Можно ли считать японию конца 19 века правовым государством свою позицию обоснуйте

Обновлено: 28.04.2024


Заказ сочинений

Задание 1. Укажите, какие события в истории Японии соответствуют указанным датам, и напишите суждение, выражающее значение этих событий.

1854 г. — завершение периода изоляции (американо-японский договор и «открытие» Японии).
1868 г. — «революция Мэйдзи».
1889 г. — принятие конституции.
На смену сегунату, проводившему политику изоляции, пришло новое государство, сознательно перенимавшее на Западе все полезное и целенаправленно проводившее реформирование страны с целью ее индустриализации.

Задание 2. Продолжите фразы.

Образованные самураи и интеллигенция понимали, что за годы своей изоляции Япония в техническом плане отстала от Запада и необходима модернизация.
В Японии стало нарастать движение крестьян и горожан с требованием изгнания иностранцев.
Ведущей силой массового движения за свержение сёгуната стали крупные землевладельцы, к которым присоединились самураи, крестьяне, ремесленники и купцы.

Задание 3. Заполните таблицу «Первые реформы в Японии».

Юдовская: Задания 1 - 9

Задание 4. Прочитайте помещённые ниже документы и на основе их анализа ответьте на вопросы: кто выступал в качестве «народа», которому передавались заводы, и почему? Укажите особенности экономического развития страны в конце XIX в.

Закон о передаче заводов, изданный в 1880 г., гласил: «Заводы, созданные для поощрения промышленности, в настоящее время хорошо организованы и работают на полную мощность; поэтому правительство отказывается от своих прав собственности на заводы, которые должны управляться народом».
Один иностранец-путешественник, побывавший в Японии до Первой мировой войны, отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи и отапливаемом углём из копей Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенной всё тем же Мицуи, и, лёжа на кровати, купленной у Мицуи, читать изданную Мицуи книгу при свете лампочки, изготовленной на Мицуевском заводе».

В качестве «народа» выступали представители торгово-промышленных фирм, близкие к императорскому двору. Делалось это для поощрения предпринимательской активности. Таким образом создавались крупные корпорации с широким кругом деятельности и сферами интересов, включавшие в себя банки, промышленные и торговые предприятия, страховые компании и т.д.

Задание 5. Прочитайте текст § 27 учебника и приведённые ниже документы. Сделайте вывод о политическом устройстве Японии и характере императорской власти. Определите, можно ли считать Японию конца XIX в. правовым государством. Свои аргументы запишите.

Ст. 1 конституции Японии гласила: «Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией». В ст. 3 было записано: «Особа императора священна и неприкосновенна».
Эту статью конституции её автор граф Ито комментировал так: «Священный трон был основан тогда, когда небо и земля отделились друг от друга. Император является с неба сошедшим, божественным и священным; он владычествует над всеми своими подданными. Он должен почитаться и быть неприкосновенным. Он, конечно, должен оказывать уважение Закону, но Закон не в силе сделать его ответственным за это. Не только не должно быть оказано непочтение императору, но личность его не должна быть предметом неодобрительных предположений или каких-либо рассуждений».

Несмотря на наличие конституции, государственное устройство Японии можно охарактеризовать как неограниченную монархию, т.к. император фактически наделялся неограниченной властью и являлся персоной стоящей над Законом — неприкосновенной и неподсудной. По этим причинам и по наличию различных сословных и социальных различий Япония не являлась правовым государством.

Задание 6. На контурной карте на с. 44—45 стрелками укажите направления агрессии Японии.

Юдовская: Задания 1 - 9

На карте отмечены действия японцев в китайско-японской войне.
Основными направлениями агрессии были Корея, Маньчжурия и Тайвань.

Задание 7. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочтёте понятие. Раскройте его сущность.
1. Военно-феодальное сословие мелких дворян в Японии. 2. Богиня солнца в Японии. 3. Название острова, перешедшего к Японии после Японо-китайской войны. 4. Японское название самурайского кодекса чести. 5. Длительный и сложный процесс, в ходе которого на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества. 6. Название крупной японской фирмы.

Ответы: 1. Самураи. 2. Аматэрасу. 3. Тайвань. 4. Бусидо. 5. Модернизация. 6. Мицуи.

Мэйдзи — официальное название периода правления японского императора Мацухито (1868—1912).

Юдовская: Задания 1 - 9

Задание 8. Что это значит?

«Опиумные войны» — войны Великобритании против Китая за право ввозить в Китай опиум.
«Открытие» Китая — период после опиумных войск, в течение которого Китай был вынужден открыть европейцам часть морских гаваней для внешней торговли.
«Небесное государство всеобщего благоденствия» — по-китайски «Тайпин тяньго». Название государства тайпинов.
«Кулак во имя мира и справедливости» — по-китайски «Ихэтуань». Тайное общество, направленное против иностранного вмешательства и разрушения древних традиций.

Задание 9. Представьте себе, что вы журналист. Вам поручили написать статью о Японии в конце XIX в. Название статьи — «Восточная мораль — западная техника».

Япония явила миру уникальный образец соединения восточной морали и западной техники. Японцы, которые по природе своей отличаются склонностью к полезным заимствованиям и любознательностью, взяли на Западе все самое полезное, изучили западные технологии и опыт и, с только им присущей четкой исполнительностью, перенесли на свою самобытную почву. Трудолюбие, честность, скромность, аскетизм как нельзя лучше отвечают требованиям современного технологического общества.

1) До того времени эффективная политика самоизоляции Японии оказалась устаревшей, отстававшее от европейских стран в научно-техническом развитии государство вполне могло стать колонией.

2) Благодаря своевременно начатым реформам Японии удалось быстро провести модернизацию, после чего её колонизация стала не возможной.

3) Несмотря на конституцию, Япония фактически оставалась абсолютной монархией, что конституция и закрепляла.

2. Заполните таблицу «Первые реформы в Японии (1867-1868 гг. до конца 1880-х гг.)».

Заполните таблицу «Первые реформы в Японии (1867-1868 гг. до конца 1880-х гг.)»

3. Прочитайте текст учебника и приведённые ниже документы. Письменно ответьте на вопросы.

Статья 1 конституции Японии гласила: «Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией».

В статье 3 было записано: «Особа императора священна и неприкосновенна».

Эту статью конституции её автор граф Ито комментировал так: «Священный трон был основан тогда, когда небо и земля отделились друг от друга. Император является с неба сошедшим, божественным, священным; он владычествует над всеми своими подданными. Он должен почитаться и быть неприкосновенным. Он, конечно, должен оказывать уважение Закону, но Закон не в силе сделать его ответственным за это. Не только не должно быть оказано непочтение императору, но личность его не должна быть предметом неодобрительных предположений или каких-либо рассуждений».

1) Каково политическое устройство Японии?

2) Каков характер императорской власти в японском государстве?

Абсолютный, не терпящий даже критики монарха.

3) Можно ли считать Японию конца XIX в. правовым государством? Свою позицию обоснуйте.

Отчасти Японию можно считать правовым государством, но лишь отчасти, так как императору было предписано соблюдать закон, но он не нёс за его соблюдение ответственности. Судебная реформа была проведена не просто так. То есть существовали механизмы, которые защищали поданных от произвола других подданных, но не от произвола императорской власти.

4. Каковы характерные черты экономического развития Японии в 70—90-е гг. XIX в.?

A) Наличие опыта предпринимательской деятельности.

Б) Использование западных технологий.

B) Создание новых отраслей промышленности: машиностроительной, электротехнической и др.

Г) Наличие большого числа частных капиталов.

Д) Активное вмешательство государства в экономику.

Е) Отказ правительства поощрять развитие промышленности и торговли.

1) АБВ 2) БВГ 3) БВД 4) ВДЕ

5. Прочитайте приведённые ниже документы и на основе их анализа письменно ответьте на вопрос.

Закон о передаче заводов, изданный в 1880 г., гласил: «Заводы, созданные для поощрения промышленности, в настоящее время хорошо организованы и работают на полную мощность; поэтому правительство отказывается от своих прав собственности на заводы, которые должны управляться народом».

Один иностранец-путешественник, побывавший в Японии до Первой мировой войны, отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи и отапливаемом углём из копей Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенной всё тем же Мицуи, и, лёжа на кровати, купленной у Мицуи, читать изданную Мицуи книгу при свете лампочки, изготовленной на заводе Мицуи».

Кто выступал в качестве «народа», которому передавались заводы, и почему?

В качестве народа выступали крупные промышленные корпорации, которыми обычно управляли семьи.

6. Выполните задания по контурной карте «Индия, Китай, Япония в конце XIX в.» (с. 56-57 рабочей тетради).

1) Закрасьте территорию Японии. Подпишите её название.

2) Отметьте значком столицу Японии. Подпишите её название.

3) Нанесите стрелками направления агрессии Японии. Подпишите названия территорий, которые подверглись агрессии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 8 класса.Раскрывает основные пути развития Японии во второй половине 19 в.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»

Тема: Япония на пути модернизации.

- Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XIX века;

- выяснить причины и значение революции Мэйдзи (1867-1868 гг.);

- раскрыть сущность реформ 60-70 гг. и Конституции 1889 г.;

- определить причины агрессивной внешней политики Японии;

- продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные и второстепенные события, работать с исторической картой;

- развивать понятийный аппарат учащихся;

- способствовать воспитанию у учащихся толерантного отношения к людям разных культур.

Оборудование: презентация, раздаточные материалы, документы

Возможная личностно значимая проблема:

сочетание преданности национальным традициям с умением заимствовать у других стран все имеющее ценность для своей страны делает возможным достижение высокого уровня экономического развития при сохранении национальной культуры

Планируемые результаты изучения материала :

Учащиеся узнают, что столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости и в этих условиях молодое государство, использовав традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушавших традиционное общество; реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений — это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Подумайте, почему Япония стала почти единственной страной Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада. 2. Согласны ли вы с тем, что успех модернизации Японии объясняется наличием в стране динамичной традиции, обогащаемой за счет Запада? Прокомментируйте эту точку зрения и приведите факты, ее подтверждающие. 3. Оцените роль религии синто в развитии японского государства и общества. 4. Выскажите ваше мнение по вопросу: почему японское государство проводило политику активного вмешательства в дело индустриализации страны?
Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии.
Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ («Насильственное «открытие» Японии»), образное повествование («Начало эры «просвещенного правления»; «Реформы Мэйдзи»; «Новые черты и особенности экономического развития»; «Агрессивная внешняя политика»), картинное описание («Изменения в образе жизни общества»), эвристическая беседа (особенности развития Японии)

Развитие умений учащихся:

Используют межкурсовые и внутрикурсовые связи; делают оценочные суждения; определяют знания, необходимые для решения проблемных и познавательных заданий; вскрывают причинно-следственные связи; ведут диалог и участвуют в дискуссии

Основные понятия и термины: «Закрытие» страны, «открытие» страны, экстерриториальность, сёгун, Ямато, Мэйдзи

2. Водная беседа

Мы изучили события, имевшие место в 19 веке в странах Европы, Северной и Латинской Америки.

- Ребята, скажите, что общего было в развитии стран Европы и США?(модернизация экономики, расширение влияния на другие страны и их завоевание)

- Какое место в данных событиях занимали страны Латинской Америки? (они были мало развитые, в них проходили национально-освободительные движения против Испании и Португалии, усиливается влияние США)

А сегодня начнем рассматривать особенности развития стран Азии.

- Вспомните, какие наиболее крупные государства существовали на Востоке к началу 19 века? (Индия, Китай, Япония)

- Как считаете, государства Азии в экономическом плане были более развиты, чем государства Запада или нет? Почему?

- Как думаете, смогут ли государства Востока сохранить свое положение в неизменном виде? Почему? (западные страны нуждались в рынках и расширении своего влияния и постараются подчинить себе более слабые восточные страны)

(на фоне музыки) Среди азиатских стран особое место занимало одно государство, вы сейчас слышите музыку данной страны, которое в своем развитии к концу 19 века приблизилось к развитым странам Европы. О каком государстве идет речь?

1. Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран, но не попала в зависимость от них. Она сумела не только устоять под натиском стран Запада, но и стать одной из развитых стран. На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, как Японии удалось добиться такого положения? Предположите, какие проблемы надо было решить Японии. (провести преобразования в области экономики)

- Как называется процесс усовершенствования, внедрения новшеств, отвечающих современным требованиям? (модернизация)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока: «Япония на пути модернизации»

Какие задачи надо решить? (какие произошли изменения, каковы их последствия?)

- Определить главную проблему страны в процессе её модернизации: Как небольшое островное государство Япония смогло избежать участи стать зависимой (колониальной ) страной?

1. Черты традиционных обществ Востока.

Учитель начинает объяснение нового материала с задания ученикам: с помощью таблицы определить, где проживала в конце XIX - начале xx века большая часть населения Земли. Какое общество – традиционное или индустриальное – господствует в странах Востока?

Япония в 19 веке развивалась семимильными шагами. В это время держава, включающая 4 000 островов, была в числе крупнейших в Восточной Азии. Долгое время изолированная от внешнего мира, страна открыла берега для иностранцев, вступив в новую эпоху политического, культурного, промышленного развития.


Страна восходящего солнца

Начало новой эры

Япония в начале 19 века начала меняться под постепенно возрастающим влиянием западных держав. Еще в начале 17 столетия на правительственном уровне приняли решение об ограничении международных контактов и запрете христианства с целью сохранения внутренней целостности, культуры страны. Эти запреты сохранялись в первой половине 19 столетия, но ситуация на мировой арене менялась, Японии пришло подстраиваться под новые реалии.

В Стране восходящего солнца в начале 19 столетия отметился экономический рост, обусловленный развитием мануфактур. В первые годы века действовало 90 мануфактур, к середине третьего десятилетия их стало почти 400. Развитие затронуло все сферы промышленности, производство меди, железа, добычу золота. Период сопровождался формированием прогрессивного слоя промышленной буржуазии. Переход из феодального общественного строя в буржуазный подготовила культурная политика последних веков – к началу столетия уровень образования среди населения был одним из высочайших в мире.

Отношение японцев к образованию – особенный вопрос. В Японии действовали самурайские государственные и школы для простого населения. Слушателей учили писать, читать, считать; объясняли положения конфуцианства. Государство поощряло прогрессивную образовательную систему, во многих учреждения преподавали японоведение, изучение Голландии. Важный элемент образовательной политики эпохи – кокугаку, принцип, заложенный Мотоори Норинага, и ориентированный на изучение истории родной страны, развитие японской индивидуальности.


Страна образованных людей

Окончание века

История Страны восходящего солнца во второй половине 19 столетия сочетает традиционализм и нововведения, промышленные прорывы и резкие общественные перемены. Начало им дал 1853-й – год, когда американский президент отправил к восточным островам 4 боевых судна, потребовав установить международные отношения. Американская техника, новое оружие, мощные пароходы восхитили, впечатлили, испугали жителей архипелага так сильно, что сегунат Токугава принял историческое решение – возобновить отношения с западными странами. Через год подписали соглашение, определив регламент взаимодействия стран, начали возведение 2 портов, ориентированных на международные торговые связи.

Постепенно во второй половине столетия Япония подписала торговые соглашения с другими крупными державами: Россией, Великобританией, современными Нидерландами. Хотя власти столкнулись с сильной оппозицией, подверглись остракизму за нестандартные решения, в перспективе открытие границ оказалось своевременным и эффективным решением. Однако внешняя политика – лишь часть истории Страны восходящего солнца в 19 столетии. Внутри державы нарастал конфликт, социальная напряженность увеличивалась.

Конец 19 века Япония встретила развитой промышленной державой с сильным культурным потенциалом и высоким уровнем образования. Она стала первой в мире в своем роде, гармонично соединив специфику западного развития и традиционные восточные ценности. На волне успеха страна начала боевые действия, развязав в войну с Китаем, затем Россией.


Единение восточного и западного

Результаты для Японии

19 век дал Стране восходящего солнца:

  • сильную промышленность;
  • капиталистическое направление дальнейшего развития;
  • социальные перемены;
  • новую власть;
  • усиление и без того мощного института образования;
  • новые возможности для граждан вне зависимости от социального слоя;
  • международные отношения;
  • бурный экономический рост.


Страна-исключение

Реформы в Японии в 19 веке

Для обретения независимости, стабилизации экономики, развития капитализма в 19 столетии в Стране восходящего солнца:

Япония в 19 веке развивалась семимильными шагами. В это время держава, включающая 4 000 островов, была в числе крупнейших в Восточной Азии. Долгое время изолированная от внешнего мира, страна открыла берега для иностранцев, вступив в новую эпоху политического, культурного, промышленного развития.


Страна восходящего солнца

Начало новой эры

Япония в начале 19 века начала меняться под постепенно возрастающим влиянием западных держав. Еще в начале 17 столетия на правительственном уровне приняли решение об ограничении международных контактов и запрете христианства с целью сохранения внутренней целостности, культуры страны. Эти запреты сохранялись в первой половине 19 столетия, но ситуация на мировой арене менялась, Японии пришло подстраиваться под новые реалии.

В Стране восходящего солнца в начале 19 столетия отметился экономический рост, обусловленный развитием мануфактур. В первые годы века действовало 90 мануфактур, к середине третьего десятилетия их стало почти 400. Развитие затронуло все сферы промышленности, производство меди, железа, добычу золота. Период сопровождался формированием прогрессивного слоя промышленной буржуазии. Переход из феодального общественного строя в буржуазный подготовила культурная политика последних веков – к началу столетия уровень образования среди населения был одним из высочайших в мире.

Отношение японцев к образованию – особенный вопрос. В Японии действовали самурайские государственные и школы для простого населения. Слушателей учили писать, читать, считать; объясняли положения конфуцианства. Государство поощряло прогрессивную образовательную систему, во многих учреждения преподавали японоведение, изучение Голландии. Важный элемент образовательной политики эпохи – кокугаку, принцип, заложенный Мотоори Норинага, и ориентированный на изучение истории родной страны, развитие японской индивидуальности.


Страна образованных людей

Окончание века

История Страны восходящего солнца во второй половине 19 столетия сочетает традиционализм и нововведения, промышленные прорывы и резкие общественные перемены. Начало им дал 1853-й – год, когда американский президент отправил к восточным островам 4 боевых судна, потребовав установить международные отношения. Американская техника, новое оружие, мощные пароходы восхитили, впечатлили, испугали жителей архипелага так сильно, что сегунат Токугава принял историческое решение – возобновить отношения с западными странами. Через год подписали соглашение, определив регламент взаимодействия стран, начали возведение 2 портов, ориентированных на международные торговые связи.

Постепенно во второй половине столетия Япония подписала торговые соглашения с другими крупными державами: Россией, Великобританией, современными Нидерландами. Хотя власти столкнулись с сильной оппозицией, подверглись остракизму за нестандартные решения, в перспективе открытие границ оказалось своевременным и эффективным решением. Однако внешняя политика – лишь часть истории Страны восходящего солнца в 19 столетии. Внутри державы нарастал конфликт, социальная напряженность увеличивалась.

Конец 19 века Япония встретила развитой промышленной державой с сильным культурным потенциалом и высоким уровнем образования. Она стала первой в мире в своем роде, гармонично соединив специфику западного развития и традиционные восточные ценности. На волне успеха страна начала боевые действия, развязав в войну с Китаем, затем Россией.


Единение восточного и западного

Результаты для Японии

19 век дал Стране восходящего солнца:

  • сильную промышленность;
  • капиталистическое направление дальнейшего развития;
  • социальные перемены;
  • новую власть;
  • усиление и без того мощного института образования;
  • новые возможности для граждан вне зависимости от социального слоя;
  • международные отношения;
  • бурный экономический рост.


Страна-исключение

Реформы в Японии в 19 веке

Для обретения независимости, стабилизации экономики, развития капитализма в 19 столетии в Стране восходящего солнца:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: