Может ли судебный пристав исполнитель прибегнуть в данной ситуации к содействию работников полиции

Обновлено: 15.05.2024

Минюст и МВД издали совместный приказ о взаимодействии приставов и полицейских. Он официально опубликован и вступит в силу 21 сентября.

Теперь у полицейских и приставов есть инструкции о том, как обмениваться информацией, ловить должников, искать имущество, защищать права обиженных и ограничивать права нарушителей.

Нас этот приказ тоже касается: стало меньше поводов обвинять полицейских в незаконных действиях.

Со стороны выглядит страшно: полиция и приставы смогут объединять усилия и с удвоенной яростью разбираться с должниками. Мы прочитали приказ и разобрали его по косточкам.

Давайте короче: это хорошо или плохо?

Как часто бывает, для одних это хорошо, для других — плохо.

Это хорошо для тех, кто хочет вернуть долги или не может добиться исполнения решения суда. Например, если вам кто-то задолжал, вы подали в суд, получили решение в свою пользу, но должник пропал и не платит. Или вы видите, что он ездит на дорогой машине, но приставы не могут эту машину найти, остановить на дороге и забрать в счет долга. Вроде бы полномочия у них есть, а ресурсов и информации не хватает.

Это плохо для тех, кто хочет уклониться от уплаты долга, ареста имущества или исполнения решения суда. Раньше остановку машины в рамках рейда приставов и ГИБДД можно было признать незаконной. Некоторым удавалось долго скрываться самим и скрывать имущество, чтобы не платить долги и алименты. Или не выселяться из квартиры по требованию собственника. Теперь таких лазеек стало меньше, а вариантов взаимодействия у полиции и приставов — больше.

В философском смысле это означает, что гайки закручиваются плотнее. Но одним людям от этого хорошо и безопасно, а другим — плохо и тревожно. Желаем вам оставаться на той стороне, где хорошо и безопасно.

Зачем приставам и полиции сотрудничать?

Служба судебных приставов и полиция — это два разных ведомства. У каждого из них свой федеральный закон, свои обязанности, полномочия и задачи. Но в каждом из этих законов есть условие о взаимодействии, то есть в каких-то делах полицейские и приставы работают вместе.

Например, приставы хотят арестовать машину должника. Но чтобы узнать о такой машине, нужно сделать запрос в ГИБДД , а потом запретить регистрационные действия — машину нельзя будет продать. Тут два ведомства в любом случае должны работать в связке, иначе теряется смысл исполнительных действий.

Бывает, что можно обойтись без полиции, но с ней безопаснее: например, если пристав исполняет решение суда о вселении и выселении. Человек может сопротивляться и даже напасть. У полиции хватит полномочий, чтобы разобраться с этим.

А раньше не было документов о взаимодействии?

На самом деле документы были и раньше, но их не хватало. Кроме федеральных законов есть еще положение о взаимодействии и соглашение по обмену информацией в электронном виде.

То есть приставы и полиция и раньше прекрасно обменивались данными, отправляли друг другу запросы, проводили совместные рейды и ловили должников на дорогах. Но не было конкретного документа о том, как они должны это делать, в рамках каких мероприятий и в какой последовательности. Хотя у приставов тоже немало прав и способов добиться выплаты долга, исполнения решения суда и даже розыска. Но приставы и полиция — это не одно и то же.

Этим пользовались юридически грамотные водители: они жаловались в прокуратуру, что сотрудники ГИБДД останавливают их на дороге по просьбе приставов, хотя это не повод. Конкретного документа же нет, а тогда на каком основании вы останавливаете водителей?

В общем, необходимость приказа назревала давно, и вот он появился.

Почему они просто не работают нормально? Зачем им все эти приказы?

Россия большая, в ней много сотрудников полиции и приставов и еще больше — граждан, с которыми те взаимодействуют. Очень много.

Для одного человека лишение прав из-за долгов — это драконовская мера. Но для кого-то другого это возможность быстрее получить деньги на содержание ребенка. Кому-то некуда идти из проданной квартиры. А новый собственник честно ее купил и хочет вселиться, но ему не дают. Проблемами этих людей должно заниматься государство. Для этого есть суды, приставы и полиция.

Один полицейский может посчитать уместным выломать дверь ногой, другой — влезть через окно, третий — поджечь бумажный пакет под дверью. Сложно предсказать, что придет в голову конкретному человеку на работе. Кто-то вообще ничего не будет делать. Когда у тебя на службе тысячи человек, нельзя полагаться только на их смекалку, чувство юмора и высокие моральные принципы.

Поэтому МВД и ФССП должны придумать регламенты для всех: прописать правила, что полицейским и приставам можно, а что нельзя; что допустимо, а что нежелательно; как действовать в каждой из ситуаций и что делать, если это не помогло. Пристав не может просто так прийти в полицию и потребовать от сотрудников ловить должников на дорогах. Или объявить алиментщика в розыск, потому что сам давно не может его найти.

Когда у полицейского и пристава есть регламенты и приказы, они обязаны им следовать. Если они им не следуют, на них можно подать в суд, и государство компенсирует убытки. А когда регламента или приказа нет — они начинают действовать исходя из собственных представлений о прекрасном, а это может привести к чему угодно.

Когда приставам нужна помощь полиции

Полиция может помогать приставам на любом этапе исполнительного производства. Например, в таких случаях:

  1. нужно найти должников, их имущество и детей. Не просто пробить по базе, а именно разыскать;
  2. на человека подали в суд, а найти его не могут. Полиция найдет ответчиков;
  3. кто-то хочет вселиться в квартиру, а его не пускают. Или наоборот: кого-то нужно выселить, а он не хочет;
  4. cуд сказал снести здание, а собственник не дает;
  5. у должника есть машина, он на ней ездит. А где ее ставит и куда за ней прийти приставам, непонятно. Полиция найдет;
  6. магазин положено закрыть, а он работает. Или заправка не должна продавать бензин, а продает. Пристав хочет все опечатать, но предприниматель не выполняет решение суда, не подпускает приставов и собирает митинг в защиту малого бизнеса России. Полиция с этим разберется.

Как все будет происходить

В приказе описана последовательность действий: что и когда делает каждое ведомство ради общей цели. Участвовать в этом будут подразделения разного уровня и назначения. Приставам помогут управления МВД на разных видах транспорта и даже в метро, региональные подразделения, отделы на местах. Они будут делать друг другу запросы и обмениваться информацией: электронно, на бумаге, по факсу, почте и телеграммами.

Вот что будет делать МВД ради приставов:

  1. Поможет совершать исполнительные действия.
  2. Ответит на запрос по поводу машин, водительских прав, адресов, регистрации.
  3. Расскажет о задержании должника или ответчика. Причем незамедлительно.
  4. Сообщит, что нашли ребенка, которого нужно передать другому родителю.
  5. Организует поиск и установит местонахождение автомобилей должников. Теперь никто не скажет, что нет документа для таких мероприятий: он есть.

Теперь полиция объявит в розыск всех должников и будет их задерживать?

Нет, просто так никого не задержат. Этот приказ не дает полицейским и приставам права забирать у людей машины или арестовывать их из-за месячной просрочки по кредиту . Хотя иногда сумма долга не имеет значения — последствия все равно будут серьезными.

Если должник не заплатил миллион и ездит на машине вдвое дороже, теперь больше шансов найти его и заставить погасить долг. Одно только ограничение прав на управление машиной помогает взыскать долгов на 500 млн рублей в год.

Должников по алиментам, например, приставы уже год как могут задерживать без полиции. А для уголовной ответственности за неуплату алиментов привлекать полицию необязательно: она и так наступит.

Приставы вообще многое могут делать без полиции: и вселять, и выселять, и передавать детей другому родителю. Могут и в суд доставить, и имущество описать, и кофейню опечатать. Если нужно, пристав и без полиции признает должника безвестно отсутствующим, лишит водителя прав и не даст улететь в отпуск за границу.

Тем, кто скрывается сам и прячет имущество, скрываться будет сложнее. Приставы не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, а полиция — да. Теперь они вместе и заодно. Шансов добиться взыскания долга и исполнения решения суда станет больше.

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель:

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Расторгая брак между супругами, районный суд указал в решении, что их дочь (10 лет) остается жить с отцом.

Как принудительно исполнить решение суда, если мать категорически отказывается отдать ребенка отцу и скрывает его у родственников и знакомых? Может ли судебный пристав-исполнитель прибегнуть в данной ситуации к содействию работников полиции?

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу судебное решение является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок исполнения содержащихся в судебных актах требований об определении места жительства ребенка регламентирован в ст. 105 Закона N 229-ФЗ. Эта норма является общей для исполнения требований исполнительных документов неимущественного характера и предполагает совершение судебным приставом-исполнителем определенных действий. В частности, из ч. 1 ст. 105 Закона N 229-ФЗ следует, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения*(1), судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора (ст. 112 Закона N 229-ФЗ) и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток (ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ)*(2). При этом уплата штрафа не освобождает родителя от обязанности совершить действия, предусмотренные решением суда, связанному с передачей ребенка взыскателю, с которым определено его место жительства.

Кроме того, Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ гл. 13 Закона N 229-ФЗ дополнена ст. 109.3, регламентирующей исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, в которой указано, что передача ребенка родителю осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок. При необходимости судебный пристав-исполнитель также привлекает к участию в исполнительном производстве представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.

В том случае, если один из родителей скрывает место нахождения ребенка и тем самым препятствует исполнению судебного акта, судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел производить розыск ребенка (п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ) в порядке, установленном ст. 65 Закона N 229-ФЗ (смотрите также Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов, утвержденные ФССП России от 17 апреля 2014 года).

Помимо этого, МВД России, его территориальные органы, на основании обращений ФССП России, ее территориальных органов, оказывают содействие при исполнении судебными приставами-исполнителями служебных обязанностей в случаях, если им препятствуют в совершении исполнительных действий либо угрожает опасность их жизни или здоровью (п. 5.1 приказа Минюста РФ и МВД РФ от 09.12.2005 N 208/1003 "Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов").

В тех случаях, когда должник уклоняется от исполнения требования судебного акта о передаче ребенка, и предпринятые судебным приставом-исполнителем меры не принесли положительного результата, а также в случаях, не терпящих отлагательства (к примеру, когда существует угроза исчезновения ребенка, его переезда по неизвестному адресу), судебный пристав-исполнитель вправе воспользоваться предоставленным ему полномочием и войти без согласия должника в занимаемое им жилое помещение. При этом судебному приставу-исполнителю необходимо получить письменное разрешение старшего судебного пристава на совершение указанных исполнительных действий (п. 6 ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

Таким образом, судебный пристав-исполнитель наделен достаточно широкими возможностями для того, чтобы исполнить требование исполнительного документа в принудительном порядке, включая право обращаться за содействием к правоохранительным органам.

Однако в рассматриваемой ситуации, как мы поняли, в решении суда определено только место жительства ребенка с отцом и не описан механизм реализации данного решения. Подобное обстоятельство на практике приводит к многочисленным отказам судебными приставами-исполнителями в возбуждении исполнительного производства, поскольку требования исполнительного документа, содержащие формулировку "определить место жительства несовершеннолетнего ребенка", не предусматривают возложение на должника (одного из родителей) обязанности по передаче ребенка другому родителю и не содержат каких-либо иных требований обязывающего характера, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона N 229-ФЗ. Судебные приставы-исполнители при этом полагают, что судебные акты с подобной формулировкой резолютивной части носят правоустанавливающий характер и не требуют принудительного исполнения (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21.11.2012 по делу N 33-9358/12, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2014 г. по делу N 33-1745/2014).

На наш взгляд, отсутствие в резолютивной части решения, которым определено место жительства ребенка, указания о возложении на должника обязанности передать ребенка отцу не влечет невозможность принудительного исполнения решения суда судебным приставом по факту, так как само определение места жительства ребенка с другим родителем предполагает обязанность другого родителя передать его (исполнить решение суда). В Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г., судам разъяснено, что при определении места жительства ребенка в решении следует указывать и на обязанность родителя передать ребенка тому родителю, с которым определено место его жительства (смотрите, например, определение Московского городского суда от 28.01.2015 N 33-2650/15). То обстоятельство, что отдельные суды этого не делают, не должно создавать препятствий для принудительного исполнения вступившего в законную силу решения суда.

К тому же в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности порядка его исполнения судебный пристав-исполнитель вправе обратиться за разъяснением решения суда (ст. 202 ГПК РФ, ч. 1 ст. 32 Закона N 229-ФЗ). Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено (смотрите, к примеру, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 13.06.2013 по делу N 33-2385). На основании ст. 433 ГПК РФ аналогичное право предоставлено и взыскателю в исполнительном производстве (смотрите, к примеру, определение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 31.07.2012 по делу N 13-263/2012).

В противном случае взыскатель вправе оспорить постановления судебного пристава-исполнителя, его действия или бездействие (ч.ч. 1, 2 ст. 441 ГПК РФ, ст.ст. 128 Закона N 229-ФЗ). Соответствующее заявление подается в суд, в районе деятельности которого находится исполнительное производство.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

*(1) Согласно ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ.

*(2) Смотрите "Методические рекомендации о порядке применения частей 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденные ФССП РФ 29.09.2011 N 04-15.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2011, N 49 (ч. 5), ст. 7067; 2018, N 18, ст. 2572), пунктом 41 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900, N 27, ст. 3880, ст. 3881, N 49 (ч. 5), ст. 7067; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 10, ст. 1393, N 29 (ч. 1), ст. 4374; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4160, N 27 (ч. 2), ст. 4238; 2017, N 22, ст. 3071, N 31 (ч. 1), ст. 4821, N 50 (ч. 3), ст. 7562; 2018, N 31, ст. 4857), указами Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909, N 29 (ч. 1), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49 (ч. 7), ст. 6396, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. 2), ст. 3515, N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108, N 19, ст. 2806, N 37, ст. 5130; 2016, N 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, N 19, ст. 2672, N 51, ст. 7357; 2017, N 16, ст. 2397, N 17, ст. 2549, N 49, ст. 7444; 2018, N 8, ст. 1192, N 16 (ч. 1), ст. 2345, N 23, ст. 3261), от 21.12.2016 N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52 (ч. 5), ст. 7614; 2018, N 19, ст. 2725, N 30, ст. 4711) приказываем:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра юстиции Российской Федерации В.В. Федорова и первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации А.В. Горового.

Министр юстиции
Российской Федерации

Министр внутренних дел
Российский Федерации

Утвержден
приказом Минюста России, МВД России
от 29.08.2018 N 178/565

Порядок
оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика

ГАРАНТ:

См. Положение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов, утвержденное приказом Минюста России и МВД России от 18 октября 2018 г. N 216/689

1. Настоящий Порядок определяет последовательность действий при оказании сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика (далее - содействие).

2. В целях оказания содействия ФССП России и МВД России, их территориальные органы 1 организуют обмен информацией в соответствии с настоящим Порядком.

Обмен информацией, представляемой на бумажном носителе и (или) в электронной форме, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия 2 , а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных. ФССП России и МВД России, их территориальные органы принимают необходимые меры для обеспечения оперативного, полного исполнения запроса и сохранения конфиденциальности получаемой информации.

3. МВД России, его территориальные органы:

1) оказывают на основании запросов ФССП России, ее территориальных органов содействие при исполнении судебными приставами-исполнителями служебных обязанностей, в том числе в ходе исполнительных производств о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, о вселении взыскателя, об административном приостановлении деятельности должника, об отобрании или о передаче ребенка в случаях воспрепятствования в совершении исполнительных действий либо угрозы их жизни или здоровью;

3) в соответствии со сведениями, содержащимися в централизованных розыскных учетах, формируемых на базе органов внутренних дел, незамедлительно информируют подразделение ФССП России (Управление по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России или территориальный орган ФССП России), являющееся инициатором розыска, через его дежурную часть о задержании в соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" находящихся в розыске должника-гражданина или гражданина-ответчика, а также об обнаружении разыскиваемых ФССП России несовершеннолетних;

4) на основании запроса судебного пристава-исполнителя информируют о принятом МВД России решении о нежелательности пребывания (проживания), решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию 3 или их отмене в отношении указанного в запросе иностранного гражданина или лица без гражданства в течение семи рабочих дней со дня его получения;

5) принимают участие в проводимых территориальными органами ФССП России мероприятиях по выявлению транспортных средств, разыскиваемых в рамках исполнительных производств на основании предоставленной судебными приставами-исполнителями конкретизированной информации об установлении фактического местонахождения таких транспортных средств.

4. В целях создания условий для оказания содействия сотрудниками органов внутренних дел ФССП России, ее территориальные органы:

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 4 марта 2019 г. N АКПИ19-72 подпункт 1 пункта 4 признан не противоречащим действующему законодательству

2) направляют в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия копии постановлений о временном ограничении на пользование должником специальным правом с отметкой о дате вручения копии данного постановления должнику в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции), за исключением постановлений в отношении должников, объявленных в розыск;

3) незамедлительно после вынесения постановления о снятии временного ограничения на пользование должником специальным правом направляют его копию в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в подразделение Госавтоинспекции;

4) информируют МВД России, его территориальные органы об исполнении направленных в ФССП России, ее территориальные органы постановлений органов внутренних дел по делам об административных правонарушениях, постановлений судей о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, а также о случаях ненадлежащего оформления исполнительных документов;

6) при получении информации из МВД России и его территориальных органов о задержании в соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" должника-гражданина принимают меры к незамедлительному прибытию инициатора розыска по месту нахождения должника для совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, либо препровождению должника для совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения в территориальный орган ФССП России.

5. Территориальные органы ФССП России и МВД России проводят не реже одного раза в квартал сверку сведений, направленных территориальными органами ФССП России в территориальные органы МВД России, о лицах, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, выявленных и (или) задержанных в результате служебной деятельности.

1 Со стороны ФССП России: управления ФССП России, действующие на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, структурные подразделения территориальных органов ФССП России; со стороны МВД России: на окружном уровне - Главное управление МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте МВД России по федеральным округам; на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации; на районном уровне - управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, Управление МВД России на комплексе "Байконур".

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2011, N 24, ст. 3503, N 49 (ч. 5), ст. 7284; 2013, N 45, ст. 5827; 2014, N 12, ст. 1303, N 42, ст. 5746, N 48, ст. 6862, ст. 6876, N 50, ст. 7113; 2016, N 34, ст. 5243; 2017, N 29, ст. 4380, N 30, ст. 4672, N 41, ст. 5981, N 44, ст. 6523, N 45, ст. 6661; 2018, N 28, ст. 4234).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 4, ст. 654; 2017, N 7, ст. 1083, N 43 (ч. 2), ст. 6326).

Регламентирован порядок оказания сотрудниками ОВД содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства.

Сотрудники ОВД оказывают помощь приставам в розыске должников, ответчиков, их имущества, а также детей путем предоставления необходимой информации. Кроме того, территориальные органы МВД России участвуют в выявлении разыскиваемых транспортных средств, оказывают содействие в ходе исполнительных производств о выселении должника, освобождении нежилого помещения, земельного участка, сносе строения, здания или сооружения (их отдельных конструкций), вселении взыскателя, административном приостановлении деятельности должника, отобрании или передаче ребенка.

Установлен порядок обмена информацией между ФССП России и МВД России.

Приказ Министерства юстиции РФ и МВД России от 29 августа 2018 г. N 178/565 "Об утверждении Порядка оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика"

Расторгая брак между супругами, районный суд указал в решении, что их дочь (10 лет) остается жить с отцом.Как принудительно исполнить решение суда, если мать категорически отказывается отдать ребенка отцу и скрывает его у родственников и знакомых? Может ли судебный пристав-исполнитель прибегнуть в данной ситуации к содействию работников полиции?

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу судебное решение является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок исполнения содержащихся в судебных актах требований об определении места жительства ребенка регламентирован в ст. 105 Закона № 229-ФЗ. Эта норма является общей для исполнения требований исполнительных документов неимущественного характера и предполагает совершение судебным приставом-исполнителем определенных действий. В частности, из ч. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ следует, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения (1), судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора (ст. 112 Закона № 229-ФЗ) и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. или административный арест на срок до пяти суток (ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ) (2). При этом уплата штрафа не освобождает родителя от обязанности совершить действия, предусмотренные решением суда и связанные с передачей ребенка взыскателю, с которым определено его место жительства.

Кроме того, Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ гл. 13 Закона № 229-ФЗ дополнена ст. 109.3, регламентирующей исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, в которой указано, что передача ребенка родителю осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок. При необходимости судебный пристав-исполнитель также привлекает к участию в исполнительном производстве представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.

Валерий ГЛЕБОВ,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лариса АМИРОВА,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 22 за 2015 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: