Установите соответствие между конкретными правовыми спорами и судами в юрисдикцию которых входит

Обновлено: 24.04.2024

На данный момент обратиться за защитой прав и законных интересов группы лиц можно только в арбитражный суд (ст. 225.10 Арбитражного процессуального кодекса). С 1 октября суды общей юрисдикции также будут рассматривать коллективные исковые заявления, хотя по результатам опроса, проведенного порталом ГАРАНТ.РУ в декабре 2018 года, только 45% читателей посчитали, что эта инициатива будет успешной (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2019 года № 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). При этом на практике возникают ситуации, когда арбитражные суды отказывают не только в принятии коллективных, но и иных исковых заявлений с участием физических лиц из-за отсутствия четких критериев отнесения дел к их подсудности. Далее подробно рассмотрим позиции судов, а также мнения экспертов.

Отказ в рассмотрении коллективного иска в арбитражном суде

По одному из дел Арбитражный суд города Москвы прекратил производство, связанное с рассмотрением коллективного искового заявления граждан к организации о взыскании стоимости пользования нежилыми помещениями (определение о прекращении производства от 13 сентября 2017 года по делу А40-136718/17-35-1241). Суть дела заключалась в том, что у истца и лиц, присоединившихся к его требованиям, в общей долевой собственности находились помещения многоквартирного дома (ст. 225.10 АПК РФ). Данные помещения входили в состав объектов недвижимого имущества, принадлежащих ИП. Несмотря на то, что ранее эти помещения были у него истребованы по решению суда, он сдавал их в аренду сторонней организации. В свою очередь, данная компания по итогам проведенного аукциона заключила договор субаренды с организацией, которая и стала ответчиком по делу. Истец и присоединившиеся к нему лица утверждали, что ИП не являлся собственником спорных нежилых помещений, соответственно, он не мог заключить договор аренды с последующей передачей в субаренду. В связи с этим истцы просили взыскать в свою пользу стоимость пользования нежилыми помещениями в качестве возврата и возмещения всех доходов, которые организация по договору субаренды извлекла и должна была извлечь за период незаконного владения и пользования указанными помещениями.

Арбитражный суд отметил, что данный иск не подлежит рассмотрению, исходя из следующих рассуждений:

  • не менее пяти лиц должны обратиться в суд в целях защиты законных интересов группы по делам, касающимся корпоративных споров, осуществления деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг или на основании других требований, предусмотренных законом (ч. 1-2 ст. 225.10, ст. 225.11 АПК РФ). Причем данные лица должны быть участниками одного правоотношения, то есть у них имеется единый предмет спора;
  • каждое из лиц, присоединившихся к требованию, просило взыскать неосновательное обогащение в пропорциональном соотношении к их доли собственности в определенном размере, следовательно, предмет иска не является общим для всех. У участников имеются однородные правоотношения, но при этом нет единого спорного.

Напомним, что арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1-2, ч. 6 ст. 27 АПК РФ). При этом допускается возможность рассмотрения арбитражными судами экономических споров и иных дел с участием граждан, не имеющих статус ИП, но лишь в том случае, когда это прямо предусмотрено АПК РФ либо иными федеральными законами (ст. 28, ст. 225.1 АПК РФ). В определении арбитражного суда было указано, что экономический характер правоотношений является основным критерием разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Однако в отношении рассматриваемого дела суд не нашел оснований для квалификации заявленных требований как вытекающих из предпринимательской или иной экономической деятельности, так как оно не относится ни к корпоративному спору, ни к связанному с ценными бумагами.

Илья Федотов, советник юридической фирмы КЛИФФ:

"При кажущейся на первый взгляд простоте на практике вопрос разграничения компетенции до сих пор вызывает сложности, а четкой формулы для отнесения спора к категории экономического закон не дает. Последнее вполне объяснимо, так как само понятие "экономика" является довольно широким и включает в себя всю систему производства, распределения и потребления в обществе. При схожем субъектном составе и характере споров арбитражные суды могут прийти к прямо противоположным выводам о наличии компетенции по рассмотрению соответствующих дел. А значит, несмотря на множество существующих обзоров судебной практики и разъяснений высших судебных инстанций, проблема разграничения компетенций общих и арбитражных судов сохраняется".

Кроме того, в определении суда было указано, что положения о рассмотрении дел о защите прав и законных интересов группы лиц не устанавливают и не изменяют критерии подведомственности дел арбитражным судам (гл. 4, гл. 28.2 АПК РФ). Арбитражный суд, рассматривающий дело, подчеркнул, что в действующем законодательстве отсутствует норма, позволяющая ему рассмотреть описанный спор с участием физических лиц. По мнению суда, истец и присоединившиеся к его требованиям лица имеют тот же интерес, в их требованиях содержатся общие вопросы права и доказательства, но существующие правоотношения различны, и их необходимо рассматривать индивидуально или в порядке процессуального соучастия. А это потребует присутствия представителей всех сторон, что может значительно затруднить рассмотрение дела. На основании этого суд сделал вывод, что групповые споры с участием граждан могут рассматриваться арбитражными судами при соблюдении условий подведомственности гражданско-правовых споров. Однако в данном случае, по мнению суда, условия подведомственности для рассмотрения дела арбитражным судом отсутствуют, поэтому оно должно быть передано в суд общей юрисдикции.

Юлия Карпова, партнер юридической фирмы "Инфралекс":

"Несмотря на то, что институт групповых исков предусмотрен только в АПК РФ, это не отменяет общие правила о подведомственности споров. И мы с таким подходом согласны. С нашей точки зрения, нет оснований для того, чтобы к групповым искам применять особые, специальные правила подведомственности. В системе арбитражных судов уже существует сложившаяся практика применения норм о подведомственности, в том числе в отношении групповых исков. Дополнительное законодательное регулирование данного вопроса, с нашей точки зрения, являлось бы излишним, поскольку предусмотреть все многообразие споров просто не представляется возможным. В любом случае, можно с уверенностью говорить, что к экономическим спорам нельзя относить споры, касающиеся личных, семейных, домашних и иных нужд граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Может ли арбитражный суд отказать в рассмотрении экономического спора при участии гражданина?

Гражданин-истец обратился в районный суд с исковым заявлением к ИП, а также двум гражданам о взыскании суммы займа, процентов за пользование займом и чужими денежными средствами. В обоснование своих требований указал, что между ними было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Суд отказал в принятии заявления, указав, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса) (определение Черемушкинского районного суда города Москвы от 25 ноября 2016 года по делу № М-13469/2016 имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). В определении районного суда отмечалось, что исковое заявление затрагивает экономический спор, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности, соответственно, исковое заявление должно рассматриваться в арбитражном суде (ч. 1-2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ).

В связи с этим истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с аналогичными требованиями, однако суд тоже отказал в принятии искового заявления (определение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2017 года по делу № А40-106472/17-31-996). Суд отметил, что определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются предмет спора, экономический (имущественный) характер требования, а также субъектный состав. Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации вопрос о разграничении подведомственности дел с участием граждан между судами общей юрисдикции и арбитражными судами должен решаться, исходя из критерия субъектного состава спора (Определение КС РФ от 13 мая 2014 г. № 985-О).

Арбитражный суд обратил внимание на то, что в материалах дела отсутствует информация о наличии у истца статуса ИП. При этом гражданские дела подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если хотя бы одна из сторон – гражданин, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам"). В связи с этим суд, рассматривающий исковое заявление, подчеркнул, что каких-либо исключений, касающихся участия в арбитражном процессе гражданина, не имеющего статуса ИП по спорным правоотношениям, АПК РФ и иные федеральные законы не содержат.

Какому суду подведомственны споры между потребительским кооперативом и его участниками? Узнайте из раздела "Коммерческие и некоммерческие организации ( cт. 50 ГК)" в "Энциклопедии судебной практики" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Вышестоящая инстанция не согласилась с этим и встала на сторону истца (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2017 года по делу № А40-106472/17). Апелляционный суд обратил внимание на то, что районный суд отказал в принятии искового заявления с аналогичными требованиями в связи с его подведомственностью арбитражному суду, который также не принял исковое заявление. По мнению суда, прекращение производства по данному делу фактически лишает истцов гарантированного права на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 4 АПК РФ). В связи с этим апелляционный суд отменил определение нижестоящего суда и направил вопрос на рассмотрение по существу.

В итоге после возврата искового заявления в суд первой инстанции решение было вынесено в конце 2018 года в пользу истца (решение Арбитражного суда от 12 декабря 2018 года по делу № А40-106472/17-31-996). Но в связи с тем, что районный и арбитражный суды отказывались принимать и рассматривать исковое заявление гражданина, с момента первой его подачи и до рассмотрения прошло около двух лет.

Определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются предмет спора, экономический (имущественный) характер требования, а также субъектный состав. В связи с тем, что на практике этого недостаточно, Илья Федотов предложил закрепить в АПК РФ критерии отнесения дел к подведомственности арбитражному суду. По его словам, можно пытаться определить экономический характер спора через его связь с видами хозяйственной деятельности участников, например, указанными в ОКВЭД, или через направленность требований на защиту коммерческих интересов сторон и извлечение прибыли. Однако, как уже было указано ранее, не все юристы разделяют эту точку зрения. Так, по мнению Юлии Карповой, дополнительное законодательное регулирование вопроса подведомственности является излишним, поскольку предусмотреть все многообразие споров не представляется возможным. Кроме того, некоторые эксперты предлагают разрешать в арбитражном суде еще и споры о распределении общего имущества супругов с участием банкрота. Например, руководитель экспертного совета при Российском Союзе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Эдуард Олевинский считает, что это позволит существенно сэкономить сроки проведения процедур банкротства и предотвратить явные злоупотребления, в случаях, когда должнику присуждают огромные суммы алиментов, явно несоразмерные разумной потребности его иждивенцев.

А. Юридическая ответственность установлена государством.

Б. Юридическая ответственность возможна лишь при соблюдении установленного процессуального порядка

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VI. Какое учреждение призвано осуществлять надзор над точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами?

VII. Гражданин случайно увидел в окно , как подростки пытаются угнать чью-то машину. Что гражданину следует сделать в первую очередь?

1) искать хозяина машины

2) обратиться к частному детективу

3) обратиться в отдел внутренних дел

4) подать на подростков в суд.

VIII. Верны ли следующие суждения о судебной системе РФ?

А. Судебные органы осуществляют правосудие на основе действующего законодательства

Б. В судебной системе РФ выделяются суды общей юрисдикции и арбитражные суды

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

IX. Что из перечисленного ниже является преступлением?

1) Саша разбил окно в вагоне пригородной электрички

2) руководство фирмы Р . нарушило условия контракта с партнерами

3) работодатель необоснованно отказал Мише в заключении письменного трудового договора

4) Николай украл видеотехнику из дачного домика соседей

X. Гражданин А. в течение пяти лет уклоняется от использования решения суда об уплате алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей. Это пример правонарушения:

1) уголовного; 2) гражданско- правового; 3) административного; 4) дисциплинарного

XI. Заполните пробел во фрагменте таблицы.

Признак правонарушения

Характеристика

Деяние противоречит предписаниям правовых норм

Деяние причиняет или способно причинить вред законным интересам личности, государства, общества в целом.

XII. Какому понятию соответствует приведённое ниже определение?

«Пассивное поведение субъекта ,неисполнение им своих обязанностей при возможности сделать это».__________________________________________________________________________________

XIII. Установите соответствие между правовыми спорами и судами, призванными их разрешать: к каждой позиции ,данной в первом столбце , подберите позицию из второго столбца.

Правовые споры

О разделе наследства гражданина

О признании гражданина недееспособным

О взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей

Между двумя фирмами о возмещении убытков, вызванных неисполнением договорных обязательств

О соответствии постановления Правительства РФ Основному закону РФ

XIV. На уроке учитель рассказал о различных видах юридической ответственности. Сравните два вида юридической ответственности : административную и гражданскую. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства , во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) Правонарушение – основание для наступления ответственности

2) Наложение судом на правонарушителя обязанностей имущественного характера

3) Принцип возмещение ущерба

4) Лишение правонарушителя определенных благ

Черты сходства

Черты отличия

XV. Гражданка обманом завладела чужим имуществом. Какой вид ответственности повлечет данное правонарушение? Укажите любые три особенности этого вида ответственности. _____

XVI. На автозаправке через открытое окно машины воры похитили ценные вещи владельца машины. Что владельцу машины следует сделать в первую очередь.______________________

Тематическое тестирование № 6 : « Правонарушения. Юридическая ответственность»

I. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?

1) правовой обычай, прецедент , нормативный договор

2) высшая юридическая сила ,всенародное голосование

3) деяние, противоправность, виновность

4) нормативность, формальная определенность

II. Пётр заключил с Федором договор о покупке его автомобиля. Когда Петр приехал за автомобилем ,оказалось, что Федор решил повысить цену. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) уголовного 3) гражданского

2) трудового 4) административного

III. Работодатель необоснованно отказал Андрею в заключении письменного трудового договора. Объект данного правонарушения--

3) трудовой договор

4) трудовые отношения

IV. Туристическая фирма не выполнила условий , обозначенных в договоре с клиентом. Это правонарушение повлечет наступление ответственности:

V. Верны ли следующие суждения об юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность защищает интересы личности, государства, общества

Б. Юридическая ответственность стимулирует общественно полезные действия граждан , организаций

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VI. Кто представляет права и законные интересы лиц, обратившихся к нему за юридической помощью.

VII. Гражданине перед вступлением в брак решили заключить брачный договор. Документ был составлен. Куда необходимо обратиться гражданам для его удовлетворения.

2) В органы внутренних дел

4) В мировой суд

VIII. Верны ли следующие суждения о судебной системе РФ?

А. Суды рассматривают уголовные, гражданские и другие правовые споры.

Б. Высший Арбитражный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, иных нормативных актов.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

IX. Юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями , которые виновный обязан претерпеть . К лишениям имущественного характера относится

2) лишение свободы

3) строгий выговор

4) лишение специального права

X. Гражданин А. не оплатил проезд в общественном транспорте Это пример правонарушения:

1) уголовного; 2) гражданско- правового; 3) административного; 4) дисциплинарного

XI. Заполните пробел во фрагменте таблицы.

Признак правонарушения

Характеристика

Деяние противоречит предписаниям правовых норм

Отношение правонарушителя к совершаемому или совершенному деянию ( умысел или неосторожность)

XII. Какому понятию соответствует приведённое ниже определение?

«Активное поведение субъекта , направленное на нарушение норм права» __________________________________________________________________________________

XIII. Установите соответствие между правовыми спорами и судами, в юрисдикцию которых входит разрешение этих споров: к каждой позиции ,данной в первом столбце , подберите позицию из второго столбца.

Правовые споры

Об установлении отцовства

О расторжении брака

Между двумя фирмами о возмещении убытков , вызванных неисполнением договорных обязательств

О признании гражданина умершим

О соответствии распоряжения министерства уставу субъекту РФ

XIV. На уроке учитель рассказал о различных видах юридической ответственности. Сравните два вида юридической ответственности : административную и уголовную. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства , во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) Применение только к лицу , виновному в нарушении правовых норм

2) Осуществление с нормами права

3) Влечет за собой судимость

4) Всегда носит личный характер

Черты сходства

Черты отличия

XV. Бригада строителей нарушила условия договора о ремонте квартиры. Какой вид ответственности повлечет данное правонарушение? Укажите три любые особенности этого вида юридической ответственности. ___________________________________________________

XVI. Вернувшись домой после длительных гастролей , артист обнаружил , что его квартира ограблена: пропали деньги и многие ценные вещи. Куда артисту следует обратиться в первую очередь .______________________________________________________________________

9 класс - Ключ

Тематическое тестирование № 6 : « Правонарушения. Юридическая ответственность»

Уголовная ; наиболее суровый вид ответственности , влекущий судимость гражданина; налагается за совершение преступления; всегда носит личный характер. Меры: штраф, исправительные работы, лишение свободы и т.д.

Обратиться в отдел внутренних дел

Гражданская; налагается за правонарушения , предусмотренные нормами гражданского права; основана на принципе возмещения ущерба , причиненного правонарушением ; заключается в наложении судом на правонарушителя установленных законом обязанностей по возмещению убытков , причиненного вреда , уплаты неустойки и др. , т.е. обязанностей имущественного характера. Меры: возмещение убытков, уплата неустойки и др.

В отдел внутренних дел.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 913 материалов в базе

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Оставьте свой комментарий

  • 06.12.2015 136934
  • DOC 77 кбайт
  • 932 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Якимова Ирина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

62 минуты

«Три составляющие успеха: мотивация, воля, деятельность»

30 минут

«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

66 минут

«Имидж современного студента как часть образовательной среды»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

А. Юридическая ответственность установлена государством.

Б. Юридическая ответственность возможна лишь при соблюдении установленного процессуального порядка

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VI. Какое учреждение призвано осуществлять надзор над точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами?

VII. Гражданин случайно увидел в окно , как подростки пытаются угнать чью-то машину. Что гражданину следует сделать в первую очередь?

1. искать хозяина машины

2. обратиться к частному детективу

3. обратиться в отдел внутренних дел

4. подать на подростков в суд.

VIII. Верны ли следующие суждения о судебной системе РФ?

А. Судебные органы осуществляют правосудие на основе действующего законодательства

Б. В судебной системе РФ выделяются суды общей юрисдикции и арбитражные суды

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

IX. Что из перечисленного ниже является преступлением?

1) Саша разбил окно в вагоне пригородной электрички

2) руководство фирмы Р . нарушило условия контракта с партнерами

3) работодатель необоснованно отказал Мише в заключении письменного трудового договора

4) Николай украл видеотехнику из дачного домика соседей

X. Гражданин А. в течение пяти лет уклоняется от использования решения суда об уплате алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей. Это пример правонарушения:

1) уголовного; 2) гражданско- правового; 3) административного; 4) дисциплинарного

XI. Заполните пробел во фрагменте таблицы.

Признак правонарушения

Характеристика

Деяние противоречит предписаниям правовых норм

Деяние причиняет или способно причинить вред законным интересам личности, государства, общества в целом.

XII. Какому понятию соответствует приведённое ниже определение?

«Пассивное поведение субъекта ,неисполнение им своих обязанностей при возможности сделать это».__________________________________________________________________________________

XIII. Установите соответствие между правовыми спорами и судами, призванными их разрешать: к каждой позиции ,данной в первом столбце , подберите позицию из второго столбца.

Правовые споры

О разделе наследства гражданина

О признании гражданина недееспособным

О взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей

Между двумя фирмами о возмещении убытков, вызванных неисполнением договорных обязательств

О соответствии постановления Правительства РФ Основному закону РФ

XIV. На уроке учитель рассказал о различных видах юридической ответственности. Сравните два вида юридической ответственности : административную и гражданскую. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства , во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1. Правонарушение – основание для наступления ответственности

2. Наложение судом на правонарушителя обязанностей имущественного характера

3. Принцип возмещение ущерба

4. Лишение правонарушителя определенных благ

Черты сходства

Черты отличия

XV. Гражданка обманом завладела чужим имуществом. Какой вид ответственности повлечет данное правонарушение? Укажите любые три особенности этого вида ответственности. _____

XVI. На автозаправке через открытое окно машины воры похитили ценные вещи владельца машины. Что владельцу машины следует сделать в первую очередь.______________________

Тематическое тестирование № 6 : « Правонарушения. Юридическая ответственность»

I. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?

1) правовой обычай, прецедент , нормативный договор

2) высшая юридическая сила ,всенародное голосование

3) деяние, противоправность, виновность

4) нормативность, формальная определенность

II. Пётр заключил с Федором договор о покупке его автомобиля. Когда Петр приехал за автомобилем ,оказалось, что Федор решил повысить цену. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) уголовного 3) гражданского

2) трудового 4) административного

III. Работодатель необоснованно отказал Андрею в заключении письменного трудового договора. Объект данного правонарушения--

3) трудовой договор

4) трудовые отношения

IV. Туристическая фирма не выполнила условий , обозначенных в договоре с клиентом. Это правонарушение повлечет наступление ответственности:

V. Верны ли следующие суждения об юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность защищает интересы личности, государства, общества

Б. Юридическая ответственность стимулирует общественно полезные действия граждан , организаций

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

VI. Кто представляет права и законные интересы лиц, обратившихся к нему за юридической помощью.

VII. Гражданине перед вступлением в брак решили заключить брачный договор. Документ был составлен. Куда необходимо обратиться гражданам для его удовлетворения.

2. В органы внутренних дел

4. В мировой суд

VIII. Верны ли следующие суждения о судебной системе РФ?

А. Суды рассматривают уголовные, гражданские и другие правовые споры.

Б. Высший Арбитражный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, иных нормативных актов.

1) верно только А; 2) верно только ; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

IX. Юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями , которые виновный обязан претерпеть . К лишениям имущественного характера относится

2) лишение свободы

3) строгий выговор

4) лишение специального права

X. Гражданин А. не оплатил проезд в общественном транспорте Это пример правонарушения:

1) уголовного; 2) гражданско- правового; 3) административного; 4) дисциплинарного

XI. Заполните пробел во фрагменте таблицы.

Признак правонарушения

Характеристика

Деяние противоречит предписаниям правовых норм

Отношение правонарушителя к совершаемому или совершенному деянию ( умысел или неосторожность)

XII. Какому понятию соответствует приведённое ниже определение?

«Активное поведение субъекта , направленное на нарушение норм права» __________________________________________________________________________________

XIII. Установите соответствие между правовыми спорами и судами, в юрисдикцию которых входит разрешение этих споров: к каждой позиции ,данной в первом столбце , подберите позицию из второго столбца.

Правовые споры

Об установлении отцовства

О расторжении брака

Между двумя фирмами о возмещении убытков , вызванных неисполнением договорных обязательств

О признании гражданина умершим

О соответствии распоряжения министерства уставу субъекту РФ

XIV. На уроке учитель рассказал о различных видах юридической ответственности. Сравните два вида юридической ответственности : административную и уголовную. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства , во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1. Применение только к лицу , виновному в нарушении правовых норм

2. Осуществление с нормами права

3. Влечет за собой судимость

4. Всегда носит личный характер

Черты сходства

Черты отличия

XV. Бригада строителей нарушила условия договора о ремонте квартиры. Какой вид ответственности повлечет данное правонарушение? Укажите три любые особенности этого вида юридической ответственности. ___________________________________________________

XVI. Вернувшись домой после длительных гастролей , артист обнаружил , что его квартира ограблена: пропали деньги и многие ценные вещи. Куда артисту следует обратиться в первую очередь .______________________________________________________________________

9 класс - Ключ

Тематическое тестирование № 6 : « Правонарушения. Юридическая ответственность»

Уголовная ; наиболее суровый вид ответственности , влекущий судимость гражданина; налагается за совершение преступления; всегда носит личный характер. Меры: штраф, исправительные работы, лишение свободы и т.д.

Обратиться в отдел внутренних дел

Гражданская; налагается за правонарушения , предусмотренные нормами гражданского права; основана на принципе возмещения ущерба , причиненного правонарушением ; заключается в наложении судом на правонарушителя установленных законом обязанностей по возмещению убытков , причиненного вреда , уплаты неустойки и др. , т.е. обязанностей имущественного характера. Меры: возмещение убытков, уплата неустойки и др.

В отдел внутренних дел.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 913 материалов в базе

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.
  • Тема: § 2. Права и обязанности граждан

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Оставьте свой комментарий

  • 13.10.2021 468
  • DOCX 20.5 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чернова Инна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

27 минут

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

111 минут

«Система экологического образования: организация работы по формированию экологического сознания личности»

83 минуты

«Инклюзивное образование – территория успеха для каждого»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда , и запишите цифру, под которой оно указано.

1) дисциплинарная ответственность; 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность; 4) юридическая ответственность; 5) гражданско-правовая ответственность.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны;

5) законодательный орган;6) правовой обычай.

4. В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только

2. федеральному закону

5. Конституции РФ

6. Генеральному прокурору

5. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями

Правоохранительные органы РФ

А) охрана общественного порядка

1) органы внутренних дел

Б) надзор за исполнением законов

В) раскрытие преступлений

Г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Д) розыск лиц, скрывающихся от суда

6. Кто является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

7. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции органов государственной власти

Органы государственной власти

А) объявление амнистии

1) Государственная Дума

Б) осуществление управления федеральной собственностью

В) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Г) осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан

2) Правительство РФ

Д) осуществление мер по охране общественного порядка, борьбе с преступностью

8. Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Это означает, что:

1. признаны права и свободы человека и гражданина

2. устанавливается равная защита собственности любой формы (государственной, частной, муниципальной)

3. отсутствует государственная религия

4. ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным

5. в стране узаконена многопартийность

6. признан и обеспечивается суверенитет народа

9. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции и полномочия

Палаты Федерального собрания

А) принимать федеральные законы

1) Государственная Дума РФ

Б) изменять границы между субъектами РФ

В) назначать на должность Генерального прокурора РФ

Г) объявлять амнистию

2) Совет Федерации

Д) назначать выборы Президента РФ

10. Установите соответствие между высшими органами законодательной и исполнительной власти и их функциями и полномочиями.

Функции и полномочия

Высшие органы власти

А) принимать федеральные законы

1) Государственная дума РФ

Б) управлять федеральной собственностью

В) разрабатывать федеральный бюджет

Г) объявлять амнистию

2) Правительство РФ

Д) назначать на должность Председателя Центрального банка РФ

11. Установите соответствие между правовым положением личности в РФ и приведенными конституционными правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Конституционные права

Виды правового статуса

А) право на жизнь

Б) право на участие в управлении делами государства

В) право на защиту чести и доброго имени

2) Каждый человек, законно проживающий в РФ

Г) право равного доступа к государственной службе

Д) право иметь в частной собственности землю

12. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции и полномочия

Палаты федерального собрания

А) решать вопрос о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ

1) Государственная Дума РФ

Б) назначать на должность судей высших судов РФ

В) освобождать от должности Генерального прокурора РФ

Г) решать вопрос о доверии Правительству

2) Совет Федерации

Д) объявлять амнистию

13. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. декларировать свои доходы

2. бережно относиться к природным богатствам

3. платить законно установленные налоги

4. свидетельствовать в суде

5. определять свою национальную принадлежность

6. участвовать в общественно-политической деятельности

14. Установите соответствие между органами по обеспечению правовой помощи в РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Органы по обеспечению правовой помощи

А) придание совершаемых сторонами действиям юридической силы

Б) консультирование по правовым вопросам

В) удостоверение сделок и установление фактов

Г) участие в качестве представителя доверителя в судебном процессе

Д) составление заявлений, жалоб, ходатайств

15. Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай

3. отрасль права

4. правовая санкция

5. институт права

6. судебный прецедент

16. Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют.

Полномочия судебной власти

Судебные органы

А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам

1) Конституционный суд РФ

Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики

В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции

2) Верховный суд РФ

Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти

Д) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

17. В Статье 13 Конституции РФ закреплен принцип политического плюрализма. Это означает, что

1. признаны различные формы собственности

2. устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной

3. отсутствует государственная религия

4. провозглашена свобода политических мнений и действий

5. утверждена основа для существования в стране многопартийности

6. признаны права и свободы человека и гражданина

18. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются

Действия, направленные на создание закона

Стадии законотворческого процесса

А) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства

1) законодательная инициатива

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопросов об изменении закона

В) заслушивание доклада о внесенном законопроекте

2) обсуждение законопроекта

Г) чтение по законопроекту на заседании палат представительного органа

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта

19. В каких ситуациях администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работников? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За три календарных дня до истечения срока действия трудового договора Константин Э. был предупрежден в письменной форме о желании администрации договор не продлевать.

2. Софья В. болела полтора месяца, а когда закрыла листок нетрудоспособности и вышла на работу, получила на руки приказ об увольнении.

3. Ирина С. была уволена за отсутствие на рабочем месте более четырех часов, ее вызвали в больницу, куда был срочно госпитализирован ее сын.

4. Трудовой договор с Татьяной А. был расторгнут в связи с сокращением численности и штата работников организации.

5. Аркадий С. был уволен за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения.

6. Диана С. была уволена с занимаемой должности из-за недостаточной квалификации, подтвержденной аттестационной комиссией.

20.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое _____ (А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____ (Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения _____ (В). Она связана с ____ (Г), под которым понимают возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения ____ (Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____ (Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. государственное принуждение

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Уголовный кодекс РФ (извлечения)

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 21. Невменяемость

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. 2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Статья 24. Формы вины

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Статья 28. Невиновное причинение вреда

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий

(бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

21. Укажите два обстоятельства, при которых причинение вреда рассматривается как невиновное деяние.

22. Как в законе определяются общие условия уголовной ответственности? Опираясь на обществоведческие знания, укажите возраст, с которого лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности.

23. Какие две формы вины называются в законе? Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру, конкретизирующему каждую из этих форм.

24. Некоторые считают, что наказание за ряд преступлений должно быть ужесточено, поскольку только суровое наказание заставит потенциальных нарушителей отказаться от своих намерений. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три довода против заявленной выше позиции.

25. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «правовой обычай»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о месте правового обычая в системе правового регулирования, и одно предложение, содержащее информацию об особенностях правового обычая.

26. Приведите три примера мер международной защиты прав человека в условиях мирного или военного времени.

27. Наталия Н. работала медсестрой в городской больнице. После поступления в вуз она не смогла совмещать учебу с работой и решила с работы уйти. Что явилось основанием расторжения трудового договора в данном случае? Назовите любые два других основания, по которым может быть расторгнут трудовой договор.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: