Гуманизм принципы правового государства справедливость законность

Обновлено: 28.04.2024

Принцип понимается как начало, основа чего-либо. Соответственно, принципы права - это основы права.

Принцип права - основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования.

Каждый принцип - это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются определенной субъективностью, ибо формируются в сознании человека. Однако, вместе с тем, принципы объективны. Объективность принципов права проявляется в том, что принципы отражают окружающий человека мир, существующие общественные отношения.

Принципы права не могут быть неизменными, они меняются вместе с развитием общества. Принципом права может стать не любая идея о праве; принципы права - только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования

Способы закрепления принципов. Принципы права могут быть закреплены и прямо, и косвенно. Прямое закрепление принципов означает, что они фиксируются в тексте нормативного акта. В случае косвенного закрепления содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом, принципы как бы вытекают из духа законодательства. Прямой способ характерен для системы континентального права, косвенный - для системы общего права.

В правовой системе принципы права играют весьма существенную роль:

1. Принципы права можно представить как арматуру права, его скелет. Принципы права обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие принципам права.

2. Значение принципов права в правовой системе определяется тем, что они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Такие принципы права позволяют ориентироваться в правовой системе.

3. В ряде случаев принципы права могут служить основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться при решении дела на принципы права, а не на конкретный закон.

Виды принципов права. В правовой системе можно выделить множество различных принципов.

С точки зрения охвата выделяют принципы:

1. Общеправовые - действуют во всей правовой системе. Именно эти принципы составляют предмет общей теории права.

2. Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права (например, принципы судопроизводства, такие как гласность, состязательность, принцип национального языка судопроизводства, независимости судей, тайны совещательной комнаты и др., действуют и в уголовном, и в гражданском процессе; принципы диспозитивности, материальной ответственности, неотвратимости наказания также являются межотраслевыми).

3. Отраслевые - действуют в отдельных отраслях права (например, принцип единобрачия, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип обязательности выборов в избирательном праве, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, презумпция виновности ответчика в гражданском праве и т. д.).

4. Принципы правовых институтов - положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права (например, институт договора в гражданском праве строится на основе таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора и др.).

Чем меньше охватываемых явлений, тем ближе принципы к нормам права, поэтому выделяемые принципы правовых институтов мало чем отличаются от норм, регулирующих поведение.

Теория государства и права изучает прежде всего общеправовые принципы права, т. е. те, которые характеризуют право в целом, применимы ко всем его отраслям и институтам, действуют в рамках данной правовой системы в целом.

Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества.

К общесоциальным принципам права относят:

- политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);

- экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);

- нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования.

К ним относят:

- принцип равенства перед законом;

- принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;

- принцип судебной защиты прав и свобод граждан;

- принцип единства прав и обязанностей;

- принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

Перечень принципов права не является исчерпывающим. В рамках курса теории государства и права изучаются в основном общеправовые принципы права. Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права. Далее подробнее будут рассмотрены наиболее значимые из общеправовых принципов.

Принцип социальной справедливости.

Правовое регулирование - это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Особенности юридической справедливости заключаются в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Принцип справедливости носит нормативно-оценочный характер, заложен в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т. д.

Все отрасли законодательства призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как "справедливое равенство" и "справедливое неравенство". Справедливость имеет парную категорию "несправедливость". Устранение несправедливости - одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости - важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства.

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства, последнее является материальной основой равноправия. Равенство более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Помимо равенства перед законом и судом, принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма в конституционном выражении выглядит следующим образом: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции РФ).

Сочетание убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение -методы государственного руководства обществом. Главная задача правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.

Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. Знакомясь с содержанием правовых норм, граждане убеждаются в их целесообразности. К важным факторам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, оснований для их принятия.

Вместе с тем человеческое общество требует управления. Последнее обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Принуждение осуществляется в особых процедурных формах, что исключает произвол. Принуждение -сложное правовое явление. Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия - меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответственности.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.

Законность означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм.

Соотношение общеправовых принципов справедливости, гуманизма, законности, равноправия с принципами юридической ответственности

По поводу соотношения общеправовых принципов справедливости, гуманизма, законности и одноименных принципов юридической ответственности можно отметить, что они соотносятся между собой как категории общего и единичного.

Соответственно, содержание названных принципов юридической ответственности специфически преломляет общеправовые принципы, детализирует и конкретизирует их применительно к сфере юридической ответственности.

Так, содержание общеправового принципа законности заключается в точном и неукоснительном соблюдении закона всеми субъектами общественных отношений, ее единстве, верховенстве Конституции, закона, неотвратимости ответственности, формальном равенстве. Для принципа законности юридической ответственности требование о неукоснительном соблюдении служит основой. Требование единства законности конкретизируется в требованиях о единообразии судебной практики по применению мер юридической ответственности, о единообразном толковании норм, предусматривающих юридическую ответственность.

Особое значение принимает формула «нет правонарушения без указания на то в законе», которая по сути выводится из требования законности «жить по закону и на основании закона». Требование верховенства Конституции, закона находит свое логическое продолжение в формировании системы юридической ответственности на основании Конституции РФ и в особом влиянии конституционной ответственности на всю систему юридической ответственности.

Преломление этого требования заключается в том, Что региональные нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам, предусматривающим юридическую ответственность, а судебные решения (в том числе и постановления Пленума Верховного Суда РФ) не должны создавать новых норм, предусматривающих юридическую ответственность. «Применение меры юридической ответственности (санкции штрафного карательного характера) не может приходить в противоречие с использованием конституционно гарантируемых прав и свобод граждан и других лиц».

Из общеправового принципа законности вытекает требование четкости и детализированности норм, предусматривающих юридическую ответственность, требование выстраивать их таким образом, чтобы исключить возможность двоякого и распространительного толкования, которое по существу иногда приводит к применению аналогии или «порождает» новую норму. Иными словами, норма, предусматривающая юридическую ответственность, должна быть предельно точно определена, на что и указывает в своих решениях Конституционный Суд РФ.

«Единство законности предполагает соблюдение правовых норм всеми субъектами права, иначе говоря, Конституция, федеральные законы обязательны для всех субъектов права. Данное требование вытекает из таких конституционных положений, как верховенство Конституции, закона, равноправия субъектов РФ, равенства различных форм собственности».

Единство законности применительно к сфере юридической ответственности выражается в неукоснительном соблюдении предписаний правовых норм всеми субъектами общественных отношений, тесно соприкасаясь тем самым с сущностью юридической ответственности, а по существу — являясь одной из форм ее выражения.

Конкретизируют общеправовой принцип законности положения о действии закона, предусматривающего юридическую ответственность во времени: не допускается обратная сила закона, отягчающего ответственность, а закон, устраняющий или смягчающий ответственность, имеет обратную силу.

Требование общеправового принципа законности о неотвратимости юридической ответственности применительно к юридической ответственности ввиду своей особой значимости трансформируется в самостоятельный принцип.

Как указывалось выше, некоторые ученые неотвратимость юридической ответственности рассматривают в качестве общеправового принципа. В силу того, что сфера распространения этого принципа охватывает только юридическую ответственность, его следует рассматривать как общий принцип юридической ответственности, но не общеправовой принцип.

Справедливость — общеправовой принцип, а проблема справедливости юридической ответственности — часть проблемы справедливости права, которая не сводится к соответствию наказания тяжести совершенного правонарушения. Принцип справедливости юридической ответственности аккумулирует в себе идею равноправия, которая, не выступая в качестве самостоятельного принципа, входит в содержание принципа справедливости юридической ответственности. «Принципы гуманизма, равенства, справедливости нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как последние являются выражением уравнительной и распределительной сторон справедливости».

Однако для юридической ответственности равенство как требование справедливости имеет свою специфику. Сущность равноправия состоит в равной для всех обязанности нести ответственность за соблюдение и нарушение норм. Равная для всех обязанность нести ответственность не означает равной ответственности за совершенное правонарушение. Поэтому это требование справедливости сочетается с принципами индивидуализации и гуманизма.

Идея равноправия предстает применительно к юридической ответственности еще и в другом ракурсе. Скажем, за одинаковые правонарушения ответственность должностных лиц более строгая, чем ответственность не Задающих статусом должностного лица, поскольку равная ответственность предполагает равенство субъектов по правовому статусу.

Равноправие является не только требованием общеправового принципа справедливости, но и самостоятельным принципом права. Будучи закреплен в Конституции, он касается всех сфер жизни и предусматривает единый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех субъектов, относящихся к той или иной категории, указанной в законе.

Например, содержащееся в ч. 2 ст. 21 Конституции положение, согласно которому никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, распространяется на каждого человека — гражданина России, иностранца, лицо без гражданства — и дает всем равную правовую защиту, в том числе и тем, кто совершил преступление и находится в местах лишения свободы. Более подробно принцип равенства излагается в многочисленных нормативно-правовых актах, конкретизирующих и развивающих соответствующие положения Конституции, а также в решениях Конституционного Суда РФ.

Общеправовой принцип равноправия находит свое выражение в таких принципах юридической ответственности, как справедливость, законность, гуманизм, неотвратимость. Связь между принципами права и принципами юридической ответственности, между самими принципами юридической ответственности настолько тесна, что практически немыслимо говорить об одном принципе, не имея в виду, что отдельные его черты являются характеристиками других принципов.

Принцип равноправия взаимодействует и с принципом индивидуализации юридической ответственности, трансформируясь в идею о равной ответственности субъектов, обладающих одинаковым правовым статусом. Равенство не означает «уравниловки», поэтому неизбежно соприкосновение этого принципа с принципом гуманизма юридической ответственности, который предполагает некоторые изъятия из общеправового принципа равенства; именно эти изъятия характеризуют ответственность как справедливую и гуманную.

Исключения из принципа равноправия нормативно закреплены и вполне согласуются с принципом законности юридической ответственности.

Другим аспектом выражения принципа равенства является установление равной правовой охраны для различных форм собственности, обеспечение равной защиты как государственных экономических интересов, так и экономических интересов частных субъектов.

Сложность взаимосвязей принципов права и принципов ответственности позволяет рассматривать равноправие не только как характеристику принципов справедливости, гуманизма, но и как характеристику принципа законности юридической ответственности — ввиду его прямого закрепления в Конституции РФ. Таким образом, соотношение принципов права и принципов юридической ответственности носит сложный многоаспектный характер, который еще дополняется внутренним взаимодействием принципов юридической ответственности.

Идеи равноправия, индивидуализации, гуманизма и, в конечном итоге, справедливости могут быть дискредитированы в общественном сознании действиями законодателя и правоприменителя. В этом смысле последним очень осторожно следует подходить к проблемам соотношения индивидуализации и равенства, равенства и гуманизма, гуманизма и индивидуализации и всегда соотносить свои решения с устоявшимися в обществе представлениями о ценностях. Кощунством, а не проявлением гуманизма представляется амнистирование лиц, совершивших сексуальные преступления против малолетних, в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Правильный учет критериев справедливости препятствует пре- вращению гуманизма во всепрощение, что к сожалению, на практике иногда происходит. Система абсолютных иммунитетов, исключающих реальную возможность привлечения некоторых субъектов к ответственности дискредитирует идею равенства и справедливости.

В этой связи следует согласиться с мнением А. Ф. Ефремова: правовая неприкосновенность отдельных категорий субъектов должна распространяться лишь на их служебную деятельность, а за уголовно наказуемые и административно наказуемые поступки в частной жизни они должны отвечать на общих основаниях. Справедливость, выступая в качестве оценочной категории, не позволяет законности и равенству превращаться в обыкновенный правовой формализм.

Идея справедливости, заключающаяся в соответствии правовых норм моральным, находит свое выражение в аналогичном принципе юридической ответственности. В свете современных правовых реформ исключена ответственность за недонесение о совершении преступления. Супруг, супруга, близкие родственники не несут ответственности за отказ отдачи свидетельских показаний и укрывательство преступления.

Справедливость юридической ответственности, исходя из общего требования о наивысшей ценности жизни, других прав и свобод человека, находит свое выражение в самой системе построения норм, предусматривающих юридическую ответственность, системе санкций за правонарушения против прав и свобод человека, равной правовой охране различных форм собственности.

Оценка деяния в соответствии с распределительной стороной справедливости, детализируется в принципе справедливости юридической ответственности в виде распределения воздаяния за правонарушение и поощрения за совершение социально полезных поступков. «Правомерные действия и поступки лица, правомерное осуществление гражданами своих прав и свобод, не могут составлять объективную сторону состава правонарушения».

Это требование законности, с одной стороны, характеризует справедливость, а с другой — еще раз конкретизирует и дополняет формулу «нет правонарушения без указания на то в законе», которая выступает уже характеристикой принципа законности. В сфере договорной гражданско-правовой ответственности это требование находит выражение в соответствии условий ответственности, предусмотренных договором, тем условиям, которые определены в Гражданском кодексе.

Еще раз напомним, что справедливость не позволяет законности превратиться в обыкновенный формализм. Справедливость учитывается в самой системе построения норм, предусматривающих юридическую ответственность, в иерархии ценностей, устанавливаемых юридической ответственностью.

Собственно говоря, общеправовой принцип справедливости предопределяет не только содержание аналогичного принципа юридической ответственности, но и воплощается в иных ее принципах. Так, принцип индивидуализации юридической ответственности в некоторой степени отражает распределительный аспект справедливости, а принцип неотвратимости — ее уравнительный аспект.

Однако данное соотношение принимает еще более сложный характер, когда неотвратимость соприкасается с гуманизмом, а индивидуализация с равенством. Все это в итоге позволяет говорить о многоаспектности связей принципов права и принципов юридической ответственности, об их сложной координационной зависимости.

Гуманизм права многогранен. Он выражается не только в юридической ответственности, но и в системе льгот, ограничений, стимулов, поощрений, в деятельности органов государственной власти и т.д. Так, сущность льгот заключается в согласовании (гармонизации) интересов личности, социальных групп, государства, направленном на обеспечение интересов личности, социальных групп, государства, на поддержание общих условий существования людей и общества, его устойчивости и упорядоченности.

Льготы направлены на улучшение положения субъекта, облегчение условий его жизнедеятельности, расширение круга возможностей в пользовании социальными благами. Представляя собой изъятия из общих нормативах правил, льготы служат интересам гуманизма. Как указывалось выше, свое проявление льготы находят и в системе норм, устанавливающих юридическую ответственность. Льгота является законным отклонением от принципа равенства — отклонение бывает необходимо для реализации принципа гуманизма.

В этом плане правовые привилегии сближаются по своим характеристикам и взаимосвязям с принципом гуманизма, но только в том случае, если не носят абсолютного, недемократичного характера, а служат законным средством удовлетворения интересов и потребностей субъектов.

Наиболее мягким методом правового регулирования общественных отношений является поощрительный метод, который лишь сравнительно недавно стал рассматриваться в качестве самостоятельного. Ученые не изобрели этот метод, а выявили его. Выявление данного метода в определенной степени было обусловлено гуманизацией отечественного права.

Применительно к сфере юридической ответственности этот аспект гуманизма нашел свое выражение в увеличении количества норм, поощряющих одобряемое постделиктное поведение, в отведении поощрительным нормам особой роли в формировании позитивной ответственности личности. Для гуманизма юридической ответственности имеет значение, какими методами будет сформировано правомерное поведение субъекта.

Гуманизм права, гуманизм юридической ответственности нельзя противопоставлять принципу справедливости, как это делает Ю. Е. Пермяков, полагающий, что гуманизм, положенный в основу права, обязывает законодателя считать допустимыми такие поступки, в которых интересы отдельной личности ставятся выше интересов справедливости.

Отдельные случаи проявления законодателем гуманизма по отношению к правонарушителю полностью согласуются со справедливостью, так что нет смысла противопоставлять названные явления. Поэтому права О. В. Рагузина, рассматривающая гуманизм юридической ответственности одновременно с принципом справедливости. По своей сущности эти категории неразрывны, нарушение одной из них ведет к нарушению другой.

Истоки гуманизма юридической ответственности также закреплены в норме, определяющей Российскую Федерацию как социальное государство. «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», — гласит ст. 7 Основного Закона РФ.

«Достойная жизнь», о которой говорится в статье, подразумевает создание надлежащих условий для развития и совершенствования личностных качеств и для лиц, претерпевающих разнообразные меры юридической ответственности. Упомянутая конституционная норма предопределяет наличие льготного режима отбывания наказаний для матерей, беременных женщин, несовершеннолетних, престарелых.

Это один аспект «достойной жизни». Другой аспект «достойной жизни» заключается в том, что правовые ограничения (обязанности, запреты и т.д.), которые добросовестно соблюдают и исполняют правопослушные граждане, не должны ограничивать конституционные права и свободы последних. При установлении правовых ограничений необходим разумный компромисс между интересами личности и интересами государства.

Гуманизм права предполагает соблюдение не только общепринятых норм морали, но также прав и свобод человека, поэтому гуманизм юридической ответственности выражается уже в самой защите прав и свобод человека, однако, как указывалось выше, эта защита не должна ограничивать общепризнанные права и свободы.

Гуманизм юридической ответственности не может существовать без гуманизма права в целом, как, впрочем, и о гуманизме права нельзя говорить, если отсутствует гуманизм юридической ответственности. На уровне обыденного правосознания граждане оценивают гуманизм права в целом именно по нормам, предусматривающим юридическую ответственность.

Правовые истоки гуманизма, имеющие особое значение для юридической ответственности, заложены в ряде международно-правовых актов, а именно во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г.; Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г.; Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г.; Европейских пенитенциарных правилах 1950 г.

Перечисленные международные нормативно-правовые акты ориентируют законодателей и правоприменителей различных стран на гуманизм, уважение человеческого достоинства, эффективность пенитенциарного воздействия с целью развития личности правонарушителя.

При характеристике принципа гуманизма важно учитывать одно обстоятельство: гуманным или антигуманным может быть как сам закон, так и практика его применения. История отечественного и зарубежного права знает немало примеров, когда лишение свободы, ограниченное сроком 3—5 лет, исполнялось настолько жестко и было связано с причинением таких физических страданий и унижений, что законодательное увеличение сроков данного вида наказания просто было излишним.

Рекомендации международных организаций о расширении перечня наказаний, не связанных с лишением свободы, были восприняты отечественным законодателем, что во многом обусловило гуманизацию уголовного права. Наличие в уголовном законе юридических фикций — одно из проявлений гуманизма. Например, лицо считается несудимым, если судимость снята или погашена. Это типичная юридическая фикция, ведь фактически лицо остается судимым.

В современной юридической литературе система принципов права определяется неоднозначно. В систему принципов права включают: социальную справедливость, равноправие граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание убеждения и принуждения в праве, демократизм (О. И. Цыбулевская); справедливость, гуманизм, законодательное закрепление основ рыночной экономики, демократизм, разделение властей, федерализм, законность, соответствие между объективным и субъективным правом, сочетание публично-правовых и частноправовых форм регулирования общественных отношений, возрастание роли закона, неотвратимость ответственности, сочетание развития регионального и федерального законодательства; федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничение в праве, свободу, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, «семья, народ — источник власти», «человек — высшая ценность», «охрана прав и свобод человека — цель и обязанность государства»; демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности; демократизм, гуманизм, справедливость, разделение властей, «источник власти — народ», господство права в обществе, взаимную ответственность государства и личности, законность, общеобязательность, непротиворечивость правовых норм, соответствие между объективным и субъективным правом, разделение системы права на публичное и частное, возрастание роли закона, сочетание развития регионального и федерального законодательства, ответственность за вину. С. С. Алексеев, А. Ф. Ефремов специально в числе общеправовых принципов называют принцип ответственности за вину.

Детально не вдаваясь в полемику о системе принципов права, отметим, что виновность деяния вряд ли можно отнести к общеправовым принципам, и не потому, что в гражданском праве имеется тенденция расширения института ответственности без вины, а по несколько иной причине. Ведь смысл общеправового принципа как раз и состоит в том, что он характеризует всю систему права в целом, а не отдельный его структурный элемент, каковым является юридическая ответственность.

Например, для институтов защиты, безопасности, льгот, поощрений, иммунитетов наличие или отсутствие вины не играет никакой роли. В самом названии принципа — «принцип ответственности за вину» - уже предусмотрена сфера его распространения — юридическая ответственность. Общеправовым его можно назвать только в том смысле, что любой вид юридической ответственности должен характеризоваться этим принципом, но тогда это будет не общеправовой принцип, а общий принцип юридической ответственности.

Как и любая система, право имеет в своей основе идеи, определяющие его сущность, то есть, попросту говоря, те принципы, по которым право будет работать на благо общества.

Принципы права — это законодательно закреплённые основные положения и идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права.

Можно выделить общие , отраслевые и межотраслевые принципы права.
Общие принципы права являются исходными, базовыми и руководящими для всей системы права.

  • принцип демократизма . Народ как источник политической власти имеет возможность участвовать в обсуждении и принятии новых законов как непосредственно, так и опосредованно — через своих представителей. Также народу даётся возможность влиять на уже действующие законы через своих представителей (депутатов) и уполномоченные органы, имеющие право вносить изменения в действующее законодательство.
  • Принцип равноправия . В соответствии с Конституцией РФ все граждане России равны в своих общегражданских правах и обязанностях, а также в ответственности перед законом, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения.
  • Принцип гуманизма . Отношения между государством, обществом и отдельным человеком как представителем общества строятся на признании приоритета прав и свобод человека, признания и уважения его как личности. Государство в соответствии с Конституцией обеспечивает условия не только для развития личности человека, но и для охраны и защиты его чести, достоинства, жизни и имущества.
  • Принцип законности . Все субъекты общественных отношений, от государства до гражданина, обязаны соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты. Все нормативно-правовые акты не должны противоречить друг другу и Конституции, обеспечивая её верховенство как основного закона.
  • Принцип справедливости . Исходно при регулировании общественных отношений используются средства убеждения в необходимости правомерного поведения (воспитательная функция права). В случае же совершения противоправного поведения мера наказания определяется в зависимости от степени тяжести деяния для общества. Проще говоря, чем серьёзней правонарушение, тем серьёзней ответственность за него.
  • Принцип единства прав и обязанностей . Государство, предоставляя гражданам определённые права, со своей стороны принимает на себя ряд обязательств. Точно так же граждане, получая права, принимают на себя ряд обязательств как перед государством, так и друг перед другом.

Межотраслевые принципы распространяются на несколько смежных, или родственных, отраслей права. Такие принципы характерны, например, для процессуального права: уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального.

2. Общим межотраслевым принципом будет равенство сторон в процессе или гласность судебного разбирательства, кроме особо оговорённых случаев.


В данной статье анализируются законодательные определения принципов равенства, справедливости и гуманизма, их содержательные и правоприменительные особенности. Рассматриваются различные подходы исследователей к данному вопросу. Исследуются составные элементы принципов, их значимость, степень реализованности в законе.

Ключевые слова: принципы, равенство, гуманизм, справедливость, законодательство

In given article the author analyzes legislative definitions of principles of equality, justice and humanism, their substantive and practice features. Considers various approaches of researchers to this point in question. Also components of the specified principles, their importance аnd degree of realization in the law.

Key word: Equality, justice, humanism, principles, law

Уголовный закон – это систематизированный нормативный правовой акт. Во главе любого систематизированного нормативного акта лежат принципы, на которых и строится вся система. В связи с этим принципы уголовного законодательства представляют собой требования нравственного, идеологического и политического характера, которые обусловлены потребностями и закономерностями общественного развития, направленны на выполнение задач уголовного законодательства, обязательны как для законодательных, так и для правоприменительных органов и выполняющие функцию непосредственного и опосредованного регулирования общественных отношений. [1]

Они призваны обеспечивать разумное, целесообразное и рациональное осуществление уголовно-правовых задач. Принципами пронизаны не только положения Общей и Особенной части Уголовного Кодекса РФ, но и правоприменительная деятельность следственного комитета, прокуратуры и других правоохранительных органов.

В Уголовном Кодексе РФ представлены наиболее существенные и важные принципы уголовного закона: принцип равенства, принцип гуманизма и справедливости.

Впервые принцип равенства был провозглашён буржуазией в борьбе с феодальным неравенством. Так в ст. 47 УК РСФСР 1926 г. было указано, что отягчающим обстоятельством является совершение преступление лицом, связанным с принадлежностью в прошлом или к классу лиц, эксплуатирующих чужой труд. А если преступление совершалось рабочим или трудовым крестьянином, то это рассматривалось как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность. Таким образом, на законодательном уровне закреплялся «принцип неравенства» по социальным и классовым признакам. [2]

А что касается УК РФ, то в ней говорится о равенстве граждан по отношению к уголовной ответственности, но этот принцип не означает их равной ответственности и наказания, то есть установление равных пределов и содержания уголовной ответственности и наказания. В соответствии ст.4 УК РФ принцип равенства гласит, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. То есть если в действиях лица содержится состав преступления, предусмотренного УК РФ, то ни какие данные о его личности не могут воспрепятствовать привлечению его к уголовной ответственности.

Но так или иначе, принцип равенства делает «некоторые исключения». Например, возраст, половая принадлежность гражданина, совершившего преступление, наличие инвалидности и болезнь существенно корректируют уголовную ответственность.

Так, например, женщинам, если они беременны или имеют детей в возрасте до трех лет, не может быть назначен такой вид наказания, как обязательные работы (ч. 4 ст. 49 УК), беременным женщинам или женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, — арест (ч. 2 ст. 54 УК). Кроме того, женщинам отбывание наказания в виде лишения свободы не может быть назначено в колонии строгого и особого режима и др. Что касается несовершеннолетних, то в отношении них действуют совершенно особые правила уголовной ответственности. В частности, к ним может быть применен ограниченный перечень видов наказания (из 12 наказаний, предусмотренных статьей 44 УК, только 6, перечень которых содержится в ч. 1 ст. 88 УК), размеры наказания значительно снижены (так, исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК), ограничение свободы может быть назначено только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет (ч. 5 ст. 88 УК) и др.), предусмотрена возможность назначения принудительных мер воспитательного воздействия при освобождении от уголовной ответственности и при освобождении от наказания, сроки давности и погашения судимости сокращены и др. Пожилой возраст тоже влияет на уголовную ответственность и наказание (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 59 УК).

Также оказывает влияние на уголовную ответственность и наказание наличие инвалидности и болезнь. В частности, в ч. 4 ст. 49 УК и в ч. 5 ст. 50 УК указано, что обязательные работы и исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы. В ст. 81 УК в качестве самостоятельного основания освобождения от наказания предусмотрено освобождение в связи с болезнью. То же самое можно сказать и о месте жительства. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 53 УК такой вид наказания, как ограничение свободы не может быть назначен лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Из числа перечисленных в ст. 4 УК обстоятельств, которые не должны влиять на уголовную ответственность, следует признать, что действительно на нее не влияют раса, национальность, язык, происхождение, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям.

Прежде всего соблюдать принцип равенства обязаны законодатель, следователь и суд, а лица, совершившие преступление вправе требовать равного отношения к себе.

В общеупотребительном смысле гуманизм означает «отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой об его благе, уважением к человеческому достоинству».

В УК принцип гуманизма реализуется двумя положениями, такими как:

1) защита человека, его прав, свобод, а также в целом всего общества от преступных посягательств;

2) человечное отношение к лицу, совершившему преступление. [4]

Если принцип равенства выражает равенство лиц, совершивших преступление, то принцип гуманизма предполагает уважение человека, его интересов, признание его как личности.

Многие ученые по-разному высказывались о принципе гуманизма. Так, по мнению И. Я. Козаченко, «сущность принципа гуманизма заключается в признании ценности человека (не только преступника, но и в первую очередь того, кто пострадал от него)». [3] Б. В. Здравамыслов подчеркивал, что гуманным обоснованным и справедливым будет применение самых строгих мер уголовного закона к лицам, совершившим тяжкие преступления.

При назначения справедливого наказания одним из важных условий является правильная юридическая оценка содеянного виновным. Вмененное подсудимому преступление должно быть квалифицировано в точном соответствии со статьей УК, предусматривающей ответственность за совершение этого деяния. Назначенное наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины (т. е. умысла и неосторожности), отнесения УК преступного деяния к соответствующей категории преступлений, а степень общественной опасности преступления определяется обстоя­тельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ро­лью виновного при совершении преступления в соучастии). При назначении наказания учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также иные обстоятельства, характеризующие личность виновного.

Принцип справедливости занимает особое место среди других принципов уголовного права. Это обусловлено задачами уголовного законодательства и функциями его реализации в сфере уголовно-правовых отношений. Справедливость можно рассматривать и как обобщающий принцип или обобщающее начало уголовного права.

Подводя итог, можно выделить следующие основные аспекты принципов УК РФ:

− принципы уголовного закона должны применяться в единстве и взаимодействии;

− справедливость должна быть существенной характеристикой уголовного законодательства, ей должны соответствовать все уголовно-правовые институты;

− принцип гуманизма подразумевает гуманное отношение не только к преступнику. Но и к потерпевшему, к охраняемым интересам общества и государства.

Не следует допускать одностороннего восприятия этих принципов. Гуманизм в отношении только преступника, равенство только в ответственности, справедливости только в отношении недопущения более строгого наказания. Только правильно понимание сути законодательных принципов, их рассмотрение и применение в единстве и взаимодействии будет способствовать их действенной реализации, воплощению в жизнь.

  1. Здравомыслов Б. В. Принципы уголовного права. – М. 2003.
  2. Келина С. Г., Кудрявцева В.Н Принципы советского уголовного права – М. 1981.
  3. Козаченко И. Я. уголовное право, как основной инструмент уголовно-правового регулирования. – М. 1969.
  4. Уголовный Кодекс РФ.
  5. Мальцев В. В. Принцип равенства граждан перед уголовным законом // Уголовное право. – 2002. – № 3. – С. 38–47.

Основные термины (генерируются автоматически): уголовная ответственность, принцип равенства, принцип гуманизма, общественная опасность преступления, уголовное законодательство, лицо, личность виновного, наказание, принцип уголовного, УК РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: