Принципы построения демократического правового социального и светского государства

Обновлено: 18.04.2024

Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

Вся территория Российской Федерации находится в ее полном ведении (п. «б» ст. 71 Конституции РФ). Поэтому она обладает исключительным правом определять правовой режим своей территории и границ, принимая законы, иные нормативные акты, заключая межгосударственные договоры, соглашения об установлении, изменении государственной границы страны, передаче части своей территории другому государству или о приобретении части территории другого государства, об экономическом, военном, транспортном, ином использовании части своей территории.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos — власть народа) означает, что:

• во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

• во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;

• в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства — унитарной и федеративной — Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государствомв ст. 1 Конституции Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

• признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;

• закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;

• устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства — сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

ü во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

· во-вторых, переход к другой — монархической — форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой.

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. Социальное государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Однако государство не обязуется обеспечивать право на труд как право на гарантированное рабочее место и «рыночную» зарплату. В статье 37 Конституция РФ закрепляется свобода труда. Труд свободен, каждый имеет права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Заработная плата гарантируется на уровне установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Фиксированный размер государственных пенсий и социальных пособий вообще не устанавливается Конституцией РФ. На практике размеры таких социальных выплат пока не соответствуют общепринятым стандартам цивилизованных государств.

Конституционные основы в сфере жилищной и образовательной политики также предопределяются ограниченной ролью государства в обеспечении граждан соответствующими социальными благами (статьи 40 и 43 Конституции РФ). Бесплатное жилье или предоставление его за доступную плату возможно в соответствии с реалиями жилищной политики государства только в отношении малоимущих или нуждающихся граждан, признанных таковым на основании установленных законом требований. Государство не берется обеспечить каждого гражданина бесплатным высшим образованием в государственных и муниципальных учреждениях. Гражданин сможет его получить, только если успешно пройдет соответствующий конкурсный отбор.

Россия как светское государствохарактеризуется на основе статей 14 и 28 Конституции Российской Федерации. Под светским государством поднимается государство, в котором церковь отделена от государства, а государство от церкви. Основными признаками светского государства являются: 1) запрет устанавливать государственную или общеобязательную религию, возлагать государственные функции на религиозные объединения; 2) обеспечение светского характера образования в государственных образовательных учреждениях; 3) недопустимость установления статусных преимуществ или ограничений для граждан и их групп в зависимости от отношения к религии; 4) признание и создание равных условий для функционирования религиозных объединений, невмешательство государства в их деятельность.

Признаются и создаются равные условия для функционирования религиозных объединений. Правовое регулирование создания и деятельности религиозных объединений осуществляется ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», в соответствии с которым:

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки религиозного объединения, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

 Теория и практика формирования демократического, светского, социалистического, правового государства

Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 2
1. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО…………………….…………3
2. СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО…………………………………..……..5
3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО…………………………………………6
А) ИДЕЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………………………….6
Б) ПРАВОВАЯ РЕФОРМА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………..7
4. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО……………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..13
Введение
Проблема становления демократического светского, правового и социального государства наиболее существенна из всех проблем современной теории государства и права. «Движение к правовому государству, приверженность соблюдения прав и свобод становиться устойчивой традицией, и этому процессу… нет альтернативы» .
Как отмечает С. А. Комаров на постсоветском пространстве каждое государство так или иначе объявило приоритет прав и свобод личности (Конституция Республики Казахстан п. 1 ст. 1…), что выражается в провозглашении идей правового, демократического, светского, социального государства, понимая, что «формирование правового государства – гарантия поступательного развития и углубление демократии, которая может существовать только при господстве закона и установлении социальных гарантий, что связывает воедино все меры в области развития и применения права, придает им большую направленность».
1. Демократическое государство
Демократическое государство – понятие, определяющее Казахстан, прежде всего, как республику, государство с республиканским строем, при котором народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечении срока данных полномочий. Республиканский строй, независимо от формы правления (президентской, парламентской или смешанной), предоставляет оптимальные возможности для реального выявления воли и последовательного отстаивания интересов большинства казахстанцев высшими органами государства.
В то же время демократическое государство создает возможности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от их социального и национального происхождения, от других особенностей, предоставляя им в соответствии с Конституцией Республики Казахстан свободу слова, совести, выбора языка и национальности, право на объединение, на митинги и демонстрации, шествие и пикетирование, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, а также равное право на доступ к государственной службе, на участие в управлении делами государства и др.
Характерной чертой демократического государства является также наличие в нем законодательных рамок деятельности государственного аппарата и регламентации прохождения государственной службы гражданами Республики. Впервые регулирование института государственной службы предусмотрела Конституция 1995 года (п. 4 ст. 33).
Одним из основополагающих принципов деятельности Республики как демократического государства выступает «общественное согласие и политическая стабильность» (п. 2 ст. 1 Конституции). Политический режим в демократическом государстве использует преимущественно демократические методы и способы осуществления власти.
В теории государства и права выделяются три момента демократии:
1. Демократия в отличие от авторитарных порядков, основана на ограничении политической власти, которая в результате этого не может превратиться в самодовлеющую политическую силу. Режим демократии – это саморегулирующийся механизм, прежде всего, в экономике надежной частной собственности. Демократия предполагает такое построение правовой системы, в которой ведущее и доминирующее значение приобретает частное право.
2. Демократия, как политический режим, нуждается в таких адекватных юридических формах, которые не позволяют вылиться ни в режим вседозволенности, власти толпы, ни в авторитарный, тоталитарный режим.
3. Режим демократии выдвигает на первое место – человека, его права и свободы и это необходимо закрепить в правовой системе. Именно поэтому эти соображения являются принципами правового развития общества.
На практике с уверенностью можно сказать, что Республика Казахстан достигла уровня, при котором она может называться «демократическим государством».
2. Светское государство
Светское государство – означает, что в Республики Казахстан религиозные учреждения и вероисповедания отделены от государства, которое в равной мере толерантно относится к исламу и православию в Казахстане, к конфессиям других вероисповеданий. Не существует какой-либо государственной или обязательной религии. Создание партий на религиозной основе не допускается. Органы государства строятся и действуют не на основе канонического права, а на основе Конституции.
В то же время каждый имеет право на свободу совести, осуществление которого не должно обуславливать или ограничивать его общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Вопрос веры или атеизма – вопрос частной жизни каждого.
Государство устанавливает и контролирует соблюдение в стране законодательства о свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений.
Деятельность на территории Казахстана иностранных религиозных объединений, назначение их центрами руководителей этих объединений в Республики возможно только по согласованию с соответствующими государственными органами.
3.ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
А) Идея правового государства
Правовое государство – качество, к которому стремится Республика Казахстан и начало которого положено Конституцией 1995 года, созидающей такую легитимную суверенную организацию по упорядочению многообразия и устойчивому развитию казахстанского общества, которая во всей деятельности своих органов и должностных лиц связана правовыми нормами, подчинена им и постоянно корректируется в соответствии с ними.
Итак, наиболее важным источником права является Конституция Республики Казахстан 1995 года, как акт нормативного и идеологического. Главная ценность нормативной Конституции состоит в том, что она, будучи источником действующего права, в основном соответствует принципам и нормам международного права, воплощает в себе идею права.
Поэтому её реальная сила и авторитет, проявляются, прежде всего, через закрепление в Конституции позитивных прав и свобод, установление обязанностей и ответственности субъектов, обеспечение юридических, организационных и иных гарантий.
Конституционное государство Казахстан – начало правового государства, основными принципами которого являются «разрешено всё, что не запрещено законом» – для граждан и «разрешено только
то, что прямо указано в законе» – для государственных органов и должностных лиц.
Критериями качества правовой государственности, успешное формирование которого зависит от соответствующих экономических и политических предпосылок, преодоления правового нигилизма и законодательного идеализма в общественном правосознании, от повышения правовой культуры населения и должностных лиц государства, отлаживая всей юридической системы и возвышения правосудия, служат гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов; верховенство Конституции и утверждение правозаконности; установление экономической свободы и четкое определение границ экономической деятельности государства; республиканский политический строй и устойчивая эффективная форма правления; единство государственной власти и разделение её ветви при наличии системы «сдержек и противовесов», независимость судебной власти; взаимная ответственность государства и гражданина.
Перечисленные признаки находят отражение в нормах Конституции 1995 года и должны быть полностью воплощены в казахстанской реальности.
Б) Правовая реформа в Республике Казахстан
До приобретения республикой суверенитета начался переход от одной системы общественных отношений к другой, который осуществлялся посредством реформирования экономики от планово-социалистической к рыночной, государственно-правовой сфере, от тоталитаризма к демократическим началам. Цель реформ – достижение подъема экономики и улучшения жизни народа.
В Республики Казахстан начало проведения правовой реформа было положено «Государственной программой правовой реформы в Республике Казахстан (основные направления)» № 1569 от 12 февраля 1994 года:
Народ Казахстана, являясь неотъемлемой частью мирового сообщества, признавая приоритет прав и свобод человека, конституционно закрепил свою решимость создать демократическое общество и правовое государство.
Реализация этих целей требует очищения юридической системы от унаследованных пороков советского тоталитаризма, прикрывавшего идеологическими лозунгами репрессивный характер социалистического права, судов и правоохранительных органов.
Необходимость глубокого реформирования юридической сферы общества вызвана тем, что осуществление преобразования экономической и политической системы общества требуют создание адекватной им правовой инфраструктуре. При этом правовая реформа должна проходить наряду с политическими и экономическими изменениями в республике и даже с некоторым опережением, чтобы удержать их в регулируемых рамках.
Утверждение новых общественных отношений должно сопровождаться современной коррекцией их правового обеспечения, принятием качественного законодательства, высокопрофессиональным правоприменением, безотказной и слаженной работой правоохранительных органов, признанием непререкаемости авторитета суда.


Құрметті оқырман! Файлдарды күтпестен жүктеу үшін біздің сайтта тіркелуге кеңес береміз! Тіркелгеннен кейін сіз біздің сайттан файлдарды жүктеп қана қоймай, сайтқа ақпарат қоса аласыз! Сайтқа қосылыңыз, өкінбейсіз! Тіркелу

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Социальное государство - это государство, социальная политика которого направлена на обеспечение достойного в материальном отношении существования человека и его свободное развитие, на преодоление неоправданных социальных различий. Социальным может считаться любое государство независимо от его формы правления либо формы территориального устройства. При оценке государства как «социального» большее значение имеют не декларативное закрепление в законах прав и свобод граждан, а непосредственная возможность гражданина реализовать продекларированные права, а также практическая гарантированность их получения со стороны государства. Восприятие гражданами своего государства как социального имеет, помимо правового, исторический, национально-культурный и психологический аспекты.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум, при этом исходя из того, что каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Средством государства, противостоящим социальному неравенству, является социальное обеспечение малоимущих, инвалидов, людей преклонного возраста и др.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанными с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Главной задачей социальной политики является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Светское государство означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности, а также запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной.

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной. Государственная (официальная) религия означает, что церковь признается частью официальной организации государства, государство финансирует церковь, участвует в назначении священников, признает за церковью право осуществлять некоторые государственные функции, в частности, регистрировать браки, рождения, смерти, Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле - иудейская и т.д.

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отдельны от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ, не может устанавливаться в качестве государственной. Отделение церкви от государства - демократический принцип взаимоотношений между государственной властью и церковью, означающий, что церковь является организацией, не имеющей никаких государственных функций, а государство не вмешивается во внутрицерковные дела. Религиозные объединения в РФ действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Согласно действующему законодательству религиозное объединение - добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры. Равенство религиозных объединений перед законом выражается в том, что ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: