения доверенности, выданной гражданином (часть 2); доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати)
(часть 3).

Таким образом, для допуска защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении необходимо письменное уполномочие на такое участие, форма и содержание которого в соответствии с частью 3 статьи 25.5 КоАП РФ должны соответствовать статье 185 ГК РФ, статье 53 ГПК РФ.

Кроме того, как разъяснено в постановлении, право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности (пункт 8 постановления).

Что касается привлечения защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении без соответствующих полномочий,
пунктом 8 постановления разъяснено, что если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в соответствии с частью 2 статьи 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности. Указанное исключение предусмотрено в целях соблюдения требований части 6 статьи 53 ГПК РФ, согласно которой полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.

Согласно ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в дело вправе вступить защитник (им может быть адвокат или иное лицо, см. ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ).

Более того, право на юридическую помощь разъясняется задержанному лицу непосредственно в момент задержания (ч. 5 ст. 14 Закона о полиции).

Однако реализация этого права на практике сталкивается со значительными препонами.

Согласно ч. 2 ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания. В то же время КоАП РФ предполагает, что защитник допускается к участию в производстве лишь с момента возбуждения дела (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ), причем дело считается возбужденным с момента СОСТАВЛЕНИЯ первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Получается, что с момента фактического задержания и до окончания оформления протокола задержания дело еще формально не возбуждено, и защитник в него вступить не может, потому что КоАП РФ этого прямо не предусматривает. При этом само административное задержание и составление протокола зачастую являются тем самым моментом, когда задержанному остро нужен юридический совет.

Конституционный Суд РФ разрешил это противоречие (косвенным образом), указав, что конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным (п. 2 мотивировочной части постановления от 27.06.2000 N 11-П), а по смыслу КоАП РФ процессуальные права возникают у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в момент ФАКТИЧЕСКОГО возбуждения дела, то есть прежде, чем это решение будет записано на бумаге (п. 2.2 определения Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 N 2392-О, п. 2.1 определения Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1180-О, см. также п. 3 мнения судьи Конституционного Суда РФ К.В. Арановского к определению от 02.07.2015 N 1536-О).

Однако указанная позиция Конституционного Суда РФ не подкреплена возможностью каких-либо организационных мер к приглашению адвоката в момент задержания.

Во-первых, задержанное лицо, как правило, не имеет фактической возможности вызвать адвоката. Согласно процедуре, перед помещение в КАЗ задержанного досматривают по правилам ст. 27.7 КоАП РФ. Сам КоАП РФ этого прямо не требует, однако досмотр предписан Законом о полиции (ч. 6 ст. 14), а также п. 6 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, утв. постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 (и подзаконными актами МВД России, см. п. 200 Административного регламента N 185, п. 9 Наставления оперативному дежурному, утв. приказом МВД России от 30.04.2012 N 389, далее - Наставление).

После проведения досмотра у задержанных изымаются предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах (абз. 1 п. 11 Наставления). Мобильный телефон или планшет в этот перечень не входят, а значит, их отберут. А ведь в отсутствие средств связи невозможно ни пригласить защитника, ни получить устную консультацию.

У административно задержанного лица, однако, есть право на один телефонный звонок (ч. 7 ст. 14 Закона о полиции). Но этот телефонный разговор организуется в целях уведомления близких родственников или близких лиц о факте задержании и месте нахождения, зачастую осуществляется не самим задержанным, а сотрудником полиции. Кроме того, в этот момент задержанное лицо может быть слишком растерянным, чтобы давать своей семье указания по поиску защитника.

Во-вторых, поиск защитника - это задача, которая в деле об административном правонарушении решается целиком силами задержанного и его близких. КоАП РФ не содержит положений, обязывающих предоставлять защитника по просьбе задержанного лица (аналогично частям 2, 4 ст. 50 УПК РФ).

В-третьих, даже если защитник наличествует и желает оказать помощь доверителю (в частности, принять участие в оформлении протокола, ознакомиться с материалами дела и т.п.), то эту помощь не так легко организовать.

Если в момент задержания защитника поблизости нет (то есть он сам никаким образом не участвует в процедуре), полиция не станет приостанавливать задержание и дожидаться его прибытия. Разумеется, задерживаемое лицо вправе заявить ходатайство о о предоставлении ему возможности воспользоваться услугами адвоката (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ), причем отдельный вопрос - о возможности написать такое ходатайство (согласно ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ ходатайство заявляется только в письменной форме). Ходатайство должно быть рассмотрено сотрудником полиции немедленно (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ), однако удовлетворять его полицейский не обязан. Таким образом, получить юридическую помощь непосредственно в момент задержания нереально.

При этом получить эту помощь в дальнейшем, находясь в КАЗ (КСЗЛ) до суда, тоже очень сложно. Ни КоАП РФ, ни постановление Правительства РФ N 627, ни подзаконные акты МВД России о порядке содержания в КАЗ не содержат положений о свидании с защитником (например, аналогичных ч. 4 ст. 92 УПК РФ). Если в качестве защитника выступает адвокат, он, по крайней мере, может сослаться на п. 5 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре), в соответствии с которым адвокат вправе беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности. Если же в качестве защитника привлекается иное лицо (например, корпоративный юрист), то он лишен возможности сослаться на эту норму. Так что вопрос о свидании с защитником остается на усмотрении оперативного дежурного, - а у него достаточно других своих забот и без того, чтобы выводить задержанного, искать ему отдельное помещение и т.д. В итоге юридическая помощь, как правило, оказывается задержанному только в суде.

Наконец, законодательство РФ не содержит возможности оказания бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях (в отличие от таких гарантий в уголовном процессе, см. ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, ч. 5 ст. 50 УПК РФ). Следовательно, административно задержанный должен располагать денежными средствами для уплаты гонорара защитнику.

Таким образом, для наиболее эффективной реализации прав на юридическую помощь в деле об административном правонарушении целесообразно следовать следующим рекомендациям:

1. Разумно заранее иметь контакты адвоката (или другого человека), которому Вы бы доверили ведение своего дела об административном правонарушении. Разумеется, практически никто не может знать заранее будет ли он подвергаться административному задержанию, а также когда, где и за что (исключение могут представлять разве что люди, активно занимающиеся политической деятельностью). Поэтому заключать договор с адвокатом заранее, "на всякий случай", может быть нецелесообразно (хотя экономически выгоднее). Однако желательно знать адрес и контакты если не конкретных специалистов, то по крайней мере адвокатской конторы. Эти же контакты должны быть известны Вашим близким.

2. Целесообразнее привлекать к участию в деле адвоката, потому что адвокату достаточно предъявить ордер и удостоверение (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ, ч. 3 ст. 15 Закона об адвокатуре), чтобы вступить в дело. Для участия в деле любого другого человека понадобится доверенность (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ). КоАП РФ не требует именно нотариальной доверенности, но практика по этому вопросу очень противоречива (см., например, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27.01.2014 по делу N 12-171/14 и определение Волгоградского областного суда от 08.07.2015 по делу N 07-699/2015). Скорее всего, на нотариальной доверенности станут настаивать сотрудники полиции. А как нотариально заверить доверенность от человека, который сидит в КАЗ, а на дворе уже ночь?

3. Разумно не дожидаться момента, когда полицейские сами предложат Вам известить Ваших близких о задержании (если вообще предложат). Звоните сами, пока телефон в Ваших руках! Как правило, телефон не отбирают немедленно - Вы можете располагать им какое-то короткое время, пока Вас везут в отделение полиции, пока проверяют документы, достают бланк протокола.

4. Если соглашение с адвокатом (иным специалистом) у Вас уже есть, то целесообразно при первой возможности (она может оказаться единственной) извещать о своем задержании именно его, а он, в свою очередь, свяжется с Вашими близкими. Если такого договора нет, просите Ваших близких незамедлительно привлечь адвоката - в первом же телефонном звонке.

5. Протокол задержания требует Вашей подписи (ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ). Отказ от его подписания нецелесообразен, поскольку легко преодолевается соответствующей пометкой полицейского ("задержанный от подписи отказался"). Гораздо разумнее поставить свой автограф, но предварительно приписать - "нуждаюсь в юридической помощи, ходатайствую о вызове защитника". Если знаете контакты адвоката - можете вписать их.

6. Копия протокола задержания вручается задержанному по его просьбе (ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ). Однако довольно часто устная просьба не удовлетворяется (например потому, что якобы в принтере закончилась бумага и т.п.). Во избежание таких проблем целесообразно своей рукой указать в протоколе (при его подписании), что копия протокола Вам нужна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: