Назначение и состав комплекта снаряжения пожарного порядок хранения комплектов на судах

Обновлено: 29.04.2024

Должны быть оборудованы все суда 3
В дополнение все пассажирские суда должны быть оборудованы командным трансляционным устройством (КТУ)

Спасательные круги

Длина пассажирского судна Минимальное количество спасательных кругов Длина грузового судна Минимальное количество спасательных кругов
менее 60 м 8 шт менее 30 м 4 шт
от 60 до 120 м 12 шт от 30 до 100 м 8 шт
от 120 до 180 м 18 шт от 100 до 150 м 10 шт
от 180 до 240 м 24 шт от 150 до 200 м 12 шт
более 240 м 30 шт более 200 м 14 шт
Длина рыболовного судна Минимальное количество спасательных кругов
от 25 до 45 м 4
от 45 до 75 м 6
более 75 м 8

Спасательные средства / тип судна 1 2 3 4 5 7
Спасательные жилеты Для каждого находящегося на судне человека должен быть предусмотрен спасательный жилет, отвечающий требованиям безопасности SOLAS и РМРС
Огни спасательных жилетов

На пассажирских судах каждый спасательный жилет должен быть снабжен огнем, отвечающим требованиям

Для каждого члена команды дежурной шлюпки или персонала, обслуживающего морскую эвакуационную систему, должен быть предусмотрен гидротермокостюм 7

Аварийно-спасательное снаряжение

Морские суда, плавающие под российским флагом, оснащаются аварийным снаряжением. Судовладелец должен самостоятельно определить необходимость и комплектность аварийного снабжения на борту судна, учитывая его район эксплуатации, размещения, а также национальные стандарты государства флага. Все суда, кроме судов ограниченных районов плавания RI, R2, R2-RSN, R2-RSN (4,5), и R3-RSN (кроме судов ледовых классов Агс5, Агсб, Axel, Агс8 и Агс9) и судов из стеклопластика, должны иметь аварийное снабжение в объеме, не менее указанного в таблице 2

Для несамоходных судов, эксплуатирующийся без экипажа, аварийного снабжения не требуется. Несамоходные суда, эксплуатирующиеся экипажем, должны иметь аварийное снабжение в объеме, не менее указанного в таблице 1

Наименование,

Количество для судов длиной L, м

Кол-во для наливных судов

150 и более

от 150 до 70 включительно

от 70 до 24 включительно

Набор такелажного инструмента,

Набор слесарного инструмента,

150 х 150x4000 мм

80 х 100 х 2000 мм

50 х 200 х 4000 мм

50 х 200 х 2000 мм

30 х 200 х 200 мм

60 х 200 х 400 мм

Пробки сосновые для судов с бортовыми иллюминаторами,

Диаметр бортового иллюминатора

10 х 30 х 150 мм

3 мм, каждый моток по 50 м

Болт с 6-гранной головкой,

Болт с 6-гранной головкой,

Шайба под гайку,

Ускоритель затвердевания бетона,

Сверх аварийного снабжения, указанного в таблице 1, должно быть предусмотрено дополнительное снабжение: на пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, за исключением судов из стеклопластика, согласно таблице 2;

Переносной автогенный агрегат для резки с комплектом полностью заряженных газовых баллонов, шт.

Ручной гидравлический домкрат, шт.

Кузнечная кувалда, шт.

Кузнечное зубило (с ручкой),шт.

Домкрат грузоподъемностью 9,8 кН, шт.

Домкрат грузоподъемностью 19,6 кН,шт.

на судах из стеклопластика:

Связующая смола с отвердителем

Наборы слесарного и такелажного инструмента, указанные в таблице 1, должны быть укомплектованы в соответствии с таблицей 3

кол-во на 1 комплект

Ключ гаечный разводной

Ширина зева до 36 мм

Ширина зева до 24 мм

Сумка для инструмента

Нормы снабжения стоечных судов определяются по усмотрению судовладельца.

Суда со знаком FF1, FF1WS, FF2, FF2WS и FF3WS в символе класса должны иметь два прожектора, способные обеспечить эффективный горизонтальный и вертикальный диапазон освещения поверхности диаметром не менее 10 м на расстоянии до 250 м при минимальном уровне освещенности до 50 лк в темное время суток и чистом воздухе

Аварийное снабжение должно храниться на двух аварийных постах как минимум, один из которых должен быть расположен в машинном помещении. Аварийными постами могут быть специальные помещения, ящики или места, отведенные на палубе или в помещениях.

В аварийном посту, расположенном в машинном помещении, должно храниться снабжение, необходимое для производства аварийных работ изнутри этого помещения, остальное аварийное снабжение, как правило, должно храниться в аварийных постах, расположенных выше палубы переборок; на судах длиной менее 45 м допускается расположение аварийного поста ниже палубы переборок при условии обеспечения постоянного доступа к этому посту.

На судах длиной 31 ми менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту.

Перед аварийным постом должен быть предусмотрен свободный проход; ширина прохода должна выбираться в зависимости от габаритов хранимого на посту снабжения, но не менее 1,2 м. Допускается уменьшение ширины прохода до 0,8 м на судах длиной менее 70 м и до 0,6 м — на судах длиной 31 м и менее.

Проходы к аварийным постам должны быть по возможности прямыми и коротким.

Пожарные на морском судне

Согласно Правилам Регистра комплект снаряжения для пожарных должен состоять из личного снаряжения и дыхательного аппарата.

В личное снаряжение входит:

1) защитная одежда из материала, способного защитить кожу от тепла,излучаемого при пожаре, ожогов и ошпаривания;

2)наружная поверхность должна быть водостойкой;

3) ботинки и перчатки из резины или другого неэлектропроводного материала;

4) жесткий шлем, обеспечивающий эффективную защиту от удара;

5) переносной безопасный фонарь с минимальным временем горения 3 ч;

6) пожарный топор с ручкой из дерева твердых пород (если для ручки применен другой материал, он должен быть покрыт изоляцией, не проводящей электричество).

Защитная одежда может быть в виде теплоотражающего или термостойкого костюмов.

Теплоотражающий костюм состоит из комбинезона, закрывающего ноги, верхнюю часть тела, а также руки; шлема (с прозрачным теплоотражающим экраном, обеспечивающим видимость), который закрывает всю голову, плечи и верхнюю часть тела; тяжелых перчаток и специальных подошв. Наружная поверхность костюма покрыта теплоотражающим материалом. Такой костюм отражает до 90% теплоты излучения.

Правильно надетый теплоотражающий костюм создает для человека изолирующую оболочку. Он может использоваться для близкого подхода к огню, но не рассчитан на защиту человека при непосредственном соприкосновении с пламенем.
Дыхательный аппарат должен быть надет под костюм, иначе высокая температура в районе пожара может повредить дыхательные пути.

Теплоотражающие костюмы применяются при борьбе с пожарами воспламеняющихся жидкостей или сжиженного нефтяного газа, во время которых выделяется огромное количество теплоты. Они позволяют людям, ведущим борьбу с пожаром, приблизиться к огню, что обеспечивает большую эффективность атаки на пожар. Если при приближении к пожару создается охлаждающий экран с помощью струй воды, человек находится в относительной безопасности.
Современные теплоотражающие костюмы не нуждаются в предварительном смачивании перед приближением к огню, как этого требовали использовавшиеся ранее асбестовые костюмы.

Термостойкий костюм. В комплект термостойкого костюма входят боты, штаны, куртка и шлем. Все эти части костюма изготовлены из девяти слоев изоляционного материала - стекловолокна, отделяемых один от другого теплоотражающей алюминизированной стеклотканью.
Самый верхний слой представляет собой алюминизированное стекловолокно. Экран для обеспечения видимости изготовлен из специального теплоотражающего материала и вмонтирован в шлем.

Лямки и застежки на костюме создают вокруг человека воздухо­непроницаемое закрытие. Шлем крепится к куртке при надевании костюма, так что он случайно сняться не может. Под костюм одевается автономный дыхательный аппарат баллонного типа. Костюм (без дыхательного аппарата) хранится в упаковке.

Термостойкий костюм подгоняется по размеру. Перед работой с ним необходимо ознакомиться с процессом надевания костюма, следует попрактиковаться быстро надевать костюм и дыхательный аппарат. После каждого использования костюм следует очистить (особенно от нефтепро­дуктов). Перед укладкой костюма в упаковку поврежденные места следует отремонтировать в соответствии с инструкциями фирмы-изготовителя, используя имеющийся ремонтный комплект. В дыхательный аппарат должны быть вставлены полностью заряженные воздухом баллоны.

Термостойкий костюм на короткое время защищает человека от непосредственного соприкосновения с пожаром , имеющим температуру до 815°С. Он может использоваться в тех случаях, когда возникает необ­ходимость войти в пламя для спасения человека, подойти к топливному клапану, а также в других ситуациях, которые могут возникнуть при ава­рии. Однако человеку в термостойком костюме не следует задерживаться в пламени, так как костюм не обеспечивает неограниченную защиту.

Дыхательный аппарат состоит из дымового шлема или дымовой маски в комплекте с воздушным насосом и рукавом длиной не более 36м.

Автономные дыхательные аппараты одеваются на человека, обеспечивая полную свободу передвижения, но ограничены во времени работы. Существуют два типа автономных дыхательных аппаратов: кислородные дыхательные аппараты с химическим получением кислорода и баллонные дыхательные аппараты, в которые воздух или кислород подается от источника, переносимого работающим в аппарате на себе .

Для каждого дыхательного аппарата должен быть предусмотрен гибкий огнестойкий предохранительный трос длиной около 30 м. Трос должен прикрепляться непосредственно к аппарату или специальному поясу крючком-защелкой так, чтобы предотвратить отсоединение аппарата при работе с предохранительным тросом.

На судах, где имеются автономные дыхательные аппараты , должен быть предусмотрен один запасной комплект заряда аппарата или запасной аппарат, на пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, должны быть предусмотрены, по меньшей мере, два комплекта запасных баллонов для каждого дыхательного аппарата. Все воздушные баллоны должны быть взаимозаменяемыми.

Количество автономных дыхательных аппаратов определяется Прави­лами Регистра в зависимости от типа судна и его водоизмещения (не менее двух для грузовых судов водоизмещением более 500 рег.т).

Комплекты снаряжения для пожарных должны храниться готовыми к применению в легкодоступных местах, удаленных друг от друга.

Здесь в качестве примера приведено назначение, описание и примене­ние отечественного автономного аппарата сжатого воздуха АСВ-2, который в настоящее время заменяется на аппараты российского изготовления ИВА-24М, АП-96, АП-93 (письмо ГУР № 009-6.5-1323ц от 13.02.97 г.).

Аппарат АСВ-2 предназначен для защиты органов дыхания человека при работе в атмосфере, непригодной для дыхания, а также при работе под водой на глубине до 20 м.

а) в газоспасательной службе;

б) в пожарных частях при тушении пожаров в задымленных помещениях;

в) на флоте в качестве газозащитного аппарата и для выполнения судовых подводных работ.

2. Описание аппарата

Аппарат АСВ-2 относится к типу резервуарных аппаратов с запасом сжатого воздуха и открытой системой дыхания.

Преимуществами аппарата на сжатом воздухе, по сравнению с кислородными дыхательными аппаратами, являются:

а) невозможность скопления в аппаратуре углекислоты,

б) отсутствие опасности возникновения гипоксии (кислородного голодания);

в) возможность применения аппарата под водой;

г) низкая стоимость эксплуатации.

Аппарат АСВ-2 (рис 3.12) состоит из двух баллонов со сжатым воздухом 1 и 2. Рабочее давление в баллонах 20 МПа (200 кгс/см 2 ), запас воздуха в случае 3-литровых баллонов - 1200 литров и в случае 4-литровых баллонов - 1600 литров.
Срок действия при работе средней тяжести в воздушной среде 45 и 60 мин соответственно для 3- и 4-литровых баллонов. При работе под водой на глубине 10 и 20 метров срок действия сокращается в 2 и 3 раза соответственно.

Рис 3 12 Конструкция аппарата АСВ-2

Конструкция аппарата АСВ-2

Баллоны соединяются в одну емкость с помощью коллектора 3, запорного вентиля 4 с включателем резерва 5, фиксатором включателя резерва б, манометра 7, зарядного штуцера с заглушкой 8, редуктора 9, легочного автомата 10 с воздухоподающим шлангом 11, маски 12 или загубника 13 с носовым зажимом.

Баллоны соединяются двумя хомутами верхним 14 и нижним 15

Нижний хомут 15 имеет подвижные кронштейны 16, к которым крепятся нижние концы натяжных ремней 7, >поясной ремень 18 с быстро размыкающейся пряжкой 19. Нижний хомут 15 имеет предохранительные дуги, защищающие узлы аппарата от повреждения при работе в тесных помещениях

К верхнему хомуту 14 при помощи подвижной серьги 20 прикреплены верхние концы плечевых ремней 21 Плечевые ремни снабжены подкладками 22 и регулировочными пряжками 23

К хомутам крепятся амортизаторы 24, предохраняющие человека от непосредственного соприкосновениями с баллонами, сильно охлаждаю­щимися при работе

Запорный вентиль с включателем резерва объединены в одном корпусе, наглухо ввернутом в горловину правого баллона

Устройство для включения резервного запаса воздуха предназначено для оповещения работающего в аппарате об истечении рабочего запаса воздуха и о необходимости выхода из атмосферы, непригодной для дыхания (или о подъеме на поверхность воды)

Редуктор предназначен для снижения переменного высокого (первичного) давления в баллонах в диапазоне от 20,0 до 1,0 МПа до постоянного низкого (вторичного) давления 0,45-0,50 МПа

Легочный аппарат предназначен для подачи воздуха для дыхания и приводится в действие легкими человека. В зависимости от области применения аппарат АСВ-2 может быть укомплектован легочными автоматами разной конструкции (первого и второго типов).

Легочный автомат первого типа предназначен для использования аппарата АСВ-2 под водой и в отравленной газообразной среде с положительной температурой, второго типа - с отрицательной.

3. Применение аппарата

Прежде чем аппарат будет использован, необходимо выполнить его проверку и регулировку.

Проверка исправности аппарата производится не реже чем один раз в 6 месяцев, а также после каждого случая применения и перезарядки аппарата.

При этом проверяются:

а) давление воздуха в баллонах и исправность включателя резерва.

б) герметичность всех соединений, канализирующих воздух под давлением;

в) исправность редуктора;

г) исправность легочного автомата и лицевых частей.

Кроме того, каждый аппарат должен ежегодно подвергаться частичной разборке с целью профилактического осмотра деталей. Разборке должны быть подвергнуты редуктор, запорный вентиль с выключателем резерва и легочный автомат. Детали необходимо очистить от налета солей и окислов, при этом детали, имеющие значительный износ, нужно заменить.

Проверка и регулировка аппарата производится в соответствии с инструкцией изготовителя.

Перед использованием аппарата необходимо проверить давление воздуха в баллонах и исправность включателя резерва.

После этой проверки рукоятку включателя резерва обязательно установить в положение «Р».

Пользоваться аппаратом разрешается только при закрытом заглушкой зарядном штуцере.

Перед работой сделайте краткую проверку аппарата. Для этого на голову наденьте лицевую часть (или возьмите в рот загубник), и при закрытом запорном вентиле сделайте вдох.

Если при этом возникает большое, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 с сопротивление, аппарат гермети­чен.

Затем откройте запорный вентиль (маховичок вентиля после этого вдвиньте обратно) и сильным вдохом — выдохом проверьте исправность легочного автомата и выдыхательного клапана. При этой проверке не должно наблюдаться значительного сопротивления на вдохе и на выдохе.

Примечание. Лицевая часть должна соответствовать размеру головы. При использовании лицевой части большего размера возможен подсос наружного отравленного воздуха, маленькая лицевая часть создает большое давление на голову и затрудняет работу в аппарате.

Работу в аппарате продолжайте до появления сопротивления на вдохе, после чего включите резерв воздуха, поставив рукоятку в положение «О», и немедленно выходите из отравленной атмосферы на свежий воздух (или поднимитесь на поверхность воды).

При работе на поверхности резервного запаса воздуха хватает на 6-10 мин. Если при работе под водой в легочном автомате скопилась влага, немного приподнимите голову вверх (чтобы выдыхательный клапан принял примерно горизонтальное положение) и сделайте резкий выдох. При этом скопившаяся влага через выдыхательный клапан будет удалена наружу.

После работы аппарат помойте, продезинфицируйте, зарядите воздухом и проверьте в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации. Один раз в год аппарат подвергается частичной разборке с целью профилактического осмотра и чистки.

Горящее судно RO-RO UND Adriyatik

Стационарные установки и системы пожаротушения. Основная цель борьбы с пожаром - быстрое взятие его под контроль и тушение, что возможно только в том случае, если огнетушащее вещество доставлено к пожару быстро и в достаточном количестве.

Это можно обеспечить с помощью стационарных систем пожаротушения. Некоторые из стационарных систем могут подавать огнетушащее вещество непосредственно на пожар без участия членов экипажа.

Стационарные системы пожаротушения ни в коем случае не являются заменой необходимой конструктивной противопожарной защиты судна. Конструктивная противопожарная защита обеспечивает достаточно длительную защиту пассажиров, экипажа и оборудования ответственного назначения от пожара, что позволяет людям эвакуироваться в безопасное место.
Противопожарное оборудование предназначено для защиты судна. Судовые системы пожаротушения проектируются с учетом потенциальной пожарной опасности, существующей в помещении, и назначения помещения.

вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;

пена или огнетушаший порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;

углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входит в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;

не существует стационарных систем для тушения пожаров класса D.

На судах, плавающих под флагом РФ, устанавливается девять основных систем пожаротушения:

2) автоматическая и ручная спринклерная;

4) водяных завес;

5) водяного орошения;

8) система инертных газов;

В первых пяти системах используются жидкие огнетушащие вещества, в следующих трех применяются газообразные вещества, в последней -твердые. Каждая из этих систем будет рассмотрена ниже.

Водопожарная система - это первоочередное средство защиты от пожара на судне. Ее установка требуется независимо от того, какие еще системы устанавливаются на судне. Любой член экипажа, согласно расписанию по тревогам, может быть приписан к противопожарному посту, поэтому каждый член команды должен знать принцип работы и пуска судовой водопожарной системы.

Водопожарная система обеспечивает подачу воды во все районы судна. Понятно, что запас воды в море безграничен. Количество подводимой воды к месту возникновения пожара ограничивается только техническими данными самой системы (например, производительностью насосов) и влиянием количества подаваемой воды на остойчивость судна.

Водопожарная система включает пожарные насосы, трубопроводы (магистраль и ответвления), клапаны управления, рукава и стволы.

Пожарные краны и трубопроводы

По трубопроводам вода движется от насосов к пожарным кранам, установленным на пожарных постах. Диаметр трубопроводов должен быть достаточно большим для распределения максимально требуемого количества воды от двух насосов, работающих одновременно.
Давление воды в системе должно составлять примерно 350 кПа у двух наиболее удаленных или высоко расположенных пожарных кранов (в зависимости от того, что дает наибольший перепад давления) для грузовых и других судов и 520 кПа для танкеров.
Это требование обеспечивает выбор достаточно большого диаметра трубопроводов для того, чтобы давление, развиваемое насосом, не снижалось за счет потерь на трение в трубопроводах.

Система трубопроводов состоит из магистрали и ответвлений из труб меньшего диаметра, отходящих от нее к пожарным кранам. К водо­пожарной системе не разрешается присоединять никаких трубопроводов, кроме предназначенных для борьбы с пожаром и мойки палуб.

Все участки, водопожарной системы на открытых палубах должны быть защищены от замерзания. Для этого они могут снабжаться отсечным и спускным клапанами, позволяющими спускать воду в холодное время года.

Существует две основные схемы водопожарной системы: линейная и кольцевая.

Линейная схема. В водопожарной системе, выполненной по линейной схеме, вдоль судна, обычно на уровне главной палубы, прокладывается одна магистраль. За счет горизонтальных и вертикальных труб, отходящих от этой магистрали, система разветвляется по всему судну (рис. 3.1). На танкерах водопожарная магистраль обычно прокладывается в диаметральной плоскости.

Недостаток этой схемы состоит в том, что она не дает возможности подать воду далее того места, где возникло серьезное повреждение системы.

Рис. 3.1. Типовая линейная схема водопожарной системы:

1 - магистраль; 2 - ответвления; 3 - запорный клапан; 4 - пожарный пост; 5 -береговое соединение; б - кингстон; 7 - пожарные насосы

Типовая линейная схема водопожарной системы

Кольцевая схема. Система, выполненная по этой схеме, состоит из двух параллельных магистралей, соединенных в крайних носовых и кормовых точках, образуя тем самым замкнутое кольцо (рис.3.2). Ответвления соединяют систему с пожарными постами.
В кольцевой схеме участок, где произошел разрыв, может быть отключен от магистрали, а магистраль может продолжать использоваться для подвода воды ко всем другим частям системы. Иногда на магистрали за пожарными кранами устанавливают разобщительные клапаны. Они предназначены для контроля потока воды при появлении разрыва в системе.
В некоторых системах с одной кольцевой магистралью разобщительные клапаны предусматри­ваются только в кормовой и носовой частях палуб.

Рис. 3.2. Типовая кольцевая схема водопожарной системы: 1 - кольцевая магистраль; 2 - пожарный пост; 3 - пожарные насосы; 4 - кингстон; 5 - береговое соединение

Типовая кольцевая схема водопожарной системы

Береговые соединения. На каждом борту судна должно быть установлено, по крайней мере, одно соединение водопожарной магистрали с берегом. Каждое береговое соединение следует располагать в легкодоступном месте и снабжать запорными и контрольными клапанами.

Судно, совершающее международные рейсы, должно иметь, по крайней мере, одно переносное береговое соединение с каждого борта. Это дает возможность судовым экипажам пользоваться насосами береговой установки или прибегать к услугам береговых пожарных команд в любом порту. На некоторых судах требуемые международные береговые соединения установлены постоянно.

Пожарные насосы. Это единственное средство обеспечения движения воды по водопожарной системе при нахождении судна в море. Требуемое количество насосов, их производительность, местоположение и источники питания регламентируются Правилами Регистра. Ниже кратко изложены требования к ним.

Количество и расположение. На грузовых и пассажирских судах вместимостью 3000 рег.т и более, совершающих международные рейсы, должны быть установлены два пожарных насоса с автономными приводами. На всех пассажирских судах валовой вместимостью до 4000 рег.т должно быть установлено не менее двух пожарных насосов, а на судах валовой вместимостью более 4000 рег.т - три пожарных насоса, независимо от длины судна.

Если на судне требуется установка двух насосов, их надо располагать в различных помещениях. Пожарные насосы, кингстоны и источники энергии следует размещать так, чтобы пожар в одном помещении не вывел из строя все насосы, оставив, таким образом, судно без защиты.

Экипаж не несет ответственности за установку на судне необходимого числа насосов, за правильность их размещения и наличие соответствующих источников энергии. Судно проектируется, строится и при необходимости переоборудуется в соответствии с Правилами Регистра, но экипаж непосредственно отвечает за содержание насосов в исправном состоянии. В частности, в обязанность механиков входит техническое обслуживание и испытание судовых пожарных насосов для обеспечения их надежной работы в случае аварии.

Расход воды. Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды от пожарных кранов, имеющих максимальный перепад давления от 0,25 до 0,4 Н/мм 2 для пассажирских и грузовых судов, в зависимости от их валовой вместимости.

На пассажирских судах валовой вместимостью менее 1000 рег.т и на всех прочих грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.г и более .дополнительно должен быть установлен стационарный аварийный пожарный насос. Суммарная подача стационарных пожарных насосов, кроме аварийного, может не превышать 180 м^/ч (за исключением пассажирских судов).

Безопасность. На нагнетательной стороне пожарного насоса может быть предусмотрен предохранительный клапан и манометр.

К пожарным насосам могут подсоединяться другие системы пожаротушения (например, спринклерная система). Но в этом случае их производительность должна быть достаточной для того, чтобы они могли одновременно обслуживать водопожарную и вторую систему пожаро­тушения, обеспечивая подвод воды под соответствующим давлением.

Использование пожарных насосов для других целей. Пожарные насосы могут использоваться не только для подачи воды в пожарную магистраль. Однако один из пожарных насосов следует постоянно держать готовым к использованию по прямому назначению. Надежность пожарных насосов повышается, если их время от времени использовать для других нужд, обеспечивая соответствующее техническое обслуживание.
Если клапаны управления, позволяющие использовать пожарные насосы для других целей, установлены на коллекторе рядом с насосом, то, открыв клапан на пожарную магистраль, работу .насоса по иному назначению можно немедленно прервать.

Если особо оговорено, что пожарные насосы могут использоваться для других нужд, например, для мойки палуб и танков, то такие подсоединения должны быть предусмотрены только на нагнетательном коллекторе у насоса.

Пожарные краны. Назначение водопожарной системы заключается в подводе воды к пожарным кранам, расположенным по всему судну.

Размещение пожарных кранов. Пожарные краны должны быть расположены так, чтобы струи воды, подаваемые, по крайней мере, от двух пожарных кранов, перекрывали друг друга. На всех судах пожарные краны должны быть окрашены в красный цвет.

Если на судне перевозится палубный груз, он должен быть размещен с таким расчетом, чтобы не загромождать доступ к пожарным кранам.

Каждый пожарный кран должен быть оборудован запорным клапаном и стандартной соединительной головкой быстросмыкающегося типа в соответствии с требованиями Правил Регистра. Согласно требованиям Конвенции СОЛАС-74 допускается применение соединительных гаек с резьбой.

Пожарные краны должны быть размещены на расстоянии не более 20 м внутри помещений и не более 40 м - на открытых палубах.

Рукава и стволы (относятся к противопожарному снабжению).

Рукав должен иметь длину 15+20 м у кранов на открытых палубах и 104-15 м - у кранов в помещениях. Исключение составляют рукава, устанавливаемые на открытых палубах танкеров, где длина рукава должна быть достаточной для того, чтобы его можно было спускать через борт, направляя струю воды по борту перпендикулярно поверхности воды.

К пожарному крану должен быть всегда присоединен пожарный рукав с соответствующим стволом. Но на сильном волнении рукава, установленные на открытой палубе, могут временно отсоединяться от пожарных кранов и храниться поблизости в легкодоступном месте.

Пожарный рукав - наиболее уязвимая часть водопожарной системы. При неправильном обращении он легко повреждается.

Волоча рукав по металлической палубе, его легко повредить - порвать наружную облицовку, погнуть или расколоть гайки. Если перед укладкой рукава из него не слить всю воду, оставшаяся влага может привести к появлению плесени и гниению, что в свою очередь, приведет к разрыву рукава под давлением воды.

Укладка и хранение рукава. В большинстве случаев рукав для хранения на пожарном посту должен быть уложен в бухту.

При этом необходимо выполнить следующее:

1.Проверить, чтобы из рукава была полностью спущена вода. Сырой рукав нельзя укладывать.

2. Уложить рукав в бухту так, чтобы конец ствола мог быть легко подан к пожару.

3. Закрепить ствол на конце рукава.

4. Установить ствол в держатель или уложить его в рукав, чтобы он не упал.

5. Скатанный рукав следует связать, чтобы он не потерял форму.

Стволы. На торговых морских судах используются комбинированные стволы с запорным устройством. Они должны быть постоянно присоединены к рукавам.

Комбинированные стволы должны снабжаться органом управления, позволяющим отключать подачу воды и регулировать ее струю.

Речные пожарные стволы должны иметь насадки с отверстиями 12, 16 и 19 мм. В жилых и служебных помещениях нет нужды применять насадки диаметром более 12 мм.

Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства должны быть всегда готовы к немедленному использованию для борьбы за живучесть судна.

Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства должны быть всегда готовы к немедленному использованию для борьбы за живучесть судна, спасания пассажиров и экипажа и оказания помощи людям, терпящим бедствие на море.

Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства израсходованные, вышедшие из строя или пришедшие в негодность должны быть пополнены до нормы по приходе в порт, а неисправное снабжение и спасательные средства — отремонтированы либо заменены.

Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства должны иметь отличительную окраску и маркировку в соответствии с Правилами морского регистра судоходства.

Аварийное и противопожарное снабжение должно размещаться на аварийных и пожарных постах.

Аварийным или пожарным постом называется место, где хранится аварийное или противопожарное снабжение, или место, где находятся станции пожарной (дымной) сигнализации и пусковые устройства противопожарных систем.

Для размещения и хранения аварийного и противопожарного снабжения создаются в зависимости от длины судна один или два общесудовых совмещенных аварийных и пожарных поста и один пост в машинном отделении. Кроме совмещенных аварийных и пожарных постов, на судне создаются местные аварийные и пожарные посты.

Общесудовые аварийные и пожарные посты должны удовлетворять следующим требованиям:

  • располагаться выше палубы переборок в разных противопожарных зонах;
  • пост в машинном отделении целесообразно располагать не ниже второго яруса;
  • над входом в пост должна быть надпись «Аварийный пост», «Пожарный пост»; в местах хранения аварийного и противопожарного снабжения на внутренней стороне двери или крышке ящика должна быть вывешена опись хранящегося снабжения.

Хранение аварийного снабжения должно удовлетворять следующим требованиям:

  • мягкие пластыри должны храниться на стеллажах, банкетках или быть подвешенными к подволоку; все оборудование для них должно храниться рядом в посту (ящике);
  • сыпучие и жидкие аварийные материалы (цемент, ускоритель затвердевания бетона, сурик, жир технический и т.п.) должны храниться в специальной таре, защищающей их от сырости (воды);
  • набор такелажного и слесарного инструмента должен храниться в специальных сумках;
  • легководолазное снаряжение должно храниться в специальном аварийном посту, кладовой или шкафу;
  • размещение и хранение лесоматериалов (брусья, доски) и других габаритных предметов аварийного снабжения разрешается раздельно от остального снабжения — на палубах надстроек и рубок.

В аварийном посту машинных помещений, находящемся ниже ватерлинии и по возможности ближе к месту вероятного использования, рекомендуется иметь:

  • деревянный пластырь с мягкими бортами
  • металлический пластырь с прижимным болтом
  • универсальную струбцину
  • раздвижной упор
  • брусья
  • доски
  • клинья
  • пробки (все снабжение из дерева должно быть подвергнуто огнестойкой пропитке)
  • паклю смоленую
  • сурик
  • цемент быстросхватывающийся
  • ускоритель затвердевания бетона
  • песок
  • топор плотницкий
  • пилу-ножовку
  • кувалду
  • лопату
  • ведро
  • набор слесарного инструмента
  • электросростки
  • бугели
  • накладки
  • прокладки и т.п.

Аварийный инструмент целесообразно разметить на отдельном щите вблизи аварийного поста.

Хранение противопожарного снабжения должно удовлетворять следующим требованиям:

  • пожарные рукава (для воды и пены) в собранном виде с пожарным стволом должны размещаться в непосредственной близости к пожарному крану, для которого они предназначены, и храниться на вьюшках или в корзинах так, чтобы их можно было быстро ввести в действие; на открытых палубах они должны быть помещены в герметичные шкафчики;
  • в закрытых помещениях по всему судну пожарные рукава должны быть постоянно подсоединены к пожарным кранам, переносные комплектные воздушно-пенные стволы — к переносным пеногенераторам;
  • пенные установки местного назначения должны размещаться комплектно (с баллоном, рукавом и т.п.) на постоянных местах внутри охраняемого помещения вблизи от выходов; они должны быть легкодоступны для обслуживания, осмотра, перезарядки и защищены от механических повреждений;
  • углекислотные установки местного назначения должны размещаться комплектно на постоянных местах, быть легкодоступными для обслуживания и осмотра и защищены от механических повреждений;
  • переносные генераторы воздушно-механической пены средней кратности должны размещаться вблизи от пожарных кранов водопожарной системы с целью обеспечения удобной и быстрой подачи пены к местам вероятного возникновения пожара;
  • переносные генераторы должны размещаться на штатных местах согласно построечной спецификации;
  • ручные переносные пенные и углекислотные огнетушители должны размещаться по штатным местам в специальных держателях-кронштейнах быстроразъемного типа в местах, защищенных от прямого воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков, на высоте не более 1,5 м от пола помещения до ручек огнетушителя и не ближе 1,5 м от источника тепла; если в помещении предусматривается несколько огнетушителей, то часть их должна быть расположена вблизи входов, а остальные — в местах вероятного возникновения пожара внутри помещения; если предусматривается только один огнетушитель, он должен быть установлен вблизи входа в помещение;
  • запасные заряды (для перезарядки использованных огнетушителей) должны находиться в местах хранения снаряжения пожарных;
  • металлические ящики с песком или пропитанными содой сухими древесными опилками устанавливаются возле малярных и фонарных помещений, мест приема и раздачи топлива и в других пожароопасных помещениях;
  • покрывала для тушения пламени должны храниться в специальных легкооткрываюшихся футлярах или шкафчиках;
  • комплекты пожарного инструмента должны размешаться на штатных щитах;
  • комплекты снаряжения для пожарного должны храниться в специальном сухом, отапливаемом помещении, расположенном в надстройке и имеющем отдельных вход;
  • в кладовых для изолирующих дыхательных противогазов должны быть предусмотрены ящики или стеллажи с гнездами, стенки которых должны быть обиты амортизирующими материалами;
  • костюм из теплоотражающей ткани должен храниться в сухом, отапливаемом помещении;
  • пожарные ведра должны быть снабжены растительным концом достаточной длины и храниться на открытых палубах в легкодоступных местах. Ведра должны быть окрашены в красный цвет и иметь надпись «пожарное» (только на судах, не оборудованных стационарной водопожарной системой);
  • международное береговое соединение для приема воды с берега должно храниться в комплекте с другим противопожарным снабжением в легкодоступном месте.

На каждое спасательное средство коллективного пользования должно быть выдано свидетельство морского регистра судоходства. Для спасательных плотов свидетельство может быть заменено сертификатом, содержащим данные для контроля при освидетельствовании плота на судне или при ремонте, а также об одобрении его морским регистром судоходства.

На каждом спасательном средстве индивидуального пользования после его освидетельствования должны быть нанесены несмываемой краской номер свидетельства или сертификата, дата освидетельствования и клеймо морского регистра судоходства.

Все спасательные шлюпки в положении «по-походному» должны находиться на кильблоках и быть закреплены найтовами, которые должны легко и быстро отдаваться.

Продолжительность посадки людей и спуска шлюпок на воду по шлюпочной тревоге должна быть не более 8 мин при наличии шлюпбалок гравитационного типа и 12 мин при наличии шлюпбалок заваливающегося типа. Продолжительность посадки людей в спасательные средства и их спуска на воду в спокойных условиях для пассажирских судов неограниченного района плавания и ограниченного района плавания I не должна превышать 30 мин, а для пассажирских судов ограниченного района плавания II — 20 мин.

Посадка людей в шлюпки на пассажирских судах должна осуществляться, как правило, в положении шлюпок «по-походному». В отдельных случаях посадка людей в шлюпки может производится как с палубы, на которой установлена шлюпка, так и с палубы, лежащей ниже, но без применения штормтрапов.

Все спасательные средства должны находиться в готовности для немедленного использования до выхода судна из порта и в любой момент в течение рейса. На пассажирских судах снабжение в спасательных шлюпках должно быть разложено по штатным местам, фалини разнесены, спасательные шкентели с мусингами распущены в сторону ботдека.

Жесткие спасательные плоты и спасательные плавучие приборы должны располагаться и храниться так, чтобы они всегда были доступны и готовы к немедленному использованию, чтобы их можно было безопасно и быстро спустить (сбросить) на воду с любого борта. При погружении судна в воду они должны беспрепятственно всплывать, а разобщающие устройства должны сбрасывать их как автоматически, так и механически.

Надувные спасательные плоты должны располагаться так, чтобы они всегда были доступны и готовы к немедленному использованию; они должны храниться в контейнерах, защищающих плоты от атмосферных влияний и обеспечивающих надежное крепление плотов. Крепление должно легко и быстро отдаваться вручную по шлюпочной тревоге или автоматически при погружении судна.

ПРИМЕЧАНИЕ. На судах неограниченного района плавания, длиной 150 м и более, не имеющих надстройки в средней части, должен быть один дополнительный надувной плот, размещаемый на судне как можно дальше в носовой его части, насколько это целесообразно и практически осуществимо.

В проходах жилых помещений и выгородках трапов должны быть установлены (нанесены) указатели направления движения к спасательным средствам.

Места установки спасательных шлюпок, жестких и надувных спасательных плотов, плавучих приборов и их спусковые устройства во время их подготовки к спуску и при спуске на воду, а также участки воды в районе их спуска должны освещаться судовыми средствами, специально предназначенными для этих целей.

Спасательные жилеты (дополнительный комплект) должны храниться в легкодоступных местах в количестве не более 20 шт. в одном месте. На местах расположения спасательных жилетов (шкафы, диваны и т.п.) должны быть нанесены четкие надписи «спасательные жилеты».

Спасательные жилеты (дополнительный комплект) для вахтенного персонала должны храниться в местах несения вахт (на мостике, в радиорубке и в МП).

Спасательные круги должны быть равномерно распределены по обоим бортам судна и установлены таким образом, чтобы они были легкодоступны и в любое время готовы к немедленному использованию. Два спасательных круга со светодымящими буйками должны быть размещены таким образом, чтобы их можно было немедленно сбросить с ходового мостика.

Пассажирские суда должны иметь две дежурные спасательные шлюпки, по одной с каждого борта судна, для использования в экстренных случаях. Эти шлюпки находятся в постоянной готовности к немедленному использованию во время нахождения судна в море. Перед выходом из порта в рейс о номерах дежурных шлюпок должно быть объявлено экипажу.

На спасательных шлюпках должны быть нанесены ясными несмываемым красками размеры спасательной шлюпки, число людей, допускаемое к размещению. Название и порт приписки судна, которому принадлежит спасательная шлюпка, наносятся краской на обоих бортах ее носовой части.

На плавучих приборах должна быть указана вместимость (число людей).

На каждом жестком спасательном плоту обозначаются название и порт приписки судна, число людей, допускаемое к размещению.

На каждом спасательном круге обозначаются крупными буквами название и порт приписки судна.

Комплектность шлюпочного снабжения и его состояние проверяются ответственными лицами ежемесячно.

Доступ в запираемые помещения

На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. Для этой цели дверные замки всех помещений должны иметь по три комплекта ключей.

Первый комплект ключей должен храниться:

  • от помещений станций пожаротушения, кладовой комплектов снаряжения пожарных, румпельного отделения и от дверей запасных входов в специальных шкафчиках, размещенных у входа в эти помещения и непосредственно у запасных выходов;
  • от специальных помещений и помещений с материальными ценностями у заведующих помещениями;
  • от ящика (шкафа) с пиротехническими средствами и кладовой с изолирующими противогазами на ходовом мостике в специальном ящике на переборке в опечатанном виде;
  • от все прочих запираемых на замок помещений у заведующих помещениями;
  • от кают экипажа у лиц, занимающих их.
  • от кают пассажиров на специальной доске, размещенной вблизи группы кают в установленном месте (помещении).

ПРИМЕЧАНИЕ. При нахождении судна в море все входы в коридоры, служебные и жилые помещения (за исключением пассажирских судов), как правило, не должны закрываться на замок.

Во время общесудовой и шлюпочной тревог все каюты экипажа и пассажиров не должны закрываться на замок.

Второй комплект ключей (дубликаты) от всех помещений, за исключением кают членов экипажа, хранится на специальной судовой доске. Доска с ключами должна закрываться на замок, опечатываться и находиться под наблюдением лиц вахтенной службы, а ключ от доски с ключами должен храниться у вахтенного помощника капитана.

Вторые комплекты ключей от кают членов экипажа с занумерованными бирками должны находиться на хранении в месте, установленном старшим помощником капитана. Доска с ключами должна закрываться на внутренний замок, опечатываться, а ключи от доски и помещения, где она находится, должны храниться у вахтенного помощника капитана.

На случай экстренной надобности капитан и с его разрешения могут иметь ключи-вездеходы: старший помощник капитана, помощник капитана по пассажирской части, помощник капитана по пожарной части и вахтенный помощник капитана при стоянке судна в порту (на рейде).

Литература

Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС) - ЦНИИМФ [2004]
Наставление по борьбе за живучесть судов Минречфлота РФ [2004]

Предметы противопожарного снабжения должны отвечать требованиям безопасности, быть одобренного типа (РМРС)и в любое время быть готовы к использованию.

  1. для воды;
  2. для раствора пенообразователя
  1. По числу установленных на судне пожарных кранов
  2. По числу кранов, к которым предусмотрен подвод раствора пенообразователя от стационарной системы пенотушения. В число рукавов, предназначенных для подсоединения к кранам, расположенным на верхних палубах, допускается засчитывать рукава, требуемые 1.1 для подачи воды, если размер этих рукавов соответствует тому, какой требуется для подачи раствора пенообразователя
  1. комбинированные — для получения компактной и распыленной струи
  2. воздупшо-пенные
  3. пеносливы-удлинители
  4. переносные пеногенераторы или переносные установки комбинированной пены
  5. трубы-удлинители
  1. По числу установленных на судне пожарных кранов
  2. По числу кранов, к которым предусмотрен подвод раствора пенообразователя от стационарной системы пенотушения, но не менее 4
  3. По числу воздушно-пенных стволов, предусмотренных для тушения пожара в грузовых танках
  4. Удвоенное расчетное число
  5. 50 % числа переносных пеногенераторов или установок комбинированной пены, предусмотренных для тушения пожара в грузовых танках
  1. В машинных помещениях — по меньшей мере, по одному комплекту в помещениях, в которых расположены двигатели внутреннего сгорания, и один комплект в каждом котельном отделении или снаружи у входа в котельное отделение
  2. Для хранилищ жидкого топлива (за исключением отсеков в двойном дне) — по 1 комплекту на каждое помещение, к которому обращены стенки и палубы цистерн. Если стенки обращены к машинным помещениям категории А, комплекты, расположенные в этих помещениях могут быть засчитаны в число требуемых для защиты хранилищ жидкого топлива
  3. В каждой станции раздачи топлива и шланговом помещении — 1 комплект
  4. В производственных помещениях — по 1 комплекту на каждый установленный пожарный кран, однако более 3 комплектов на помещение не требуется. При площади помещения менее 150 м2 может быть установлен 1 комплект
  5. Для открытой палубы контейнеровозов — 2 комплекта

По 1 ящику в каждом котельном помещении с котлами, работающими на жидком топливе, на ту часть помещения, к которой обращены фронты котлов, и каждое помещение, где расположено топливное оборудование, а также в районе фонарных, малярных, у мест приема и раздачи топлива и других опасных в пожарном отношении местах, где могут разлиться топливо или другие воспламеняющиеся жидкости (кроме машинных помещений).

Вместо 1 ящика с песком или пропитанными содой сухими древесными опилками может быть допущен 1 переносной ручной пенный огнетушитель

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: