Можно ли считать что декларация закладывала во франции основы правового государства почему

Обновлено: 07.05.2024

Декларация прав человека и гражданина — это наиболее важный документ периода Великой французской революции, который определял индивидуальные человеческие права.

Декларация была принята 26 августа 1789 года Национальным учредительным собранием. В основу ее идей легла концепция свободы и равноправия, принадлежащим каждому от рождения. Естественными правами объявлялись:

  • свобода личности;
  • свобода убеждений;
  • свобода слова;
  • право на сопротивление угнетению.

История принятия Декларации

В 1789 году во Франции сложилась революционная ситуация. Разорённые налогами, феодальными повинностями и неурожаем 1788 года крестьяне массами приходили в города, пополняя ряды нищих.

Всенародное недовольство правительственной политикой заставило короля собрать Генеральные штаты весной 1789 года. К этому моменту Штаты не созывались 175 лет. Число представителей третьего сословия равнялось числу взятых вместе депутатов духовенства и дворянства. Руководящее положение в среде депутатов третьего сословия заняли представители буржуазии, которая начала требовать совместного с остальными сословиями обсуждения голосования и решений. При таком порядке работы буржуазии был бы обеспечен успех, поскольку среди депутатов духовенства и дворянства были люди, которые разделяли взгляды третьего сословия. Однако представители двух привилегированных сословий не приняли это предложение. Тогда буржуазия в ответ решила «перерезать канат» и 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя «Национальным собранием», поставившей себе одной из главных задач создание Конституции.

Учредительное собрание 1789 года (Национальное учредительное собрание) — это учредительное собрание представителей народа, которое было организовано депутатами Генеральных Штатов 17 июня 1789 года.

9 июля Жан-Жозеф Муниер, депутат Национального собрания от области Дофине, предложил, чтобы текст Конституции предваряла Декларация. Многие депутаты составили свои проекты деклараций: Жильбер де Ла Файет предложил первоначальный проект, затем над ним работали Ги-Жан-Батист Тарже, Мирабо, Мунье, Сийес и Гуж-Карту.

Решающим событием в развитии ситуации было парижское восстание 14 июля 1789 года, ставшее началом революции. Это укрепило позицию национального собрания, ставшего называться Учредительным, и фактически передавшего власть крупной буржуазии.

Учредительное собрание 4 августа 1789 года постановило, что Конституция будет предварена Декларацией.

Учредительное собрание 12 августа постановило создать комитет в составе пяти депутатов, которые отвечали за рассмотрение разных проектов декларации, объединение их в один и представление окончательного проекта 17 августа. 13 августа были назначены члены комитета: Мирабо, Ла Люзерн, Демонье, Тронше и Редон. Комитет выполнил задачу: 17 августа он представил проект декларации прав человека, состоящий из девятнадцати статей, которым предшествовала преамбула.

Готовые работы на аналогичную тему

Через два дня Учредительное собрание решило, что текст проекта Декларации будет обсуждаться постатейно на основе проекта, состоящего из двадцати четырёх статей, предложенного шестым бюро (одно из подразделений Учредительного собрания) под руководством Шампьона де Сисе. Проект сильно изменился при обсуждении. Анри Грегуаром было предложено, чтобы Декларацию прав человека и гражданина сопровождали обязанности.

20-26 августа 1789 года депутаты Учредительного собрания постатейно обсуждали и принимали текст Декларации. 20 августа 1789 года были приняты преамбула и три статьи, 21 августа – статьи 4–6; 22 августа – статьи 7–9; 23 августа – статья 10; 24 августа – статьи 11-13; 26 августа – последние четыре статьи.

26 августа 1789 года обсуждение Декларации было прервано после принятия 17-ой статьи, касающейся права собственности, чтобы депутаты обсудили статьи Конституции.

Таким образом, Учредительное собрание 26 августа 1789 года приняло «Декларацию прав человека и гражданина».

Декларация — один из первых и основных документов демократического конституционализма. «Старому порядку», основанному на произволе властей и сословных привилегиях, в ней были противопоставлены неотчуждаемость «естественных» прав человека, равенство перед законом, свобода взглядов, народный суверенитет, принцип «дозволено всё, что не запрещено законом» и прочие установки демократического и революционного просветительства, ставшие требованиями права и законодательства.

Статья первая Декларации гласит:

«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».

Во второй статье гарантировались «естественные права человека», под которыми подразумевались «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Источником суверенитета верховной власти объявлялась «нация», а закон становился выражением «всеобщей воли».

Принятие Декларации

Декларация была утверждена 26 августа 1789 года. В ней отразилась теория естественного права, которую пропагандировали философы-просветители, и которая стала идеологическим основанием для борьбы со Старым Режимом. В Декларации были сформулированы ряд гуманистических и демократических принципов.

Провозглашение свободы и равенства естественными неотчуждаемыми правами, а также идеи народного суверенитета было направлено против сословного строя и деспотизма.

Судьба Декларации

Декларация была полностью включена в конституцию 1791 года. В измененном виде она составляла первую главу конституции 1793 года. Здесь она состояла из 35 пунктов, из которых последний гласил:

«когда правительство нарушило права народа, то восстание является для народа наиболее священным из прав и необходимой из обязанностей».

Другой новой чертой были пункты 21 и 22, признавшие, что общество обязано помогать неимущим согражданам, доставляя работу или обеспечивая пропитание, и что общество обязано всем предоставить возможность учиться.

В конституцию 1795 года Декларация тоже была включена, но в измененном виде. Отдел прав из 22 пунктов, и непоследовательно включенный отдел обязанностей. В конституцию 1799 года Декларация не включалась.

До сих пор Декларация лежит в фундаменте конституционного права Франции. Ее положения подтверждены французской конституцией 1958 года. Конституционный совет в 1971 году признал Декларацию документом, обязательным к юридическому исполнению, нарушения которого приравниваются к неконституционности.

Представители французского народа, образовав Национальное Собрание и полагая, что лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительств, приняли решение изложить в торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности.

1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут

быть определены только законом.

5. Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Он должен быть равным для всех как в тех случаях, когда он оказывает свое покровительство, так и в тех случаях, когда он карает. Всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их добро-

детелями и способностями.

7. Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. Тот, кто испросит, издаст произвольный закон, приведет его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию; каждый гражданин, вызванный (органами власти) или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться; в случае сопротивления он подлежит ответственности.

10. Никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом.

13. На содержание вооруженной силы н на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию.

14. Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, свободно давать согласие на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.

16. Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции.

17. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное,, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Вопросы к документу:

1. Кто согласно документу, считался источником верховной власти?

2.Какие неотъемлемые естественные права человека провозглашались в документе?

3. Какие принципы и свободы з акрепила

4. В каких формах осуществляется равенство прав?

5. Можно ли считать, что Декларация закладывала во Франции основы правового государства? Почему?

Да,так как правовое гос-во это верховенство закона,равенство всех перед законом,это взаимная ответственность гос-ва и его граждан и тут не обойтись без прав.Если говорить короче то правовое гос-во это гос-во у граждан ,которого есть права и обязанности,а если нет прав то нет и обязанностей

Развитие России в XVII веке существенно отличается от развития европейских стран. Когда для Европы век стал эпохой глобальных перемен, в России в это время лишь началась подготовка к значимым реформам. Первым шагом на пути к переменам стала Английская буржуазная революция 1640 года, именно это событие стало точкой отсчета нового времени. Революция XVII века в Англии ознаменовала конец феодальным отношениям и положила начало развитию новой, капиталистической, формации. Ушли в прошлое замкнутое натуральное хозяйство, зависимость крестьянства от феодала, узкое ручное производство. Главным фактором развития экономики стали мануфактуры – предвестники фабричного производства. Мануфактурное производство дало толчок развитию промышленности, а с ней и дальнейшему развитию остальных областей – от культуры до политики. На Руси XVII век стал временем совершенствования и закрепления феодализма с его специфическими особенности, свойственными лишь России. В это время окончательно оформилось крепостное право, тем самым завершился процесс прикрепления крестьянства к земле. Крепостное право привело к господству натурального хозяйства и вытекающего из этого ослабления торгово-экономических связей и вынужденного усиления роли государства. Вместе с тем XVII век подготовил почву для дальнейших преобразований и реформ, которые превратили Россию в империю

Англия и Франция – две великие державы средневековой Европы, контролирующие расстановку политических сил, торговые пути, дипломатию и территориальное деление других государств. Иногда эти страны заключали между собой союзы, чтобы воевать с третьей стороной, а иногда воевали друг против друга. Поводов для противостояний и очередной войны было всегда предостаточно – от религиозной проблемы до желания правителей либо Англии, либо Франции занять престол противоборствующей стороны. Результатами таких локальных конфликтов становились мирные граждане, которые гибли во время грабежей, неповиновения, внезапных атак противника. Разрушались в значительной степени производственные ресурсы, торговые пути и связи, сокращались посевные площади.

Один из таких конфликтов разгорелся на Европейском континенте в 1330-х гг., когда Англия снова начала войну против своей извечной соперницы Франции. Этот конфликт получил в истории название Столетней войны, поскольку длилась с 1337 года по 1453 год. Страны не все 116 лет воевали между собой. Это был комплекс локальных противостояний, которые то стихали, то возобновлялись с новой заново.

Так было во Франции, где крупная буржуазия ради сохранения своего классового господства поддержала клику бонапартистских авантюристов. В Пруссии буржуазные либералы смиренно подчинились военщине и дворянству. Так было и в других германских государствах. Умеренные либералы предали дело итальянской буржуазной революции, отказавшись от борьбы революционными методами за освобождение страны от австрийского гнета.

Разоблачение предательской сущности буржуазного либерализма явилось важнейшим уроком революций 1848—1849 гг.

развивались и вширь
то есть распространение крепостнических отношений на новые территории и категории населения России.

развивались и вглубь
то есть
расширение прав помещика на личность крестьянина

Рассказывать кратко о язычестве на Руси очень тяжело, так как тема это сложная и объемная. И это не смотря на то, что история развития русского язычества гораздо короче многих других культов и верования. Ведь славяне из индоевропейских племен выделились только во II тысячелетии до нашей эры, а уже в X князь Владимир принял решение о принятии Христианства.Свою роль в усложнении темы язычества Древней Руси играет большое количество версий, отсутствие достоверной информации. Это дает повод многочисленным авторам, разрабатывающим данную тему предполагать самые разные вещи. Сегодня существует огромное количество книг, разоблачающих традиционную версию истории. Например, «Тайная история русского язычества», Асова.Языческая Русь до принятия христианства прошла через множество этапов развития, от примитивных представлений, согласно которым каждое явление природы и даже некоторые предметы обладают собственной душой, и до сильных и могущественных богов.Языческие боги древней Руси были могущественны и многочисленны. Однако изначально культ был единым, и все славяне чтили одних и тех же богов во голове с Родом.Язычество Киевской Руси было несколько другим. Количество племен и городов увеличилось, и все они чтили разных богов. Постепенно на передний план вышел новый бог – Перун, покровитель грома и молнии, а в последствии — воинов.Такими были традиции дохристианской Руси. В X веке князь Владимир Святославовись взялся объединять вокруг Киева все славянские племена. Вполне логичным решением было сделать это. В том числе, и через единую религию. Изначально он попытался искусственно составить славянский пантеон богов, однако это не возымело должного результата.Только после этого Владимир начал изучать различные мировые религии и со временем по самым разным причинам остановил свой выбор на православии. В 988 году состоялось Крещение Руси. Конечно же, эта дата не поставила крест на старых верованиях. Язычество и православное христианство на Руси долго соседствовали, и со временем сплавились в единую систему, получившую название двоеверие.Недооценивать роль язычества в русской культуре не стоит. Очень многое в нашем нынешнем мире, в том числе любимые нами детские сказки, происходят именно из того периода нашей истории.

Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху средних веков? С чем это было связано?

Какие племена напали на микенцев и уничтожили их цивилизацию? 1) Спартанцы 2) Ахейцы 3) Эолийцы 4) Дорийцы 5) Ионийцы Что произ

Найдите на карте основные стройки первой пятилетки, промышленные предприятия, вошедшие в строй в годы второй пятилетки.

КТО АВТОР. МЫ ЧАСТО ВЕРИЛИ ДРУГ ДРУГУ И ДОВЕРЯЛИ БЕЗ КОНЦА.НО МИР НАШ СТАЛ НА МНОГО ХУЖЕ В ОБМАНУТЫХ С ДОВЕРИЕМ СЕРДЦАХ.

1.Какое значение имела Великая Французская революция:
а) внутриполитическое; б) внутрисемейное; в) международное.

2.Какие основы для развития были заложены революцией:
а) основы бесправия народа; б) основы политической борьбы; в) основы правового государства.

3.Что было основным в Декларации прав человека и гражданина:
а) сословные привилегии; б) феодальные привилегии;
в) отсутствие частной собственности. г) присутствие частной собственности.

4.Что провозглашалось по 1-ой Конституции 1791г.:
а) право голоса для мужчин от 18 лет;
б) право голоса для всех от 25 лет;
в) право голоса для мужчин – налогоплательщиков от 25 лет;
г) право голоса для женщин от 25 лет.

5.Как жирондисты в Законодательном собрании решили укрепить своё влияние:
а) даровать всеобщее избирательное право;
б) затеять победоносную войну;
в) закончить победоносную войну;
г) отменить частную собственность.

6. Причины, по которым депутаты Генеральных штатов переименовали его в Национальное собрание:
а) желание ограничить власть монарха;
б) желание продемонстрировать восхищение монархом;
в) желание создать конституцию

7.Кто был самым многочисленным сословием во Франции накануне революции:
а) духовенство;
б) купцы и предприниматели;
в) ремесленники;
г) крестьяне.

8.Основная причина революции:
а) кризис абсолютизма; б) в экономике; в) финансовый кризис; г) эпидемия чумы.

9. Якобинцы – это сторонники:
а) абсолютной монархии (король государства);
б) конституционной монархии и республики;
в) независимого государства во главе с президентом.

10.Чьи идеи вдохновляли сторонников революции:
а) Джорджа Байрона;
б) Исаака Ньютона;
в) Руссо и Монтесткье.

11.Название крепости – символа абсолютизма во Франции.

12.Имя казненного короля:
а) Людовик XIV; б) Карл Стюарт II; в) Людовик XVI.

13. Чем отличалась политика якобинцев:
а) широкие демократические свободы;
б) террор;
в) социальной политикой.

14. Чем Конвент отличался от Законодательного собрания:
а) среди депутатов много монархистов;
б) среди депутатов много « правых»;
в) среди депутатов много «левых».

15.В чьё правление принята Конституция, которая закреплена в Французскую республику. но отменяла всеобщее избирательное право:
а) в правление Людовика XIV;
б) в правление жирондистов;
в) в правлении якобинцев;
г) в правлении Директории.

16. Какие области были завоеваны молодым 26-летним генералом Наполеоном в правлении Директории:
а) Австралия и Австрия; б) Китай и Япония; в) Англия и Африка; г) Италия и Египет.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. 26 августа 1789 г. Учредительным собранием был принят важнейший документ революции — Декларация прав человека и гражданина.
Составленная как программа революции, она, по замыслу ее творцов, должна была содействовать успокоению народа, сохранению «братского единства». Вместе с тем ее содержание в немалой степени определялось своеобразием конкретно-исторического момента, переживаемого страной. Тогда еще не произошло размежевания политических сил в революционном лагере, заинтересованность в победе революции предопределяла общую направленность их антифеодальной борьбы. Часть революционеров и их идеологи еще верили в возможность немедленного торжества идеалов свободы, равенства и братства. Но немало было и таких, кто хотел видеть в Декларации сумму абстрактных принципов, к которым должно стремиться общество, но которые не обязательны к немедленному претворению в жизнь. «Задачи Декларации,— говорил в своем выступлении в Учредительном собрании один из его ведущих депутатов, Дюпор,— заключаются в том, чтобы выразить истины для всех времен и народов. Что в том, если она и будет противоречить отчасти той конституции, которая будет принята нами?» Показательно, что это заявление не вызвало возражений правящего большинства, уже во время принятия Декларации допускавшего возможность отступления на деле от ее наиболее прогрессивных положений.
История показала, что творцам Декларации, среди которых важная роль принадлежала Лафайету, Сиейесу, Мирабо, Мунье, Дюпору, не удалось «примирить» народные массы с новым правительством. Но это не умаляет значимости проделанной ими работы.
Четкость формулировок Декларации, строгая, логически обоснованная взаимосвязь всех ее положений свидетельствуют о высоком уровне теоретической подготовки авторов документа. Им удалось в предельно концентрированной форме изложить главные выводы прогрессивной политической мысли Франции XVIII в. относительно принципов ее будущего общественно-политического строя. Во многом это явилось следствием гигантской работы, проделанной французскими философами и политическими мыслителями задолго до революции. Авторы Декларации основывались в первую очередь на трудах энциклопедистов. Кроме того, на их творчество оказали заметное влияние произведения английских ученых. В качестве конкретного образца они имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776 г., Виргинскую декларацию прав 1776 г., а также документы отечественной государственно-правовой истории: декларации французских Генеральных штатов, ремонстрации парижского парламента и др.
Декларация была сформулирована в духе общенационального манифеста, торжественно провозглашающего права свободных людей, свергнувших господство абсолютизма: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (ст. 1). Декларировались принципы демократического государственно-правового строя, среди которых особое место принадлежало «естественным и неотъемлемым правам человека», «народному суверенитету» и «разделению властей». В Декларации устанавливалась взаимосвязь этих принципов: основополагающими объявлялись права человека, их обеспечение возлагалось на демократически организованное государство («государственный союз»), основанное на принципах народного суверенитета и разделения властей. Такое построение следовало идее школы естественного права, которая главную цель государства видела в защите неотъемлемых прав человека. Четко и последовательно формулировалась идея правового государства, которому свойственно верховенство права, утверждающего естественные и неотъемлемые права человека.
Влияние естественно-правовых теорий дало о себе знать и в проведенном Декларацией (хотя и не всегда последовательно) различии между правами человека, которые ему присущи от природы как «естественные и неотъемлемые», и правами гражданина, получающего их от государства в силу своей принадлежности к нему. К последним обычно относили права, определяющие степень предусмотренного законом участия гражданина в легальной политической жизни своей страны, в деятельности государства.
В качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Осуществление свободы, как и других естественных прав человека, встречает «лишь те границы», которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом (ст. 4). Были названы индивидуальная свобода (ст. 7, 8), свобода печати (ст. 11), вероисповедания (ст. 10). Не упоминалось о свободе собраний и союзов, что объяснялось, во-первых, враждебностью законодателей к массовым выступлениям и организациям рядовых граждан, во-вторых, опасностью возможного возрождения цехового строя и связанной с ним регламентации и, кроме того, отрицательным отношением ко всякого рода союзам, которое доминировало в естественно-правовых теориях. По мнению Руссо, союзы ограничивают личную свободу, искажают выражение общей воли народа.
Декларация подчеркивала значение права на собственность: помимо ст. 2, относившей ее к естественным правам человека, ей была целиком посвящена ст. 17, объявлявшая право на собственность неприкосновенным и священным. Но игнорирование принципиального различия между отдельными видами собственности создавало видимость равной защиты имущественных интересов всех — буржуа и рабочего, крупного землевладельца и батрака.
Наиболее четко сформулированная Руссо идея о суверенитете, полностью и безраздельно принадлежащем народу, нашла воплощение в ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Декларировалось право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в создании закона (ст. 6), который объявлялся выражением общей воли.
Выводы Монтескье, видевшего обеспечение свободы и безопасности граждан в организационно независимых друг от друга и взаимоуравновешивающих ветвях государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), получили в ст. 16 категорическую формулировку: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
Провозглашались и другие не менее важные принципы. Так, в ст. 7 декларировалась неприкосновенность личности. «Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом. Тот, кто испросит, издаст произвольный приказ, приведет его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию».
Провозглашались принцип «нет преступления без указания о том в законе» (ст. 7, 8) и презумпция (предположение) невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ст. 9).
Стремление положить конец фискально-административному произволу монархии сыграло не последнюю роль в провозглашении права всех граждан устанавливать самим или через своих представителей размеры государственного обложения, порядок и продолжительность их взимания (ст. 14). Должностные лица обязывались давать отчет обществу по вверенной им части управления (ст. 15).
Декларация произвела огромное впечатление на современников как во Франции, так и за ее пределами. У многих она изменила миропонимание эпохи, стимулировала их борьбу с абсолютистским строем за становление демократии.
Вместе с тем положения Декларации, звучавшие как утверждение справедливости, даруемой всем, были весьма абстрактны. Это давало возможность придать им определенное конкретно-историческое толкование. Во время революции провозглашение прав человека и гражданина в Декларации 1789 г. было воспринято крестьянами и многими рабочими как обещание уничтожить феодальный гнет, разделить дворянские земли, предоставить им право собственности на них. (Немало рабочих еще не порвали связи с деревней, мечтали стать самостоятельными хозяевами.) Ожидались уменьшение безработицы, снижение цен на продукты питания, наделение рядовых граждан правами, провозглашенными в Декларации. Однако действительность разбила эти иллюзии.
Пришедшая к власти буржуазия, заботясь о своих интересах, дала Декларации свое, по существу обязательное для всей страны толкование. Законодатели, отстаивавшие в Учредительном собрании право на свободу, в силу ряда исторических причин не могли полностью осознать глубинные мотивы своей позиции. Борьба за свободу, как, впрочем, и за другие права, воспринималась ими в свете идей Просвещения. Но вместе с тем право на свободу мыслилось ими прежде всего как максимально возможная независимость в сфере производства, которое государство должно было охранять, по возможности не вмешиваясь в него.

Закон Ле-Шапелье. В 1791 г. по настоянию предпринимателей Учредительное собрание приняло декрет «относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии», который стал известен как Закон Ле-Шапелье (по фамилии депутата, принимавшего активное участие в его составлении и представившего его проект Собранию). Под демагогическим предлогом защиты конституционных свобод граждан рабочим запрещались объединение в союзы и проведение стачек. Коллективные решения рабочих относительно зарплаты и условий труда объявлялись «противоречащими Конституции, противными свободе и Декларации прав человека» и потому недействительными. Закон угрожал всем «зачинщикам, вожакам, подстрекателям» принятия подобных решений штрафом в 500 ливров — весьма значительная по тем временам сумма. Если же решения «будут содержать угрозы против предпринимателей» и рабочих, «которые согласились бы довольствоваться более низкой заработной платой»,' штраф увеличивался вдвое и дополнялся трехмесячным тюремным заключением. Формально Законом запрещались все корпорации, но на практике власти не препятствовали объединениям предпринимателей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: