Когда была образована прокуратура верховного суда союза сср

Обновлено: 28.04.2024

Каталог » Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории СССР. Путеводитель. Том 3. 1997 » Суд, прокуратура, государственный арбитраж

Прокуратура СССР. 1924–1991

Позиция в структуре путеводителя

Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории СССР. Путеводитель. Том 3. 1997

Конституцией СССР, принятой II сессией ЦИК СССР 6 июля 1923 г., определялся порядок назначения прокурора Верховного суда СССР. В положении о Верховном суде СССР от 23 ноября 1923 г. предусматривалось образование Прокуратуры Верховного суда СССР.

Прокуратура СССР учреждена постановлением ЦИК СССР и СНК СССР 20 июня 1933 г. в связи с упразднением Прокуратуры Верховного суда СССР. 17 декабря 1933 г. было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Таким образом был сделан еще один шаг по пути к централизации Прокуратуры, однако централизация не было доведена до конца: прокуроры республик продолжали оставаться наркомами юстиции союзных республик, а значит, подчинялись не только Прокурору СССР, но и СНК и ЦИК своей республики.

Процесс становления прокуратуры как самостоятельного и независимого от администрации органа формально завершен в 1936 г. Конституция СССР закрепила становление прокуратуры в виде единой системы. В конституциях союзных республик было записано, что высший надзор за законностью на территории союзной республики осуществляет Прокурор СССР как непосредственно, так и через прокурора республики. При этом Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет и только перед ним был ответственен.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. органы прокуратуры на транспорте, а также в местностях, объявленных на военном положении, были военизированы.

Новое положение о прокурорском надзоре в СССР принято 24 мая 1955 г.

30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР был принят закон о Прокуратуре СССР, в котором уточнялась система органов прокуратуры и подтверждалась их централизация.

Прокуратура СССР осуществляла надзор за соблюдением конституции, единообразным применением законов СССР, поддерживала от имени государства обвинение в суде, имела право опротестовывать акты органов власти и управления, приговоры судов, руководила органами расследования.

С 1956 г. прокурорскому надзору подлежали все органы предварительного следствия, включая соответствующие органы государственной безопасности. Прокурор (генеральный прокурор) СССР назначался Верховным Советом СССР.

В составе Прокуратуры СССР действовали: Главная военная прокуратура, Главная (военная) прокуратура железнодорожного транспорта, Главная (военная) прокуратура водного транспорта, управления и отделы. Среди них отделы: общего надзора, уголовно-судебной, гражданско-судебный, по спецделам, следственный, по надзору за ведением следствия в органах государственной безопасности, по надзору за местами заключения, по делам несовершеннолетних, по жалобам, систематизации законодательства и другие.

Упразднена со 2 января 1992 г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. Этим же постановлением правопреемником объявлена Прокуратура РСФСР.

Прокурорами (с 1946 г. – генеральными прокурорами) СССР были: П.А. Красиков (1924–1933), И.А. Акулов (1933–1935), А.Я. Вышинский (1935–1939), М.И. Панкратьев (1939–1940), В.М. Бочков (1940–1943), К.П. Горшенин (1943–1948), Г.Н. Сафонов (1948–1953), Р.А. Руденко (1953–1981), А.М. Рекунков (1981–1988), А.Я. Сухарев (1988–1990), Н.С. Трубин (1990–1991).

Фонд поступал частями в 1956, 1958, 1966–1991, 1993 гг. по мере истечения срока ведомственного хранения, по описям, составленным в архиве Прокуратуры СССР. Особенностью формирования описей является объединение материалов структурных частей с управленческой документацией и надзорными производствами в одних описях (1–27, 29, 30, 32) и их разделение в других (28, 35 – управленческая документация, 31, 33, 34, 36 – надзорные производства). Отдельные описи снабжены предисловиями, именными алфавитными указателями и предметными указателями видов преступлений. Заголовки в описях с надзорными производствами составляют фамилии и инициалы лиц, на которых они были заведены, или указывается вид совершенного преступления. Из состава фонда микрофильмирована 551 ед. хр.


Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, советская прокуратура

Период после Октябрьской революции для отечественной прокуратуры считается весьма неблагоприятным в связи с тем, что пришедшей новой властью были ликвидированы все органы управления, существовавшие в царской России. Таким образом, оговариваемый период истории развития прокуратуры начался с её ликвидации, закреплённой в Декрете СНК РСФСР от 24.11.1917 № 1 «О суде», упраздняющим ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, адвокатуры. Поэтому на протяжении нескольких лет новое, строящееся государство жило без органов прокуратуры. Следует отметить, что её отсутствие не означало отсутствия надзора за законностью. Функции прокуратуры (а именно функции надзора за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти) осуществляли различные созданные в новом государстве учреждения, компетенцию которых составляли и иные функции.

Так, ВЦИК осуществлял надзор на основании ст. 32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации; СНК обладал полномочиями на разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования; народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер; надзор осуществляли и РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) — за деятельностью государственных учреждений и общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; взаимодействовали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы аппарата управления всех уровней.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что функции по общему надзору был распределены по многим ведомствам, а полномочия прокуратуры рассредотачивались по разным органам власти, что в дальнейшем привело к ненадлежащему осуществлению надзора.

В связи с указанными выше обстоятельствами, в мае 1922 г. были приняты Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре, которое имело силу закона и вступало в силу с 1 августа 1922 года. Положение закрепляло собой компетенцию вновь создаваемой Прокуратуры и в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью возлагало на неё обязанности по осуществлению надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, непосредственному наблюдению за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ОГПУ, по поддержанию обвинения в суде, а так же обязанность по наблюдению за правильностью содержания заключенных под стражей. Таким образом, данным актом прокуратура наделялась различными функциями, а в круг её полномочий стали входить надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами, надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления, поддержание обвинения в суде, надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц. Данные полномочия по факту составляют и базу сегодняшней прокуратуры, с определёнными изменениями произошедшими в течение времени.

Позже, в ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которая была наделена широким кругом полномочий. Особо стоит отметить наделение её правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегии Верховного суда СССР. Но в июне 1933 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР была образована Прокуратура СССР. На нее возлагались обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судебному надзору, по возбуждению уголовного преследования и поддержанию обвинения, надзору за законностью действий правоохранительных органов. Вследствие проводимых изменений упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР, а ее функции передавались Прокурору Союза.

В декабре 1933 года было принято «Положение о Прокуратуре Союза ССР». Данный акт имел большое значение для установления принципов прокурорской системы. Он воссоздавал принципы единства и централизованности внутри прокурорской системы. В соответствии с Положением прокуратура становилась самостоятельным органом, обеспечивалась независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Также закреплялись военная и транспортная прокуратуры в качестве структурных подразделений Прокуратуры СССР. Образование в этот период специальных судов на транспорте обусловило и создание специальных прокуратур железнодорожного и водного транспорта.

Таким образом, учреждение Прокуратуры СССР как бы завершало строительство системы прокурорских органов Советского государства. Однако полного единства эта система не достигла, так как прокуратуры союзных республик находились в ведении наркоматов юстиции, хотя общее руководство деятельностью республиканских прокуратур оставалось за Прокурором Союза ССР.

завершила централизацию системы прокурорских органов страны Конституция 1936 г.. Она подчиняла республиканские прокуратуры органам Союза. Статус прокуратуры повысился: она вышла из подчинения правительства и стала зависеть только от высшего органа власти Союза — Верховного Совета.

В годы Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры была перестроена на военный лад. Перед прокуратурой, как и перед деятельностью иных государственных органов, была поставлена задача победы советского народа над немецким фашизмом.

Следующим важным шагом в регламентации деятельности органов прокуратуры было принятие Верховным Советом СССР в марте 1946г. закона СССР «О присвоении Прокурору наименования Генерального прокурора СССР». Это являлось следствием важного государственного и политического значения деятельности органов прокуратуры и делалось в целях повышения авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве.

24 мая 1955 года вышел указ «О прокурорском надзоре в СССР». Этот акт более детально раскрывал сущность видов осуществления надзора, раскрывал содержание функций прокуратуры.

Следующим важным этапом развития правового регулирования деятельности прокуратуры в рамках заданного периода, был 1977 год. В связи с принятием Конституции СССР 1977 года были внесены существенные изменения в области функций прокуратуры: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального Прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура оказывалась не отнесённой ни к одной из ветвей власти. Хотя находилась в ведении и исполнительной и законодательной власти.

Дальнейшее развитие прокуратуры нашло отражение в законе от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре», который детализировал и закрепил уже имеющиеся у прокуратуры функции.

Исследователи, считают советскую прокуратуру классическим типом надзорного устройства прокурорской деятельности по двум причинам:

во-первых, осуществление надзора было основной функцией советской прокуратуры;

во-вторых, прокурорский надзор носил высший характер и охватывал деятельность всех органов, организаций, учреждений предприятий, включая также поведение отдельных граждан.

  1. Воронин О. В. О некоторых тенденциях развития отечественной прокурорской деятельности / О. В. Воронин // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2013. — № 4 (10). — С.65–73.
  2. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики [Электронный ресурс] принята V Всероссийским Съездом Советов от 10 июля 1918 г// Гарант: информ.-правовое обеспечение. — Электрон. дан. — М., 1918. — Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
  3. Закон СССР от 30 нояб.1979 «О прокуратуре СССР»// КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 1979. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки том. гос. ун–та.
  4. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. / С. А. Воронцов — Ростов Н/Д: Феникс, 1999. — 424 с.
  5. Дранников В. Н. Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: учеб. пособие/ — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. –120 с.
  6. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде»// КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 1917. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки том. гос. ун–та.
  7. Постановление ВЦИК от 25 мая 1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р. С. Ф.С.Р».) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 1922. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки том. гос. ун–та.
  8. Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17 дек. 1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР»«.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 1933. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки том. гос. ун–та.
  9. Указ Президиума ВС СССР от 24 мая 1955 «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР»// КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 1955. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки том. гос. ун–та.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, прокуратура, орган власти, поддержание обвинения, советская прокуратура, Верховный Совет СССР, Верховный Суд СССР, законность действий, Прокурор Союза, прокурорская система.


В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Ключевые слова: советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

12 января профессиональный праздник отметили работники прокуратуры, созданному в годы петровских преобразований ведомству исполнилось 295 лет. Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства. В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Поэтому, выбранная тема представляется актуальной. В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы.

На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры. Декретом СНК РСФСР от 24.11.1917 № 1 «О суде» упразднены ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры [9].

Отсутствие прокуратуры не означало отсутствие надзора за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти осуществляли различные учреждения, в компетенцию которых входили, в том числе и другие функции:

– ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет) надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации [5, с. 172];

– Советы Народных Комиссаров (СНК) имели такие функции, как разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования [1, с. 24];

– Народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью конфликтных органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер;

– ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) по мнению одних исследователей, выполняла правоохранительную функцию [8, с. 85] — защищала государство от криминалистических проявлений, действовала в рамках закона и находилась под эффективным партийным и прокурорским надзором. По мнению других — представляла собой вооружённую опору власти, выполнявшую ключевую роль в политико-идеологической системе СССР. Авторы доказывают, что присутствовала ведомственная заинтересованность ВЧК и определенная автономность в осуществлении репрессий, ВЧК выполняла в первую очередь, задачи политико-идеологического характера и оказывала огромное влияние на все институты государства [4, с. 327].

В мае 1922 г. сессия ВЦИК приняла Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре. В соответствии с принятым законом она становилось органом дознания (а по делам о контрреволюции, органом предварительного следствия) поднадзорным прокурору [10].

– РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) осуществляли надзор за деятельностью всех государственных учреждений и организаций; общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; сотрудничали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы управленческих аппаратов всех уровней [7, с. 378].

Как показывает исторический опыт, потребность в таком государственном органе как прокуратура, особенно остро возникает в периоды коренных преобразований общественных отношений и государственного устройства. Прокуратура всегда рассматривалась как инструмент укрепления режима законности в государстве.

26 мая 1922 года на III сессии ВЦИК принято Положение о прокурорском надзоре, которое исполняло роль закона и вступало в силу с 1 августа 1922 года. На законодательном уровне закрепилась независимость прокуроров от местных органов власти (губернских исполкомов), принцип «двойного» подчинения утратил свою силу. Однако право прокуроров на обжалование в суд незаконных решений исполкомов исключалось, что позволило нарождавшейся советской бюрократии использовать указанное постановление в собственных целях от воздействия прокурорского надзора [3, с. 132].

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц [7, с. 410].

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, наделённая широкими полномочиями: правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

Постановлением ЦИК № 84 и СНК Союза ССР 2621 17.12.1933года принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. На неё дополнительно возлагались следующие функции:

– надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных Ведомств Союза ССР и союзных республик, местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

– надзора за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования гражданского или уголовного дела на любой стадии судопроизводства;

– опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общего руководства деятельностью прокуратуры союзных республик [13].

Кроме того, «Положение о прокуратуре Союза ССР» определило отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

В Положении также определены система и структура органов прокуратуры; в качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры, сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР и функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Первым прокурором Союза ССР назначен Иван Алексеевич Акулов. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему [7, с. 420]. Деятельность на местах прокуроры, начинали, как правило, с обращений к населению путём размещения объявлений в местных газетах с указанием в них задач прокуратуры, состава работников, служебного адреса, порядка подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].


Существующая в стране в то время система внесудебных репрессий находилась в противоречии с Конституцией, а судьи были далеки от независимости. В результате чего, для представителей прокурорского надзора существовали неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности [5, с. 184]. Многие сотрудники органов прокуратуры, не смотря на сложившуюся ситуацию в указанный период, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, однако такие попытки пресекались, о чём свидетельствуют их репрессии, включая расстрел свыше 100 человек.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» [11, с. 213], работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР, учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры, в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, принял Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым Генеральным прокурором СССР назначен Константин Петрович Горшенин [11, с. 214].

В послевоенное время надзору за соблюдением и восстановлением прав граждан уделяется больше внимания. В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 данного положения обязала Генерального прокурора СССР осуществлять надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР [11, с. 215].

Положение о прокурорском надзоре законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления, расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, с акцентированием направленности деятельности на защиту прав и законных интересов граждан. При осуществлении функции борьбы с преступностью, органы прокуратуры выступали не только как орган государственного обвинения, но и как орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. [8, с. 85]

Правозащитная роль прокуратуры получила значительное расширение с внесением изменений и дополнений в Закон «О прокуратуре СССР» Президиумом Верховного Совета СССР 16 июня 1987 года. Так, в ст.1 Закона внесены дополнения о том, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура должна добиваться, чтобы все перечисленные в статье государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе законности, «обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Требования прокуроров об устранении нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения». [5, с. 243]

Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» от 26 декабря 1990 года значительно расширил сферу прокурорского надзора, включив в предмет надзора законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий, массовых движений [6, с. 61]. После распада СССР в 1991 году, принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1, определяющий правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе о прокуратуре СССР, конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими. Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность её кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защите прав и свобод человека и гражданина на второй план.

В настоящее время Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 [12] направлен на обеспечение верховенства закона, укрепление законности, охрану прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, надзор, Верховный Совет СССР, Российская Федерация, орган, положение, прокуратура, СССР, указ Президиума, государственное управление.

По К-1918 Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат утверждение, изменение и дополнение Конституции; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр., право амнистии, общей и частичной. Органом судебной исполнительной власти был народный комиссариат по юстиции.В К-1924 на союзном уровне была создана система правоохранительных органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции, разрешение судебных споров между союзными республиками. Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. Председатель ВС, его заместитель и пять членов ВС, а так же прокурор ВС и его заместитель назначались президиумом ЦИК СССР.В К-1936 судебной системе отводится целая глава "Суд и прокуратура". Конституция 1936 закрепила, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Определялся порядок выборов в соответствующие суды и срок полномочий судей. Закрепились принципы независимости судей и подчиненности их закону, открытости разбирательств без исключений, предоставления защиты обвиняемому, рассмотрение всех дел с участием народных заседателей. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке. В этой же главе определился статус Генерального прокурора. За ним закреплен высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами. Определен порядок назначений и сроков действия полномочий на прокурорских должностях. В К-1977 судебной системе отведена глава "Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор". Система выборов судей и народных заседателей осталась прежней. Введен институт военных трибуналов. Введена ответственность судей и народных заседателей перед избирателями, закреплена норма их отзыва. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определяются Законом о Верховном Суде СССР. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции – с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Теперь принцип независимости распространен и на народных заседателей. Правосудие в СССР по К-1977 осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом. Основное нововведение – презумпция невиновности по ст.160. Введен институт юридической помощи (адвокатуры) и определены порядок и организация их деятельности. Ст.162 допускает к участию в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Вводится институт государственного арбитража для разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, а так же определяется их порядок и организация их деятельности. Ст.164 расширен круг прокурорского надзора и введена подотчетность Генерального прокурора СССР перед Верховным Советом. Так же в К-1977 снижен срок полномочий Генерального прокурора до пяти лет. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры теперь определены Законом о прокуратуре СССР.Судебная система претерпела в своем развитии значительные изменения. От прямого назначения на должности в К-1924 до принципа выборности в К-1936, 1977. Основное завоевание К-1977 закрепление презумпции невиновности. Независимость судей, открытость судебных дел, предоставление защиты, коллегиальное рассмотрение дел – стали конституционными нормами. Ни в одной конституции нет упоминания о Конституционном суде. Функции Конституционного суда формально выполняли высшие органы государственной власти.
5. Национально-государственное устройство по Советским Конституциям. По К-1918 советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.К-1924 по сути договор об образовании СССР. На основании К-1924 СССР - союзное государство РСФСР, Украинской, Белорусской и Закавказской республик. (ЗСФСР: Азербайджан, Грузия, Армения). Напрямую не указывается, но ст.15 о Совете Национальностей определяет в составе СССР автономные республики Аджарию и Абхазию, и автономные области Юго-Осетинскую, Нагорно-Карабахскую и Нахичеванскую. По К-1936 СССР – союзное государство РФСФР и 14 республик. В составе РСФСР состоят 16 автономных республик (Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская) и 7 автономных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Калмыцкая, Карачаево-Черкесская, Тувинская, Хакасская). В составе Азербайджанской ССР состоят Нахичеванская АССР и Нагорно-Карабахская АО. В Грузинской ССР Абхазская и Аджарская АССР и Юго-Осетинская АО. В Узбекской ССР Каракалпакская АССР. В Таджикской ССР Горно-Бадахшанская АО.По К-1977 состав СССР не изменился. Из состава РСФСР исчезли две АО Калмыцкая и Тувинская. При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов. К-1924 не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй - об их суверенных правах и союзном гражданстве (его установление - также одно из новшеств Конституции) - признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который "ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза". Вне этих пределов, гласила Конституция, каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права республик. За каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза, причем для изменения, ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели свои конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией. Для граждан республик устанавливалось единое союзное гражданство.Закрепляя по форме федеративное устройство, К-1936 отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. К ведению Союза относилось утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик. Перевод на союзный уровень вопросов не только национально-государственного устройства, но и административно-территориальной организации республик.Конечно, это была определенная тенденция в организации управления государством, и она особенно хорошо видна в полномочиях СССР в хозяйственно-экономической сфере, закрепленных К-1936. К его ведению было отнесено установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями союзного значения; управление транспортом и связью. Практически все мало-мальски важные хозяйственные единицы были подчинены союзным министерствам, что существенно ослабляло права республик и делало их в экономической сфере полностью зависимыми от центра. К-1977 исходила из принципа преемственности в регулировании вопросов национально-государственного устройства СССР. Однако, хотя формы и остались прежними, в союзном конституционном регулировании было уделено гораздо большее внимание их отражению. Достаточно сказать, что, если в К-1936 была одна краткая глава "Государственное устройство", в К-1977 раздел III "Национально-государственное устройство" более широк, состоит из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР, другие - соответственно союзной республике, автономной республике, автономным областям и автономным. Учтены многие новые моменты в национально-государственном развитии. В частности, к существующим гарантиям прав союзных республик добавлялись: право участвовать в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению СССР; право координировать и контролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.
Заключение

Учитывая требования к объему контрольной работы, сложно провести полный и тщательный сравнительный анализ Советских Конституций. Их текст менялся не только количественно (90 статей в К-1918, 72 статьи в К-1924, 146 статей в К-1936 и 174 в К-1977), но и качественно. Наверное, правильным было бы оттолкнуться от Конституции 1977, как наиболее полной, на мой взгляд, и наиболее демократичной, и постатейно сравнивать, чего не было в предыдущих Конституциях или какие изменения в тексте статей имеют место.

Важно отметить, что каждая Конституция закрепляла ту социально-экономическую и политическую модель общества, которая представлялась правящей на данный момент группе эталоном социалистической системы. В этом плане принятие новой Конституции означало апофеоз того, кто находился на вершине власти. Это был триумф победителя, который и содержанием Конституции, и самим фактом ее принятия "освятил" свое торжество. То есть, главной причиной и необходимостью разработки каждой новой Конституции, по моему мнению, следует связать с существенным изменением политического режима в стране.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000.

2. Два юбилея российской Конституции / Л. Б. Ескина. // Правоведение. -1999. - № 1.

3. История Советской Конституции (в документах). 1917-1956 гг. / Под ред. С.С.Студеникина. - М.: Госюриздат. 1957.

4. Конституционное строительство России : Вехи истории /А. С. Смыкалин. // Чиновник. - 2003. - № 6 (28).

5. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. Изд. 2-е, доп. - М.: Политиздат. 1987.

6. Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. - М.: Наука. 1982.

7. Никулин В.В., Красников В.В., Юдин А.Н. Советская Россия: проблемы социально-экономического и политического развития (1917 – 1939 гг.): Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2005

8. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В.Иванченко.- М.:Фонд "Либеральная мессия", 2003.

9. Сущность конституций и конституционный процесс : Динамика социально-политического содержания российский конституций / И. А. Кравец. // Правоведение. -2002. - № 2

Прокуратура: проект закона «о прокуратуре» был рассмотрен 3 съездом. Закон принят почти единогласно. Однако, перед этим советская власть усела упразднить прокуратуру, по первому декрету «о суде». 4 мая 1918 года СНК принимает декрет «о революционных трибуналах», согласно которому при трибуналах создавались комиссии обвинителей, функции которых напоминали прокурорские. Впервые вопрос о создании прокуратуры поднял Крыленко НВ на 4 съезде деятелей советской юстиции. После этого проект закона обсуждался в том числе и во ВЦИК, где возникли многочисленные споры о принципах формирования прокуратуры. В частности, с одой стороны предлагалось подчинить прокуратуру губисполкомам на местах и прокурору республики – в центре. Сначала, эта позиция побеждала, также за эту идею выступили комиссия ЦК РКП(б). Однако, такому подходу решительно воспротивился Ленин (который исходил из того, что в стране должна существовать единая законность и прокуратура нужна именно для единообразия и единства, что терялось при двойном подчинении), он считал этот вопрос настолько важным, что предлагал вынести его на обсуждение в политбюро. Политбюро, естественно отвергло идею двойного подчинения, и поддержало идею Ленина. А 25 мая 1922 года ВЦИК принял положение «О прокурорском надзоре». ПО этому положению прокуратура должна была: *осуществлять надзор за законностью действий органов власти, хоз. учреждений, организаций и частных лиц, *вести наблюдение за деятельностью следствия и дознания, ГПУ, *поддерживать обвинение в суде, *наблюдать за правильностью содержания заключенных. Союзная прокуратура создавалась не сразу, только при Верховном суде СССР состояли прокуроры. Прокуратура учреждалась как орган по надзору за законностью. Система прокуратуры создавалась как отделение НКЮ, где был создан отдел прокуратуры. Прокуроры областей и губерний подчинялись прокурору республики, а таковой являлся народным комиссаром юстиции. Образование СССР не привело к формированию союзной прокуратуры, учреждался только прокурор Верховного суда и его заместитель, которые давали заключения по вопросам, подлежащим разрешению ВС СССР, поддерживали обвинение, в случае несогласия опротестовывали решение ВС СССР в президиуме ВЦИК. Причем, сначала прокуратура создавалась в РСФСР, а лишь потом в союзных республиках, которые по большому счету просто копировали начинания своих коллег. Судебная реформа: Непосредственно перед реформой ВЦИК объединил декретом от 21 июля 1921 года систему трибуналов, также создавался Верховный трибунал при ВЦИК. Подверглись изменениям и местные трибуналы (общие, военные и железнодорожные). По этому декрету упразднялись почти все ревжелдортрибуналы и военные трибуналы. Зато, при всех губернских трибуналах создавались военные отделения и отделения по крупным должностным преступлениям. Но как правило, военные отделения со своей работой не справлялись, поэтому их стали достаточно быстро и успешно восстанавливать Стабилизация положения в стране, разгром контрреволюции заставили власть провести судебную реформу 31 октября 1922 года, которая проводилась по принятому ВЦИК «Положению о судоустройстве РСФСР» и действовать начинало это положение 1 января 1923 года. Согласно этому акту, окончательно упразднялись общие трибуналы, сокращалось количество транспортно-военных трибуналов, и временно сохранялись военные, которые, однако, выдержали проверку временем и еще немало послужили СССР. Формировалась очень стройная система судов, которая включала 3 звена: народный, губернский суды и верховные суды. При ЦИК СССР был ВС СССР. Имущественные споры разбирались Высшей арбитражной комиссией при совете Труда и Обороны, высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК автономных республик и местными арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В ряде мест проведение реформы в жизнь затягивалось, что связано с недостаточной работой местных советских и партийных органов. После образования СССР создавался Верховный Суд СССР, который действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, также он обладал некоторыми функциями, которые сегодня возлагаются на Конституционный суд. 23 ноября 1923 года президиум ВЦИК утвердил «Положение о ВС СССР». 29 октября 1924 года утверждены «Основы судоустройства СССР и союзных республик», согласно которым суд должен был: ограждать завоевания революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защищать интересы трудящихся, укреплять дисциплину и солидарность трудящихся, т.е. прослеживается классовый принцип. Адвокатура: Впервые после октября создавалась профессиональная адвокатура по «положению об адвокатуре» от мая 1922 года. Адвокаты объединялись в коллегии (их утверждал губисполком), создаваемые при отделах юстиции. Для адвокатов были ограничения: они не могли занимать должности при гос. учреждениях. Коллегией руководил избираемый на общем собрании президиум. Согласно ст.8 «Положения о судоустройстве РСФСР» адвокатура создавалась в целях юридической помощи трудящимся при разрешении гражданских споров и защиты в уголовном процессе. Т.е. задачи адвокатуры – достаточно широки. При обсуждении вопроса о создании адвокатуры разгорелся горячий спор: а может ли партийный человек работать адвокатом? Решили что может.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно. © Альберт Эйнштейн ==> читать все изречения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: