Верны ли следующие суждения о формах собственности основной плановой экономики является государство
Обновлено: 22.04.2024
Тест по обществознанию Собственность для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.
1. В собственности гражданина РФ не может находиться
1) земля
2) жилой дом
3) самолет
4) космический корабль
2. Что из названного не относится к имущественным правоотношениям?
1) аренда жилого помещения
2) право автора на литературное произведение
3) купля-продажа компьютерной техники
4) передача акций в управление
3. Передача или продажа государственного имущества в частную собственность
1) приватизация
2) национализация
3) меркантилизм
4) протекционизм
4. Переход в частные руки крупных государственных предприятий
1) национализация
2) кооперация
3) инкорпорация
4) приватизация
5. Принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью лица, в качестве санкции за преступление либо за административное или гражданское правонарушение
1) приватизация
2) реквизиция
3) конфискация
4) национализация
6. Изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества называется
1) приватизацией
2) реквизицией
3) конфискацией
4) национализацией
7. Нематериальным объектом права собственности является
1) вещь
2) земля
3) интеллектуальная собственность
4) животное
8. Верны ли следующие суждения о праве собственности?
А. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Б. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о праве собственности?
А. Собственник может передать своё имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему).
В. Передача имущества в доверительное управление влечёт переход права собственности к доверительному управляющему.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о праве собственности?
А. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1. Установите соответствие между правомочиями собственника и их содержанием: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
А) владение
Б) пользование
В) распоряжение
1) возможность эксплуатации имущества путём извлечения из него полезных свойств, плодов, доходов, его потребления
2) нахождение вещи в хозяйстве собственника
3) возможность определения юридической судьбы вещи путём изменения её принадлежности, состояния, назначения
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «собственность».
Владение, распоряжение, пользование, применение, регистрация.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Вставьте пропущенное понятие: «Имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления, называется __________ __________».
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
»
Существует тенденция рассматривать в качестве неотъемлемых прав человека в современном обществе право приобретать __________(1). Гражданину Российской Федерации может принадлежать на праве собственности жилой дом, земельный участок, на котором расположен этот дом, денежные средства, ценные __________(2), предприятия как имущественные комплексы, транспортные средства и иное __________(3). Указанная собственность может быть создана за счёт предпринимательской деятельности, трудовых доходов, доходов, вложенных в ценные бумаги, приобретения имущества по __________(4) или в качестве дара. Человек в этих случаях выступает подлинным хозяином имеющихся у него средств __________(5) и продуктов своего __________(6), может продавать, передавать по наследству, иным образом использовать их по своему усмотрению».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) имущество
Б) бумага
В) собственность
Г) наследство
Д) производство
Е) предпринимательство
Ж) труд
1. Прочитайте текст и выполните задания.
В России необходимо популяризировать идею ценности частной собственности и, возможно, даже развернуть общественную дискуссию на эту тему. «Сейчас, когда мы избрали в качестве модели рыночную экономику, мы должны добиться того, чтобы частная собственность пользовалась беспрекословным уважением и защитой», — заявил Дмитрий Медведев, в то время Президент РФ, отвечая на вопрос журналиста.
«У частной собственности в России отдельная судьба», — отметил Д. Медведев. Экономика, основанная на частной собственности и капиталистическом укладе, в России появилась довольно давно, «но демократии не было, а это вещи, которые, как правило, идут одна за другой, — пояснил Д. Медведев. — С конца XIX века во многих европейских государствах появилась развитая система частной собственности и развитый набор демократических институтов. А у нас частная собственность развивалась, а демократии не было никакой, потому что было самодержавие. Потом умерла и частная собственность, и демократия. Процесс был раздавлен». Поэтому, по словам Д. Медведева, «понимание ценности частной собственности у нас абсолютно не достигло того уровня, который должен быть в развитом государстве, в развитом обществе». «Для многих людей до сих пор частная собственность есть синоним мошенничества, тяжёлой жизни, эксплуатации человека человеком. Поразительно, но это характерно не только для старшего поколения, но и для людей среднего возраста. Не только потому, что они оказались не вполне успешными в 90-е годы. Но из-за того, что не было понимания того, что вообще такое частная собственность», — говорит Д. Медведев.
По его словам, «люди жили в плену иллюзии, что всякая собственность создаётся государством, государством же регулируется и государству должна принадлежать. А собственность, как известно, покоится на разграничении моего и твоего. По своей природе всякая собственность может быть только частной».
Между тем, напомнил Д. Медведев, в советский период не было частной собственности в узком смысле этого слова, даже сам термин «частная» был заменён на «личная». «А начиная с 90-х годов частная собственность оказалась заложником жёстких реформ, революционных преобразований, которые шли в экономике, той приватизации, которая происходила в стране и которая для подавляющего большинства наших людей оставила осадок чудовищной несправедливости. К сожалению, это отразилось на отношении к частной собственности, — отметил Д. Медведев. — Потому что для многих людей частная собственность и результаты приватизации совпали. У многих людей возникло ощущение, что у них что-то украли. И эмоциональные последствия этих событий нам придётся преодолевать ещё не один год».
Тем не менее, подчеркнул Д. Медведев, частная собственность — крайне важная конструкция, она относится к фундаментальному набору прав человека. «Если мы не научимся её уважать и защищать, как это делают во всем мире, мы так и будем пребывать в отсталости и запустении». …
Д. Медведев напомнил и о том, что в России элемент коллективного, общественного по отношению к вещам, к земле, в силу религиозной традиции был гораздо сильнее, чем на Западе. «В этом смысле наш человек всегда был меньшим индивидуалистом по отношению к средствам производства, по отношению к своему имуществу, чем, скажем, европеец. Всё вокруг общинное или колхозное, а значит, моё. В этом были и минусы, и плюсы».
Однако сейчас, подчеркнул Д. Медведев, «когда мы избрали в качестве модели рыночную экономику, мы должны добиться того, чтобы частная собственность пользовалась беспрекословным уважением и защитой».
1) Дайте определение понятия «частная собственность» и, используя текст, составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.
2) Используя текст и свои знания из курса истории, назовите не менее двух причин существования в России явления, которое Д.А. Медведев характеризует так: «Для многих людей до сих пор частная собственность есть синоним мошенничества, тяжёлой жизни, эксплуатации человека человеком».
2. Приведите по одному примеру, характеризующему различные формы собственности. Всего напишите не менее трёх положений.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Принципом индивидуальной собственности слагаются все экономические отношения, на нём держится весь мир» (С. Витте).
2. «Право собственности есть творческий и охранительный принцип всякого общества» (С. Сегюр).
3. «Те, которые чем-либо владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше тех, которые имеют частную собственность» (Аристотель).
Тип 9 № 320
Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.
Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Государственная собственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности. К частной собственности относят индивидуальную, корпоративную.
Правильный ответ указан под номером 3.
Тип 9 № 382
Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Государственная собственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.
Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности. К частной собственности относят индивидуальную, корпоративную.
Правильный ответ указан под номером 2.
Тип 9 № 785
Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.
Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Государственная собственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.
Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
Правильный ответ указан под номером 3.
Тип 9 № 103
Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?
Предприятия различных форм собственности должны
А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.
Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Дивиденды выплачивают только акционерные общества, поэтому А — неверно. А уплата налогов — обязанность предприятий всех форм собственности.
Правильный ответ указан под номером 2.
Тип 19 № 300
Учитель на уроке охарактеризовал черты рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) решение проблемы ограниченности ресурсов
2) многообразие форм собственности, в том числе частная собственность
3) одним из факторов производства выступает труд
4) что, сколько и в каком количестве производить, определяет государство
Черты сходства | Черты отличия |
Сходства: решение проблемы ограниченности ресурсов; одним из факторов производства выступает труд.
Отличия: многообразие форм собственности, в том числе частная собственность (только для рыночной присуще); что, сколько и в каком количестве производить, определяет государство (только для командной присуще).
я на вопрос 21 №300 ответила (1,3,2,4)проверкой было выведено не верно
хотя правильный ответ(1324)
Запятые ставить не надо, также как и на реальном экзамене.
Тип 8 № 722
В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?
Рыночная экономика основана на принципах: предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночное ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.); ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность; присвоения прибавочной стоимости.
Командная экономика — это система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления. Командная экономика стоит на трех «китах»: централизованное планирование производства, централизованное снабжение ресурсами и централизованное ценообразование.
Тип 5 № 8480
В стране проводятся экономические реформы. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на переход от командной к рыночной экономике? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране разрешено создание частных фермерских хозяйств при условии аренды земли у государства.
2) Правительство проводит меры, направленные на ускорение технического прогресса.
3) В стране проводятся широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности.
4) Правительство проводит меры по либерализации цен.
5) Правительство проводит меры, направленные на укрепление национальной валюты.
По тому, как общество отвечает на 3 основных вопроса экономики, выделяют 4 типа экономических систем.
Экономическая система — принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Типы экономических систем:
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
1) В стране разрешено создание частных фермерских хозяйств при условии аренды земли у государства — да, верно.
2) Правительство проводит меры, направленные на ускорение технического прогресса — нет, неверно.
3) В стране проводятся широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности — да, верно.
4) Правительство проводит меры по либерализации цен — да, верно.
5) Правительство проводит меры, направленные на укрепление национальной валюты — нет, неверно.
Тип 10 № 9817
Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политологи выделяют традиционный, рыночный и командно-административный (плановый) типы политической системы общества.
2) Политическая система общества выполняет функцию выявления и формулирования властно значимых интересов больших социальных групп.
3) Государство, политические партии, общественные организации относятся к нормативной подсистеме политической системы общества.
4) Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства.
5) Политическая система общества выполняет функцию формирования общественного мнения.
Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике. Политическая система характеризуется: политической идеологией; политической культурой; политическими нормами, традициями и обычаями. Политическая система осуществляет следующие функции: конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения; адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни; мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т. д.) для достижения политических целей.
Охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов.
Внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами.
Консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп.
Распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей.
1) Политологи выделяют традиционный, рыночный и командно-административный (плановый) типы политической системы общества — нет, неверно.
2) Политическая система общества выполняет функцию выявления и формулирования властно значимых интересов больших социальных групп — да, верно.
3) Государство, политические партии, общественные организации относятся к нормативной подсистеме политической системы общества — нет, неверно.
4) Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства — да, верно.
5) Политическая система общества выполняет функцию формирования общественного мнения — да, верно.
Тип урока: Изучение нового материала с отработкой навыков решения тестовых заданий из вариантов ОГЭ по данной теме.
Цель урока: усвоить ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, сформировать умение находить эти признаки и выделять их среди других.
закрепить умение применять навыки решения тестовых заданий, используя новый теоретический материал.
вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
воспитывать у учащихся любознательность;
воспитывать коммуникативную культуру общения.
развивать познавательный интерес и логическое мышление;
развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.
1.Мотивационная беседа, целеполагание. (3 мин.)
Учитель сообщает тему урока, её место в разделе «Экономика», связь с предыдущей темой «Главные вопросы экономики», связь с ОГЭ и предлагает обучающимся определить цели и задачи, которые они ставят перед собой на уроке.
Учитель выслушивает мнения и резюмирует данную часть урока, сообщая цели и задачи, которых планирует достичь он:
« Я бы хотела, чтобы каждый из вас усвоил ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, умел находить эти признаки и выделять их среди других, решая как тестовые задания с выбором ответа, так и тестовые задания на анализ конкретной социально-экономической информации ».
2. Работа по изучению нового материала.(22 мин.)
2.1.Вводное слово учителя: (2 мин.)
«Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционную экономику, государственную (централизованную, клановую, командно – административную – учитель обязательно отмечает, что допускаются разные названия для этого типа экономики, но все они соответствуют одному варианту) и рыночную. Однако в реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономики, поэтому экономисты вводят ещё понятие смешанной экономики. В современном мире смешанная экономика чаще всего сочетает черты государственной и рыночной, но могут быть и иные варианты, например, рыночной и традиционной, государственной и традиционной. Чем же отличается один тип от другого?»
2.2.Работа с учебником, выделение ключевых признаков для каждого типа экономики(10 мин.)
Читают вслух, предлагают формулировку главного признака, записывают в тетрадь.
Возможный вариант опорного конспекта:
1)Что, как и для кого производить решает опыт предков, традиция или обычай;
2)ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства (земледелие и ремесло);
1)Что, как и для кого производить решает производитель самостоятельно ( самостоятельность, свобода производителя );
2) многообразие форм собственности , хотя преобладает частная»;
3)рынок, где цены устанавливаются в зависимости от спроса, предложения и конкуренции.
Государственная (командная или плановая экономика):
1)Что, как и для кого производить решает государство , оно командует и производителем и потребителем, составляет планы (планирует ), что сколько и для кого производить;
2)существует государственная собственность на все экономические ресурсы;
3) государство устанавливает цены на рынке .
2.3. Закрепление теоретических знаний: (10 мин.)
А) выполнение тестовых заданий устно (задания на слайдах презентации или на интерактивной доске). Учитель выслушивает ответы обучающихся и их аргументы в пользу своего выбора.
Примеры тестовых заданий:
1. Какой признак отличает традиционную экономику?
1) процветание фабричного производства 2) централизованное ценообразование 3) регулирование производства при помощи обычаев 4) преобладание частной собственности на средства производства
2. Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в процессе производства вековым традициям предков 2) частная собственность на средства производства 3) нерегулируемые цены 4) централизованное планирование производства
3. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем
1) господство государственной собственности на средства производства 2) плановое ведение хозяйства
3) централизованное распределение ресурсов 4) свободное ценообразование
4. Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.? 1) рыночная 2) смешанная 3) традиционная 4) командная
5. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z ?
1) командному 2) рыночному 3) плановому 4) традиционному
6. Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы? 1) Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом.
2) Развитие ручного ремесленного промысла – изготовление глиняных игрушек и художественных изразцов.
3) Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнёром крупного автогиганта.
4) Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведённой ветряными электростанциями .
Б) задания 3 на с.100 в учебнике (Учебник: Обществознание 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение», 2014) письменно. Задание: заполнить в тетради таблицу, распределив перечисленные ниже признаки в соответствующую графу таблицы.
Признаки: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности; принятие государственных планов, обязательных для производителей; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев.
Проверка письменного задания по желанию на оценку.
3. Тестирование и взаимопроверка по ключам. Анализ ошибок (20 мин.)
Тест по теме «Типы экономических систем»
1. Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
1) государственное регулирование ценообразования
2) диктат хозяйственного опыта предков
3) плановая организация производства
4) многообразие форм собственности
2. Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в процессе производства вековым традициям предков
2) частная собственность на средства производства
3) нерегулируемые цены
4) централизованное планирование производства
3. Традиционную экономику отличает от других типов экономических систем
1) господство государственной собственности на средства производства
2) плановое ведение хозяйства
3) натуральный характер хозяйства
4) свободное ценообразование
4. Какой признак характеризует рыночную экономику?
1) централизованное ценообразование
2) значительная роль промышленного производства
3) многообразие форм собственности
4) уравнительное распределение производимых благ
5. Какой признак характеризует командную экономическую систему?
1) свободное ценообразование 2) многообразие форм собственности
3) свобода хозяйственной деятельности 4) централизованное планирование
6. В традиционной экономике, в отличие от рыночной
1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства
2) свободно устанавливается курс официальной валюты
3) ведущие позиции занимает натуральное хозяйство
4) складываются хозяйственные пропорции
7. Отличительным признаком рыночной экономики является
1) решение основных вопросов экономики
2) государственная собственность на средства производства
3) конкуренция производителей 4) натуральный характер хозяйства
8. В традиционной экономике, в отличие от командной
1) преобладает сельскохозяйственное и традиционное ремесленное производство
2) устанавливаются государственные цены
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) существует государственное планирование экономики.
9. В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?
1) рыночной 2) административной 3) традиционной 4) командной
10. Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.?
1) рыночная 2) смешанная 3) традиционная 4) командная
11. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z ?
1) командному 2) рыночному 3) плановому 4) традиционному
12. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
13. Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы?
1) Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом.
2) Развитие ручного ремесленного промысла – изготовление глиняных игрушек и художественных изразцов.
3) Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнёром крупного автогиганта.
4) Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведённой ветряными электростанциями.
14. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях.
2) В стране гарантирована свобода предпринимательской деятельности.
3) Между предприятиями существуют договорные отношения.
4) Несовершеннолетним работникам предоставляются льготы.
15. Большинство жителей страны А заняты выращиванием хлопка, урожаи которого отправляются за границу для переработки. Община выделяет каждой семье участок земли, на котором сообща трудятся все родственники. Какой тип экономической системы в государстве А?
1) рыночная 2) традиционная 3) смешанная 4) административно-командная
16. В стране Z государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов, руководит хозяйственной деятельностью с помощью директивного планирования. Какой тип экономической системы в государстве Z?
1) рыночная 2) традиционная 3) смешанная 4) административно-командная
17. В стране Б. ведущим типом хозяйственной деятельности является натуральное хозяйство, распределение ресурсов осуществляется в соответствии с обычаями. Какой тип экономической системы существует в стране Б.?
1) смешанная 2) рыночная 3) централизованная 4) традиционная .
18. Верны ли следующие суждения?
А. В условиях рыночной экономики невозможно существование государственной собственности.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19 . Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночной экономике свойственна конкуренция производителей.
Б. Рыночная экономика периодически подвержена кризисам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Основой плановой экономики является государственная собственность.
Б. При традиционной экономической системе не существует частной собственности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Тип урока: Изучение нового материала с отработкой навыков решения тестовых заданий из вариантов ОГЭ по данной теме.
Цель урока: усвоить ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, сформировать умение находить эти признаки и выделять их среди других.
закрепить умение применять навыки решения тестовых заданий, используя новый теоретический материал.
вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
воспитывать у учащихся любознательность;
воспитывать коммуникативную культуру общения.
развивать познавательный интерес и логическое мышление;
развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.
1.Мотивационная беседа, целеполагание. (3 мин.)
Учитель сообщает тему урока, её место в разделе «Экономика», связь с предыдущей темой «Главные вопросы экономики», связь с ОГЭ и предлагает обучающимся определить цели и задачи, которые они ставят перед собой на уроке.
Учитель выслушивает мнения и резюмирует данную часть урока, сообщая цели и задачи, которых планирует достичь он:
« Я бы хотела, чтобы каждый из вас усвоил ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, умел находить эти признаки и выделять их среди других, решая как тестовые задания с выбором ответа, так и тестовые задания на анализ конкретной социально-экономической информации ».
2. Работа по изучению нового материала.(22 мин.)
2.1.Вводное слово учителя: (2 мин.)
«Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционную экономику, государственную (централизованную, клановую, командно – административную – учитель обязательно отмечает, что допускаются разные названия для этого типа экономики, но все они соответствуют одному варианту) и рыночную. Однако в реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономики, поэтому экономисты вводят ещё понятие смешанной экономики. В современном мире смешанная экономика чаще всего сочетает черты государственной и рыночной, но могут быть и иные варианты, например, рыночной и традиционной, государственной и традиционной. Чем же отличается один тип от другого?»
2.2.Работа с учебником, выделение ключевых признаков для каждого типа экономики(10 мин.)
Читают вслух, предлагают формулировку главного признака, записывают в тетрадь.
Возможный вариант опорного конспекта:
1)Что, как и для кого производить решает опыт предков, традиция или обычай;
2)ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства (земледелие и ремесло);
1)Что, как и для кого производить решает производитель самостоятельно ( самостоятельность, свобода производителя );
2) многообразие форм собственности , хотя преобладает частная»;
3)рынок, где цены устанавливаются в зависимости от спроса, предложения и конкуренции.
Государственная (командная или плановая экономика):
1)Что, как и для кого производить решает государство , оно командует и производителем и потребителем, составляет планы (планирует ), что сколько и для кого производить;
2)существует государственная собственность на все экономические ресурсы;
3) государство устанавливает цены на рынке .
2.3. Закрепление теоретических знаний: (10 мин.)
А) выполнение тестовых заданий устно (задания на слайдах презентации или на интерактивной доске). Учитель выслушивает ответы обучающихся и их аргументы в пользу своего выбора.
Примеры тестовых заданий:
1. Какой признак отличает традиционную экономику?
1) процветание фабричного производства 2) централизованное ценообразование 3) регулирование производства при помощи обычаев 4) преобладание частной собственности на средства производства
2. Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в процессе производства вековым традициям предков 2) частная собственность на средства производства 3) нерегулируемые цены 4) централизованное планирование производства
3. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем
1) господство государственной собственности на средства производства 2) плановое ведение хозяйства
3) централизованное распределение ресурсов 4) свободное ценообразование
4. Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.? 1) рыночная 2) смешанная 3) традиционная 4) командная
5. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z ?
1) командному 2) рыночному 3) плановому 4) традиционному
6. Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы? 1) Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом.
2) Развитие ручного ремесленного промысла – изготовление глиняных игрушек и художественных изразцов.
3) Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнёром крупного автогиганта.
4) Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведённой ветряными электростанциями .
Б) задания 3 на с.100 в учебнике (Учебник: Обществознание 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение», 2014) письменно. Задание: заполнить в тетради таблицу, распределив перечисленные ниже признаки в соответствующую графу таблицы.
Признаки: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности; принятие государственных планов, обязательных для производителей; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев.
Проверка письменного задания по желанию на оценку.
3. Тестирование и взаимопроверка по ключам. Анализ ошибок (20 мин.)
Тест по теме «Типы экономических систем»
1. Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
1) государственное регулирование ценообразования
2) диктат хозяйственного опыта предков
3) плановая организация производства
4) многообразие форм собственности
2. Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в процессе производства вековым традициям предков
2) частная собственность на средства производства
3) нерегулируемые цены
4) централизованное планирование производства
3. Традиционную экономику отличает от других типов экономических систем
1) господство государственной собственности на средства производства
2) плановое ведение хозяйства
3) натуральный характер хозяйства
4) свободное ценообразование
4. Какой признак характеризует рыночную экономику?
1) централизованное ценообразование
2) значительная роль промышленного производства
3) многообразие форм собственности
4) уравнительное распределение производимых благ
5. Какой признак характеризует командную экономическую систему?
1) свободное ценообразование 2) многообразие форм собственности
3) свобода хозяйственной деятельности 4) централизованное планирование
6. В традиционной экономике, в отличие от рыночной
1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства
2) свободно устанавливается курс официальной валюты
3) ведущие позиции занимает натуральное хозяйство
4) складываются хозяйственные пропорции
7. Отличительным признаком рыночной экономики является
1) решение основных вопросов экономики
2) государственная собственность на средства производства
3) конкуренция производителей 4) натуральный характер хозяйства
8. В традиционной экономике, в отличие от командной
1) преобладает сельскохозяйственное и традиционное ремесленное производство
2) устанавливаются государственные цены
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) существует государственное планирование экономики.
9. В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?
1) рыночной 2) административной 3) традиционной 4) командной
10. Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.?
1) рыночная 2) смешанная 3) традиционная 4) командная
11. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z ?
1) командному 2) рыночному 3) плановому 4) традиционному
12. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
13. Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы?
1) Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом.
2) Развитие ручного ремесленного промысла – изготовление глиняных игрушек и художественных изразцов.
3) Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнёром крупного автогиганта.
4) Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведённой ветряными электростанциями.
14. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях.
2) В стране гарантирована свобода предпринимательской деятельности.
3) Между предприятиями существуют договорные отношения.
4) Несовершеннолетним работникам предоставляются льготы.
15. Большинство жителей страны А заняты выращиванием хлопка, урожаи которого отправляются за границу для переработки. Община выделяет каждой семье участок земли, на котором сообща трудятся все родственники. Какой тип экономической системы в государстве А?
1) рыночная 2) традиционная 3) смешанная 4) административно-командная
16. В стране Z государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов, руководит хозяйственной деятельностью с помощью директивного планирования. Какой тип экономической системы в государстве Z?
1) рыночная 2) традиционная 3) смешанная 4) административно-командная
17. В стране Б. ведущим типом хозяйственной деятельности является натуральное хозяйство, распределение ресурсов осуществляется в соответствии с обычаями. Какой тип экономической системы существует в стране Б.?
1) смешанная 2) рыночная 3) централизованная 4) традиционная .
18. Верны ли следующие суждения?
А. В условиях рыночной экономики невозможно существование государственной собственности.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19 . Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночной экономике свойственна конкуренция производителей.
Б. Рыночная экономика периодически подвержена кризисам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Основой плановой экономики является государственная собственность.
Б. При традиционной экономической системе не существует частной собственности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Автор статьи
Читайте также:
- Добровольное исполнение решения суда без исполнительного листа
- Правовые нормы выражают государственную волю за которой в демократическом обществе стоит воля народа
- Какой государственный орган по общему правилу осуществляет регистрацию договора коммерческой
- Кому правительство рф предоставляет доклад о реализации государственной политики в сфере образования
- Можно ли предъявить жд иск о взыскании убытков без коммерческого акта