Государственное право это отрасль права

Обновлено: 24.04.2024

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Ядром конституционного права является конституция — правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина [1] .

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

  • Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.
  • Как идеологический документ, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

Регулируемые общественные отношения

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов)

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

Методы регулирования

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий, предписывающий или запрещающий характер.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

  • формально-юридического анализа
  • сравнительно-правовой
  • системный
  • правового моделирования
  • статистический
  • конкретно-социологический
  • диалектический

Субъекты регулируемых отношений

К числу субъектов конституционного права относят:

    (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства); (посредством государственных органов); (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования; и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы — в социалистических государствах и др.); граждан (партии, общественные организации и пр.), например, в процессе избирательной кампании).

Структура

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих крупных блоков норм права:

    , государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства; (в федеративном государстве регламентировано более подробно); и избирательная система; и статус депутатов; , институт главы государства и функции правительства; и статус судей;
  1. конституционный контроль;
  2. местное управление и самоуправление.

История развития

В отличие от таких традиционных отраслей права, как гражданское или уголовное право, Конституционное право как самостоятельная отрасль выделилась сравнительно недавно.

Несмотря на то, что ещё в Древнем Риме конституциями назывались некоторые из декретов императоров, в современном понимании конституциями они не являлись.

Такое положение, когда не существовало основного закона, закрепляющего общие правила государственного устройства и основные права и обязанности государства и гражданина, сохранялось до принятия первых писанных конституций (США в 1787, Франции и Польши в 1791). Эти правовые акты явились результатом развития идей конституционализма, «естественного права», борьбы населения против феодального права — «права-привилегий», абсолютизма, борьбы за права личности.

В некоторых странах (например, в Германии) в качестве синонима К.п. используется термин «государственное право», в основном там, где Конституция (как основный закон) появилась позднее уже сформировавшейся системы норм права, регламентирующей государственное устройство.

Кроме того в «государственном праве» акцент в изучении и регулировании общественных отношений смещается в сторону государства и его деятельности.

В России до революции 1905 также использовался термин «государственное право», однако после принятия Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и внесения изменений в Основные государственные законы Российской империи стал употребляться термин «конституционное право». В советское время по мотивам исторического и идеологического характера применялся термин «государственное право».

Источники права

Основное место К.п. в системе отраслей права закрепляется её основным источником — Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права. Кроме Конституции другими источниками К.п. являются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства — (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве), решения, принятые путём референдума, декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран — конституционные обычаи, в мусульманских государствах — предписания Корана.

Примечания

  1. ↑ Демичев Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 351 с.

Ссылки

Смотри также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственное право" в других словарях:

Государственное право — совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы социально экономического, политического и территориального устройства государства.… … Политология. Словарь.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — отрасль права, которую образуют совокупность государственно правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, устройство и систему государственных органов власти.… … Финансовый словарь

Государственное право — (англ. constitutional law) в РФ, некоторых европейских и др. государствах понятие, обозначающее отрасль права, которую образуют государственно правовые нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их… … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — термин, в основном аналогичный термину конституционное право ; употребляется в РФ, немецкоязычных и некоторых других странах для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства… … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — ГОСУДАРСТВЕННОЕ право, совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного устройства, систему представительных органов государства, порядок их избрания, избирательную систему и т.п. В современный период распространено более… … Современная энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — понятие, в основном аналогичное термину «конституционное право» (см.); употребляется в РФ, и ряде других стран для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства государства,… … Юридическая энциклопедия

Государственное право — см. Конституционное право. * * * ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы… … Энциклопедический словарь

Государственное право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны. Советское Г. п. закрепляет те общественные отношения, которые составляют основы социально экономической системы и политической… … Большая советская энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МОСКОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан. Основной источник государственного права конституция. В литературе и в ряде зарубежных… … Большой Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — – в СССР совокупность юридических норм, закрепляющих в соответствии с интересами трудящихся общественное и государственное устройство СССР, систему, принципы организации и деятельности советских гос. органов и основы правового положения граждан в … Советский юридический словарь

совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны. Советское Г. п. закрепляет те общественные отношения, которые составляют основы социально-экономической системы и политической организации советского общества, суверенитет народа, суверенность наций и государственный суверенитет. Г. п. иногда называют конституционным правом, Главный источник сов. Г. п. — Конституция СССР — основной закон социалистического общества и государства. Это определяет место Г. п. в системе советского права как ведущей отрасли права, т. к. его принципы являются основополагающими для всех др. отраслей советского права. Своими нормами (и прежде всего нормами, содержащимися в Конституции СССР) Г. п. закрепляет политические и экономические основы Советского государства, полновластие народа, руководящую роль КПСС в обществе и государстве, определяет формы общественного и государственного строя и закрепляет демократические свободы советских граждан, их основные права и обязанности, материальные и правовые гарантии этих прав и свобод, определяет систему органов государства, порядок их образования и их компетенцию.

К числу ведущих принципов советского Г. п. относятся: запрещение эксплуатации человека человеком как основа действительной свободы личности и развития демократии; сосредоточение в руках народа как суверена всей полноты политической власти и всех общественных богатств; избирательная система, обеспечивающая народное представительство в выборных органах государственной власти, демократический характер их деятельности, подотчётность и подконтрольность этих органов избирателям; полновластие представительских органов, призванных решать все основные вопросы общественной и государственной жизни, формировать и контролировать государственный аппарат; интернационализм и равноправие во взаимоотношениях между советскими нациями, что обеспечивает свободное национально-государственное развитие всех народов СССР.

Г. п. устанавливает порядок издания правовых актов, относящихся к любой отрасли права, соотношение между всеми правовыми актами, утверждая приоритет закона и обеспечивая тем самым осуществление принципа единой социалистической законности. Г. п. носит учредительный характер, т. к. принятие новой конституции обычно вызывает к жизни новые политические формы и новую систему государственных органов, а это в свою очередь требует приведения старых норм в соответствие с новой конституцией.

Г. п. объединяет не только нормы конституции, но и другие правовые нормы, содержащие гарантии осуществления суверенитета народа, суверенность наций и государственного суверенитета (такие нормы содержатся, например, в положениях о выборах, о представительских органах и др.). Нормы конституции обладают наивысшей юридической силой, остальные нормы Г. п. имеют различную силу в зависимости от их формы (закон, указ, постановление правительства и т.д.). Основополагающему характеру общественных отношений, закрепляемых сов. Г. п., соответствует система субъектов этих отношений. Субъектами Г. п. являются: советский народ; отдельные нации и народности; государство в целом; национально-государственное образование (союзные и автономные республики, автономные области и национальные округа); органы государства (прежде всего представительские органы государственной власти); депутаты представительных органов; граждане; общественные организации.

Отражая изменения в экономике, соотношении классовых сил и классовой структуре советского общества, Г. п. развивается соответственно основным этапам развития Советского государства. Так, Г. п. первого этапа выражало основные задачи переходного периода от капитализма к социализму и функции государства диктатуры пролетариата — ликвидация эксплуататорских классов и обеспечение построения социализма.

Глубокие изменения в экономике и классовой структуре советского общества, происшедшие в результате победы социализма в СССР, вызвали дальнейшее развитие сов. Г. п., что нашло отражение в Конституции СССР 1936, которая закрепила факт безраздельного господства социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, Со времени принятия Конституции СССР 1936 произошли дальнейшие изменения в жизни советского общества и государства, изменилось международное положение СССР. Социализм в СССР победил полностью и окончательно, страна вступила в период развёрнутого строительства коммунистического общества, что обусловило превращение государства диктатуры рабочего класса в общенародное государство — орган выражения интересов и воли всего народа. Это предопределило главное направление в развитии советской государственности (См. Государственность) и сов. Г. п. — всемерное развёртывание и дальнейшее совершенствование социалистического демократизма.

Лит.: Уманский Я. Н., Советское государственное право, М., 1970; Конституционное право социалистических стран. Сб. статей, М., 1963.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

в обширном смысле слова тождественно с правом публичным (см.), а в тесном смысле означает совокупность правовых норм, определяющих устройство и формы деятельности государственной власти, и совокупность правовых отношений между правящими и управляемыми (за исключением областей специальных — уголовного права, судебного процесса, финансового права, церковного права). Г. правом называется также наука, изучающая эту совокупность норм и отношений. Как одна из политических наук (см.), Г. право разделяется на учение о Г. устройстве (droit constitutionnel, Verfassungsrecht) и учение о Г. управлении (droit administratif, Verwaltungsrecht). Объем последнего различен во Франции и Германии. Во Франции под droit administratif подразумевается не только устройство органов управления и их функционирование, но и совокупность юридических норм, установленных законодателем для определения отношений между администрацией и гражданами. В Германии Verwaltungsrecht представляет собою учение об организации органов управления и входит в состав Г. права, но вопрос о способах управления, о способах осуществления целей государства составляет предмет особой дисциплины — полицейского права (Polizeiwissenschaft). Так излагает свое учение о способах управления Моль. Этой терминологии (усвоенной и в России) противопоставляется теперь взгляд Лоренца Штейна, по которому Verwaltungsrecht обнимает и устройство органов управления, и определение их компетенции, и способы осуществления государственных задач.

Выяснением общих начал, необходимых признаков и свойств государства, не приуроченных к данному, конкретному государству, занимается теория Г. права, или общее Г. право (allgemeines Staatsrecht). История общего Г. права совпадает с историей взглядов на государство, на его происхождение и цели (см. Государство). При всем разнообразии этих взглядов в основании их лежит убеждение, что государство существует для человека, для его блага. Уже Бодэн выставил принцип, что "Г. власть, как власть общественная, находит себе границу в существовании частного права". По учениям естественного права (см.), частное право в смысле право человека существовало до государства; государство призвано было к жизни (путем договора) для охранения частных прав, не созданных им, а только признанных. Характерный пример приложения этих принципов к изучению положительного права представляет Блэкстон. Свой знаменитый труд об английском праве он — согласно доктрине естественного права, как ее формулировал в Англии Локк, — начинает с того, что в эпоху догосударственную люди обладали безграничной свободой, но, вступая в гражданское общество, они для общего блага отказались от частицы своей свободы, причем сохранили три основных права: на безопасность, свободу и собственность. Из последнего, между прочим, выводится право парламента вотировать налоги. Кроме основных прав, английское государство предоставило еще подданным "некоторые подчиненные вспомогательные права", которые служили бы им для охранения трех главных прав; сюда Блэкстон относит все парламентские учреждения, ограничения королевской прерогативы, право на судебную защиту и право петиций. Первые три французские конституции также начинаются "декларацией прав человека и гражданина"; и в них государство рассматривается как аппарат, созданный для охранения этих прав. Сами права выводились из общих свойств человека. Теория Г. права сводилась к политическим идеям, осуществление которых привело бы к такому Г. устройству, при котором вполне были бы обеспечены естественные права человека. В качестве такой основной идеи Монтескье, следуя Локку, выставил принцип разделения властей (см.). Практическое осуществление этой идеи, обставленное конституционными гарантиями (см.), на континенте Европы оказалось, однако, недостаточным для обеспечения правомерности в управлении, т. е. такого порядка вещей, при котором всякий акт Г. власти имел бы основание в законе (см.). Для того, чтобы создать такой порядок вещей, одной лишь организации властей в том или ином виде недостаточно. В последнее время как на средство к упрочению правомерности в управлении указывают на административную юстицию, с помощью которой каждый гражданин мог бы бороться с незаконными действиями органов управления. Соответственно этому со времени Гнейста (см.) учению о Г. управлении отводится в теории Г. права место столь же видное, как и учению о Г. устройстве. Стремление придать управлению характер юрисдикции выражается и в зарождающемся в Германии новом направлении в изучении Г. права. Главными представителями этого направления являются Лабанд и Иеллинек. Новая школа выдвигает на первый план юридический, или цивилистический, метод, которым она восполняет прежний историко-политический, или публицистический. Политические идеи, основанные на начале целесообразности, она стремится заменить юридическими понятиями, применение которых к жизни должно иметь в своем основании логический процесс подведения частного понятия под общее начало и отличаться такою же устойчивостью и неуклонностью, как и приложение начал гражданского права. Впервые попытку систематической обработки нового учения дал Иеллинек в "System der subjectiven öffentlichen Rechte" (Фрейбург, 1892). Подобно цивилистам, Иеллинек исходит из общих понятий о лице и праве. Лицо в юридическом смысле, т. е. лицо правоспособное, создано правом. Раб, с точки зрения биологической, есть человек — но для права он не лицо, а вещь. Вне права нет лица; лицо не есть нечто осязаемое, а только отношение одного субъекта к другому и к правовому порядку. В качестве лиц право признает отдельных людей, союзы и, наконец, государство. Лишь в качестве члена государства (а в широком смысле современное государство признает своим членом всякого человека, который находится в области его господства) человек есть носитель прав и лишь постольку, поскольку такая квалификация придается ему государством. Государство, которое совершенно бы не признавало за своими подданными прав лица (т. е. правоспособности), логически мыслимо, хотя в действительности никогда не существовало: это было бы государство рабов с одним правоспособным во главе, по отношению к которому народ был бы абсолютно бесправен, имел бы только обязанности, но не права. Но господство государства (особенно современного) есть господство над людьми свободными, т. е. над лицами. Поскольку государство признает лицо, оно само себя ограничивает. Это самоограничение имеет двоякое значение. Прежде всего, государство проводит границу между собою и лицом подданного, признает известную сферу свободы, изъятую из его господства. Прямое признание такой сферы есть продукт новейшего культурного развития; в античном государстве она существовала фактически, но признана не была. Но государство определяет свою деятельность не одними отрицательными чертами. Считая себя призванным к положительной деятельности в индивидуальных интересах, оно предоставляет лицу право требовать содействия государственной власти и принимает на себя обязанность удовлетворять подобным требованиям. Наконец, государство предоставляет большему или меньшему кругу лиц способность к деятельности в интересах государства; предполагается, что в воле этих лиц проявляется воля Г. Различным отношениям человека к государству соответствуют различные юридические его состояния (status), числом четыре: 1) Основою всякой Г. деятельности является подданство, т. е. подчинение человека господству государства. Это есть пассивное состояние (status subjectionis). Здесь способность человека к самоуправлению не находит себе места; здесь, следовательно, нет лица: человек является субъектом обязанностей (воинская повинность, напр.), но не прав. Таким образом лицо, т. е. правоспособность личности, есть величина относительная — она имеет свои пределы в пассивном состоянии. С расширением индивидуальной свободы суживается пассивное состояние лица, а вместе с тем и господство государства; но это господство расширяется в другом направлении, вовлекая в сферу своего господства такие человеческие отношения, которые до того ему не подлежали (напр. обязательное обучение). В конечном результате деятельность государства ныне несравненно шире, чем прежде. 2) Господство государства есть господство во имя общего блага; поэтому интересы строго индивидуальные осуществляются свободною деятельностью отдельных лиц. Отсюда сфера, в которой лицо является господином и вторжение государства исключается. Границы этой сферы определяются законодательством, но не путем исчисления случаев свободной деятельности лица (это столь же немыслимо и столь же бесполезно, как перечислить все возможные объекты купли-продажи), а тем, что оно устанавливает пределы господства государства (требуя, чтобы всякое вмешательство органов Г. власти было основано на законе). Сфера свободной деятельности лица, изъятая из господства государства, есть состояние свободы (status libertatis). 3) Вся деятельность государства имеет конечной своей целью благо управляемых. Поэтому оно предоставляет отдельным лицам право требовать в своих интересах содействия Г. власти. Отсюда возникает состояние гражданства (status civitatis). 4) Деятельность государства может найти себе выражение только в деятельности отдельных лиц. Государство, предоставляя лицу способность действовать в интересах государства и от его имени, ставит его в состояние высшего, активного гражданства; отсюда вытекают права политические в тесном смысле. Этими четырьмя состояниями исчерпывается положение лица как члена государства. Служба государству, свобода в государстве, требование содействия от государства, служение в интересах государства — такова постепенная градация прав, по которой человек от состояния бесправного орудия Г. власти поднимается на степень выразителя Г. воли, государственной власти. В таких же отношениях, как к государству, стоит гражданин к союзам публичного права, в состав которых он входит: он обязан перед ними службою и повинностями, имеет сферу свободы от их вмешательства, имеет право требовать от них содействия в своих интересах, участвует в организации воли союза и его деятельности. Наиболее ярким примером союзов публичного права (см.) являются территориальные союзы (земство, город), власть которых распространяется не только на их членов, но и на всякого пребывающего на их территории. Облеченный правами, такой союз является лицом и находится по отношению к государству в тех же состояниях, как индивидуальное лицо. Он находится в состоянии пассивном, поскольку он несет перед государством обязанность выполнять известные государственный задачи. По отношению к другим своим задачам он сам определяет объем своей деятельности, в чем выражается состояние свободы. В области задач обязательных территориальный союз может требовать невмешательства со стороны органов государства (если он эти задачи выполняет); в области задач факультативных он вправе отклонять всякое принуждение, но вместе с тем может требовать содействия государства. Наконец, территориальный союз, как и отдельное лицо, является активным членом государства. Ему может быть предоставлено право посылать представителей в собрания высших союзов (уездные земские собрания выбирают у нас гласных губернского земства) или в собрания общегосударственные (в Пруссии некоторые города выбирают от себя членов в палату господ). Вся деятельность территориального союза проникнута активным характером, насколько союз, осуществляя свои задачи, участвует в государственном управлении (см. Самоуправление). Признавая правоспособность отдельных лиц и союзов, государство само себя ограничивает. Вследствие этого его господство, определенное и ограниченное правовым порядком, получает характер юридической власти, а его интересы — характер юридических интересов. В числе этих интересов первое место занимает охранение и развитие правового порядка. Поскольку государство рассматривает себя как лицо, юридически ограниченное и несущее обязанности, оно является субъектом права, ибо понятие права неразрывно связано с понятием ограничения. В противном случае оно может быть субъектом силы, но не субъектом права. Все притязания государства с формальной стороны могут быть подведены под одно требование — требование повиновения; содержание же притязаний определяется правовым порядком. Высшим мерилом Г. жизни является общее благо; это вносит в деятельность органов Г. власти момент целесообразности (см. Государство).

Г. право, выясняя отношения между государством и гражданами, есть область знания, одинаково близкая и органам государственной власти, и всему населению. Во всяком культурном государстве население принимает непосредственное участие в течении государственных дел; только объем этого участия может быть различен, начиная от самоуправления в неограниченной монархии и кончая всеобщей подачей голосов в непосредственной демократии. Поэтому распространение политических знаний в населении является лучшим залогом правильного хода государственных дел — а среди политических знаний Г. право занимает первое место. Недостаточность политических знаний в русском обществе сознавалась уже Петром Великим. Отсюда его стремление организовать и гражданскую службу, как школу для приобретения политических знаний (коллегии юнкеров), и преподавание наук, и распространение политических сочинений (перевод Пуффендорфа). В задуманной Петром акд. наук, которая должна была иметь значение не только акд., но и университета, отведено было место кафедре права натуры и публичного, купно с политикою и этикою. Иностранцы, занимавшие в акд. наук эту кафедру, существовавшую до 1770 г. (Бекенштейн, Х. Фр. Гросс, Штрубе), были первыми в России преподавателями Г. (естественного) права и вообще правоведения, если не считать некоего Иоанна Рейхмута, который в школе Глюка (см.) преподавал "из философии делательные этику и политику". Из академического университета вышел первый европейски образованный русский публицист, Алексей Яковлевич Поленов. И в Московском университете естественное право преподавалось сначала иностранцами (Дильтей, Шаден и др.), между учениками которых первое место принадлежит Десницкому, переводчику Блэкстона, который в изучение Г. права внес сравнительно-историческое направление. Наряду с преподаванием в университете действовали политические сочинения: труды западноевропейских публицистов XVIII в. становились известны и русским читателям. В новых университетах, открытых по уставу 1804 г., учрежден был особый факультет нравственных и политических наук. Обработка русского Г. права не могла еще, однако, идти успешно, так как необходимо было сначала выделить из беспорядочной массы указов, уставов, распоряжений инструкций и т. п. те нормы действующего законодательства, которые должны быть отнесены к области публичного права. Это было достигнуто изданием Св. Зак. По университетскому уставу 1835 г. Г. право не имело, однако, самостоятельной кафедры, а было отнесено к кафедре энциклопедии права. Универс. устав 1863 г., установивший особую кафедру Г. права и разъяснивший, что кафедра эта должна обнимать теорию Г. права, Г. право важнейших иностранных держав и русское Г. право, этим самым наметил путь, которым может быть достигнута научная разработка русского Г. права. Этот путь заключается в усвоении результатов западноевропейской науки и в обработке материала, представляемого русским правом, методом историко-сравнительным. Следуя этому пути, И. Е. Андреевский и в особенности А. Д. Градовский положили прочное основание изучению русского Г. права. Университетский устав 1884 г. сохранил кафедру Г. права, но не определил его состава; министерской же инструкцией разъяснено, что изучение теории Г. права и Г. права иностранных государств для студентов не обязательно. Литературу Г. права см. Государство.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственное право" в других словарях:

Государственное право — совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы социально экономического, политического и территориального устройства государства.… … Политология. Словарь.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — отрасль права, которую образуют совокупность государственно правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, устройство и систему государственных органов власти.… … Финансовый словарь

Государственное право — (англ. constitutional law) в РФ, некоторых европейских и др. государствах понятие, обозначающее отрасль права, которую образуют государственно правовые нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их… … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — термин, в основном аналогичный термину конституционное право ; употребляется в РФ, немецкоязычных и некоторых других странах для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства… … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — ГОСУДАРСТВЕННОЕ право, совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного устройства, систему представительных органов государства, порядок их избрания, избирательную систему и т.п. В современный период распространено более… … Современная энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — понятие, в основном аналогичное термину «конституционное право» (см.); употребляется в РФ, и ряде других стран для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства государства,… … Юридическая энциклопедия

Государственное право — Коственные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина (в том числе избирательную систему), а так же иных лиц. Содержание 1 Конституция 2 Регулируемые общественные отношения … Википедия

Государственное право — см. Конституционное право. * * * ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы… … Энциклопедический словарь

Государственное право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны. Советское Г. п. закрепляет те общественные отношения, которые составляют основы социально экономической системы и политической… … Большая советская энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МОСКОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан. Основной источник государственного права конституция. В литературе и в ряде зарубежных… … Большой Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — – в СССР совокупность юридических норм, закрепляющих в соответствии с интересами трудящихся общественное и государственное устройство СССР, систему, принципы организации и деятельности советских гос. органов и основы правового положения граждан в … Советский юридический словарь

Система государственного права как отрасли права представляет собой научно обоснованное объединение государственно-правовых норм в группы в определенной последовательности в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих государственно-правовых норм.

Место, занимаемой той или иной группой однородных правовых норм в системе отрасли государственного права Российской Федерации зависит:

  • во-первых, от удельного места правовых норм, охватываемых данной группой, и их значение;
  • во-вторых, от принципов, на основе которых строится данная отрасль.


В зависимости от предмета правового регулирования тот или иной принцип права приобретает решающее значение и, следовательно, специфическое значение для определенной отрасли права; в-третьих, от тех целей, которые ставит законодатель перед отраслью права в каждый конкретный период развития государства.

Государственное право, являясь частью единой правовой системы государства, в свою очередь само является сложной системой. Система государственного права выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между нормами и отражают основные линии взаимодействия государственно-правовых норм, их связи.

Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, т.е. это определенная совокупность правовых норм, которые не только обладают внутренним единством, но и отличаются от других совокупностей норм государственного права.

В системе действующего государственного права Российской Федерации принято выделять следующие институты, которые и составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

  1. Основы конституционного строя.
  2. Основы правового положения человека и гражданина.
  3. Федеративное устройство.
  4. Систему государственных органов Российской Федерации.
  5. Основы организации местного самоуправления.

Такое строение государственного права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет.

Характеристика системы отрасли государственного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснования их соотношения, места каждого из них в системе отрасли.

Это соотношение заключается в том, что между государственно- правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу чего нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого института.

Иначе говоря, от чего зависит то место, которое определено для того или иного правового института внутри данной отрасли? Почему на первое место поставлен институт основ конституционного строя?

Первое место этого института определяется тем, что его нормы содержат исходные начала, в которых определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых институтов, их последовательной ролью в определении устройства российского государства.

На следующем месте после закрепления основ конституционного строя стоит институт, определяющий основы правового положения человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

Правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство, определяют существующие в России национально- государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится в последующем система государственных органов.

А как соотносится система государственного права с системой Конституции? В наиболее общем виде можно сказать, что они связаны между собой, но полностью не совпадают. Система отрасли предопределяется объективными факторами – устройством государства.

Система Конституции – категории субъективная, поскольку систематизацию конституционных норм осуществляет законодатель. Кроме того, система отрасли охватывает всю совокупность государственно-правовых норм, а система Конституции – лишь часть этих норм, устанавливаемых в основном источнике отрасли права.

Система отрасли права , как и система Конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они постоянно развиваются, отражая свойственные каждому данному этапу развития государства и общества уровень правового воздействия на общественные отношения, своеобразие этих отношений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: