Радиус эффективного теплоснабжения отказ от подключения судебная практика

Обновлено: 25.04.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Шилохвост О.Ю., изучив кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (истец) на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2019 по делу N А05-7360/2016 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный Транспорт" о взыскании 407 482 руб. 58 коп. стоимости сверхнормативных потерь тепловой энергии (с учетом уточнения требований), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, агентства по тарифам и ценам Архангельской области, Администрации муниципального образования "Талажское", общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания - Тепло", общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети - Северного округа", Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области,

решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2018 иск удовлетворен.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019, решение от 11.03.2018 отменено в части взыскания 602 руб. 53 коп.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2019 решение от 11.03.2018 и постановление от 28.06.2019 отменены, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт, оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.

В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких оснований для пересмотра принятых по делу судебных актов в кассационном порядке по доводам заявителя не установлено.

Отказывая в иске, суд руководствовался Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, и исходил из подтверждения материалами дела некорректной работы в спорном периоде узла учета, на показаниях которого истец (теплоснабжающая организация) основывает требование о взыскании с ответчика (теплосетевая организация) стоимости сверхнормативных потерь тепловой энергии.

Заложенная в доводах заявителя иная оценка обстоятельств спора, включая оспаривание ненадлежащей работы прибора учета, не подтверждает существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 и 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

отказать публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Подборка наиболее важных документов по запросу Радиус эффективного теплоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Радиус эффективного теплоснабжения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 N 17АП-5094/2022-АК по делу N А60-52884/2021
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Встречное требование: Об обязании исполнить предписание антимонопольного органа.
Решение: В удовлетворении требования отказано. На основании изложенного, учитывая, что объект ООО "Дельтастрой" находится в радиусе эффективного теплоснабжения тепловых сетей ПАО "Т Плюс", последнее, в силу абз. 1 п. 3 Правил N 787 обязано заключить договор на подключение к системе централизованного теплоснабжения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Радиус эффективного теплоснабжения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Подключение к тепловым сетям
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Согласно п. 2 Правил подключения к тепловым сетям исполнителем является теплоснабжающая или теплосетевая организация, соответствующая утвержденным Правительством РФ критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, владеющая на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, теплоснабжающая или теплосетевая организация, планирующая выполнение мероприятий по строительству источников теплоснабжения и (или) тепловых сетей, в случае если информация о таких мероприятиях учтена в действующей схеме теплоснабжения, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение объекта, расположенного в границах определенного в соответствии со схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения (далее - радиус эффективного теплоснабжения).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Теплоснабжение: понятие, порядок учета, условия поставки
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;

Нормативные акты: Радиус эффективного теплоснабжения

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 01.05.2022)
"О теплоснабжении" 30) радиус эффективного теплоснабжения - максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" о признании частично недействующими пунктов 11, 12 и 13 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154, и пункта 5 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808,

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования). Нормативный правовой акт опубликован 5 марта 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 10, ст. 1242.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила), которые опубликованы 20 августа 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 34, ст. 4734, а также 21, 28 августа, 11, 25 сентября 2012 г. в издании "Российская Бизнес-газета", N 31 (начало), 32 (продолжение), 34 (продолжение), 36 (окончание).

Пунктами 11, 12, 13 Требований предусмотрено, что проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте.

Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.

Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней.

Уполномоченные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты окончания срока для подачи заявок разместить сведения о принятых заявках на сайте поселения, городского округа, на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае если органы местного самоуправления не имеют возможности размещать соответствующую информацию на своих официальных сайтах, необходимая информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Поселения, входящие в муниципальный район, могут размещать необходимую информацию на официальном сайте этого муниципального района.

Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 11, 12 и 13 Требований и пункта 5 Правил, ссылаясь на их противоречие пункту 28 статьи 2, пункту 1 части 2 статьи 15, части 7 статьи 23, части 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Свои требования мотивирует тем, что оспариваемые нормы в их взаимосвязи не предусматривают включение в проект схемы теплоснабжения обоснования предложения по определению единой теплоснабжающей организации и решения по определению единой теплоснабжающей организации. Данные обстоятельства, по мнению административного истца, не обеспечивают открытость процедуры разработки и утверждения схемы теплоснабжения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - административного ответчика по делу, в письменных возражениях на административное исковое заявление указало, что оспариваемые в части нормативные правовые акты утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют законодательству Российской Федерации, прав и свобод административного истца не нарушают.

Выслушав объяснения представителей административного истца К.О. и С., возражения представителя административного ответчика К.К., пояснения специалиста Д., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с пунктами 1, 2, 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся разработка государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии России, утверждение правил организации теплоснабжения, требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.

Следовательно, оспариваемые в части Требования и Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, установленных федеральным законом.

Для целей Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи 2). В свою очередь, единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28 статьи 2). Определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 15).

В силу части 7 статьи 23 названного федерального закона требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

Требования к схемам теплоснабжения утверждены также постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154. Пункт 4 этих требований предписывает включение в схему теплоснабжения перечисленных в нем десяти разделов, в том числе раздела 8 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)".

Согласно пункту 15 Требований к схемам теплоснабжения такой раздел определяет единую теплоснабжающую организацию (организации) и границы зон ее деятельности.

Вопреки доводам административного истца пункты 11, 12 и 13 Требований и пункт 5 Правил в их правовой взаимосвязи не противоречат положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ. Не имеется и иного нормативного правового акта большей юридической силы, которым оспариваемые нормативные положения не соответствуют.

Так, пункты 11, 12, 13 Требований, регулирующие соответственно отношения, связанные с размещением поступившего на рассмотрение проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте, опубликованием органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения, рассмотрением такого проекта путем сбора замечаний, предложений, организации публичных слушаний, а также необходимые сроки для выполнения всех подобных процедур, не устанавливают никаких предписаний относительно определения единой теплоснабжающей организации (организаций).

В соответствии с приведенными выше нормами федерального закона критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации предусмотрены в пунктах 3 - 19 Правил. При этом пункт 5 Правил регламентирует порядок подачи лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, заявок на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности и обязанность уполномоченных органов разместить сведения о принятых заявках на соответствующем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Непосредственные критерии определения единой теплоснабжающей организации установлены пунктом 7 Правил, а не оспариваемым пунктом. К ним относятся владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, размер собственного капитала, способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

Окончание предусмотренных пунктами 11, 12, 13 Требований процедур согласно пункту 17 этого же нормативного правового акта предполагает не только утверждение главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа, руководителем органа исполнительной власти городов федерального значения схемы теплоснабжения или направление проекта схемы теплоснабжения для утверждения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (для городов с населением 500 тыс. человек и более), но и возвращение такого проекта на доработку для учета замечаний и предложений, поступивших по итогам сбора замечаний и предложений и (или) публичных слушаний.

Таким образом, оспариваемые нормативные положения по своему правовому содержанию в нормативном единстве с иными предписаниями Требований и Правил обеспечивают открытость процедуры разработки и утверждения схемы теплоснабжения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, то есть соответствуют требованиям части 7 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ.

Не устанавливают они и ограничений для включения в проект схемы теплоснабжения обоснования предложения по определению единой теплоснабжающей организации, статус которой, в свою очередь, присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тыс. человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа (пункт 3 Правил).

Содержание пунктов 11, 12, 13 Требований и пункта 5 Правил, несмотря на утверждения административного истца, не имеют противоречий и с частью 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, устанавливающей в качестве одного из заключительного положения правило, что определение в соответствии с данным федеральным законом единой теплоснабжающей организации и зоны ее деятельности должно быть осуществлено уполномоченными органами в схеме теплоснабжения не ранее даты установления тарифов в соответствии с частью 4 статьи 11 этого федерального закона, но не позднее 31 декабря 2011 г.

Несогласие административного истца с правоприменительным решением конкретного уполномоченного органа об утверждении схемы теплоснабжения города Благовещенска (Амурская область) на период до 2030 года, которое может быть обжаловано в судебном порядке, не означает, что оспариваемые нормативные положения противоречат федеральному закону или иному акту, имеющим большую юридическую силу, в указанных им аспектах.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" о признании частично недействующими пунктов 11, 12 и 13 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154, и пункта 5 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 ноября 2021 года N 2115

В соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2021 года N 2115

ПРАВИЛА
подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, включая порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения с учетом особенностей подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей к объектам теплоснабжения в целях потребления тепловой энергии в виде пара.

Недискриминационный доступ к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям.

2. Для целей настоящих Правил используемые понятия означают следующее:

"акт о готовности" - акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя, приведенный в приложении N 1. Указанный документ подтверждает выполнение заявителем условий подключения;

"акт о подключении" - акт о подключении (техническом присоединении) объекта к системе теплоснабжения, приведенный в приложении N 2. Указанный документ подтверждает завершение подключения, включая данные о балансовой принадлежности (указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или на ином законном основании) и эксплуатационной ответственности;

"граница сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома" - место физического соединения тепловых сетей заявителя и исполнителя, определяемое по наружной стене многоквартирного дома заявителя;

"подключение" - совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту после подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения потреблять тепловую энергию из этой системы теплоснабжения, в том числе в связи с увеличением ранее подключенной тепловой нагрузки, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения;

"резерв пропускной способности тепловых сетей" - разница между максимальной пропускной способностью тепловых сетей от источника тепловой энергии до точки присоединения с учетом фактического состояния тепловой сети, включая гидравлические потери, и суммой договорных тепловых нагрузок объектов потребителей, подключенных к системе теплоснабжения посредством тепловых сетей от источника тепловой энергии, договорных тепловых нагрузок потребителей, подключенных к системе теплоснабжения посредством тепловых сетей от источника тепловой энергии, зарезервированных по договорам оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, тепловых нагрузок, указанных в принятых заявках на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения (далее - договор о подключении), заключенных договорах о подключении, и выданной информации о возможности подключения объекта капитального строительства к системе теплоснабжения, срок действия которой не истек;

"резерв мощности источника тепловой энергии" - разница между располагаемой тепловой мощностью источника тепловой энергии и суммой договорных тепловых нагрузок объектов потребителей, подключенных к системе теплоснабжения посредством тепловых сетей от источника тепловой энергии, договорных тепловых нагрузок потребителей, подключенных к системе теплоснабжения посредством тепловых сетей от источника тепловой энергии, зарезервированных по договорам оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, тепловых нагрузок, указанных в принятых заявках на заключение договора о подключении, заключенных договорах о подключении и выданной информации о возможности подключения объекта капитального строительства к системе теплоснабжения, срок действия которой не истек;

"точка подключения" - место физического соединения тепловых сетей исполнителя и тепловых сетей заявителя на границе земельного участка подключаемого объекта, если иное не определено условиями договора о подключении, а для многоквартирного дома - место физического соединения сетей инженерно-технического обеспечения дома с тепловыми сетями исполнителя. При подключении комплексной застройки точка подключения для каждого объекта капитального строительства, входящего в состав комплексной застройки, в том числе для объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры, определяется на границе земельного участка подключаемого объекта согласно проекту межевания территории, если иное не определено условиями договора о подключении, а для многоквартирного дома - на границе сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома;

"точка присоединения" - место физического соединения тепловых сетей, мероприятия по созданию которых осуществляются в рамках исполнения договора о подключении, с существующими тепловыми сетями или источниками тепловой энергии исполнителя или смежной организации;

"заявитель" - лицо, имеющее намерение подключить объект к системе теплоснабжения, в том числе увеличить ранее подключенную тепловую нагрузку, а также теплоснабжающая или теплосетевая организация в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 26 настоящих Правил;

"исполнитель" - теплоснабжающая или теплосетевая организация, соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, владеющая на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, теплоснабжающая или теплосетевая организация, планирующая выполнение мероприятий по строительству источников теплоснабжения и (или) тепловых сетей, в случае если информация о таких мероприятиях учтена в действующей схеме теплоснабжения, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение объекта, расположенного в границах определенного в соответствии со схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения (далее - радиус эффективного теплоснабжения);

"смежная организация" - организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании технологически связанными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения. Под смежной организацией в целях настоящих Правил понимается также индивидуальный предприниматель, владеющий на праве собственности или на ином законном основании технологически связанными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения;

"технологически связанные сети и (или) источники тепловой энергии" - принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании смежным организациям тепловые сети и (или) источники тепловой энергии, имеющие взаимные точки подключения и участвующие в единой технологической системе теплоснабжения;

"информация о возможности подключения" - документ, содержащий сведения о возможности подключения объекта капитального строительства в рамках запрошенной заявителем тепловой нагрузки, а также сведения об организации, представившей такую информацию;

"технические условия подключения" - документ, используемый в целях архитектурно-строительного проектирования объекта капитального строительства, содержащий технические требования для подключения объекта капитального строительства (в том числе требования к узлу учета тепловой энергии) и являющийся обязательным приложением к договору на подключение (технологическое присоединение);

"комплексная застройка" - застройка территории, предусматривающая планомерное возведение, реконструкцию 2 и более объектов капитального строительства, связанных единством функций, процессов, планировочных решений, очередностью (этапностью) осуществления строительства, реконструкции в соответствии с утвержденной комплексной схемой инженерного обеспечения, утвержденным проектом планировки территории и (или) разрешением на строительство. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются с учетом необходимости создания, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения с учетом комплексной схемы инженерного обеспечения территории. Мероприятия в договоре о подключении должны соответствовать утвержденной комплексной схеме инженерного обеспечения территории.

3. Договор о подключении является публичным для теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единых теплоснабжающих организаций.

При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ заявителю в заключении договора о подключении в отношении объекта, расположенного в границах радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

В случае если схемой теплоснабжения не определен радиус эффективного теплоснабжения для соответствующих объектов, расчет радиуса эффективного теплоснабжения проводит исполнитель в соответствии с утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации методическими указаниями по разработке схем теплоснабжения.

В случае отказа в заключении договора о подключении исполнитель направляет заявителю уведомление в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на заключение договора о подключении с указанием причины отказа. В случае несогласия с отказом заявитель имеет право обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения, ответственный за разработку схемы теплоснабжения, для проверки нахождения объекта заявителя в радиусе эффективного теплоснабжения.

При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд с требованием понуждения исполнителя заключить договор о подключении.

4. Теплоснабжающая или теплосетевая организация, в которую следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

В случае если заявитель не имеет сведений об организации, в которую следует обратиться в целях заключения договора о подключении, он вправе обратиться в орган местного самоуправления с письменным запросом о представлении сведений о такой организации с указанием местонахождения подключаемого объекта.

Орган местного самоуправления обязан представить в письменной форме сведения о соответствующей организации, включая ее наименование и местонахождение, в течение 2 рабочих дней со дня обращения заявителя.

5. В случае если подключение объекта капитального строительства к системе теплоснабжения возможно непосредственно к тепловым сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании смежной организации, исполнитель обращается к такой организации в целях согласования подключения заявителя.

Исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет в смежную организацию запрос о представлении согласия на подключение объекта капитального строительства непосредственно к принадлежащим ей тепловым сетям и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.

В случае если смежная организация является лицом, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющим продажу тепловой энергии, и для подключения не требуется модернизация (реконструкция) технологически связанных тепловых сетей организации для обеспечения требуемой заявителем тепловой нагрузки, заключение договора о подключении осуществляется исполнителем после получения от указанной смежной организации в письменной форме согласия на подключение объекта непосредственно к принадлежащим ей тепловым сетям с приложением копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное право владения технологически связанными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения. Такое согласие является достаточным основанием для заключения договора о подключении между заявителем и исполнителем через тепловые сети, принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании смежной организации.

При получении исполнителем отказа смежной организации, являющейся лицом, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющим продажу тепловой энергии, от согласования подключения объекта непосредственно к принадлежащим ей тепловым сетям или неполучении в установленный срок ответа от смежной организации исполнитель определяет точку присоединения на существующих тепловых сетях, принадлежащих исполнителю, и уведомляет об этом заявителя в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего отказа или с даты истечения срока, установленного для ответа смежной организации.

В случае если смежная организация является лицом, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющим продажу тепловой энергии, и для подключения требуется модернизация (реконструкция) технологически связанных тепловых сетей, в том числе в целях изменения их тепловой мощности для обеспечения требуемой заявителем тепловой нагрузки, исполнителем и смежной организацией заключается договор гражданско-правового характера в порядке и на условиях, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае если для подключения на объектах теплоснабжения смежной организации не требуется выполнение работ по их реконструкции (модернизации), исполнитель заключает с такой смежной организацией соглашение о взаимодействии в целях подключения объектов заявителя, в котором определяются обязательства сторон в связи с подключением объекта капитального строительства заявителя, а также ответственность сторон за неисполнение обязательств по соглашению. Смежная организация обязана подписать проект соглашения о взаимодействии в течение 10 рабочих дней с даты его получения от исполнителя.

6. В случае если подключение объекта к системе теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения возможно в точке присоединения, расположенной непосредственно на тепловых сетях, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании смежной организации, и такая организация является лицом, оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) осуществляющим продажу тепловой энергии, заключение с заявителем договора о подключении осуществляется исполнителем после заключения с указанной смежной организацией договора о подключении. При этом исполнитель выступает по такому договору заявителем, если на таких сетях необходимо выполнение мероприятий по их реконструкции. В указанном случае по соглашению сторон может быть заключен договор со множественностью лиц, включая исполнителя, заявителя и смежную организацию.

Заключение договора о подключении объекта в точке присоединения, расположенной непосредственно на тепловых сетях, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании смежной организации, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

При этом исполнитель направляет в смежную организацию заявку на заключение договора о подключении объекта непосредственно к тепловым сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании смежной организации, с приложением сведений и документов, которые получены от заявителя в соответствии с пунктами 35 и 36 настоящих Правил.

Срок подключения объекта увеличивается на срок, равный сроку подключения исполнителя к тепловым сетям смежной организации, являющейся лицом, оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) осуществляющим продажу тепловой энергии.

Технические условия, прилагаемые к договору о подключении, заключаемому между исполнителем и заявителем, должны содержать все параметры технических условий, прилагаемых к договору о подключении, заключенному между исполнителем и смежной организацией.

7. В случае если для подключения объекта капитального строительства к системе теплоснабжения требуется строительство, реконструкция тепловых сетей и (или) источников тепловой энергии на земельных участках, находящихся в собственности или на ином законном праве третьих лиц и (или) имеющих ограничения по использованию, срок подключения объекта капитального строительства увеличивается на срок, равный сроку оформления документов, предоставляющих право исполнителю осуществлять строительство, реконструкцию тепловых сетей и (или) источников тепловой энергии на указанных земельных участках.

8. Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в следующих случаях:

необходимость подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности;

увеличение тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) ранее подключенного объекта, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности;

Ященко Валентина

27 апреля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П, в котором проверил конституционность положений, предусматривающих оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам многоквартирного дома (далее – МКД) на общедомовые нужды.

В то же время он признал норму соответствующей Конституции в части оплаты данной коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения

Переход жителей МКД на автономную систему отопления вызван рядом ее преимуществ: уменьшением затрат благодаря снижению тепловых потерь и оплате потребляемого количества энергии, возможностью самостоятельно регулировать длительность отопительного сезона и температуру нагрева теплоносителя в межсезонье, наличием горячего водоснабжения в постоянном режиме, снижением вероятности гидравлического удара.

Помимо очевидных преимуществ есть существенный минус в виде вероятности повторного начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, породившего массу судебных споров между собственниками и пользователями помещений в МКД, перешедших на индивидуальное (автономное) отопление, и ресурсоснабжающими организациями (управляющими компаниями).

Первая касается МКД, в которых квартиры и нежилые помещения оснащены индивидуальным (автономным) отоплением, а места общего пользования обогреваются за счет централизованной системы теплоснабжения.

При таких обстоятельствах, хотя помещение и является фактически неотапливаемым или отапливаемым за счет индивидуального (автономного) отопления, его собственник (пользователь) также несет расходы на общедомовые нужды, в том числе по оплате тепловой энергии.

Инженерные сети являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) МКД, относятся к общему имуществу согласно п. 1 ст. 290 ГК, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и принадлежат собственникам помещений дома на праве общей долевой собственности.

В расходы на оплату теплоснабжения входят и связанные с этим теплопотери, а также затраты на передачу тепловой энергии по транзитным магистралям системы теплоснабжения дома, проходящим как внутри конкретного жилого помещения, так и в местах общего пользования.

Транспортировка тепловой энергии сопровождается ее потерями технологического характера. Эти потери не являются самостоятельным объектом продажи, поскольку возникают в процессе и в связи с передачей тепловой энергии потребителям. В силу Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. №20-э/2, расходы на оплату тепловой энергии, затраченной на передачу по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов и с потерями теплоносителей), учитываются в тарифе на услугу по передаче тепловой энергии по тепловым сетям.

В случае когда система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, отказ от услуги индивидуального (внутриквартирного) потребления не прекращает потребление собственником жилого помещения в МКД услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.

В связи с существующими нормами и правилами плата за тепловую энергию на основании ч. 2 ст. 154 ЖК включается в состав платы за коммунальные услуги. Однако несмотря на выводы КС внесение собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупной платы за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, не оборудованных индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.

Вторая разновидность обсуждаемых гражданско-правовых споров характеризуется отсутствием в помещениях и местах общего пользования МКД централизованной теплопотребляющей установки и (или) системы. При этом отопление производится полностью за счет автономной системы.

Обычно переход жильцов на отопление помещений, подключенных к централизованным сетям МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, осуществляется с согласия органов местного самоуправления и с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В этой ситуации очевидно, что жильцы вправе расторгнуть договор теплоснабжения в одностороннем порядке, что допускается ст. 546 ГК. В указанных обстоятельствах Конституционный Суд обоснованно заключил, что положения абз. 3 п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, и формула расчета в приложении № 2 к названным Правилам как не соответствующие Конституции не могут быть применены, поскольку переход жителей МКД на автономное электрическое отопление обусловлен их правом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: