Верны ли следующие суждения о формах собственности основной плановой экономики является государство

Обновлено: 22.04.2024

Тест по обществознанию Собственность для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. В собственности гражданина РФ не может находиться

1) земля
2) жилой дом
3) самолет
4) космический корабль

2. Что из названного не относится к имущественным право­отношениям?

1) аренда жилого помещения
2) право автора на литературное произведение
3) купля-продажа компьютерной техники
4) передача акций в управление

3. Передача или продажа государственного имущества в ча­стную собственность

1) приватизация
2) национализация
3) меркантилизм
4) протекционизм

4. Переход в частные руки крупных государственных пред­приятий

1) национализация
2) кооперация
3) инкорпорация
4) приватизация

5. Принудительное безвозмездное изъятие в собственность го­сударства всего или части имущества, являющегося собст­венностью лица, в качестве санкции за преступление либо за административное или гражданское правонарушение

1) приватизация
2) реквизиция
3) конфискация
4) национализация

6. Изъятие государством имущества у собственника с выпла­той ему стоимости такого имущества называется

1) приватизацией
2) реквизицией
3) конфискацией
4) национализацией

7. Нематериальным объектом права собственности является

1) вещь
2) земля
3) интеллектуальная собственность
4) животное

8. Верны ли следующие суждения о праве собственности?

А. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Б. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не преду­смотрено законом или договором.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о праве собственности?

А. Собственник может передать своё имущество в довери­тельное управление другому лицу (доверительному управляющему).
В. Передача имущества в доверительное управление влечёт переход права собственности к доверительному управляющему.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о праве собственности?

А. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не преду­смотрено законом или договором.
В. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Установите соответствие между правомочиями собственника и их содержанием: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) владение
Б) пользование
В) распоряжение

1) возможность эксплуатации иму­щества путём извлечения из него полезных свойств, плодов, дохо­дов, его потребления
2) нахождение вещи в хозяйстве собственника
3) возможность определения юриди­ческой судьбы вещи путём изме­нения её принадлежности, состоя­ния, назначения

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «собственность».
Владение, распоряжение, пользование, применение, реги­страция.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Имущество, принадле­жащее городским и сельским поселениям, от имени кото­рых права собственника осуществляют органы местного самоуправления, называется __________ __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.
»
Существует тенденция рассматривать в качестве не­отъемлемых прав человека в современном обществе право приобретать __________(1). Гражданину Российской Федерации может принадлежать на праве собственности жи­лой дом, земельный участок, на котором расположен этот дом, денежные средства, ценные __________(2), предприятия как имущественные комплексы, транспортные средства и иное __________(3). Указанная собственность может быть создана за счёт предпринимательской деятельности, трудовых доходов, доходов, вложенных в ценные бумаги, приобретения имущества по __________(4) или в качестве дара. Человек в этих случа­ях выступает подлинным хозяином имеющихся у него средств __________(5) и продуктов своего __________(6), может продавать, передавать по наследству, иным образом использовать их по своему усмотрению».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) имущество
Б) бумага
В) собственность
Г) наследство
Д) производство
Е) предпринимательство
Ж) труд

1. Прочитайте текст и выполните задания.

В России необходимо популяризировать идею ценности ча­стной собственности и, возможно, даже развернуть обществен­ную дискуссию на эту тему. «Сейчас, когда мы избрали в каче­стве модели рыночную экономику, мы должны добиться того, чтобы частная собственность пользовалась беспрекословным уважением и защитой», — заявил Дмитрий Медведев, в то время Президент РФ, отвечая на вопрос журналиста.
«У частной собственности в России отдельная судьба», — от­метил Д. Медведев. Экономика, основанная на частной собственности и капиталистическом укладе, в России появилась до­вольно давно, «но демократии не было, а это вещи, которые, как правило, идут одна за другой, — пояснил Д. Медведев. — С конца XIX века во многих европейских государствах появилась развитая система частной собственности и развитый набор де­мократических институтов. А у нас частная собственность раз­вивалась, а демократии не было никакой, потому что было са­модержавие. Потом умерла и частная собственность, и демократия. Процесс был раздавлен». Поэтому, по словам Д. Медведева, «понимание ценности частной собственности у нас абсолютно не достигло того уровня, который должен быть в развитом государстве, в развитом обществе». «Для многих людей до сих пор частная собственность есть синоним мошенниче­ства, тяжёлой жизни, эксплуатации человека человеком. Пора­зительно, но это характерно не только для старшего поколения, но и для людей среднего возраста. Не только потому, что они оказались не вполне успешными в 90-е годы. Но из-за того, что не было понимания того, что вообще такое частная собствен­ность», — говорит Д. Медведев.
По его словам, «люди жили в плену иллюзии, что всякая соб­ственность создаётся государством, государством же регулируется и государству должна принадлежать. А собственность, как из­вестно, покоится на разграничении моего и твоего. По своей при­роде всякая собственность может быть только частной».
Между тем, напомнил Д. Медведев, в советский период не было частной собственности в узком смысле этого слова, даже сам термин «частная» был заменён на «личная». «А начиная с 90-х годов частная собственность оказалась заложником жёст­ких реформ, революционных преобразований, которые шли в экономике, той приватизации, которая происходила в стране и которая для подавляющего большинства наших людей оставила осадок чудовищной несправедливости. К сожалению, это отра­зилось на отношении к частной собственности, — отметил Д. Медведев. — Потому что для многих людей частная собст­венность и результаты приватизации совпали. У многих людей возникло ощущение, что у них что-то украли. И эмоциональные последствия этих событий нам придётся преодолевать ещё не один год».
Тем не менее, подчеркнул Д. Медведев, частная собствен­ность — крайне важная конструкция, она относится к фундаментальному набору прав человека. «Если мы не научимся её уважать и защищать, как это делают во всем мире, мы так и будем пребывать в отсталости и запустении». …
Д. Медведев напомнил и о том, что в России элемент коллек­тивного, общественного по отношению к вещам, к земле, в силу религиозной традиции был гораздо сильнее, чем на Западе. «В этом смысле наш человек всегда был меньшим индивидуалистом по отношению к средствам производства, по отношению к своему имуществу, чем, скажем, европеец. Всё вокруг общинное или колхозное, а значит, моё. В этом были и минусы, и плюсы».
Однако сейчас, подчеркнул Д. Медведев, «когда мы избрали в качестве модели рыночную экономику, мы должны добиться того, чтобы частная собственность пользовалась беспрекослов­ным уважением и защитой».

1) Дайте определение понятия «частная собственность» и, используя текст, составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Используя текст и свои знания из курса истории, назовите не менее двух причин существования в России явления, которое Д.А. Медведев характеризует так: «Для многих людей до сих пор частная собственность есть синоним мошенничества, тяжёлой жизни, эксплуатации человека че­ловеком».

2. Приведите по одному примеру, характеризующему раз­личные формы собственности. Всего напишите не менее трёх положений.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Принципом индивидуальной собственности слагаются все экономические отношения, на нём держится весь мир» (С. Витте).

2. «Право собственности есть творческий и охранитель­ный принцип всякого общества» (С. Сегюр).

3. «Те, которые чем-либо владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше тех, которые имеют частную собственность» (Аристотель).


Тип 9 № 320

Верны ли следующие суждения о формах собственности?

А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.

Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Государственная собственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности. К частной собственности относят индивидуальную, корпоративную.

Правильный ответ указан под номером 3.


Тип 9 № 382

Верны ли следующие суждения о формах собственности?

А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.

Б. Государственная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Государственная собственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.

Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности. К частной собственности относят индивидуальную, корпоративную.

Правильный ответ указан под номером 2.


Тип 9 № 785

Верны ли следующие суждения о формах собственности?

А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.

Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Государственная собственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.

Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.

Правильный ответ указан под номером 3.


Тип 9 № 103

Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?

Предприятия различных форм собственности должны

А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.

Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Дивиденды выплачивают только акционерные общества, поэтому А — неверно. А уплата налогов — обязанность предприятий всех форм собственности.

Правильный ответ указан под номером 2.


Тип 19 № 300

Учитель на уроке охарактеризовал черты рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) решение проблемы ограниченности ресурсов

2) многообразие форм собственности, в том числе частная собственность

3) одним из факторов производства выступает труд

4) что, сколько и в каком количестве производить, определяет государство

Черты сходстваЧерты отличия

Сходства: решение проблемы ограниченности ресурсов; одним из факторов производства выступает труд.

Отличия: многообразие форм собственности, в том числе частная собственность (только для рыночной присуще); что, сколько и в каком количестве производить, определяет государство (только для командной присуще).

я на вопрос 21 №300 ответила (1,3,2,4)проверкой было выведено не верно

хотя правильный ответ(1324)

Запятые ставить не надо, также как и на реальном экзамене.


Тип 8 № 722

В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?

Рыночная экономика основана на принципах: предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночное ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.); ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность; присвоения прибавочной стоимости.

Командная экономика — это система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления. Командная экономика стоит на трех «китах»: централизованное планирование производства, централизованное снабжение ресурсами и централизованное ценообразование.


Тип 5 № 8480

В стране проводятся экономические реформы. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на переход от командной к рыночной экономике? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране разрешено создание частных фермерских хозяйств при условии аренды земли у государства.

2) Правительство проводит меры, направленные на ускорение технического прогресса.

3) В стране проводятся широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности.

4) Правительство проводит меры по либерализации цен.

5) Правительство проводит меры, направленные на укрепление национальной валюты.

По тому, как общество отвечает на 3 основных вопроса экономики, выделяют 4 типа экономических систем.

Экономическая система — принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Типы экономических систем:

Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.

Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.

Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.

Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.

1) В стране разрешено создание частных фермерских хозяйств при условии аренды земли у государства — да, верно.

2) Правительство проводит меры, направленные на ускорение технического прогресса — нет, неверно.

3) В стране проводятся широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности — да, верно.

4) Правительство проводит меры по либерализации цен — да, верно.

5) Правительство проводит меры, направленные на укрепление национальной валюты — нет, неверно.


Тип 10 № 9817

Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политологи выделяют традиционный, рыночный и командно-административный (плановый) типы политической системы общества.

2) Политическая система общества выполняет функцию выявления и формулирования властно значимых интересов больших социальных групп.

3) Государство, политические партии, общественные организации относятся к нормативной подсистеме политической системы общества.

4) Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства.

5) Политическая система общества выполняет функцию формирования общественного мнения.

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике. Политическая система характеризуется: политической идеологией; политической культурой; политическими нормами, традициями и обычаями. Политическая система осуществляет следующие функции: конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения; адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни; мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т. д.) для достижения политических целей.

Охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов.

Внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами.

Консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп.

Распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей.

1) Политологи выделяют традиционный, рыночный и командно-административный (плановый) типы политической системы общества — нет, неверно.

2) Политическая система общества выполняет функцию выявления и формулирования властно значимых интересов больших социальных групп — да, верно.

3) Государство, политические партии, общественные организации относятся к нормативной подсистеме политической системы общества — нет, неверно.

4) Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства — да, верно.

5) Политическая система общества выполняет функцию формирования общественного мнения — да, верно.

Тип урока: Изучение нового материала с отработкой навыков решения тестовых заданий из вариантов ОГЭ по данной теме.

Цель урока: усвоить ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, сформировать умение находить эти признаки и выделять их среди других.

закрепить умение применять навыки решения тестовых заданий, используя новый теоретический материал.

вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;

воспитывать у учащихся любознательность;

воспитывать коммуникативную культуру общения.

развивать познавательный интерес и логическое мышление;

развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.

1.Мотивационная беседа, целеполагание. (3 мин.)

Учитель сообщает тему урока, её место в разделе «Экономика», связь с предыдущей темой «Главные вопросы экономики», связь с ОГЭ и предлагает обучающимся определить цели и задачи, которые они ставят перед собой на уроке.

Учитель выслушивает мнения и резюмирует данную часть урока, сообщая цели и задачи, которых планирует достичь он:

« Я бы хотела, чтобы каждый из вас усвоил ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, умел находить эти признаки и выделять их среди других, решая как тестовые задания с выбором ответа, так и тестовые задания на анализ конкретной социально-экономической информации ».

2. Работа по изучению нового материала.(22 мин.)

2.1.Вводное слово учителя: (2 мин.)

«Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционную экономику, государственную (централизованную, клановую, командно – административную – учитель обязательно отмечает, что допускаются разные названия для этого типа экономики, но все они соответствуют одному варианту) и рыночную. Однако в реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономики, поэтому экономисты вводят ещё понятие смешанной экономики. В современном мире смешанная экономика чаще всего сочетает черты государственной и рыночной, но могут быть и иные варианты, например, рыночной и традиционной, государственной и традиционной. Чем же отличается один тип от другого?»

2.2.Работа с учебником, выделение ключевых признаков для каждого типа экономики(10 мин.)

Читают вслух, предлагают формулировку главного признака, записывают в тетрадь.

Возможный вариант опорного конспекта:

1)Что, как и для кого производить решает опыт предков, традиция или обычай;

2)ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства (земледелие и ремесло);

1)Что, как и для кого производить решает производитель самостоятельно ( самостоятельность, свобода производителя );

2) многообразие форм собственности , хотя преобладает частная»;

3)рынок, где цены устанавливаются в зависимости от спроса, предложения и конкуренции.

Государственная (командная или плановая экономика):

1)Что, как и для кого производить решает государство , оно командует и производителем и потребителем, составляет планы (планирует ), что сколько и для кого производить;

2)существует государственная собственность на все экономические ресурсы;

3) государство устанавливает цены на рынке .

2.3. Закрепление теоретических знаний: (10 мин.)

А) выполнение тестовых заданий устно (задания на слайдах презентации или на интерактивной доске). Учитель выслушивает ответы обучающихся и их аргументы в пользу своего выбора.

Примеры тестовых заданий:

1. Какой при­знак от­ли­ча­ет тра­ди­ци­он­ную эко­но­ми­ку?

1) про­цве­та­ние фаб­рич­но­го про­из­вод­ства 2) цен­тра­ли­зо­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние 3) ре­гу­ли­ро­ва­ние про­из­вод­ства при по­мо­щи обы­ча­ев 4) пре­об­ла­да­ние част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства

2. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­ку?

1) сле­до­ва­ние в про­цес­се про­из­вод­ства ве­ко­вым тра­ди­ци­ям пред­ков 2) част­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства 3) не­ре­гу­ли­ру­е­мые цены 4) цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ства

3. Ры­ноч­ную эко­но­ми­ку от­ли­ча­ет от дру­гих типов эко­но­ми­че­ских си­стем

1) гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства 2) пла­но­вое ве­де­ние хо­зяй­ства

3) цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов 4) сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

4. Для эко­но­ми­ки го­су­дар­ства М. ха­рак­тер­но гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства, от­сут­ствие кон­ку­рен­ции и цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся эко­но­ми­ка го­су­дар­ства М.? 1) ры­ноч­ная 2) сме­шан­ная 3) тра­ди­ци­он­ная 4) ко­манд­ная

5. В стра­не Z пред­при­я­тия са­мо­сто­я­тель­но ре­ша­ют, что и сколь­ко про­из­во­дить, ори­ен­ти­ру­ясь на по­ве­де­ние и при­стра­стия по­тре­би­те­лей. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны Z ?

1) ко­манд­но­му 2) ры­ноч­но­му 3) пла­но­во­му 4) тра­ди­ци­он­но­му

6. Какой при­мер сви­де­тель­ству­ет о со­хра­не­нии в сме­шан­ной эко­но­ми­ке эле­мен­тов тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­мы? 1) Раз­ра­бот­ка тек­стиль­ным пред­при­я­ти­ем новой кол­лек­ции тка­ней со ста­рин­ным ор­на­мен­том.

2) Раз­ви­тие руч­но­го ре­мес­лен­но­го про­мыс­ла – из­го­тов­ле­ние гли­ня­ных иг­ру­шек и ху­до­же­ствен­ных из­раз­цов.

3) Из­го­тов­ле­ние фар для ав­то­мо­би­лей не­боль­шой фир­мой-партнёром круп­но­го ав­то­ги­ган­та.

4) Ис­поль­зо­ва­ние про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми элек­тро­энер­гии, про­из­ведённой вет­ря­ны­ми элек­тро­стан­ци­я­ми .

Б) задания 3 на с.100 в учебнике (Учебник: Обществознание 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение», 2014) письменно. Задание: заполнить в тетради таблицу, распределив перечисленные ниже признаки в соответствующую графу таблицы.

Признаки: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности; принятие государственных планов, обязательных для производителей; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев.

Проверка письменного задания по желанию на оценку.

3. Тестирование и взаимопроверка по ключам. Анализ ошибок (20 мин.)

Тест по теме «Типы экономических систем»

1. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ры­ноч­ную эко­но­ми­ку?

1) го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние це­но­об­ра­зо­ва­ния

2) дик­тат хо­зяй­ствен­но­го опыта пред­ков

3) пла­но­вая ор­га­ни­за­ция про­из­вод­ства

4) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

2. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­ку?

1) сле­до­ва­ние в про­цес­се про­из­вод­ства ве­ко­вым тра­ди­ци­ям пред­ков

2) част­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства

3) не­ре­гу­ли­ру­е­мые цены

4) цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ства

3. Традицион­ную эко­но­ми­ку от­ли­ча­ет от дру­гих типов эко­но­ми­че­ских си­стем

1) гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства

2) пла­но­вое ве­де­ние хо­зяй­ства

3) натуральный характер хозяйства

4) сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

4. Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ры­ноч­ную эко­но­ми­ку?

1) цен­тра­ли­зо­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

2) зна­чи­тель­ная роль про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства

3) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

4) урав­ни­тель­ное рас­пре­де­ле­ние про­из­во­ди­мых благ

5. Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­че­скую си­сте­му?

1) сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние 2) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

3) сво­бо­да хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти 4) цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние

6. В традиционной­ эко­но­ми­ке, в от­ли­чие от рыноч­ной

1) сво­бод­но про­да­ют­ся и по­ку­па­ют­ся ре­сур­сы про­из­вод­ства

2) свободно уста­нав­ли­ва­ет­ся курс офи­ци­аль­ной ва­лю­ты

3) ве­ду­щие по­зи­ции за­ни­ма­ет натуральное хозяйство

4) скла­ды­ва­ют­ся хо­зяй­ствен­ные про­пор­ции

7. От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком ры­ноч­ной эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся

1) ре­ше­ние ос­нов­ных во­про­сов эко­но­ми­ки

2) го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства

3) кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей 4) на­ту­раль­ный ха­рак­тер хо­зяй­ства

8. В традиционной эко­но­ми­ке, в от­ли­чие от ко­манд­ной

1) преобладает сельскохозяйственное и традиционное ремесленное про­из­вод­ство

2) уста­нав­ли­вают­ся государственные цены

3) ве­ду­щие по­зи­ции за­ни­ма­ет го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность

4) существует государственное планирование экономики.

9. В стра­не С. сво­бод­но про­да­ют­ся и при­об­ре­та­ют­ся ре­сур­сы про­из­вод­ства. На­ря­ду с го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью су­ще­ству­ют част­ная и про­чие формы соб­ствен­но­сти. К ка­ко­му типу при­над­ле­жит эко­но­ми­ка го­су­дар­ства С.?

1) ры­ноч­ной 2) ад­ми­ни­стра­тив­ной 3) тра­ди­ци­он­ной 4) ко­манд­ной

10. Для эко­но­ми­ки го­су­дар­ства М. ха­рак­тер­но гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства, от­сут­ствие кон­ку­рен­ции и цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся эко­но­ми­ка го­су­дар­ства М.?

1) ры­ноч­ная 2) сме­шан­ная 3) тра­ди­ци­он­ная 4) ко­манд­ная

11. В стра­не Z пред­при­я­тия са­мо­сто­я­тель­но ре­ша­ют, что и сколь­ко про­из­во­дить, ори­ен­ти­ру­ясь на по­ве­де­ние и при­стра­стия по­тре­би­те­лей. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны Z ?

1) ко­манд­но­му 2) ры­ноч­но­му 3) пла­но­во­му 4) тра­ди­ци­он­но­му

12. В стра­не Z су­ще­ству­ет то­вар­ное про­из­вод­ство и де­неж­ное об­ра­ще­ние. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что эко­но­ми­ка стра­ны Z имеет ры­ноч­ный ха­рак­тер?

1) Го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет раз­мер за­ра­бот­ной платы ра­бот­ни­кам.

2) Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов ре­ша­ет во­прос о том, как ис­поль­зо­вать по­лу­чен­ную при­быль.

3) Не­со­вер­шен­но­лет­ним ра­бот­ни­кам предо­став­ле­ны льгот­ные усло­вия труда.

4) Про­из­во­ди­тель са­мо­сто­я­тель­но опре­де­ля­ет, что и сколь­ко про­из­во­дить.

13. Какой при­мер сви­де­тель­ству­ет о со­хра­не­нии в сме­шан­ной эко­но­ми­ке эле­мен­тов тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­мы?

1) Раз­ра­бот­ка тек­стиль­ным пред­при­я­ти­ем новой кол­лек­ции тка­ней со ста­рин­ным ор­на­мен­том.

2) Раз­ви­тие руч­но­го ре­мес­лен­но­го про­мыс­ла – из­го­тов­ле­ние гли­ня­ных иг­ру­шек и ху­до­же­ствен­ных из­раз­цов.

3) Из­го­тов­ле­ние фар для ав­то­мо­би­лей не­боль­шой фир­мой-партнёром круп­но­го ав­то­ги­ган­та.

4) Ис­поль­зо­ва­ние про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми элек­тро­энер­гии, про­из­ведённой вет­ря­ны­ми элек­тро­стан­ци­я­ми.

14. В стра­не Z су­ще­ству­ет то­вар­ное про­из­вод­ство и де­неж­ное об­ра­ще­ние. Боль­шин­ство за­ня­тых тру­дят­ся на про­мыш­лен­ных пред­при­я­ти­ях и в сфере об­слу­жи­ва­ния. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что эко­но­ми­ка стра­ны Z имеет ры­ноч­ный ха­рак­тер?

1) Про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство со­сре­до­то­че­но на круп­ных пред­при­я­ти­ях.

2) В стра­не га­ран­ти­ро­ва­на сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти.

3) Между пред­при­я­ти­я­ми су­ще­ству­ют до­го­вор­ные от­но­ше­ния.

4) Не­со­вер­шен­но­лет­ним ра­бот­ни­кам предо­став­ля­ют­ся льго­ты.

15. Боль­шин­ство жи­те­лей стра­ны А за­ня­ты вы­ра­щи­ва­ни­ем хлоп­ка, уро­жаи ко­то­ро­го от­прав­ля­ют­ся за гра­ни­цу для пе­ре­ра­бот­ки. Об­щи­на вы­де­ля­ет каж­дой семье уча­сток земли, на ко­то­ром со­об­ща тру­дят­ся все род­ствен­ни­ки. Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы в го­су­дар­стве А?

1) ры­ноч­ная 2) тра­ди­ци­он­ная 3) сме­шан­ная 4) ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ная

16. В стра­не Z го­су­дар­ство пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ет про­из­вод­ство и рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов, ру­ко­во­дит хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью с по­мо­щью ди­рек­тив­но­го пла­ни­ро­ва­ния. Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы в го­су­дар­стве Z?

1) ры­ноч­ная 2) тра­ди­ци­он­ная 3) сме­шан­ная 4) ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ная

17. В стра­не Б. ве­ду­щим типом хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся на­ту­раль­ное хо­зяй­ство, рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов осу­ществ­ля­ет­ся в со­от­вет­ствии с обы­ча­я­ми. Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы су­ще­ству­ет в стра­не Б.?

1) сме­шан­ная 2) ры­ноч­ная 3) цен­тра­ли­зо­ван­ная 4) тра­ди­ци­он­ная .

18. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния?

А. В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки не­воз­мож­но су­ще­ство­ва­ние го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти.

Б. Го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность яв­ля­ет­ся ос­но­вой ко­манд­ной эко­но­ми­ки.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

19 . Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ры­ноч­ной эко­но­ми­ке?

А. Ры­ноч­ной эко­но­ми­ке свой­ствен­на кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей.

Б. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка пе­ри­о­ди­че­ски под­вер­же­на кри­зи­сам.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фор­мах соб­ствен­но­сти?

А. Ос­но­вой пла­но­вой эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность.

Б. При тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­ме не су­ще­ству­ет част­ной соб­ствен­но­сти.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Тип урока: Изучение нового материала с отработкой навыков решения тестовых заданий из вариантов ОГЭ по данной теме.

Цель урока: усвоить ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, сформировать умение находить эти признаки и выделять их среди других.

закрепить умение применять навыки решения тестовых заданий, используя новый теоретический материал.

вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;

воспитывать у учащихся любознательность;

воспитывать коммуникативную культуру общения.

развивать познавательный интерес и логическое мышление;

развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.

1.Мотивационная беседа, целеполагание. (3 мин.)

Учитель сообщает тему урока, её место в разделе «Экономика», связь с предыдущей темой «Главные вопросы экономики», связь с ОГЭ и предлагает обучающимся определить цели и задачи, которые они ставят перед собой на уроке.

Учитель выслушивает мнения и резюмирует данную часть урока, сообщая цели и задачи, которых планирует достичь он:

« Я бы хотела, чтобы каждый из вас усвоил ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, умел находить эти признаки и выделять их среди других, решая как тестовые задания с выбором ответа, так и тестовые задания на анализ конкретной социально-экономической информации ».

2. Работа по изучению нового материала.(22 мин.)

2.1.Вводное слово учителя: (2 мин.)

«Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционную экономику, государственную (централизованную, клановую, командно – административную – учитель обязательно отмечает, что допускаются разные названия для этого типа экономики, но все они соответствуют одному варианту) и рыночную. Однако в реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономики, поэтому экономисты вводят ещё понятие смешанной экономики. В современном мире смешанная экономика чаще всего сочетает черты государственной и рыночной, но могут быть и иные варианты, например, рыночной и традиционной, государственной и традиционной. Чем же отличается один тип от другого?»

2.2.Работа с учебником, выделение ключевых признаков для каждого типа экономики(10 мин.)

Читают вслух, предлагают формулировку главного признака, записывают в тетрадь.

Возможный вариант опорного конспекта:

1)Что, как и для кого производить решает опыт предков, традиция или обычай;

2)ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства (земледелие и ремесло);

1)Что, как и для кого производить решает производитель самостоятельно ( самостоятельность, свобода производителя );

2) многообразие форм собственности , хотя преобладает частная»;

3)рынок, где цены устанавливаются в зависимости от спроса, предложения и конкуренции.

Государственная (командная или плановая экономика):

1)Что, как и для кого производить решает государство , оно командует и производителем и потребителем, составляет планы (планирует ), что сколько и для кого производить;

2)существует государственная собственность на все экономические ресурсы;

3) государство устанавливает цены на рынке .

2.3. Закрепление теоретических знаний: (10 мин.)

А) выполнение тестовых заданий устно (задания на слайдах презентации или на интерактивной доске). Учитель выслушивает ответы обучающихся и их аргументы в пользу своего выбора.

Примеры тестовых заданий:

1. Какой при­знак от­ли­ча­ет тра­ди­ци­он­ную эко­но­ми­ку?

1) про­цве­та­ние фаб­рич­но­го про­из­вод­ства 2) цен­тра­ли­зо­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние 3) ре­гу­ли­ро­ва­ние про­из­вод­ства при по­мо­щи обы­ча­ев 4) пре­об­ла­да­ние част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства

2. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­ку?

1) сле­до­ва­ние в про­цес­се про­из­вод­ства ве­ко­вым тра­ди­ци­ям пред­ков 2) част­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства 3) не­ре­гу­ли­ру­е­мые цены 4) цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ства

3. Ры­ноч­ную эко­но­ми­ку от­ли­ча­ет от дру­гих типов эко­но­ми­че­ских си­стем

1) гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства 2) пла­но­вое ве­де­ние хо­зяй­ства

3) цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов 4) сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

4. Для эко­но­ми­ки го­су­дар­ства М. ха­рак­тер­но гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства, от­сут­ствие кон­ку­рен­ции и цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся эко­но­ми­ка го­су­дар­ства М.? 1) ры­ноч­ная 2) сме­шан­ная 3) тра­ди­ци­он­ная 4) ко­манд­ная

5. В стра­не Z пред­при­я­тия са­мо­сто­я­тель­но ре­ша­ют, что и сколь­ко про­из­во­дить, ори­ен­ти­ру­ясь на по­ве­де­ние и при­стра­стия по­тре­би­те­лей. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны Z ?

1) ко­манд­но­му 2) ры­ноч­но­му 3) пла­но­во­му 4) тра­ди­ци­он­но­му

6. Какой при­мер сви­де­тель­ству­ет о со­хра­не­нии в сме­шан­ной эко­но­ми­ке эле­мен­тов тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­мы? 1) Раз­ра­бот­ка тек­стиль­ным пред­при­я­ти­ем новой кол­лек­ции тка­ней со ста­рин­ным ор­на­мен­том.

2) Раз­ви­тие руч­но­го ре­мес­лен­но­го про­мыс­ла – из­го­тов­ле­ние гли­ня­ных иг­ру­шек и ху­до­же­ствен­ных из­раз­цов.

3) Из­го­тов­ле­ние фар для ав­то­мо­би­лей не­боль­шой фир­мой-партнёром круп­но­го ав­то­ги­ган­та.

4) Ис­поль­зо­ва­ние про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми элек­тро­энер­гии, про­из­ведённой вет­ря­ны­ми элек­тро­стан­ци­я­ми .

Б) задания 3 на с.100 в учебнике (Учебник: Обществознание 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение», 2014) письменно. Задание: заполнить в тетради таблицу, распределив перечисленные ниже признаки в соответствующую графу таблицы.

Признаки: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности; принятие государственных планов, обязательных для производителей; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев.

Проверка письменного задания по желанию на оценку.

3. Тестирование и взаимопроверка по ключам. Анализ ошибок (20 мин.)

Тест по теме «Типы экономических систем»

1. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ры­ноч­ную эко­но­ми­ку?

1) го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние це­но­об­ра­зо­ва­ния

2) дик­тат хо­зяй­ствен­но­го опыта пред­ков

3) пла­но­вая ор­га­ни­за­ция про­из­вод­ства

4) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

2. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­ку?

1) сле­до­ва­ние в про­цес­се про­из­вод­ства ве­ко­вым тра­ди­ци­ям пред­ков

2) част­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства

3) не­ре­гу­ли­ру­е­мые цены

4) цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ства

3. Традицион­ную эко­но­ми­ку от­ли­ча­ет от дру­гих типов эко­но­ми­че­ских си­стем

1) гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства

2) пла­но­вое ве­де­ние хо­зяй­ства

3) натуральный характер хозяйства

4) сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

4. Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ры­ноч­ную эко­но­ми­ку?

1) цен­тра­ли­зо­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

2) зна­чи­тель­ная роль про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства

3) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

4) урав­ни­тель­ное рас­пре­де­ле­ние про­из­во­ди­мых благ

5. Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­че­скую си­сте­му?

1) сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние 2) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

3) сво­бо­да хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти 4) цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние

6. В традиционной­ эко­но­ми­ке, в от­ли­чие от рыноч­ной

1) сво­бод­но про­да­ют­ся и по­ку­па­ют­ся ре­сур­сы про­из­вод­ства

2) свободно уста­нав­ли­ва­ет­ся курс офи­ци­аль­ной ва­лю­ты

3) ве­ду­щие по­зи­ции за­ни­ма­ет натуральное хозяйство

4) скла­ды­ва­ют­ся хо­зяй­ствен­ные про­пор­ции

7. От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком ры­ноч­ной эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся

1) ре­ше­ние ос­нов­ных во­про­сов эко­но­ми­ки

2) го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства

3) кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей 4) на­ту­раль­ный ха­рак­тер хо­зяй­ства

8. В традиционной эко­но­ми­ке, в от­ли­чие от ко­манд­ной

1) преобладает сельскохозяйственное и традиционное ремесленное про­из­вод­ство

2) уста­нав­ли­вают­ся государственные цены

3) ве­ду­щие по­зи­ции за­ни­ма­ет го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность

4) существует государственное планирование экономики.

9. В стра­не С. сво­бод­но про­да­ют­ся и при­об­ре­та­ют­ся ре­сур­сы про­из­вод­ства. На­ря­ду с го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью су­ще­ству­ют част­ная и про­чие формы соб­ствен­но­сти. К ка­ко­му типу при­над­ле­жит эко­но­ми­ка го­су­дар­ства С.?

1) ры­ноч­ной 2) ад­ми­ни­стра­тив­ной 3) тра­ди­ци­он­ной 4) ко­манд­ной

10. Для эко­но­ми­ки го­су­дар­ства М. ха­рак­тер­но гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства, от­сут­ствие кон­ку­рен­ции и цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся эко­но­ми­ка го­су­дар­ства М.?

1) ры­ноч­ная 2) сме­шан­ная 3) тра­ди­ци­он­ная 4) ко­манд­ная

11. В стра­не Z пред­при­я­тия са­мо­сто­я­тель­но ре­ша­ют, что и сколь­ко про­из­во­дить, ори­ен­ти­ру­ясь на по­ве­де­ние и при­стра­стия по­тре­би­те­лей. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны Z ?

1) ко­манд­но­му 2) ры­ноч­но­му 3) пла­но­во­му 4) тра­ди­ци­он­но­му

12. В стра­не Z су­ще­ству­ет то­вар­ное про­из­вод­ство и де­неж­ное об­ра­ще­ние. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что эко­но­ми­ка стра­ны Z имеет ры­ноч­ный ха­рак­тер?

1) Го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет раз­мер за­ра­бот­ной платы ра­бот­ни­кам.

2) Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов ре­ша­ет во­прос о том, как ис­поль­зо­вать по­лу­чен­ную при­быль.

3) Не­со­вер­шен­но­лет­ним ра­бот­ни­кам предо­став­ле­ны льгот­ные усло­вия труда.

4) Про­из­во­ди­тель са­мо­сто­я­тель­но опре­де­ля­ет, что и сколь­ко про­из­во­дить.

13. Какой при­мер сви­де­тель­ству­ет о со­хра­не­нии в сме­шан­ной эко­но­ми­ке эле­мен­тов тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­мы?

1) Раз­ра­бот­ка тек­стиль­ным пред­при­я­ти­ем новой кол­лек­ции тка­ней со ста­рин­ным ор­на­мен­том.

2) Раз­ви­тие руч­но­го ре­мес­лен­но­го про­мыс­ла – из­го­тов­ле­ние гли­ня­ных иг­ру­шек и ху­до­же­ствен­ных из­раз­цов.

3) Из­го­тов­ле­ние фар для ав­то­мо­би­лей не­боль­шой фир­мой-партнёром круп­но­го ав­то­ги­ган­та.

4) Ис­поль­зо­ва­ние про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми элек­тро­энер­гии, про­из­ведённой вет­ря­ны­ми элек­тро­стан­ци­я­ми.

14. В стра­не Z су­ще­ству­ет то­вар­ное про­из­вод­ство и де­неж­ное об­ра­ще­ние. Боль­шин­ство за­ня­тых тру­дят­ся на про­мыш­лен­ных пред­при­я­ти­ях и в сфере об­слу­жи­ва­ния. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что эко­но­ми­ка стра­ны Z имеет ры­ноч­ный ха­рак­тер?

1) Про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство со­сре­до­то­че­но на круп­ных пред­при­я­ти­ях.

2) В стра­не га­ран­ти­ро­ва­на сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти.

3) Между пред­при­я­ти­я­ми су­ще­ству­ют до­го­вор­ные от­но­ше­ния.

4) Не­со­вер­шен­но­лет­ним ра­бот­ни­кам предо­став­ля­ют­ся льго­ты.

15. Боль­шин­ство жи­те­лей стра­ны А за­ня­ты вы­ра­щи­ва­ни­ем хлоп­ка, уро­жаи ко­то­ро­го от­прав­ля­ют­ся за гра­ни­цу для пе­ре­ра­бот­ки. Об­щи­на вы­де­ля­ет каж­дой семье уча­сток земли, на ко­то­ром со­об­ща тру­дят­ся все род­ствен­ни­ки. Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы в го­су­дар­стве А?

1) ры­ноч­ная 2) тра­ди­ци­он­ная 3) сме­шан­ная 4) ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ная

16. В стра­не Z го­су­дар­ство пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ет про­из­вод­ство и рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов, ру­ко­во­дит хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью с по­мо­щью ди­рек­тив­но­го пла­ни­ро­ва­ния. Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы в го­су­дар­стве Z?

1) ры­ноч­ная 2) тра­ди­ци­он­ная 3) сме­шан­ная 4) ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ная

17. В стра­не Б. ве­ду­щим типом хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся на­ту­раль­ное хо­зяй­ство, рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов осу­ществ­ля­ет­ся в со­от­вет­ствии с обы­ча­я­ми. Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы су­ще­ству­ет в стра­не Б.?

1) сме­шан­ная 2) ры­ноч­ная 3) цен­тра­ли­зо­ван­ная 4) тра­ди­ци­он­ная .

18. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния?

А. В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки не­воз­мож­но су­ще­ство­ва­ние го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти.

Б. Го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность яв­ля­ет­ся ос­но­вой ко­манд­ной эко­но­ми­ки.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

19 . Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ры­ноч­ной эко­но­ми­ке?

А. Ры­ноч­ной эко­но­ми­ке свой­ствен­на кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей.

Б. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка пе­ри­о­ди­че­ски под­вер­же­на кри­зи­сам.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фор­мах соб­ствен­но­сти?

А. Ос­но­вой пла­но­вой эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность.

Б. При тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­ме не су­ще­ству­ет част­ной соб­ствен­но­сти.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: