Взаимодействие между правовым государством и гражданским обществом в казахстане осуществляет

Обновлено: 18.04.2024

Многие современные ученые, исследователи посвящают свою деятельность вопросам не только формирования и развития гражданского общества в целом, а именно особенностям становления и функционирования гражданского общества в пределах своего государства, взаимодействия исследуемого правового государства и гражданского общества. Среди них и Баймаханов М. Т., доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, рассматривает гражданское общество в условиях становления правового государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Государство и формирование гражданского общества
Государство: понятие, признаки, формы государства
Функции государства
Предпосылки формирования гражданского общества
Глава 2. Гражданское общество: содержание, структура, признаки
2.1 Понятие гражданского общества
2.2 Структура гражданского общества
2.3 Признаки гражданского общества
Глава 3. Современное казахстанское государство и гражданское общество
3.1 Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан
3.2 Проблемы в формировании гражданского общества в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Государство и гражданское общество.doc

Глава 1. Государство и формирование гражданского общества

    1. Государство: понятие, признаки, формы государства
    2. Функции государства
    3. Предпосылки формирования гражданского общества

    Глава 2. Гражданское общество: содержание, структура, признаки

    2.1 Понятие гражданского общества

    2.2 Структура гражданского общества

    2.3 Признаки гражданского общества

    Глава 3. Современное казахстанское государство и гражданское общество

    3.1 Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан

    3.2 Проблемы в формировании гражданского общества в Казахстане

    Список использованной литературы

    Тема гражданского общества, взаимодействия гражданского общества и государства привлекает к себе внимание учёных, политиков, государственных деятелей, деловых людей, ответственных граждан. Однако сам предмет анализа, как и прежде, остается во многом не определен, более того, о гражданском обществе в политической жизни нашего государства ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Термин “гражданское общество” вошёл в научный и политический оборот, но само это понятие, а тем более явление, не исследовано в должной мере как в историческом, так в современном аспекте. Вот почему необходимо обратиться к истокам самого явления, к появлению понятия, его первоначальному содержанию и структуре.

    Идея гражданского общества является одной из важнейших политических идей Нового времени. Возникнув в середине ХVII в. в Европе, понятие «гражданское общество» претерпело известную эволюцию. Однако оно неизменно рассматривается в сопоставлении с понятием «государство».

    Либеральная трактовка гражданского общества восходит ко временам Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие «гражданского общества» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Естественным началом общества и жизни человека становится цивилизованность, т. е. исключительная способность человека сознательно объединяться с себе подобными для совместного проживания. Гражданское общество было признано условием удовлетворения базовых человеческих потребностей в пище, одежде, жилье. Гражданское общество появилось в результате процессов эмансипации различных сфер общественной жизни (экономической, социальной, культурной), в рамках которых происходит удовлетворение повседневных потребностей индивида.

    В основе процесса становления независимого индивида, по Дж. Локку, лежит частная собственность. Она является экономической гарантией его свободы и политической самостоятельности. Отношения между государством и гражданским обществом, согласно идеям Т. Гоббса и Д. Локка, строились на договорной основе, поскольку государство и гражданское общество вместе создавали условия для удовлетворения базовых человеческих потребностей и обеспечения жизнедеятельности индивидов.

    Другую традицию представляет подход Г. Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества выступает частная собственность. Однако не гражданское общество являлось, по Г. Гегелю, движущей силой прогресса, а государство. Государство обеспечивало справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гражданское общество и индивид были подчинены государству, ибо именно государство интегрирует отдельные группы и индивидов в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности.

    Отвергая тезис Г. Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу, К. Маркс рассматривал последнее фундаментом глобального общества, а жизнедеятельность индивидов - решающим фактором исторического развития. Это вытекало из материалистического понимания истории, согласно которому эволюция общества является результатом эволюции материальных условий жизни. Гражданское общество представляет собой совокупность материальных отношений индивидов. К. Маркс рассматривал гражданское общество как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения.

    Таким образом, государство является, по К. Марксу, механизмом реализации и защиты интересов экономически господствующего класса-собственника. В таком государстве гражданами оказываются лишь имущие классы и социальные группы. Следовательно, взаимоотношения между государством и гражданским обществом не являются равными и договорными.

    Многие современные ученые, исследователи посвящают свою деятельность вопросам не только формирования и развития гражданского общества в целом, а именно особенностям становления и функционирования гражданского общества в пределах своего государства, взаимодействия исследуемого правового государства и гражданского общества. Среди них и Баймаханов М. Т., доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, рассматривает гражданское общество в условиях становления правового государства.

    Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что гражданского общества вне государства не существует. Оно не может существовать вне жизни людей с их правами и обязанностями, закрепленными законами государства. Познание же последнего предполагает изучение не только его статики, но и динамики, то есть того, как этот общественный институт живёт, развивается, изменяется, как выполняет своё социальное назначение. Всё это позволяет углубиться в системность признаков механизма государства. Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятия, функции и признаки, то есть характеристики именно того, что и как государство делает. Понятия, функции и признаки в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, её обеспечение.

    Тема взаимодействия гражданского общества и государства волнует каждого гражданина своего государства, и я тому не исключение. Ведь именно гражданин- ключевая фигура как гражданского общества, так и самого государства. Так как в нашей стране происходит только становление гражданского общества, дальнейшее же его развитие и функционирование является одним из основных условий функционирования самого государства.

    1.1 Государство, понятие, признаки

    Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. В современной учебной литературе государство обычно определяется, как политико- территориальная суверенная организация публичной власти. Но более точным определением понятия «государство», является следующее: государство - суверенная универсальная организация политической власти, признанная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимание налогов необходимые для осуществления внутренней и внешней функций государства 1 .

    Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Понятие государства многоаспектное и тесно связано с вопросом о его возникновении. Существует целый ряд теорий о возникновении государства:

    1) теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей методами сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка;

    2) патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и Риме. У ее истоков стоял Аристотель, который считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

    3) теория насилия и завоевания возникла и получила распространение в конце XIX- начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг рассматривают государство с точки зрения внутреннего (одних групп населения над другими) и внешнего (завоевания одни народами) насилия;

    4) теория общественного договора также возникла в глубине веков. Сторонники названной теории Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Руссо исходили из того, что ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством;

    5) марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий» 2 .

    Таким образом, теории происхождения государства оказали решающее влияние на понимание, и даже формирование институтов государств в новейшее историческое время.

    Подобный плюрализм в понимании и определении государства привел к тому, что в современной научной литературе по проблеме понятия государства сложилось два основных подхода - социологический и юридический.

    При социологическом подходе государством называется любая организация публичной политической власти, в любой форме и с любым содержанием 3 . Сущность государства определяется как сила и организованное насилие. В рамках социологического подхода различают две стороны публичной политической власти: а) организованное насилие как средство решения общих дел; б) достижение общественного благополучия как цель принудительной власти.

    Юридическое подход в понимании государства исходит из того, что государство является правовой формой организации и функционирования публичной политической власти.

    При определении понятия государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Так, государство имеет следующие признаки:

    1) Политическая организация общества. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны; наличие специального аппарата в лице особого разряда людей, обладающих публично властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления и руководства.

    2) Территориальная организация. Разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, проживающее на ней превращается в граждан этого государства.

    3) Монополия на принудительную власть. Отсутствие иных организаций общества, кроме государственных, имеющих право на применение силы, во всяком случае, без санкции государства.

    4) Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион.

    Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости 4 .

    Говоря о признаках государства, следует отметить, что вместе с тем любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима. Рассмотрим каждое из этих понятий.

    Такая категория, как форма правления, показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Т.е. форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании 5 . Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции: монархия- форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства- монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Существует два вида монархии: неограниченная, или абсолютная (монарх- единственный высший орган государства), и ограниченная монархия (высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органом или органами). Полной же противоположностью монархической форме правления является республика- форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущих ответственность перед избирателями. Современные республики подразделяются на парламентские (где парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства) и президентские (президент государства непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность).

    В ходе развития цивилизации, при переходе от одной формации общества к другой, получали все большее развитие правовые отношения и нормы права. Это, в первую очередь, произошло в развитых демократических государствах, с верховенством права, которые получили название “правовые государства".

    Право формируется и развивается прямым участием государства, придающего юридическим нормам общеобязательную силу и обеспеченность. Характер государства, его политический режим оправдывают особенности права. Право в процессе социального развития может становиться определяющим фактором по отношению к государству, реализуясь в правовом государстве. Если право призвано выражать нормативные начала общественной жизни, то государство во всех случаях неизменно остается институтом организованной политической власти, инструментом ее реализации.

    Как справедливо заметил Нагашбай Шайкенов в своей работе “Правовое обеспечение личности”, написанной в 1990 году: “Право призвано быть суверенным социальным явлением даже в области политических отношений”.

    Государство на определенных этапах развития должно в соответствии с общей линией социального прогресса быть носителем демократии, с которой напрямую связан прогресс и в сфере права. В этом случае государство выступает в качестве формирующего (гарантирующего) фактора. Главное в миссии государства по отношению к праву состоит в том, чтобы сообщить определенным нормам, принципам, положениям особое юридическое качество, затем они начинают действовать самостоятельно, и это действие может быть обращено и против государства.

    Характер, черты и развитие права во многом зависят от политического режима государства. В условиях авторитарного режима право, вообще, имеет довольно узкие, свернутые функции. В данном случае право реализует в основном динамическую функцию, в значительной мере заключающуюся в предписаниях, исходящих от государства, и в основном выступает в качестве его орудия, инструмента, т. е. имеет тоталитарный характер. Можно привести пример сталинского Советского Союза, гитлеровской Германии и других тоталитарных режимов. Сегодня эти процессы очень хорошо прослеживаются во многих постсоветских республиках.

    Другая картина характерна для общества, когда в нем утверждается режим демократии, действительного народовластия. Этот режим не просто предполагает право, а требует раскрытия в нем собственных ресурсов, собственного правового развития.

    Необходимо выделить три момента.

    Во-первых, демократия, в отличие от авторитарных порядков, основана на ограничении политической власти, которая в результате этого не может превратиться в самодовлеющую политическую силу. Режим демократии - это саморегулирующийся механизм, прежде всего в экономике - надежной частной собственности. Демократия предполагает такое построение правовой системы, в которой ведущее и доминирующее значение приобретает частное право.

    Во-вторых, демократия, как политический режим, нуждается в таких адекватных юридических формах, которые не позволят вылиться ни в режим вседозволенности, власти толпы, ни в авторитарный, тоталитарный режим.

    В-третьих, режим демократии выдвигает на первое место человека, его права и свободы, и это необходимо закрепить в правовой системе. Именно поэтому эти соображения являются принципами правового развития общества.

    Отмечая роль государства в этом развитии, определенном экономикой, другими факторами, выраженными в естественных, непосредственно-социальных правах, необходимо отметить и другую сторону права: оно развивается в противоборстве с государством. Особенно отчетливо это проявляется в демократическом режиме. Право выступает в качестве главного института цивилизации, способного “обуздать” государство, и выполняет функцию социального регулирования. Правовое развитие начинается в сферах права тогда, когда деятельность государственных органов ограничивается, строго упорядочивается при помощи строго разрешительного порядка. Правовое государство же является образным венцом позитивного потенциала, заложенного в праве.

    Таким образом, правовое государство - это такой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существуют развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть вместе с реальным разделением властей и эффективным взаимодействием и взаимным контролем политики и власти.

    Признаком правового государства является публичность власти, которая представляет собой общество в целом, весь народ. Публичная власть призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для его существования и развития. Она должна быть:

    - подкреплена силой закона и через законы и иные юридические механизмы проводить государственную политику в обществе;

    - суверенной, то есть отделенной от иных видов власти, свободной и независимой от власти партийной, церковной и корпоративной;

    - единой и неделимой.

    Кроме того, государственная власть должна быть легитимной, то есть юридически обоснованной и признанной. Это основание выражается главным образом в конституции, законах, международно-правовых актах. Например, в преамбуле Конституции РК говорится, что Конституция принимается народом Казахстана. Легитимность нельзя путать с законностью. “Легитимность власти” - более основательное понятие; оно дает ответ на вопрос: обоснована ли власть с социальной стороны и с точки зрения права, прав и свобод человека.

    В развитом демократическом обществе на первое место выдвигаются институты народного представительства. В Казахстане к таким институтам относятся: институт парламентаризма (Мажилис и Сенат); институт президентства, так как президент избирается всеобщим голосованием; муниципальное самоуправление, осуществляемое посредством мест­ных представительных органов власти - маслихатов. Наглядным примером того, что в Казахстане демо­кратия не получила должного развития, является то, что роль органов местного самоуправления сведена до минимума. Недавно принятая поправка о выборности акимов только предполагает их выборность, тогда как, на мой взгляд, здесь требуется подробная регламентация такого избрания и принятия специального закона. Маслихаты же могут лишь поставить вопрос о снятии акима перед президентом. Они, по сути, не имеют исполнительных органов, лишены властных полномочий и могут быть досрочно распущены Сенатом. Необходимо также отметить, что депутаты Парламента могут только вносить предложения президенту об изменениях в Конституции и не могут это делать самостоятельно.

    Правовое развитие начинается в сферах права тогда, когда деятельность государственных органов ограничивается, строго упорядочивается при помощи строго разрешительного порядка.

    Важным моментом в процессе формирования гражданского общества и правового государства являются обеспечение и защита неотъемлемых прав и свобод человека. Правовое положение человека в обществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, если основано на трех естественных началах: праве на жизнь, свободу, равенство. Эти принципы закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г. (50-летие декларации отмечалось 10 декабря 1998 г. во всем мире).

    Например, в настоящее время смертная казнь отменена законом в 35 странах. В 27 странах она не применяется последние 10 лет и дольше. Статистика показывает, что в странах, где смертная казнь отменена и заменена длительными сроками, вплоть до пожизненного заключения, количество убийств на 100 тысяч человек населения меньше, чем в странах, где она за это преступление предусмотрена. Необходимо отметить, что Казахстан в 1995 году находился в первой пятерке по количеству смертных казней, уступив Китаю, Саудовской Аравии, Нигерии, демократическими и правовыми которые назвать нельзя.

    Статья 3 Всеобщей декларации прав человека говорит не только о праве на жизнь, но и о праве на свободу и личную неприкосновенность. Такое соединение этих прав в одной статье не случайно: свобода является высшей ценностью человеческой жизни, а личная неприкосновенность - первая предпосылка свободы. Свобода неотделима от ответственности и не должна вредить свободе и интересам других людей. Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 во Франции, говорит: “Свобода состоит в праве делать все то, что не вредит другим”.

    Поэтому пользование естественными правами каждым человеком не имеет иных границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же самыми правами. Эти границы могут быть определены только законом. Иными словами, свобода не является абсолютной и неограниченной. Ее границы, то есть порядок пользования свободой, определяются законом. В то же время свобода, признанная естественным правом, ограждает человека от произвольного вмешательства в его жизнь. Это отношение между человеком и государством выражается в двух формах: человеку разрешено все, что не запрещено законом; государству и его органам запрещено все, что не разрешено законом.

    Гражданское общество опирается на презумпцию естественного права, связывает реализацию свободы индивидов с определенными институциональными правилами и осуществляется через:

    1) частные (личные) права;

    2) политические институты;

    Гражданское общество как философское определение было внесено в науку еще Аристотелем, который говорил, что государство - это совокупность граждан, гражданское сообщество, определяя таким образом государство и гражданское общество как синонимы. Речь идет о “правильном государстве”, позволяющем “множеству действовать в интересах общей пользы”. Эти рассуждения относятся и к республиканскому Риму. Одни исследователи античного общества считают, что государство и общество могут быть восприняты как части целого, другие доказывали, что государство находится на службе гражданского общества, третьи - что гражданское общество контролируется и видоизменяется по воле государственных институтов и поэтому превалирует не общество, а государство.

    По Маккиавели, гражданское общество есть совокупность противостоящих интересов - классовых, сословных, партийных. Он считал, что пассивное общество не может считаться гражданским и здесь нет места индивидам, их правам и свободам. В полную противоположность ему Гуго Гроций утверждал, что на основе естественного права и возникает государство, как необходимый институт, служащий охране гражданского общества. Основой учения Гроция была отдельная личность, а не общество.

    Руссо считал, что каждый из нас “передает в общее достояние и ставит под общее руководство общей воли свою личность”, тогда образуется нечто “нераздельно целое” и из этой совокупности возникает народ. Каждый выступает как бы в двух ипостасях - как гражданин и как подданный, вынужденный подчинять свою волю государству и через общественный договор переходить из состояния естественного в состояние гражданское. Он видел три главных качества, создающих личность:

    - “право собственности на все, чем обладает”;

    - “гражданскую свободу, ограниченную единственной общей волей”;

    Монтескье справедливо связывал правовое положение личности с данным политическим строем. Он говорил: “Свобода есть право делать все, что дозволено законом. А если допустить, что гражданин может делать и то, что законами воспрещено, - свободы нет, ибо точно так же могли бы поступать и другие граждане”. Нельзя не принять и суждения Дж. Локка о том, что важнейшим компонентом перехода из естественного состояния к гражданскому обществу и государству становится частная собственность. Главной же функцией государства как раз и является охрана частной собственности. Из всего этого следует право народа, как суверена, устанавливать и смещать правителей, попирающих его права, и устанавливать такой вид власти, который менее всего склоняется к авторитаризму.

    В наши дни отдается предпочтение суверенному обществу. И только правовое государство может уравновесить личность и общество. Суверенитет, о котором спорят, принадлежит не только государству, но и гражданскому обществу, состоящему из свободных и равноправных индивидов, для которых естественное право выше и законнее права позитивного. Из этой логики следует, что правительственная власть снабжена не столько правами, сколько обязанностями. Т. Пейн в своей книге “Права человека” писал, что гражданское общество - не второстепенно и должно подчиняться конституции и суду в такой же степени, в какой то же самое входит в обязанность правительства.

    Гражданское общество было немыслимо для бывшего Советского Союза (государственная идеология, отсутствие права на собственность). Поэтому в постсоветских республиках, к которым относится и Казахстан, гражданское общество находится в зачаточном состоянии. О необходимости дальнейшей демократизации общества говорится и в недавнем Послании Президента Назарбаева к народу Казахстана.

    Продолжая свой путь от тоталитаризма к демо­кратическому устройству жизни, полному испытаний, Казахстан вплотную подошел к рубежу, когда необходимо сделать решительный выбор в пользу демократического взаимодействия общества и государства, заложить основы государственной политики по созданию структур гражданского общества, найти механизм цивилизованного взаимодействия различных самоуправляемых структур общества друг с другом и с государством.

    Такое демократическое взаимодействие можно обеспечить только на прочной основе закона и используя строгий механизм правового регулирования, четко закрепляющий взаимные права и обязанности всех участников общественного и политического диалога. Вот почему задачей первостепенной важности являются разработка и принятие законов, необходимых для скорейшего становления в Казахстане гражданского общества. Эти законы можно подразделить на три типа:

    1) законы, определяющие государственные гарантии прав человека и основные отношения гражданина и государства: закон о службе уполномоченного по правам человека, закон об адвокатуре и т. д.;

    2) законы, обеспечивающие реализацию прав граждан избирать, быть избранными, прямо выражать свою волю по принципиальным вопросам государственной политики и участвовать в процессах управления (в том числе совершенствование Закона “О выборах” в соответствии с нормами международного права, принятие закона “О принципах местного самоуправления” и др.);

    3) законы, определяющие государственные гарантии свободного формирования и деятельности структур гражданского общества, а также гарантии прав граждан на проведение гражданских акций: законы “О праве на объединение” (новый закон), “О политических партиях” (новый закон), “О профессиональных союзах” (новый закон), “О благотворительной деятельности”, “О некоммерческих организациях”, “О публичных мероприятиях” (о гарантиях прав граждан и их объединений на проведение публичных акций, демонстрирующих их волю: митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т. д.).

    Причем все они должны быть в равной степени основаны на следующих принципах развитого общества:

    1. Обеспечение прав человека в полном объеме, соответствующем Всеобщей декларации прав человека и международным правовым актам.

    2. Обеспечение полноценного общественного диалога, предполагающего, в частности, независимость средств массовой информации от органов государственной власти и соблюдение прав граждан на свободное распределение и получение информации.

    3. Плюрализм, предполагающий отсутствие на­вязывания собственных взглядов и терпимость к противоположным убеждениям.

    4. Защищенность гражданского общества от его противников - как от организаций и отдельных граждан, отрицающих ценность и принципы гражданского общества, так и чиновников.

    5. Ответственность государства перед обществом (в дополнение к уже существующей ответственности граждан перед государством) за выполнение обязанностей государства, в частности по обеспечению:

    - эффективного исполнения законодательства;

    - заинтересованной реакции государства на гражданские инициативы;

    - максимально возможной и беспристрастной помощи объединениям граждан в их деятельности, в том числе по проведению публичных мероприятий;

    - эффективной защиты граждан и их объединений от дискриминации, насилия, его пропаганды или угрозы применения.

    Таким образом, Казахстан только тогда можно будет считать правовым государством, когда он будет иметь реальные органы местного самоуправления, развитые политические институты, независимую судебную систему, систему сдержек и противовесов между исполнительной, законодательной и судебной властями. В нем должны соблюдаться права и свободы человека, в том числе право на собственность и реальное участие в управлении государством. Одним же из главных условий правового государства можно назвать развитое гражданское общество, где каждый человек будет ощущать себя гражданином государства, в котором он живет.

    Сильное гражданское общество - "это не просто неполитизированное общество, а общество, полностью подчинившее себе механизмы политических процессов с целью защиты своего дальнейшего гармоничного становления посредством активного и разумного участия в политике" .

    Становление правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан. Монография / Кол. авт.; Отв. ред. М.Т. Баймаханов. Алматы: КазГЮА, 2001. С. 209.

    Взаимодействие государства с гражданским обществом на политическом поле, как правило, осуществляется через политические общественные объединения и политические партии. Или, говоря иными словами, "посредством участия субъектов гражданского общества в формировании государственных органов, выработке их политики". К такого рода субъектам относятся политические партии и политические общественные объединения, группы интересов, субъекты избирательного процесса. "Для того чтобы их деятельность могла осуществляться, они должны обладать определенными властными полномочиями по отношению к государству. Эти полномочия составляют содержание понятия "политическая власть" .

    Нугманова К. Государство и гражданское общество в социальной системе // Евразийское сообщество. 2003. N 3. С. 36.

    Как считает С.А. Авакьян, общественные объединения "стимулируют активное участие граждан в политической жизни; оказывают влияние на формирование общественного мнения; развивают политическую культуру граждан и содействуют их политическому образованию; выявляют и обосновывают интересы большинства социальных групп; обеспечивают постоянную связь между гражданским обществом и государством; выдвигают кандидатов на выборах органов власти и оказывают им всяческую поддержку; участвуют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации; готовят и выдвигают кадры для аппарата государства и общественных организаций" .

    Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные движения в РФ: конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 35 - 36.

    Сегодня согласно действующей Конституции РК общественные объединения и политические партии действительно играют заметную роль в формировании государственных органов. Например, в ходе выборов Президента Республики Казахстан кандидатов в Президенты могут выдвигать как общественные организации, так и политические партии. В период проведения выборов в Мажилис Парламента политические партии являются единственным субъектом списочного выдвижения кандидатов в Мажилис Парламента. Однако на этом участие политических партий в сотрудничестве с государственными органами не заканчивается. Опять же в соответствии с внесенными в Конституцию РК изменениями и дополнениями политической партии, победившей на выборах, через своих представителей предоставлено право формирования Правительства Республики Казахстан.

    Государство теперь будет также частично осуществлять финансирование политических партий. Такое решение, с позиции самого государства, не только сделает финансовую деятельность политических партий прозрачной для государства, но и поставит сами партии в равные конкурентные условия, откроет простор их деятельности и повысит их роль в обществе, что обеспечит полный учет интересов социальных групп.

    Г.С. Сапаргалиев по этому вопросу считает, что такие попытки свидетельствуют о непонимании современных экономических и политических систем и идейно несостоятельны . В свою очередь, Т. Сафарова опасается, "что прямое финансирование государством политических партий может привести к их слиянию, вмешательству партий в дела государства, и наоборот, и в конце концов к возврату в прошлое, когда функционировало "партийное государство" .

    Сапаргалиев Г.С. Основной Закон - основа государственности. Конституция Казахстана не исчерпала свой политический и правовой потенциал // Казахстанская правда. 2005. 24 марта.
    Сафарова Т.С. Конституционные основы и правовое регулирование деятельности общественных объединений в Республике Казахстан // Проблемы реализации положений, принципов и идей Конституции Республики Казахстан: Материалы республиканской научно-теоретической конференции. Алматы, 30 сентября 2005 г., КазГЮУ. Астана: ИГП КазГЮУ, 2005. С. 159.

    Определенные опасения здесь есть, и их нельзя игнорировать. Речь прежде всего идет о равном доступе к финансовым ресурсам государства со стороны всех политических партий, в т.ч. оппозиционных. Такой риск обусловлен теми методами и рычагами, которые применяются властью и приближенными к ней общественно-политическими структурами при проведении выборов, включая использование "грязных" избирательных технологий, с целью не допустить проникновения оппозиции в представительные органы власти. Выборы в Мажилис Парламента, проведенные в 2004 г., ярко продемонстрировали это. При этом данные партии и их представители, прикрываясь демократическими лозунгами и интересами народа, реально лоббируют интересы определенных финансово-промышленных групп.

    Для более полной реализации политических прав граждан через общественные объединения и политические партии органы государственной власти должны на конституционном уровне решить вопрос о правовом статусе политической оппозиции, которая всегда существует в демократических обществах. К оппозиции следует относить любую партию, которая не участвует в формировании Правительства. При этом следует обязать государство создать все необходимые условия и предоставить особые гарантии для законной деятельности оппозиции. Здесь полагаем необходимым также на конституционном уровне закрепить положение о том, что по отношению к легально существующим оппозиционным партиям и их политическим лидерам государство ни при каких условиях не применяло силу, а тем более использовало правоохранительные органы для осуществления контроля над их деятельностью.

    Указом Президента РК от 30 марта 2006 г. N 80 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года" утверждена Программа Правительства Республики Казахстан на 2006 - 2008 годы . Одним из направлений Программы являются дальнейшее развитие демократии и модернизация политической системы, сохранение межнационального и межкультурного согласия. Многие из предусмотренных ею мер уже разработаны и осуществляются.

    САПП РК. 2006. N 10. Ст. 87.

    В частности, Указами Президента РК от 29 ноября 2005 г. N 1677 и от 25 июля 2006 г. N 154 утверждены соответственно Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы , Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006 - 2011 годы . 12 января главой государства подписан Закон РК "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц", внедрен институт присяжных заседателей.

    Указ Президента РК от 29 ноября 2005 г. N 1677 "Об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы" // САПП РК. 2005. N 41. Ст. 569.
    Указ Президента РК от 25 июля 2006 г. N 154 "О Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006 - 2011 годы" // САПП РК. 2006. N 26. Ст. 270.

    Программа Правительства предусматривает создание законодательной базы деятельности органов местного самоуправления, разработку и реализацию Государственной программы поддержки развития местного самоуправления в Республике Казахстан на 2007 - 2009 гг. Хотя проект Закона о местном самоуправлении уже разработан, неоднократно обсуждались различные его варианты, официальный вариант был даже опубликован, но в связи с поправками в Конституцию, в результате которых маслихаты признаны в качестве органов местного самоуправления, очевидно, что потребуются переосмысление ряда позиций законодателя и разработка нового проекта.

    В качестве результата реализации планируемого комплекса мер предполагается, что "в стране будут обеспечены необходимые институциональные, правовые, информационные условия для развития процесса демократизации и эффективного использования потенциала институтов гражданского общества".

    В 2003 - 2005 гг., сменяя друг друга, функционировали постоянно действующее совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества и Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан. Работа обеих структур позволила создать условия для углубления общенационального диалога между государством и институтами гражданского общества по важнейшим вопросам политического развития Казахстана и совместной выработки мер, направленных на совершенствование политической системы и проведение демократических преобразований в стране.

    В марте 2006 г. была образована Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан, в работе которой принимали участие представители политических партий и общественных объединений. Логическим завершением ее работы стали принятые Парламентом поправки в Конституцию.

    Показательно, что в рамках публичных отчетов акимов всех уровней перед населением в стране стала развиваться такая форма гражданского контроля, как комитеты общественного доверия акимам (КОДА). Опыт работы КОДА требует изучения как возможный продуктивный модельный механизм контроля институтов гражданского общества за деятельностью государственных органов.

    Вместе с тем в обществе наряду с теми проблемами, которые обозначились в развитии неправительственного сектора, имеется ряд проблемных вопросов, связанных с ростом других институтов гражданского общества. Так, несмотря на социальную потребность, партийное строительство в стране идет медленными темпами, роль и полномочия партий ограничены. У большинства партий отсутствуют необходимые финансовые и материальные ресурсы, четкие правила и регламент по вопросам сбора подписей для регистрации политической партии. Вопросы реорганизации, объединения и слияния партий нуждаются в законодательном регулировании. Несовершенен механизм участия политических партий в формировании избирательных комиссий. Профессиональные союзы не в полной мере участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства. Коллективные договоры и соглашения еще не стали действенным механизмом защиты прав трудящихся.

    В этой связи хотелось бы остановиться на основных направлениях развития институтов гражданского общества, обозначенных названной Концепцией. Концепция также определяет возможности реализации гражданских инициатив, является основой для разработки целевых программ, законодательных и других нормативных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для функционирования институтов гражданского общества.

    Предполагается сконцентрировать усилия на пяти основных задачах:

    • построение демократического, светского, правового и социального государства, где человек, его права и свободы являются главными ценностями;
    • создание системы гармоничных, равноправных и партнерских отношений между неправительственными организациями, бизнес-сектором и государством;
    • разработка экономических стимулов для участия бизнес-сектора в проектах НПО, развитие благотворительности и меценатства;
    • формирование благоприятной правовой базы для развития всех институтов гражданского общества;
    • достижение высоких стандартов качества жизни, гармонизация трудовых отношений, сокращение разницы между уровнями доходов богатых и бедных слоев населения.

    Основными механизмами реализации Концепции являются:

    • совершенствование и гармонизация национального законодательства с учетом международных договоров и пактов, подписанных Республикой Казахстан;
    • укрепление инструментов сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества и создание благоприятных условий для эффективной реализации государственного социального заказа;
    • создание условий для высокой политической, правовой и гражданской культуры населения;
    • усиление роли политических партий через расширение прав партийных фракций и их представительства в Парламенте Республики Казахстан и маслихатах;
    • повышение роли институтов гражданского общества в защите прав человека;
    • демократизация законодательства, регулирующего деятельность СМИ, и др.

    Как известно, в настоящее время при Мажилисе Парламента создана Палата общественных экспертов, которая как раз призвана стать механизмом учета интересов гражданских институтов в законотворческом процессе. На наш взгляд, ей должен быть придан статус консультативно-совещательного органа при Мажилисе Парламента с обеспечением финансирования из средств, выделяемых Мажилису из республиканского бюджета. В состав Палаты могли бы делегироваться представители политических партий и республиканских общественных объединений, ученые ведущих вузов, научно-исследовательских институтов, судьи в отставке, бывшие члены Конституционного совета, бывшие депутаты Парламента и т.д. Часть этих экспертов может назначаться главой государства из перечисленных групп лиц. Статус Общественной палаты целесообразно определить на законодательном уровне, внеся соответствующие дополнения в Конституционный закон о парламенте и Регламент Мажилиса либо приняв самостоятельный закон.

    Следует ограничить права и возможности исполнительной власти по влиянию на СМИ, в частности управление государственными СМИ передать одной из палат Парламента, например Мажилису и подотчетному ему Общественному совету. Интеллектуально-креативная инфраструктура гражданского общества должна быть защищена от государственного вмешательства.

    Необходимо решить комплекс вопросов, связанных с обеспечением прозрачности размещения бюджетных средств в рамках государственного заказа на информационную политику, повышением уровня подготовки кадров для информационной сферы, правовой защищенности журналистов и СМИ, улучшением ситуации с соблюдением права на получение информации.

    Гражданское общество является оптимальным вариантом реализации многочисленных возможностей и интересов членов общества. Неправомерно деятельность людей ограничивать только социально-политической сферой интересов, наряду с ней это должны быть и экономическая, и духовная деятельность. Гражданское общество и государство в современной политической системе Казахстана выступают как два взаимосвязанных и взаимодействующих института. Однако определение принципов и методов их взаимодействия в большей степени зависит от государства. Условие саморазвития гражданского общества требует от государства усилий по организационно-политическому закреплению гарантий плюрализма, возможности каждому самовыражаться в различных сферах законной деятельности, приверженности принципов либеральной демократии.

    Резюмируя все вышеизложенное, следует отметить, что укрепление институтов гражданского общества является важнейшим условием реализации конституционных положений об утверждении Казахстана демократическим, правовым государством.

    Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

    Казахстан продолжает последовательный курс на развитие гражданского общества, защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Как государство взаимодействует с НПО, читайте в материале Strategy2050.kz.


    Одним из важнейших достижений независимости является профессиональное, активное и независимое сообщество неправительственных организаций. За последние 30 лет Независимости сеть неправительственных организаций выросла от 100 НПО возросла до более 22-х тысяч.

    Взаимодействие с институтами гражданского общества осуществляется через совершенствование инструментов государственной поддержки, создание условий для устойчивости гражданского сектора.

    Гражданское общество, как и любой институт требует прежде всего законодательного регулирования для обеспечения его деятельности. Указом Президента утвержден новый стратегический документ, определяющий основные направления развития гражданского сектора в долгосрочной перспективе — Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан.

    Целями принятой Концепции является создание благоприятных условий для развития гражданского общества и обеспечение взаимодействия граждан с государством в различных формах на основе равноправного партнерства.

    В настоящее время в республике действуют различные диалоговые форматы взаимодействия с НПО. В целях эффективной работы государственных органов с НПО Министерством сформирован ряд механизмов.

    Одним из важнейших достижений независимости является профессиональное, активное и независимое сообщество неправительственных организаций.

    С 2003 года на постоянной основе проводится Гражданский форум, который рассматривает стратегические вопросы развития сотрудничества государства и гражданского общества.

    В ноябре 2020 года прошел IX Гражданский форум «Общество и государство: 30 лет партнерства и развития «Birgemiz».

    В рамках форума организовано более 40 разноформатных диалоговых площадок. Проведены отраслевые встречи 12 руководителей центральных государственных органов, на которых в формате «свободный микрофон» представители НПО смогли задать волнующие их вопросы. По итогам IX Гражданского форума поступило более 650 предложений и рекомендаций от представителей гражданского общества. В ходе форума были обсуждены самые актуальные вопросы общества. В частности, внедрение социальной работы в список приоритетных профессий для нужд страны, развитие профессиональных подходов для НПО, развитие экологического образования, обеспечение прозрачности госсоцзаказа, вовлечение НПО к проведению мониторинга, отношение между государственными органами, НПО и бизнесом, повышение уровня цифровизации в деятельности НПО, деятельность международных организаций в Казахстане и другие.

    Ежегодно проводятся регулярные встречи первых руководителей центральных государственных органов и местных исполнительных органов с представителями НПО, где рассматриваются актуальные вопросы, волнующие население.

    В государственных органах определены Уполномоченные лица по взаимодействию с НПО.

    Действует Координационный совет по взаимодействию с НПО, являющийся консультативно-совещательным органом в сфере взаимодействия с НПО, где рассматриваются вопросы совершенствования законодательства в сфере НПО, заслушивает отчеты министерств, акиматов областей о реализации стратегических документов, рекомендаций Гражданских форумов.

    Наряду с этим, действуют региональные советы по взаимодействию с НПО на областном, городском и районном уровнях, где обсуждаются вопросы взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества.

    Реализуются совместные социальные проекты, направленные на повышение качества жизни граждан посредством финансовых инструментов государственной поддержки гражданских инициатив: государственный социальный заказ, грантовое финансирование, премии для НПО.

    В рамках укрепления потенциала институтов гражданского общества принимаются меры по профессионализации НПО.

    В этой связи, Министерством информации и общественного развития РК запущен проект «Академия НПО». Это первый систематизированный курс необходимых правовых и управленческих знаний для руководителей НПО Казахстана.

    Впервые за всю историю независимости страны будет внедрен институт общественного контроля. Это свидетельствует о высоком уровне взаимодействия с гражданским обществом. Согласно инициативе, общественный контроль должен стать альтернативой государственному. В настоящее время Министерством разрабатывается законопроект «Об общественном контроле», который обсуждается на многих площадках. Ожидается, что общественный контроль будет напрямую влиять на транспарентность государственного и квазигосударственного сектора страны.

    Вместе с тем, планируется усиление статуса общественных советов путем внедрения его в квазигосударственный сектор. На сегодняшний день общественные советы имеются во всех государственных органах. Анализ показывает активизацию НПО в структуре общественных советов, на 10% увеличилась доля НПО в составах общественных советов.

    В целях создания эффективной формы сотрудничества между государством, НПО и бизнесом, а также для развития трехстороннего сотрудничества и социальной ответственности в стране создана трехсторонняя диалоговая площадка между государством, бизнесом и НПО - «ASAR».

    Так, в этом году планируется провести IV республиканский форум «ASAR».

    Год волонтера объединил абсолютное большинство граждан вокруг движения добрых дел. Об этом говорит множество благотворительных и волонтерских проектов, которые появились по инициативе казахстанцев.

    В рамках Года волонтера создана инфраструктура поддержка волонтерства, в том числе и в регионах.

    В частности созданы - Республиканский фронт-офис и 17 региональных центров поддержки волонтерства, которые смогли объединить более 500 организаций.

    Всего в рамках Года волонтера оказана помощь более 1 млн. нуждающимся.

    В текущем году запланировано проведение масштабного волонтерского социального проекта «Караван помощи», также стартовал общенациональный проект «Марафон добрых дел».

    Продолжится организация деятельности Республиканского Фронт-офиса «Birgemiz», как консультационного, методического и информационного центра по вопросам волонтерства.

    В целом, такие механизмы взаимодействия и площадки обсуждения позволяют вовлечь гражданское общество в государственное управление и повышают степень их участия при принятии решений, а также обеспечить полноценный диалог между властью и обществом.

    Также осуществляется взаимодействие с международными неправительственными организациями, представленными в Казахстане.

    В частности, на постоянной основе проводятся встречи с представителями международных неправительственных организаций в Казахстане, в целях обсуждения текущих гражданских инициатив, совершенствования законодательства, обмена опытом по развитию гражданского общества и т.д.

    Все эти меры направлены на развитие гражданского общества, защиту прав, свобод и законных интересов граждан Республики Казахстан.

    Мадияр Кожахмет, председатель Комитета по делам гражданского общества МИОР РК

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: