Нормы летной годности беспилотных воздушных судов

Обновлено: 01.05.2024

Воздушный кодекс > Глава V Воздушного кодекса. ВОЗДУШНЫЕ СУДА > Статья 35. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации

1. Летная годность гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта - состояние гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию.

2. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и к охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.

Комментарии к ст. 35 ВЗК РФ

Общие технические требования к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения) применимы к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения) (далее - ЕЭВС), имеющим:

- максимальный сертифицированный взлетный вес не более 1800 кг;

- не более чем четыре человека на борту.

Данные требования применимы к ЕЭВС независимо от того, имеют ли они "жесткие" или "гибкие" несущие поверхности, управляются ли они обычными поверхностями управления или другими способами. При проведении оценки соответствия конкретного объекта требования принимаются за базовые и уточняются в программе проведения работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным к ним требованиям.

Для ЕЭВС разрешены только неакробатические полеты, которые включают в себя:

- любой маневр, необходимый для осуществления нормального полета;

- крутые развороты, при которых угол крена не превышает 60 градусов.

Требования относятся ко всем ЕЭВС, если отсутствуют какие-либо указания на обратное.

Учитывая особенности конструкции ЕЭВС, имеющих:

- максимальную взлетную массу не более 450 кг в сухопутном варианте и не более 495 кг в гидроварианте;

- количество людей на борту не более двух;

- посадочную и взлетную дистанции не более 300 метров;

- скорость сваливания не более 65 км/ч - заявителем должны быть выбраны диапазоны веса и центровки, в пределах которых обеспечивается безопасная эксплуатация ЕЭВС.

ЕЭВС должен быть безопасно управляемым и маневренным на режимах:

- взлета при максимальной взлетной мощности;

- посадки с работающим и выключенным двигателем;

- при внезапном отказе двигателя.

Соответствие всем требованиям к летным характеристикам должно быть подтверждено испытаниями ЕЭВС в определенном объеме, с учетом заявленных веса, центровки и загрузки, посредством испытаний на предъявленном ЕЭВС или посредством анализов и расчетов основанных на результатах испытаний в ожидаемых условиях эксплуатации и в пределах установленных ограничений. Требования к прочности определены через эксплуатационные нагрузки (максимальные нагрузки, возможные в эксплуатации) и расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на предписанные коэффициенты безопасности). При отсутствии специальных оговорок нагрузки, возникающие в воздухе, на земле, должны быть уравновешены инерционными силами всех частей ЕЭВС. Распределение этих нагрузок может быть приближенным, взятым с запасом или должно точно отражать фактические условия. Конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без появления опасных остаточных деформаций. При всех нагрузках, вплоть до эксплуатационных, деформации конструкции не должны влиять на безопасность эксплуатации. В особенности это относится к системе управления. Конструкция должна выдерживать расчетные нагрузки без разрушения в течение не менее трех секунд.

Прочность любого элемента конструкции, имеющего важное значение для безопасной эксплуатации, которая не может быть оценена точным расчетом, должна обеспечиваться соответствующими коэффициентами безопасности, методами эксплуатации и ограничениями ожидаемых условий эксплуатации (ОУЭ). Пригодность и долговечность материалов, использованных для изготовления деталей, поломка которых может отрицательно повлиять на безопасность, должны определяться с учетом опыта и соответствовать установленным стандартам, гарантирующим прочность и другие свойства, принятые в расчетных данных. Применяемая технология производства должна обеспечивать надежность, качество изготовления конструкции, сохранения первоначальной прочности в реальных условиях эксплуатации. Должны быть обеспечены проверка и осмотр (включая осмотр основных элементов конструкции и систем управления), детальное исследование, ремонт и замена любой составной части, требующей технического обслуживания, регулировки для обеспечения правильной установки и функционирования, смазки и ухода. Установка управляемых поверхностей должна быть выполнена таким образом, чтобы исключалось взаимодействие между любыми поверхностями или их креплениями. Все системы управления должны выполнять свои функции легко, плавно и стабильно. ЕЭВС должен быть спроектирован таким образом, чтобы он мог осуществлять посадку на поверхности с невысоким травяным покрытием, не подвергая опасности пассажиров и пилота. Кабина и ее оборудование должны обеспечивать пилоту выполнение обязанностей без чрезмерной концентрации внимания и усталости. Каждая силовая установка должна быть изготовлена, собрана и установлена таким образом, чтобы:

- обеспечивалась безопасная эксплуатация;

- имелся доступ для необходимых осмотров и технического обслуживания.

Заявитель должен продемонстрировать, что каждая комбинация двигателя, выхлопной системы и воздушного винта удовлетворительно функционирует и надежна при эксплуатации в ожидаемых условиях эксплуатации и установленных ограничений. Каждый вид требуемого оборудования должен быть изготовлен, собран и установлен так, чтобы:

- обеспечивалась безопасная эксплуатация в условиях внешних воздействий, имеющих место на ЕЭВС в процессе эксплуатации в полете и на земле, в том числе и в случае возможного отказа;

- имелся доступ для осмотров и технического обслуживания. Должны быть установлены ожидаемые условия эксплуатации и эксплуатационные ограничения по воздушной скорости, маневренной скорости, скорости полета с выпущенными закрылками, скорости полета с выпущенными шасси, максимальный вес, предельные центровки, вес пустого ВС и другие ограничения и информация, необходимые для безопасной эксплуатации. Если двигатель не имеет сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации), то он должен сертифицироваться в составе ЕЭВС. Пригодность и долговечность материалов, использованных для воздушных винтов, должны быть обоснованы опытным путем или испытаниями, а также удовлетворять спецификациям, которые гарантируют, что эти материалы имеют прочность и другие характеристики, принятые в расчетных данных.

Расчет и конструкция воздушного винта должны обеспечивать сведение к минимуму вероятности его опасного состояния в период между ремонтами. Если воздушный винт не имеет сертификата, то он должен сертифицироваться в составе ЕЭВС. Специальные требования в дополнение и изменение общих требований должны распространяться на:

- дельтапланы - сверхлегкие планеры с жесткими первичными элементами конструкции, взлет и посадка которых производится ногами пилота;

- мотодельтапланы - дельтапланы с двигателем;

- дельталеты - мотодельтапланы, взлет и посадка которых проводится с мототележки;

- парапланы - сверхлегкие планеры без жестких первичных элементов конструкций, взлет и посадка которых производится ногами пилота;

- мотопараплан - параплан с двигателем, - с учетом особенностей их конструкции, учитываться в программе испытаний и подтверждении соответствия.

На ЕЭВС должны быть все опознавательные знаки, состоящие из:

государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";

регистрационного знака, состоящего из набора арабских цифр;

изображения Государственного флага Российской Федерации.

Размер, место расположения, контрастность используемой цветовой гаммы опознавательных знаков ЕЭВС устанавливается органом по сертификации.

На ЕЭВС должна быть установлена огнестойкая табличка, содержащая следующую информацию:

а) наименование (обозначение) и номер ЕЭВС;

б) номер сертификата летной годности ЕЭВС;

в) государственный и регистрационный опознавательные знаки ЕЭВС.

Технические требования к единичным экземплярам аэростатических воздушных судов авиации общего назначения содержат минимальные требования к летной годности единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения (далее - ЕЭ АВС) и распространяются на ЕЭ АВС с объемом оболочки не более 3500 куб. м, массой незагруженного аэростата не более 450 кг, количеством людей на борту не более пяти, дирижабли (не жестких, близких к статически равновесным) с объемом оболочки не более 4000 куб. м и количеством людей не более двух. При проведении оценки соответствия конкретного объекта данные требования принимаются за базовые и уточняются органом по сертификации в программе по оценке соответствия ЕЭ АВС (далее - Программа).

Летные характеристики должны быть подтверждены и обеспечены на предъявляемом ЕЭ АВС с учетом заявленных масс ("скачков" масс), массы полезного груза, массы пустого ЕЭ АВС:

- испытаниями ЕЭ АВС;

- анализом и расчетами, основанными на результатах испытаний в ожидаемых условиях эксплуатации (ОУЭ) и пределах установленных ограничений.

ЕЭ АВС должен при полной загрузке (с допуском + 5%) подниматься на высоту 92 м в течение первой минуты после начала подъема при всех заявленных ОУЭ. Руководством по летной эксплуатации ЕЭ АВС должен быть определен порядок действий в особых ситуациях, в том числе при неуправляемом снижении из-за отказа нагревателя, системы подачи топлива, системы измерения количества топлива, системы парашютного клапана, прогара оболочки и т.д. ЕЭ АВС должен обладать управляемостью и маневренностью, обеспечивающими безопасность во время подъема, набора высоты, спуска и посадки, и не требовать исключительных навыков пилотирования; обладать возможностью плавного изменения скорости набора высоты и спуска от нуля до максимального значения. Для каждого ЕЭ АВС должны быть установлены предельные скороподъемность и скорость снижения. Требования к прочности определены через эксплуатационные нагрузки (максимальные нагрузки, возможные в эксплуатации) и расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на предписанные коэффициенты безопасности). Пригодность каждой детали или части конструкции, влияющих на безопасность, должна быть подтверждена расчетом или испытаниями. Каждый вид установленного оборудования должен быть изготовлен, собран и установлен так, чтобы:

- обеспечивалась безопасная эксплуатация в условиях внешних воздействий в процессе эксплуатации в полете и на земле (в том числе в случае возможного отказа);

- имелся доступ для осмотров и технического обслуживания.

Заявителем должны быть установлены следующие эксплуатационные ограничения и информация, необходимые для безопасной эксплуатации:

- ожидаемые условия эксплуатации;

- эксплуатационные ограничения, включая максимальную массу, массу пустого ЕЭ АВС, массу полезного груза;

- последовательность операций в нормальной и особых ситуациях;

- скорость набора высоты;

- допустимая предельная вертикальная скорость при наборе высоты или снижении;

- необходимая информация, отражающая особенности эксплуатационных характеристик аэростата;

- ограничения на хранение и транспортировку заправленных газовых баллонов в нерабочем положении;

- указания по пространственной ориентации заправленного газового баллона в процессе эксплуатации, транспортировки и хранения.

Информация должна быть в виде руководства по летной эксплуатации ЕЭ АВС или плаката на борту ЕЭ АВС, который пилот может легко различать. На ЕЭ АВС должны быть нанесены опознавательные знаки, состоящие из:

государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";

регистрационного знака, состоящего из набора арабских цифр;

изображения Государственного флага Российской Федерации.

Размер, место расположения, контрастность используемой цветовой гаммы опознавательных знаков ЕЭ АВС устанавливается органом по сертификации.

На ЕЭ АВС должна быть установлена огнестойкая табличка, содержащая следующую информацию:

Приказ Министерства транспорта РФ от 27 ноября 2020 г. N 519
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна"

С изменениями и дополнениями от:

13 июля, 22 ноября 2021 г., 11 мая 2022 г.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8, статьей 10, пунктом 2 статьи 35 и пунктом 2 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2020, N 24, ст. 3740), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2018, N 52, ст. 8275), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна".

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 13 июня 2022 г. - Приказ Минтранса России от 11 мая 2022 г. N 169

2. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2024 г.

Регистрационный N 62130

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 27 ноября 2020 г. N 519

Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна"

С изменениями и дополнениями от:

13 июля, 22 ноября 2021 г.

ГАРАНТ:

О Федеральных авиационных правилах см. справку

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна" (далее - Правила) распространяются на гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее 1 (далее - ВС).

ВС допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности гражданского воздушного судна (далее - СЛГ), выданного на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 г. уполномоченным органом в области гражданской авиации 2 .

2. Правила устанавливают требования к летной годности ВС, форму и порядок оформления СЛГ, порядок приостановления действия и аннулирования СЛГ экземпляра ВС.

3. Правила обязательны для юридических и физических лиц при допуске ВС к эксплуатации.

II. Оформление СЛГ

4. Для оформления СЛГ юридическое или физическое лицо (или их уполномоченный представитель) (далее - заявитель) подает заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган (далее - уполномоченный орган в области гражданской авиации) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам).

5. Уполномоченный орган в области гражданской авиации в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки должен уведомить заявителя по электронным каналам связи о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии к рассмотрению заявки в случае выявления фактов неполноты или недостоверности содержащихся в заявке сведений, необходимых для оформления СЛГ.

6. В случае принятия заявки уполномоченным органом в области гражданской авиации к рассмотрению заявитель должен привлечь по своему выбору организацию, аккредитованную уполномоченным органом в области гражданской авиации, для участия в работе по оформлению СЛГ (далее - аккредитованная организация).

7. Заявитель должен предъявить аккредитованной организации ВС, документы, подтверждающие выполнение на данном ВС всех работ, предусмотренных действующей эксплуатационной документацией ВС, которая должна содержать изменения и дополнения, внесенные разработчиком ВС.

8. Аккредитованная организация в течение пяти рабочих дней со дня предъявления заявителем ВС и документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, должна оформить и передать заявителю заключение о соответствии требованиям к летной годности экземпляра ВС, установленным в приложении N 2 к настоящим Правилам (далее - заключение) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам). В случае несоответствия экземпляра ВС установленным требованиям к летной годности заявитель должен устранить выявленные недостатки и замечания и представить в аккредитованную организацию отчет об их устранении.

9. В случае отсутствия замечаний и недостатков, выявленных при проведении повторной оценки ВС, аккредитованная организация в течение пяти рабочих дней со дня представления вышеупомянутого отчета об устранении замечаний должна передать заявителю заключение.

10. Уполномоченный орган в области гражданской авиации принимает решение о выдаче заявителю СЛГ (приложение N 4 к настоящим Правилам) в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения аккредитованной организации.

11. СЛГ выдается на период срока службы (ресурса) ВС, установленного разработчиком ВС.

12. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, оформивший СЛГ, вносит информацию о его выдаче в федеральную государственную информационную систему "Реестр эксплуатантов и воздушных судов" 3 (далее - ФГИС "РЭВС") и является ответственным за поддержание этой информации в актуальном состоянии.

13. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, оформивший СЛГ, ведет электронный архив документации, на основании которой было принято решение о выдаче СЛГ, приостановлении и (или) возобновлении его действия и аннулировании СЛГ.

III. Инспекционный контроль летной годности ВС

14. Инспекционный контроль летной годности ВС организуется и проводится уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ 4 .

15. Плановый инспекционный контроль летной годности ВС проводится один раз в год. При этом возможно совмещение проведения планового инспекционного контроля с плановыми проверками эксплуатанта ВС.

16. При наличии информации о нарушении правил по эксплуатации и (или) поддержания летной годности ВС проводится внеочередной инспекционный контроль летной годности ВС.

17. При выявлении несоответствий требованиям, установленным в приложении N 2 к настоящим Правилам, эксплуатант (собственник) по своему выбору привлекает аккредитованную организацию для подготовки заключения в порядке, указанном в пунктах 7 - 9 настоящих Правил.

18. Результаты инспекционного контроля летной годности ВС являются основанием для принятия уполномоченным органом в области гражданской авиации решения о приостановлении или возобновлении (в случае приостановления) действия сертификата летной годности в пределах срока его действия.

19. По результатам инспекционного контроля летной годности ВС составляется акт инспекционного контроля летной годности ВС (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам).

IV. Приостановление действия СЛГ

20. Действие СЛГ приостанавливается решением уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ:

по инициативе заявителя;

по результатам инспекционного контроля.

21. Основаниями приостановления действия СЛГ (за исключением случая, когда СЛГ приостанавливается по инициативе заявителя) является несоответствие ВС требованиям, предъявляемым к летной годности, а также несоблюдение требований эксплуатационной документации ВС.

22. Решение о приостановлении действия СЛГ оформляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, и выдается (направляется) заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении действия СЛГ любым способом, который позволяет достоверно установить дату вручения такого решения заявителю.

23. Эксплуатант (владелец) прекращает эксплуатацию ВС со дня получения решения о приостановлении действия СЛГ.

24. Информация о приостановлении действия СЛГ вносится уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, в ФГИС "РЭВС" в течение одного рабочего дня после дня выдачи заявителю решения о приостановлении действия СЛГ.

25. В случае если действие СЛГ было приостановлено по инициативе эксплуатанта (владельца), действие приостановленного СЛГ возобновляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о возобновлении действия СЛГ.

26. Для возобновления действия СЛГ, приостановленного на основании результатов инспекционного контроля, эксплуатант (владелец) направляет в уполномоченный орган в области гражданской авиации, принявший решение о приостановлении СЛГ, заключение об устранении оснований для приостановления СЛГ по результатам инспекционного контроля.

27. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, принявший решение о приостановлении СЛГ, в течение трех рабочих дней со дня получения заключения, предусмотренного пунктом 26 настоящих Правил, оформляет решение о его возобновлении и направляет копию решения эксплуатанту (владельцу).

28. Решение о возобновлении действия СЛГ вносится в ФГИС "РЭВС" в день его оформления.

V. Аннулирование СЛГ

29. СЛГ подлежит аннулированию решением уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ:

по инициативе заявителя;

в случае, если не были устранены основания приостановления действия СЛГ по результатам инспекционного контроля в срок до 90 суток после дня принятия уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, решения о приостановлении его действия в соответствии с главой IV настоящих Правил.

30. Решение об аннулировании СЛГ оформляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, выдавшим СЛГ, и выдается (направляется) эксплуатанту (заявителю) в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об аннулировании СЛГ. Решение об аннулировании СЛГ выдается (направляется) любым способом, который позволяет достоверно установить дату вручения такого решения эксплуатанту (заявителю).

31. Аннулированный СЛГ не подлежит восстановлению, за исключением случаев признания решения об аннулировании незаконным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

32. Информация об аннулировании СЛГ вносится уполномоченным органом в области гражданской авиации во ФГИС "РЭВС" в течение одного рабочего дня с даты принятия решения об аннулировании СЛГ.

1 Пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2 Пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343; 2010, N 6, ст. 652) (далее - Положение).

3 Часть 21 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 200, N 32, ст. 3340; 2019 N 39, ст. 5374); подпункт 5.4.14 пункта 5 Положения.

Приложение N 1
к Правилам (рекомендуемый образец)

Руководителю уполномоченного
органа в области гражданской
авиации

Приложение N 2 к Правилам

Требования к летной годности воздушного судна

1. В отношении ВС и его компонентов должны быть проведены работы, направленные на выявление компонентов ВС, не прошедших сертификацию или квалификацию 1 .

2. На ВС и всех его компонентах в соответствии с эксплуатационной документацией должен быть выполнен комплекс технического обслуживания в организациях по техническому обслуживанию авиационной техники.

3. На ВС и всех его компонентах должны быть выполнены разовые осмотры и проверки, назначенные уполномоченным органом в области гражданской авиации в рамках организации разработки мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов 2 .

4. На ВС должны быть выполнены ремонтные работы в случаях повреждения ВС.

5. Летные характеристики ВС по данным средств объективного контроля должны соответствовать характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации ВС.

6. ВС должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией и обеспечено эксплуатационной документацией для полетов в заявленных условиях навигации.

7. Трафареты, надписи, идентификационная маркировка, нанесённые на ВС и его компоненты, должны соответствовать эксплуатационной документации ВС.

8. ВС должно быть укомплектовано согласно перечню оборудования, установленного на ВС.

9. На ВС не должно быть несертифицированных изменений (модификаций) конструкции (в том числе изменения компонентов и программного обеспечения).

10. На ВС, изготовленном за пределами Российской Федерации и ввозимом на территорию Российской Федерации, для которого запрашивается сертификат летной годности в Российской Федерации, должен быть в наличии экспортный сертификат летной годности, выданный государством регистрации (для ранее эксплуатировавшихся ВС) или государством-изготовителем (для ранее не эксплуатировавшихся ВС), или иной документ о летной годности ВС, предусмотренный двусторонним соглашением между Российской Федерацией и государством-экспортером ВС.

Приложение N 3 к Правилам
(рекомендуемый образец)

Информация об изменениях:

Приложение 4 изменено с 1 марта 2022 г. - Приказ Минтранса России от 22 ноября 2021 г. N 404

Приложение N 4 к Правилам
(с изменениями от 22 ноября 2021 г.)
(форма)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО

FEDERAL AGENCY FOR AIR TRANSPORT

СЕРТИФИКАТ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ N ____

CERTIFICATE OF AIRWORTHINESS No. ____

1. Национальный и регистрационный знаки/ Nationality and registration marks:

2. Изготовитель и обозначение воздушного судна изготовителем/ Aircraft manufacturer and designation:

3. Серийный номер воздушного судна/ Aircraft serial number:

4. Категории и/или применение / Categories and/or application ____________________

5. Настоящий сертификат летной годности выдан в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года и Воздушным кодексом Российской Федерации, относится к вышеупомянутому воздушному судну, которое считается пригодным к полетам при условии, что его техническое обслуживание и эксплуатация соответствуют вышеуказанному и установленным эксплуатационным ограничениям. / This Certificate of Airworthiness has been issued pursuant to the Convention on International Civil Aviation dated December 7, 1944 and Air Code of the Russian Federation in respect of the above mentioned aircraft, which is considered to be airworthy provided its maintenance and operation meet the foregoing and established operating limitations.

6. Дата выдачи/Date of issue ______________________________________________

7. Должность/Job title ____________________________________________________

8. ФИО/Full name _______________________________________________________

9. Подпись/Signature ____________________________________________________

10. Срок действия сертификата/Certificate valid till: ____________________________

Версия для слабовидящих

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (далее – БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП-138).

Полёты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Для выполнения полётов БВС ФАП-138 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полёт.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) представленного плана полёта воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты БВС.

Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171 .

При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину - владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 ФАП-138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.

Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства (граждане - владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

В соответствии с разделом VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 , проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденным приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249 .

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, должно знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена соответствующая ответственность физических (юридических) лиц.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Полёты над Москвой

Согласно пункту 49 ФАП-138 полёты БВС над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Для выполнения полётов над Москвой разрешение должно быть получено от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 09.07.2014 № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой».

В представлении указывается достоверная и полная информация о планируемой деятельности по использованию воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171.

После получения подтверждения органа ЕС ОрВД об установлении местного режима и включения поданного установленным порядком плана полёта БВС в суточный план зонального и районного центров ЕС ОрВД, а также разрешения на использование воздушного пространства, пользователю необходимо уведомить органы ЕС ОрВД не позднее:

пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности;

десяти минут после окончания деятельности: об окончании деятельности; о перерывах в полётах более чем на час.

Приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения полётов» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе над Москвой и Московской областью, установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Об использовании информации на сайте
© 2010 – 2022 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Текст ГОСТ Р 59517-2021 Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 59517— 2021


БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Классификация и категоризация

Москва Стандартинформ 2021

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный азро-гидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (ФГУП «ЦАГИ») совместно с Фе* деральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2021 г. № 472-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© Стацдартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Термины, определения и сокращения.

4 Общие положения.

5 Классификация БАС.

6 Открытая категория (А).

7 Специальная категория (В).

8 Сертифицируемая категория (С).

ГОСТ Р 59517—2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Классификация и категоризация

Unmanned aircraft systems. Classification and categorization

Дата введения — 2021—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает классификацию и категории беспилотных авиационных систем для определения требований по обеспечению безопасности полета: необходимого объема работ по сертификации «Разработчика». «Образца» и «Изготовителя» беспилотных авиационных систем, а также правил использования воздушного пространства. Настоящий стандарт направлен на решение задачи безопасной интеграции беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство с пилотируемыми воздушными судами гражданской авиации. По признакам категоризации БАС. изложенных в настоящем стандарте. Заявителем определяется применимый объем сертификационных работ, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, ответственным в области гражданской авиации, необходимый для демонстрации соответствия требованиям обеспечения безопасности применения БАС для выполнения авиационных работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 54580 Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения

ГОСТ Р 56122 Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования ГОСТ Р 57258 Системы беспилотные авиационные. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. е котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56122. ГОСТ Р 57258, ГОСТ Р 54580, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 дистанционное пилотирование: Управление пространственным положением беспилотно-го воздушного судна с рабочего места пилота, которое располагается вне борта этого воздушного судна.

3.1.2 завершение полета: Процедура достижения земной поверхности беспилотным воздушным судном штатным или иным предусмотренным способом, обеспечивающим безопасность этапа призем* ления.

использование воздушного пространства: Деятельность, в процессе которой осуществляется

перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность. в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т. п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

3.1.4 летная годность: Состояние образца авиационной техники, характеризующее его соответствие применимым требованиям к летной годности и пригодность к выполнению безопасного полета в пределах установленных эксплуатационных ограничений и методов эксплуатации.

3.1.5 максимальная взлетная масса: Максимальная разрешенная масса воздушного судна и его компонентов, определяемая согласно эксплуатационным документам.

3.1.6 максимальная кинетическая энергия: Значение кинетической энергии воздушного судна, имеющего в полете максимальную взлетную массу и максимальную скорость полета.

3.1.7 максимальная скорость полета: Наибольшая скорость воздушного судна, определяющаяся в соответствии с требованиями к летной годности.

3.1.8 ожидаемые условия эксплуатации: Условия, при которых обеспечена безопасная эксплуатация авиационной техники при соблюдении ограничений и процедур, изложенных в руководствах по эксплуатации и поддержанию летной годности, соответствующим образом утвержденных и одобренных в соответствии с действующими процедурами сертификации.

3.1.9 особая ситуация: Нештатная ситуация, возникающая в полете в результате воздействия неблагоприятных факторов или их сочетаний и приводящая к снижению уровня безопасности полета.

оценка риска: Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

(ГОСТ Р 51897—2011. статья 3.4.1]

3.1.11 правила полетов по приборам: Порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяют по пилотажным и навигационным приборам.

сертификат типа: Документ, выдаваемый Заявителю, являющемуся разработчиком, и удостоверяющий соответствие установленной типовой конструкции изделия требованиям сертификационного базиса.

сертификат типа ограниченной категории: Документ, выданный уполномоченным органом

в области гражданской авиации, подтверждающий соответствие характеристик и свойств типовой конструкции или образца авиационной техники отдельным обязательным требованиям применимых норм летной годности, требований по охране окружающей среды и правил использования воздушного пространства, удостоверяющий безопасность полета при соблюдении эксплуатационных ограничений.

3.1.14 тип воздушного судна: Классификация воздушных судов на основе установленных основ* ных характеристик (например, самолет, планер, вертолет, свободный аэростат).

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения;

БАС — беспилотная авиационная система;

ВВС — беспилотное воздушное судно;

ППП — правила полета по приборам;

ПРВ — прямая радиовидимость;

СВП — станция внешнего пилота;

VLOS — в пределах прямой видимости (visual tine of sight);

BVLOS — за пределами прямой видимости (beyond visual line of sight);

EVLOS — в расширенных пределах прямой видимости (extended visual line of sight).

4 Общие положения

Категоризация беспилотных авиационных систем по степени риска выполняемой воздушной one* рации и выбора средств снижения этих рисков до приемлемого уровня основывается на следующих базовых принципах:

- дистанционное пилотирование воздушного судна в составе БАС;

• отсутствие людей на борту;

- в любой момент полета БВС получает управляющие команды от одной СВП.

5 Классификация БАС

5.1 По максимальной взлетной массе БВС в составе БАС:

«от 0.25 кг до 30 кг включительно;

5.2 По достигаемой БВС в полете кинетической энергии:

5.3 По эксплуатационному назначению:

* для выполнения авиационных работ.

5.4 По условиям видимости:

5.4.1 Прямая радиовидимость:

1) Визуальные полеты в условиях VLOS. Внешний пилот имеет возможность поддерживать визуальный контакт с БВС без использования оптических приборов, за исключением средств, корректирующих зрение (очки, линзы), так чтобы БВС мог безопасно выполнять маневры для предотвращения любой опасной ситуации в воздухе и на земле.

2) Визуальные полеты в условиях EVLOS. Для пилотирования БВС внешнему пилоту необходима помощь одного или нескольких наблюдателей.

3) Полет в условиях BVLOS. Внешний пилот или наблюдатель не может поддерживать прямой визуальный контакте БВС. чтобы управлять его полетом с выполнением обязанностей по обнаружению потенциальной опасности и предотвращению столкновений с другими воздушными судами, и должен полагаться на приборные средства (3].

5.4.2 Отсутствие прямой радиовидимости:

Для ббльших расстояний или для специальных условий полета, когда прямая радиосвязь непри* годна, требуются системы, способные обеспечить связь за пределами ПРВ.

Примечание — Полег БВС а составе БАС в условиях BVLOS и BRLOS должен выполняться по ППП.

6 Открытая категория (А)

6.1 Беспилотная авиационная система может быть отнесена к категории А при условии соответствия следующим критериям:

- максимальная взлетная масса БВС в составе БАС не меньше 0,25 кг и не превышает 30 кг;

* максимальная кинетическая энергия, достигаемая БВС при выполнении полета, не превышает 100 Дж:

- БВС в составе БАС не имеет в своей конструкции вращающихся частей, которые могут нанести тяжкие телесные повреждения;

- использование БАС только в личных целях;

* выполнение авиационных работ не допускается;

* полет БВС в составе БАС выполняется при следующих условиях:

* ограничение высоты до 150 м;

- полеты в условиях VLOS/EVLOS;

* полеты выполняются в светлое время суток

* полеты выполняются на удаленном расстоянии от строений и людей не менее 150 м или воздушном пространстве, специально выделенном для полетов беспилотных воздушных судов.

7 Специальная категория (В)

7.1 Беспилотная авиационная система может быть отнесена к категории В при условии соответ* ствия следующим критериям:

- характеристики и конструкция БАС превышают ограничения, указанные в 6.1;

* система автоматического управления, в случае потери связи, обеспечивает возвращение БВС в точку начала полета до восстановления работоспособности линии управления и контроля или немед* ленное завершение полета;

* БАС предполагается использовать для выполнения авиационных работ в одобренном для этого эксплуатационном объеме выделенного воздушного пространства в соответствии с [2]. устанавливающими порядок использования воздушного пространства.

7.2 Беспилотная авиационная система категории В допускается к полетам при условии подтверждения соответствия требованиям к единичному экземпляру воздушного судна в составе БАС или утвержденному федеральным органом исполнительной власти е области гражданской авиации объему требований норм летной годности БАС с БВС соответствующего типа в форме сертификата типа или сертификата типа ограниченной категории.

7.3 Для доказательства соответствия БАС категории В ожидаемым условиям эксплуатации Заявитель может использовать результаты оценки рисков особых ситуаций, возникновение которых возможно во время или в результате полета БВС в составе БАС категории В. в соответствии с методами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.

8 Сертифицируемая категория (С)

8.1. Беспилотная авиационная система может быть отнесена к категории С в случае необходимости выполнения полетов БВС в составе БАС в заявленном классе несегрегированного воздушного пространства по правилам визуального полета и по правилам полетов по приборам.

8.2 Беспилотная авиационная система категории С допускается к полетам при условии подтверждения соответствия утвержденному объему федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации требований норм летной годности БАС с БВС соответствующего типа в форме сертификата типа или сертификата типа ограниченной категории.

8.3 Эксплуатация БАС категории С должна выполняться в соответствии с [2]. устанавливающими порядок использования воздушного пространства.

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»

[2] Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», 2019

[3] ИКАО Документ 10019 AN/507 Руководство по дистанционно-пилотируемым авиационным системам (ДПАС). 2015

Ключевые слова: беспилотные авиационные системы, компоненты, спецификация, общие технические требования

Редактор НА. Аргунова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка М.В. Лебедевой

Сдано а набор 28.06.2021. Подписано а печать !в 06.2021 Формат 60>84Ч. Гарнитура Ариал Усл. печ. л. 1.40. Уч.-изд. n. t.18

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении во для комплектования Федерального информационною фонда стандартов.

Текст ГОСТ Р 59519-2021 Беспилотные авиационные системы. Компоненты беспилотных авиационных систем. Спецификация и общие технические требования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


Беспилотные авиационные системы

КОМПОНЕНТЫ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Спецификация и общие технические требования


Москва Стандартинформ 2021

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (ФГУП «ЦАГИ») совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2021 г. № 474-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© Стандартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

4 Общие положения

5 Беспилотное воздушное судно

6 Станция внешнего пилота

7 Линия управления и контроля

8 Прочие компоненты БАС

ГОСТ Р 59519—2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Беспилотные авиационные системы КОМПОНЕНТЫ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ Спецификация и общие технические требования

Unmanned aircraft systems. UAS components. Specification and general technical requirements

Дата введения — 2021—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает состав (спецификацию) беспилотных авиационных систем и общие технические требования к компонентам систем.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56122 Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования

ГОСТ Р 59520 Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий гад. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Сокращения

3.1 8 настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БАС — беспилотная авиационная система;

БВС — беспилотное воздушное судно;

С8П — станция внешнего пилота;

СНО — средства наземного обслуживания;

УВД —• управление воздушным движением.

4 Общие положения

4.1 Общие требования

БАС должна соответствовать общим техническим требованиям в соответствии с ГОСТ Р 56122.

Минимальный набор компонентов, входящих в состав БАС. следующий:

* канал передачи данных между БВС и СВП.

В зависимости от задач и эксплуатационной категории конкретной БАС состав компонентов может быть расширен.

5 Беспилотное воздушное судно

5.1 Беспилотное воздушное судно, входящее в состав БАС. должно выполнять полеты в автоматическом, полуавтоматическом или ручном режимах управления, демонстрируя приемлемые характеристики устойчивости, управляемости и маневренности во всем диапазоне области допустимых режимов полета, обеспечиваемых системой управления.

5.2 Конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без образования в ней опасных остаточных деформаций. При всех нагрузках, не превышающих эксплуатационные нагрузки, деформации не должны влиять на безопасность эксплуатации.

5.3 Конструкция должна выдерживать расчетные нагрузки без разрушения в течение не менее трех секунд. Если прочность обосновывается результатами динамических испытаний, моделирующими реальные условия нагружения, то не требуется проводить испытания с приложением расчетных нагрузок в течение трех секунд.

5.4 Конструкция БВС должна быть выполнена таким образом, чтобы в результате возможных повреждений конструкции или вследствие нарушения функций систем ни БВС и ни одна из частей конструкции не подвергались чрезмерной вибрации и бафтингу, приводящим к нарушению каналов информационной связи и управления при всех допустимых скоростях полета и режимах работы двигателей. При всех ожидаемых эксплуатационных условиях полета не должно возникать бафтинга.

5.5 Система управления полетом должна осуществлять балансировку БВС на всех этапах полета при всех возможных сочетаниях веса, различных конфигурациях механизации, положениях центра тяжести и таким образом, чтобы сохранить расчетные показатели при заданных режимах полета.

5.6 БВС должно безопасно управляться и выполнять следующие маневры:

• уход на второй круг.

- маневры при движении на земле;

• экстренное безопасное завершение полета в случае возникновения особой ситуации или возврат в точку старта с безопасным приземлением.

5.7 Должна быть обеспечена возможность плавного перехода от одного режима полета к другому, включая развороты и скольжения, без опасности превышения предельной перегрузки на всех возможных режимах полета, в том числе возникающих при внезапном отказе двигателя БВС.

5.8 БВС должно быть способно функционировать в рамках существующих разрешенных маршрутов и зон полета с соблюдением условий параметров облета аэродромов пилотируемых воздушных судов. Процедуры взлета и посадки должны быть обеспечены на разрешенных аэродромах и площадках.

6 Станция внешнего пилота

СВП предназначена для осуществления внешним экипажем БАС мониторинга и управления БВС на земле и в воздухе, обеспечивающих следующие задачи:

- прямое управление (категория АПВПВ/BVLOS) — создание управляющего воздействия, аналогичного перемещению ручки управления, педалей управления рулем поворота и рычага управления 2

двигателем для приведения в движение рулевых поверхностей, установки режима мощности или задействования автопилота;

• управление с помощью автопилота (категория ВПВПВ/BVLOS) — управление скоростью, высотой, курсом и вертикальной скоростью через отправку управляющего сигнала на соответствующие действия автопилота;

• управление с помощью точек пути (категория СПВПВ/BVLOS) — изменение маршрута, предусмотренного планом полета, происходит посредством ввода точек пути и/или удаления данных из запрограммированного плана полета;

• управление ВВС в пределах прямой видимости (категория ПППВЛ/LOS) при выполнении взлета и/или посадки с последующей передачей управпения для выполнения полета за пределами прямой видимости (ПВПВ/BVLOS);

• выполнение полетов в условиях ПППВ/VLOS — прямое управление высотой и скоростью полета ВВС. с возможностью использования средств автоматизации, включая управление с помощью точек пути.

6.2 Общие технические требования

Функции СВП должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 59520.

7 Линия управления и контроля

7.1 Общие технические требования для линии управления и контроля

7.1.1 Требования к архитектуре

7.1.1.1 Архитектура линии управления и контроля различается по типам:

• «вне прямой радиовидимости» [1].

7.1.1.2 Построение архитектуры линии управления и контроля «прямая линия связи» обусловлено нахождением передатчика и приемника в пределах зоны действия общей линии радиосвязи, когда осуществляется прямая связь или связь через наземную сеть, если удаленный передатчик имеет прямую линию связи с ВВС и передача осуществляется в совместимом временном диапазоне.

7.1.1.3 Построение архитектуры линии управпения и контроля «вне прямой радиовидимости» обусловлено нахождением передатчика за пределами эоныдейстеиялриемника.асвяэьосуществляется через любую наземную станцию, с которой СВП имеет прямую линию связи, однако она не может обеспечивать передачи во временном интервале, сопоставимом с временным интервалом прямой линии связи.

7.1.1.4 Любая конфигурация должна соответствовать установленным для конкретного типа воздушного пространства и/или полетов параметрам требуемых характеристик связи в части, касающейся времени ожидания и готовности.

7.1.1.5 Архитектура линии управления должна гарантировать, что никакой единичный отказ в работе аппаратуры канала не сможет привести к возникновению сложного или более серьезного события/состояния.

7.1.2 Требования к защите линии управления и контроля

7.1.2.1 Защита от электромагнитных помех

Линия управления и контроля должна быть защищена от электромагнитных помех как от внесистемных (со стороны внешней среды), так и от внутрисистемных (между отдельными системами средств связи участвующих в передаче данных по линии управления и контроля и другими системами БАС).

7.1.2.2 Защита от стороннего вмешательства

Линия управления и контроля должна быть защищена от стороннего вмешательства, основываясь на результатах оценки, выполненной компетентным полномочным органом.

Необходимо предусмотреть защиту линии управления и контроля посредством кодирования с использованием ключей защиты.

7.1.2.3 Должно быть предусмотрено не менее чем двукратное резервирование используемых для передачи данных каналов связи:

- «СВП — БВС» и «БВС — СВП»;

• «УВД — БВС — СВП» и «СВП — БВС — УВД».

8 Прочие компоненты БАС

В состав БАС могут входить следующие компоненты:

а) средства наземного обслуживания

Состав СНО определяется с учетом класса и предназначения БАС и. кроме станции внешнего пилота, может включать:

• стартовые и посадочные средства, включая пусковые установки, парашюты, аэрофинишеры:

* тренажеры и их программно-аппаратное обеспечение для подготовки экипажа иобслуживающего персонала;

- средства транспортирования и жизнеобеспечения;

- вспомогательные обеспечивающие средства, включая аппаратуру и оборудование для пред- и послеполетного контроля БВС. предназначенные для подготовки БВС к полету, обслуживания БВС после полета, проведения текущих регламентных и ремонтных работ, а также для хранения средств комплекса;

б) программное обеспечение:

в) техническая и регламентирующая документации;

г) средства интеграции с другими системами, позволяющие объединять несколько БАС в систему с единым управлением.

[1] ИКАО Документ 10019 AN/5O7 Руководство по дистанционно-пилотируемым авиационным системам (ДПАС) (RPAS). 2015

Ключевые слова: беспилотные авиационные системы, категоризация, классификация

Редактор Н.А. Аргунова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка ЛА. Круговой

Сдано а набор 28.06.2021. Подписано а печать 15.06.2021 Формат 60>84Ч. Гарнитура Ариал Усл. печ. л. 1.40. Уч.-изд. л. 1.24.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении во для комплектования Федерального информационною фонда стандартов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: