Срок рассмотрения жалобы в верховном суде рф по административным делам

Обновлено: 28.03.2024

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает административное дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.

3. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения административного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, установленным главой 9 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению административного дела в порядке надзора.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель, вынесшие определение о передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с административным делом.

5. Надзорные жалоба, представление с административным делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей Верховного Суда Российской Федерации определения.

6. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права, свободы и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом.

7. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в деле, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

8. Надзорные жалоба, представление с административным делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

9. Судья Верховного Суда Российской Федерации докладывает обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

10. Лица, указанные в части 6 настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по административному делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

11. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с административным делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

12. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с административным делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в рассмотрении административного дела. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр административного дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

13. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

КАС РФ Статья 340. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает административное дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.

3. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения административного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, установленным главой 9 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению административного дела в порядке надзора.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель, вынесшие определение о передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с административным делом.

5. Надзорные жалоба, представление с административным делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей Верховного Суда Российской Федерации определения.

6. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права, свободы и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом.

7. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в деле, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

8. Надзорные жалоба, представление с административным делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

9. Судья Верховного Суда Российской Федерации докладывает обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

10. Лица, указанные в части 6 настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по административному делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

11. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с административным делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

12. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с административным делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в рассмотрении административного дела. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр административного дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

13. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Пленум Верховного суда продолжает разъяснять процессуальные кодексы. На этот раз в центре внимания – кассация по административным делам по правилам Кодекса административного судопроизводства. Как правильно посчитать сроки на оспаривание и когда их можно восстановить? Какие документы нужно приложить к кассационной жалобе? Можно ли дополнить ее новыми доводами? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем обзорном материале.

Заседание Пленума ВС уже привычно состоялось в формате видеоконференции. Мы дополним материал записью заседания, как только она станет доступна.

1. Кассация без апелляции

Согласно разъяснениям Пленума ВС, кассационную жалобу по административному спору может подать не только участник дела в нижестоящих инстанциях, а любое лицо, чьи права и интересы затронуты решением по делу.

Пожаловаться в кассационный суд они вправе даже в том случае, если судебный акт не обжаловался в апелляционном порядке, но уже вступил в законную силу.

2. Жалоба по адресу

Кассационную жалобу или представление нужно подавать через суд первой инстанции. Если обратиться сразу в кассацию, то документ вернут заявителю. Но из этого правила есть исключения – если дело уже находится в кассационном суде по другой жалобе, то жалобу можно подать прямо туда.

3. Сроки на обжалование

Пленум подчеркивает – шестимесячный срок на обжалование, предусмотренный в КАС, является единым. То есть, у сторон есть полгода на то, чтобы пожаловаться и в кассационный суд, и, при необходимости, в Верховный суд.

Срок начинает течь на следующий день после принятия последнего апелляционного определения и истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока.

Из срока исключается время, которое понадобилось апелляционному суду на составление «мотивировки» по делу. Также срок приостановится на время рассмотрения дела в «первой» кассации.

У участников процесса есть возможность подать жалобу до 24 часов последнего дня срока. В этом случае дата подачи апелляции определяется по штемпелю на конверте или другому документу, который подтверждает прием жалобы.

4. Восстановить срок по уважительным причинам

В проекте постановления есть примерный список причин, которые могут признать уважительными для пропуска срока. Среди очевидных (тяжелая болезнь, беспомощное состояние) Верховный суд выделяет и любые «не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд». Например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Восстановить пропущенный срок можно только в течение 12 месяцев со дня вступления обжалуемого решения в силу.

5. Пошлина не для всех

Если нижестоящие суды освободили участника процесса от уплаты госпошлины, то за подачу кассационной жалобы платить тоже не нужно.

К кассационной жалобе обязательно нужно приложить документ, подтверждающий факт оплаты пошлины, право заявителя на льготу по пошлине – либо ходатайство об отсрочке, рассрочки или освобождении от ее уплаты. Иначе судья уведомит заявителя о необходимости предоставить один из таких документов.

6. Звонок от судьи

Судья суда кассационной инстанции может уведомить участника процесса о недостатках его жалобы. Например, когда к ней не приложены необходимые для рассмотрения дела документы. На устранение недостатков участнику процесса дадут не больше 20 дней.

Если заявитель опасается, что отправленный документ не попадет в суд в положенный срок, то он может уведомить суд об отправке документов – например, позвонить. Иначе есть риск того, что судья, не дождавшись документов, возвратит кассационную жалобу.

7. В Верховный суд без копий

Жалобу в Верховный суд можно подать как через суд первой инстанции, так и непосредственно в коллегию ВС.

Во втором случае заявителю нужно приложить к жалобе копии вынесенных по делу решений, доверенность и документы об образовании представителя. Если жалоба подается через первую инстанцию, прикладывать эти документы не нужно. Ведь они уже есть в материалах дела, которые поступят в ВС вместе с жалобой.

Также рассмотрен случай, когда стороне восстанавливают срок для апелляционного обжалования, а дело уже находится в кассации. Тогда кассационный суд вернет жалобу, не принятую к производству, а принятую оставит без рассмотрения по существу.

9. Бессрочные дополнения

У заявителя есть возможность дополнить свою кассационную жалобу новыми доводами. При этом по дополнительным требованиям можно даже пропустить шестимесячный срок на обжалование: дополнения в таком случае все равно рассмотрят наравне с основной жалобой. Это может пригодиться, если юристы не успевают составить подробную жалобу в срок.

Если дополнения будут существенными, то суд может перенести рассмотрение жалобы на другой день.

10. Из административного в гражданский

Если в ходе подготовки к заседанию кассационные судьи выяснят, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке гражданского производства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам ГПК. Такой переход, подчеркивает Пленум ВС, может стать основанием для замены судьи или даже всех судей по делу. Например, если уже назначенные на рассмотрение дела судьи не специализируются на гражданском процессе.

Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

2. Судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

3. Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

4. Повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

На основании изложенного, руководствуясь частью 4 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

производство по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии" прекратить.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Вместе с тем, указанные доводы общества являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам совершенного правонарушения и наказанию, подлежащему применению. При этом доводы общества основаны на расчетах, для проверки правильности которых требуется установление иных обстоятельств и оценка дополнительных доказательств, нежели те которые являлись предметом исследования и оценки судов и были ими установлены при рассмотрении дела. Вместе с тем, положения статей 30.16 - 30.19 КоАП РФ не предусматривают указанной возможности при пересмотре в Верховном Суде Российской Федерации вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень постановлений, которые могут быть вынесены судом по результатам рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и предусматривает отмену постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращение дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены вышестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

34. При решении вопроса о принятии к рассмотрению надзорной жалобы или протеста судье, правомочному пересматривать в порядке надзора вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб и протестов (части 2 и 3 статьи 30.13 КоАП РФ), необходимо в каждом случае выяснять, соблюдены ли при подаче жалобы, принесении протеста требования, предусмотренные статьей 30.14 и частью 4 статьи 30.16 КоАП РФ.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Калинин оспаривает конституционность части 4 статьи 30.16 КоАП Российской Федерации, согласно которой повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются.

18.3.2. В случае возвращения жалобы лицу, ее подавшему, либо протеста прокурору для приведения в соответствие с требованиями статьи 30.14 и части 4 статьи 30.16 КоАП РФ поступившие в суд жалоба, протест вместе с приложенными документами и копией определения председателя военного суда (его заместителя) возвращаются указанным лицам. Подлинный экземпляр определения председателя военного суда (его заместителя), копия жалобы или протеста, а также копии необходимых документов, приложенных к ним, подшиваются в наряд военного суда.

Решения, принимаемые судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносятся в виде постановления или определения. Иные виды процессуальных решений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает. При рассмотрении жалобы на постановление, вынесенное по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, судья или вышестоящее должностное лицо исходит из задач всестороннего и полного выяснения обстоятельств каждого дела и имеет право проверить дело в полном объеме (статьи 24.1 и 29.9; часть 3 статьи 30.6, часть 2 статьи 30.16 КоАП Российской Федерации).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок-15" города Ставрополя" просит проверить конституционность статьи 30.15 "Принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста" КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой о принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста судья выносит определение (часть 1); судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них (часть 2); в случае если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований, предусмотренных статьей 30.14 и частью 4 статьи 30.16 данного Кодекса, указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест (часть 3).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.А. Герасимов оспаривает конституционность части 4 статьи 30.16 КоАП Российской Федерации, согласно которой повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются.

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

1.1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

2. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

3. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

4. Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

Комментарий к ст. 30.5 КоАП РФ

Комментируемая ст. 30.5 КоАП РФ устанавливает сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, согласно которым:

1) в случае поступления жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ);

2) в случае поступления жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в суд, она подлежит рассмотрению в 2-месячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ), а по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ - в 5-дневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы (ч. 2 ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению (ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в 5-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А., 2019. Издательство "РосБух"

Судебная практика по статье 30.5 КоАП РФ:

Белово Кемеровской области от 12 ноября 2013 г. была рассмотрена судьей Беловского городского суда Кемеровской области с нарушением предусмотренного частью 1.1 статьи 30.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока не влечет отмену состоявшихся судебных актов, поскольку установленный данной нормой срок не является пресекательным.

Факт того, что названная жалобы была рассмотрена судьей Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области с нарушением срока предусмотренного частью 3 статьи 30.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который не является пресекательным, не повлиял на правильность сделанных судьей в решении от 16 июля 2014 г выводов.

Ввиду того, что в установленный частью 1 статьи 30.5 названного Кодекса срок вышестоящее должностное лицо жалобу общества на постановление должностного лица не рассмотрело.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: