Наиболее распространенными видами хищения государственных средств являются

Обновлено: 18.05.2024

Среди различных экономических преступлений хищение государственных средств – одно из наиболее распространенных. С обвинениями в таких действиях сталкиваются различные чиновники, руководители и менеджеры государственных предприятий, ВУЗов, институтов, медицинских учреждений и т.д. – словом, везде, где предусмотрено бюджетное финансирование. Потому всем нужно знать, как поступать в ситуациях, когда обвинения в хищении бюджетных средств выдвинуты против вас или ваших родственников. В данной статье мы рассмотрим, что включает в себя это правонарушение, какая ответственность за него грозит и чем может помочь адвокат.

Что считается хищением государственных средств?

В действующем уголовном кодексе существует сразу две статьи, которые могут применяться против тех, кто присваивает бюджетные деньги или тратит их в своих целях. Первая из них – ст. 160 Присвоение или растрата. Она более общая и применяется в равной степени как в государственной, так и в частной сфере. Согласно данной статье, состав преступления включает либо похищение имущества без согласия владельца (присвоение), либо расходование/передачу третьим лицам также без согласия собственника (растрата). Преступление может квалифицироваться по данной статье, если лицу, состоящему на государственной службе, было вверено какое-либо имущество, и он его присвоил, продал, безвозмездно передал без санкции государства.

Вторая статья УК РФ, касающаяся хищения государственных средств – это ст. 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств. Она применяется реже, поскольку включает более ограниченный набор действий правонарушителя. Согласно уголовному кодексу, в этом случае речь идет о расходах средств, полученных в рамках бюджетного финансирования, на цели, которые не были предусмотрены бюджетом. При этом необходимо доказать, что обвиняемый не только израсходовал бюджетные деньги, но и имел с этого непосредственную прибыль. В противном случае речь будет идти о халатности или других видах правонарушений, не связанных с хищением средств.

Дополнительно подозреваемым в растрате бюджетных средств часто вменяют также сопутствующие действия: мошенничество, подделку документов, служебный подлог, создание преступной организации (если лицо действовало не самостоятельно, а по предварительному сговору), злоупотребление служебным положением и т.д. Естественно, эти обвинения, в случае их признания судом, усугубляют положение обвиняемого и делают наказание более строгим. А если учесть сам характер преступления, то его практически невозможно совершить в одиночку, без использования поддельных документов и вверенных полномочий, потому в большинстве случаев хищение государственных средств – не единственная статья для обвиняемого.

Ответственность за хищение государственных средств

Хищение государственных средств, согласно статьи УК , достаточно тяжкое деяние с соответствующим наказанием для виновного в нем. В зависимости от размера похищенного и обстоятельств дела, наказание может быть следующим:

  • если преступление было совершено без отягчающих обстоятельств, виновному грозит штраф до 120 тыс. рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет;
  • если правонарушение совершалось в составе организованной группы, а размер ущерба является значительным (определяется в каждом конкретном случае, исходя из ряда факторов) – штраф до 300 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы сроком до пяти лет;
  • если размер ущерба признан крупным (свыше 250 тыс. рублей) или особо крупным (свыше 1 млн рублей), преступление совершалось с использованием служебного положения, виновному грозит максимально предусмотренное статьей наказание – до 10 лет лишения свободы, штраф до 1 млн рублей.

Дополнительно к лицам, которые признаны виновными по вышеуказанным статьям, могут применяться дополнительные санкции – конфискация имущества, нажитого незаконным путём, запрет занимать определенные должности или работать в тех или иных сферах, ограничение финансовых операций и т.д. Необходимость дополнительного наказания определяется судом исходя из обстоятельств дела, личности обвиняемого, нанесенного ущерба и т.д.

Помощь адвоката по уголовным делам

Если вас обвиняют в хищении бюджетных средств, не нужно ждать, пока дело дойдет до суда – даже если вы невиновны, не нужно пытаться доказать это самостоятельно, с большой вероятностью это не получится без наличия опыта и знаний в сфере уголовного права. Первое, что нужно сделать в такой ситуации – это найти опытного адвоката по хищению средств и обратиться к нему за помощью. Защитнику нужно изложить все известные вам обстоятельства дела: когда были выдвинуты обвинения, в чем конкретно их суть, знаете или вы что-то про фигурирующие в деле эпизоды или нет и т.д. На основе изложенной информации адвокат сможет выстроить подходящую для данного случая линию защиты: если клиент вообще не виноват, он будет искать доказательства невиновности и стараться закрыть дело, если полностью исключить вину нельзя – делать все для уменьшения строгости наказания (например, путем поиска смягчающих обстоятельств). В любом случае, главная цель адвоката – минимизировать негативные последствия для подопечного.

Если дело всё-таки будет идти по направлению к суду, адвокат будет представлять ваши интересы на всех следственных мероприятиях (допросы, эксперименты, экспертизы и т.д.), следить за соблюдением законов по отношению к клиенту, фиксировать возможные нарушения со стороны правоохранителей. В результате это может сильно помочь на суде, смягчив наказание (скажем, заменой тюремного заключения на штраф или условный срок) или вообще избавив от него. Таким образом, можно утверждать, что только участие в процессе опытного адвоката по уголовным делам поможет наиболее эффективно защитить ваши интересы.

Хищение государственных средств – достаточно серьёзное преступление, за которое предусмотрены строгие санкции: вплоть до 10 лет лишения свободы. Потому, если вы столкнулись с подобным обвинением, медлить нельзя, нужно сразу же обращаться за помощью к опытному адвокату . Только так можно доказать свою невиновность или добиться минимально строгого наказания.

Под председательством Генпрокурора России Игоря Краснова состоялось координационное совещание по вопросам выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с хищением средств при исполнении нацпроектов

Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации под председательством Игоря Краснова состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное состоянию работы по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов и федеральных программ.

В мероприятии приняли участие председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, статс-секретарь – заместитель Директора ФСБ РФ Александр Купряжкин, начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ Андрей Курносенко, заместители Генерального прокурора РФ, руководители подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Со вступительным словом выступил Генпрокурор России, отметив, что сохранность, рациональное и целевое расходование бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, а это колоссальная сумма (4,4 трлн руб.) имеют ключевое значение для решения масштабных задач по повышению качества жизни граждан и в целом развитию страны.

«Утвержденной Президентом России в июле текущего года Стратегией национальной безопасности пресечение преступлений в рассматриваемой сфере отнесено к числу основных государственных приоритетов», – сказал Игорь Краснов.

Он указал на важность своевременного пресечения попыток хищений бюджетных средств, выделенных на реализацию нацпроектов, а если они все же совершены, установления всех участников преступной деятельности – от недобросовестных подрядчиков до должностных лиц, принимающих решения на всех этапах освоения денег. «Считаю, что это именно та категория дел, по которой неотвратимость ответственности расхитителей средств, предназначенных для улучшения жизни многих наших граждан, должна демонстрировать наше единство и силу» – сказал глава надзорного ведомства.

Особое внимание участников совещания, с учетом текущей ситуации, а также объемов финансирования социальной сферы, Генеральный прокурор обратил на строительство детских садов, школ, медучреждений и их оснащение. Кроме того, Игорь Краснов отметил, что «требуется комплексный подход к пресечению нарушений при освоении средств гособоронзаказа, оказании мер поддержки бизнеса, строительстве дорог и инфраструктуры».

В целом эффективность раскрытия и расследования преступлений в этой сфере недостаточна. Предварительно расследовано 432 преступления экономической направленности, связанного с реализацией национальных проектов. Выявлено 314 лиц, их совершивших. В суды направлены уголовные дела о 318 преступлениях, 78 – с ходатайством о назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, по большинству которых фигурантами являлись сотрудники государственных учреждений, совершивших преступления с использованием своего служебного положения.

Почти 72 % (1 440) уголовно наказуемых деяний выявлено сотрудниками МВД России, около 7 % – ФСБ России (140), менее 1 % – Следственного комитета Российской Федерации (6).

Трудности выявления преступлений объясняются их высокой латентностью, обусловленной завуалированными способами совершения, упущениями в совместной работе надзорных, правоохранительных и контролирующих органов, недостаточной координацией деятельности оперативных служб и следственных органов.

Не в полной мере проверяется информация о возможной причастности к хищениям и нецелевому расходованию бюджетных средств чиновников различных уровней, не принимаются должные меры к розыску имущества, добытого преступным путем.

Все это, заявил Игорь Краснов, требует принятия скоординированных совместных мер. В настоящее время это особенно актуально, учитывая поставленные Главой государства задачи в Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2023 годы.

Отмечено, что в 2019 г. – первом полугодии 2021 г. в рассматриваемой сфере выявлено более 79 тыс. нарушений федерального законодательства. Для их устранения внесено свыше 30 тыс. представлений. Опротестовано 3 тыс. незаконных правовых актов, объявлено 3,5 тыс. предостережений. К дисциплинарной ответственности привлечены более 17 тыс. должностных лиц, к административной – 6,8 тыс. должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 858 уголовных дел.

Основные нарушения связаны с недостатками при выполнении посредническими организациями, в том числе с привлечением т.н. фирм-однодневок, не имеющих достаточных производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, а также аффилированностью должностных лиц. Все это приводит к неоправданным финансовым потерям государства, хищению и обналичиванию бюджетных средств, часть которых выводится и легализуется за рубежом.

Согласно материалам Росфинмониторинга, только в первом полугодии 2021 г. прокурорами предотвращено хищение денежных средств в размере 378,3 млн рублей, в федеральный бюджет возмещено более 272,3 млн рублей. Возбуждено 14 уголовных дел, выявлен сговор участников торговых процедур на сумму 247,9 млн рублей.

Наиболее распространенными видами преступлений стали хищения бюджетных средств недобросовестными подрядчиками – руководителями коммерческих предприятий, совершаемые путем завышения цен и объемов выполненных работ, оплаты фактически не производившихся работ, а также злоупотребление и превышение должностных полномочий, халатность.

По итогам мероприятия был выработан комплекс мер, направленный на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов.

5 Изображения

Рубрики

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

25 ноября 2021, 13:49

Под председательством Генпрокурора России Игоря Краснова состоялось координационное совещание по вопросам выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с хищением средств при исполнении нацпроектов

Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации под председательством Игоря Краснова состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное состоянию работы по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов и федеральных программ.

В мероприятии приняли участие председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, статс-секретарь – заместитель Директора ФСБ РФ Александр Купряжкин, начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ Андрей Курносенко, заместители Генерального прокурора РФ, руководители подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Со вступительным словом выступил Генпрокурор России, отметив, что сохранность, рациональное и целевое расходование бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, а это колоссальная сумма (4,4 трлн руб.) имеют ключевое значение для решения масштабных задач по повышению качества жизни граждан и в целом развитию страны.

«Утвержденной Президентом России в июле текущего года Стратегией национальной безопасности пресечение преступлений в рассматриваемой сфере отнесено к числу основных государственных приоритетов», – сказал Игорь Краснов.

Он указал на важность своевременного пресечения попыток хищений бюджетных средств, выделенных на реализацию нацпроектов, а если они все же совершены, установления всех участников преступной деятельности – от недобросовестных подрядчиков до должностных лиц, принимающих решения на всех этапах освоения денег. «Считаю, что это именно та категория дел, по которой неотвратимость ответственности расхитителей средств, предназначенных для улучшения жизни многих наших граждан, должна демонстрировать наше единство и силу» – сказал глава надзорного ведомства.

Особое внимание участников совещания, с учетом текущей ситуации, а также объемов финансирования социальной сферы, Генеральный прокурор обратил на строительство детских садов, школ, медучреждений и их оснащение. Кроме того, Игорь Краснов отметил, что «требуется комплексный подход к пресечению нарушений при освоении средств гособоронзаказа, оказании мер поддержки бизнеса, строительстве дорог и инфраструктуры».

В целом эффективность раскрытия и расследования преступлений в этой сфере недостаточна. Предварительно расследовано 432 преступления экономической направленности, связанного с реализацией национальных проектов. Выявлено 314 лиц, их совершивших. В суды направлены уголовные дела о 318 преступлениях, 78 – с ходатайством о назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, по большинству которых фигурантами являлись сотрудники государственных учреждений, совершивших преступления с использованием своего служебного положения.

Почти 72 % (1 440) уголовно наказуемых деяний выявлено сотрудниками МВД России, около 7 % – ФСБ России (140), менее 1 % – Следственного комитета Российской Федерации (6).

Трудности выявления преступлений объясняются их высокой латентностью, обусловленной завуалированными способами совершения, упущениями в совместной работе надзорных, правоохранительных и контролирующих органов, недостаточной координацией деятельности оперативных служб и следственных органов.

Не в полной мере проверяется информация о возможной причастности к хищениям и нецелевому расходованию бюджетных средств чиновников различных уровней, не принимаются должные меры к розыску имущества, добытого преступным путем.

Все это, заявил Игорь Краснов, требует принятия скоординированных совместных мер. В настоящее время это особенно актуально, учитывая поставленные Главой государства задачи в Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2023 годы.

Отмечено, что в 2019 г. – первом полугодии 2021 г. в рассматриваемой сфере выявлено более 79 тыс. нарушений федерального законодательства. Для их устранения внесено свыше 30 тыс. представлений. Опротестовано 3 тыс. незаконных правовых актов, объявлено 3,5 тыс. предостережений. К дисциплинарной ответственности привлечены более 17 тыс. должностных лиц, к административной – 6,8 тыс. должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 858 уголовных дел.

Основные нарушения связаны с недостатками при выполнении посредническими организациями, в том числе с привлечением т.н. фирм-однодневок, не имеющих достаточных производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, а также аффилированностью должностных лиц. Все это приводит к неоправданным финансовым потерям государства, хищению и обналичиванию бюджетных средств, часть которых выводится и легализуется за рубежом.

Согласно материалам Росфинмониторинга, только в первом полугодии 2021 г. прокурорами предотвращено хищение денежных средств в размере 378,3 млн рублей, в федеральный бюджет возмещено более 272,3 млн рублей. Возбуждено 14 уголовных дел, выявлен сговор участников торговых процедур на сумму 247,9 млн рублей.

Наиболее распространенными видами преступлений стали хищения бюджетных средств недобросовестными подрядчиками – руководителями коммерческих предприятий, совершаемые путем завышения цен и объемов выполненных работ, оплаты фактически не производившихся работ, а также злоупотребление и превышение должностных полномочий, халатность.

По итогам мероприятия был выработан комплекс мер, направленный на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов.

Хищение – это изъятие чужого имущества незаконным способом при наличии преступного умысла. Кража является частным случаем хищения. Данное преступление подразумевает скрытность преступления, т. е. тайное совершение. Имущество, которое тайно похищается преступником, может быть любой формы собственности – от частной до государственной.


Ответственность за подобное преступное деяние рассматривается Уголовным Кодексом (УК) РФ в статье 158 .

К формам хищения также относят присвоение чужой собственности посредством обмана или злоупотребления служебным положением. Уголовным кодексом данное преступление трактуется как мошенничество и описывается 159 статьей .

Отличие кражи от присвоения и растраты

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств по ст.285.1 — штраф до полумиллиона, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. Подробнее читайте здесь

Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК ).

Объективная сторона преступного деяния:

Способ совершения преступления:

  • кража – тайное хищения имущества;
  • мошенничество:
    1. получение имущества (или права на него) посредством обмана,
    2. получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.

Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.

Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.


Рассмотренные преступления одинаково часто встречаются как в сфере частной собственности, так и в государственной. Воровство в России среди чиновников приобрело беспрецедентные масштабы. Отличительными квалифицирующими признаками хищения госимущества и бюджетных средств являются:

  • использование при совершении преступления служебного положения;
  • крупные и особо крупные размеры хищения, т. е. свыше 3 и 12 миллионов рублей соответственно.

Меры ответственности за хищение госимущества

Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .

Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.

Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:

  1. штраф до 80 тыс. рублей или доход осужденного до 6 мес.;
  2. обязат. работы до 360 часов;
  3. исправ. работы до 12 мес.;
  4. принуд. работы, либо огранич. свободы, либо лишение свободы до 2 лет;
  5. арест до 4 мес.
  1. штраф до 200 тыс. рублей или доход за 1,5 года;
  2. обязат. работы до 480 часов;
  3. исправ. работы до 2 лет;
  4. принуд. работы, либо лишение свободы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1 года
  1. штраф до 500 тыс. рублей или доход до 3 лет;
  2. принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1,5 лет;
  3. лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и возможным органич. свободы до 1,5 лет
  1. штраф до 500 тыс. рублей или заработок за 3 года;
  2. принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 2 лет;
  3. лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и с возможным огранич. свободы до 1,5 лет

Пример из судебной практики

Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4 , а именно – лишение свободы на 5 лет.

Неприкосновенность государственного имущества охраняется законом. За преступления такого рода наступает уголовная ответственность.

В зависимости от вида и наличия отягчающих обстоятельств за хищение ценностей, принадлежащих государству, предусмотрено наказание от уплаты штрафа и до лишения свободы. Более подробно расскажем далее в статье.

Статья регламентирующая кражу гос. имущества

В уголовном кодексе РСФСР, действующем до 1 января 1997 года, за кражу и прочие виды хищения государственного имущества были предусмотрены отдельные статьи.

Ныне действующий Уголовный кодекс не разграничивает собственность на государственную и частную. Ответственность на хищение собственности, принадлежащей государству, наступает по статьям 158 – «Кража», и 159 – «Мошенничество».

Что такое гос. имущество?

Гражданский кодекс РФ раскрывает понятие государственной собственности в статье 214. Это имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации и её субъектам, а также земли и природные ресурсы, не находящиеся в собственности физических, юридических лиц и муниципальных образований.

Государственное имущество закрепляется за государственным предприятиями, которые могут им владеть, распоряжаться и пользоваться. Денежные средства распределяются по бюджетам и составляют государственную казну.

Ответственность за хищение гос. имущества в зависимости от статьи УК РФ

Хищение имущества, находящегося в собственности у государства, может совершаться в виде кражи, т е. физического незаконного изъятия материальных ценностей или денежных средств, или мошенничества — получение имущества путем обмана или введения в заблуждение собственника.

  1. Особенностью кражи является то, что она совершается тайно в отсутствии очевидцев преступления или незаметно для них.
  2. Хищение при помощи мошенничества совершается открыто, но жертва не знает о том, что ее пытаются обмануть.

И в обоих случаях виновное лицо осознает преступный характер своих действий.

Примером кражи может служить хищение денежных средств при строительстве объектов государственного заказа, когда генеральный подрядчик в числе привлекаемых субподрядчиков заключает договора с фиктивными компаниями, которые выводят денежные средства в офшорные зоны.

Кражей может являться и хищение компьютерной техники из помещений государственного учреждения и приобретение за счет бюджетных средств автомобилей или сотовых телефонов в личное пользование или нецелевое использование бюджетных денег.

Примером мошенничества может служить получение компенсаций, выплат, пенсий с предоставлением поддельных документов. Наиболее показательным является случай с обналичиваем средств материнского (семейного) капитала по документам на фиктивную покупку недвижимости. Или же получение сертификатов на материнский капитал по поддельным справкам.

Если совсем просто, то при краже (не важно, гос.имущество или частное) злоумышленник не врет, не пытается обмануть, а просто берет и наглым образом ворует. А при мошенничестве он будет лгать и вводить жертву в заблуждение, чтобы завладеть ее имуществом.

Ответственность по п.»в» ч. 3 и п.»б» ч. 4 ст.158 УК РФ

Пункт «в» части 3 и пункт «б» части 4 статьи 158 УК РФ предусматривает особо квалифицирующие признаки кражи и ответственность за преступление с отягчающими обстоятельствами как кража в крупных и особо крупных размерах.

Кража имущества, стоимостью свыше 250 000 рублей, наказывается в виде:

  • уплаты штрафа от 100 000 до 500 000 или в сумме заработной платы или какого-либо другого вида дохода виновного лица за время от 1 года до 3 лет;
  • принудительного труда вплоть до пятилетнего срока вместе с ограничением свободы до полутора годового срока или без него;
  • лишения свободы до 6 лет с уплатой штрафа до 80 000 рублей или какого-либо другого дохода виновного лица до 6 месяцев или без уплаты штрафа и с ограничением свободы до 1,5 года или без него.

За хищение, стоимостью свыше 1 миллиона рублей, положено наказание в виде лишения свободы до десяти лет с уплатой штрафа до 1 миллиона рублей или в сумме заработка или другого дохода до пяти лет или без уплаты штрафа и с ограничением свободы до двух лет или без него.

Больше информации о наказании за кражу по статье 158 УК РФ вы найдете в отдельном материале, а здесь мы рассказывали о том, с какой суммы наступает уголовная ответственность за кражу.

Ответственность по ст.159 УК РФ ч.3

По ст.159 УК РФ ч.3 за хищение государственного имущества путем мошенничества в особо крупном размере, равно как и с использованием своего служебного положения предусмотрено наказание в виде:

  • уплаты штрафа от 100 000 до 500 000 рублей или в сумме заработка или любого другого дохода виновного лица за время от 1 года до 3 лет;
  • или принудительного труда до 5 лет с ограничением свободы до двухлетнего периода или без него;
  • или лишением свободы до 6 лет с уплатой штрафа до 80 000 рублей или в размере заработной платы или любого другого дохода виновного до шестимесячного периода или без такового и с ограничением свободы до полутора лет или без него.

Разница в составе

Объектом преступления, совершаемого в виде кражи, является право собственности государства на имущество. Объективной стороной является изъятие имущества, совершаемого втайне от очевидцев преступления. Тайным хищением будет считаться изъятие имущества тогда, когда преступник полагал, что действует тайно или же если свидетели преступления не осознают противоправность его действий.

Субъектом кражи является любое физическое лицо, старше 14 лет, а субъективной стороной — прямым умыслом в завладении государственного имущества с корыстной целью.

Объектом преступления, совершаемого в виде мошенничества, также является право государства на собственность. Объективной же стороной — завладение государственным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием. Обман может заключаться в предоставлении ложных сведений (активное действие), так и умолчание об истинных данных (пассивное действие).

Субъектом мошенничества признается физическое вменяемое лицо в возрасте от 16 лет, и субъективной стороной — прямой умысел в хищении государственного имущества и корыстная цель.

Срок давности

Срок исковой давности по уголовным делам установлен статьей 78, согласно которой срок исковой давности по преступлению:

  • с общими признаками (часть 1 статей 158 и 159 УК РФ) = два года;
  • средней тяжести (часть 2 статей 158 и 159 УК РФ) = шесть лет;
  • с особо квалифицирующими признаками согласно части 3 и 4 статей 158 и 159 УК РФ = десять лет.

Начало исчисления срока исковой давности начинается на следующий день после совершения преступления.

Более подробно о том, как определяется срок давности по краже, мы рассказывали тут.

С какого момента преступление считается законченным?

Законченным преступление будет, когда чужие ценности будут изъяты преступником и он получит возможность распоряжаться похищенными ценностями в своих целях. Тот факт, что виновное лицо распоряжается чужой похищенной собственностью в своих целях или нет, не имеет значения. Главное, чтобы злоумышленник имел возможность (!).

Если же преступнику не удалось закончить преступление по независящим от него причинам (например, он был пойман в момент совершения преступления, не смог осуществить вывод денежных средств с чужого банковского счета по техническим причинам), то такое правонарушение признается покушением на совершение кражи.

Что делать, если был выявлен факт преступления?

Куда обращаться?

Выбор органа, который будет заниматься делом о хищении государственного имущества зависит от характера и объекта преступления.

Так, кража материальных ценностей будет расследоваться сотрудниками полиции. Дело о хищении денежных средств — ОБЭП, а случаями мошенничества может заниматься как прокуратура, так и полиция.

Что указывать в заявлении?

Заявление о краже составляется на имя должностного лица, руководящего местным отделом того органа в которое обращается потерпевший. Потерпевший указывает:

  1. Должность, звание, фамилию, имя и отчество, лица к которому он обращается.
  2. Свои данные — наименование организации, у которой похищено вверенное ей государственное имущество, свою должность и личные данные.
  3. Суть обращения.
  4. Перечень похищенного имущества и его стоимость.
  5. Просьбу расследовать преступление, возбудить уголовное дело (по статье 158 если была кража или по статье 159 если был факт мошенничества) и вернуть похищенные ценности.

Мы подготовили для вас еще несколько интересных статей о том, чем кража отличается от грабежа и от находки, а также что делать, если вас обвинили в краже – с доказательствами или без.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее государству на правах собственности. Ответственность за хищение государственной собственности предусмотрена статьями 158 и 159 УК РФ. В случае обнаружения хищения государственного имущества необходимо обратиться в органы полиции, прокуратуры ил ОБЭП.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: