Назовите тип здания где совершались торговые сделки и вершился суд

Обновлено: 28.04.2024

Составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

Римская историография служила, прежде всего, целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Рима. Наибольший вклад в развитие историографии республиканской эпохи внесли Саллюстий ( 86 – ок. 35 гг.до н. э. ), «Заговор Катилины », Югуртинская война » и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь ( 102 или 100 – 44 гг.до н.э.): «Записки о Галльской войне».

Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии – наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь ,величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд .Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II – I вв.до н. э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы – сложный комплекс банных помещений, библиотеки ,места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат.( aqua - вода и duco – веду ).

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портреты статуи получают доминирующее значение, и именно в них появились своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип «тогатус» , изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II – I вв. до н.э.были созданы такие привосходные работы,как «Брут », «Оратор»,брусты Цицерона и Цезаря. Практическим целям было подчинено и римское образование. Во II-I вв. до н. э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, и риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

На развитие римской философии оказала влияние греческая культура - наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона ),Римский архитектор Витрувий ( 2- я половина I в. до н.э. )написал трактат «Об архитектуре». В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицирон. Большое развитие получила юриспруденция – наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н. э., а в I в.до н.э .уже существовала обширная юридическая литература.

4.Культура Рима в период империи.

С 31 г. до н.э. начинается новая страница в Римской истории – история империи. Конец I в.до н.э. – II в.н.э - ранней империи ( эпоха принципата ), расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье,Северную Африку ,большую часть Европы.

Центром изучения философии в Римской империи ( как и в классической Греции, в эпоху эллинизма )оставались Афины. У римлян по – прежнему были распространены в I – II вв.н.э. стоицизм и эпикурейство. У римской знати особенно популярен был стоицизм,( основные представители которые в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121-180 ).Среди низших слоев общества особенно почитали бродячих философов-киников.

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.

Центрами науки деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I - IIвв. н. э. придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.), Птолемея (ок. 90 – ок. 160 ). «Естественную историю», являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Младший (61/62 – ок. 114 ).Больших успехов добилась медицина. Врач Гален (ок. 130 – ок. 200) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатома-физическое описание целостного организма. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н. э. стали заметны признаки регресса. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским еще в III в. до н. э. гелиоцентрической теории, принимается система Птолемея – геоцентрическая, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

Во II-III вв. н. э. высшего расцвета достигает римская юриспруденция. Создаются многочисленные теоретические сочинения, юристы активно участвуют в управлении государством, занимают высокие государственные должности, являются экспертами и советниками императоров. Наиболее известными юристами того времени были Гай (2-я пол. II в.), Юлиан (И в.), Папини- ан (ок. 146-212), Ульпиан (?-228) и др.

Одно из величайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней империи. Она представлена целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей (р.ок. 124 н.э.),автор авантюрно – аллегорического романа «Метоморфозы» (или «Золотой осел» ),Плиний Младший, сатирткт Ювенал (ок. 60 - ок.127), Петроний (? – 66 н.э.), Лукиан (ок. 120 – ок.190 ),поэты Вергилий (70 – 19 до н.э.),Гораций ( 65до н.э. – 8 н.э.),Овидий (43 до н.э. – ок. 18 н.э.). Особого расцвета она достигает в правление первого римского императора Августа (63 до н. э. - 14 н. э.). Стремясь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный Августа - Гай Цильний Меценат (7-8 до н. э.), чье имя стало нарицательным. Немного позже творил еще один знаменитый римский поэт - Овидий (43 до н. э.- 18 н. э.). Большое влияние на нравы римлян оказала поэзия Горация ,прославлявшего чувство такта, меры и достоинства в человеке:

Тот кто золотой середине верен,

Мудро избежит и убогой кровли,

И того, кто в других питает зависть – дивных чертогов.

Чаще треплет вихрь великаны – сосны,

Тяжелей обвал всех высоких башен

И громады гор привлекают чаще молний удары.

В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Тит Ливий (59 до н. э. - 17 н. э.) принадлежит труд «История Рима» от основания города до 9 г. н. э.Плиний Старший (23/24 – 79),Иосиф Флавий, Публий Корнелий , крупный римский историк Тацит (ок. 58 - ок. 117) -автор работ «Анналы», «История», «Германия». В этот период были созданы фундаментальные труды по римской и всемирной истории, однако крупный недостаток историографии этого времени - ее явная ориентация на прославление империи.

В период принципата во многих городах империи развивается крупное строительство - создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. В I-II вв. н. э. появляются два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей - самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов) - самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Ставнях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н. э.

В период империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, бюстов рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, военачальников, поэтов, философов и др.

В конце II в. н. э. в Римской империи начинается кризис, который в III веке охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболе ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Харак терными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, снижается тех ническое мастерство.

IV – V вв.н.э. - период поздней империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий).

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.

Христианство возникает на основе Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идет ожидания мессии – спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, Эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человека. Образ мессии – Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I и в первой половине II в.н.э. появились жизнеописания основоположника новой религии – Евангелия.(Евангелия (от греч.euanglilion – благая весть )-раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий – апостолы или их ученики. Время написания-2-я пол.I в. – на. II в.н.э.). В этот, первый период своего существования христианство вызвало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в.оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в.христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Вообще следует отметить что торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272- 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Никое первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще существовали такие поэты, как Авзоний (ок. 310 - ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 - после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок. 330 - ок. 400), для них творчества были характерны подражание старым образцам и чрезмерное увлечение внешней формой.

В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными здания. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности. (Катакомбы (лат. coemeteria - кладбище) - подземные искусственного или естественного происхождения сооружения, использовавшиеся для погребения христиан .Наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.

Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п. , продолжает употребляться так же, как и в Греции. Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:
римско-дорический,
римско-ионический,
римско-коринфский,
композитный,
тосканский.

Римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита»

Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами (греч. μεσοστύλιον) и группировали их по две, по три, одна подле другой.

Римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

А) Во II-I вв. до н. э. в Древнем Риме появляются новые типы зданий, например, _______________, где совершались торговые сделки и вершился суд, __________________, где устраивались гладиаторские бои, ______________ – сложный, окруженный парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. ____________________________ стал одним из символов современной объединенной Европы, он изображен на европейской валюте.
б) __________________________, наиболее выдающийся в Риме представитель теории атомистики, автор знаменитой поэмы «О природе вещей».
в) _______________________ на основе 2 тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки — от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.
г) _______________создал труды по истории римского народа, его культуре, искусству, истории литературы, грамматике латинского языка, юриспруденции, агрономии. _________________ создал геоцентрическую систему мира, оказавшую огромное влияние на развитие науки, а также труды по оптике, математике, географии, астрономии. д) _________________дал описание многих стран и народов древнего мира.
е) _________________был одним из крупнейших представителей античной медицины, в его сочинениях отражены все достижения медицины того времени.
ж) Военный инженер, строитель осадных машин _________________написал знаменитый трактат «Об архитектуре», в котором изложены принципы классической архитектуры Древней Греции и Рима.

А) Во II-I вв. до н. э. в Древнем Риме появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, термы – сложный, окруженный парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. Акведук стал одним из символов современной объединенной Европы, он изображен на европейской валюте (на 5-ти €).
б) Лукреций, наиболее выдающийся в Риме представитель теории атомистики, автор знаменитой поэмы «О природе вещей».
в) Плиний Старший на основе 2 тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки — от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.
г) Марк Теренций Варрон создал труды по истории римского народа, его культуре, искусству, истории литературы, грамматике латинского языка, юриспруденции, агрономии. Клавдий Птолемей создал геоцентрическую систему мира, оказавшую огромное влияние на развитие науки, а также труды по оптике, математике, географии, астрономии.
д) Публий Корнелий Тацит дал описание многих стран и народов древнего мира.
е) Клавдий Гален был одним из крупнейших представителей античной медицины, в его сочинениях отражены все достижения медицины того времени.
ж) Военный инженер, строитель осадных машин Марк Витрувий Поллион написал знаменитый трактат «Об архитектуре», в котором изложены принципы классической архитектуры Древней Греции и Рима.

Они сами не так много придумали скорее видоизменяли, они заимствовали.
Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:
римско-дорический,
римско-ионический,
римско-коринфский,
композитный,
тосканский.
Римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита»

Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами (греч. μεσοστύλιον) и группировали их по две, по три, одна подле другой.

Римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Существенную роль! Именно римляне ( не просто - "стали применять бетон") изобрели бетон. И это стало "революцией" в архитектуре.

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода. Первый из них охватывает собой время от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

Второй период.

Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина; вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.

Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

Иногда колонны украшали только портик храма (простиль); иногда рядом бывали обставлены и боковые стороны целлы (род периптера), но их не имелось с задней стороны; иногда, вместо настоящих колонн, употреблялись полуколонны, выступающие из стен целлы (род псевдопериптера). Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком.

Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.

Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.


Реконструкция театра Помпея

В числе сооружений нерелигиозного характера этого же периода заслуживают внимания в особенности:

  • Табуларий (лат.Tabularium) — здание значительного размера, построенное в 78 году до н. э. для помещения государственного архива и выходившее на форум фасадом, который представлял 11 аркад сдорическимиколоннами;
  • трёхъярусный деревянный театр М. Скавра (58 г до н. э.), вмещавший в себе до 80 000 зрителей и украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй,
  • первый каменный театр, возведённый в 55 г. до н. э. на Марсовом поле и увенчанный на вершине своих градин (зрительных скамей) храмом Венеры Победительницы (Venus Victrix).

Все эти здания исчезли, точно так же, как следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: форум с храмом Венеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, оконченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла. Недавние исследования с применением 3D-моделирования показали, что уникальное расположение его сцены (в сторону северо-востока, в отличие от других театральных площадок Рима, которые обычно смотрят на запад) было не случайным. Архитекторы Августа специально строили театр с расчетом на утренние торжества, чтобы избежать жаркого летнего солнца, которое в это время светило на сцену, а не на зрителей.

Третий период.

Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

В это время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.



Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Римские мастера значительно уступали грекам, но у них была собственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, а информации о том, как выглядели их праотцы. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным.

В течение этого периода все прежде наметившиеся типы зданий приходят в полное развитие, достигают удивительной величественности, высшего изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и детали прокрадываются элементы, занесённые с Востока и Египта.

Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью восстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся. Исполняя свой обет, данный в битве при Акциуме, он соорудил обширный форум своего имени с великолепным храмом в честь Марса-Мстителя‎. Уцелевшие остатки зданий этого форума — три коринфские колонны, часть стены храмовой целлы и несколько плафонных кассетонов — могут считаться прекраснейшими остатками Римской архитектуры. Ещё более замечательный и притом несравненно лучше сохранившийся её памятник представляет собой выстроенный в 26 г до н. э. Пантеон Агриппы. Август, ещё при своей жизни, воздвиг себе надгробный мавзолей, от которого остались теперь только груды камня — гигантский памятник, занимавший на Марсовом Поле площадь в 3400 м² и состоявший из нескольких уступов, возвышавшихся один над другим и усаженных деревьями; на его вершине стояла колоссальная бронзовая статуя императора. Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным правом мог говорить, что «принял этот город кирпичным, а оставил мраморным», Август наделил многие другие места империи более или менее изящными зданиями, каковы, например, храм Августа и Ромы в ПулеИстрии), прекрасно сохранившийся храм Мезон Карре в Ниме, триумфальные ворота в Римини, Сузе, Аосте и т. п.

После смерти Августа строительные предприятия в Риме на некоторое время уменьшились; тем не менее, Тиберий начал сооружать храм Кастора и Поллукса, впоследствии довершенный Калигулой; бедные остатки этого некогда красивого и пышного здания — три колонны с частью его основания и их антаблемента — стоят теперь в южной части форума. Клавдий построил акведук своего имени, доставлявший в Рим воду реки Анио с Сабинских гор — громадное сооружение длиной более 10 км, тянущееся через римскую Кампанию и состоящее из обширных арок, поддерживающих канал, по которому неслась вода. Нерон, после известного пожара Рима, на его дымящихся развалинах построил «Золотой дом», который должен был превзойти великолепием все, что было создано до той поры архитектурой и декоративным искусством; это гордое здание после смерти тирана было разрушено негодовавшим на него народом.

После воцарения Флавиев, архитектурная деятельность снова усилилась, и императоры этой фамилии наделили Рим и его провинции множеством зданий, не уступающих своими размерами появившимся в эпоху Августа, и даже превосходящими их в отношении роскоши. Веспасиан начал сооружать в вечном городе храм Марса и знаменитый Колизей, оконченный в 70 г н. э. Титом. Кроме Колизея, из построек этого государя важнейшими были термы его имени и дворец, возведённый им для себя. При Домициане Рим украсился триумфальными воротами, увековечивавшими память о победах Тита над иудеями и о разорении им Иерусалима — сооружением, любопытным в особенности потому, что в нём мы впервые видим совершенно определившийся, характеристичный тип римских триумфальных арок, которые строились и раньше, но не с такой соразмерностью частей и с меньшим убранством, а также потому, что полуколонны, украшающие собой эти ворота, представляют первый известный пример капителей стиля композита. Сверх того, Домициан начал строить новый форум (лат. Forum Transitorium), заключавшийся между Forum Romanum и Августовым и оконченный Нервой, который назвал его своим именем.

Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие до того времени. Любимый архитектор императора — Аполлодор Дамасский — поместил в середине этого форума обширную базилику (basilica Ulpia) о девяти нефах и громадную, уцелевшую доныне колонну в честь Траяна, с обвивающим её барельефным изображением эпизодов его похода против даков. Кроме входных ворот в тот же форум, были воздвигнуты на нём ещё другие, из дорогого пентелийского мрамора, но они были впоследствии разрушены и их материал употреблён на триумфальную арку императора Константина. Не ограничиваясь Римом, Траян украсил роскошными сооружениями многие другие города, причём в большинстве случаев пользовался услугами того же Аполлодора; особенно много произведено построек для общественной пользы на родине императора, в Испании.

Римская архитектура ещё более оживилась в царствование Адриана, который не только был горячий любитель искусства, но и сам занимался им в часы досуга. Он обогатил Рим таким множеством новых зданий, что заслужил прозвание его Восстановителя (Restitutor). Наиболее важные между ними — храм Венеры и Ромы, стоявший как раз против Колизея — самый большой из бывших в городе, огромный псевдопериптер с двумя целлами, прислонёнными одна к другой, и с обширным портиком, и мавзолей Адриана, начатый постройкой при нём самом и оконченный при его преемнике, — сооружение, называвшееся, вследствие своей громадности, «Moles Hadriani» и представлявшее два цилиндрических этажа, возвышавшихся на четырёхугольном основании и обставленных колоннами; оно было сложено из травертина, облицовано мрамором и увенчивалось куполом, на вершине которого стояла бронзовая колесница с фигурой едущего в ней императора или, быть может, кедровая шишка. Мавзолей Адриана ещё при Гонории был превращён в крепость, лишился потом своей мраморной отделки и верхнего этажа и, наконец, стал нынешним Замком св. Ангела. К постройкам Адриана принадлежат также великолепный мост, перекинутый через Тибр против мавзолея, и находившийся поблизости оттуда большой цирк, исчезнувший бесследно. Неподалёку от Рима, в Тибуре (Тиволи), построена императором по собственным его планам роскошная вилла, в которой были воспроизведены в миниатюрном виде лучшие памятники греческого и египетского зодчества. Из сооружений Адриана в провинциях, особенно многочисленны были произведённые в Афинах, которым он, будучи поклонником греческой образованности, хотел возвратить прежний блеск. Там его заботами довершен храм Олимпийского Зевса, начатый ещё при Писистрате, воздвигнуты храм Зевса и Геры, несколько других храмов, гимназий, портики, базилика, театр у подножия акрополя, проведены каналы, дороги, словом, возник новый город, соединявшийся со старым воротами, сохранившимися до наших дней. Относительно архитектурного стиля эпохи Адриана, должно заметить, что он лишён оригинальности, ограничивается более или менее удачным сочетанием в себе разных элементов, выработанных в цветущую пору античного искусства, — стиль холодно-эклектический, так сказать, академический, но, при сильном стремлении своём к монументальности и пышности, все ещё отличающийся стройностью и изяществом.

Четвёртый период.

После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в это время, каждый император старается оставить о себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.

Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и украшенные скульптурными рельефами, взятыми с ворот Траяна, и базилика, основание которой было, впрочем, положено ещё Максенцием, — последний прекрасный памятник римской архитектуры, способный выдержать сравнение с наилучшими созданиями её цветущей поры. То было величественное здание о трёх нефах внутри, стройное по пропорциональности своих частей, роскошно отделанное, благородное, хотя в его деталях уже проявились признаки упадка искусства.

Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания классической эпохи. Особенно красноречиво свидетельствуют о том сооружения, появившиеся при последних императорах в таких отдалённых краях их владений, как Сирия и Аравия: впалые или вздутые поверхности, капризно изгибающиеся или ломающиеся линии, изобилие украшений нередко вычурных, фантастичность форм, — таковы главные черты этой римско-восточной архитектуры. Некоторые из её произведений до сей поры удивляют своими размерами, массой употреблённого на них дорогого материала, техническим мастерством своей конструкции, но также и причудливым нарушением стильности. Таковы, например, остатки храма Ваала в Гелиополе (Баальбек), развалины храмов и колоннад в Пальмире, уцелевшие фасады погребальных пещер в местности Петры, некогда цветущего города Каменистой Аравии и некоторые др.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: